Вычислительная техника ярко вошла в нашу жизнь. В 60-е годы она познакомила нас с собой, 70-е годы выработала к себе определённое отношение, а в 90-е она вторглась в нашу жизнь, работу, учёбу, быт. Электронно-вычислительная техника стала привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в школьных классах.
Человек создал машину, чтобы она облегчила ему жизнь. Но он не задумывался, к каким последствиям приведет его изобретение. Во время промышленного переворота в Англии возникали различные народные движения, причиной которых были безработица и ухудшение условий жизни в связи с внедрением в производство машин.
Губительна ли для человечества техника, и если да, то способно ли человечество преодолеть технику и зависимость от техники? Таким же вопросом задавался замечательный философ Н.А. Бердяев: «Машина совсем не повинуется тому, что требует от нее человек, она диктует свои законы. Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без тебя все буду делать, ты же можешь пропадать»1.
Человек, за всей своей техникой, проблемами, связанными с машинами, не замечает, как становится чёрствым. «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека и, прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации»2 - мысли Н.А.Бердяева.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie2.doc | 812.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №77
Городская конференция "Шаг в будущее, Юниор"
Исследовательская работа
Как повлияла вычислительная техника на жизнь человека |
наименование темы |
Выполнила:
ученица 6 «А» класса
Серышева Екатерина
Руководитель:
Емельянова Анастасия Сергеевна
учитель информатики
Иркутск, 2013г.
Оглавление
Введение
1. Этапы развития вычислительной техники
Домеханический этап
Механический этап
Электромеханический этап
2. Поколения ЭВМ
а) Первое поколение
б) Второе поколение
в) Третье поколение
г) Четвёртое поколение
д) Пятое поколение
3. Тенденции развития вычислительной техники
6. Анкетирование
Заключение
Список использованной литературы
Вычислительная техника ярко вошла в нашу жизнь. В 60-е годы она познакомила нас с собой, 70-е годы выработала к себе определённое отношение, а в 90-е она вторглась в нашу жизнь, работу, учёбу, быт. Электронно-вычислительная техника стала привычным не только в производственных целях и научных лабораториях, но и в школьных классах.
Человек создал машину, чтобы она облегчила ему жизнь. Но он не задумывался, к каким последствиям приведет его изобретение. Во время промышленного переворота в Англии возникали различные народные движения, причиной которых были безработица и ухудшение условий жизни в связи с внедрением в производство машин.
Губительна ли для человечества техника, и если да, то способно ли человечество преодолеть технику и зависимость от техники? Таким же вопросом задавался замечательный философ Н.А. Бердяев: «Машина совсем не повинуется тому, что требует от нее человек, она диктует свои законы. Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без тебя все буду делать, ты же можешь пропадать»1.
Человек, за всей своей техникой, проблемами, связанными с машинами, не замечает, как становится чёрствым. «Машина и техника наносят страшные поражения душевной жизни человека и, прежде всего жизни эмоциональной, человеческим чувствам. Душевно-эмоциональная стихия угасает в современной цивилизации»2 - мысли Н.А.Бердяева.
Целью данной научной работы было выяснить влияние вычислительной техники на жизнь людей.
В данной работе рассмотрена история вычислительной техники и исследование, которое мы провели в нашей школе.
Цель: провести исследование в нашей школе по теме «Влияние вычислительной техники на жизнь человека».
Объект: учащиеся 6 и 7 классов
Предмет: тест (анкета) на определение «Влияние вычислительной техники на жизнь человека».
В своей работе я поставила перед собой следующие задачи:
Гипотеза: если проводить много времени за вычислительной техникой, то можно стать серьёзно зависимым от неё.
1. Этапы развития вычислительной техники
Человек всегда пытался найти способы облегчить свой труд или добиться большей производительности. Ещё в доисторические времена человек понял действие рычага и начал применять его, как весло или как мотыга. В Древнем Египте люди придумали оросительные каналы. Конечно это не техника, но ведь она возникла в процессе эволюции, и без простейших приспособлений не было бы её развития.
Домеханический этап
Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации и базировался на использовании частей тела, в первую очередь пальцев рук и ног. Пальцевой счет уходит корнями в глубокую древность, встречаясь в том или ином виде у всех народов и в наши дни. Конечно, счёт был примитивным, а уровень абстракции очень низким. Понятие числа максимально конкретно, оно неразрывно связано с предметом (т.е. это, например, не число «два», а «две рыбы», «два коня» и т.д.). Диапазон счёта невелик. Можно выделить три типа таких счётных приспособлений. Искусственные приспособления: зарубки (насечки) на различных предметах, в Южной Америке получают широкое распространение узелки на верёвках. Предметный счёт, когда используются предметы типа камешков, палочек, зёрен и т.д.
Механический этап
Под механическим вычислительным устройством понимается устройство, построенное на механических элементах и обеспечивающее автоматическую передачу из низшего разряда в высший. Один из первых арифмометров, точнее «суммирующая машина», был изобретен Леонардо да Винчи (1452–1519) около 1500 года. В Германии были обнаружены чертежи и описание арифмометра, выполненные в 1623 году Вильгельмом Шиккардом (1592–1636), профессором математики университета в Тюбингене. Это была весьма «продвинутая» 6-разрядная машина, состоявшая из трех узлов: устройства сложения-вычитания, множительного устройства и блока записи промежуточных результатов.
Электромеханический этап
Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает всего около 60 лет - от первого табулятора Германа Холлерита (1887 г.) до первой ЭВМ ЕNIАС (1945 г.). Предпосылками создания проектов данного этапа явились как необходимость проведения массовых расчетов (экономика, статистика, управление и планирование и др.), так и развитие прикладной электротехники (электропривод и электромеханические реле), позволившие создавать электромеханические вычислительные устройства. Если вернуться к предыдущим этапам развития ВТ, то можно заметить, что каждый этап характеризуется созданием технических средств нового типа, обладающих более высокой производительностью и более широкой сферой применения, чем предыдущие этапы. Классическим типом средств электромеханического этапа был счетно-аналитический комплекс, предназначенный для обработки информации на перфокарточных носителях.
а) Первое поколение
ЭВМ первого поколения в качестве элементной базы использовали электронные лампы и реле; оперативная память выполнялась на триггерах, позднее на ферритовых сердечниках; быстродействие было, как правило, в пределах 5—30 тыс. арифметических оп/с; они отличались невысокой надежностью, требовали систем охлаждения и имели значительные габариты. Процесс программирования требовал значительного искусства, хорошего знания архитектуры ЭВМ и ее программных возможностей. На первых порах данного этапа использовалось программирование в кодах ЭВМ (машинный код), затем появились автокоды и ассемблеры.
б) Второе поколение
Общепринято, что второе поколение начинается с ЭВМ RCA-501, появившейся в 1959 г. в США и созданной на полупроводниковой элементной базе. Между тем, еще в 1955 г. была создана бортовая транзисторная ЭВМ для межконтинентальной баллистической ракеты ATLAS. Новая элементная технология позволила резко повысить надежность ВТ, снизить ее габариты и потребляемую мощность, а также значительно повысить производительность. Это позволило создавать ЭВМ с большими логическими возможностями и производительностью, что способствовало распространению сферы применения ЭВМ на решение задач планово-экономических, управления производственными процессами и др.
в) Третье поколение
Третье поколение связывается с появлением ЭВМ с элементной базой на интегральных схемах (ИС). В январе 1959 г. Джеком Килби была создана первая ИС, представляющая собой тонкую германиевую пластинку длиной в 1 см. Для демонстрации возможностей интегральной технологии фирма Texas Instruments создала для ВВС США бортовой компьютер, содержащий 587 ИС, и объемом (40см3) в 150 раз меньшим, чем у аналогичной ЭВМ старого образца. Но у ИС Килби был ряд существенных недостатков, которые были устранены с появлением в том же году планарных ИС Роберт Нойса. С этого момента ИС - технология начала свое триумфальное шествие, захватывая все новые разделы современной электроники и, в первую очередь, вычислительную технику.
г) Четвёртое поколение
Конструктивно-технологической основой ВТ 4-го поколения становятся большие (БИС) и сверхбольшие (СБИС) интегральные схемы, созданные соответственно в 70—80-х гг. Такие ИС содержат уже десятки, сотни тысяч и миллионы транзисторов на одном кристалле (чипе). При этом БИС-технология частично использовалась уже и в проектах предыдущего поколения (IВМ/360, ЕС ЭВМ ряд-2 и др.). Наиболее важный в концептуальном плане критерий, по которому ЭВМ 4-го поколения можно отделить от ЭВМ 3-го поколения, состоит в том, что первые проектировались уже в расчете на эффективное использование современных ЯВУ и упрощения процесса программирования для проблемного программиста. В аппаратном отношении для них характерно широкое использование ИС-технологии и быстродействующих запоминающих устройств.
д) Пятое поколение
Главный упор при создании компьютеров сделан на их "интеллектуальность", внимание акцентируется не столько на элементной базе, сколько на переход от архитектуры, ориентированной на обработку данных, к архитектуре, ориентированной на обработку знаний.
Обработка знаний - использование и обработка компьютером знаний, которыми владеет человек для решения проблем и принятия решений. ЭВМ и вычислительные системы пятого поколения обладают высокой производительностью, компактностью и низкой стоимостью (эти характеристики улучшаются в каждом следующем поколении ЭВМ).
3. Тенденции развития вычислительной техники
Появление ПК справедливо считают грациозной научно-технической революцией, сравнимой по масштабам с изобретением электричества, радио. К моменту рождения ПК вычислительная техника уже существовала четверть века. Старые ЭВМ были отделены от массового пользователя, с ними работали специалисты (электронщики, программисты, операторы). Рождение ПК сделало ЭВМ массовым инструментом. Облик ЭВМ кардинально изменился: она стала дружественной (т.е. способной вести культурный диалог с человеком на визуально комфортном экране). В настоящее время в мире используются сотни миллионов ПК как на производстве, так и в повседневной жизни.
Уже сейчас на смену универсальным компьютерам приходят новые устройства – смартфоны, решающие конкретный спектр задач своего владельца. Развивается система карманных компьютеров.
Главной тенденцией развития вычислительной техники в настоящее время является дальнейшее расширение сфер внедрения ЭВМ и, как следствие, переход от отдельных машин к их системам – вычислительным системам и комплексам разнообразных конфигураций с широким спектром функциональных возможностей и черт.
В последние годы, при разработке новых ЭВМ большее внимание уделялось сверхмощным компьютерам – суперЭВМ и миниатюрным, и сверхминиатюрные ПК. Ведутся поисковые работы по созданию ЭВМ 6-го поколения, базирующихся на распределенной нейронной архитектуре, нейрокомпьютеров. В частности, в нейрокомпьютерах могут употребляться уже имеющиеся специализированные сетевые МП – микропроцессоры сети со встроенными средствами связи.
Примерная характеристика компьютеров шестого поколения:
Характеристики | VI поколение |
Элементная база | Оптоэлектроника, криоэлектроника |
Размер (габариты) | ?, карманные и меньше |
Максимальное быстродействие процессора | неограниченно |
Максимальный объем ОЗУ | ??? |
Периферийные | Ввод с голоса, голосовое общение, машинное «зрение» и «осязание» и пр. |
Программное обеспечение | Интеллектуальные программные системы |
Области применения | В творческой деятельности человека, искусственный интеллект |
Психологи выявили новый вид психологической зависимости - гаджет-аддикция. Гаджет - это любая электронная игрушка для взрослых: мобильный телефон, СD-плеер, портативный компьютер. Оказывается, что привязанность к этим приборам превращается в болезнь. Люди покупают новые приборчики без всяких разумных оснований, а занятия с ними приобретают характер навязчивой привычки.
Симптомы зависимости:
Британские ученые выделяют три степени зависимости:
Чтобы не стать «киборгом», нужно научиться контролировать время, потраченное на технику. Вот нехитрые советы, как это сделать.
Рекомендации:
Сеансы психотерапии проводятся врачами специалистами в специально оборудованных для этих целей кабинетах или на дому. Для того чтобы сеансы психотерапии были эффективными необходимо согласие больного на их проведение и желание больного сотрудничать с врачом.
Для сбора статистических данных был использована анкета на определение «Влияние вычислительной техники на жизнь человека».
Место проведения: МБОУ г. Иркутска СОШ №77
Количество участников: 44 ученика
Вопросы анкеты:
а) да
б) нет
6. Компьютер поломался/отсутствует связь. Что с вами происходит?
7. Отметьте внутренние (сознание) и внешние (напр., стиль одежды) изменения, произошедшие с вами, причиной которых послужил компьютер?
По данным исследования «Влияние вычислительной техники на жизнь человека» получены следующие результаты:
6класс
Вопрос № 3, 4, 5
Ответы учащихся показали, что в 6 классе наблюдается зависимость от вычислительной техники.
На вопрос №1 37% учеников ответили, что они регулярно работают на ПК 4-5 лет.
33%ответили,что они работают на компьютере более 7 лет.
22% ответили, что они работают на ПК 6-7 лет.
А 8% учеников ответило, что они работают на ПК
2-3 года.
На вопрос №2 44% учеников ответили, что они отдают ПК 2-4 часа в сутки.
29% ответили, они отдают ПК 1 час в сутки, а 18% ответили, что они отдают ПК 4-8 часов.
9% учеников ответили, что они отдают ПК более 8 часов.
7 класс
Вопрос № 3, 4, 5
Ответы учащихся показали, что в 7 классе не наблюдается зависимость от вычислительной техники.
На вопрос №1
50% учеников ответили, что они регулярно работают на компьютере более 7 лет.
17% ответили, что они работают 6-7 лет и столько же % они работают
4-5 лет. А 16% ответили, что работают 2-3 года.
На вопрос №2
50% учеников ответили, что отдают ПК 8 часов.
17% ответили, что отдают ПК 4-8 часов и столько же
% отдают ПК 2-4 часа
16% отдают ПК 1 час.
Вывод анкетирования
Социологическое исследование показало, что из 44 человек 30 учеников относятся к группе «зависимых от вычислительной техники». Они не могут устоять перед соблазном использовать ВТ, т.к. не умеют контролировать себя.
Небольшие проблемы, связанные с увлечением компьютером и др. были замечены у 14 учеников, следует обратить на это внимание, чтобы в дальнейшем влечение к ПК не могло заполнить всю их жизнь.
В своей работе я исследовала развитие вычислительной техники и её влияние на человека, в ходе работы я пришла к некоторым выводам.
Развитие вычислительной техники привело к стремительному развитию информационных технологий. В XXI веке вычислительная техника и информационные технологии развиваются еще большими темпами, вовлекая в свою орбиту все направления деятельности (политика, экономика, наука, образование, медицина, бизнес, СМИ, сфера коммуникаций, развлечений и т.д.). Мобильная связь, IP-телефония, Skype, IP-телевидение, социальные сети (Facebook, Одноклассники, Вконтакте и др.), твиттер, Википедия, Google, Web 2.0, GRID, облачные вычисления существенно повлияли на все стороны деятельности человека и изменили среду общения.
В итоге можно сделать вывод, что вычислительная техника и информационные технологии играют важнейшую роль в развитии цивилизации и человека. Однако они развиваются такими быстрыми темпами, что трудно оценить последствия и влияние на человека тех или иных факторов.
Положительные и отрицательные факторы на развитие человека сочетаются самым непредсказуемым образом.
С одной стороны, свободный доступ к информации, сосредоточенной в Интернет, с другой стороны, интернет-зависимость, которая выражается в неспособности контролировать время своего пребывания в Сети.
С одной стороны, широкие возможности для виртуального общения (социальные сети Skype, электронные библиотеки, музеи, коллекции), с другой стороны, погружение в виртуальную реальность, отчужденность от реального мира.
С одной стороны, возможность получения знаний, используя потенциал систем дистанционного образования, виртуальных лабораторий, компьютерных курсов, с другой стороны, отсутствие постоянного общения учитель-ученик, передача не только знаний, но и опыта. Преемственность поколений, отсутствие общения в коллективе.
Вычислительная техника и информационные технологии – огромная сила, поэтому с этим «инструментом» надо обращаться бережно, чтобы использовать их для созидания, просвещения, благих дел.
Как любое важное изобретение, компьютеры были задуманы, чтобы облегчить жизнь людей, сделать ее более легкой, удобной, интересной и качественной. Но, как это нередко бывает, любое изобретение можно использовать как на благо, так и во вред. Каким образом компьютеры будут влиять на жизнь человека, каждый должен решать для себя сам.
Список использованной литературы
За чашкой чая
Композитор Алексей Рыбников
Пока бьют часы
Фокус-покус! Раз, два,три!
Загадка Бабы-Яги