Аннотация на работу:
«ДОНСКОЙ ФИЛИАЛ ЦЕНТРА ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЯ – УНИКАЛЬНОЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»
Мною было проведено исследование истории создания и развития Донского Филиала Центра Тренажеростроения и Подготовки Персонала. Разработанный мною материал предназначен для дополнительного изучения регионального компонента в курсе экономической географии России 9 класса. В приведенной исследовательской работе доказана уникальность этого научного учреждения и определена область применения разработанных в ЦТиПП инновационных технологий тренажеростроения, обоснована необходимость совместной работы школ города с этим центром.
Полученные знания ученики могут применять в процессе обучения в школе на уроках математики, физики, астрономии, географии.
Представленный материал состоит из следующих частей:
- 20-летие центра тренажеростроения и 40-летие ОКТБ «Орбита»
- Летопись создания и развития Центра Тренажеростроения
- Молодежные образовательные космоцентры России, созданные Новочеркасским Центром тренажеростроения
- Перспективы развития работ в ЦТиПП
Вложение | Размер |
---|---|
gotovoedftst-konkurs.docx | 630.68 КБ |
Оглавление
Аннотация ……………………………………………………………….стр.1
Введение ……………………………………………………………..... стр.2
20-летие центра тренажеростроения и
40-летие ОКТБ «Орбита»……………………………………………… стр.3
Летопись создания и развития Центра Тренажеростроения………...стр.4
Молодежные образовательные космоцентры России,
созданные Новочеркасским Центром тренажеростроения………….стр.6
Взгляд в будущее (Перспективы развития работ в ЦТиПП)……........стр.8
Заключение………………………………………………………………стр.9
Список использованной литературы…………………………………..стр.10
Приложения ……………………………………………………………..стр.11
Секция (название): Летопись родного края
Автор: Лежаев Артем Дмитриевич
Место учёбы (работы): МБОУ СОШ №23
Научный руководитель (Ф.И.О): Федотчева Татьяна Андреевна
Место работы (полное название): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №23, учитель географии
Аннотация на работу:
«ДОНСКОЙ ФИЛИАЛ ЦЕНТРА ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЯ – УНИКАЛЬНОЕ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»
Мною было проведено исследование истории создания и развития Донского Филиала Центра Тренажеростроения и Подготовки Персонала. Разработанный мною материал предназначен для дополнительного изучения регионального компонента в курсе экономической географии России 9 класса. В приведенной исследовательской работе доказана уникальность этого научного учреждения и определена область применения разработанных в ЦТиПП инновационных технологий тренажеростроения, обоснована необходимость совместной работы школ города с этим центром.
Полученные знания ученики могут применять в процессе обучения в школе на уроках математики, физики, астрономии, географии.
Представленный материал состоит из следующих частей:
- 20-летие центра тренажеростроения и 40-летие ОКТБ «Орбита»
- Летопись создания и развития Центра Тренажеростроения
- Молодежные образовательные космоцентры России, созданные Новочеркасским Центром тренажеростроения
- Перспективы развития работ в ЦТиПП
Введение
Создание образа родного края, формирование гражданской позиции школьника - это одна из основных задач учителей обществоведческого цикла, но и нам, школьникам, не безразличны вопросы, связанные с изучением истории, природы родного края и воспитанием чувства гордости за славные страницы истории своей малой родины.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в общеобразовательных школах является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
В наше время, когда космическая отрасль в России находится в некотором упадке, особенно необходимо прививать молодому поколению интерес к исследованию космоса, чтобы в эту важнейшую отрасль приходили новые молодые кадры. Как раз таки эту задачу решает Космоцентр «Астрон», основанный на базе «Донского филиала центра тренажеростроения», который отметил в этом году сразу две большие круглые даты. В сентябре исполнилось 20 лет самому Центру, и 40 лет – со дня создания Особого конструкторского бюро систем управления, переименованного впоследствии в ОКТБ «Орбита» и переросшего в дальнейшем в ДФЦТ.
Задачи школы заключается в том, чтобы заинтересовать нас, учащихся, в изучении различных областей наук, в том числе математики, физики, точных наук. Молодёжный космоцентр «Астрон» предоставляет школьникам и студентам возможность получить дополнительные знания в области математики, физики, механики, астрономии, экологии; постигать азы общекосмической подготовки. Полученные в Космоцентре знания ученики могут применять в процессе обучения в школе.
В приведенной исследовательской работе я старался доказать уникальность этого научного учреждения и показать область применения разработанных в ЦТиПП инновационных технологий тренажеростроения, обосновать необходимость совместной работы школ города с этим центром. Это и является целью моей работы.
При выполнении этой работы я поставил перед собой следующие задачи: собрать информацию об истории создания этого научного центра и его развития; выяснить непосредственное влияние Космоцентра на формирование гражданской позиции школьников.
20-летие центра тренажеростроения и 40-летие ОКТБ «Орбита»
Большой космический праздник отметили в сентябре этого года в Новочеркасске. Двойной юбилей собрал в городе много известных и заслуженных людей. На празднование 20-летия центра тренажеростроения и 40-летия со дня основания "Орбиты" приехали космонавты Сергей Крикалев, Владимир Джанибеков и Александр Лазуткин. На связь с городом вышел даже экипаж МКС. (приложение 1)
В 1973 году на базе Новочеркасского политехнического института было создано особое конструкторское бюро систем управления. В том же году его переименовали в ОКТБ "Орбита". А уже через шесть лет был создан первый тренажер "Бивни" - на нем космонавты учились причаливать к орбитальной станции и стыковаться с ней. Позже эти навыки очень пригодились экипажу корабля "Союз-Т-13" под руководством Владимира Джанибекова. К самому сложному полету в истории отечественной космонавтики - стыковке с неуправляемой станцией "Салют-7" они готовились именно на "Бивнях". Потом были другие тренажеры, созданные в сотрудничестве с центром подготовки космонавтов имени Гагарина. Его руководитель, легендарный российский космонавт Сергей Крикалев, чтобы поздравить ученых, впервые приехал в Новочеркасск.
За все время существования ОКТБ "Орбита", а затем центра тренажеростроения и подготовки персонала, на их тренажерах было подготовлено более 200 экипажей космонавтов.
За 40 лет работы ученые создали более 30 тренажеров. Планы на будущее - грандиозные."Мы действительно сейчас перешли от создания средств для подготовки космонавтов на Земле к созданию автоматизированных систем, которые нужны непосредственно космонавтам, которые летают в космосе", - говорит генеральный директор, главный конструктор центра тренажеростроения и подготовки персонала Валентин Шукшунов.
Летопись создания и развития Центра Тренажеростроения
Центр тренажеростроения и подготовки персонала и его Донской филиал уже на протяжении 38 лет сотрудничают с Центром подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, создавая специализированные и комплексные интеллектуальные тренажеры для подготовки космонавтов, как отечественных, так и зарубежных. За это время его специалистами было создано более 30 сложнейших интеллектуальных космических тренажеров, которые позволяют космическим экипажам полноценно учиться «летать на земле», отрабатывать любые маневры и нештатные ситуации. На тренажерах из Новочеркасска проходили подготовку космонавты по программам «Станция «Салют», «Орбитальный комплекс «Мир», «Международная космическая станция» (приложение 3, 4). И в настоящее время коллектив ЦТиПП продолжает создавать свои наукоемкие изделия на основе самых высоких технологий, зачастую не имеющих аналогов во всем остальном мире. Используя свой богатейший опыт, ЦТиПП в последние несколько лет освоил разработку и создание программно-аппаратных комплексов для оснащения молодежных космических центров, школ молодого космонавта, планетариев и музеев космонавтики. Основные составляющие этого комплекса в течение двух лет проходили «обкатку» в рамках деятельности молодежного образовательно-развлекательного космического центра «Астрон» им. космонавта Г.С. Шонина, созданного на базе Донского филиала ЦТиПП в Новочеркасске. Космоцентр «Астрон» был открыт в сентябре 2005 года, в дни празднования 200-летия Новочеркасска и стал хорошим подарком для молодежи. Мечты о создании подобных центров лелеяли много городов, но первым он открылся у нас, в Новочеркасске. Идея его создания принадлежит главному конструктору Центра тренажеростроения, лауреату Государственной премии В.Е.Шукшунову. Появление такого центра в небольшом провинциальном городке не случайно. В городе есть «кузница» научных кадров, крупнейший на Юге России вуз – Южно-Российский Государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). В течение 40-лет продолжается сотрудничество ДФЦТ и Центра подготовки космонавтов в области создания тренажной техники.
Космос космосом, но все начинается на земле. И начинается с воспитания молодого поколения. Недаром вопросам, связанным со школьным и дополнительным образованием, сейчас уделяется самое пристальное внимание на государственном уровне. Молодежный центр «Астрон» активно работает со школьниками и студентами. За 8 лет его посетили около 8000 школьников из различных городов Южного федерального округа. Уникальность этого центра в том, что в его деятельности присутствуют не только познавательные и образовательные, но и развлекательные элементы. Каждая проводимая экскурсия не просто дает определенную сумму знаний о космосе и космонавтике, но предоставляет, к примеру, возможность школьникам и студентам самим попробовать осуществить стыковку космического корабля с орбитальной станцией. Дает возможность посоревноваться, кто сделает это точнее и с наименьшими затратами топлива. Занятия проводятся на реальных и виртуальных тренажерах транспортного космического корабля «Союз-ТМА», вертолета(приложение 5), космической станции МКС ( приложение 2). Разумеется, к такой образовательной программе остаться равнодушным не может никто. Глаза юных посетителей горят, а сердца рвутся снова посетить центр и получить возможность «слетать в космос» (приложение 6, 7). А как бы между делом школьники и студенты получают фундаментальные знания в области математики, физики, астрономии, изучают азы пилотируемой космонавтики. При этом школьники, как юноши, так и девушки, очень быстро осваивают сложную космическую технику на основе высоких технологий. Программа посещения построена психологически точно. Образовательные видеоролики перемежаются познавательными играми, конкурсами, возможностью «походить» по виртуальной космической станции, поработать на тренажерах. В результате все 1,5 часа внимание подростков не рассеивается, они сидят тихо и явно увлечены происходящим. Возможно, это и есть прообраз образования будущего? (приложение 8, 9)
На высокотехнологичную продукцию для образовательных нужд в настоящее время появился устойчивый спрос. Первой ласточкой стал контракт с нижегородским планетарием, для которого в Новочеркасске изготовили тренажер сближения и стыковки транспортного космического корабля «Союз-ТМА» со станцией МКС. Затем последовал заказ Мемориального музея космонавтики в Москве, для которого был разработан целый комплекс оборудования, включающий тот же тренажер космического корабля, тренажер вертолета, виртуальный тренажер МКС, а также систему «невесомости» для имитации работы космонавтов в открытом космосе.
Молодежные образовательные космоцентры России, созданные Новочеркасским Центром тренажеростроения
Коллектив Центра тренажеростроения и подготовки персонала делает всё, чтобы дело новочеркасских создателей космических тренажёров, без которых не может развиваться пилотируемая космонавтика, продолжили нынешние школьники и студенты. Именно это побудило специалистов Центра, несмотря на большие затраты, разработать, создать и внедрить в 2005 году в Новочеркасске на базе Донского Филиала Центра Тренажеростроения первый в России Молодёжный образовательный космоцентр «Астрон». (приложение 10)
Через два года (в 2007 г.) в Планетарии Нижнего Новгорода, в специально открытом космическом зале, специалистами Центра тренажеростроения и его Донского филиала был введён в эксплуатацию интерактивный аналог транспортного космического корабля «Союз-ТМА», обучен персонал для его эксплуатации и подготовлены совместно с персоналом Планетария экипажи «космонавтов»-школьников. В этом зале всегда аншлаг. Дети с нетерпением и волнением ждут своей очереди, чтобы занять места в ложементах космического корабля и «порулить» им, «состыковаться» с виртуальной МКС.
Ещё через два года (11 апреля 2009 г.) в Мемориальном музее космонавтики в г. Москве после его реконструкции был введён в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс, в который входят: интерактивный аналог транспортного космического корабля «Союз-ТМА», интерактивный аналог поисково-спасательного вертолёта, виртуальная Международная космическая станция и стереопроекционный комплекс. В ноябре 2011 г. Центром тренажеростроения создан и смонтирован в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (Звёздный городок) комплекс объектов Молодёжного образовательного космоцентра, который по своим функциональным возможностям, спектру образовательных программ и кругу обучаемых - школьники младших и стерших классов, студенты аэрокосмических вузов, молодые специалисты, работающие в космической отрасли, космонавты - не имеет себе равных.
10 апреля 2012 г. в ЦПК им. Ю.А.Гагарина состоялось торжественное открытие этого космоцентра. Для молодёжи тем самым открылась ещё одна дверь в прекрасный, таинственный и интересный мир космоса.
Создавая молодёжные образовательные космоцентры в России, Центр тренажеростроения добровольно взял на себя миссию - использовать достижения российской пилотируемой космонавтики как одной из наиболее инновационных и высокотехнологичных отраслей в нашей стране для обучения, организации досуга и воспитания молодого поколения.
Взгляд в будущее (Перспективы развития работ в ЦТиПП)
Что касается перспектив ближайшего будущего, Генеральный директор ЦТиПП, Президент ЮРГТУ (НПИ) Валентин Шукшунов отметил, что коллектив Центра не собирается останавливаться на достигнутом. «Тренажер должен быть на шаг впереди реальных космических аппаратов. Поэтому мы уже сейчас, «подпольно» ведем проработку тренажеров для лунной программы. Если только не помешает сегодняшний мировой кризис. В планах также создание виртуального Центра управления полетами, другие интересные проекты». Два года назад к 50-летию первого полета человека в космос был воссоздан спускаемый аппарат «Восток» - единственная точная копия спускаемого аппарата Ю.А.Гагарина(приложение 11, 12). Молодежные образовательные центры готовят будущих космонавтов.
В связи со строительством нового российского космодрома «Восточный» центром тренажеростроения предполагается расширение спектра работ по разработке, созданию и внедрению новых тренажеров для подготовки космонавтов в ЦПК имени Ю.А.Гагарина, нового перспективного многоместного ( до 6 мест ), частично возвращаемого, транспортного корабля.
Манят ученых и другие планеты, а именно - Луна и Марс. В центре уже приступили к созданию тренажеров для подготовки космонавтов к передвижению и работе на их поверхностях.
Центр тренажеростроения предполагает тиражирование и внедрение в городах Российской Федерации молодёжных образовательных космоцентров в школах детского (юношеского) творчества, школах космического резерва, в планетариях, авиа-космических музеях.
Заключение
Новочеркасск является не только столицей донского казачества, не только столицей электровозостроения, но и последние 40 лет он стал столицей космического тренажёростроения: здесь с 1975 года активно действует головная организация - Центр тренажеростроения по разработке, созданию и внедрению тренажёров для подготовки российских космонавтов и зарубежных астронавтов, а с 2002 года - головная организация по разработке, созданию и внедрению молодёжных образовательных космоцентров.
Разработки коллектива ЦТиПП нашли широкое применение не только в сфере профессиональной подготовки космонавтов, летчиков, моряков-подводников, но и в сфере образовательной - приобщение школьников к космонавтике, высоким космическим технологиям.
Практической значимостью этой работы является возможность использования её во время экскурсий по городу, а также в школах во внеурочные познавательные часы (приложение 13). Ведь сегодня очень важно воспитать чувство гордости у школьников за своих достойных подражания земляков, таких как основатели Центра Тренажеростроения. Новочеркасский Космоцентр «Астрон» за 8 лет его работы посетили более 8000 школьников из различных городов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Все они проявили исключительный интерес, тягу к освоению высоких космических технологий, огромное желание самостоятельно поуправлять аналогами транспортного космического корабля и станции. Мне тоже интересны вопросы пилотирования современных самолётов, освоения космического пространства. В будущем я бы хотел стать лётчиком, а возможно и лётчиком-космонавтом, по примеру нашего земляка, новочеркассца, Николая Чуба(приложение 14). Примечательно, что и выпускники нашей МБОУ СОШ №23 г.Новочеркасска работают в Донском филиале центра тренажеростроения (приложение 15). Я горжусь тем, что в нашем небольшом провинциальном городе Новочеркасске находится ведущее российское предприятие по производству уникальных космических, и не только, тренажеров.
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Приложение 12
Приложение 13
Приложение 14
Приложение 15
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Муравьиная кухня
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Мороз Иванович