Глава I. История создания и развития Московского метрополитена.
Глава II. Станция «Парк Культуры» - одна из старейших и красивейших станций московского метро.
Вложение | Размер |
---|---|
florenskiy_vsevolod_-_moya_lyubimaya_stantsiya_proekt.doc | 88.5 КБ |
moya_lyubimaya_stantsiya_proekt_slaydshou.ppt | 2.54 МБ |
ПЛАН
Введение
Глава I. История создания и развития Московского метрополитена.
Глава II. Станция «Парк Культуры» - одна из старейших и красивейших станций московского метро.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Сейчас никто не может представить себе столицу России без метро. Его линии связали районы новостроек с центром, и, поскольку за 30-40 минут можно проехать весь город из конца в конец, устарело само понятие – городская окраина. Теперь, если житель нашего города получает новую квартиру, его прежде всего интересует: имеется ли вблизи дома станция метро.
Строительство и ввод в эксплуатацию Московского метрополитена явились значительным событием в жизни нашей страны, показателем ее громадного экономического и научно-технического богатства и символом высокого уровня знаний отечественных инженеров и строителей. Нас до сих пор завораживает красота подземных дворцов, созданных благодаря упорному труду тысяч советских людей.
Большую роль метрополитен столицы сыграл в годы Великой Отечественной войны. В то время, когда многие его работники ушли на защиту Родины, метро продолжало бесперебойно действовать не только как транспортное предприятие, но и как убежище для населения во время налетов вражеской авиации.
В начале своей эксплуатации московское метро перевозило лишь 2 процента москвичей и гостей нашего города, но теперь он перевозит более половины всех пассажиров, пользующихся городским транспортом. В настоящее время по интенсивности движения, надежности и объемам перевозок Московский метрополитен стабильно занимает 1 место в мире. Он в первой тройке метрополитенов мира практически по всем другим показателям.
История развития Московского метрополитена показала, что здесь нет служб главных или второстепенных. Здесь от труда машиниста поезда или машиниста эскалатора, монтера пути или монтера электроподстанции, от любого работника зависит четкость и надежность работы всего метрополитена, а значит и всего города.
Высокая регулярность движения и надежность работы столичного метрополитена достигается благодаря работе более чем 37 тысяч людей. В работе московского метро применены самые современные технологии и новая техника, использован передовой международный опыта крупнейших транспортных компаний мира.
Московский метрополитен является признанной достопримечательностью Москвы и мира, некоторые станции Московского метро внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Глава I. История создания и развития метро в Москве.
Основные этапы создания и развития Московского метрополитена.
Московский метрополитен - крупнейшее транспортное предприятие в Москве, крупнейший метрополитен в мире. Его полное официальное название - Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире после метрополитена столицы Японии города Токио. Московское метро известно богатой отделкой многих своих станций с замечательными образцами искусства
Эксплуатацию метрополитена осуществляет Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина». Его начальником с 25 декабря 1995 года является Дмитрий Владимирович Гаев.
Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились еще в 1875 году, когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло. Первый из проектов московского метро был разработан в 1901 году, однако городская дума отклонила его. До Первой мировой войны предлагались и другие проекты. В 1925 году был разработан проект Мясницкого радиуса, но он также не был реализован.
В тридцатых годах XX века, возросшая транспортная нагрузка потребовала принятия решения о строительстве метрополитена, в связи с чем 15 июня 1931 года. Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве.
В 1931 году специально созданная организация «Метрострой» развернула подготовленные работы к строительству и организовала обучение специалистов и рабочих. На улицах и площадях столицы появились лозунги: «Даешь метро!» Был объявлен всесоюзный набор молодежи для работы в Метрострое. В строительстве приняли участие шахтеры Донбасса, бетонщики Днепростроя, московские комсомольцы.
Более 500 предприятий освоили производство новой техники, поставляли для метрополитена эскалаторы, вагоны, насосы, вентиляторы, рельсы, лес, цемент, мрамор, гранит, полудрагоценные и поделочные камни, стальные и медные изделия, светильники. Московское метро строила вся страна. Первая строительная площадка по сооружению метро появилась на Русаковской улице в августе 1931 года.
Плотная городская застройка, подземные коммуникации и реки, пересекающие трассы метрополитена, осложняли строительство. Тем не менее, сооружение первой очереди было завершено 15 октября 1934 года и в этот день был пущен пробный поезд. А 15 мая 1935 года в 7 часов утра открыли свои двери тринадцать станций первой линии метрополитена: десять на участке «Сокольники» - «Парк культуры» и еще три станции открыты на ответвлении трассы к станции «Смоленская». Протяженность первой линии столичного метро составила чуть более 11 с половиной километров.
Уже в 1938 году была завершена вторая очередь строительства Московского метрополитена. С тех пор строительство метро велось постоянно. Оно не прекращалось даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда велось строительство третьей очереди и началось сооружение Кольцевой линии.
Во время Великой Отечественной Войны, осенью 1941 года, московское метро использовалось как бомбоубежище и защищало жителей нашего города на то время, когда вражеские самолеты бомбили город, разрушая дома, мосты, фабрики и заводы. Когда немецко-фашистские войска подошли совсем близко к Москве, правительством нашей страны даже было принято решение взорвать и затопить московское метро для того, чтобы оно не досталось фашистским захватчикам. Красная Армия в битве за Москву разгромила врага и, наступая, отбросила вражеские войска далеко от столицы, благодаря этому Московское метро было спасено от угрозы уничтожения и сохранилось до наших дней.
Спустя два года после окончания войны, 6 сентября 1947 года «за образцовую организацию работы по перевозкам населения и успешное освоение новой техники» Московский метрополитен награжден самой высокой государственной наградой того времени – Орденом Ленина. В 1985 году метрополитену также присужден орден Трудового Красного Знамени «за успешное выполнение планов перевозки пассажиров».
Кроме того, за этот период Московский метрополитен многократно награждался высокими переходящими наградами - Красным знаменем Совета Министров СССР, Красным знаменем Всесоюзного совета профессиональных союзов и Министерства путей сообщения СССР.
Первоначально, Московский метрополитен носил имя советского государственного и партийного деятеля Л.М. Кагановича, который с апреля 1930 года по март 1935 года возглавлял строительство первой очереди московского метро. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР метрополитену было присвоено имя В.И.Ленина. Сама транспортная система с 1992 года преимущественно именуется как Московский метрополитен.
Московское метро на современном этапе развития системы столичного транспорта.
На сегодняшний день система метро в Москве включает 12 линий (включая линию легкого метро) общей протяженностью 298 километров, на которых расположены 180 станций. Также в состав метрополитена входит монорельсовая дорога. Всем линиям присвоены названия и краткие обозначения, которые для всех линий представляют собой порядковый номер (кроме Бутовской линии легкого метро, которая обозначается как Л1). Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Бутовской и Каховской. За 2008 год по данным «Годового отчета за 2008 год» Московским метрополитеном было перевезено 2 миллиарда 572 миллиона 900 тысяч пассажиров (в среднем 7 миллионов 300 тысяч пассажиров вдень, наибольшее число пассажиров было перевезено 26 декабря 2008 года — 9 миллионов 352 тысячи).
Большая часть пути и станций находится под землей, однако есть и исключения. Так, Филевская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями, а также открытый метромост между станциями «Смоленская» и «Киевская». Большая часть Бутовской линии легкого метро проходит по поверхности, единственная подземная станция на ней — «Улица Старокачаловская».
Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской (наземная станция «Выхино») и часть перегона «Текстильщики» — «Волгоградский проспект»), на Арбатско-Покровской (наземные станции «Измайловская» и «Кунцевская» и часть примыкающих к ним перегонов) линиях. Кроме Смоленского метромоста Филевской линии, есть метромосты через Яузу на Сокольнической линии (между «Преображенской площадью» и «Сокольниками»), на Замоскворецкой (между «Автозаводской» и «Коломенской»), на Арбатско-Покровской (между «Мякинино» и «Волоколамской»), и самый известный — крытый метромост, на нижнем ярусе которого расположена станция «Воробьевы горы».
Спуск на подземные станции метрополитена и подъем на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. На станциях Бутовской линии и на станциях «Митино» «Волоколамская» «Строгино», «Кунцевская» и «Славянский бульвар» также построены лифты для инвалидов, которые не могут передвигаться по лестницами и эскалаторам, а на станциях «Алтуфьево» и «Строгино» на лестнице для их удобства установлен специальная передвижная наклонная площадка.
Многие старые станции Московского метрополитена имеют свои собственные наземные вестибюли, однако в последнее время, в целях экономии городской земли, стали строить станции с подземными вестибюлями, которые совмещены с подземными пешеходными переходами.
В Московском метрополитене используются поезда и вагоны трех поколений, и в настоящее время идет их активное обновление. Старые и отслужившие свой срок вагоны отправляются на свалку или на переработку, вместо них закупаются новые.
Глава II. Станция «Парк Культуры» - одна из старейших и красивейших станций московского метро.
История создания станции «Парк Культуры».
Станция Сокольнической линии Московского метрополитена «Парк культуры» расположена между станциями «Кропоткинская» и «Фрунзенская» и находится на территории района «Хамовники» Центрального административного округа Москвы» вдоль улицы Остоженка в месте пересечения с Садовым кольцом, под Крымской площадью.
Среди проектных названий станции были такие как «Крымская» и «Крымская площадь», но позже ее назвали по крупному объекту, расположенному рядом — Центральному парку культуры и отдыха имени Горького. Особенностью такого названия является то, что сам Парк культуры находится на противоположном берегу Москвы-реки и выйдя из метро до него надо добираться через Крымский мост.
«Парк культуры имени Горького», так называлась станция до 1980 года. Тогда, в связи с подготовкой к проведению Олимпиады в Москве, название станции было решено сократить, убрав из него два последних слова «имени Горького». Так решили поступить для удобства иностранных гостей, приезжающих на Олимпиаду и с тех пор станция имеет современное название.
Строили станцию строители Дистанции № 8 Мосметростроя под руководством С. Фрадкина и по проекту архитекторов Г. Т. Крутикова и
В.С. Попова.
Строительство станции началось весной 1933 года. Через оживленную Крымскую площадь, для сохранения нормальной жизни города был построен деревянный мост, а уже под этим мостом велась работа по рытью котлована будущей станции. Работы на площади проводились по ночам, чтобы большая строительная техника не мешала уличному движению. Условия строительства были очень тяжелыми из-за большого количества подземных вод на месте постройки. Подземные воды грозили в любой момент затопить стройку и устроить обвал стоящих рядом домов.
Архитектурный и художественный облик станции «Парк Культуры» и ее наземных вестибюлей.
Несмотря на все трудности, станция была построена за всего за одиннадцать месяцев и открыта 15 мая 1935 года. Всего из котлована будущей станции было поднято 100 тысяч кубометров грунта (10 тысяч самосвалов), уложено 25 тысяч кубометров бетона, 1 500 квадратных метров мрамора и 200 тысяч фарфоровых плиток.
Расположена станция на глубине 10 с половиной метров ниже уровня земли. Стены ее облицованы белыми фарфоровыми плитками. В отделке использованы также белый и серый мрамор, красная плитка.
По всей длине платформы через каждые 7 метров в два ряда расположены 44 квадратные колонны. Колонны покрыты желто-коричневым известняком. Повторяя шаг колонн, на противоположных от платформы стенах через каждые 7 метров устроены 23 темно-розовые пилястры – вертикальные выступы в стене, изображающие колонны. Внизу, вдоль обеих стен, тянется темно-коричневый мозаичный выступ. Изначально пол станции был асфальтовым, но впоследствии пол был выложен черным гранитом, отчего станция стала еще наряднее.
При открытии станции для ее освещения использовались красивые люстры в центральном зале, а в проемах между колоннами - полукруглые светильники из молочно-белого стекла. После того, как получили свое распространение яркие и экономичные лампы «дневного света», эти светильники были сняты и заменены на новые световые приборы. Современные светильники не испортили общий вид станции и хорошо вписались в ее облик.
Над платформой проходят четыре переходных мостика. Два из них выходят к наземному выходу на Крымской площади, а два к выходу на улице Остоженка. Мостики покрыты красными плитками и украшены по бокам красивыми мраморными перилами на фигурных столбиках – балясинах. Стены переходов облицованы белым мрамором, привезенным с Урала.
У станции имеется два наземных вестибюля. Северный вестибюль сооружен по проекту архитекторов Н. Я. Колли и С. Г. Андриевского расположен на улице Остоженка. Эта наземная часть станции стала дополнительным украшением города. Внутри этот вестибюль украшен большим портретом советского писателя Максима Горького, выполненным из мозаики.
Южный вестибюль станции выходит на Комсомольский проспект и Зубовский бульвар. Первоначально построенный на этом месте вестибюль не сохранился, он был снесен при строительстве одноименной станции Кольцевой линии. Кассовый зал этого вестибюля на внешней стороне Садового Кольца был облицован серым уральским мрамором, а четыре восьмиугольные колонны были покрыты белым мрамором. Кассы в этом вестибюле были отделаны полированным дубом, что придавало внутреннему убранству вестибюля торжественный вид.
В 1949 году на этом месте построен новый вестибюль, который совмещал две станции «Парк культуры» кольцевой и радиальной линии метро. Через него же осуществляется пересадка на Кольцевую линию и обратно.
За все 70 лет, прошедших с момента открытия, станция практически не подвергалась переделкам и сохранила свой первоначальный облик без изменений. Время коснулось лишь покрытия платформы и освещения. Благодаря этому, мы можем видеть станцию такой, какой ее видели москвичи в те далекие годы, когда московское метро только начинало свой долгий и славный путь к каждому уголку красавицы-Москвы.
Заключение.
Среди бесчисленного количества построенных в нашей стране сооружений Московский метрополитен является одним из самых популярных и самых любимых. Он по праву стал национальным достоянием и предметом гордости россиян.
В 2010 году Московский метрополитен отмечает свой юбилей – 75 лет со дня пуска первого поезда. За эти нелегкие годы московское метро стало объектом изучения, образцом для подражания и даже обязательным местом экскурсий для российских и зарубежных туристов, ведь столичное метро – это не только комплекс сложных инженерно-технических сооружений, но и красивейший ансамбль выдающихся произведений архитектуры, живописи и скульптуры.
Не только москвичи, но и жители других российских городов очень любят московский метрополитен за красоту его подземных дворцов, за высокую надежность работы в сочетании со скоростью и точностью. Люди нашей страны очень гордятся тем, что уже более 70 лет имеют возможность пользоваться самым лучшим в мире метро.
За более чем семидесятилетний период существования метро, мы привыкли к нему, привыкли к его красоте и удобству. Каждый москвич с детства привык считать свое метро образцом культуры, четкости и надежности.
Московское метро незаметно стало частью жизни каждого жителя нашего города, на его станциях назначают встречи, в его поездах под грохот колес люди читают любимые книги или просто мечтают и строят планы на будущее, а иногда наоборот, вспоминают какие-то приятные и важные моменты своей жизни. И благодаря этим воспоминаниям, почти у каждого жителя нашего города наверняка есть своя любимая станция, с который связаны самые теплые, счастливые и радостные воспоминания.
Список использованной литературы
1. «Московский метрополитен — лучший в мире» Д. Морган, Москва,
1935 г.;
2. «Московскому метрополитену – 50» под ред. М. Тесленко, Москва, 1985 г.;
3. «Наверху – Москва» Т.В. Федорова, Москва, 1975 г.;
Материалы сайтов сети Интернет:
1. «Википедия» – свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org);
2. «Официальный сайт Московского метрополитена» (http://mosmetro.ru);
3. «Московское метро» — проект Студии Артемия Лебедева (http://www.metro.ru);
4. «Московское метро»— сайт Владимира Свириденкова (http://metro.molot.ru);
5. «Мир метро» — сайт Дмитрия Аксенова (http://metroworld.ruz.net);
6. «Московский метрополитен» – неофициальный сайт (http://metromost.narod.ru);
7. «Мое метро» — сайт с информацией по станциям (http://www.mymetro.ru);
8. «Metro-Net» — сайт про московское метро. Автор: Александр К. работает машинистом (http://www.mymetro.ru);
9 Mosmetro — сайт о строительстве и структуре метро (http://mosmetro.narod.ru).
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Заколдованная буква
Л. Нечаев. Яма
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Сказка "Колосок"