История создания певвой советской атомной подводной лодки "Ленинский комсомол".Героические будни и трагическая судьба субмарины. Триумф конструкторов и ученых, гордость и патриотизм советских людей, создавших легендарную АПЛ.
Вложение | Размер |
---|---|
ona_byla_pervoy.pptx | 1.74 МБ |
ona_byla_pervoy_-_2.doc | 69 КБ |
Слайд 1
Нау чно – практ ическая конференция «Шаг в науку» Она была первой Работа ученика 8 класса Фролова Владимира Руководитель: Учитель физики и математики Репп Галина Р афаиловнаСлайд 2
Введение Подводная лодка - корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки — скрытность . Корпус подводной лодки выполняется из металла и имеет каплеобразную форму , способен выдерживать значительное давление воды на больших глубинах погружения.
Слайд 3
Введение Схематический разрез двухкорпусной ПЛ 2 — лёгкий корпус, 6 — верхний стрингер ЛК, 7 — пластинчатый киль Современные подводные лодки имеют 2 корпуса: водопроницаемый лёгкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамических совершенных обводов, и водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения.
Слайд 4
Проектирование « Наутилус ». С 17 января 1955 года « Наутилус» в течение шести дней проходил в море сложные, продолжительные испытания на больших скоростях, во время которых погружался свыше пятидесяти раз. За 84 часа лодка преодолела в подводном положении расстояние около 13 тысяч миль, превысив в десять раз рекорд дальности плавания в подводном положении и показав рекордную среднюю скорость в 16 узлов.
Слайд 5
Проектирование Владимир Николаевич Перегудов главный конструктор первой атомной АПЛ В сентябре 1952 года вышло постановление правительства о незамедлительной организации работ по созданию подводной лодки с атомной энергетической установкой. Главным конструктором лодки назначался Владимир Николаевич Перегудов — начальник одного из конструкторских бюро Министерства судостроения и наш земляк.
Слайд 6
Проектирование Н. А. Доллежаль . Г. А. Гасанов. В.Н . Перегудову требовалось, чтобы водоизмещение лодки было по возможности малым, следовательно, энергоустановка должна была быть малогабаритной и легкой; Г.А . Гасанову желательно было иметь температуру теплоносителя повыше. Н.А . Доллежалю , хотелось, чтобы температура теплоносителя была высокой . В преодолении этих противоречий и рождалось то, что в конце концов превратилось в ядерную энергетическую установку для первой атомной подводной лодки.
Слайд 7
Проектирование Т ри человека, не имевшие прежде никогда дела именно с атомными подводными лодками, смогли решить столь сложный вопрос. Но это можно объяснить тем, что каждый из них был специалистом в своей области, а вместе они были увлечены одной общей идеей. В отличие от американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрических лодок, корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 30 узлов.
Слайд 8
Проектирование Из воспоминаний Н.А.Доллежаля : « Прежде всего мы пришли к мысли о необходимости создания установки, состоящей из двух реакторов, но не потому, что сомневались в его надежности. Однако могли подвести не только техника и инженерные решения, но и физические процессы могли пойти не так, как предполагалось . Мощность этой установки была определена в 35 000 лошадиных сил. По мнению В.Н. Перегудова , такая мощность для лодки тех размеров, того водоизмещения, которые у него намечались, была достаточной для достижения необходимой скорости хода» .
Слайд 9
Строительство Строилась советская субмарина – «Ленинский комсомол» – также дольше американской, она вступила в строй лишь в 1958 году. В создании АПЛ принимали участие 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских организаций и 80 заводов-поставщиков комплектующего оборудования и материалов. Подавляющее большинство этих предприятий и организаций - ленинградские.
Слайд 10
Строительство В ее постройке участвовал и экипаж , подготовка которого была на очень высоком уровне – и тренировались и строили бок о бок с промышленностью и бюро проектантом «Малахит». Все было сделано в кратчайшие сроки . Скорость (надводная) - 15,5 узлов Скорость (подводная) - 30 узлов Рабочая глубина погружения - 300 м Длина наибольшая - 107,4 м Ширина корпуса наиб. - 7,96 м Средняя осадка - 5,65 м Силовая установка: атомная, двухвальная , типа ВМА, модификации с двумя водоводяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с. Экипаж 104 человека.
Слайд 11
Строительство И вот на Северодвинском машиностроительном заводе готовая атомная подводная лодка «К-3» уже ждала свой первый экипаж. Внутренние помещения выглядели как произведения искусства . Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, краски ярких оттенков приятные глазу. Одна из переборок выполнена в виде огромного зеркала, а другая — картины летнего луга с березками . Мебель изготовлена по спецзаказу из ценных парод дерева и помимо своего прямого назначения могла превращаться в предмет помощи внештатных ситуаций. Так большой стол в кают-компании в случае нужды трансформировался в операционную.
Слайд 12
Строительство АПЛ «Ленинский комсомол» Дискуссию вызвало обсуждение формы носовой оконечности корабля . Носовая оконечность К-3 с ее китообразной формой явилась оптимальной именно для подводного плавания. И предложил такой нос, каким мы видим его сегодня на снимках, именно Владимир Николаевич Перегудов. В какой-то степени он сознательно поступился надводной мореходностью. В главном Перегудов оказался прав - ПЛ прежде всего предназначена для плавания под водой с большой скоростью.
Слайд 13
Строительство 1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. С 3 июля 1958 года лодка, получившая номер К-3, вышла на ходовые испытания , проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Испытания завершились 1 декабря 1958 г . В ходе них мощность энергетической установки была ограничена 60% от номинальной. Так родился первенец советского атомного подводного флота.
Слайд 14
История службы Жильцов Лев Михайлович, Герой Советского Союза, контр-адмирал 1 июля 1958 г. на корабле подняли Военно-морской флаг. В 1961 — первая боевая служба в Атлантическом океане . Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года лодка впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса . Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. Советский Союз доказал, что по возможностям освоения мирового океана не отстает от США. После возвращения, лодку на пирсе встречали члены правительства. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
Слайд 15
История службы АПЛ "Ленинский комсомол" находилась в составе ВМФ почти 30 лет. За время своего славного боевого пути подводная лодка "Ленинский комсомол" выполнила 7 боевых служб , принимала участие в учениях стран Варшавского договора "Север", участвовала в учениях "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85", шесть раз объявлялась приказом КСФ "Отличной ПЛ". 228 членов экипажа награжден ы правительственными орденами и медалями, а четверо из них получили почетное звание Герой Советского Союза. В 1991 году АПЛ «Ленинский комсомол» выведена из состава Северного флота.
Слайд 16
Заключение Первый командир первой атомной подводной лодки . Почётный гражданин города Обнинска . За создание К-3 главный конструктор В.Н . Перегудов был удостоен звания Героя Социалистического Труда, группу ведущих участников работ отметили Ленинской премией, коллективы СКБ-143 и завода № 402 наградили орденом Ленина. За успешное освоение новой техники командиру К-3 Л.Г. Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза, многим членам экипажа АПЛ вручили ордена и медали. Советские атомные подводные лодки были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения и подводной скорости до сих пор остаются за СССР.
Слайд 17
Заключение За 55 лет после первенца «Ленинский Комсомол» было построено 338 атомных подводных лодок, 310 из которых по сей день пребывают в строю. « Ленинский Комсомол» показал неоспоримые преимущества ПЛ с атомной силовой установкой. В истории развития атомного подводного кораблестроения выделяют пять поколений кораблей, которые различаются по надёжности, скрытности, вооружению, системам обнаружения.
Слайд 18
Заключение С 1987 года ветераны подводного флота, пытаются сохранить первую АПЛ, как национальную реликвию, придав ей статус музея на плаву . Уже сделаны все расчеты, уже приняты все решения, написаны письма, разосланы… но, судьба «Ленинского комсомола» находится под большим вопросом. Более 20 лет первая советская атомная субмарина находится под Мурманском. Сейчас она явно мешает всем на территории судоремонтного завода «Нерпа», руководство которого сообщило , что в ближайшее время К-3 пойдет на металлолом. Символ выдающихся достижений советского подводного флота, символ героизма наших подводников тихо умирает. С вырезанным реактором в доке завода «Нерпа»
Слайд 19
Заключение Да, пусть «коровы», пусть «ревущие», Пусть комплексы не совершенные, Но вы, за нами вслед идущие, Уже зоветесь – «современные». Мы будоражили глубины, Флот Океанский утверждая, И гнали нас вперед турбины, Винтами в бездне завывая. Серпастый флаг своей державы Неся в диковинных краях, Мы заявляли наше право На океаны и моря. Удачи были и потери, И горечь слёз, и радость встречи, Мы всё познали в полной мере, Идя судьбе своей навстречу . Олег Матвеев
Она была первой.
Да, пусть «коровы», пусть «ревущие»,
Пусть комплексы не совершенные,
Но вы, за нами вслед идущие,
Уже зоветесь – «современные».
Мы будоражили глубины,
Флот Океанский утверждая,
И гнали нас вперед турбины,
Винтами в бездне завывая.
Серпастый флаг своей державы
Неся в диковинных краях,
Мы заявляли наше право
На океаны и моря.
Удачи были и потери,
И горечь слёз, и радость встречи,
Мы всё познали в полной мере,
Идя судьбе своей навстречу.
Олег Матвеев.
Содержание
1.Введение
2.Проектирование атомной подводной лодки
3.Строительство АПЛ К-3
4.История службы «Ленинского комсомола»
5.Заключение
1. Введение
Об атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» я даже не слышал.
Оказывается «Ленинский комсомол» - первая атомная подводная лодка и в этом году исполняется 55 лет со дня ее вступления в строй. Я знал, что существуют подводные лодки, но имел о них смутное представление.
Подводная лодка - корабль, способный погружаться (всплывать) и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки — скрытность.
Корпус подводной лодки выполняется из металла и имеет металличе-скую каплеобразную либо сигарообразную форму, способен выдерживать значительное давление воды на больших глубинах погружения. Для того чтобы погрузиться, подводная лодка наполняет водой балластные цистерны. Изменение глубины погружения и всплытие осуществляются при помощи горизонтальных рулей, при этом происходит вытеснение воды из балластных цистерн посредством сжатого воздуха либо газа.
Первая российская субмарина построена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1866 году. В 1878 году в Одессе была испытана первая подводная лодка конструкции инженера Джевецкого.
Современные подводные лодки имеют 2 корпуса: водопроницаемый лёгкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамических совершенных обводов, и водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Внутри прочный корпус разделен на отсеки переборками, что повышает живучесть корабля в случае течи. Типичный материал прочного корпуса — легированная сталь с высоким пределом текучести.
Преимущества подводных лодок в качестве особого рода сил таковы: скрытность действий сравнительно с надводными кораблями и военной авиацией, которая обеспечивает внезапность боевых ударов, огромная ударная мощь, большая маневренность, протяженный пространственный размах действий.
2.Проектирование первой атомной подводной лодки.
«Наутилус» – название первой в мире атомной подводной лодки сегодня известно всем военно-морским специалистам. Строительство силовой установки для нее атомная промышленность США начала в 1954 году и завершила к концу декабря. С 17 января 1955 года «Наутилус» в течение шести дней проходил в море сложные, продолжительные испытания на больших скоростях, во время которых погружался свыше пятидесяти раз. За 84 часа лодка преодолела в подводном положении расстояние около 13 тысяч миль, превысив в десять раз рекорд дальности плавания в подводном положении и показав рекордную среднюю скорость в 16 узлов.
Советский Союз спустил на воду атомную субмарину значительно позже. В сентябре 1952 года вышло постановление правительства о незамедлительной организации работ по созданию подводной лодки с атомной энергетической установкой. В нем говорилось, что научным руководителем работ по решению этой задачи назначается академик Анатолий Петрович Александров, а его заместителем - Дмитрий Иванович Блохинцев. Главным конструктором лодки назначался Владимир Николаевич Перегудов — начальник одного из конструкторских бюро Министерства судостроения и наш земляк.
И вот собрались трое: В.Н. Перегудов, Г.А. Гасанов - начальник специального конструкторского бюро котлостроения на Балтийском заводе в Ленинграде, привлеченный к разработке парогенераторов и обладавший огромным опытом создания парокотельных установок для кораблей, и Н.А Доллежаль- конструктор атомной энергетической установки.
В.Н. Перегудову (разработчику подводной лодки) требовалось, чтобы во-доизмещение лодки было по возможности малым, следовательно, энерго-установка должна была быть малогабаритной и легкой, но одновременно и мощной; Г.А. Гасанову для уменьшения размеров парогенератора желатель-но было иметь температуру теплоносителя повыше. Физикам, конструкторам, и Н.А. Доллежалю, хотелось, чтобы температура теплоносителя (воды) не была высокой. Это понятно: с повышением температуры требуется повышать давление, возникают дополнительные напряжения, температурные деформации и т.п. В преодолении этих противоречий и рождалось то, что в конце концов превратилось в ядерную энергетическую установку для первой атомной подводной лодки.
В результате поисков группа конструкторов пришли к выводу, что можно создать подводную лодку водоизмещением около 3000 тонн с атомной энергетической установкой такой мощности, чтобы развивать скорость подводного хода до 30 узлов. Именно эти цифры легли в основу разработки всех элементов первой атомной подводной лодки. Может показаться удивительным, что три человека, не имевшие прежде никогда дела именно с атомными подводными лодками, смогли решить столь сложный вопрос. Но это можно объяснить тем, что каждый из них был специалистом в своей области, а вместе они были увлечены одной общей идеей. С «Наутилусом» у К-3 не было ничего общего, никаких копирований или заимствований. Больше того, идея транспортного реактора возникла у академика Игоря Курчатова еще в 1950 году. В отличие от американских проектов, использующих классические конструкции корпусов дизель-электрическиx лодок, корпус К-3 проектировался с нуля с упором на качество подводного хода. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях в погруженном состоянии был достигнут ход в 30 узлов.
Проект сильно отличался от предыущих подлодок не только энергетической установкой. Проектировщики предполагали, что она не будет иметь отношения к Военно-морскому флоту, так как будет находиться в прямом подчинении Москвы. Экипаж готовили и тренировали заранее, часть офицеров была привлечена к работе на стадии проекта. Лодка была заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске.
Из воспоминаний Н.А.Доллежаля: «Прежде всего мы пришли к мысли о необходимости создания установки, состоящей из двух реакторов, но не потому, что сомневались в его надежности. Однако могли подвести не только техника и инженерные решения, но и физические процессы могли пойти не так, как предполагалось. Мощность этой установки была определена в 35 000 лошадиных сил. По мнению В.Н. Перегудова, такая мощность для лодки тех размеров, того водоизмещения, которые у него намечались, была достаточной для достижения необходимой скорости хода»
Разработка реактора с водяным замедлителем была поручена группе конструкторов под руководством Василия Васильевича Рылина. К разработке турбоагрегатов был привлечен один из главных конструкторов Кировского (бывшего Путиловского) завода Манфред Антонович Козак. Это был опытный конструктор, но и для него разработка паровой турбины для подводной лодки была тоже новым делом. Однако справился он с ним отлично.
Весьма трудной была задача уменьшения шумовых эффектов, которые возникали в процессе работы редукторов, передающих крутящие моменты от турбин к винтам. Требовалось обеспечить очень низкие уровни шума, какие ранее вообще не достигались. К решению этой задачи были привлечены специалисты Института машиноведения Академии наук СССР, давшие необходимые рекомендации.
Примером решения другой проблемы явилось создание на московском заводе "Компрессор" уникальной, очень интересной установки для приготовления дистиллированной воды, использовавшейся в качестве теплоносителя в первом контуре. Таких установок в мире не было.
Наконец, настал момент, когда в основном проект установки был готов.
3.Строительство АПЛ К-3.
Строилась советская субмарина – «Ленинский комсомол» – также дольше американской, она вступила в строй лишь в 1958 году. В создании АПЛ принимали участие 20 конструкторских бюро, 35 научно-исследовательских организаций и 80 заводов-поставщиков комплектующего оборудования и материалов. Подавляющее большинство этих предприятий и организаций - ленинградские.
В ее постройке участвовал и экипаж, подготовка которого была на очень высоком уровне – и тренировались и строили бок о бок с промышленностью и бюро проектантом «Малахит». Все было сделано в кратчайшие сроки.
Скорость (надводная) - 15,5 узлов
Скорость (подводная) - 30 узлов
Рабочая глубина погружения - 300 м
Длина наибольшая (по КВЛ) - 107,4 м
Ширина корпуса наиб. - 7,96 м
Средняя осадка (по КВЛ) -5,65 м
Силовая установка: атомная, двухвальная, типа ВМА, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.
Торпедно-минное вооружение: 8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации — 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн, 2 кормо-вых ТА калибра 406 мм.
Экипаж 104 человека.
Как свидетельствуют специалисты, первые советские атомные лодки, имея вдвое более мощную ядерную энергетическую установку и лучшие скоростные качества, чем у американских АПЛ, значительно уступали им в скрытности. Реакторы пущены в сентябре 1957 года, 17 декабря 1958 года лодка принята у промышленности под гарантию устранения недостатков. Недостатков было много. Очень много. Огромное, колоссальное количество недостатков – мелких, мельчайших, средних, крупных. И любой из них мог привести к катастрофе.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов.
И все же на Северодвинском машиностроительном заводе готовая атомная подводная лодка «К-3» уже ждала свой первый экипаж. Внутренние помещения выглядели как произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, краски ярких оттенков приятные глазу. Одна из переборок выполнена в виде огромного зеркала, а другая — картины летнего луга с березками. Мебель изготовлена по спецзаказу из ценных парод дерева и помимо своего прямого назначения могла превращаться в предмет помощи внештатных ситуаций. Так большой стол в кают-компании в случае нужды трансформировался в операционную.
По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от амери-канской субмарины. На подлодке «USS Nautilus» были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок, добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3» была совершенно иная архитектура.
Дискуссию вызвало обсуждение формы носовой оконечности корабля. У дизельных лодок обводы корпуса обеспечивали наилучшую мореходность в надводном положении. Для атомной лодки требовался другой подход, но на это надо было решиться. Носовая оконечность К-3 с ее китообразной формой явилась оптимальной именно для подводного плавания. И предложил такой нос, каким мы видим его сегодня на снимках, именно Владимир Николаевич. В какой-то степени он сознательно поступился надводной мореходностью. С другой стороны, такой нос заставил решать иные задачи, например размещения торпедных аппаратов в таком округлом носу. В главном Перегудов оказался прав - ПЛ прежде всего предназначена для плавания под водой с большой скоростью. А дальше было дело за специалистами. И они со своей задачей блестяще справились.
1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. К вечеру при выходе атомной подводной лодки в открытое море поднялся сильнейший ветер, ко-торый порывами снес с обшивки всю старательно установленную маскировку, и субмарина предстала пред глазами оказавшихся на берегу людей в своем первозданном виде. С 3 июля 1958 года лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые испытания, проходившие в Белом море. 4 июля 1958 г. в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. Испытания завершились 1 декабря 1958 г. В ходе них мощность энергетической установки была ограничена 60% от номинальной. При этом была достигнута скорость 23,3 узла, что на 3 узла превысило расчетную величину. Так родился первенец советского атомного подводного флота.
4.История службы «Ленинского комсомола»
1 июля 1958 г. на корабле подняли Военно-морской флаг. В соответствии с постановлением правительства в январе 1959 г. ВМФ принял лодку в опытную эксплуатацию, первым командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко. В 1961— первая боевая служба в Атлантическом океане. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. Советский Союз доказал, что по возможностям освоения мирового океана не отстает от США — до этого с августа 1958 года в арктических широтах безраздельно хозяйничал американский подводный флот. После возвращения, лодку на пирсе встречали члены правительства. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.
Название «Ленинский комсомол» ей досталось от одноименной дизельной подводной лодки «М-106» Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя она носила с 9 октября 1962 года
АПЛ "Ленинский комсомол" находилась в боевом составе ВМФ почти 30 лет. За время службы в составе ВМФ К-3 совершила 14 дальних походов и прошла за 14115 часов 128443 мили в подводном положении. За время своего славного боевого пути подводная лодка "Ленинский комсомол" выполнила 7 боевых служб, принимала участие в учениях стран Варшавского договора "Север", участвовала в учениях "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85", шесть раз объявлялась приказом КСФ "Отличной ПЛ". 228 членов экипажа награждены правительственными орденами и медалями, а четверо из них получили почетное звание Герой Советского Союза.
Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремон-тов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуата-ция». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять слож-ные ремонты самостоятельно. Здесь присутствовали героизм и личное мужество членов экипажа. В июне 1967 года, когда на Ближнем Востоке заполыхала война, "тройке" пришлось отправиться в Средиземное море. В авральном порядке собрали экипаж, назначили нового командира и выпустили на боевую службу. Все 80 суток боевого патрулирования прошли в экстремальном режиме. Температура в турбинном отсеке весь поход стояла под 60 градусов. На обратном пути 8 сентября 1967 года в Норвежском море, на К-3 около двух часов ночи в носовом торпедном отсеке произошел пожар. За считанные минуты в первом и во втором отсеках погибли 39 моряков. Казалось, что и атомоход обречен: ведь в первом отсеке на стеллажах лежали с десяток торпед, а в аппаратах находились торпеды с ядерными боеголовками. Но лодка сохранила ход и самостоятельно вернулась в базу. Та трагедия «Ленинского комсомола» не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, ни в «эпоху гласности», не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» И маленький якорь у подножия плиты.
В 1991 году АПЛ «Ленинский комсомол» выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей.
5.Заключение
За создание К-3 главный конструктор проекта 627 и начальник СКБ-143 В.Н. Перегудов указом Президиума ВС СССР от 23 июня 1959 г. был удостоен звания Героя Социалистического Труда, группу ведущих участников работ отметили Ленинской премией, а коллективы СКБ-143 и завода № 402 наградили орденом Ленина. За успешное освоение новой техники командиру К-3 Л.Г. Осипенко в июле 1959 г. присвоили звание Героя Советского Союза, а многим членам экипажа АПЛ вручили ордена и медали.
Советские атомные подводные лодки были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения и подводной скорости до сих пор остаются за СССР. В производстве атомных подводных лодок с баллистическими ракетам на борту было задействовано около 2000 предприятий бывшего Советского Союза. За годы «холодной войны» СССР и США бросили в топку гонки вооружений по 10 триллионов долларов. Такое расточительство не могла выдержать ни одна страна.
«Холодная война» канула влету, но понятие обороноспособности не ис-чезло. За 55 лет после первенца «Ленинский Комсомол» было построено 338 атомных подводных лодок, 310 из которых по сей день пребывают в строю. Эксплуатация АПЛ «Ленинский Комсомол» продолжалась до 1991 года, при этом подлодка несла службу наравне с другими атомоходами. «Ленинский Комсомол» показал неоспоримые преимущества ПЛ с атомной силовой установкой. Работы в этом направлении продолжились, и в 1972 году ВМФ России получил новую субмарину, которая после спуска получила название «Дельта», но уже через короткий испытательный срок моряки прозвали её «Дельфин». «Дельфины» уже больше тридцати лет охраняют наши водные рубежи. В истории развития атомного подводного кораблестроения выделяют пять поколений кораблей, которые различаются по надёжности, скрытности, вооружению, системам обнаружения.
С 1987 года ветераны подводного флота, работники бюро «Малахит» пы-таются сохранить К-3 – первую АПЛ, как национальную реликвию, придав ей статус музея на плаву. Уже сделаны все расчеты, уже приняты все реше-ния, написаны письма, разосланы… но, судьба «Ленинского комсомола» находится под большим вопросом. Более 20 лет первая советская атомная субмарина находится под Мурманском. Сейчас она — вернее, то, что от нее осталось, — явно мешает всем на территории судоремонтного завода «Нерпа», руководство которого обратилось к российскому правительству и Министерству обороны с письмом, в котором сообщило, что в ближайшее время К-3 пойдет на металлолом. Символ выдающихся достижений совет-ского подводного флота, символ героизма наших подводников тихо умирает. История создания и строительства первой атомной подводной лодки, героизм и мужество членов ее экипажа меня потрясли и я считаю, что АПЛ «Ленинский комсомол» должна стать музеем!
Источники и литература:
1.Н.А.Доллежаль. У истоков рукотворного мира. Записки конструктора. 4-е изд., доп, .М.: ИздАТ 2010
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://flot.com/history/events/lenkom.htm
4. http://flotprom.ru/news/index.php?ELEMENT_ID=96103
7. http://t72g.livejournal.com/64417.html
8. http://севмаш.рф/rus/sevmash/history.html
9. http://fotoflota.livejournal.com/15446.html
Снежная книга
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Кактусы из сада камней
Вода может клеить?