Тезисы
поисково-исследовательской работы по теме
«Анализ сущностии уровня сформированностиинформационной культуры»
Автор: студентка БОУ ОО СПО ОКТЭС
гр.52П Степанова Виктория
Руководитель: преподаватель Панкратова Г.В.
Высокие темпы НТП в условиях современной цивилизации, порождаютневиданный рост объёмов научной информации, широкое использование информационных технологий во всех сферах современной жизни - факторы, свидетельствующие о необходимости специальной информационной подготовки конкурентоспособных выпускников профессиональных учебных заведений.
Каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных специальных профессиональных знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве всех сфер жизни. Поэтому во время учёбы нужно ориентироваться не только получение специального необходимого объёма знаний, но и на развитие самостоятельной творческой активность студентов, их стремление к самообразованию и переосмыслению полученных знаний на протяжении всей жизни.
Актуальность исследования определяется ещё и тем, что в период вхождения системы российского образования в мировое образовательное пространство возникает ряд задач по формированию и развитию у молодёжи и населения в целом, умений и навыков, необходимых для успешной жизни в постиндустриальном обществе.
Понятие «информационная культура» (ИК) характеризует одну из граней общей культуры, связанную с информационным аспектом жизни человека. В связи с увеличением информационных потоков и их разнообразием в информационном обществе постоянно возрастает значимость ИК, что требует от каждого современного человека знания законов информационной среды, умения ориентироваться в больших объёмах информации.
ИК представляет собой новое направление в общественной жизни, возникшее непосредственно под влиянием НТП, хотя корни его уходят к более ранним стадиям существования человека и общества.
Вполне очевидна социальная значимость ИК. Она:
- опредмечивает культуросозидающую деятельность человека,
- участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении социальным опытом,
- открывает возможность успешному самообразованию и самореализации,
- делает общение людей более позитивным и открытыми и повышает их культурный уровень в целом,
- даёт уверенность в себе, в завтрашнем дне.
Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, получения стратегических преимуществ перед конкурентами, а также социальной и юридической защищенности личности в информационном обществе.
ИК личности – одна из составляющих общей культуры человека, это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Таким образом, ИК– это:
- набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования, хранения и представления информации;
- способность каждого отдельного человека и общества в целом эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Зная основное содержание понятия ИК, можно выделить её основные компоненты:
- коммуникативная культура;
- языковая культура;
- книжная, читательская культура;
- интеллектуальная культура;
- информационно-технологическая культура;
- информационно-правовая культура;
- мировоззренческая культура;
- нравственная культура.
Бесспорно, человек, демонстрирующий высокий уровень ИК:
1. Знает и умеет классифицировать виды информации,
2. Пользуется различными современными техническими средствами получения, обработки, хранения и представления информации,
3. В совершенстве владеет различными средствами формирования ИК,
4. Знает и умеет классифицировать классы и виды информационных технологий,
5. Знает этапы обработки информации,
6. Умеет анализировать информацию,
7. Пользуется различными источниками информации,
8. Знает информационные ресурсы сбора, обработки, хранения и распределения информации.
Значительным фактором, влияющим на формирование ИК являются индивидуальные особенности учащихся:
- различные способности,
- отношение к учёбе или отдельным предметам,
- нравственные установки,
- интересы,
- структура потребностей,
- способность самомотивации и др.
К числу информационных барьеров, препятствующим формированию ИК, можно отнести:
- пространственные (связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших документальных массивах);
- количественные (отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям);
- географические (связанные с расстоянием между документом и потребителем);
- языковые (незнание потребителем языка, на котором написан документ);
- недооценка роли информации в профессиональной деятельности;
- боязнь трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
- неумение выбрать правильную стратегию документального поиска;
- отсутствие необходимых библиотечно-библиографических знаний и навыков работы с информационными системами;
- недостаток средств для приобретения источников информации и оплаты услуг;
- административные ограничения, затрудняющие получение информации;
- режимный характер доступа к информации;
- продолжительность сроков прохождения информационных материалов по издательским каналам;
- искажение и потеря информации при её обработке в информационных службах и др.
Теперь, зная особенности ИК можно определить конкретные эффективные пути повышения ИК личности, это формирование устойчиво высокого уровня:
- общеучебных умений и навыков,
-информационного мировоззрения,
-учебной самомотивации,
-коммуникативной культуры,
-читательской культуры,
-компьютерной грамотности,
- досуговой культуры.
Чрезвычайно эффективным инструментом формирования ИК является самостоятельная работа обучающихся, в т. ч.: - работа с научно-популярной и художественной литературой; - работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами; - выполнение различных домашних заданий; - выполнение практических и лабораторных работ; - подготовка к контрольным работам, семинарам и зачётам; - подготовка презентаций, докладов, рефератов, курсовых; - научно-исследовательская деятельность и др. |
|
|
Формирование ИК – этопроцесс системный, целенаправленный ирегулируемый. Для эффективного управления процессом следует правильно определить цели, задачи, методы и средства. На каждом этапе формирования ИК, следует осуществлять контроль и анализ достигнутых результатов.
Вложение | Размер |
---|---|
inform.kultura.docx | 22.33 КБ |
Тезисы
поисково-исследовательской работы по теме
«Анализ сущностии уровня сформированностиинформационной культуры»
Автор: студентка БОУ ОО СПО ОКТЭС
гр.52П Степанова Виктория
Руководитель: преподаватель Панкратова Г.В.
Высокие темпы НТП в условиях современной цивилизации, порождаютневиданный рост объёмов научной информации, широкое использование информационных технологий во всех сферах современной жизни - факторы, свидетельствующие о необходимости специальной информационной подготовки конкурентоспособных выпускников профессиональных учебных заведений.
Каждый сегодняшний студент завтра станет специалистом, уровень квалификации которого напрямую зависит не только от полученных специальных профессиональных знаний, но и от умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве всех сфер жизни. Поэтому во время учёбы нужно ориентироваться не только получение специального необходимого объёма знаний, но и на развитие самостоятельной творческой активность студентов, их стремление к самообразованию и переосмыслению полученных знаний на протяжении всей жизни.
Актуальность исследования определяется ещё и тем, что в период вхождения системы российского образования в мировое образовательное пространство возникает ряд задач по формированию и развитию у молодёжи и населения в целом, умений и навыков, необходимых для успешной жизни в постиндустриальном обществе.
Понятие «информационная культура» (ИК) характеризует одну из граней общей культуры, связанную с информационным аспектом жизни человека. В связи с увеличением информационных потоков и их разнообразием в информационном обществе постоянно возрастает значимость ИК, что требует от каждого современного человека знания законов информационной среды, умения ориентироваться в больших объёмах информации.
ИК представляет собой новое направление в общественной жизни, возникшее непосредственно под влиянием НТП, хотя корни его уходят к более ранним стадиям существования человека и общества.
Вполне очевидна социальная значимость ИК. Она:
- опредмечивает культуросозидающую деятельность человека,
- участвует в освоении человеком культурной реальности, в овладении социальным опытом,
- открывает возможность успешному самообразованию и самореализации,
- делает общение людей более позитивным и открытыми и повышает их культурный уровень в целом,
- даёт уверенность в себе, в завтрашнем дне.
Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, получения стратегических преимуществ перед конкурентами, а также социальной и юридической защищенности личности в информационном обществе.
ИК личности – одна из составляющих общей культуры человека, это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Таким образом, ИК– это:
- набор знаний, умений и навыков поиска, отбора, ранжирования, хранения и представления информации;
- способность каждого отдельного человека и общества в целом эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
Зная основное содержание понятия ИК, можно выделить её основные компоненты:
- коммуникативная культура;
- языковая культура;
- книжная, читательская культура;
- интеллектуальная культура;
- информационно-технологическая культура;
- информационно-правовая культура;
- мировоззренческая культура;
- нравственная культура.
Бесспорно, человек, демонстрирующий высокий уровень ИК:
Значительным фактором, влияющим на формирование ИК являются индивидуальные особенности учащихся:
- различные способности,
- отношение к учёбе или отдельным предметам,
- нравственные установки,
- интересы,
- структура потребностей,
- способность самомотивации и др.
К числу информационных барьеров, препятствующим формированию ИК, можно отнести:
- пространственные (связанные с неизвестностью местонахождения документа и необходимостью его поиска в больших документальных массивах);
- количественные (отражающие невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям);
- географические (связанные с расстоянием между документом и потребителем);
- языковые (незнание потребителем языка, на котором написан документ);
- недооценка роли информации в профессиональной деятельности;
- боязнь трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях компьютеризации;
- неумение выбрать правильную стратегию документального поиска;
- отсутствие необходимых библиотечно-библиографических знаний и навыков работы с информационными системами;
- недостаток средств для приобретения источников информации и оплаты услуг;
- административные ограничения, затрудняющие получение информации;
- режимный характер доступа к информации;
- продолжительность сроков прохождения информационных материалов по издательским каналам;
- искажение и потеря информации при её обработке в информационных службах и др.
Теперь, зная особенности ИК можно определить конкретные эффективные пути повышения ИК личности, это формирование устойчиво высокого уровня:
- общеучебных умений и навыков,
-информационного мировоззрения,
-учебной самомотивации,
-коммуникативной культуры,
-читательской культуры,
-компьютерной грамотности,
- досуговой культуры.
Чрезвычайно эффективным инструментом формирования ИК является самостоятельная работа обучающихся, в т. ч.: - работа с научно-популярной и художественной литературой; - работа с обучающими и контролирующими компьютерными программами; - выполнение различных домашних заданий; - выполнение практических и лабораторных работ; - подготовка к контрольным работам, семинарам и зачётам; - подготовка презентаций, докладов, рефератов, курсовых; - научно-исследовательская деятельность и др. |
Формирование ИК – этопроцесс системный, целенаправленный ирегулируемый. Для эффективного управления процессом следует правильно определить цели, задачи, методы и средства. На каждом этапе формирования ИК, следует осуществлять контроль и анализ достигнутых результатов.
Калитка в сад
Тупое - острое
Рисуем кактусы акварелью
Никто меня не любит
Весенние чудеса