Общеобразовательная школа, являясь важным институтом социализации старшеклассников, отражает состояние и основные тенденции развития общества. В свою очередь общество оказывает влияние на школу, предъявляя ей определенный социальный заказ на подготовку «зрелого» выпускника, требуя от общеобразовательного учреждения мобильного, адекватного отражения в образовательном процессе основных изменений в мире и стране. Чтобы стать эффективным, образовательный процесс должен быть приведен в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями, а также с насущными интересами страны, региона, родителей, детей. Это одно из ведущих требований модернизации российского образования.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 40.55 КБ |
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
МИКРОРАЙОНА «ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА»
143405, Московская область, г. Красногорск, ул. Игната Титова, дом 5
тел. 562-13-81, тел./факс 562-13-50
Проект
«Социальная зрелость выпускников основной школы»
Выполнила:
ученица 9б класса
Богданович Екатерина
Учитель:
Скворцова Е.С.
Актуальность исследования. Общеобразовательная школа, являясь важным институтом социализации старшеклассников, отражает состояние и основные тенденции развития общества. В свою очередь общество оказывает влияние на школу, предъявляя ей определенный социальный заказ на подготовку «зрелого» выпускника, требуя от общеобразовательного учреждения мобильного, адекватного отражения в образовательном процессе основных изменений в мире и стране. Чтобы стать эффективным, образовательный процесс должен быть приведен в соответствие с изменяющимися социально-экономическими условиями, а также с насущными интересами страны, региона, родителей, детей. Это одно из ведущих требований модернизации российского образования.
Потребность общества в образованных, интеллектуально зрелых людях всегда была достаточно высока. Но сегодня только интеллектуальная зрелость не может рассматриваться в качестве основной характеристики личности выпускника общеобразовательной школы. В условиях интенсивного социального обновления результативность школьного образования определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство программного учебного материала, сколько подготовленностью выпускников к сознательной активности и самостоятельной деятельности в различных сферах жизни общества, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. В связи с этим особую значимость для теории и практики современного образования приобретает проблема создания оптимальных условий для формирования социальной зрелости старших школьников. Ее решению будет способствовать разработка концептуальной модели, реализация которой предполагает в качестве результата становление социальной зрелости старших школьников.
1.Понятие социальная зрелость.
«Социальная зрелость – объективно необходимый этап развития личности, который характеризуется достижением самостоятельного социального положения человека».
Наличие четких представлений относительно своей жизненной перспективы свидетельствует о социальной зрелости человека. При определении своего положения от молодого человека требуется не только умение оценивать свои способности и возможности, но и осознание принадлежности к социальной среде, понимание сущности процессов, происходящих в различных сферах общества. В том числе и позиция по отношению к политическим, экономическим и социально-культурным явлениям общественной жизни страны тоже характеризует уровень зрелости выпускника. Активное становление самостоятельной ценностно-мировоззренческой позиции происходит именно в старшем школьном возрасте.
При определении уровня социально зрелости учащихся 9 -11 классов выделяют следующие показатели:
- ценностные ориентации в сфере образования;
- ценностные ориентации в профессиональной сфере;
- ценностные ориентации в сфере личного самоопределения (семья, рождение детей и.т.д);
- мотивация учения;
- мотивация профессионального выбора;
- наличие представлений относительно своей жизненной перспективы;
- самостоятельность жизненного выбора;
- позиция по отношению к общественно-политическим, социально-культурным, экономическим явлениям и процессам, происходящим в стране.
В ходе эксперимента выявлены показатели социальной зрелости старшеклассника: ценностные ориентации, самоутверждение, ответственность, инициатива, среди которых учащиеся и педагоги старшей школы особо выделяли умение общаться, что подтвердило предположение о связи развития коммуникативных умений и социальной зрелости. Далее были определены 3 уровня социальной зрелости старшеклассников: высокий, средний и низкий, которые основаны на фиксации у учащихся старших классов социально значимых качеств личности.
2.Уровни социальной зрелости
Высокий уровень социальной зрелости учащихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентаций в сфере образования и в профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представления этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с оптимальным уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».
В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для школьников данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентаций и жизненных планов. Учащиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в их жизни они связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них, обстоятельствами.
Для учащихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внепрофессиональные и внеобразовательные ценности, что свидетельствует о направленности интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Учащиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
3.Результаты исследования.
На основе тестирования большинство опрошенных учащихся были отнесены к низкому и среднему уровню социальной зрелости (более 50%), который характеризуется пассивной жизненной позицией, ориентацией на ценности ближайшего окружения, невысоким уровнем самооценки и самоутверждения. Около 40 % старшеклассников были зафиксированы на высоком уровне социальной зрелости, который дает возможность эффективно решать различные социально-коммуникативные задачи в процессе ежедневной жизнедеятельности. Педагоги старшей школы невысоко оценивают развитие социальной зрелости у своих учеников, по их мнению только 10-20 % учащихся можно отнести к высокому уровню, подавляющее большинство старшеклассников относится к низкому и среднему уровням, что отличается от точки зрения учащихся.
Таким образом, формирование социальной зрелости в образовательных учреждениях, идущее без особой поддержки педагогов препятствует возможности большинству школьников свободно ориентироваться в реальной жизни за стенами школы, эффективно адаптироваться к после школьной жизни. Итак, было выявлено противоречие между возрастающими требованиями к выпускнику школы, с одной стороны, и недостаточно высоким уровнем развития социальной зрелости старшеклассника, с другой, что приводит к необходимости глубокого осмысления комплекса личностных характеристик и умений различного свойства выпускника, необходимых для успешного достижения высокого уровня становления социальной зрелости, а также выработки путей и формирования указанных характеристик при обучении в старших классах.
Основными результатами исследования можно считать следующие:
Заключение.
Одной из проблем современного образования я вижу недопустимо малое внимание формированию у выпускника школы основных культур, или же необходимых представлений в области экономических, политических, юридических и психологических наук для жизни и практики. На практике знания из этих сфер становятся элитарными или же высшее профессиональными. Я хочу предложить создание системы элективных курсов в каждой школе по основным практическим вопросам потребительской культуры, экономической, юридической, психологической. Курсов, которые бы затрагивали не теоретические вопросы, а проблемы практики, с которыми сталкивается каждый человек живущий в стране. Это вопросы от защиты прав потребителей (могу ли я вернуть товар и на каких условиях) до вопросов, касающихся семьи, воспитания детей, регистрации брака и его расторжения и прочее, что позволит человеку сформировать позицию и готовность жить в обществе
Знание сильно тогда, когда им возможно пользоваться на практике.
Литература
1.Всё лучшее - впереди/социально ориентированные формы работы со школьниками/ М. А. Тыртышная. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – 2-е изд. – М.: Айрис- пресс, 2007.
3. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
4. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, 2006 .
Филимоновская игрушка
Будьте как солнце!
Пока бьют часы
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рисуем "Осенний дождь"