Цель работы:
Нам показалось, что в настоящее время не уделяется должного внимания декоративно- прикладному искусству, как неотъемлемой части истории России, а также стало интересно подробно разобрать химические реакции, протекающие при обжиге керамических изделий, материалы, используемые при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства России в начале и в настоящее время.
В рвботе рассматривается история таких хужожественных промыслов как Хохлома, Жостово, Гжель, а также химический состав красок, лаков, глазурей, применяемых в производстве.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_lider_2009.doc | 177 КБ |
Департамент образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа № 705
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо- Запада»
Конкурс «Лидер»
Тема:Декоративно-прикладное искусство России глазами искусствоведа и химика.
Автор : Долгова Анна, 10 класс «А»
Гусева Виктория , 10 класс «А»
Руководитель: Сапронова Ирина Николаевна, учитель химии
Кудрина Светлана Александровна
учитель мировой художественной культуры
Москва
2009
Содержание.
I. Введение. 3
II. Основная часть. 5
1. .Из истории красок 5
2. Из истории декоративно-прикладного искусства 6
3. Хохломская роспись 7
4. Лаки 9
4.1 Виды лаков 9
5. Керамика 10
6. Гжельская керамика 12
7.Краски для керамики и фарфора 15
8. Жостовские подносы 18
9.Цинковые белила 20
III.Заключение 21
IV.Список литературы 22
I.Введение.
Декоративно-прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта человека. Произведения декоративно-прикладного искусства создаются как отдельными художниками- мастерами, так и большими коллективами заводов и фабрик.
В своём историческом развитии народное декоративно-прикладное искусство прошло долгий путь от домашней промышленности, т.е. переработки сырых материалов, до современных коллективов и предприятий народных художественных промыслов.
Художественная обработка дерева, народное гончарство, художественное ткачество и другие виды домашней промышленности стали основой для формирования художественных ремёсел.
Появление красок относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Чтобы изготовить цветные покрытия, первобытный человек смешивал сажу и земляные пигменты с животными жирами, перетирая их между камнями до тех пор, пока не образовывалась пастообразная масса, которую он и наносил на стены своего жилища.
Для написания работы была изучена различную литературу, связанная с историей появления и развития русского народного декоративно - прикладного искусства. В книге «Народные промыслы» А. Клиентова наиболее полно даётся информация о различных жанрах народного творчества. В книге «Русские живописцы» А. Клиентова очень интересно рассказывается об истории зарождения и развитии народных промыслов, о выдающихся мастерах. Автор Т.Митлянская в «Истории прикладного искусства» знакомит с основными традиционными видами народного декоративного искусства: росписью, миниатюрной живописью, лакокрасочными изделиями, росписью подносов, народной керамикой, фарфором. В ней увлекательно рассказывается не только о традициях, но и развитии народных художественных промыслов.
Цель работы:
Основные задачи работы:
Мы выбрали эту тему, потому что нам показалось, что в настоящее время не уделяется должного внимания декоративно- прикладному искусству, как неотъемлемой части истории России, а также стало интересно подробно разобрать химические реакции, протекающие при обжиге керамических изделий, материалы, используемые при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства России в начале и в настоящее время.
II.Основная часть.
1. Из истории красок.
Природные красители - органические соединения, которые вырабатываются живыми организмами и окрашивают животные и растительные клетки и ткани.
Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической промышленности, органическими и неорганическими.
Основные компоненты красок - пигмент, связующее (пленкообразующее вещество) и разбавитель.
Растительные красители
Цвет | Растение | Используемая |
Черный | Клен | Листья |
Воронец | Ягоды и корни | |
Коричневый | Дуб | Листья, кора |
Лук репчатый | Шелуха | |
Ива белая | Kора | |
Фиолетовый | Черника и ежевика | Ягоды |
Бурый | Береза | Листья |
Kрасный | Боярышник | Kора, побеги, листья |
Зверобой | Стебли | |
Kрушина | Свежая кора | |
Подмаренник | Корни | |
Бузина черная | Ягоды | |
Щавель конский | Корни | |
Ольха серая | Кора | |
Оранжевый | Чистотел | Листья и стебли |
Желтый | Щавель конский | Листья и стебли |
Подмаренник | Цветы | |
Крапива | Корни | |
Орешник | Кора | |
Картофель | Листья и стебли | |
Лимонный | Барбарис | Плоды |
Зеленый | Крапива | Листья и цветы |
Манжетка | Стебли и листья | |
Пырей | Листья | |
Трилистник | Листья | |
Синий | Иван-да-марья | Цветы |
Растительные краски не хранятся долго поэтому их в настоящее время не применяют в промышленности.
Краски — что это такое? Оказывается, охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники, 20 тыс. лет назад расписавшие стены всемирно известных пещер Альтамира и Пеш-Шерль,— не краски, а всего лишь пигменты. Дело в том, что любая художественная краска представляет собой систему, обязательными компонентами которой являются окрашивающее вещество — пигмент — и связующее. Для приготовления красок всех типов используются одни и те же пигменты и различные связующие.
Первые химические трактаты – «о приготовлении красок для мозаики», «Рецепты красок»,- появившиеся в Европе в VIII, X и XII вв., содержали сведения, касающиеся искусства приготовления материалов для живописи. Как видим, зарождение химической науки протекало в тесной связи с развитием искусства. Да и среди первых химических предприятий почётное место занимают возникшие в XVIII в. в Европе мануфактуры по производству красок.
2. Из истории народного декоративно-прикладного искусства.
В изделиях народных художественных промыслов живут традиции народного декоративно-прикладного искусства. Народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из глубины веков, из глубины поколений. Оно преимущественно коллективное и сформировалось в народной, крестьянской среде – среде хлеборобов, овощеводов и скотоводов, а также в среде городских и посадских мастеров-ремесленников, изготовлявших посуду и утварь из различных материалов, детские игрушки, орудия труда, военные снаряжения, одежду и украшения.
В изделиях народных художественных промыслов сохраняются и живут народные художественные традиции. В традициях художественного творчества выражается преемственность определённых видов бытового искусства, характера произведений и приёмов мастерства. При сохранении традиционной самобытности в изделиях народных художественных промыслов отражались и требования моды и общий стиль эпохи.
«Художественное ремесло представляет ценность духовную и художественно-историческую» - писал Л.Н. Толстой.
В России сложились традиционные центры народных художественных промыслов.
Например: Хохлома, Жостово, Гжель.
3. Хохломская роспись.
Народная, красочная, деревянная посуда 17 века, которой издавна торговали на весёлых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла её для дорогих гостей. Пусть и не богатые угощения, но от всей души.
Как же делалась «золотая хохлома»?
Сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит её и покрывает тонким слоем глины. Чаша похожа теперь на глиняную, что гончары лепят. А потом ещё надо её льняным маслом пропитать. А золота для «золотой хохломы» не требуется! Этот секрет знали ещё иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с чёрным, красным, зелёным, иногда коричневым и оранжевым. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Для просушки. И происходит чудо. Деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Секрет «золота» хохломы - применение алюминиевого (ранее серебряного или оловянного) покрытия, сверху наносится рисунок и лак. Изделие высушивается при температуре 100 – 120С0. Под действием температуры лак приобретает желтоватый оттенок, и сквозь него «золотом» сверкает алюминиевый слой.
Современные хохломские изделия – посуда, сувениры – создают мастера фабрики «хохломской художник» (с. Семино). Объединения «хохломская роспись» (г. Семёнов), что в Нижегородской области.
На реке Узоле, в древних Заволжских лесах раскинулись старинные русские деревни – Новопокровское, Хрящи, Кулигино, Сёмино. Отсюда и ведёт свою историю известный во всём мире хохломской промысел. В этих деревнях и поныне живут мастера-художники, которые расписывают деревянную посуду, продолжая традиции отцов, дедов и прадедов.
Однако установить время появления хохломской росписи исследователям пока не удалось. Ведь деревянную посуду и другую утварь долго не хранили. От частого применения она изнашивалась, приходила в негодность. Её выбрасывали или сжигали, заменяя новой.
До нас дошли изделия хохломских мастеров в основном лишь 19 века. Но различные документальные сведения указывают на то, что промысел зародился в более раннее время, возможно в 17 веке.
Характерная для хохломы оригинальная техника, где роспись киноварью и чёрной краской исполнялась по золотому фону, находит аналогии в древнерусском искусстве.
В документах есть упоминание о том, что в конце 16 и начале 17 века в Троице - Сергиевой лавре при торжественном приёме гостей им подносили деревянные ковши, украшенные золотом и киноварью, а также кубки.
В начале 17 века к Троице – Сергиевой лавре были приписаны заволжские земли, среди которых находилась и хохлома. Крестьяне не только видели эту золоченую посуду, но и могли знать способ её окраски. Но у хохломских мастеров был свой способ «золочения». Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в резные позолоченные печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, просвечивающее сквозь неё, становилось золотом.
Один из лучших мастеров хохломской росписи так говорил об этом промысле: (самый характер росписи, подражающий золотой и серебряной посуде был подсказан декоративным искусством древней Руси… хохлома, вероятно, была лишь поздним отражением этого большого искусства…)
В 19 веке промысел настолько разросся, что поставлял свой товар в большом количестве не только на внутренний рынок, но и за границу в страны средней Азии и западной Европы. Изготовлением посуды и других предметов быта занималось сразу несколько деревень Семёновского и Балакнинского уездов Нижегородской губернии, Макрьинского и Варнавинского – Костромской. Среди них было что-то типа разделения труда. В одной деревне обрабатывалось дерево, в другой – наносился рисунок.
Самые ранние произведения хохломы в собрании русского музея относятся ко второй половине 19 века. Они насчитывают около 170 разнообразных по названию предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре; различными поставцами и бочатами солонками и множеством ложек.
Дешёвую обиходную посуду можно было отличить по простым узорам, нанесённым специальными штампиками из фетровой ткани или гриба-дождевика. Это спирали, ромбики, мелкие розетки и листики.
Более дорогие вещи расписывали кистью от руки, создавая различные композиции травного орнамента, где ритмично сочетаются слегка изгибающиеся тоненькие красненькие и чёрные веточки с пышными перистыми листьями-травинками. Иногда красно-чёрная пушистая травка дополняла основной орнаментальный мотив вьющегося крупного стебля, каждый завиток которого заканчивался красной ягодкой.
В 1960-е годы стали выполнять многопредметные наборы и сервизы.
Современная хохлома по праву получила широкое признание не только в нашей стране, но и далеко за её приделами. Украшенные яркой росписью столовые наборы, чашки, ложки, мебель экспонируется на многих крупнейших международных выставках. И всегда это неповторимое жизнерадостное искусство находит любовь и понимание людей всех национальностей.
4.Лаки.
В производстве хохломских изделий используются различные виды лаков.
Лаки– растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции, которые, просыхая в тонком слое, находящемся на каком-либо предмете, образуют прочную плёнку, хорошо противостоящую различным внешним физико-химическим воздействиям. Лаки имеют соломенно-желтый, желто-коричневый, даже темно-коричневый цвет. Лишь в виде исключения лаки бывают совершенно бесцветными..
4.1 Виды лаков в зависимости от применяемого растворителя.
Применяемые в живописи лаки в зависимости от растворителя, придающего лакам те или иные свойства и определяющих их назначение, подразделяются на:
• лаки на летучих растворителях, высыхающие за счет физического процесса (испарения растворителя);
• масляные лаки, высыхающие химически (в результате окисления и полимеризации);
• лаки, отвердевающиеся нагревом (отвердевающие в результате реакции поликонденсации);
• эмульсионные лаки.
Искусство лаковой миниатюрной живописи – уникальный вид народного декоративно-прикладного творчества, тесно связанный с национальной традицией. В России оно возникло в древних поселениях Владимиро-Суздальской земли. Опираясь на каноны древнерусского изобразительного искусства и традиционные технологии русских лаков, мастера сумели создать особую манеру живописи, сделать свои произведения – шкатулки, коробочки, броши, декоративные панно – оригинальными, живописными, занимающими достойное место в искусстве лаковой миниатюры. Техника их изготовления сложна и трудоемка.
5. Керамика .
"Keramos" – значит обожженный материал . Это слово происходит от наименования района древних Афин - "Сerami", где гончары производили свои товары. К традиционным керамикам относят как изделия керамической промышленности – глиняную посуду, фарфор, фаянс, черепицу и кирпичи, так и сырьё для их производства. Главным сырьём служит обыкновенная глина, состоящая из небольших кристаллов гидратированных алюмосиликатов, т.е. соединений, содержащих в различных пропорциях Al2O3, SiO2 и H2O. После формовки посредством пластической деформации керамические изделия обжигаются при высокой температуре для того, чтобы удалить воду и обеспечить условия для протекания различных реакций.
Собственно глинами называют глинистые породы, содержащие более 30% глинистого вещества. Для производства керамики наиболее пригодны глины, содержащие не более 30% кварца. Общее содержание SiO2 должно быть не более 70%, А12О3 — не менее 12% , Fe2O3 + FeO — до 10%, органических примесей -1-2%.
Первый период обжига (20...950°С) характеризуется различными физико-химическими реакциями, зависящими от предварительной подготовки изделий к политому обжигу, а также от сушки изделий после глазурования. Предварительная подготовка зависит от степени первого обжига и определяется наличием в составе изделий газообразных продуктов.
Дегидратация глинистых материалов сопровождается следующим их превращением:
А1203 • 25SiO2 • 2Н20 → (500…600°С) А1203 • 2SiO2 + 2H2O
Карбонат магния MgCO3 начинает разлагаться при температуре 650°С, а карбонат кальция СаСО3 — при 920°С по следующим реакциям:
MgCO3 → MgO + CO2 ;
СаСО3 →CaO + CO2
Второй период обжига протекает при температуре от 950 до 1050°С в резко окислительной среде. В этот период кроме завершения реакции декарбонизации и превращения β- в α-кварц происходит интенсивное выгорание углерода в черепке, полное освобождение материала от остатков гидратной воды, а также окисление соединений железа.
Третий период обжига — восстановительный. Восстановительный период создается увеличением концентрации СО в продуктах горения топлива в температурном интервале 1050...1250°С. Оксид углерода СО восстанавливает оксид железа Fe2O3 до оксида FeO, а сульфаты кальция CaSO4 и натрия Na2SO4 — до сульфидов и сульфитов, что предотвращает вспучивание черепка.
Реакции восстановления оксида железа Fe2O3 до FeO осуществляется по следующим схемам:
3Fe2O3 + CO → 2Fe3O4 + СО2
Fe3O4 + CO →3FeO + CO2
O2 + 2CO → 2CO2.
2FeO + SiO2→ 2FeO • SiO2
Реакции восстановления сульфатов кальция CaSO4 и натрия Na2SO4 протекают по следующим схемам:
CaSO4 + CO→ CaSO3 + CO2
CaSO3 + СО→ СаО + SO2 + CO2
Na2SO4 + CO → Na2SO3 + CO2
Na2SO3 + CO→ Na2O + SO2 + CO2
Четвертый период обжига (1250...1410°С) протекает в условиях нейтральной среды, когда необходимо предупреждать реакции окисления восстановленных в предыдущем периоде красящих оксидов.
В этот период продолжается разложение алюмосиликатов, содержащихся в керамической массе, на свободные оксиды с последующим образованием муллита (3А12О3 • 2SiO2) и свободного кварца; завершается образование стекловидной и кристаллической фаз; происходит спекание фарфора, при котором он приобретает основные физико-механические свойства, а также химическую стойкость.
Пятый период обжига — резкое охлаждение. При охлаждении большое значение имеет точка перехода стекловидной фазы из расплавленного в твердое упругое состояние и точка отверждения глазури.
Шестой период обжига — охлаждение. При дальнейшем охлаждении в интервале температур 1000...700°С жидкая фаза окончательно затвердевает и изделие переходит из вязкого состояния в хрупкое.
6. Гжельская керамика (майолика).
Гжельская керамика иначе называется гжельской майоликой.
Майоликой – называются изделия из гончарных глин, покрытых цветной непрозрачной глазурью – эмалью.
Гжель – один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. «Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но всё это – белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета – белый и синий, а какая Гжель нарядная и праздничная!
Вся посуда расписывалась вручную. Особенно славились гжельские кувшины – квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом, чтобы отведать в жаркий день прохладный вкусный квас!
Славилась Гжель, прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписью. Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы! И расцветают удивительные синие розы и другие цвет сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, в чудесные узоры. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи. Любят художники Гжель изображать сказочных птиц, правда, в них мы узнаём «своих» голубей, журавлей, задиристых петухов.
Но Гжель – это не только роспись синей краской – кобальтом. Очень часто гжельскую посуду украшают искусно вылепленные фигурки людей, забавных животных. Тут и герои сказок, и озорные ребятишки, и музыканты, и хозяйки за рукоделием или иной работой, кот – мурлыка и собачки. Создают гжельские мастера небольшие скульптуры и статуэтки. И хотя эти скульптуры ведут свою родословную от народной глиняной игрушки, сколько фантазии, выдумки и доброго юмора вкладывали в них гжельские умельцы! Расписные бело-синие фигурки людей на картине убирают урожай, поют песни, работают и отдыхают, катаются на лодках и гуляют.
Гжель может сиять не только многоцветием синего цвета, но и оттенками позолоты.
История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные, синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему. Сегодня гжельская керамика известна во всём мире и по-прежнему украшает нашу жизнь.
На удалении 50-60 километров к северо-востоку от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе расположены два десятка слившихся между собой красивых сёл и деревень.
Гжель – название одного из сёл – бывшего Волостного центра, ставшего собирательным для всей округи, символом неповторимого искусства и народного мастерства.
Гжелью называют выпускаемые в этих метах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.
Гжель – название одного из ведущих предприятий, где возрождено истинно народное керамическое искусство старинных русских мастеров.
Гжель впервые упоминается в письменных источниках в 1339 году в духовной грамоте Ивана Даниловича Калиты. С тех пор на протяжении столетий, как одна из наиболее прибыльных волостей, переходила гжель по наследству в роду великих Московских князей и царей, принося им не малый доход.
Ещё в 16 веке гжельцы возили в Москву излишки бытовой посуды, а также в Яузскую Слободу Московским гончарам свою глину, некоторые оставались там и работали. Выезжали они и на Московские ярмарки и торги. Знакомились на торгах с привозными изделиями мастеров из других мест России, из других стран.
На базе крестьянских промыслов и торговли постепенно складывался новый тип крестьянского населения гжели.
К 70-80-м годам 18 века гжель становится центром производства в России художественной майолики. Дело в том, что со времени открытия мануфактуры Афанасия Гребенщикова в 1724 году многие гжельцы работали там гончарами. Смекалистые и расторопные, они быстро схватывали секреты нового производства майоликовых изделий,
возвращаясь на родину, заводили свои примитивные, но многочисленные новые горны, создавали свои изделия не только из обычных красных глин, как раньше, а использовали по новой технологии белые массы с примесями других сортов глин и минеральных добавок.
Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне – кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и, создавая изделия, вносил собственное ведение окружающего мира. Достоинства посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означало соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине 18 века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом.
Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и других уездах Московской губернии.
Конец 18 века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластинку, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франков, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей – простых народных умельцев. Здесь изготовлялись изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные трубы для Московских улиц.
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. С выше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали в создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс гжели пытались сделать ещё в последние годы 18 века. Завозимые из заграницы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства. Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твёрдому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду, наподобие фаянса в начале 19 века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, а в течение 19 века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака излучает сияние, не подвластное времени. В России присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине 19 века гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине 19 века в Русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги.
Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по гжельской области составляло 506 человек.
Товарищество гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускают керамические камины, в деревнях Трошково и Фенино – гончарную и майоликовую посуду, в деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино – Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в деревне Турыгино и Бахтеево – главные центры производства художественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами – керамистами нынешней гжели, трудно провести чёткую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.
7. Краски для керамики и фарфора .
При производстве фарфора Гжели используются специальные составы: глазурь, подглазурные а надглазурные краски.
Глазурь (нем. Glasur, от Glas — стекло), стекловидное покрытие на керамике толщиной 0,15—0,3 мм, закрепленное обжигом. По химической природе глазурь представляют собой щелочные, щёлочноземельные и др. алюмосиликатные и алюмоборосиликатные стекла. Глазурь предохраняет керамические изделия от загрязнения, действия кислот и щелочей, делает их водонепроницаемыми и придаёт изделиям декоративные свойства, соответствующие архитектурно-художественным требованиям.
Керамические краски представляют собой смеси жаростойких минеральных пигментов с легкоплавкими стеклами (надглазурные краски), с керамическими массами и глазурями ( подглазурные краски) или окрашенные специального состава стекла (некоторые майоликовые краски, краски для стекла и ювелирных эмалей).
Керамическими пигментами являются алюминаты и силикаты типа шпинелей, виллемиты, гранаты, корунды, силимониты, в ряде случаев прочно окрашенные фосфаты, молибдаты, вольфраматы и ванадаты. В отдельную группу объединяются золотосодержащие керамические пигменты, окраска которых вызывается коллоидными частицами золота.
Хромофорами (носителями цвета ) в пигментах чаще всего являются оксиды бора, висмута, алюминия, железа, кобальта, кадмия, марганца, меди, никеля, хрома, свинца, цинка и др.
Керамические пигменты получают прокаливанием солей, оксидов или гидроокисей соответствующих металлов, или совместным осаждением гидроокиси углекислых солей с последующим прокаливанием осадков, а также сплавлением солей и прокаливанием смеси.
На образование пигментов большое влияние оказывает температура обжига.
Многочисленные силикаты сохраняют стойкость только до определенной температуры, а затем меняют окраску или разлагаются. Лишь весьма немногие силикаты при охлаждении принимают прежнюю окраску. Так например, коричневый силикат оксида железа при нагревании выше 1200°С разлагается на кислород и силикат закиси железа. При медленном охлаждении вновь образуется силикат оксида железа с прежней окраской. Многие силикаты, имеющие при 900-1000°С интенсивную яркую окраску, при более высокой температуре делаются тусклыми. Так, например, силикат оксида меди при нагревании до 1200°С приобретает интенсивную красную окраску, а при 1300°С утрачивает ее и окрашивается в серовато-желтый цвет.
Растертая на масле хромовая зелень обладает большой кроющей силой и способна к быстрому высыханию, поэтому с 19 века её широко применяют в живописи. Огромно её значение в росписи фарфора. Дело в том, что фарфоровые изделия могут декорироваться как подглазурной, так и над глазурной росписью. В первом случаи краски наносят на поверхность лишь слегка обожженного изделия, которое затем покрывают слоем глазури. Чёрный оксид кобальта, нанесённый на поверхность фарфорового изделия, при обжиге сплавляется с глазурью, химически взаимодействуя с ней. В результате образуется ярко-синие силикаты кобальта. Такую декорированную кобальтом синюю фарфоровую посуду все хорошо знают. Оксид хрома не взаимодействует химически с компонентами глазури и просто залегает между фарфоровым черепком и прозрачной глазурью «глухим» слоем.
Подглазурные краски — это смесь пигментов с глазурью. Пигменты в состав подглазурных красок вводят в виде смеси оксидов металлов с добавлением каолина, оксида алюминия и др., придающих краскам устойчивость. Химическое воздействие на красители происходит при высокой температуре.
Для изготовления подглазурных красок в качестве пигментов применяют следующие красящие оксиды металлов: кобальта Со2О3 — для получения синего и голубого цветов; никеля NiO — коричневого и фиолетового; железа Fe2O3 — красного, коричневого, желтого; меди CuO зеленого, сине-зеленого; марганца Мn2О3 — коричневого, фиолетового, розового; хрома Сr2О3 — зеленого, красного; вольфрама WO3 и урана UO3 — желтого. Для получения розовой краски используют золото, серой — платину, черной — иридий.
Подглазурные краски закрепляют на изделии обжигом. В процессе обжига цвет краски изменяется под действием температуры и газовой среды в печи. Поэтому при декорировании такими красками к режиму обжига предъявляют особо строгие требования.
Подглазурные краски наносят на обожженные или хорошо высушенные изделия, затем покрывают слоем глазури и обжигают. Эти краски рассчитаны на проявление цвета под глазурью. Цвет их зависит от толщины глазури, ее состава, условий обжига.
В зависимости от температуры обжига краски можно подразделить на две группы: краски с температурой обжига до 1300°С и краски с температурой обжига 1300...1450°С.
Подглазурные краски с температурой обжига до 1300°С применяют для декорирования керамических материалов, например фаянса, температура политого обжига которых не превышает 1300°С. Поэтому эта группа красок носит название фаянсовых подглазурных пигментов и красок. Они отличаются большим разнообразием тонов и оттенков.
К подглазурным краскам с температурой обжига 1300...1450°С относятся краски для фарфора. По сравнению с фаянсовыми они имеют более бедную цветoвую палитру, так как многие из них не выдерживают воздействия высокой температуры и восстановительной среды обжига фарфоровых изделий.
Синие пигменты получают из оксида кобальта Со2О, и углекислого кобальта СоСО3. Вводя в состав пигмента различное количество оксида цинка ZnO, глинозема А12О3 и других оксидов, получают различные цветовые оттенки. На чистоту цвета влияют посторонние примеси Так, например, оксид никеля дает коричневый оттенок, оксид железа — зеленоватый, марганца — фиолетовым и т. д.
Голубые и бирюзовые краски получают на основе оксида кобальта с добавлением зеленого оксида трех валентного хрома Сг2О3 или зеленых и сине-зеленых красок. Тона и оттенки красок зависят от соотношения добавок A12O3 и ZnO и калиево-алюминиевых квасцов
Зеленым пигментом служит трехвалентный хром Сг2О3 Различные оттенки получают при добавлении (MgО, А12О3, CaO, ZnO и др. На получение зеленого окрашивания изделий влияет состояние газовой среды печи во время обжига. Восстановительная среда способствует образованию зеленого цвета, при окислительной среде Сг2О3 переходит в СгО3 и шестивалентный хром Cr+6 способствует оранжевому окрашиванию.
Основу желтых красок составляют оксиды сурьмы Sb2O3, титана ТiO2, урана UO2, хромовокислый свинец РЬСгО4. Для придания различных оттенков этим краскам в них вводят оксиды железа, цинка, никеля, борные соединения и др.
Надглазурными красками также являются оксиды металлов. Они закрепляются на поверхности сплавлением с глазурью при третьем – «декоративном» обжиге, осуществляемом при относительно невысоких температурах (770...850°C).
Для придания красного цвета надглазурным краскам используют главным образом оксид железа Fe2O3, кроме того, может быть использован хромовокислый свинец РЬСгО4 и селенокадмиевые соединения CdS, CdSe. Для получения различных оттенков (от оранжево-красного до фиолетово-красного) к Fe2O3 добавляют А12О3, ZnO, Сг2О3, Mn2O3, каолин и др. Изменения цвета и интенсивности оттенков зависят от температуры обжига и продолжительности прокаливания пигментов.
Черные краски получают из смеси оксидов железа Fe2O3, кобальта Со2О3, хрома Сг2О3. В зависимости от количественного содержания в краске каждого из них меняется оттенок черной краски (коричневый, темно-синий, зеленоватый).
8. Жостовские подносы.
Жостовский художественный промысел – это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновение промысла относят к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовский промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскинской лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи – цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулочки. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, катания на лодках, свадеб и чаепитий.
Иногда живопись светится особым, мерцающим светом – это мастер использовал в картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.
Пишут жостовские художники масляными красками, основными оттенками являются: чёрный, розовый, красный, зелёный, голубой; мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос – уникальная авторская работа.
Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него всё до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо.… Ни жаром, ни морозом её не берёт. Сила мастерства…»
Да, «сила мастерства» художников подмосковного Жостова творит настоящие чудеса.
Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.
Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем чёрном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь врядли найдётся человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключённой в них великой силе жизни, эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.
А когда-то, в начале 19 века, открывая в жостове первую мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому, суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры. Здесь сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта, по-своему понятого и переработанного народными мастерами.
Первые подносы изготовлялись из папье-маше, как и выпускающиеся вместе с ними коробочки, табакерки, марочницы и шкатулки. Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой – пейзажи, писанные с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития за столом. Помещённые на чёрном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами.
В 1830-е годы подносы в жостове стали делать из металла. На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в 18 веке центра их производства, в 19 веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов Уральской народной расписной утвари. Другим известным цветом производства подносов стал Петербург, здесь были в моде подносы фигурных форм, сложного рисунка, изображавшей цветы, фрукты, птиц среди различных раковин и прихотливых завитков. Жостовские мастера учли опыт жостовцев Нижнего Тагила и Петербурга, но не просто использовали понравившиеся стили и приёмы, а создали на их основе свой собственный неповторимый стиль и характер украшения подносов. Он сложился в 1870 – 1880 –е годы.
В это время увеличился спрос на подносы в городах. В трактирах, в питейных заведениях и гостиницах подносы использовались по прямому их назначению, и как украшение интерьера. Подносное производство в жостове постепенно отделилось от лаковой миниатюры на папье-маше. Возникло немало мастерских, производивших подносы на продажу в Москве, в Петербурге и других местностях. С тех пор и поныне жостово и окрестные деревни являются своего рода заповедниками этого уникального искусства. Коллекция жостовских подносов в русском музее невелика. Но в ней есть первоклассные произведения, исполненные в разные периоды жизни промысла и наглядно отражающие особенности и уровень искусства своего времени. К числу самых известных произведений принадлежит овальный поднос, украшенный живописью по перламутру. Почти на каждом старинном подносе стоит клеймо мастерской, в которой он был выполнен. Из этого клейма можно узнать имя хозяина мастерской, а по ней определить время создания подноса.
9. Цинковые белила.
Одним из химических веществ, используемых при росписи Жостовских подносов, являются цинковые белила
Цинковые белила по химическому составу представляют собой оксид цинка ZnO , содержание которого в зависимости от способа получения может составлять от 91 до 99,7%. Основными примесями являются оксиды Cd и РЬ, а также водорастворимые соли. Цвет цинковых белил с максимальным содержанием ZnO — чисто-белый. Примеси придают им желтоватый оттенок. При нагревании белый цвет переходит в желтый, а при охлаждении — вновь восстанавливается.
Цинковые белила растворяются в щелочах и кислотах. На воздухе они поглощают диоксид углерода, образуя карбонат цинка.
К положительным свойствам цинковых белил относятся:
1) малая ядовитость,
2) неизменяемость от сероводорода и других сернистых соединений,
3) полная устойчивость по отношению к свету,
4) пригодность почти во всех способах живописи
5) способность со всеми прочными красками давать прочные смеси.
Отрицательные свойства составляют:
1) слабая способность крыть,
2) склонность к растрескиванию,
3) плохое высыхание на масле, задерживающее высыхание других красок,
4) способность придавать живописи и грунту на масле большую хрупкость, наклонность, давать трещины и быть причиной осыпания их
5) способность поглощать большое количество масла (на 100 ч. краски — 20—30% масла).
III.Заключение.
Проделанная работа позволила нам убедиться в большом разнообразии красок, их многоцветии и неповторимости. Мы узнали много нового о природных красителях, химических веществах, входящих в их состав.
Народное творчество отражает не только эстетическое отражение окружающей среды, но и рассказывает об истории жизни народа его промыслы, чаяние души человека, его внутренний мир.
В работе мы показали богатство и красоту русского народного декоративно-прикладного искусств, исследовали основные виды народного декоративного искусства и историю их развития.
Нам удалось определить связь декоративно-прикладного искусства России с современным миром.
На основании проведенных исследований химической части работы можно сделать следующие выводы:
В ходе проделанной работы мы рассмотрели химический состав глин, используемых при производстве керамики Гжели, изучили химический состав используемых красителей, изучили состав природных красителей и
показали основную причину невозможности применения природных красителей при производстве предметов декоративно-прикладного искусства.
С точки зрения химика я рассмотрела основные материалы, которые применяются для изготовления предметов декоративно-прикладного искусства России.
Мы считаем, что предоставленный материал можно использовать на уроках мировой художественной культуры и химии для повышения интереса учащихся к изучению мировой художественной культуры и химии, на начальных этапах изучения вышеуказанных наук.
Так же эту работу можно использовать на внеклассных мероприятиях.
Сейчас идёт экспансия западного искусства. Но нам нельзя забывать свои идеалы и традиции, а если мы потеряем связь со своими национальными традициями, то наш народ потеряет свою самобытность.
IV.Список литературы.
Три коробки с орехами
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Медведь и солнце
Любимое яичко
А теперь — мультфильм