В работе исследуется цели, проблемы off-road спорта, правила проведения соревнований, подготовки автомобиля , представлена история серебряного призера Кубка России по трофи-рейдам Игоря Пентинена.
Вложение | Размер |
---|---|
Внедорожный спорт | 50.5 КБ |
Презентация к исследовательской работе "off-road спорт" | 2.52 МБ |
ГБО Санкт-Петербургский Центр Детского(Юношеского)
Технического Творчества
Исследовательская работа
off-road спорт
Выполнил Паничкин Егор Павлович, 14 лет Педагог отдела юных автомобилистов |
Санкт-Петербург
2013
Внедорожный спорт.
Содержание.
1.Введение
2. Соревнования и их правила.
3. Виды соревнований
4. История одного гонщика
5. Вывод
Введение.
Вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводном автомобиле. Он включает в себя множество видов и подвидов. Два основных – это Автотриал и Трофи-рейд.
Автотриал – это преодоление природных и искусственных рельефных препятствий на автотранспорте. Так как же проходят соревнования и создается автомобиль, и какого быть гонщиком.
Соревнования и их правила.
Бездорожье преодолевается или на джипах, такой вид спорта называется джип-триал или на грузовиках – трак-триал. Цель триала – преодоление препятствий на трассе. Препятствия преодолеваются не в произвольной форме, а в строго определенном организаторами соревнования месте. Место прохождения препятствия указывается с помощью ворот — двух палок, стоящих вертикально друг от друга на расстоянии чуть больше, чем ширина автомобиля. Проехать ворота необходимо в определенном направлении. Направление задается цветом палок в воротах, палка белого цвета должна быть с левой стороны по ходу движения автомобиля. Ворота располагаются таким образом, чтобы сделать их прохождение максимально сложным. Кто прошел больше ворот за меньшее время — тот и победил в соревнованиях.
Виды соревнований.
Джип-триал делится на несколько видов.
Оригинал – оригинальные (стандартные) автомобили. В этом классе участвует любой желающий. Машина не должна быть измена, кроме изменений в целях безопасности.
Модифайт – модифицированные серийные автомобили. Разрешается глубокая доработка, с небольшими ограничениями.
Промодифайт – кардинально переделанный стандартный автомобиль. Автомобиль должен быть похож на серийный, и запрещено устанавливать управляемый задний мост.
Прототип – специальный класс, это машины чаще всего собранные на базе серийных (не путать с доводкой машины), но переделанные максимально для прохождения трассы.
В соревнованиях по трак-триалу участвуют машины с колесными базами 4x4, 6x6, 8x8. Естественно, что для этих соревнований используются модифицированные серийные автомобили. Команда, как и в джип-триале включает пилота и штурмана. Интересно, что в Европе этими видами спорта занимаются в основном как хобби, в то время, как у нас это профессия. Т.е. на международных соревнованиях встречаются российские профи и европейские «любители».
Трофи-рейд- соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах.
Типичный набор препятствий – размокшая глинистая колея, каменисто-песчаный плес и классическое болото напугает кого угодно. Ведь просто одолеть стихию недостаточно, надо, сориентировавшись на местности, отыскать все контрольные пункты.
В экипаже двое – пилот и штурман. Последний, помимо всего прочего, должен обладать недюжинным здоровьем: по совместительству на него возложены обязанности тягача, толкача, противовеса и оператора лебедки.
История одного гонщика.
С одной из машин для бездорожья нас познакомил серебряный призер Кубка России по трофи-рейдам Игорь Пентинен.
Классический рецепт постройки внедорожникасостоит в том, что покупают подходящий джип вроде «Мицубиси-Паджеро», «Гелендевагена» или отечественного УАЗа, затем разбирают до рамы, чтобы потом возродить в требуемом качестве. Зачастую при этом какие-то родные агрегаты и узлы замещают донорскими. Новый агрегат должен получиться прочным, надежным, отличаться отменной ремонтопригодностью и, разумеется, исключительной проходимостью.
Впрочем, достичь желаемого можно куда меньшей кровью. Зачем, скажем, покупать и переделывать целый автомобиль, когда можно ограничиться комплектующими. Помимо финансовых выгод, такой подход открывает свободу творчества. Если ты не привязан к готовой конструкции, то можешь творить с чистого листа.
Именно так создавали и нашего «знакомого». Рама машины – пространственный трубчатый каркас сами рассчитали и сварили на специально построенном стапеле. Конструкция вышла легкой и функциональной. Мотор выбрали «тойотовский» – трехлитровый турбодизель с интеркулером. Дорабатывать силовой агрегат не стали: 145 л. с. посчитали вполне достаточными, а форсировка, как правило, снижает надежность. В трофи-рейдах машина нередко окунается «с головой», и чтобы не загубить двигатель, приняли меры. Так, электронно-управляемый топливный насос высокого давления с его водобоязненными датчиками заменили непотопляемым механическим, а систему впуска оборудовали шнорхелем – герметичным воздуховодом, выведенным на уровень крыши.
Сцепление, пятиступенчатая коробка передач и раздатка тоже серийные, той же фирмы. Металлокерамические накладки, конечно, прослужили бы дольше, да только в воде они неработоспособны.
Мосты – «вольвовские» портальные, с бортовыми редукторами внешнего зацепления и принудительной блокировкой. Первоначально на машине стояли мосты, изготовленные на УАЗе в далеком 1976-м и купленные по случаю при ликвидации армейского склада. Весь сезон оба моста отходили без единого замечания, а вот приобретенная на замену деталь той же марки никуда не годится. Пришлось тратиться на «иностранцев». Сайлент-блоки – полиуретановые большого диаметра. Популярные в автоспорте сферические шарниры здесь не подошли – жесткая конструкция не способна смягчать ударные нагрузки от больших неподрессоренных масс. Зато амортизаторы чисто спортивные – шведский ОЛИНС с изменяемой характеристикой сжатия-отбоя и высотой установки пружин.
Для соревнований допущены три типоразмера колес: 36х12,5 (максимальный – на этапе чемпионата РФ на трофи-рейде «Ладога»), 39,5х18 (то же на чемпионате России) и 38х11 (его традиционно используют на глинистых трассах). Давление в шинах можно варьировать по собственному усмотрению экипажа: порой опускать чуть ли не до нуля и двигаться, можно сказать, на ободах. Чтобы колеса «не разбортировались», борт покрышки зажимают между ободом и дополнительным наружным кольцом, прикрепленным болтами. Для подкачки служит автономное воздухохранилище. «Наше» собрано из подручных материалов. Штатный насос от кондиционера питает камазовский 220-литровый ресивер. При давлении 8 атмосфер корабельный клапан отключает электромагнитную муфту насоса.
Барабанные тормоза, тоже от «Вольво», достались машине вместе с мостами.
Рулевой механизм с гидроусилителем от «Тойоты» подошел без проблем, а вот тяги оказались слабоваты – случалось, гнулись при попытке выбраться из колеи. Пришлось использовать более мощные отечественные – из рулевой трапеции ГАЗ-53.
Автомобиль щедро оснастили средствами самовытаскивания. Здесь и полутораметровый реечный домкрат, цепи, трапы и, разумеется, лебедки. Последних аж три – две электрические (аварийная в кузове и стационарная сзади) и механическая (стационарная передняя). Трос – только кевларовый, он много легче и прочнее стального.
В кабине лишь самое необходимое. У водителя – традиционный набор органов управления и контроля, у штурмана – маршрутный компьютер, навигационное оборудование (GPS), ноутбук с картой местности и рация.
Так как водные процедуры в трофи-рейдах дело обычное, гонщики облачены в непромокаемые рыбацкие комбинезоны. В такой толстой одежде даже самый стройный спортсмен в кресло не поместится. Пришлось, изготовить каждому сиденье по фигуре. Остальное – шлемы, перчатки и четырехточечные ремни – фирменное.
Боевое крещение необычная машина прошла, завоевав «золото» в соревнованиях «Ладога-2004». В нынешнем сезоне – «серебро» на Кубке России. Доводка машины продолжается!
Вывод.
Внедорожный спорт очень опасный, и требует много навыков вождения, ориентирования, постройки и конструирования автомобиля, ведь каждый автомобиль оригинален и создан вручную.
Слайд 1
off-road спорт вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводном автомобилеСлайд 2
Виды off-road спорта Триал Трофи-рейд Это два основных видов off-road спорта, каждый из которых имеет свои подвиды, особенности, правила и т.д.
Слайд 3
Автотриал Автотриал – это преодоление природных и искусственных рельефных препятствий на автотранспорте. Бездорожье преодолевается или на джипах, такой вид спорта называется джип-триал или на грузовиках – трак-триал. Цель триала – преодоление препятствий на трассе. Препятствия преодолеваются не в произвольной форме, а в строго определенном организаторами соревнования месте. Место прохождения препятствия указывается с помощью ворот — двух палок, стоящих вертикально друг от друга на расстоянии чуть больше, чем ширина автомобиля. Проехать ворота необходимо в определенном направлении. Направление задается цветом палок в воротах, палка белого цвета должна быть с левой стороны по ходу движения автомобиля. Ворота располагаются таким образом, чтобы сделать их прохождение максимально сложным. Кто прошел больше ворот за меньшее время — тот и победил в соревнованиях.
Слайд 4
Подвиды джип-триала Оригинал – оригинальные (стандартные) автомобили. В этом классе участвует любой желающий. Машина не должна быть измена, кроме изменений в целях безопасности. Максимальный размер покрышек 825 х 275 мм. Максимальная глубина протектора 16 мм.
Слайд 5
Стандарт – серийный автомобили для которых разрешается: лифт кузова до 50 мм., незначительный тюнинг подвески с сохранением её типа, максимальный размер шин: 900 х 320 мм., а максимальная глубина протектора: 20 мм.
Слайд 6
Модифайт – модифицированные серийные автомобили. Разрешается глубокая доработка, с небольшими ограничениями.
Слайд 7
Промодифайт – кардинально переделанный стандартный автомобиль. Автомобиль должен быть похож на серийный, и запрещено устанавливать управляемый задний мост.
Слайд 8
Прототип – специальный класс, это машины чаще всего собранные на базе серийных (не путать с доводкой машины), но переделанные максимально для прохождения трассы.
Слайд 9
Трак-триал В соревнованиях по трак-триалу участвуют машины с колесными базами 4x4, 6x6, 8x8. Естественно, что для этих соревнований используются модифицированные серийные автомобили. Команда , как и в джип-триале включает пилота и штурмана. Интересно, что в Европе этими видами спорта занимаются в основном как хобби, в то время, как у нас это профессия. Т.е. на международных соревнованиях встречаются российские профи и европейские «любители».
Слайд 11
Трофи-рейд Соревнование по преодолению бездорожья, обычно на полноприводных автомобилях (внедорожниках), специальных внедорожных мотоциклах, квадроциклах . Как правило, в трофи-рейдах , в отличие от автогонок, скорость прохождения маршрута не так важна — необходимо просто уложиться в зачетное время. Важнее успешно пройти все спецучастки и выполнить задания всех соревновательных этапов. Обязательно присутствуют старт, финиш трофи-рейда , а также спецучастки и другие соревновательные этапы.
Слайд 12
Машина для трофи Классический рецепт постройки внедорожника. Покупают подходящий джип вроде « Мицубиси Паджеро », « Гелендевагена » или отечественного УАЗа , затем разбирают, чтобы потом возродить новую машину. Зачастую при этом какие-то родные агрегаты и узлы замещают донорскими. Новенький агрегат должен получиться прочным, надежным, отличаться отменной ремонтопригодностью и, разумеется, исключительной проходимостью.
Слайд 13
Примеры автомобиля и подвески автомобиля для off-road спорта Точные схемы создания и комплектацию своих автомобилей мастера держат в секрете.
Слайд 14
off-road спорт очень опасный, и требует много навыков постройки и конструирования автомобиля, ведь каждый автомобиль оригинален и создан вручную.
Груз обид
Муравьиная кухня
Цветок или сорняк?
Что общего у травы и собаки?
Фотографии кратера Королёва на Марсе