Вложение | Размер |
---|---|
fiziognomika.docx | 449.91 КБ |
Автор работы:
Смирнова Кристина ,
учащаяся 10 класса
Портрет Дмитрия Ивановича Менделеева с точки зрения физиогномики
Научный руководитель:
Чернышёва Татьяна Викторовна,
учитель химии
Россия,Тверская область, Лесной район, с. Лесное
МОУ Лесная СОШ
Содержание:
I.Введение……………………………………………………….3
II.Основная часть……………………………………………….
1.История физиогномики ………………………………...........4-6
2. Определение особенностей характера по чертам лица………………………………………….…………………..7-10
3.Характер Д.И.Менделеева в воспоминаниях современников ………………………..................................................................11-14
4.Определение психологического портрета………………….15-18
III.Выводы………………………………………………………..19
Приложение……………………………………………………….20-24
Литература и Интернет - ссылки…………………………………25
Введение
Человеку всегда важно понять другого человека, прочитать его внутренний мир, для этого одни обращаются к тестам, другие задают вопросы окружающим, расспрашивают, наблюдают за поведением, результатами его действий. Но есть и другие, те, которые прежде всего обращают внимание на внешность человека, а среди них те, для которых самым информативным является лицо. Есть специальная область знаний, которая занимается изучением и чтением лица, чтобы таким образом получить информацию о личностных особенностях человека. С древних времён лицо привлекало учёных, мыслителей и исследователей. В своей работе мне бы хотелось немного заинтересовать и познакомить вас с такой интересной наукой, как физиогномика или искусство чтения по лицу. Я думаю, многим будет интересно получше узнать своих собеседников и окружающих. От тех, кто нас окружает, может зависеть не только наше эмоциональное или психическое состояние. Наши успехи в повседневной жизни, напрямую связанны с тем насколько верно мы можем ориентироваться в малейших переменах, происходящих в наших собеседниках. Поскольку очень много может рассказать о человеке и о его привычках его лицо, походка, смех, манера поведения. Многовековая практика чтения характера человека по его лицу создала своеобразную систему знаний, которыми пользовались философы, писатели и художники. Физиогномика, как искусство чтения лица, для меня интересна не только с чисто познавательной, но и с практической точки зрения. Прочитать намерения собеседника, партнера, противника по его лицу - значит застраховать себя от неожиданностей.
В своей работе я поставила следующую цель:
Определение типа личности Д.И.Менделеева по его внешнему облику.
В ходе исследования перед собой я поставила следующие задачи:
-познакомиться с физиогномикой
-изучить признаки определения характера человека по чертам лица
- собрать информацию о Дмитрии Ивановиче как о человеке, его характере по воспоминаниям его друзей и родственников
-сопоставить данные, полученные в ходе исследования с данными, полученными из литературных источников.
-самостоятельно выявить психологический портрет ученого
История физиогномики
Физиогномика как искусство чтения по лицу сложилась в глубокой древности. На Западе это искусство получило распространение в Древней Греции. Считается, что отцом европейской физиогномики является выдающийся философ и ученый древности Аристотель[1]. Он и его ученики доказывали: черты лица, его мимика характеризуют тот или иной тип людей, по ним можно определить характер человека, его интеллект и одаренность. Аристотель и философы, жившие до него, считали лицо зеркалом души, книгой, в которой можно прочесть о сильных и слабых чертах характера. Сократ и Платон умели расшифровывать выражение лица собеседника, Пифагор, по свидетельствам современников, не позволял изучать математику тем студентам, на лицах которых он не видел способностей к абстрактному мышлению. Знаменитые врачи древности Гален и Авл Корнелий Цельс, мыслители Цицерон и Плиний Младший - все они с должным почтением относились к науке чтения лица.
Древнегреческий врач Гиппократ в своих трудах говорил, что изучение лица и руки человека даёт важные сведения о его здоровье и темпераменте. Гиппократ пользовался физиогномикой для целей врачебной диагностики. До сих пор в медицине пользуются понятием "маска Гиппократа" (запавшие глаза, заострённый нос, синевато-бледная кожа, покрытая каплями холодного пота) — это характерное выражение больного при перитоните (воспаление брюшной полости при повреждении внутренних органов или как осложнение аппендицита), важный симптом данного заболевания.
Иоганн Каспар Лафатер [2], швейцарский священник, поэт и художник, подготовивший и выпустивший в 1772-1778 гг. четырехтомное сочинение по физиогномике. Он доказывал, что «лица настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам, разница лишь в тон, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас». Лафатер зарисовал тысячи лиц, создав фонд из шестисот таблиц - «библию физиогномики». Ученый поражал своих современников способностью правильно расшифровывать мимику субъекта, однако сам он считал, что «физиогномическое чутье - это дар Божий» и научиться этому весьма сложно.
Английский учёный, натуралист, основоположник современной теории эволюции, Чарльз Дарвин проявлял большой интерес к выразительным движениям человека и высших животных. Свои наблюдения и мысли об этом он изложил в работе "О выражении эмоции у человека и животных" (1872 г.). Его идеи послужили основой для создания различных справочников по психологическим толкованиям мимики. Он вывел общие законы, управляющие проявлением эмоций во всём животном мире, и создал специальную отрасль науки — сравнительную биологию.
Он писал, что "каждый индивидуум сокращает преимущественно только определённые мускулы лица, следуя своим личным склонностям, эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видными".
Дарвин предложил, что мимические движения образовались из полезных действий, то есть то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей какое-либо приспособительное значение. Например, оскаливание зубов при гневе является остаточной реакцией от использования их (зубов) в борьбе; расслабление мышц лица — улыбка, выражающая приветливость, — является противоположностью напряжения мышц, характерного для враждебных чувств; дрожь — это следствие напряжения мышц при мобилизации организма, например для нападения.
Согласно Дарвину, мимика обусловлена врождёнными механизмами и зависит от вида животных. Отсюда следует, что мимические реакции должны быть тесно связаны с определёнными эмоциями. Установление таких связей сделало бы возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.
Теория Дарвина верна лишь отчасти, так как мимическое выражение не полностью обусловлено врождёнными факторами. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения и экспериментальные данные. Множество исследований было посвящено выяснению того, способен ли человек правильно распознавать мимические реакции других людей. В этих исследованиях использовалось три вида материала: рисунки мимических реакций, фотографии изображения эмоций актёрами и фотографии спонтанного выражения эмоций.
Русский профессор, сторонник физиогномики И. А. Сикорский. В 1861 г. написал книгу "Всеобщая психология с физиогномикой", в которой дал подробное изложение физиогномики, широко используя литературные примеры и репродукции художественных картин.
В другой своей книге "Физиогномика в иллюстрированном изложении" он дал похожий портрет убийцы: "Большие уши, чрезмерно развитая нижняя челюсть, толстые губы (слабость сознательной воли), слабое сокращение мышц лица".
Там же И. А. Сикорский приводит приметы, отличающие здорового человека от больного: сильное напряжение мускулатуры тела (выпрямление туловища), напряжение, бодрость, свежесть, оригинальность ума, прямолинейность бровей, мимика радости. Противоположные черты, по его мнению, будут свидетельствовать о слабости, усталости, болезненности человека.
Создатель русской физиологической школы И. М. Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" писал: "Психическая деятельность человека выражается, как известно, внешними признаками, и обыкновенно все люди, и простые, и умные, и натуралисты, и люди, занимающиеся духом, судят о первой по последним, т.е. по внешним признакам... Все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами одухотворённость, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результат большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц — акта, как всем известно, чисто механического".
В наше время физиогномика продолжает развиваться в составе более новой науки, называемой персонологией. Персонологи считают, что по лицу и его изменениям можно предсказать периоды спада и подъёма, время неудач и успехов.
Самостоятельное определение свойств характера по чертам лица
Объект исследования: портреты и фотографии Д.И.Менделеева в разные периоды его жизни
Предмет исследования: лицо ученого
Алгоритм изучения:
1.Изучение черт лица по портретам и фотографиям.
2.Определение признаков характера человека по данным чертам с помощью литературных источников и Интернет-сайтов.
Нос[4]
Согласно концепциям физиогномистов, нос также является показателем особенностей духовной жизни человека. Форма носа, так же как и глаз, стабилизируется после 40 лет.
Пригнут книзу
Нос правильной формы («настоящий славянский нос»), как правило, является признаком ярко выраженной индивидуальности. Нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом, подбородком, свидетельствует о сильной натуре.
Кончик носа напоминает «подвешенную каплю». Обычно такие люди жизнерадостны, а следовательно, они процветают.
Большие ноздри
Рот[5]
Многие психологи, использующие в своей работе знания физиогномики, считают, что именно губы являются тем признаком, который наиболее точно и верно позволит оценить характер и психотип незнакомого человека.
Полные губы говорят о том, что этот человек эмоционален и редко прислушивается к доводам рассудка. Выпуклые большие губы — свидетельство успеха. Волнистая линия смыкания губ – у эмоциональных людей, обладающих эксцентричным и «взрывным» характером.
Красиво очерченный, изогнутый контур губ может принадлежать человеку остроумному, генерирующему идеи, интересному собеседнику, с которым трудно соскучиться.
Глаза
Без наклона (внутренний и внешний уголки на одном уровне а-ля Чак Норрис)
Придерживание сбалансированного взгляда на жизнь, старание быть прагматичным и объективным. Такого человека нелегко сбить с пути, он не поддаётся давлению со стороны. Если его планы не срабатывают с первого раза, он продолжаете стоять на своём, пока не добьётесь цели. Также поборник справедливости.
Большая радужная оболочка
Человек живёт своими чувствами и эмоционально откликается на окружающий мир. Чтобы убедиться в достоверности получаемой информации, ему нужно самому всё увидеть и испытать.
Ресницы: Густые
Брови: Густые
Густые брови говорят о тяжелом характере и лидерской натуре.
Цвет глаз: Синий
Большие синие глаза говорят о твердости духа и непреклонности, а также о чувствительности.
Лоб[6]
В физиогномике форма лба может многое сказать о стиле мышления человека и его подходах к решению проблем. Лоб прикрывает спереди мозг, поэтому ничуть не удивительно, что он является индикатором типичного для вас стиля мышления.
Люди, имеющие высокий прямой лоб, как правило, имеют хорошо развитые интеллектуальные способности. Такие люди склонны анализировать себя и свои поступки, предпочитают продумывать ситуацию наперед, поэтому способны легко избегать чужих уловок.
Мышление такого человека представляет собой прямолинейный, поступательный процесс, и ему бывает трудно усваивать информацию, если она подаётся слишком быстро или непоследовательно. Сильная его сторона в том, что если он что-то запоминает и усваивает, то это остаётся с ним практически навсегда.
Волосы[7]
Темно-русые волосы и борода с пробивающейся проседью, что характерно для человека славянской внешности.
Такие волосы характерны для глубокомыслящих, справедливых, верных и притом здоровых людей.
Выводы по информации, полученной по физиогномическим признакам
В результате проделанной мной работы выяснилось, что черты лица Д.И.Менделеева определяют следующие свойства характера:
Характер Дмитрия Ивановича в воспоминаниях современников
Все, кто его знал, отмечают многогранность его натуры, многоплановость его деятельности, которая выходила далеко за рамки чистой науки. По воспоминаниям современников Менделеев предстает перед нами как целостная, неординарная, интересная личность.
«В Менделееве сочеталось два заметных начала – доброта и крутой нрав. Вспыльчивость, вспышки возбуждения, граничащего с гневом, признавались всеми, кто его знал. Однако Дмитрий Иванович был отходчивым: покричит-покричит (без зла!), поворчит, наговорит, потом отойдет».
«Менделеев всегда твердо стоял на своем, проводил свою линию, был последовательным и непреклонным в своих решениях. Он, например, был согласен с адмиралом С.О.Макаровым (1848–1904) на «Ермаке» «прорезать Северный полюс», но только по тому плану, который он предлагает. Или такой характерный пример. Менделеев решил послать на Всемирную выставку в Париже всех служащих, механика и столяра, но получил отказ. На что Дмитрий Иванович спокойно сказал: «Подам в отставку, уйду. Денег у них не прошу, посылаю за счет сбережений от личного состава. Распоряжаюсь деньгами я». И вот результат: командировали всех! Просто знали решительность и твердую волю Менделеева».
«Независимость в суждениях, взглядах проявлялась и в том, что он не признавал рангов, чинов, что иных шокировало, а сановников возмущало. Он как-то сказал: «Я ведь не из этих, нынешних, которые мягко стелют». Это неумение кривить душой проявлялось во всем.»
«Он терпеть не мог, когда в его присутствии о ком-то говорили дурно или когда кичились своей «белой костью». Однажды один из студентов на экзамене представился так: «Князь В.». Реакция Менделеева была мгновенной: «На букву К я экзаменую завтра».»
«Добрым советом, ходатайством, материально, он был всегда готов оказать помощь людям (Менделеев был человеком влиятельным!). Зачастую инициатива шла прямо от него. А это требовало и времени, и душевного беспокойства, и средств, а то и просто мужества. Его просьбы, как правило, имели успех. Младшим служащим установил обязательную прибавку к жалованью по случаю рождения ребенка, обеспечил их бесплатным помещением (с отоплением и освещением), добился ассигнования на строительство квартир для служащих Главной палаты мер и весов. Он даже пригрозил отставкой, если Государственный совет не утвердит кредиты на строительство квартир для сотрудников».
«Менделеев был скромным и простым в обращении человеком, не любил никаких церемоний, славы, орденов, наград (а их у него было множество). Ему нравилось общаться с простым народом, особенно с мужиками. Скажет бывало: «Люблю мужицкие умные речи послушать». Не любил, когда его благодарили. Убегал или кричал: «Да перестань... Глупости это все... И что там благодарить. Глупости, глупости!»
«Умеренный в одежде, он был умерен и в еде. Благодаря воздержанности в пище и питье он прожил долгую жизнь, хотя имел задатки наследственного туберкулеза».
«И.Менделеев очень любил природу, много путешествовал».
«Отдаваясь сам целиком работе, Дмитрий Иванович предъявлял жёсткие требования и к своим подчинённым, давая им вместе с тем большую самостоятельность. Любил, чтобы работа строилась по предварительно составленному плану, чтобы предварительно была высказана гипотеза, позволяющая по-новому решить вопрос, считал необходимым проверить полученные в результате исследования новые результаты в возможно большом числе практических направлений, не боялся как смело заявить о сделанном открытии, так и о сомнениях относительно полученных другими результатов, особенно если они шли вразрез с его идеями или принципами, которых он придерживался».
Лица, близко знавшие Менделеева, свидетельствуют, что каждая цифра, им сообщаемая -даже с учебной целью - в «Основах химии», неоднократно и весьма тщательно проверялась и публиковалась лишь после того, как автор получал уверенность в том, что именно ее следует считать наиболее достоверной.
«Будучи студентом первого курса, Менделеев остается сиротой: в сентябре 1850 года умирает его мать (отец умер, когда мальчику было 14 лет), в феврале 1851 года умирает дядя, Василий Дмитриевич Корнильев, который материально поддерживал Дмитрия и его сестру Лизу, приехавшую в Петербург вместе с братом. Весной 1852 года умирает Лиза, и Дмитрий остается в Петербурге практически один. Беспросветность, общая слабость, недоедание, туберкулезная интоксикация приковывают его к больничной койке в институтском изоляторе. Однажды во время обхода врач, думая, что Д.И.Менделеев спит, сказал у его кровати: «Этот уже не поднимется».
Все было против одинокого, бедного и болезненного студента, который, вопреки всем обстоятельствам, все же сумел победить болезнь и благополучно окончил институт в 1855 году».
Из воспоминаний жены А.И.Менделеевой
«Дмитрий Иванович всегда был как будто в состоянии душевного горения. Я не видала у него никогда ни одного момента апатии. Это был постоянный поток мыслей, чувств, побуждений, который крушил на своем пути все препятствия.
Многие считали его характер невыносимым и тяжелым. Правда, он не любил противоречий и не терпел, чтобы перебивали его речь, потому что прерывалась связь его мыслей, которые не были порхающими мотыльками, а шли всегда из глубины его души. Он легко раздражался и кричал, но тотчас и успокаивался. Я помню, как в самое первое время моего замужества, кто-то пришел к нему по делу. Я сидела в соседней комнате за работой. Вдруг слышу раскаты громового голоса Дмитрия Ивановича. Страшно испуганная, я, бросив работу, убежала к себе и зарыла голову в подушки, чтобы ничего не слышать. Через несколько минут, со страхом освободив голову из-под подушки, услышала привычный, добродушный голос Дмитрия Ивановича. Он мирно и весело разговаривал с тем же посетителем.
Потом я, как и все его окружающие, знавшие его добрую душу и широкое сердце, привыкла к этой особенности его характера. Иногда он раскричится на лаборантов, на прислугу, на товарищей, на любого знакомого, на министра и сейчас же мирится и улыбается своей мягкой, доброй улыбкой.
Как-то на лекции досталось от него за какую-то неисправность при опытах служителю Семену. Дмитрий Иванович кричал. Лекция окончилась. Он пришел в кабинет, сел на свое обычное место отдохнуть. Вдруг вспомнил, что кричал на Семена. Вскочив, побежал через лабораторию, внутренними ходами к Семену. Нашел его, стал перед ним, поклонился и сказал: "Прости меня, брат, Семен"
Некоторые говорили про Дмитрия Ивановича, что у него тяжелый характер, сравнивали его со львом в берлоге, который рычит, когда к нему войдешь. Все думавшие так, не знали, сколько доброты и нежности было в душе Дмитрия Ивановича. Ницше сказал: "Кто велик в гневе, тот велик и в благоволении". Он был полон контрастов.
Нечего и говорить о том, как он любил свою семью, своих детей. Он говорил: "Чем бы и как бы серьезно я ни был занят, но я всегда радуюсь, когда кто-нибудь из них зайдет ко мне". Дмитрий Иванович любил даже и чужих детей всех возрастов. Дети служащих и сторожей в Палате Мер и Весов всегда бежали к нему, как только видели его во дворе: они знали, что у него найдется для них и ласка и гостинец в кармане -- яблоки или конфеты. Каждое Рождество, в продолжение многих лет, Дмитрий Иванович устраивал на свой счет для детей служащих, сторожей и рабочих в Палате Мер и Весов красивую елку с игрушками всем детям. В результате было то, что и дети были так привязаны к дому, что не хотели никуда ходить. Дома было у них все. Папин кабинет был постоянным источником света духовного, умственного интереса и всякой детской радости».
Из воспоминаний В.И.Тищенко
«Конечно, нельзя отрицать, что нрав у него был крутой, но он был вспыльчив, да отходчив. Слушать его крик, воркотню было иногда нелегко, но мы знали, что он кричит и ворчит не со зла, а такова уж его натура. Вероятно, в шутку он говорил, что держать в себе раздражение вредно для здоровья, надо, чтобы оно выходило наружу. “Ругайся себе направо-налево и будешь здоров. Вот Владиславлев (М. И. Владиславлев (1840–1890) – философ, с 1887 по 1890 гг. ректор Петербургского университета. – И. Д.) не умел ругаться, все держал в себе и скоро помер».
Выводы о характере Д.И.Менделеева по воспоминаниям современников
Исходя из информации, полученной при ознакомлении с воспоминаниями современников, выделяются следующие черты характера ученого:
Определенные мною черты характера Дмитрия Ивановича я сравнила с воспоминаниями современников о его личных качествах.
Многие качества характера ученого совпали.
Наиболее яркие и точно определившиеся : эмоциональность, изобретательность, щедрость, упорство, трудолюбие, независимость , доброта, вспыльчивость, великолепно развитые интеллектуальные способности, поэтапный способ действий.
Опираясь на все полученные данные, мною был составлен психологический портрет ученого.
Компоненты психологического портрета
1. Темперамент
В современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание.
Тип темперамента - сангвиник.
Сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы, уравновешенного, подвижного .К сангвинику относятся такие черты характера: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность.
2. Характер
Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.
Тип характера - педантичный.
Педантичная личность долго колеблется и тщательно обдумывает свои действия. Педантичный характер может выразиться в таких прекрасных качествах, как пунктуальность, аккуратность, ответственность, предусмотрительность, рассудительность, забота о собственном здоровье, избежание эксцессов.
3. Способности
Способность в психологии рассматривается как особое свойство психологической функциональной системы, выражающееся в определенном уровне ее продуктивности.
Имеющиеся общие способности:
готовность к труду, потребность трудиться, трудолюбие и высокая работоспособность;
черты характера — внимательность, собранность, целенаправленность, наблюдательность;
развитие творческого мышления, гибкость ума, умение ориентироваться в сложных ситуациях, адаптивность, высокая продуктивность умственной деятельности.
Индивидуальные способности:
исследовательская и преподавательская деятельность
4. Направленность
В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения, удовлетворения потребностей.
Основная направленность-повышение эффективности научной деятельности
5. Интеллектуальность
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Отличающие признаки: способность охватывать и объединять широкие области знания; способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий. Эти черты проходят через всю его деятельность.
6. Эмоциональность
Эмоциональность – свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Ярче всего выражены такие эмоции, как любовь и гнев.
7. Волевые качества
Волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.
8. Умение общаться
Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Был интересным собеседником, простым в общении.
9. Психотип - Интуитивно-логический экстраверт
Представители данного социотипа нередко становятся создателями новых научных школ и направлений, в которых царят творческий дух и демократический стиль руководства. Способны хорошо разбираться в людях, их скрытых возможностях, склонны к постижению сути вещей и идей, к открытиям. Свои мысли и идеи они стараются формулировать логически, разрабатывая новые интересные теории.
Заключение
Наружность Дмитрия Ивановича известна по его многим удачным и неудачным портретам и фотографиям. Но все же ни фотографии, ни портреты не могут передать разнообразия выражений, жизни лица.
В своей работе я создала психологический портрет Менделеева по чертам его лица (используя знания, полученные при изучении науки физиогномики).
Я пришла к следующим окончательным выводам:
С помощью физиогномики можно определить по лицу человека свойства его характера.
Это учение хотя и не имеет научного обоснования, но является достоверным. Многие ученые на протяжении долгого существования искусства чтения по лицу доказывали его точность. Имеется множество исторических фактов.
Я собрала информацию о Дмитрии Ивановиче как о человеке, его характере по воспоминаниям его друзей и родственников.
Выявленные в ходе исследования психологические признаки характера ученого по чертам лица, во многом совпали с воспоминаниями его современников.
Проделав данную работу, я лично убедилась в практически абсолютной точности физиогномики.
Приложение
Рис.1 — Аристотель | Рис.2 — Иоганн Каспар Лафатер | Рис.3 — Иллюстрация из книги о «Физиогномике» 19 века |
Рис.4-Д.И.Менделеев Рис.5-Д.И.Менделеев 1855г.
Рис.6-Д.И.Менделеев Рис.7-Д.И.Менделеев
Рис.8«Портрет Дмитрия Менделеева» Рис.9 «Портрет Менделеева
1878 год в мантии профессора» 1885 год
И.Н.Крамской
Рис.10-Анна Ивановна Попова- Рис.11-Д.И.Менделеев
Жена Д.И.Менделеева
Рис.12-Д.И.Менделеев
Рис.13- Д.И.Менделеев
Рис.14-Профессиональная физиогномика
Список литературы:
1. «Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников» А.А.Макареня, И.Н.Филимонова
2. «Мысли» А.Шопенгауэр
3. «Антропологическая физиогномика» А.П. Богданов
4. «Физиогномика. Читай по лицу» Паршукова Л.П., Шакурова З.А.
Интернет - ссылки:
2. http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Mendeleev.html
3. http://www.alhimik.ru/great/mendel.html
4. funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/.../mendeleev/mendeleev.html
Кто должен измениться?
Два петушка
Почему Уран и Нептун разного цвета
Разлука
Фильм "Золушка"