С незапамятных времен человеку приходилось измерять расстояния в связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и с добыванием пищи. Подобно тому, как при счете человек пользовался вначале пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Вот почему в прошлом мерами длины служили шаг, ладонь — ширина кисти руки, локоть — расстояние от локтя до конца среднего пальца и т. п. Названия мер у разных народов свидетельствуют об их происхождении от различных частей человеческого тела. Так, например, слово дюйм (английская, а также старая русская мера длины— 2,5 см) означает на голландском языке «большой палец». Слово фут (старая мера длины ~30,5 см) означает в английском языке «нога». Эта мера длины возникла как средняя длина ступни человека.
С развитием производства и торговли люди убедились в том, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя. Кроме того, такое измерение уже не удовлетворяло возросшим требованиям точности. В самом деле, длина локтя или шага у разных людей различна, а мера длины должна быть постоянной. Постоянные образцы мер стали изготовлять из деревянных линеек и металлических стержней. Образцы мер в настоящее время называются эталонами. Старой русской мерой длины был аршин (от персидского слова «арш»—локоть) ~ 71 см. Аршин делился на 16 вершков. 3 аршина составляли сажень, 500 саженей — версту, 7 верст — милю. Поэтому мы и выбрали эту тему, так как она нас заинтересовала своим историческим прошлым и практическим использованием при решении задач в настоящем
Новизна состоит в том, что мы сами составляли задачи на применение старинных мер и решали их в различных группах.
Цель: Использовать задачи для развития познавательного интереса к истории о возникновении мер длины и веса.
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_starinnykh_mer_dlinny_i_vesa_dlya_resheniya_i_sostavleniya_zadach.rar | 25.17 КБ |
13
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЧАПАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Использование старинных мер длины и веса
для решения и составления задач
Автор: Ильмуратова Азиза
ученица 5 класса
МОУ «Чапаевская ООШ»
Руководитель:
Шульгина Валентина Николаевна,
учитель математики, I категории
МОУ «Чапаевская ООШ»
д.Чапаево, 2011
План
Введение
I. Древние русские меры
1.1 Меры длины
1.2 Меры веса
1.3 Метрическая система мер
II. Использование старинных мер длины и веса для решения и составления задач.
2.1 Ярмарка старинных русских задач
2.2. Мера «ФУТ». Результаты исследования в 8,9 классах.
Заключение.
Список литература
Введение
С незапамятных времен человеку приходилось измерять расстояния в связи с изготовлением простейших орудий труда, со строительством жилищ и с добыванием пищи. Подобно тому, как при счете человек пользовался вначале пальцами рук и ног, так и при измерении расстояний он прибегал к рукам и ногам. Вот почему в прошлом мерами длины служили шаг, ладонь — ширина кисти руки, локоть — расстояние от локтя до конца среднего пальца и т. п. Названия мер у разных народов свидетельствуют об их происхождении от различных частей человеческого тела. Так, например, слово дюйм (английская, а также старая русская мера длины— 2,5 см) означает на голландском языке «большой палец». Слово фут (старая мера длины ~30,5 см) означает в английском языке «нога». Эта мера длины возникла как средняя длина ступни человека.
С развитием производства и торговли люди убедились в том, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя. Кроме того, такое измерение уже не удовлетворяло возросшим требованиям точности. В самом деле, длина локтя или шага у разных людей различна, а мера длины должна быть постоянной. Постоянные образцы мер стали изготовлять из деревянных линеек и металлических стержней. Образцы мер в настоящее время называются эталонами. Старой русской мерой длины был аршин (от персидского слова «арш»—локоть) ~ 71 см. Аршин делился на 16 вершков. 3 аршина составляли сажень, 500 саженей — версту, 7 верст — милю. Поэтому мы и выбрали эту тему, так как она нас заинтересовала своим историческим прошлым и практическим использованием при решении задач в настоящем
Новизна состоит в том, что мы сами составляли задачи на применение старинных мер и решали их в различных группах.
Цель: Использовать задачи для развития познавательного интереса к истории о возникновении мер длины и веса.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Составить задачи применяя старинные системы мер
3. Экспериментально проверить результаты задач.
Методы исследования:
Теоретические: анализ использованной литературы;
Практический эксперимент
Обработка полученных данных в ходе эксперимента
Экспериментальной базой исследования была МОУ «Чапаевская ООШ», учащиеся 4-9 класс.
I. ДРЕВНИЕ РУССКИЕ МЕРЫ
1. Меры длины
Древними русскими мерами длины, употреблявшимися уже в XI—XII вв., были: пядь, локоть, сажень, верста (или поприще). Названия первых трех связаны с частями человеческого тела. Малая пядь равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большого и указательного (≈19 см), большая пядь — расстояние между раздвинутыми большим пальцем и мизинцем (≈ 23 см). Мера «локоть», появившаяся еще в древности, равнялась примерно двум большим пядям. Сажень — расстояние от ступни до конца среднего пальца вытянутой руки. Это слово раньше писалось «сажень», вероятно, в смысле досягаемой человеческой рукой высоты.
Как и в других средневековых феодальных государствах, в России меры длины изменялись в зависимости от местности и времени. Лишь в XVII в., с укреплением русской государственности, была установлена единая система мер. Окончательно же русские дореволюционные меры длины были уточнены в XVIII в. указом Петра I, приравнявшим сажень 7 английским футам.
Миля = 7 верстам ≈7,469 км
Верста =500 саженям ≈1,0668км
Сажень = 3 аршинам ≈7 футам ≈2,1336 м
Аршин = 16 вершкам ≈0,7112 м
фут = 12 дюймам ≈30,48см
Дюйм = 10 линиям ≈2,54 см
Линия = 10 точкам ≈2,54 мм.
Таким образом, мы рассмотрели старинные основные меры длины и сравнили с современными мерами длины.
2. Меры веса
С древних времен люди измеряли объем жидких тел (масло, мед, вино, молоко) и сыпучих тел (зерно, мука и т. п.) особыми сосудами. В Киевской Руси мерой зерна была кадь (или оков), вмещавшая 14 пудов ржи и делившаяся на 2 половины, 4 четверти, 8 осьмин. В XVII в. основной мерой становится четверть, вмещавшая около 6 пудов ржи.
В первой половине XIX в. была установлена следующая система сыпучих мер:
Четверть =8 четверикам ≈2,0991 гектолитра
Четверик = 8 гарнцам ≈26,239 литра
Гарнец =200,15 куб. дюймам ≈3,228 литра.
Тогда же была установлена система мер жидкости:
1 бочка =40 ведрам ≈491,96 литра
1 ведро =10 штофам ≈12,299 литра
1 штоф = 2 бутылкам ≈1,2299 литра
1 бутыль = 5 соткам (чаркам) ≈0,615 литра
1 сотка (чарка) = 2 шкаликам ≈0,123 литра.
Система русских мер веса, общепринятая с XVIII в., была следующая:
Ласт =72 пудам2 ≈1,179 т
Берковец =10 пудам ≈1,638 ц
Пуд =40 фунтам ≈16,38 кг
Кадь=14 пудов
Доля=0,044 г.
Фунт =32 лотам ≈409,512 г
Лот = 3 золотникам ≈12,797 г.
Золотник =96 долям ≈ 4,266 г.
В древности мера веса часто совпадала с мерой стоимости товара, то есть с денежной единицей. Это объясняется тем, что деньги выражались в весе серебра или золота.
В Древней Руси основная весовая единица «гривна» служила одновременно и денежной единицей. Гривна — слиток серебра, вес которого был приблизительно равен позднейшему фунту, содержащему 96 золотников. Во второй половине XIII в. гривну стали рубить пополам и новый слиток в половину денежной гривны, названный рублем, стал в XV в. основной денежной единицей. Происхождение слова «гривна» точно не установлено. Слово «деньга», встречающееся в летописи XIV в., происходит от индийского названия монеты «танка» (у греков — «денака», у татар — «тенга»). В XV в. рубль равнялся 200 «деньгам», «алтын» (по-татарски «шесть») — 6 деньгам.
Согласно летописи, от маленьких монет, выпущенных в XVI в. с рисунком всадника с копьем, происходит ее название копейка.
При Петре I появились гривенники (10-копеечные монеты) и полтинники (50-копеечные монеты). Копейка равнялась с XIX в. двум «денежкам».
Рубль | 2 полтины |
Полтина | 50 коп. |
Пятиалтынный | 15 коп. |
Алтын | 3 коп. |
Гривенник | 10 коп. |
Грош | 1/2 коп. |
Полушка | 1/4 коп. |
2 деньги | 1 коп. |
Старинные русские названия мер длины, а также и старинные названия мер весов встречаются в пословицах и образных выражениях: ни пяди земли; мерить на свой аршин; косая сажень в плечах; съесть пуд соли; фунт лиха; мал золотник, да дорог; ты от дела ни на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.
3. Метрическая система мер
В XVI—XVIIвв. на Руси установилась система мер длин и весов (уточненная указом Петра I), которой пользовались до 1918г., когда была введена метрическая система мер.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795г. Ее история такова. В 1792 г. Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины — туазах (1 туаз ~ 1 м 95 см).
Парижская академия наук предложила в качестве единой меры длины новую единицу измерения — метр, равную одной десятимиллионной доле четверти парижского меридиана...»
Увлекательный рассказ о том, как создавалась метрическая система мер во Франции, под названием «Всем народам» содержится в книге «Геометрия и марсельеза». Ее автор В.П. Демьянов, второе издание книги вышло в 1986г. в московском издательстве «Знание» в серии «Творцы науки и техники».
К 1875г. метрическую конвенцию подписали уже семнадцать государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено (но не стало законом) от 4 июня 1899г., принятым по предложению Д.И. Менделеева.
«Облегчим же, — писал великий химик, — и на нашем скромном поприще возможность всеобщего распространения метрической системы и через то посодействуем в этом отношении общей пользе и будущему желанному сближению народов. Не скрою, понемногу, но оно придет. Пойдем же ему навстречу».
Переход от одних мер, привычных и знакомых, к новым дается не легко. Россия не скоро отказалась от старых мер — аршина, версты и фунта. Только после октябрьской революции удалось ввести как обязательную метрическую десятичную систему мер в РСФСР — с 14 сентября 1918г., а в масштабе всей нашей многонациональной страны — после Постановления СНК СССР от 21 июля 1925г.
К 1972г. метрическую конвенцию подписало уже сорок одно государство. Правы были творцы этой универсальной системы мер, написав на эталоне метра: «На все времена всем народам!»
Для популяризации новых мер поэт В. В. Маяковский написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Тексты для конфетных оберток написаны и проиллюстрированы им в 1923г. Тексты и рисунки этой серии пропагандировали новые метрические меры веса и объема, принятые взамен старых мер (золотник, фунт, пуд, ведро, бочка), разъяснялось их соотношение. Некоторые четверостишия этой «прикладной поэзии» предлагаем вашему вниманию.
Карамель «Новые меры»
Серия «А» (о метрической мере длины) Принято в торговом народе Аршин отмерять в этом роде: Расстояние от пальца до плеча Привыкли аршином величать.
Так и метр отмерить вам можно:
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного.
Не хитрая машина —
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
Сантиметр тож
Легко измерить с помощью ладош,.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
Отложи ладонь не вдоль, а поперек.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров — один дециметр.
Запомни, расчет очень важен:
Два метра — приблизительно сажень.
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог:
четыре сантиметра — один вершок.
Запомни, эта работа не тяжка:
Один сантиметр — четверть вершка.
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра — один фут.
Узнаем, не тратя догадок уйму:
сантиметра равняются дюйму.
Карамель «Новый вес»
Текст для коробки-
Новые гири — старых
тяжелее.
Мы их примем,
прежних не жалея.
Чтобы точно прикинуть
фунты к килограмму,
нужно запомнить
такую программу:
фунтами вес
для ровности класть,
а после отнять
сорок третью часть.
Один грамм
Зря не надо быть упрямым,
надо вещи вешать граммом. В грамме этом — сам вникай —
четверть лишь золотника.
Сто граммов
Так во всем ведется мире —
отливают в граммах гири.
Перевод и прост и прям:
четверть фунта — сотня грамм.
Фунт — четыреста граммов
Упирай на этот пункт,
новый разум вырасти:
Тянет граммов старый фунт
около четыреста.
Килограмм
Не понимать то — было б срам:
Тысяча граммов — килограмм.
Глянь, килограмм нарисован там,
Двум с половиною равен фунтам.
Тонна
Что мешает запомнить нам:
Тысяча килограммов — тонна.
Вес ее точный помнить буду,
Равен шестидесяти одному пуду.
Крестьянин, тонну запомнишь недаром:
На тонны счет заграничным товарам.
Литр
Тоже не нужно быть хитрым.
Чтоб измерить жидкость литром.
Для простоты запомнить нужно:
В одном ведре литров — дюжина.
II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРИННЫХ МЕР ДЛИНЫ И ВЕСА, ДЛЯ РЕШЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ ЗАДАЧ
2.1 Ярмарка старинных русских задач
Овощи-фрукты
Задача 1
В нашем краю, словно в раю: грибы корзиной бери. Кладу на весы 2 фунта грибной еды. Покупай грибы, что лежат на весах! За фунт плати полтину.
Задача 2
Корзина с яблоками стоит 5 пятиалтынных да гривенник с четырьмя грошами. Причем, корзина в 3 раза дешевле яблок. Продаются только яблоки. Купи их.
Задача 3
Трем кроликам на один день нужно - пуда овощей. Купи овощей - шести кроликам на три дня, если пуд овощей стоит 1 рубль с полтиной и с алтыном.
Задача 4.
Капуста не пуста, Сама летит в уста!
Ты приготовил деньги на кочан в 3 кг, но на прилавке остался кочан в 5 кг. Да и иена 1 кг оставшегося кочана выше на алтын с восемью полушками. Придется тебе купить кочан, заплатив на три пятиалтынных дороже, чем хотел. Сколько тебе придется заплатить за 10 таких кочанов.
Задача 5
В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продано по 4 гривенника с четырьмя грошами за 6 фунтов, а другая половина — по полтине за 8 фунтов. Есть еще одна бочка огурцов. Купи ее!
Задача 6.
Дневной рацион поросенка:
картофеля - четверть пуда, свеклы - фунта.
Закупи овощей на 30 дней, если 2 фунта картофеля стоят 80 гривенников, а фунт свеклы – 300 алтын.
Решение:
1 пуд = 16,38 кг. кг.
Картофеля - пуда, т.е. 16 : 4 *1=4 кг. – рацион на один день.
4*30=120 кг.=120000 г. – на 30 дней
1 фунт = 409,512 г. г.
120000 : 410фунтов
2 фунт = 80 гривенниковкоп. = 8 руб. (1 гривенник = 10 коп.)
1 фунт = 4 руб., 4руб. * 300 = 1200 руб. (за картофель).
410 : 3 * 2г. (свеклы на один день)
274 * 30= 8220 г.
8220 : 410 фунтов.
1 алтын = 3 коп.
1 фунт = 300 алтын = 900 коп = 9 руб.
9 * 20 =180 руб. (за свеклу)
1200 + 180 = 1380 руб. (за картофель и свеклу).
Ткани и меха
Задача 1.
Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным фраком стоит полтора рубля с гривенником. Но фрак в три раза дороже жилета. Покупай жилет.
Задача 2.
Некто купил аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?
Задача 3.
За хвост лисий я отдам два хвоста куницы да без гроша 2 рубля или 3 хвоста куницы с полушкой. Покупай хвост куницы.
Задача 4.
Продается сатина остаток. Если к 2 саженям прибавить треть сажени да еще 4 аршина, то получишь длину сатина в этом куске. За каждый аршин плати по 5 алтын.
ВЕРСТА | 500 саженей |
САЖЕНЬ | 3 аршина |
АРШИН | 4 четверти |
ЧЕТВЕРТЬ | 4 вершка |
ВЕРШОК | 4,5 см. |
ФУТ | 12 дюймов |
ДЮЙМ | 2,5 см. |
Задача 5.
Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?
Задача 6.
Папаха боярская с сапогами стоят вместе без 4 грошей 6 рублей с полтиной. Могу и обмен устроить: за папаху давай 15 лаптей, а за сапоги 3 лаптя.
Покупай-ка одни сапоги, а папаху я сам поношу.
Почем папаха?
2.2 Мера Фут. Результаты исследования в 8, 9 классах.
На практических занятиях мы рассмотрели основные меры длины: аршин, локоть, дюйм, фут. Наиболее интересным для нас был эксперимент с такой мерой длины как фут.
Фут – средняя длина ступни человека.
Мы провели эксперимент результаты которого представлены в таблице.
ФИ учащихся | Длина ступни | Фут =30,5 см |
Печенкин Слава | 32,4 | 30,5 см |
Киселев Вова | 30 | 30,5 см |
Скок Коля | 28 | 30,5 см |
Пиражков Вова | 27 | 30,5 см |
Маклецов Леша | 27,5 | 30,5 см |
Тремясов Слава | 31 | 30,5 см |
Хаитов Дима | 30,5 | 30,5 см |
Каравашкин Толя | 26,8 | 30,5 см |
Пиражкова Даша | 25 | 30,5 см |
Сычева София | 26,5 | 30,5 см |
средняя длина ступни | 28,47 | 30,5 см |
На основании полученных результатов мы пришли к выводу о том, что:
– не каждая ступня у человека подходит для измерения длины в футах.
– из 10 участников эксперимента лишь у одного длина ступни точно совпала с длиной фута.
– длина ступни у разных людей различна, а мера длины должна быть постоянной.
Заключение
В процессе теоретического и практического исследования мы пришли к выводу, что задачи с использованием старинных мер длины и веса вызывают неподдельный интерес у многих учеников, а практические исследования старинных мер длины (локоть, аршин, дюйм, фут) подтвердили, что длина локтя или ступни у разных людей различны, а мера длины должна быть постоянной, поэтому мы считаем, что постоянные образцы мер не случайно стали изготовлять как из деревянных линеек, так и металлических стержней. В настоящее время образцы мер называются эталонами.
Список литературы
1. Г.И. Глейзер. История математики в школе.1998 г.
2. Газета «Математика». №23 2007г. стр. 27-28
О чем поет Шотландская волынка?
Заяц, косач, медведь и весна
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Хризантема и Луковица
Снег своими руками