Происхождение старинных мер длины. Доказательство того, что старинные меры длины всегда при нас, но неудобны для измерения.
Вложение | Размер |
---|---|
sumeli_mnogoe_ponyat_teper_my_budem_izmeryat_tretyakova_angelina.ppt | 1.41 МБ |
Слайд 1
Меры длины Можно измерять шагами. Можно измерять локтями. И линейкою, и веткой, Сантиметром и рулеткой . Третьякова Ангелина Игоревна ученица 3 класса А МБОУ СОШ №14 города Мончегорска Мурманской области Сумели многое понять, теперь мы будем измерять.Слайд 2
Содержание Введение 3 - 6 Как возникли единицы измерения? 7 - 10 Меры длины, которые всегда с нами Выводы 11 – 13 14 Заключение 15 Используемая литература 16
Слайд 3
В повседневной жизни мы встречаемся ежедневно с единицами измерения длины. На уроках математики мы изучаем разные величины, применяем их на практике в других обстоятельствах, например на уроках окружающего мира, технологии и т.д. На уроках литературного чтения в произведениях встречаются названия старинных мер длины. Нередко эти термины при чтении не вызывают у нас никакого определенного представления. Очень полезно в них разобраться. Меня заинтересовал вопрос, а можно ли пользоваться старинными мерами длины в повседневной жизни. Я решила изучить этот вопрос. Актуальность исследования
Слайд 4
Доказать, что старинные меры длины неудобны для измерений . Цель исследования
Слайд 5
1. Изучить литературные источники по теме исследования 2. Измерить длину предмета разными способами 3. Сравнить длину предмета, выраженную в разных единицах и измеренную разными детьми и сделать выводы. задачи гипотеза Я могу предположить, что старинные меры длины были удобны на определенном этапе человеческой жизни, но сегодня они устарели и не удобны для измерения.
Слайд 6
Объект и предмет исследования Меры длины, которые применялись в древние времена на территории Руси. Старинные меры длины. Методы исследования 1. Анализ литературы и ресурсов Интернета по теме исследования 2. Практическая работа: измерение предметов 3. Анализ результатов исследования
Слайд 7
Для подтверждения гипотезы я прежде всего проанализировала литературные источники, связанные с происхождением единиц измерения. Давайте обратимся к истории этого вопроса. Задолго до того, как были установлены стандартные единицы измерения, человек измерял один предмет, сопоставляя его с другим. Удобнее было соизмерять со своим собственным телом. Руки, кисти рук, пальцы использовались для измерения одежды, тканей. Ступни ног (по-английски «фут» - для измерения размеров комнаты. Как возникли единицы измерения
Слайд 8
Единицами измерения так же становились расстояния от кончиков пальцев до локтя, расстояние от большого пальца до мизинца, ширина ладони,, ширина большого пальца и т.д. Но проблема состояла в том, что эти размеры у всех людей были разные. Поэтому возникла необходимость установить стандартные единицы измерения. В 1971 году во Франции была изобретена система измерений, которой, почти весь мир, пользуется и сегодня. Но давайте вернемся к старинным мерам измерения. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: локоть, пядь, аршин, сажень, версту и вершок. Рассмотрим их подробнее. Слово « вершок » знакомо каждому – нечто короткое, незначительное. Слово происходит от «верх», т.е. росток, всход – стебелек, пробившийся из земли. Мера вершка равна приблизительно – 4,45 см.
Слайд 9
Локоть - это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба (размер локтя колебался в пределах от 38 см до 46 см и соответствовал двум пядям). Сохранилась поговорка: «Сам с ноготок, а борода с локоток». Пядь равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев. Эту величину приравнивали 4 вершкам. Гораздо шире была распространена такая мера длины, как аршин , равный 16 вершкам или четырем пядям, или 71 см. В старину ткань мерили метровой линейкой, нанесенной на нее делениями – вершками. Такая линейка стала называться аршином.
Слайд 10
Сажень равна трем аршинам или 2,13метра. Верста – самая крупная русская мера длины, измерялись ею не предметы, а большие расстояния, дороги, реки. Верста составляла 500 саженей, или 1,06км. Кроме перечисленных мер, использовали фут (размер ступни), шаг, ладонь(пальцы, сложенные вместе). Сделаем вывод: из источников я узнала о старинных мерах длины, которые были всегда с человеком и он мог в любой момент произвести измерения. Эти меры широко использовались на Руси в быту, в торговле.
Слайд 11
Меры длины,которые всегда с нами вершок пядь сажень локоть аршин шаг фут
Слайд 12
учащийся Меры длины пядь ладонь метр Кристина 20 40 3м Павел 17 36 3м Артем 19 39 3м Измерить длину классной доски я предложила одноклассникам Кристине, Павлику и Артему, используя старинные единицы – пядь, ладонь и современный метр.
Слайд 13
учащийся Меры длины шаг фут метр Вадим 15 25 6 Полина 10 23 6 Настя 12 27 6 Вывод: результаты, представленные в таблицах свидетельствуют о том, что размеры классной доски и ширины класса по старинным меркам получились разными, так как разные части тела у ребят. Точное измерение в метрах. Ширину класса я предложила измерить Вадиму, Полине и Насте, используя старинные единицы – шаг, фут и современный метр.
Слайд 14
На основе представленных данных можно сделать следующий вывод: Старинные меры длины очень удобные -руки и ноги всегда при себе, но у них есть недостаток: части тела у всех разные, поэтому измерения неодинаковы. Для точных измерений мы должны использовать метрические единицы длины. Моя гипотеза нашла свое подтверждение. Перспективой данного исследования является ознакомление школьников со своей работой и создание альбома «Сумели многое понять, теперь мы будем измерять» Вывод
Слайд 15
С древних времен люди научились производить измерения. Они нашли удобный способ – применение различных частей своего тела, давали названия этим единицам, переводили одни единицы в другие. И судьба этих единиц оказалась различной. Локтями не пользуются уже давно. А вот пядями и шагами пользуются и сейчас для приблизительного определения предмета или расстояния. И все же для точных измерений эти единицы не подходят. Мы на уроках, в быту, пользуемся метрической системой измерения.
Слайд 16
Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н., Путешествие в стране геометрии. – М., «Педагогика», 1991 г. Кордюкова С. Единицы, нужные всем.- М., «Детская литература», 1972 г. Ликум А. Всё обо всём., Том 1, 2, 5.- М. «Ключ –С», 1997г Шалаева Г.П. Кто есть кто. В мире открытий и изобретений.-М., «ЭКСМО», 2007 Юдин Г. Заниматика. – М., «Росмэн», 2001 г. http://www.3slovary.ru/load/ehnciklopedija_russkogo_byta_xix_veka/3 Используемая литература
О путнике
Юрий Алексеевич Гагарин
Снежная книга
Рисуем осенние листья
Ласточка. Корейская народная сказка