Много говорят о загрязнении воздуха автотранспортом. В последние годы количество автотранспорта заметно увеличилось. Почти в каждой семье есть автомобиль, а то и не один, что создает проблемы в движении (пробки), очень загрязняет воздух вредными выбросами. Говорят, что образующиеся оксиды азота, окись углерода, метан и фреоны разрушают озоновый слой, возникает смог и другие негативные последствия.
В Томске, как и в других городах России, существует острая проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта.
Я решил узнать, действительно ли окружающая среда сильно загрязняется автотранспортом в нашем городе.
Вложение | Размер |
---|---|
vladislav_kuryshin.doc | 177 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №13
Х Школьная научно- практическая конференция «История, наука, культура в исследованиях обучающихся»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Загрязнение окружающей среды автотранспортом»
Выполнил:
ученик 7 «Г» класса
Курышин Владислав
Преподаватель:
Сысоева Е.В.
Томск 2010г.
Содержание
Загрязнение окружающей среды автотранспортом.
Цель: определить уровень загрязнения окружающей среды автотранспортом в
городе Томске.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы загрязнения воздуха автотранспортом в нашем
городе.
2. Выяснить, какие вещества являются основными загрязнителями атмосферы
и как они влияют на живые организмы.
3. Определить уровень загрязнения окружающей среды по наличию свинца в
растениях.
4. Выяснить статистические данные о количестве и техническом состоянии
автотранспорта.
5. Провести анкетирование среди владельцев легковых автомобилей.
6. Выяснить, какие мероприятия проводятся по борьбе с вредными выбросами
транспорта.
Актуальность: Много говорят о загрязнении воздуха автотранспортом. В последние годы количество автотранспорта заметно увеличилось. Почти в каждой семье есть автомобиль, а то и не один, что создает проблемы в движении (пробки), очень загрязняет воздух вредными выбросами. Говорят, что образующиеся оксиды азота, окись углерода, метан и фреоны разрушают озоновый слой, возникает смог и другие негативные последствия.
В Томске, как и в других городах России, существует острая проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. По данным статистики, доля выбросов автотранспорта в Томске составляет более 77% от всех выбросов загрязняющих веществ в городе.
Я решил узнать, действительно ли окружающая среда сильно загрязняется автотранспортом в нашем городе.
Гипотеза: возможно действительно, автотранспорт сильно загрязняет окружающую среду, значит это должно как-то отразиться на ее состоянии. Известно, что растения поглощают вредные продукты сгорания автомобильного топлива. И по содержанию вредных веществ в растениях (например, свинца) можно судить о степени загрязненности воздуха.
План:
1. по статистическим данным Комитета по охране природы выяснить, какие
вещества, и в каком количестве являются загрязнителями в городе Томске.
2. выяснить статистику об увеличении численности автомобилей в городе,
какие преобладают, и их технологические марки.
3. определить содержание свинца в растениях.
4. провести анкетирование владельцев автомобилей с целью дальнейшего
анализа, насколько они понимают, что их автомобили являются источниками
загрязнениями.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Одной из острых экологических проблем настоящего времени является загрязнение атмосферного воздуха.
В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (75%), самолеты, затем автомобили с дизельными двигателями (около 4%), трактора и другие сельскохозяйственные машины (около 4%), железнодорожный и водный транспорт.
В России на долю автотранспортав середине 90-х годов приходилось 80% выбросов свинца, 59% - оксида углерода, 32% - оксидов азота.
В выхлопных газах автомобилей содержится целая гамма веществ, большинство из которых токсичны для человека, основными загрязнителями являются оксид углерода, оксиды азота, свинец, летучие углеводороды.
На его долю приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы.
Диоксид азота воздействует в основном на дыхательные пути и легкие, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина.
Оксид углерода и оксиды азота поступают в атмосферу только с
выхлопными газами, тогда как не полностью сгоревшие углеводороды поступают как вместе с выхлопными газами, так и из картера топливного бака и карбюратора.
Несмотря на то, что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ как оксиды азота и углерода, углеводороды выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом, создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами.
Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь из более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Вредные вещества поступают в воздух практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферного воздуха.
Влияние автотранспорта на окружающую среду
Рис. 1. Схема воздействия автотранспорта на окружающую среду.
Передвижные источники загрязнения пространственно рассредоточены по территории города и расположены в непосредственной близости к жилым районам, что создает общий повышенный фон загрязнения. Они располагаются невысоко от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей слабее рассеиваются ветром по сравнению с промышленными выбросами и скапливаются в зоне дыхания людей. Кроме того, темпы роста числа автомобилей значительно выше по сравнению с темпами роста промышленных источников.
Влияние свинца на организм человека.
Роль свинца в жизнедеятельности организма изучена недостаточно. Однако в литературе встречаются данные, подтверждающие, что металл жизненно необходим для животных организмов (на примере крыс). В небольших количествах он необходим и растениям. Дефицит свинца в эксперименте понижает рост животных. Было обнаружено, что свинец увеличивает рост и повышает концентрацию гемоглобина при дефиците железа у крыс.
Известно, что свинец участвует в обменных процессах костной ткани. Попадая в организм, свинец накапливается в костях, вызывая их разрушение.
Металл токсичен для микроорганизмов, растений, животных и людей. Свинец является канцерогеном. Свинец нарушает синтез гемоглобина.
Избыток свинца в растениях, связанный с высокой его концентрацией в почве, подавляет процесс фотосинтеза, снижает поступление цинка, кальция, фосфора, серы. Вследствие этого снижается урожайность растений и резко ухудшается качество производимой продукции. Внешние симптомы негативного действия свинца – появление темно-зеленых листьев, скручивание старых листьев, чахлая листва. Устойчивость растений к его избытку неодинаковая: менее устойчивы - злаки, более устойчивы - бобовые.
Токсическая доза свинца для человека: 1 мг.
Предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе соединений свинца 0,003 мг/м3, в воде 0,03 мг/л, почве 20,0 мг/кг
Автотранспорт в Томске.
Первые автотранспортные средства в Томске появились в начале ХХ века, а уже к 1910 г. по числу автомобилей Томск держал первенство среди сибирских городов, соперничая только с Иркутском. Динамика развития автотранспорта во второй половине прошлого и начале нынешнего столетий отображена на рисунке.
. Динамика количества автотранспортных средств г. Томска
[Томск-400, 2004, Шакирова, 2005]
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного в городе Томске за 2007 г., тонн/год
Тип АТС | Количество АТС, ед. | Оксиды серы | Оксиды азота | летучие органи- ческие соеди- нения | Угарный газ | твердые частицы (сажа) | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Легковые, всего | 247746 | 369,637 | 11891,81 | 9909,84 | 44321,76 | - | 66493 |
Грузовые, в т.ч. по видам топлива: бензин дизтопливо всего | 17255 17255 34510 | 111,726 715,651 827,377 | 3744,335 6733,763 10478,09 | 2657,27 803,22 3460,49 | 28565.6 1872,16 30437,8 | - 314,04 314,04 | 35078,9 10438,8 45517,8 |
Автобусы, в т.ч. по видам исп. топлива: бензин дизтопливо всего | 1750 2300 4050 | 16,538 130,41 146,948 | 551,25 1293,75 1845,0 | 307,125 144.9 452,025 | 3512,25 424,35 3936,6 | - 58.995 58,995 | 4387,16 2052,40 6439,56 |
Итого от автотранспорта | - | 1349,96 | 24214,90 | 13822,36 | 78696,1 | 373,03 | 118450 |
Количество автотранспорта, зарегистрированного в территориальном органе ГИБДД:
Легковые автомобили – 247 тыс. 746 единиц
Грузовые автомобили – 34 тыс. 510 ед., в том числе: с бензиновыми двигателями – 17 тыс. 255, с дизельными двигателями – 17тыс. 255 (в данном случае принято допущение о равном количестве грузовых автомобилей с бензиновым и дизельным двигателями).
Автобусы – 4тыс. 050 ед., в том числе: с бензиновыми двигателями -1 тыс. 750, с дизельными двигателями – 2 тыс. 300.
Рост транспортных средств обуславливает увеличение нагрузки на окружающую среду
Следует отметить, что Томск относится к средним по количеству выбросов городам в Сибирском федеральном округе (табл. 2).
Рис. 3. Динамика выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн г. Томска
Таблица 2- Выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) от стационарных источников в городах СФО, тыс. тонн (2005 г.)
| Численность населения | Выбросов ЗВ, всего | Выбросов ЗВ от автотранспорта | % выбросов автотранспорта |
Абакан | 167,1 | 47,158 | 35,303 | 74,86111 |
Кемерово | 522,6 | 131,561 | 79,071 | 60,10216 |
Новокузнецк | 563,3 | 502,44 | 66,3 | 13,19561 |
Новосибирск | 1405,6 | 342,687 | 233,484 | 68,13331 |
Омск | 1142,8 | 396,258 | 236,548 | 59,69545 |
Томск | 509 | 102,88 | 76,08 | 73,95023 |
Улан-Уде | 352,6 | 59,791 | 29,532 | 49,39205 |
Чита | 308,5 | 57 | 27,1 | 47,54386 |
Специалистами проводится мониторинг состояния атмосферного воздуха на перекрестках города.
В качестве критериев оценки используются предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема, которые при воздействии за определенный промежуток времени не влияют на здоровье человека (табл. 4).
Таблица 4 - Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух
Наименование загрязняющих веществ | ПДК , мг/м3 | Класс опасности | ||
максимально разовая | средне суточная | рабочей зоны | ||
Азот (IV) оксид (Азота диоксид) | 0,085 | 0,04 | 2,0 | 2(3) |
Углерод оксид | 5,00 | 3,00 | 20 | 4(4) |
Азот (II) оксид | 0,4 | 0,06 | 5,0 | 3(3) |
Углерод черный (Сажа) | 0,15 | 0,05 | - | 3 |
Углеводороды (Метан) | 50(ОБУВ) | - | - | - |
. Выявлено, что самыми высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха оксидами углерода и азота отличаются улицы Пушкина, Яковлева, Красноармейская, Ленина, Иркутский тракт и Комсомольский проспект, которые характеризуются особенно высокой интенсивностью движения транспорта.
Превышения допустимых норм по формальдегиду зафиксированы во всех районах города, наибольшие превышения (в 2,5 раза относительно нормы) отмечались в Советском районе (пост № 5 на ул. Герцена, 68а), в Кировском районе – в 1,6 раза (пост № 13 на ул. Вершинина, 17в). Наибольшая повторяемость превышений – в Ленинском районе (пост № 2 на пл. Ленина). Существенный «вклад» в загрязнение этой примесью вносит автотранспорт.
Мониторинг детских площадок.
16 октября отбиралась пробы воздуха на 5 детских площадках: ул. Елизаровых, 2, ул. Киевская, 86, ул.К. Ильмера, 6, пр. Мира,27 и пр. Мира, 41.
На всех детских площадках были превышения по вредным веществам: по ул.Елизаровых, 2 превышения по содержанию формальдегида в 7,87 раза, по бенз(а)пирену - в 1,15 раза; по ул. Киевской, 86 зафиксировано превышение по формальдегиду в 3,71 раза , а на К. Ильмера, 6 – в 3,01 раза; по пр. Мира, 27 превышения по диоксиду азота - в 2,96 раза, по фенолу - в 12 раз, по формальдегиду - в 8,66 раза и взвешенным веществам - в2 раза; на пл. по пр. Мира ,41 были превышения по диоксидам азота в 1,53 раза, по фенолу - в 12 раз, по взвешенным веществам - в 1,96 раза.
Источником данных видов загрязнений являются выбросы автотранспорта.
Предлагаемые меры улучшения ситуации: детские площадки необходимо перенести во дворы многоэтажных домов, изолировать от влияния транспортных магистралей.
Мониторинг перекрестков.
17 октября2009 г. в 8 часов утра, в 1 час дня и в 19 часов вечера отбиралась пробы воздуха на 3-х перекрестках: пр. Фрунзе – ул. Елизаровых, пр. Фрунзе – ул. Красноармейская и пр. Фрунзе– пр. Комсомольский.
На всех перекрестках отмечены превышения по вредным веществам: пр. Фрунзе – ул. Елизаровых превышения диоксида азота в 1,55 раза, формальдегида в 6,88 раза, взвешенных веществ в 6,12 раза; пр. Фрунзе – ул. Красноармейская превышения по диоксиду азота в 2,08 раза, формальдегида в 9,88 раза и взвешенных веществ в 5,37 раза; на пр. Фрунзе– пр. Комсомольский зафиксированы превышения диоксида азота в 2,54 раза, формальдегида в 6,33 раза, бензола в 1,5 раза и взвешенных веществ в 4,73 раза.
Источником данных видов загрязнений являются выбросы автотранспорта.
меры улучшения ситуации
Предлагаемые меры улучшения ситуации: необходимо разгрузить автодороги г. Томска путем строительства транспортных развязок и организации светофоров на «зеленую волну».
Создаваемые в городах системы движения в режиме «зеленой волны», существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрестках, призваны сократить загрязнение атмосферного воздуха в городах
Так же как во многих исторических городах, пропускная способность улиц в центральных районах Томска невелика и не справляется с возросшим в последнее время машинопотоком, что приводит к созданию «пробок» и концентрации значительного количества веществ в воздухе. Отсутствие в городе специальных высокоскоростных объездных магистралей, необходимого количества путепроводов, развязок, подземных и надземных переходов сказывается на скорости движения транспорта и в свою очередь - на загрязнение воздушного бассейна. Загрязнению атмосферного воздуха способствует так же высокая концентрация автотранспортных предприятий и гаражных боксов в жилой застройке, загруженность центральных дорог города маршрутным транспортом, высокий процент неисправных автотранспортных единиц, низкосортные виды жидкого топлива.
Современный город сложно представить без большого числа автотранспорта, поэтому в целях соблюдения эколого-экономического баланса целесообразно разработать систему мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха (рис. 6).
Рис.6. Система мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха
Повышенный интерес к свинцу вызван его приоритетным положением в ряду основных загрязнителей окружающей природной среды.
Исследование: определение содержания свинца в растениях:
1.Cобрать небольшое количество опавших листьев растительности (я взял
листья березы обыкновенной) на различном расстоянии от оживленной
автомагистрали: 2-3 метра, 100, 300 метров, в парковой и промышленной
зонах. Каждую пробу поместить в отдельный полиэтиленовый пакет с
этикеткой, на которой указать место сбора.
2. C каждой пробы взять равные навески листьев. Каждую навесу растереть в
керамической ступке.
3. Для получения вытяжки во все навески добавить строго одинаковое
количество спирта, прокипятить на спиртовке, чтобы свинец перешел в
раствор, охладить его и отфильтровать.
4. Приготовить водный раствор сернистого натрия. Добавить по одной - две
капли этого раствора в пробы с растительным экстрактом. В результате
выпадает черный осадок разной степени концентрации и, соответственно,
более или менее темный у разных проб растительности.
5.Рассматривая пробирки на свет, делаем выводы.
Выводы:
1. Наибольшая загрязненность в пробах, собранных в промышленной зоне, в 2-
3 метрах от оживленной автомагистрали - улица С.Лазо (район ДК
Авангард) и районе Буфф- сада.
2. Пробы, которые были взяты в 100, 300 м. от оживленной автомагистрали -
улица С.Лазо (район ДК Авангард), показали, что наиболее загрязнены
свинцом листья растений, которые были собраны в 100м. от дороги.
Наименее загрязнены листья в 300м.
Значит, чем дальше от оживленной автомагистрали, тем степень загрязненности ниже.
3. Сильное загрязнение в районе парка Буфф-сада объясняется его
расположением. Он расположен в квадрате, окруженном самыми
напряженными автомагистралями- ул. Красноармейская, ул. Герцена,
пр. Фрунзе. (карта прилагается).
Значимость:
1. Доведу результаты эксперимента до своих близких, среди них есть
сознательные люди, которые станут задумываться о техническом состоянии
своих автомобилей.
2. Я уже буду точно знать, что не приобрету жилье в районе Буфф-сада, даже
если этот район очень престижный.
3. Показать людям, как влияет автотранспорт на окружающую среду.
Итоги анкетирования для владельцев автомобилей показали, что:
0% ответили – престижность марки и 10% ответили – экономичность в
эксплуатации.
40% ответили – да, 10% ответили – нет, и 50% ответили -
в исключительных случаях.
3. Водите ли вы машину с умеренной скоростью
80% ответили – да, 0% ответили – нет, и 20% ответили – не всегда
4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?
20% ответили – да, 50% ответили – нет, и 30% ответили – иногда.
воздушные и масляные фильтры?
80% ответили – да, 20% ответили – нет, и 10% ответили – не всегда.
10% ответили – да, часто, 60% ответили – нет, и 30% никогда.
10% ответили – вероятность быть оштрафованным ГАИ,
40% ответили – ответственность за состояние воздуха в нашем городе,
50% ответили – иные причины.
80% ответили – да,
0% ответили – нет,
20% ответили – для меня этот факт не имеет значения.
20% ответили – часто,
20% ответили – очень редко,
30% ответили – никогда, и
30% ответили –затрудняюсь ответить.
10. Согласились бы вы поменять свой автомобиль на менее престижный,
но экологически более чистый, не загрязняющий окружающую среду?
60% ответили – да,
10% ответили – нет,
30% ответили – затрудняюсь ответить.
Список литературы:
1.Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу». Биология в школе 2001, №7
2.ГН 2.1.6.1983-05 Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.
3.РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Временные указания по определению фоновых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе для нормирования выбросов и установления ПДВ (Л.: Гидрометеоиздат, 1981)
4.РД 52.04.576-86. Положение о методическом руководстве наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды.
5.Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В. и др. Экология и безопасность // Справочник. Тт. 1-3 - М.: ВНИИПИ, 1991-1993.
6.Томск – 400 лет: Юбилейный стат. сб. / Томскоблкомстат-Т, 2004. – 268 с.
7.Шакирова А.Р. Развитие городского пассажирского транспорта г. Томска // Теоретические и прикладные вопросы современной географии: Материалы Всероссийской молодежной школы-семинара. Томск, 27-28 апреля 2005 г. – Томск: Изд-во ООО «Дельтаплан», 2005. С. 36-42.
8. Эко бюллетень № 01 ( 132 ) январь- февраль 2009 года.
Простые летающие модели из бумаги
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Рисуем кактусы акварелью
Свинья под дубом
Чайковский П.И. "Детский альбом"