Работа посвящена вопросам сохранения исторической памяти основателя города Омска Ивана Дмитриевича БУхольца, а также воссоздания его исторического образа.
Вложение | Размер |
---|---|
polnaya_rabota_po_bukholtsu.doc | 160 КБ |
XV областная краеведческая конференция среди обучающихся
«Летопись сибирских деревень»
Секция «История России в истории региона»
Автор: Келлер Юлия Константиновна,
ученица 11 «1» класса БОУ г. Омска
«СОШ № 135».
Научный руководитель:
Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории и обществознания
высшей категории БОУ г. Омска
«СОШ № 135».
ОМСК- 2014 год.
П Л А Н :
Введение.
В 1716 году сподвижник Петра Великого Иван Дмитриевич Бухольц во главе небольшого военного отряда основал Первую омскую крепость. С этого времени его жизнь самым тесным образом оказалась связанной и с Омском и с Сибирью. Позднее И.Д.Бухольц основал еще несколько сибирских крепостей, затем был назначен комендантом в Селенгинскую крепость, где дослужился до чина генерала и в 1741 году вышел в отставку. Возвращаясь в свое имение, Иван Дмитриевич поехал через Омскую крепость. Ему хотелось в последний раз посмотреть на свое детище. Долгая и плодотворная служба в Селенгинске не затмила в памяти Омскую крепость, с которой у Ивана Дмитриевича было так много связано.
История Омска, еще в XIX веке превратившегося в большой город, неотделима от его основателя. Мы так много знаем сегодня об обстоятельствах строительства Омской крепости и почти ничего не знаем об ее основателе. На сегодняшний день существует единственный портрет Ивана Дмитриевича, воссозданный омскими краеведами по словесным описаниям. Но нет никаких свидетельств о личностных качествах И.Д.Бухольца, о том, каким он был командиром, о его семье. Мы даже не знаем о том, где он был захоронен. Однако невозможно изучать историю своего родного города, ничего не зная об ее основателе.
В 2016 году Омск будет отмечать трехсотлетие своего основания. Мы снова и снова будем вспоминать страницы прошлого, воссоздавать исторические обстоятельства строительства Омской крепости, выставлять в музеях новые документы и новые свидетельства. Но какое место займут среди всего этого сведения об основателе города или, как всегда, мы скажем, что он возглавил экспедицию в Сибирь по приказу Петра и все?
Сегодня историческое краеведение является приоритетным направлением в воспитательной политике Администрации города Омска и правительства Омской области. И это правильно. Мы обязаны знать историю своего родного края. В современном мире, где не изжиты такие страшные явления как национализм, сепаратизм, межнациональная рознь и неприязнь, мы не имеем права быть «Иванами, непомнящими родства». Именно с истории своего родного края, являющейся неотъемлемой частью истории нашей великой Родины, и начинается воспитание патриотов своей страны. Сегодня для нас это важно как никогда. Будущее России не в руках тех, кто слепо преклоняется перед Западом, а в руках тех, что любит свою страну, уважает её историю, чтит её культуру. И эта любовь и уважение воспитываются с любви и уважения к своей Малой Родине – родному краю. А знания истории своего родного края – важнейшая часть патриотического воспитания. Иван Дмитриевич Бухольц – величайший человек своей эпохи. Его жизнь – это пример беззаветного и честного служения своему Отечеству. И наш долг перед памятью Ивана Дмитриевича – собрать все имеющиеся о нем сведения и по крупицам восстановить все, что было о нем известно его современникам, чтобы во все учебники по истории Сибири золотыми буквами был вписан исторический портрет и весь жизненный путь основателя Омска Ивана Дмитриевича Бухольца.
Цель нашей работы: на основании изучения всех имеющихся источников об Иване Дмитриевиче Бухольце создать исторический портрет основателя Первой омской крепости.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Объектом нашего исследования являются любые сведения и материальные свидетельства об И.Д.Бухольце.
Методами исследования являются метод сравнительно-исторического анализа и метод источниковедческого анализа.
Надо отметить, что основанию как первой, так и второй омских крепостей и истории города в целом Омска посвящено довольно много работ. Историей Омска активно интересовались многие омские и сибирские исследователи на протяжении всего ХХ века. Однако тема исторической памяти об Иване Дмитриевиче Бухольце остается по сей день неизученной.
В отечественной историографии дореволюционного периода обще нет работ, посвященных строительству русских крепостей в Сибири и освоению русским населением сибирского региона. Сведения же об И.Д.Бухольце есть, но очень скудные, и содержаться они, прежде всего в словаре «Русская национальная философия в трудах ее создателей»1 и в некоторых других источниках. Надо сказать, что во всех этих источниках сведения об И.Д. Бухольце переписывались именно с указанного словаря. Они не содержат каких-либо дополнительных сведений, а слово в слово повторят ту краткую историческую справку, которая размещена в словаре, что само по себе говорит о компеляции и не более того.
В советский период первым об истории Омска заговорил омский писатель и поэт Леонид Мартынов, написав исторический очерк «Крепость на Оми» еще в 1939 году.2 В 40-50-е гг. наблюдается некоторое «затишье» в историческом краеведении, что вполне понятно. Военные годы и период послевоенного восстановления хозяйства были не лучшим временем для изучения исторического прошлого родного края. Однако уже в самом конце 50-х- 60-е гг. интерес к истории Омска возрождается вновь. Появляется книга М.К.Юрасовой «Омск», выдержавшая 8 изданий.3 В 1967 году сборник материалов и документов по истории Омска под редакцией Е.Н.Евсеева.4 А уже в 1976 году выходит в свет небольшая брошюра «История Омской области», созданная коллективом авторов по заказу Правительства Омской области и рекомендованная в качестве учебного пособия по краеведению для омских школ.5 Так интерес к истории родного города начинает прививаться со школьной скамьи, и историческое краеведение становится одним из приоритетных направлений политики омского правительства. Но, несмотря на это, основательных исследований по истории Омска не проводилось. Омские краеведы вставляли в свои работы одни и те же краткие сведения либо из книги М.К.Юрасовой, либо из брошюры по истории Омской области, либо из философского словаря. Но в этих кратких исторических справках не содержалось никаких сведений ни о внешности, ни о характере, ни о семье подполковника И.Д.Бухольца.
Сегодня омичам известны многие работы, посвященные истории Омска: это и работы А.Д.Колесникова, и В.И.Кочедамова, и А.П.Толочко, и Р.Удолова и многих других. Но все они содержат лишь краткие сведения и ничего не рассказывают нам о личности и биографии И.Д.Бухольца.
Первые серьезные исследования, посвященные обстоятельствам строительства Первой омской крепости и изучению сведений о ее основателе, были начаты известным омским краеведом Иваном Федоровичем Петровым. Всю свою жизнь он собирал различные свидетельства, исторические документы об основании Омска и об И.Д.Бухольце. Им написаны десятки научно-популярных статей, публиковавшихся в разных омских изданиях: от газет до научных сборников.6 Иван Федорович стремился сделать свои научно-исторические открытия достоянием широкой омской публики. Он прилагал огромные усилия, чтобы вызвать интерес к изучению истории родного города у омичей. И ему это удалось. Однако и И.Ф.Петров не собрал всех сведений об И.Д.Бухольце, хотя сделал в этом направлении очень много. Он ничего не пишет о личностных качествах подполковника И.Д.Бухольца, о его незаурядном военном таланте. Но Ивану Федоровичу удалось восстановить некоторые сведения биографии Ивана Дмитриевича, данные о его семье. В одной из своих работ он даже приводит рассказ одного омского старожила о том, где в действительности захоронен Иван Дмитриевич Бухольц. Но эти сведения пока не подтверждены. И.Ф.Петрову удалось записать даже старинную омскую легенду о происхождении фамилии Ивана Дмитриевича. Нам предстоит продолжить дело Ивана Федоровича Петрова и постараться воссоздать максимально полную историческую картину жизни и личности основателя Первой омской крепости, личного друга и сподвижника Петра Великого, выдающего человека Ивана Дмитриевича Бухольца.
________________________________
Глава 1. Сведения о И.Д.Бухольце в исторической литературе.
Интерес к основателю первой омской крепости в исторической литературе был достаточно велик. Однако дореволюционные историки Ивана Дмитриевича особым вниманием не баловали, наверное, потому и биографических сведений о нем сохранилось очень мало. Есть некоторые сведения о нем в словаре Брокгауза и Евфрона, которые и переписывались, в основном, историками, дополняясь лишь небольшими сведениями. Советские и современные краеведы не интересовались личностью самого И.Бухольца. Их интересовали проблемы и обстоятельства строительства Омской крепости. Что же касается биографических данных, то здесь краеведы тоже не отличались оригинальностью и переписывали те сведения, которые о нем уже были известны.
Итак, словарь Брокгауза и Евфрона сообщает нам, что Иван Дмитриевич Бухольц родился в России в 1671 году в семье обрусевших немцев. Его семья переехала в Россию еще в начале XVII века. Отец Ивана Дмитрий Филиппович служил в российском войске, а сам Иван еще в детстве входил в состав потешных войск Петра I. Так началась военная карьера Ивана Бухольца.1
22 мая 1714 года Бухольц, бывший тогда подполковником, получил Высочайшие указы Петра I подписанные на галере «Святой Наталии»: «О завладении городом Еркетом и о искании золотого песку по реке Дарье», «О песочном золоте в Бухарии, о чинённых для этого отправлениях, и о строении крепостей при реке Иртыше, которым имена: Омская, Железенская, Ямышевская, Семипалатная, Усть-Каменогорская», которые предписывали ему ехать в Тобольск, собирать там отряд и двигаться вверх по Иртышу к Ямыш-озеру. Там он должен был остановиться на зимовку, построить крепость, оставить в ней гарнизон, а затем продолжать путь дальше, к городу Еркету (Яркенду), где якобы имелись россыпи песочного золота. В том, что в тех местах водится золото, Петра I убедил князь Гагарин.2 Такие сведения нам сообщает омский писатель Леонид Мартынов. Интересно то, что о самом И.Бухольце, его характере, внешних данных не сообщается совершенно ничего. Вероятно, исторические источники не сохранили для нас подобных сведений.
Из-за немецкого происхождения фамилии первооснователя Омска довольно длительное время не было полной ясности в ее написании. В советский период времени фамилия писалась как Бухгольц по аналогии со словарем Брокгауза и Евфрона. Возможно, в заказниках какого-либо омского музея сохранилась металлическая табличка, на которой написано: «Улица им. Бухгольца». Когда были сняты подобные таблички и фамилия Бухгольц была исправлена на фамилию Бухольц, теперь уже вряд ли можно узнать. На сайте Русской национальной философии в трудах ее создателей мы встретили еще одно интересное написание данной фамилии. Там интересующая нас фамилия написана как Бухгольц и Буххольц. 3 Надо заметить, что во втором варианте данная фамилия больше нигде не встречается. В 1967 году вышел в свет сборник Е.Н.Евсеева «Из истории Омска (1716-1917)», где Е.Н. Евсеев пишет фамилию также без мягкого знака, как Бухолц. При этом составитель сборника не сообщает, где он почерпнул сведения о правильности именно такого написания.4 В книге М.К.Юрасовой «Омск», написанной к 60-летию октябрьской революции, фамилия первооснователя Омска также написана, как Бухолц.5 В 70-х гг. ХХ века Омский областной отдел народного образования посчитал необходимым ввести преподавание краеведения в школах, поскольку омичи совершенно ничего не знали об истории родного края. При написании учебного пособия для школьников, видимо, столкнулись и с разночтениями в фамилии основателя города. Надо полагать, что высокая комиссия по утверждению пособия по истории Омской области привлекла и лингвистов к работе. Изучив особенности немецких фамилий, лингвисты, вероятно, пришли к определенным выводам, и уже в готовом учебном пособии «История Омской области», вышедшем в 1976 году, фамилия первооснователя Омска пишется как Бухольц.6
Выдающийся омский историк-краевед И.Ф.Петров, расследуя место захоронения И.Д.Бухольца, а также местонахождение его имения, указывает на то, что московский историк С.Романов опубликовал статью «Китай-город» в популярном журнале «Наука и жизнь» в 1997году. В своей статье он сообщил, что усадьба И.Д.Бухольца находилась в Китай-городе и соседствовала с усадьбами князей Хворостиных, Голицыных и Ржевских. Но важно не это. И.Ф.Петров обращает наше внимание на то, что двор был Бухольцева, а подворье называлось Бухольцевым. Так же как и надпись на могиле дочери Ивана Дмитриевича, похороненной в Донском монастыре, гласит: «Здесь покоится тело полковницы Феклы Ивановны Алмазовой. Урожденной Бухольцевой».7 Отсюда И.Ф.Петров делает вывод о том, что «…в Москве он был именно Бухольцем, а не Бухгольцем и не Бухолцем, как нередко пишут у нас многие авторы».8 Таким образом, проведя собственное исследование без помощи ученых лингвистов, И.Ф.Петров еще раз подтвердил правильность написания фамилии первооснователя Омска в в сборнике 1976 года. Именно так пишется эта фамилия сейчас как в литературе, так и в других источниках, и признается правильной всеми писателями, историками-краеведами, преподавателями и т.д.
Дореволюционный исследователь Е.Половцов, писавший под псевдонимом Лихач, в своей статье «Бухгольц Иван Димитриевич» сообщает нам о том, что годы жизни подполковника Бухгольца неизвестны.9 Вероятно, точные даты жизни подполковника, это заслуга именно советских историков – креведов, которые всерьез занимались поиском сведений об основателе Омска. Кроме этого Е.Лихач сообщает нам, что в 1726 г. после длительного расследования по делу М.П.Гагарина и провале сибирской экспедиции Бухольц был оправдан и отправлен вновь на службу в Сибирь, на этот раз на русско-китайскую границу, при этом ему были предоставлены очень большие полномочия. После успешной службы на границе он был назначен бригадиром или комендантом в Селенгинск указом Сената. И только в 1740 году был отправлен в отставку по донесению вице-губернатора Сибири Ланга, который писал: «Бригадир и селенгинский комендант Бухгольц, который, яко древен и в ногах болезнь имеет, того ради его, Бухгольца, оттуда возвратить, а туда здорового человека его же характера послать». Высочайшим указом от 3 марта 1740 г. Бухгольц был уволен в отставку».10
В дореволюционной историографии более точных сведений о И.Д.Бухольце нет. Да и в советский период длительное время работа Л.Мартынова была, пожалуй, единственной. Очевидно, бурные события советской эпохи, начиная с 1917 года, интересовали исследователей-краеведов гораздо больше, чем историческое прошлое родного края. Интерес к истории основания Омска и его основателей вновь появляется после выхода в свет книги М.К.Юрасовой «Омск» в 1977 году, где писательница красивым литературным языком изложила историю основания первой омской крепости и описала нелегкую судьбу Бухольца и его отряда.11 В своей работе М.Юрасова передала уже известные сведения, придав им литературную форму. Однако, каким был основатель Омска, она не пишет. Книга М.Юрасовой надолго стала бестселлером. Сведения из нее переписывались в различные статьи и рефераты. Но составить хотя бы словесный портрет Бухольца на основании нее невозможно. Невозможно это сделать и на основании учебного пособия по истории Омской области, в котором излагаются сухие исторические факты и подробности экспедиции И.Бухольца, как и подробности строительства первой Омской крепости, но никаких фактов о характере, привычках, внешних данных подполковника И.Д.Бухольца нет.
Первые, очень скудные сведения о характере И.Д.Бухольца появляются в очерке Д.Н.Фиалкова «Большая жизнь Ивана Бухольца», вышедшем после официального учебного пособия в 1976 году. Д. Фиалков сообщает: «В походах и Селенгинске И.Д.Бухольц вел спартанский образ жизни, без семьи, обретаясь при полку».12 Так мы узнаем, что И.Бухольц был женат, и семья его, очевидно, осталась в столице. Как настоящий солдат, он был неприхотлив в быту и ничем не выделялся среди своих подчиненных, деля с ними все невзгоды тяжелого сибирского похода. При этом И.Ф.Петров, приводящий данные сведения, уточняет, что Д.Фиалкову удалось найти в Селенгинске могилу дочери И.Д.Бухольца, которая умерла в 1806 году в возрасте 78 лет. Отсюда И.Петров делает вывод, что семья И.Д.Бухольца проживала вместе с ним в казенной квартире при полку.13 Отсюда, очевидно, и спартанский образ жизни. Более того, И.Ф.Петров сообщает, что «…у И.Д.Бухольца где-то в центральной полосе России было имение. Ведь существовало крепостное право, а его мать – Дарья Дмитриевна Бровцина была столбовой дворянкой. Возможно, он уехал туда».14 Под словами «уехал туда» И.Ф.Петров подразумевает отъезд Бухольца из Селенгинска после его отставки в 1740 году.
Посвятив большую часть жизни исследованию биографии И.Д.Бухольца, а также проблемам основания Первой омской крепости, историк-краевед И.Ф.Петров написал немало научно-популярных статей об основателе Омска. Его выводы просто поражают. Он считает, что Иван Дмитриевич Бухольц происходил из старого русского дворянского великого дома, корни которого уходят в XVI век.15 Более того, исследователь приводит некую легенду о происхождении фамилии Ивана Дмитриевича, которую якобы дал предкам основателя Омска сам Иван IV. Позволим себе привести эту легенду полностью. «В годы царствования Ивана Грозного жил в Москве искуснейший мастер. Фамилии у него, простолюдина, не было – лишь кличка. Случалось, сам царь брал для стрельцов пищали, изготовленные тем мастером. Их, оглушительно бухавших, простой народ называл бухольцами. Это слово слетало с языка оружейного мастера и тогда, когда он разговаривал с царем. Однажды Иван Грозный, убедившись в высоком качестве сделанной лично для него пищали, вызвал к себе оружейного мастера, сказал: «Молодец! Отныне у тебя будет фамилия! Бухольцев – вот какая! Твои сыновья и весь твой будущий род пусть тоже ходят с такой фамилией!» Потомки того оружейного мастера пошли по ратной стезе. Они, проливая свою кровь в сражениях за Русь, добились немалых воинских званий, Бухольцев Иван Дмитриевич – из них».16 Надо заметить, что Иван Федорович Петров, публикуя свои статьи и очерки в омских газетах и популярных сборниках, получал очень большой отклик от читателей, которые, в свою очередь, сообщали ему все имеющиеся у них сведения об И.Д.Бухольце и основателях города Омска. Кроме того, И.Ф.Петров получал огромное количество писем, сведения из которых также включал в свои статьи. Сама по себе легенда очень красива и интересна. Также понятно желание людей, старожилов Омска и Омской области считать, что И.Д.Бухольц был именно русским. Вероятно, что простой нрав военного человека, прошедшего путь от потешного солдатика до генерала, его неприхотливость в быту, умение находить общий язык со всеми, с кем пришлось ему встречаться на своем нелегком жизненном пути, сделало его народным героем. А народный герой должен быть и выходцем из того самого народа, которому он служил верой и правдой. И народ приписал И.Д.Бухольцу происхождение от простолюдина, своими ратными подвигами дослужившегося до высокого происхождения. Тем самым в одной легенде совместились и любовь к народному герою, и почитание его заслуг, а также и вера простого народа в доброго и справедливого царя, и надежда на возможность каждого заслужить высокое положение честной ратной службой. При подобном анализе становится понятным, что приведенный И.Ф.Петровым рассказ не более, чем легенда, появившаяся уже, возможно, после смерти И.Д.Бухольца, когда память о нем была еще слишком свежа в народной среде. Происхождение И.Д.Бухольца от некоего мастера-простолюдина совершенно невероятно. Конечно, мастер мог получить фамилию за свое мастерство, и, конечно же, его потомки могли пойти на военную службу. Но дослужиться до высоких офицерских званий у них вряд ли бы получилось. Хорошо известно, что дети низших городских слоев могли наниматься на военную службу в те же стрелецкие войска, могли дослужиться до низших воинских званий, которые присваивались рядовому составу. Звание офицера же получали только дворяне, которые и дослуживались до генеральских чинов. Указание на то, что усадьба семьи Бухольца находилась в Китай-городе и соседствовала с усадьбами богатейших дворянских фамилий, говорит само за себя. Какими бы подвигами ни прославился рядовой солдат-простолюдин, дослужиться до столь высокого положения он не мог ни при каких обстоятельствах. Следовательно, И. Д. Бухольц, имевший очень высокий чин подполковника к 1716 году, а впоследствии ставший генералом, имел не просто дворянское происхождение, а довольно высокое. К тому же в биографическом указателе однозначно говорится, что «отец Бухгольца, Дмитрий Филиппович, служил в русской армии). Бухгольц начал военную службу в 1689 (по другим данным, в 1697) в Преображенском полку».17 Как мы уже упоминали, немецкие дворяне, особенно обедневшие, охотно приезжали в Россию, нанимались на военную и государственную службу. Здесь, в России, они получали огромные возможности для головокружительной карьеры. И таких примеров не мало. Кроме немецких дворян в Москве бывали именитые купцы. Иностранцы низших слоев населения в Россию не приезжали по понятным причинам.
Еще один важный аргумент, говорящий в пользу дворянского происхождения И.Д.Бухольца то, что служил он в элитном Преображенском полку, куда лично сам Петр I выбирал солдат из дворянских детей. Это общеизвестный факт, который можно прочитать в любом школьном учебнике. Ну и уж совсем смешной выглядит версия о происхождении фамилии от слова бухать. Если бы русский царь давал фамилию мастеру от этого слова, то в русском варианте фамилия выглядела бы как Бухов, но не как не Бухольц. В фамилии явно прослеживаются немецкие корни. А вот на то, что род был обрусевшим, т.е. обосновавшимся в России довольно давно, указывают русские имена родителей И.Д.Бухольца. Таким образом, происхождение И.Д.Бухольца из рода обрусевших дворян не вызывает никаких сомнений. Однако версию, изложенную в легенде, поддерживают некоторые омские историки-краеведы. В Омском историко-краеведческом словаре, вышедшем в 1994 году, авторы указывают на обе версии происхождения Бухольца, не отстаивая ни одну из них.18 Они лишь констатируют факт наличия этих версий, оставляя читателю возможность разобраться самому.
Итак, мы выяснили, что И.Д.Бухольц происходил однозначно из богатейшего дворянского рода. А вот какого именно рода: немецкого или русского, нам поможет разгадать его фамилия. Для этого достаточно обратиться к немецко-русскому словарю. Благодаря немецко-русскому словарю мы выясняем, что слово состоит из двух слов – buch (книга. Звучит как бух на русском языке) и holz (дерево, древесина. Звучит как хольтс по-русски).19 Это может означать: деревянная книга, книга из древесины. Обратившись за помощью к учителям немецкого языка, мы услышали еще один интересный перевод, а именно буковая древесина, поскольку слово buch в немецком языке имеет и значение бук, т.е. название дерева Бук. Важно то, что в немецком варианте фамилия пишется с двумя «х» и выглядит как Буххольц, поскольку в немецком слове holz звук «l» произносится мягким. Это означает, что ни одно из написаний фамилии Ивана Дмитриевича, встречающихся в литературе на сегодняшний день, не является правильным. Куда же девалась вторая буква «х»? Вероятно, что еще по приезде предков Ивана Дмитриевича в Россию, кто-то из чиновников, записывая иностранную фамилию в свои свитки, допустил ошибку, написав одну букву «х». В России это не редкость. К тому же не надо забывать и о том, что высоким уровнем образования чиновники не обладали. Практически во всех приказах и ведомствах сидели дьяки, которые умели только читать и писать. Иностранные языки же они не знали вовсе. Допустить ошибку в немецкой фамилии было делом обычным. Так эта ошибка и закрепилась, и фамилия Буххольц превратилась в фамилию Бухольц. Поскольку фамилия для русского человека не сложная, произносили ее совершенно правильно и усадьбу семьи Бухольца в Москве называли тоже правильно. А одна буква «х» или две, это вопрос в России непринципиальный. В XVI-XVIII вв. русские люди не относились к фамилиям с щепетильностью современных людей.
Не менее интересно и происхождение такой фамилии. Конечно, сейчас мы вряд ли точно сможем это узнать. Однако, можем предположить, что предки Бухольца занимались книгопечатным делом. Известно, что в период средневековья обложки книг изготавливались из дерева, оплетались кожей и украшались драгоценными камнями и металлами. Возможно, что предки Ивана Дмитриевича и занимались изготовлением таких обложек. А может быть, и книгопечатанием в полном объеме. Интересно и то, что такое дерево, как бук, растет по всей Европе. Его древесина издревле используется для изготовления различных предметов, мебели, в том числе и при изготовлении обложек для книг. Буковая древесина является довольно крепкой, поэтому ей и отдавали предпочтение. Возможно, что предки Бухольца занимались изготовлением предметов из дерева и работали именно с этим видом древесины, поскольку бук не только крепкий, но и податлив в работе. Многие европейские мастера предпочитают работать именно с ним. Однако, первая версия представляется гораздо боде верной, поскольку, как мы выяснили, предки Бухольца принадлежали к дворянскому роду. Книгопечатание было делом довольно дорогим, и позволить себе этим заниматься в Европе могли либо правящие дома, либо дворяне. Столярными же работами или какими-либо другими работами с деревом занимались ремесленники, т.е. люди из низших сословий. Таким образом, данная фамилия переводится скорее как книга из дерева и происходит от занятия книгопечатным делом или изготовления дорогих книжных обложек.
Однако вернемся к описанию самого Бухольца. Как мы выяснили, такового не существует. Мы можем делать выводы о его характере на основе его поступков. Но никто из исследователей, писателей или краеведов не описывал, какими чертами обладал Иван Дмитриевич. Существует одно единственное изображение И.Д.Бухольца, воссозданное по каким-то словесным описаниям и приведенное в работе И.Ф.Петрова «По следам основателя Омска И.Д.Бухольца».20 Но откуда взят этот воссозданный портрет И.Ф.Петров не пишет, также, как и о том, на основании чьих словесных описаний это портрет сделан. В указанной работе, да и ни в одной другой описания характера или внешности И.Д.Бухольца мы не встретили. Однако, на основании имеющихся работ историков и писателей-краеведов можно сделать вывод о том, что Иван Дмитриевич Бухольц обладал невероятными организаторскими способностями, умел находить подход к людям разного чина и звания, был неприхотлив в быту, стойко выносил все тяготы военной службы и военных походов, был хорошим и справедливым командиром, заботился о своих людях, насколько это было возможно. Более того во время сибирского похода И.Д.Бухольц проявил себя как отличный солдат, хороший стратег и храбрый боевой командир. Об этом свидетельствует военный инцидент, описанный М.Юрасовой, когда небольшому отряду И.Д.Бухольца пришлось противостоять 10-тысячному джунгарскому войску. И.Бухольц не только не сдал крепость противнику, но и вышел из боя с минимальными потерями, сохранив людей и вооружение. «…Однако факт остается фактом. Подполковник Бухолц крепосцу на Преснухе не сдал десятитысячному войску кочевников, выведя из осады своих людей «забрав артиллерию и амуницию», и новую крепость в устье Оми заложил».21 Но сама М.Юрасова никаких характеристик И.Д.Бухольцу не дает.
О том, что И.Д.Бухольц наравне с солдатами переносил все тяготы сибирского похода говорит тот факт, что к концу жизни его здоровье было крайне расстроено и были серьезные проблемы с ногами. И.Д.Бухольц уже практически не мог ходить. О заболеваниях основателя Омска ничего не говорится, но можно предположить, что И.Д.Бухольц страдал сильным ревматизмом ног, полученным во время похода в Сибирь, когда приходилось переносить не просто холод, а лютые сибирские морозы при недостаточно теплом обмундировании; переносить голод, жить в недостроенных или наспех построенных бараках. Это говорит о том, что Иван Дмитриевич не требовал для себя особых условий, а довольствовался со всеми тем, что есть.
Кроме того, что И.Д.Бухольц был порядочным человеком, отличным солдатом и хорошим командиром, обладал отличными организаторскими способностями, он являлся еще и незаурядным дипломатом. Все его качества, включая и дипломатические таланты, нашли хорошее применение во время службы Ивана Дмитриевича в Селенгинске на русско-китайской границе. Там перед ним стояли важнейшие задачи по определению границы, налаживанию торговли России с Китаем и многие другие. «В результате все спорные вопросы были успешно разрешены, граница согласована, подтверждено обоюдное стремление сторон наладить торговые отношения. Миссия Саввы Рагузинского была выполнена успешно. Базой экспедиции его при переговорах была Селенгинская крепость. И.Д. Бухольц был не просто комендантом этой крепости и командиром Якутского полка, расквартированного в ней, он был правой рукой графа Владиславича-Рагузинского во время разграничения с Китаем, то есть сыграл очень важную роль в столь ответственном межгосударственном деле, имевшем для России первостатейное значение».22 Знаменитый омский историк-краевед Иван Федорович Петров, восторгаясь великими делами И.Д.Бухольца, пишет о нем, как о незаурядном человеке.23 Существует старая русская поговорка: «О человеке судят по делам его». Иван Дмитриевич Бухольц был выдающимся человеком, обладавшим незаурядными качествами характера. И словно памятник его великим делам и ему самому раскинулся по берегам Иртыша красивейший сибирский город Омск, заложенный когда-то Иваном Дмитриевичем в устье маленькой речки Оми.
________________________________
Глава 2. Образ И.Д.Бухольца в литературных источниках.
В художественной литературе, так же как и в исторической, образ Бухольца преобладал скорее как основателя Омской крепости, чем простого литературного героя. Числа художественных произведений недостаточно чтобы точно рассуждать о характере и взглядах героя. Но некоторые произведения все же могут поведать нам о его личности. К сожалению, до нашего времени не дошли произведения, созданные до 1917 года, кроме легенды о происхождении фамилии первооснователя Омска. Возможно, что кроме устных преданий, никаких других произведений об И.Д.Бухольце и не было. Первые литературные произведения об основании города Омска и его основателе создаются уже в советское время омскими писателями-краеведами.
В 60-е гг. ХХ века омский поэт Михаил Бородкин написал «Печальную песнь», посвященную основателю города Омска и обстоятельствам строительства Первой омской крепости. В повести автор рассказывает нам об экспедиции, но и не забывает о описании образа самого Ивана Бухольца. При сборе экспедиции в поход Иван Дмитриевич предстает пред нами в образе истинного предводителя. Он стоит на корабле в треуголке с трубкой, шпагой, в камзоле. На нем одеты боевые ботфорты. Носит при себе пистолет и плюмаж. С накинутым плащом. С бакенбардами и усами он выглядел как истинный предводитель. Производит впечатление храброго командира «Храбр и смел как орел». При отъезде вел себя как истинный воин, такой же суровый. В отличие о других людей был скрытен в своих эмоциях, полностью отдавался своему делу «Верный царский слуга». Во время плавания Бухольц был тверд и спокоен, чем и подбадривал своих помощников, подкрепляя их надежду. Покою Бухольца приходит конец, когда он замечает, что за ними с берега наблюдают кочевники. После разгрома флота в устье Оми, возвратившись И.Д. Бухольц хмур и суров.1 Далее в произведении речь об И.Д.Бухольце не ведется.
В повести И.Д.Бухольц предстает перед нами настоящим боевым командиром, пользующимся уважением солдат. Понятно, что люди не считают его виновным в смерти многих людей 1-го похода, ведь как настоящий командир, он сделал все, что мог, и как настоящий солдат делил со всеми все тяготы военного похода, не сгибаясь от суровой сибирской природы и от ударов воинственных джунгар.
Интересно произведение Б. Гвоздева «Орлиное гнездо». Оно написано в виде легенды, которая повествует нам о выборе места для строительства крепости. В ней показываются и отношения между Бухольцем и его солдатами. Во время продвижения по реке Бухольц задался вопросом, на каком берегу высаживаться. Он уважал мнение своей команды, именно поэтому обратился за советом к своим людям. Оказывая почтение своему командиру, солдаты отдали право решения своему военачальнику. Именно в этот момент один из офицеров заметил орла, летящего за ними еще с самого начала их пути. В этот момент орел, висевший все это время в воздухе, полетел к взгорью, которое возвышалось над левым берегом. Решив, что там гнездо, Бухольц сравнил своих солдат с орлами, и сказал, что их гнездо тоже должно быть здесь.2 Эта легенда рассказывает нам насколько уважительно обращался Иван Дмитриевич с любыми людьми, независимо от их звания и положения в обществе: учитывал их пожелания, выслушивал мнения, обращался за советом, поддерживал в трудную минуту, показывая личный пример стойкости и мужества.
Не менее интересна и вторая повесть Б. Гвоздева «Поглядишь-залюбуешься». В этой повести автор разбирает описание М. Юрасовой внешности И.Д. Бухольца. Б.Гвоздев считает, что это были лишь догадки писательницы. В первой главе мы анализировали книгу Марии Юрасовой «Омск», в которой прямых характеристик внешности Ивана Дмитриевича не содержится. Б.Гвоздев считает, что Иван Дмитриевич описывается омской писательницей как высокорослый и сухопарый мужчина, это поясняется тем, что участие в кровавых боях и изнурительных походах всегда держало бойцов в такой форме. Всегда отменная выправка, что объясняется усердной службой. Глаза и улыбка, по мнению Юрасовой, были добрыми и открытыми. «И улыбка у него такая широкая, открытая, без лукавинки. Светлая улыбка. И глаза светлые, внимательные, добрые глаза».3 Остается только догадываться, откуда Б.Гвоздев взял это описание. Возможно, Мария Климентьевна писала какие-то дополнительные статьи о строителях омской крепости, но, к сожалению, нам они неизвестны. Возможно, писатель сделал самостоятельные выводы о внешности И.Бухольца, опираясь на рассказ М.Юрасовой. Но так или иначе, но данный портрет пришелся омичам явно по душе.
В работу «Ружейная фамилия» Б.Гвоздев воспроизводит легенду о происхождении фамилии И.Бухольца, приводимую нами в первой главе, а также легенду о захоронении И.Бухольца в Ильинской церкви, которую мы тоже уже упоминали. Но ничего об образе Ивана Дмитриевича в этой работе писатель не говорит.4
Существует и художественная повесть Б. Гвоздева «По указу (Из прошлого Сибири)». В повести, как и в других произведениях, скорее описано возведение крепости, чем описание ее открывателя. Однако, некоторый образ И.Бухольца все же прослеживается. Писатель описывает его строгим, но тем не менее простым человеком. Зимой, когда ему пришлось отправить строителей и остаться только с гарнизоном, И.Бухольц пребывал в угрюмом настроении, он очень торопился закончить строительство первого острога. Пришедший вскоре указ из Петербурга потребовал его немедленного прибытия. После этого Иван Дмитриевич стал взволнован. Все время он ходил в раздумьях, не зная, зачем вдруг он вдруг понадобился царю, и чем мог ему не угодить. При отъезде в Петербург Бухольц прощается со своим войском очень тепло, с обещанием, что никогда их не забудет. По дороге он вспоминает родне края, скучает по ним. Всю дорогу он думает, что его ждет у царя, и чем же для него все это кончится. Часто вспоминал начало своего похода, отчего ему становилось грустно и тоскливо. Подъезжая к городу, И.Д. Бухольц подмечал крестьянскую жизнь. Увидев, как крестьянские дети катаются на санках, вспомнил про своего внука «И потеплел солдат суровый, улыбкой тронуло усы».5 Читая повесть, мы понимаем, что даже такому суровому солдату не было чуждо сострадание к простым людям. Иван Дмитриевич ценил работу крестьян. Ой очень серьезно относился к своей службе. Почти все его мысли были направлены на осуществление данного царем приказа. Часто скучал по родным местам, вспоминал родных, и именно тогда раскрывалось его трепетное чувство любви.6
К сожалению, других литературных произведений, описывающих, каким был Иван Дмитриевич Бухольц, не создано по сей день, а ведь тема строительства первой омской крепости является очень важной для каждого омича. Сейчас в Омске имя Ивана Дмитриевича Бухольца знает каждый, но далеко не каждый знает, каким он был человеком, как преданно служил своему Отечеству, какие великие дела совершал.
Подводя некоторые итоги, мы можем с полной уверенностью сказать, что Иван Дмитриевич Бухольц был выдающимся человеком своего времени. Не смотря на всю военной службы, он ее любил и понимал, что именно в военном призвании заключена большая часть его жизни. Но несмотря на всю его холодность ему не были чужды чувства и эмоции. Это был по-военному суровый, но справедливый и добрый человек, неприхотливый в быту, несмотря на свое высокое звание и положение, стойкий и мужественный. Это был настоящий слуга царю и сын своему Отечеству.
_______________________________________
4. Заключение.
Имя основателя первой омской крепости сегодня хорошо известно каждому жителю города Омска и не только. Исторические обстоятельства похода посланцев Петра Великого интересовали многих омских писателей и историков-краеведов. Однако, зная все подробности основания города Омска, мы совершенно ничего не знаем о ее основателе. Известно, что Иван Дмитриевич прибыл в Тобольск в чине подполковника, был сподвижником и другом Петра Великого, участвовал в потешных войсках Петра, будучи ребенком. Известно, что как верного слугу и отличного солдата, Петр отправил И.Бухольца на важное и ответственное дело, разведать месторождения золота, о которых докладывал сибирский губернатор. Однако поход оказался крайне тяжелым и неудачным. Долгое время даже не знали, как правильно писать фамилию первооснователя. Остановились на современном написании. Сейчас эта фамилия во всех источниках и документах пишется как Бухольц. Однако элементарный лингвистический анализ показывает, что и это написание не совсем верно.
Зная, что фамилия имеет немецкое происхождение, мы обратились за помощью к учителям немецкого языка и русско-немецкому словарю. Кроме этого, собирая по крупицам скудные сведения, содержащиеся в разных статьях, нам удалось выяснить, что фамилия Ивана Дмитриевича может переводиться как книга из древесины или буковая древесина. Правильным ее написанием является удвоенное «х», и выглядеть она должна, как Буххольц (выделено нами). Существует даже народная легенда о происхождении этой фамилии от русского слова бухать, т.е. греметь. Вероятно, Иван Дмитриевич был настолько любим простым народом, что людям очень хотелось видеть его выходцем из простых людей. Однако, мы выяснили, что И.Д.Бухольц происходил из очень знатного и богатейшего дворянского рода. Имел шикарный особняк, соседствовавший с лучшими особняками богатейших московских дворян. Каким же был этот человек, заслуживший такую народную любовь?
К сожалению, кроме устных легенд, сочиненных простыми людьми, до нас не дошло никаких произведений, рассказывающих нам об этом выдающемся человеке. Не оставили о нем воспоминаний и его современники. Омский писатель Михаил Бородкин уже в 60-е гг. ХХ века написал свою повесть, посвященную основателям Первой омской крепости, и назвал ее «Печальная песнь». Другой омский писатель-краевед Б.Гвоздев собрал все сохранившиеся легенды и написал свою повесть «По указу», посвятив ее той же теме. Современные же писатели и поэты почему-то не обращаются к этой теме, впрочем, так же, как и художники, и скульпторы. На картинах омских художников встречаются постройки времени строительства омских крепостей. Но сюжеты, касающихся обстоятельств этого строительства, или образа самого первооснователя Омска мы не видим. Существует единственный памятник основателям Первой омской крепости. Он называется «Держава». Памятник установлен в августе 1997 года на территории омского речного вокзала, там, где начиналось строительство Первой омской крепости. Его автором является скульптор Василий Трохимчук. Других памятников И.Бухольцу и основателям Омска в городе нет.
Несмотря на то, что историческая память об Иване Дмитриевиче Бухольце оказалась очень скромной, по небольшим, скудным отрывкам нам все же удалось воссоздать словесный портрет этого человека. Теперь мы знаем, что Иван Дмитриевич Бухольц был настоящим военным, привыкшим ко всем тяготам суровых военных походов. Он был отличным командиром, суровым, но справедливым. Он любил свое дело, любил своих солдат и простых людей. Всегда прислушивался к их мнению, обращался за советами, вместе с ними решал важнейшие проблемы военного похода. Иван Дмитриевич был прост и неприхотлив в быту. Несмотря на свое высокое положение, не требовал для себя отдельных условий. Показывал примеры мужества и героизма, поддерживал людей в тяжелые времена. В любых обстоятельствах стремился максимально сохранить своих людей и выполнить возложенное на него задание. Понятия чести и совести не были для него пустыми. Он знал, что это такое и готов был за них сражаться. Он был выдающимся человеком, настоящим героем. Он был предан царю и своему Отечеству, с честью исполняя свой долг перед Родиной. Что же кается его внешних данных, то о них судить очень трудно. Единственный портрет Ивана Дмитриевича, существующий на сегодняшний день, создан на основе каких-то словесных описаний. Этот портрет приводит знаменитый омский краевед Иван Федорович Петров. Но с чьих слов составлен этот портрет, он не пишет. То описание, которое приводит Б.Гвоздев, скорее всего вымысел. Оно было создано с учетом величайших дел, совершенных И.Бухольцем. Конечно, такие великие дела мог творить только высокий человек, с крепким телосложением. Такие представления неудивительны, ведь и самого Петра Великого всегда представляли исполином. Но так или иначе, нам еще предстоит воссоздавать образ Ивана Дмитриевича Бухольца и восстанавливать его память в истории.
Источники:
Интернет-источники:
Литература:
Приложения
Воссозданный портрет Ивана Дмитриевича Бухольца.
Несчастный Андрей
Ворона
Лавовая лампа
Галка в чужих перьях
Ветер и Солнце