В работе подробно рассматриваются хронобиологические типы учащихся, их влияние на успеваемость.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_khronobiologicheskogotipa_na_uspevaemost_shkolnikov.doc | 932 КБ |
РАЙОННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
Номинация: «Естественные науки»
Влияние хронобиологического типа
на успеваемость школьников
Автор: Домрачева Елена Евгеньевна,
учащаяся 11 класса
МОУ СОШ №1 с УИОП п. Фалёнки
Руководители:
Докучаева Елена Алексеевна,
учитель биологии
МОУ СОШ №1 с УИОП п. Фалёнки
высшей квалификационной категории
Домрачева Светлана Станиславовна,
методист ДДТ п.. Фалёнки
первой категории
п. Фалёнки
2011 год
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Влияние хронобиологического типа на успеваемость школьников……………… 4
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………………………...17
2.1. Анкетирование по определению хронобиологического типа
учащихся 7а и 11а классов ……………………………………………………...17
2.2. Определение хронотипа наиболее успевающих учеников
7 и 11 классов (отличники, ударники)………………………………………... 17
2.3. Соотнесение хронотипа учащихся 7 класса
и их успеваемости в 1 и 2 смену ……………………………………………... 18
Заключение…………………………...……………………………………………………….. 19
Список литературы …………………………………………………………………………… 21
Приложения …………………………………………………………………………………... 22
Введение
В течение многих лет я наблюдала, что моя работоспособность возрастает с наступлением вечера, и, наоборот, утром мне трудно проснуться, придти в школу вовремя, я очень медленно включаюсь в какую-либо деятельность. Это доставляло трудности мне и вызывало беспокойство моих родителей. Мне сказали, что если я поздно ложусь спать и поздно просыпаюсь, то я – «сова». Из-за того, что я не высыпалась и на первых уроках была рассеянной, успеваемость снижалась. После безуспешных попыток подстроить свой режим дня под ранний подъём, я решила разобраться, существует ли такая проблема у моих одноклассников, как они с ней справляются и как это влияет на их успехи в учёбе.
Гипотеза – если у учащихся нет возможности организовать режим дня с учетом своего хронобиологического типа, то их успеваемость снижается.
Цель: Выявить, существует ли зависимость успеваемости учащегося от хронобиологического типа, к которому он относится.
Задачи:
В ходе работы использовались следующие методы:
Глава 1. Влияние хронобиологического типа
на успеваемость школьников.
1.1 Обзор литературы
5. http://www.melomaniac.ucoz.ru/news/2009-01-29-35 - здесь находятся практические советы «жаворонкам», «совам» по питанию, работе, отдыху и занятию спортом.
6. http://bookap.info/popular/beregkova/gl4.shtm - помещено описание хронобиологических типов человека – «совы», «жаворонки», «голуби», анкета, с помощью которой можно выяснить свой хронобиологический тип.
7. http://www.5ballov-76667 – сайт содержит информацию о биоритмах человека, их особенностях, даётся классификация биоритмов, их влияние на работоспособность человека.
8. http://www.argo-shop.com.ua/article-3993.html - содержит информацию о суточных биоритмах человека, их возрастные особенности.
1.2 Биоритмы человека
Все живые организмы, начиная от простейших одноклеточных и заканчивая такими высокоорганизованными, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. В 1931 году шведскими учеными Г. Агреном, О. Виландером и Е. Жоресом впервые было доказано существование суточного ритма изменения содержания гликогена в печени и мышцах, то в 60-х годах обнаружено уже более 50-ти биологических функций, имеющих суточную периодичность.
Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.
Хронотип - динамика околосуточных показателей биоритмов. [5]
Интенсивность большинства физиологических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов.
В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.
Одна из быстроразвивающихся наук XX века — биоритмология, т.е. наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Дело в том, что живая система постоянно находится в состоянии обмена веществ с окружающей средой и обладает сложной динамикой процессов, является саморегулирующейся и самовоспроизводящей системой. «Биологические часы» в организме — отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.
Выделим следующие важные достижения биоритмологии:
1. Биологические ритмы обнаружены на всех уровнях организации живой природы – от одноклеточных до биосферы. Это свидетельствует о том, что биоритмика – одно из наиболее общих свойств живых систем.
2. Биологические ритмы признаны важнейшим механизмом регуляции функций организма, обеспечивающим гомеостаз, динамическое равновесие и процессы адаптации в биологических системах.
3. Установлено, что биологические ритмы, с одной стороны, имеют эндогенную природу и генетическую регуляцию, с другой, их осуществление тесно связано с модифицирующим фактором внешней среды, так называемых датчиков времени. Эта связь в основе единства организма со средой во многом определяет экологические закономерности.
4. Сформулированы положения о временной организации живых систем, в том числе – человека – одним из основных принципов биологической организации. Развитие этих положений очень важно для анализа патологических состояний живых систем.
5. Обнаружены биологические ритмы чувствительности организмов к действию факторов химической (среди них лекарственные средства) и физической природы. Это стало основой для развития хронофармакологии, т.е. способов применения лекарств с учетом зависимости их действия от фаз биологических ритмов функционирования организма и от состояния его временной организации, изменяющейся при развитии болезни.
6. Закономерности биологических ритмов учитывают при профилактике, диагностике и лечении заболеваний[7]
Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.
Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека.
Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы. [7]
Биоритмы организма – суточные, месячные, годовые – практически остались неизменными с первобытных времен и не могут угнаться за ритмами современной жизни. У каждого человека в течение суток четко прослеживаются пики и спады важнейших жизненных систем. Важнейшие биоритмы могут быть зафиксированы в хронограммах. Основными показателями в них служат температура тела, пульс, частота дыхания в покое и другие показатели, которые можно определить только при помощи специалистов. Знание нормальной индивидуальной хронограммы позволяет выявить опасности заболевания, организовать свою деятельность в соответствии с возможностями организма, избежать срывов в его работе. [7]
Как и все системы и функции организма, биоритмы не остаются неизменными в течение всей жизни человека. Временная организация имеет период становления, созревания, зрелости и угасания. Эти периоды связаны с соответствующими этапами созревания центральных синхронизаторов в головном мозге.
Новорожденный ребенок практически не имеет устойчивых суточных ритмов. Примерно к 6-8 неделе жизни устанавливается устойчивый суточный ритм температуры тела. Постепенно проявляются и другие ритмы.
В возрасте 6-12 лет наблюдаются самые устойчивые циклы сна— бодрствования, самый здоровый сон, самый высокий уровень дневной активности. Потребность в сне составляет около 10 часов.
В подростковый период потребность в сне все еще велика (9- 10 часов) в связи с активным ростом и развитием, а реальное время сна сокращается по известным социальным причинам. В период полового созревания меняются гормональные биоритмы, а, следовательно, и работа «биологических часов» в центральной нервной системе. Они изменяют свой ход так, что заставляют подростков позднее ложиться и позднее вставать. В ходе исследования, в котором дети сами могли планировать свой режим, было сделано заключение о физиологической природе особенностей биоритмов подростков. Самым сонным временем для них в условиях изоляции в хронолаборатории оказалось около 10.00 часов (когда полным ходом идут школьные занятия), а пик бодрости приходился на 15.00 часов (когда занятия близятся к концу). Таким образом, долгий сон в выходные дни -необходимая компенсация «недосыпа» за предшествующую неделю. М. Карскадон, проводившая эти исследования, писала: «Подростки не ленивы, они просто хотят спать».
С 20 до 70 лет количество необходимого человеку сна практически не меняется и составляет в среднем 7-8 часов. Однако возможны довольно значительные индивидуальные отклонения. Биологические часы с возрастом сдвигаются назад. Человек начинает раньше ложиться и раньше вставать.
Вообще в пожилом и старческом возрасте амплитуда практически всех биологических ритмов уменьшается, приближаясь к таковой у маленьких детей. При этом ритмическая структура организма становится более жесткой и с большим трудом перестраивается в случае непредвиденных нарушений привычного режима. Таким образом, снижение адаптационных возможностей с возрастом, помимо всего прочего, обусловлено и уменьшением пластичности биоритмов организма. [4]
1.3 Хронотипы человека: сова, жаворонок или голубь?
Почему одним людям легко вставать рано утром, а другим трудно? Почему первым легко работается с утра, а вторым - после обеда? Почему одни «клюют» носом на вечеринках, а другие могут танцевать до утра на ночных дискотеках?
Еще в начале XX века стало известно, что у людей бывают разные биологические ритмы. Именно они влияют на время нашей работоспособности и желание поспать. В зависимости от этого времени человечество поделили на 2 группы. В 1939 году по рекомендации немецкого бальнеолога и физиотерапевта Г. Ламперта, людей крайних биологических типов стали называть "совами" и "жаворонками". Впоследствии выяснилось, что среди жителей Земли есть ещё и "голуби", подстраивающиеся под любой распорядок дня. [3] Жаворонки рано встают и рано засыпают, совы, напротив, поздно засыпают и поздно встают. Чуть позже в этом "птичьем" разделении появилась еще одна группа - голуби - люди, которые легко подстраивают свой график под обстоятельства и без труда могут быть как совой, так и жаворонком. (Приложение 12).
Особенности внутренних суточных ритмов возникают из-за необходимости синхронизации индивидуальных циркадных ритмов с внешними изменениями (сменой дня и ночи) с помощью света. Солнечный свет является указателем времени для наших биологических часов в момент утреннего пробуждения. Если бы этого не происходило, и мы могли бы жить по своим внутренним циклам сна и бодрствования, то, как мы уже упоминали, период наших околосуточных ритмов продолжался бы около 25 часов. Но внешняя среда оказывает активное влияние на биологический циркадный ритм. В доказательство приведем следующий научный факт.
Если в эксперименте изолировать человека от внешних раздражителей и ежедневно сдвигать его время на 1 час вперед, то через 2 недели он сможет бодрствовать ночью и спать днем. Таким образом, продемонстрирована тесная связь ритма сна и бодрствования с внешней средой человека. Особенно она явственно прослеживается на примере циклов солнце-луна и свет-темнота. Для того чтобы синхронизировать эти внешние 24-часовые и наши внутренние 25-часовые циклы, нужно сократить свой биоритм на 1 час, влияя на глаза светом. Этот процесс синхронизации называется смещением фазы. Установлено, что воздействие на нас яркого света в разные периоды времени суток приводит к тому, что наши ритмы могут участиться (опережение по фазе) или стать реже (отставание по фазе). Это очень важные научные результаты, потому что позволяют понять механизм возникновения различных типов людей ("сов", "жаворонков" и "голубей"), а также лечить бессонницу, вызванную десинхронизацией внешних и внутренних ритмов.
Но время сна - отнюдь не главный признак отнесения к той или иной группе. Основной показатель - это период наибольшей активности мозга. Так что сделаем некоторые поправки.
Совы - это те люди, у кого наибольшая активность проявляется во второй половине дня (после шестнадцати часов), пик приходится на 9-10 часов вечера.
Жаворонки наиболее активны в первой половине дня (до пятнадцати часов), а максимально - утром в 10-11 часов. [6]
Голуби легко адаптируются практически к любому времени и имеют два пика активности на протяжении всего рабочего дня: первый примерно в 10-11 часов, а к 14-15 часам работоспособность снижается, а к 17-18 часам вновь повышается, снижаясь к вечеру[1].
"Совы" - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна. У них отмечается период колебаний циркадных ритмов больше, чем 24 часа, или так называемый синдром отставленной фазы сна. Установлено, что лица вечернего типа легче приспосабливаются к работе в ночную смену и трехсменному труду. Совы лучше контролируют ритм сон-бодрствование по сравнению с другими людьми. Они предпочитают ложиться спать позже 23-24 часов, но зато им тяжелее вставать в ранние утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. Они с удовольствием работают по ночам и выбирают такие профессии, чтобы не вставать слишком рано, а еще лучше - самим планировать свой рабочий график.
Все было бы хорошо, но некоторые "совы" не могут синхронизировать свои биоритмы с требованиями обычного трудового режима, в котором им приходится жить, и тогда синдром отставленной фазы сна становится серьезным нарушением, приводящим к бессоннице.
"Жаворонки" - люди, у которых циркадный ритм сдвигается вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. У них период колебания околосуточных ритмов меньше 24 часов. Люди "жаворонки" спят столько же времени, сколько остальные, но их ритм отхода ко сну сдвинут на более ранний вечер. Они рано хотят спать, быстро засыпают и очень рано встают в одни и те же утренние часы. Лучше всего им работается утром на "свежую голову", а к концу дня их работоспособность снижается. Вечерние и третьи смены не для "жаворонков", они с трудом переносят ночные дежурства, клубы и дискотеки. Оказалось, что люди-жаворонки, лучше, чем совы, приспосабливаются к временной организации режима, и поэтому им легче преодолеть бессонницу, связанную со сменой часового пояса.
Однако у некоторых представителей этой группы, имеющих синдром опережающей фазы сна, тоже могут возникнуть проблемы, приводящие к нарушению сна.
"Голуби" - люди дневного типа. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Как уже говорилось, период их наилучшей умственной и физической активности отмечается с 10 до 18 часов. Они лучше адаптированы к смене света и темноты. Но даже у них при переездах на большие расстояния со сменой часовых поясов и ночной работе наблюдается сбой собственных биологических часов. Например, при 3-часовой разнице во времени у них возникает бессонница ночью, сонливость и усталость днем, снижение работоспособности. Перемещение на запад может удлинять биоритмы "голубей", а при перелете на восток - укорачивать. Если разница во времени более 4 часов, то выработка нового стереотипа сна и бодрствования произойдет у "голубей" только через 7-14 дней, а уровень стероидных гормонов нормализуется через 2-3 месяца. Перемещение на восток "голуби" переносят легче, чем на запад. Эта информация будет полезна тем людям, любящим путешествовать на дальние расстояния и, особенно, предпочитающим проводить свой краткий (7-10 дней) отпуск вдали от родных мест.
Необходимо отметить, что очень многие люди принадлежат к промежуточным хронотипам и не являются яркими представителями "сов", "жаворонков" или "голубей". [6].
1.4. Способы определения хронотипа.
Для определения хронотипа существуют следующие способы:
1.5. Практические советы «совам» и «жаворонкам».
Когда идет разговор о хронотипах, всегда возникает вопрос: кем в этом мире быть лучше – жаворонком, совой или голубем?
Считается, что наиболее уравновешенными и приспособленными к современным условиям жизни являются голуби. Общепринятый режим труда и отдыха наиболее близок голубиным биоритмам, к тому же голуби могут подстроиться без ущерба для здоровью практически к любому расписанию. Жаворонков отличают очень высокие показатели здоровья, однако их биоритмы наименее пластичны, поэтому любая смена режима с утреннего на вечерний тут же негативно отражается на их самочувствии. На первый взгляд кажется, что меньше всех повезло совам: рабочее настроение приходит к ним в тот момент, когда коллеги собираются домой, да и показатели здоровья сов гораздо хуже, чем у жаворонков. Но ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, а все потому, что их адаптивные способности более высоки. К тому же совы менее подвержены стрессам, их отличает более оптимистичный жизненный настрой в противовес жаворонкам, которые весьма склонны к состояниям депрессии и тревоги.
Сегодня хронотипы интересуют не только ученых, в Европе уже давно при приеме на работу учитывают показатели биоритмов потенциального работника. Например, в ночную смену стараются брать только сов – процент брака и несчастных случаев при таком подборе кадров существенно снижается. Нам повезло меньше, но не стоит расстраиваться. Научные исследования биоритмов человека ведутся повсеместно и, возможно, в обозримом будущем для каждого представителя «пернатых» будет свое расписание. [5]
Общие советы по режиму дня для «жаворонков»
Пробуждение
Настоящие «жаворонки» обычно не испытывают проблем с утренним пробуждением, даже если нужно вставать в 6-7 часов. Однако у них есть другая проблема – борьба с сонливостью, которая наваливается на них в середине и под конец рабочего дня. С сонливостью можно справиться с помощью очень горячего, или лучше контрастного, душа. После этого нужно выпить горячий крепкий чай с 2-3 дольками лимона.
Питание
В отличие от «сов» энергичные «жаворонки» с утра не нуждаются в тонизирующих напитках. Если с раннего утра «жаворонки» выпивают кофе, они только перевозбуждаются, быстро устают и теряют работоспособность. Лучше выпить зеленого чая, который тонизирует, но не возбуждает.
Что касается завтрака, то настоящие «жаворонки» уже с раннего утра способны на любые гастрономические подвиги. Их желудки не только готовы, но и требуют полноценной калорийной пищи.
На завтрак «жаворонкам» подойдут творог или омлет, молочная каша, бутерброды с сыром или колбасой. Калорийную белковую пищу нужно обязательно дополнить витаминным тонизирующим салатом (помидоры, перец, укроп, редис с острым соусом).
Второй завтрак может быть углеводным. Подойдут любые каши, мюсли, отрубные хлебцы, сухофрукты.
Обед у «жаворонков» приходится на 13-14 часов. Он должен быть плотным и не менее калорийным, чем завтрак, поскольку в это время у пищеварительной системы «жаворонков» наступает второй пик активности. Лучше всего съесть суп, спагетти с сыром, картофель с рыбой или мясом. Обед можно завершить чашкой крепкого чая для того, чтобы сохранить высокую работоспособность в оставшееся рабочее время. (Запомните: лучшим тонизирующим напитком для «жаворонков» является черный чай, а кофе лучше оставить для «сов».)
На ужин рекомендуется углеводная пища с учетом скорого отхода ко сну. Это могут быть каши или мюсли с медом или сухофруктами, легкие тосты с джемом, бананы, зеленый чай с шоколадом. Причин для углеводного ужина две: во-первых, жиры и белок долго перевариваются, а, во-вторых, углеводная пища способствует выработке особого гормона - серотонина, который благоприятствует хорошему сну.
Из витаминов «жаворонки» должны употреблять, прежде всего, В12, фолиевую кислоту, витамин Е и витамин С. Из минеральных веществ «жаворонки» весьма чувствительны к дефициту йода, цинка и магния. Из лекарственных растений, которые помогут оптимизировать режим дня, нужно обратить внимание на элеутерококк, дягиль и пион.
Работа
У большинства «жаворонков» есть только два пика интеллектуальной активности. Правда, в отличие от «сов», эти периоды являются более продолжительными. Первый пик активности начинается в 8-9 часов и заканчивается к 12-13 часам. Второй - более короткий - пик интеллектуальной активности приходится на послеобеденное время – с 16 до 18 часов. Для более точного планирования своего рабочего дня можно воспользоваться соответствующим тестом.
Что касается физической активности «жаворонков», то она также носит двухфазный характер. Наиболее эффективно они могут выполнять физическую работу утром с 7 до 12 часов и вечером с 16 до 19 часов.
Спорт
«Жаворонкам» лучше всего тренироваться утром. Утренняя гимнастика и пробежка в 6-7 часов – это про «жаворонков». Утренние тренировки лучше проводить натощак, выпив лишь сладкого какао или съев несколько долек шоколада, а основной завтрак следует принимать уже после этого. Если «жаворонки» предпочитают атлетические упражнения, то их лучше проводить в 10-11 часов утра примерно через час после плотного завтрака. В этом случае можно достичь наиболее эффективного роста мышечной массы. Вечером «жаворонкам» не рекомендуется перегружаться. Во-первых, активность большинства систем организма к вечеру резко снижается, а, во-вторых, это может помешать сну. Из вечерних занятий можно порекомендовать спокойные виды физической активности – плавание, прогулки пешком, небыстрая езда на велосипеде.
Сон
«Жаворонки» обычно засыпают легко. Однако если по какой-либо причине они не лягут в кровать в то время, когда им «смертельно» хочется спать, они могут поломать себе всю ночь. Если все же есть проблемы засыпанием, можно существенно облегчить отход ко сну, воспользовавшись следующими простыми правилами:
Общие советы по режиму дня для «сов»
Пробуждение
Для большинства «сов» оптимальное время пробуждения 10-11 часов утра. К сожалению, рабочий день в большинстве стран мира создан для «жаворонков», и поэтому мы приводим ряд рекомендаций по облегчению процесса раннего пробуждения.
Облегчить пробуждение можно просто - постепенное возвращение к сознанию должно происходить при помощи "мягкого" будильника. Например, он должен звучать не рядом, а в соседней комнате. А японцы вообще придумали будильник, который в нужное время издает аромат какого-нибудь цветка. Постепенно усиливающийся аромат может разбудить вернее, чем резкий сигнал.
Для мягкого пробуждения можно использовать магнитофон. Если он полчаса будет негромко наигрывать выбранную Вами мелодию, Вы пробудитесь самым ненасильственным образом.
Правда, какой бы способ пробуждения Вы ни выбрали, необходимо соблюдать одно непременное условие: как только проснулись, не давайте себе оставаться под одеялом "еще минуточку" - сразу же примите контрастный или горячий душ, прихватив в ванную комнату «энергетический» напиток (мед и половинка лимона на стакан горячего зеленого чая). После водных процедур можно выпить чашку натурального кофе.
К процессу пробуждения можно подключить запахи (вспомните «ароматический» будильник»). Эфирное масло сосны хорошо снимает утренний стресс, а масло цитрусовых поднимает настроение.
Питание
Составляя свою диету, помните о том, что «совиные» желудки просыпаются только через два часа после подъема. Поэтому сразу после пробуждения «совам» рекомендуется выпить стакан минеральной воды, чтобы разбудить желудок и избавить его от накопившихся за ночь шлаков. Хорошо выпить стакан грейпфрутового или яблочного сока. Можно также съесть легкий фруктовый салат, поскольку фрукты в любом виде стимулируют соковыделение.
Завтрак «сов» должен быть по возможности безбелковым. Это могут быть кисломолочные продукты типа йогурта, мюсли, тосты с джемом. Лучшим утренним напитком для «сов» является натуральный кофе. Через два-три часа завтрак можно повторить, включив в него фрукты, шоколад или мед, хлебцы и кофе.
К обеду пищеварительная система «сов» набирает силу и начинает требовать белки. Это могут быть мясные или рыбные блюда.
На полдник (с 17 до 19 часов) рекомендуется зеленый чай и сухофрукты.
Лучший ужин для «сов» - это легкоусвояемые белки, такие как рыба, сыр или орехи. Белковая пища поможет долго сохранять чувство сытости и избежать еды на ночь. Однако во время ночных бдений «совам» может потребоваться вновь перекусить. Для этого лучше всего подойдут бананы, нежирный йогурт и долька шоколада.
Из всех витаминов «совы» больше всего нуждаются в витаминах С, А и группы В. Следует также особо позаботиться о минеральных веществах, таких как кальций, железо и селен. Оптимизировать свои биоритмы «совы» могут с помощью таких лекарственных растений, как маралий корень (левзея), элеутерококк, мята и душица.
Работа
В отличие от «жаворонков» у большинства «сов» есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) – с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) – с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.
В соответствии с этими периодами активности и нужно строить свой рабочий день. Для этого можно также воспользоваться предложенным тестом.
Физическая активность «сов» имеет несколько другой характер. Она постепенно нарастает, начиная с 14.00, достигает своего пика к 19.00, после чего снижается к 21.00.
Спорт
"Совам" не следует с утра крутить педали на велотренажере или толкать гири. В это время их организм еще не готов к физическим упражнениям. Около 12-13 часов можно совершить пробежку трусцой. Вечером рекомендуются следующие виды физических упражнений: физическая нагрузка с отягощением, прогулка быстрым шагом или плавание. Оптимальное время для спорта - с 19 до 23 часов. Именно в это время можно добиться желаемых результатов по коррекции фигуры и снижению веса.
Сон
В отличие от «жаворонков» у настоящих «сов» очень часто наблюдаются проблемы с засыпанием. Облегчить отход ко сну можно, воспользовавшись следующими простыми правилами:
Вывод: анализ литературы показывает, что человек, как и любой другой организм, обладает определенными биоритмами. Одной из разновидностей биоритмов является хронотип.
Глава 2. Практическая часть.
Для выявления хронобиологического типа было протестировано 20 учащихся 7-ого класса по тесту 2 (Приложение 3).
Также было протестировано 23 учащихся 11 – ого класса. Было использовано 2 теста: тест Хорна-Остберга и 2 тест (Приложение 2,3)
По результатам анкетирования можно пронаблюдать, что в 11 классе из 23 человек по тесту Хорна-Остберга: по 2 тесту:
Голуби – 12 чел.(53%) Голуби – 3 чел.(61%)
Совы – 10 чел.(43%) Совы – 6 чел.(26%)
Жаворонки – 1чел.(4% ) Жаворонки – 3 чел. (13%)
(Приложение 6,7).
7 класс: Из 20 человек Голуби – 13 чел.(65%)
Жаворонки – 6 чел.(13%)
Совы –1 чел.(5%) (Приложение 8,9).
Вывод: в общем количестве учащихся как 7, так и 11 классов преобладают «голуби» (от 53% до 65%), в 11 классе меньше всего «жаворонков» (от 4% до 13 %), а в 7 классе меньше всего «сов»(5%).
2.2. Определение хронотипа наиболее успевающих учеников
7 и 11 классов (отличники, ударники);
В 11 классе 11 отличников и ударников, в списке опрошенных их 10.
Из них совы – 4 чел.(36%), жаворонки – 1чел.(9%), голуби – 5 чел(45%).
В 7 классе из опрошенных 6 отличников и ударников.
Из них совы -1чел.(17%), жаворонки – 1чел.(17%), голуби – 4чел.(66%).
(Приложение 10).
Вывод: среди отличников и ударников в обоих классах преобладают «голуби»(64% в 7 классе и 50% в 11 классе),
в 11 классе немного уступают им по количеству «совы»(40%).
Примечательно, что в обоих классах среди 5 отличников 3 «совы».
2.3. Соотнесение хронотипа учащихся 7 класса и их успеваемости в 1 и 2 смену.
Так как в I четверть в школе проходил ремонт, учащиеся некоторых классов, в том числе 7а класса, учились во 2 смену. Им было предложено ответить на вопросы анкеты, в какую смену им было легче учиться
Анкета для 7 класса
Фамилия И. О. ________________________
Предположим, что всем «совам» было легче учиться во 2 смену, значит, в I четверть успеваемость у них должна быть выше, и, наоборот, «жаворонкам» легче учиться в 1 смену и их успеваемость выше во II четверти. А работоспособность и успеваемость «голубей» не сильно зависит от того, в какую смену они учатся..
Если наши предположения подтвердятся, значит, подтвердится и наша гипотеза о влиянии хронотипа на успеваемость.
Было опрошено 2 0 семиклассников. Каждого анализируем на смену, в которую ему комфортнее учиться, и на изменение успеваемости в I и II четверть. В идеале должно совпасть 40 позиций (100%).
Результаты видны из таблицы 2 (Приложение 11), причем, те позиции, которые подтверждают нашу гипотезу, выделены зелёным цветом, а те, которые опровергают ее – красным.
Вывод: наше предположение о том, что успеваемость «сов» выше, когда они учатся во вторую смену, и «жаворонков», когда они учатся в первую смену, подтвердилось в 28 случаях из 40, что составляет70%.
Заключение
Таким образом, предположение о том, что хронобиологический тип оказывает влияние на успеваемость школьников, подтвердилось частично.
Можно продолжить исследование:
Людям необходимо знать свой хронотип, чтобы максимально эффективно использовать время, в которое они наиболее работоспособны и время спада активности посвятить отдыху, чтобы жить в гармонии с собой и с природой.
Даже если вы «сова» определённого вечернего типа, всё же старайтесь спать ночью, поскольку именно ночью выделяется такой важный гормон как мелатонин, отвечающий за иммунитет и восстановление всего организма.
Список использованных сайтов:
5. http://www.melomaniac.ucoz.ru/news/2009-01-29-35
6. http://bookap.info/popular/beregkova/gl4.shtm
7. http://www.5ballov-76667
8. http://www.argo-shop.com.ua/article-3993.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
График изменения активности «жаворонков» в течение суток
График изменения активности «сов» в течение суток
Приложение 2
Тест Хорна-Остберга для определения жаворонков и сов
Источник: Время — деньги. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 352 с.
Приводимый ниже тест поможет вам определить, жаворонок вы или сова и насколько сильно укоренилось в вас это качество.
Инструкции
1. Вы чувствуете себя прекрасно. В какое время вы вставали бы, если бы исключительно от вас зависело, как спланировать свой день? (См. шкалу № 1.)
5.00 06.00 07.00 08.00 09.00 10.00 11.00 12.00 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
2. Чувствуя себя прекрасно, в какое время вы бы легли спать, если бы это зависело исключительно от вас? (См. шкалу № 2.)
20.00 21.00 22.00 23.00 00.00 01.00 02.00 03.00 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
3. Если вы должны встать в определенное время, насколько вы можете обойтись без будильника?
Могу полностью обойтись | 4 |
Почти могу обойтись | 3 |
Обойтись довольно трудно | 2 |
Совсем не могу обойтись | 1 |
4. При одинаковых окружающих условиях насколько вам легко вставать утром?
С большим трудом | 1 |
Не очень легко | 2 |
Довольно легко | 3 |
Очень легко | 4 |
5. Насколько бодрым вы себя чувствуете в первые полчаса после пробуждения утром?
Никакой бодрости | 1 |
Небольшая бодрость | 2 |
Довольно бодрым | 3 |
Очень бодрым | 4 |
6. Какой у вас аппетит в первые полчаса после пробуждения утром?
Очень плохой | 1 |
Довольно плохой | 2 |
Довольно хороший | 3 |
Очень хороший | 4 |
7. Насколько усталым вы чувствуете себя в первые полчаса после пробуждения утром?
Очень усталым | 1 |
Довольно усталым | 2 |
Довольно отдохнувшим | 3 |
Очень отдохнувшим | 4 |
8. Когда у вас нет дел на следующий день, во сколько вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем?
Редко или никогда позже | 4 |
Меньше чем на час позже | 3 |
На один-два часа позже | 2 |
Больше чем на два часа позже | 1 |
9. Вы решили заняться физкультурой. Друг предлагает заниматься по часу два раза в неделю, и самое удобное время для него между 7 и 8 часами утра. При условии, что вы прекрасно себя чувствуете, какая у вас была бы спортивная форма?
Хорошая | 4 |
Неплохая | 3 |
Было бы нелегко | 2 |
Было бы очень трудно | 1 |
10. В какое время вечером вы чувствуете себя усталым и поэтому хотите спать? (См. шкалу № 3.)
20.00 21.00 22.00 23.00 00.00 01.00 02.00 03.00 | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
11. Вы хотите иметь ясную голову перед экзаменом, который, как вы знаете, будет очень утомительным и продлится два часа. Вам ничто не мешает распланировать ваш день по собственному разумению, учитывая только то, в какое время дня вы лучше всего себя чувствуете. Какое время для этого вы бы выбрали (укажите одно из четырех):
8.00-10.00 | 6 |
11.00-13.00 | 4 |
15.00-17.00 | 2 |
19.00—21.00 | 1 |
12. Если вы легли спать в 11 часов вечера, насколько вы чувствуете себя усталым?
Совершенно не усталым | 0 |
Немного усталым | 2 |
Довольно усталым | 3 |
Очень усталым | 5 |
13. По той или иной причине вы легли спать на несколько часов позже обычного, но на следующее утро вам нет необходимости вставать в определенное время. Что бы вы предпочли из перечисленного ниже?
Проснуться в обычное время и не заснуть снова | 4 |
Проснуться в обычное время и немного подремать | 3 |
Проснуться в обычное время, но снова заснуть | 2 |
Проснуться позже обычного | 1 |
14. Вам предстоит остаться бодрствующим между 4.00 и 6.00 утра, охраняя какой-то объект. На следующий день вы не заняты. Что бы вы предпочли из перечисленного ниже?
Не ложиться спать до окончания смены | 1 |
Вздремнуть перед сменой и поспать после нее | 2 |
Поспать перед сменой и вздремнуть после нее | 3 |
Полностью выспаться перед сменой | 4 |
15. Вам предстоит в течение двух часов выполнять тяжелую физическую нагрузку. Вы сами можете планировать свой день и принять в расчет только время, когда вы чувствуете себя лучше всего. Какое время из предложенных ниже вы выбрали?
8.00-10.00 | 4 |
11.00-13.00 | 3 |
15.00-17.00 | 2 |
19.00—21.00 | 1 |
16. Вы решили заняться физическими упражнениями, связанными с большой физической нагрузкой. Друг предлагает заниматься по часу два раза в неделю и лучшее время для него с 22.00 до 23.00. Учитывая время, когда вы чувствуете себя лучше всего, в какой, по вашему мнению, спортивной форме вы будете?
В хорошей | 1 |
В более или менее хорошей | 2 |
В плохой | 3 |
В очень плохой | 4 |
17. Предположим, что вы можете сами устанавливать для себя время работы. Будем исходить из того, что ваш рабочий день составляет ПЯТЬ часов (включая перерывы), что работа интересная и оплачивается по конечному результату. Какие пятичасовые отрезки вы выбрали бы? (См. шкалу № 4.)
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Для ответа на вопрос возьмите крайнее правое значение для отмеченного вами времени и соотнесите с бальным значением внизу.
18. В какое время дня, по вашему мнению, вы чувствуете себя «лучше всего»? (См. шкалу № 5.)
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
19. Говорят, что есть два типа людей, «утренние» и «вечерние». К какому из этих типов вы себя относите?
Определенно «утренний» | 1 |
Скорее «утренний», чем «вечерний» | 2 |
Скорее «вечерний», чем «утренний» | 3 |
Определенно «вечерний» | 4 |
Подсчёт:
Сложите получившиеся цифры и сравните суммарный балла со шкалой «утренности» и «вечерности», промешенной ниже:
«Жаворонок», определенно утренний тип 70—86
Умеренный утренний тип 59—69
«Голубь», индифферентный тип 42—58
Умеренный вечерний тип 31—41
«Сова», Определенно вечерний тип 16—39
Приложение 3
Тест 2 "Сова"? "Жаворонок"? "Голубь"?
Принадлежность человека к "совам", "жаворонкам" или "голубям" характеризует био-химические свойства его организма. Предлагаемый тест поможет определить, к какой именно категории вы относитесь.Отметьте один из имеющихся к каждому вопросу вариантов ответов, в наибольшей степени вас характеризующий.
ВОПРОСЫ
1. Трудно ли вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда;
б) иногда;
в) редко;
г) крайне редко.
2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:
а) после 1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;
г) до 22 часов.
3. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения :
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.
4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно в какое время они происходили:
а) в первой половине дня;
б) во второй половине дня. 5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.
6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи
во время каникул или отпуска:
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения.
7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на 2 часа;
б) на 1—2 часа;
в) меньше чем на час;
г) как обычно.
8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:.
а) меньше минуты;
б) больше минуты.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора вapианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.
КЛЮЧ
Варианты ответа
Количество баллов зa ответы на вопросы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
А | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 0 | 3 | 0 |
Б | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 |
В | 1 | 1 | 2 | - | - | 2 | 1 | - |
Г | 0 | 0 | 0 | - | - | 3 | 0 | - |
ДИАГНОЗ
Если в сумме вы набрали:
от 1 до 7 баллов, вы - "ЖАВОРОНОК".
От 8 до 13 баллов — аритмик, или "ГОЛУБЬ"
От 14 до 20 баллов - "СОВА".
Приложение 4
Тест А.А. Путилова на определение своего типа:
«сова» или «жаворонок»?
Выберите ответы на вопросы и подсчитайте количество полученных баллов.
1. В какое время вы проснетесь, если легли спать на 4 часа позже обычного? Длительность вашего сна ничего не ограничивает.
Как обычно – 1, на час позже – 2, на 2 часа – 3, на 3 часа – 4, на 4 часа позже – 5 баллов.
2. Сколько времени вам потребуется, чтобы уснуть в 23 часа, если всю предыдущую неделю вы ложились и вставали когда хотели?
Не более 10 минут – 1, 15 минут – 2, 20-30 минут – 3, 55-60 минут – 4, больше часа – 5 баллов.
3. Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 11 часов вечера, а вставать в 7 утра, когда будет максимум вашей физической активности и работоспособности?
Утром – 1, утром и днем – 2, утром и вечером – 3, днем – 4, во второй половине дня и вечером – 5 баллов.
4. На какое время вы назначали бы восход солнца на своем необитаемом острове, если бы это от вас зависело?
До 5 часов – 1, 6 часов – 2, 7 часов – 3, 8 часов – 4, 9 часов – 5 баллов.
5. В течение недели вы ложились спать и вставали когда хотели. Утром вы должны проснуться в 7 часов утра без будильника. В какое время вы проснетесь?
До 6.30 – 1, 6.30-6.50 – 2, 6.50-7.00 – 3, 7.00-7.10 – 4, после 7.10 – 5 баллов.
6. Вам нужно выкроить в рабочем расписании 3 часа для чрезвычайно ответственного проекта. Какое время вы предпочтете?
8-10 часов – 1, 9-12 часов – 2, 10-13 часов – 3, 11-14 часов – 4, 12-15 часов – 5 баллов.
7. Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)?
Только перед сном – 1, после сна и после обеда – 2, в послеобеденное время – 3, после обеда и перед сном – 4, только после сна – 5 баллов.
8. Если вы можете спать, сколько хотите, то в какое время обычно просыпаетесь?
В 7 утра или раньше – 1, 8 часов – 2, 9 часов – 3, 10 часов – 4, 11 часов утра или позже – 5 баллов
Теперь подсчитайте количество полученных баллов.
Меньше 16 баллов – типичный «жаворонок» (утренний тип). Выполняйте важные дела в первой половине дня, а вечерние часы посвятите отдыху. Решительно откажитесь от сверхурочной работы и не соглашайтесь выходить в ночную смену: такой может способствовать в вашем случае внутренним заболеваниям.
16-20 баллов – умеренный «жаворонок» (утренне-дневной тип). Период максимальной работоспособности и приспособительные возможности шире, чем у типичных «ранних пташек». И все же не переоценивайте запас прочности своего организма – переход на ночной образ жизни может выбить вас из колеи и неблагоприятно отразится на здоровье.
21-27 баллов – «голубь» (дневной тип). Вы можете жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Чтобы постепенно перейти на новое расписание, потребуется не меньше месяца.
28-32 балла – умеренная «сова» (вечерне-дневной тип). Блестящие идеи начинают приходить в вашу голову, когда офис уже закрывается. Не ломайте себя – найдите работу по свободному расписанию.
Больше 32 баллов – типичная «сова» (вечерний тип). Из вас получится идеальный дежурный врач, астроном, журналист и диспетчер ночных полетов. Но даже под угрозой расстрела вы не сможете приходить вовремя на работу, которая начинается до 2 часов дня! Если вам будут ставить это на вид, оправдайтесь словами Фрэнсиса Бэкона: «Природу легче всего подчинить, повинуясь ей».
Тест взят из книги А.А.Путилова. «Совы», «Жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер». Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003
Приложение 5
Тест на определение суточного хронотипа Г. Хольдебрандта.
Цель исследования: научиться определять хронотип по соотношению показателей сердечных сокращений и дыхания.
Оборудование: секундомер, калькулятор.
Ход работы
1. В 8.00 при температурном и психическом комфорте, в положении сидя определить за 1 минуту ЧСС /частота сердечных сокращений/ и ЧД /частота дыхания/.
2.Показатель ЧСС разделить на показатель ЧД с точностью до десятых долей единицы.
Оценка результата:.
если полученные параметр соответствует 4,0-5,0 испытуемого относят к «Голубям» или аритмикам, если превышает 5,0 - к "жаворонкам", если меньше 4.0. - к "совам".
"Жаворонки" просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером у них появляется сонливость и они рано ложатся спать. "Совы" засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны бывают во второй половине дня. Половина людей – аритмики -"голуби" приспосабливаются и к утреннему и вечернему режиму труда. Это преимущественно люди, занятые физическим трудом.
Приложение 6
Табл.1 Список 11 а класса с делением на хронотипы
№ п/п | Фамилия, имя | Хронотип по тесту Хорна - Остберга. | Хронотип по 2 тесту | Средняя оценка по предметам за 1 полугодие |
Аршакян Ануш | сова | сова | 3,6 | |
Балюра Никита | голубь | голубь | 4,3 | |
Батальцев Дмитрий | жаворонок | голубь | 4,6 | |
Вершинина Дарья | голубь | голубь | 4,9 | |
Волков Юрий | сова | голубь | 3,5 | |
Герич Иван | голубь | голубь | 4,9 | |
Дементьева Ксения | голубь | голубь | 4,1 | |
Дерябина Яна | сова | сова | 5,0 | |
Докучаев Денис | голубь | голубь | 4,1 | |
Домрачева Елена | сова | голубь | 4,6 | |
Злобин Алексей | голубь | жаворонок | 3,9 | |
Зубкова Нина | голубь | голубь | 5,0 | |
Котлячкова Анна | голубь | жаворонок | 3,8 | |
Крупина Анна | голубь | голубь | 4,5 | |
Кузнецова Наталия | сова | сова | 5,0 | |
Ладик Илья | сова | сова | 3,6 | |
Лекомцев Денис | голубь | голубь | 3,5 | |
Логинов Александр | сова | голубь | 3,3 | |
Смольников Алексей | сова | сова | 3,6 | |
Суставов Денис | голубь | жаворонок | 3,7 | |
Уткин Александр | сова | сова | 4,1 | |
Хлюпин Дмитрий | сова | голубь | 3,9 | |
Юшкова Ксения | голубь | голубь | 4,9 |
*Жирным шрифтом выделены те, кто учится на «5» и на «4» и «5»
Приложение 7
Распределение хронотипов учащихся 11 класса
по тесту Хорна-Остберга
Распределение хронотипов учащихся 11 класса
по 2 тесту
Приложение 8
Табл.2 Список 7а класса с делением на хронотипы по 2 тесту.
№ п/п | Фамилия, имя | Хронотип | Ср. оценка по предметам за 1 полугодие | |
I четв. | II четв. | |||
Козырева Анастасия | жаворонок | 4,2 | 4,4 | |
Шкляева Катя | жаворонок | 4,1 | 4,1 | |
Кравченко Ксения | жаворонок | 3,8 | 3,8 | |
Курдюмов Артур | жаворонок | 4,4 | 4,2 | |
Ситников Сергей | жаворонок | 3,7 | 3,7 | |
Бякова Надежда | жаворонок | 5,0 | 5,0 | |
Изместьева Елена | сова | 5,0 | 5,0 | |
Булдакова Полина | голубь | 4,4 | 4,3 | |
Вавилова Валентина | голубь | 3,9 | 4,1 | |
Вершинина Мария | голубь | 4,8 | 4,9 | |
Носкова Екатерина | голубь | 4,5 | 4,4 | |
Петров Александр | голубь | 4,1 | 4,5 | |
Старикова Анастасия | голубь | 3,7 | 3,6 | |
Волков Дмитрий | голубь | 3,5 | 3,7 | |
Докучаев Алексей | голубь | 4,25 | 4,29 | |
Кабанов Иван | голубь | 3,6 | 3,9 | |
Воробьёв Роман | голубь | 3,8 | 4,0 | |
Лекомцев Денис | голубь | 3,5 | 3,7 | |
Максимова Александра | голубь | 3,5 | 3,4 | |
Рылов В | голубь | 4,4 | 4,34 |
*Жирным шрифтом выделены те, кто учится на «5» и на «4» и «5»
Приложение 9
Распределение хронотипов учащихся 7 класса
по 2 тесту
Приложение 10
Распределение по хронотипам учащихся 11 класса,
которые учатся на «4» и «5»
Распределение по хронотипам учащихся 7 класса,
которые учатся на «4» и «5»
Приложение 11
Табл.2 Соотнесение хронотипов 7а класса с их успеваемостью при обучении в первую и во вторую смену.
№ п/п | Фамилия, имя | Хронотип | В какую смену легче учиться | Ср. оценка по предметам | В какую четверть успева-емость выше | |
За I четв. | За II четв. | |||||
Козырева Анастасия | жаворонок | I | 4,2 | 4,4 | II | |
Шкляева Катя | жаворонок | I | 4,1 | 4,1 | одинаково | |
Кравченко Ксения | жаворонок | I | 3,8 | 3,8 | одинаково | |
Курдюмов Артур | жаворонок | одинаково | 4,4 | 4,2 | I | |
Ситников Сергей | жаворонок | одинаково | 3,7 | 3,7 | одинаково | |
Бякова Надежда | жаворонок | II | 5,0 | 5,0 | одинаково | |
Изместьева Елена | сова | одинаково | 5,0 | 5,0 | одинаково | |
Булдакова Полина | голубь | II | 4,4 | 4,3 | I | |
Вавилова Валентина | голубь | II | 3,9 | 4,1 | II | |
Вершинина Мария | голубь | II | 4,8 | 4,9 | II | |
Носкова Екатерина | голубь | II | 4,5 | 4,4 | I | |
Петров Александр | голубь | II | 4,1 | 4,5 | II | |
Старикова Анастасия | голубь | II | 3,7 | 3,6 | I | |
Волков Дмитрий | голубь | I | 3,5 | 3,7 | II | |
Докучаев Алексей | голубь | I | 4,25 | 4,29 | II | |
Кабанов Иван | голубь | I | 3,6 | 3,9 | II | |
Воробьёв Роман | голубь | одинаково | 3,8 | 4,0 | II | |
Лекомцев Денис | голубь | одинаково | 3,5 | 3,7 | II | |
Максимова А. | голубь | одинаково | 3,5 | 3,4 | I | |
Рылов В. | голубь | одинаково | 4,4 | 4,34 | I |
Приложение 12
Жаворонки
Песню полевого жаворонка знает каждый, кто хоть раз провел весенний день среди начинающих распускаться полевых цветов на лугу. Она не богата звуками, но очень мелодична. Своеобразная красота ее заключается в том, что птичка разнообразно комбинирует находящийся в ее распоряжении запас ноток и поет так громко и долго, переливаясь какой-то звенящей колокольчиком трелью, что создается впечатление, будто звенит накаленное весенним солнцем голубое небо. Обычно жаворонок поет на лету, кругами поднимаясь все выше и выше, пока не исчезнет совсем из глаз. Достигнув наивысшей точки своего полета (около 100—150 м над землей), певец начинает быстро опускаться вниз, не делая уже кругов, но продолжая взмахивать крылышками.
Пение начинается с рассветом и продолжается до сумерек. Иногда жаворонки поют и в лунные ночи. Пока самец поет, самка кормится или же просто сидит на земле. Вообще самки полевого жаворонка малозаметны и, в отличие от самцов, редко попадаются на глаза.
Совы
Совы ведут ночной или сумеречный образ жизни, и только обитающие в арктических широтах полярная и болотная совы вынуждены в летнее время охотиться при ярком солнечном свете. Питаются различной животной пищей. Мелкие виды едят в основном насекомых, а также грызунов и других позвоночных животных. Филины специализируются на более крупной добыче - ежах, птицах, зайцах и т.д., но с удовольствием поедают и мышевидных зверьков. Рыбные филины, живущие у нас на Дальнем Востоке а также в тропиках Старого Света, специализируются на рыбной ловле, поедают ракообразных и других водных животных. Падаль совы не едят. Охотятся они в основном на слух, периодически используя и зрение.
Голуби
Все виды ведут строго дневной образ жизни. Большинство оседлые птицы; лишь немногие в умеренных широтах совершают перелеты. Голуби связаны главным образом с лесными местообитаниями; меньшее число видов живет в скалах, обрывах, человеческих сооружениях. Пищу обычно собирают на земле. В связи с этим голуби хорошо ходят (но бегают плохо). Взлетают свободно, без разбега, сильно хлопая крыльями. Полет легкий, сильный и быстрый, с частыми взмахами крыльев. При необходимости голуби могут на лету делать быстрые и резкие повороты и способны к значительному ускорению полета. Большинство видов гнездится группами и даже в гнездовое время летает на кормежку стаями. В негнездовое время образуют стаи, иногда громадных размеров.
Сказка "Узнай-зеркала"
Будьте как солнце!
Прекрасное далёко
Рисуем зимние домики
Что есть на свете красота?