Изучение лексикон учащихся 8-11 классов актуально в наше время, поскольку учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемирно расширять, обогащать свой словарь.
Данная работа посвящена исследованию темы: «Лексикон учащихся 8-11 классов».
Цель работы – определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся, изучить специальные слова, сленги, используемые в речи школьников 8-11 классов.
В работе делается вывод, что употребление необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Учащимся нужно уместно, использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku.docx | 51.69 КБ |
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической
конференции «Эврика»
Научно-исследовательская работа
по русскому языку на тему:
«Лексикон учащихся 8-11 классов»
Автор: Казарян Диана Игоревна ученица 11 «А» класса МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи
Научный руководитель: Милькина Светлана Николаевна учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Гулькевичи
г. Гулькевичи
2012 год
Оглавление
Введение 3
Глава I. Диалектная лексика русского языка и ее использование в речи учащихся 8-11 классов. 4
П. 1. Понятие о диалектной лексике 4
П.2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся 5
П.3. Понятие о русском молодёжном сленге 5
П. 4. Понятие о жаргонной лексике 6
Заключение 8
Список литературы 9
Приложение 10
Введение
Русский язык – национальный язык русского народа. Кроме того, он является государственным или официальным языком некоторых республик, входящих в Российскую Федерацию, наряду с родным национальным языком их коренного населения.
На русском языке говорят свыше 250 млн. человек, в том числе в России – 143,7 млн., по данным Всесоюзной переписки населения 1989 года, а также 88,8 млн. в других государствах, ранее входивших в СССР.
Лексика - это словарный состав языка. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикология.
Современной наукой накоплен большой материал об употреблении учащимися слов отдельных тематических и лексикосемантических групп. Язык как развивающееся явление требует постоянного изучения, поэтому нами была предпринята попытка изучения тематических групп слов учащихся 8-11 классов современной общеобразовательной школы.
Наша цель – определить количественный состав групп общеупотребительной лексики в речи учащихся.
-изучить специальные слова в речи учащихся.
-изучить сленг школьников 8-11 классов.
Объект исследования – устная речь учащихся 8-11 классов.
Гипотеза: мы предполагаем, что в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы – это часто употребляемая лексика молодежи, а диалектизмы и специальные слова – к сожалению, нет, в речи современной молодежи они встречаются очень редко.
Методы и приемы: анализ научной и методической литературы, анкетирование, сбор лексики, математические расчеты.
Глава I. Лексикон учащихся 8-11 классов
К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или иной территорией. Они имеют фонетические, морфологические и синтаксические особенности, а также специфическую лексику.
Но в речи учащихся диалектизмы также проникают благодаря общению со старшими. В официальной ситуации подросток стремится говорить на литературном языке, а среди «своих» переходит на диалект. Вообщем семья является наиболее сохраненной сферой функционирования диалекта.
Пассивное владение диалектной лексикой не только количественно увеличивает словарь учащихся, но и качественно обогащает его: учащиеся, понимая значение диалектных слов, тем самым расширяют свое представление о системных связях в лексике и о выразительных возможностях слов, различных с точки зрения сферы употребления.
В результате анкетирования было выявлено, что диалектная лексика встречается очень и очень редко в лексиконе учащихся 8-11 классов.
Мы попытались выделить несколько причин очень редкого употребления диалектов:
• одни утверждают, что диалектизмы чаще всего встречаются в речи людей пожилого возраста;
• другие считают, что в наши дни это не актуально;
• некоторые вообще не знают, что такое диалектизмы.
По правде говоря, жаль диалекты! С ними из языка уходит какой-то особый привкус и аромат. Впрочем, они навсегда остались, записанные в специальные словари. И если кому-то интересно, он может открыть такой словарь и все подробно узнать про каждый из русских диалектов.
2. Профессиональные слова в лексиконе учащихся.
К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы.
• Профессионализмы – слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо профессией.
• Термин – это научное обозначение понятия, а профессионализм – полуофициальное слово, распространенное в разговорной речи людей определенной профессии.
В речи родителей, занимающихся и сегодня разными видами деятельности, есть названия разных предметов. Многие слова, уйдя из сферы общественного производства, продолжают активно использоваться в индивидуальном хозяйстве.
Из лексикона родителей подобные слова переходят в лексикон детей. В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова, которые знают и употребляют учащиеся 8-11 классов.
Значение многих слов в процессе развития языка может существенно изменяется. Одни значения развиваются, другие утрачиваются. В связи с этим первоначальное значение может «забываться».
Русский молодежный сленг представляет собой интереснейший лингвистический феномен, который ограничен не только определенными возрастными рамками, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи и отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка. Живет на его фонетической и грамматической почве.
Поток этой лексики никогда не иссякает полностью, он только временами мелеет, а в другие периоды становится полноводным. Это связано, разумеется, с историческим фоном, на котором развивается русский язык. Молодые люди создали свой «системный» сленг как языковой жест противостояния официальной идеологии.
На основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого сленга (см. приложение таблица № 1)
Жаргонная лексика, как и диалектная, характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.
Жаргонная лексика является принадлежностью социальной или иной группы людей, объединенной общностью интересов, занятий.
В данном исследовании рассмотрим школьный жаргон учащихся 8-11 классов.
Жаргонизменным словам учащихся присуща яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
Источники образования жаргонной лексики различны. Чаще всего она создается на базе литературного языка путем переосмысления значений слов.
Жаргонная лексика пополняется также путем заимствований. Для нее типичны сокращения.
Учащиеся широко употребляют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.
Так же на основе анкетирования была составлена небольшая таблица часто употребляемого жаргона (см. приложение таблица № 2)
Одни жаргонизмы быстро выходят из употребления, другие появляются.
Жаргонная лексика не должна быть достоянием речи культурных людей, но повседневная бытовая речь школьников насыщена жаргонизмами, и устранить эти слова из речи подростков практически невозможно. Нужно понимать, в какой сфере речевого общения допустимо их употребления.
Мы видим, что словарный состав классифицируется по следующим принципам: по происхождению, по степени употребления и по сфере употребления.
Тем временем, по происхождению лексика бывает исконно-русская и заимствованная. По степени употребления: пассивная, активная. По сфере же употребления – общеупотребительная лексика противостоит ограниченной территориально.
Заключение
Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения, из речи учителя, от взрослых. Необходимо всемирно расширять, обогащать свой словарь.
Мы хотели бы вновь вернуться к своей гипотезе. Она оказалась верна, потому что сленг занимает 1-е место по употребляемости среди учащихся 8-11 классов средней школы №1 (31 человек); 2-е место, к сожалению, занимает жаргонная лексика (12 человек). И где-то позади них идут диалектизмы и профессионализмы(8 человек). Все выводы представлены в диаграммах.
Из диаграммы 1 (см. приложение) следует, что сленг как самостоятельная единица лексики употребляется гораздо чаще, чем профессионализмы и диалектизмы. Жаргон и другая лексика имеют почти одинаковые результаты по частоте их употребления.
Из диаграммы 2(см. приложение) следует, что учащиеся 8-11 классов очень часто смешивают сленг и жаргон, чуть реже профессионализмы и сленг, еще реже жаргон и другую лексику, чаще всего встречается смесь диалектов и сленга, всей лексики.
Исследование необщеупотребительной лексики в речи учащихся доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, диалектной, профессиональной, жаргонной лексики. Нужно учиться уместно, использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения, знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния необщеупотребительной лексики, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.
Список литературы
1.Скворцов Л. И. Жаргоны / Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979.
2.Соболева О. Л. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык / О. Л. Соболева. – М.: АСТ,2003.
3.Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1994.
4.Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе / Текучев А. В. – М.: Просвещение,1980.
Приложение
Таблица №1
Молодежный сленг | Что означает |
Здорово | Здравствуй |
Клава | Клавиатура |
Зеньки | Глаза |
Чувак | Человек |
Супер, класс | Отлично |
Чел | Человек |
Пацик | Юноша |
Деваха | Девушка |
Краб | Рука |
Бабло | Деньги |
Перчики | Юноши |
Локаторы | Уши |
Таблица №2
Жаргонная лексика | Что означает |
Балдеж | Веселье |
Башка | Голова |
Дивидишка | Проигрыватель |
Домашка | Домашняя работа |
Камп | Компьютер |
Малявка | Тот, кто младше |
Мобила | Мобильный телефон |
Музон | Музыка |
Предки | Родители |
Смыться | Удрать |
Таблица №3
Принципы классификации словарных слов
По степени употребления
*Пассивная
*Активная
По происхождению
*Исконно-русская
*Заимствованная
Общеупотребительная лексика противостоит ограниченно территориально
Диаграмма №1
Частота употребления сленга, жаргонизмов, профессионализмов, диалектизмов.
Диаграмма №2
Частота употребления диалектов и сленга, жаргона и другой лексики.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Снежная сказка
Заяц-хваста
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Юрий Алексеевич Гагарин