Объектом исследования явилось молодое поколение от 16 до 30 лет. Предметом исследования - участие в выборах молодежи, ее электоральная активность. Цель исследования: формирование общих выводов об уровне электоральной активности молодых граждан Волжского района. В ходе исследования были изучены разнообразные источники по данной теме, выяснены значение понятий избирательного права, изучены причины абсентеизма, распространенного среди молодежи, статистические данные по участию молодежи в выборах и работе в избирательных комиссиях, проведенн социологический опрос молодежи, проанализированы результаты опроса.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 718 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция,
посвященная 20-летию избирательной системы Российской Федерации и Республики Марий Эл, 20-летию Конституции Российской Федерации
Исследовательская работа
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ ВОЛЖСКОГО РАЙОНА
Выполнили: Семсеева Анастасия, Ефимова Зоя, Вишняков Михаил, обучающиеся 11 класса МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл | |
Научный руководитель: Никитина Е.В., учитель права МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района Республики Марий Эл |
Йошкар-Ола
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Выборы в демократическом обществе……………………………….. 5
Глава 2. Молодежь и выборы…………………………………………………… 12
Глава 3. Электоральная активность молодежи Волжского района…………… 16
3.1. Участие молодежи в выборах и работе избирательных комиссий ………. 16
3.2. Социологический опрос молодежи………………………………………… 17
Заключение ……………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы…………………………………………… 24
Приложения………………………………………………………………………. 26
ВВЕДЕНИЕ
Негативное отношение российского населения к выборам в последнее время всё чаще становится предметом дискуссии в обществе и в государственных органах.
Участие в выборах – проявление социальной ответственности, политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвуют в выборах граждане, тем скорее страна достигает экономического, социального и культурного расцвета.
Проблема участия молодежи в выборах является сегодня одной из самых актуальных, так как именно эта возрастная группа людей представляет собой социально активную часть населения, более того, перспективную.
Таким образом, исследование электоральной активности граждан, в частности молодежи, представляется достаточно важным, что позволяет подчеркнуть актуальность выбранной темы исследования.
Цель исследовательской работы: формирование общих выводов об уровне электоральной активности молодых граждан Волжского района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза: Приступая к исследованию, мы предположили, что выборы в Волжском районе проходят при малой активности молодежи, уровень их электоральной активности низкий.
Объект исследования: молодое поколение от 16 до 30 лет.
Предмет исследования: участие в выборах молодежи, ее электоральная активность.
Методы исследования: формально–догматический (обработка правового материала, описание, толкование, систематизация), логический (анализ и синтез, гипотеза), конкретно–социологический (личный опрос, анкетирование, статистическая обработка фактического материала).
Источниками для проведения исследования явились:
Разнообразная источниковая база позволяет разрешить поставленные цель и задачи исследования.
Практическая значимость исследования: материал исследования можно использовать в школьном курсе обществознания, права для определения форм и методов работы по формированию гражданской зрелости старшеклассников и их ответственности за будущее своей страны, а также в работе избирательных комиссий.
ГЛАВА 1. ВЫБОРЫ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) закрепляет политическое право каждого гражданина участвовать в управлении делами государства[1]. Это право реализуется в формах представительной и непосредственной демократии. При представительной демократии власть народа осуществляется через избранных им представителей. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы[2].
В настоящее время самой массовой формой непосредственной демократии являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица[3].
Выделяют следующие разновидности выборов: в зависимости от того, кого и куда выбирают (президентские, парламентские, муниципальные и т.д.); от очерёдности (очередные, внеочередные, дополнительные); от принципов избирательного права (всеобщие – ограниченные, равные – неравные, прямые – косвенные, тайные – открытые).
Значение публичных выборов в том, что они, во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти, систематического обновления властных структур. «Выборы, - как подчеркивал австрийский философ К. Поппер, - предполагают право смещать правительство, не применяя насилия».
Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей степени отвечают интересам и потребностям народа. Таким образом определяется направление законодательной деятельности и деятельности высших должностных лиц.
В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике, их политическому просвещению и воспитанию. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди в день выборов становятся, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю».
В-четвертых, посредством выборов государственная и муниципальная власть приобретает легитимность, то есть признается членами общества как правомерная официальная власть[4].
Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в двух смыслах: широком (объективном) и узком (субъективном).
В объективном смысле избирательное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностей государства, а также органов местного самоуправления. Они содержатся в различных источниках, среди которых особое место принадлежит Конституции РФ, конституциям и уставам субъектов РФ.
Действующая Конституция РФ не содержит единого раздела, посвящённого избирательной системе. Нормы избирательного права содержатся, в частности, в следующих её статьях:
- статье 32, где установлено право граждан нашей страны на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
- статье 81, где указаны требования к кандидату на пост Президента России, срок полномочий Президента, а также условия его избрания;
- статьях 95 – 97, устанавливающих состав общегосударственного органа законодательной власти – Федерального Собрания, а также способ формирования его верхней палаты – Совета Федерации и количество, избирательные требования, срок полномочий депутатов нижней палаты – Государственной Думы;
- статьях 130 – 131, регламентирующих осуществление гражданами местного самоуправления, в том числе путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления или через выборные органы.
Детально регламентируют организацию и порядок проведения выборов федеральные законы и законы субъектов РФ. К законам федерального значения относятся следующие нормативные акты: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», «О политических партиях». К законам регионального значения относятся следующие нормативные акты: Конституция Республики Марий Эл, «О референдуме Республики Марий Эл», «О выборах в органы местного самоуправления в Республике Марий Эл», «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл», «О выборах Главы Республики Марий Эл».
В широкий круг источников избирательного права входят, помимо перечисленного, соответствующие указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администрации субъектов РФ.
Некоторые вопросы организации и проведения выборов регулируются нормативными документами Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии: постановлениями, инструкциями, методическими рекомендациями и пр.
В узком (субъективном) смысле избирательное право — это политическое право гражданина избирать (активное) и быть избранным (пассивное) в органы государственной власти и местного самоуправления. В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган местного самоуправления — с 18 лет, в Государственную Думу РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Федерации — с 21 года, в Совет Федерации — с 30 лет, а в Президенты страны — с 35 лет.
Совокупность граждан государства, которые по закону наделены правом голоса, составляет избирательный корпус страны или, как это принято называть в политической науке, электорат[5].
Принципы избирательного права – это условия, соблюдение которых придает выборам свободный и демократичный характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми народом. Они составляют основу, фундамент, на котором зиждутся выборы.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе демократических принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что все граждане, достигшие на день голосования определенного возраста, могут избирать и быть избранными независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностей к общественным объединениям, а также других обстоятельств[6]. За всеобщее избирательное право люди боролись несколько веков подряд, и лишь к ХХ в. в европейских странах оно стало реальностью.
Противоположностью этого принципа является принцип ограниченного избирательного права. Он предполагает введение избирательных цензов (ограничений). Например, Конституция РСФСР 1918 г. лишала избирательных прав лиц, использующих наёмный труд с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев и коммерческих посредников, священников, бывших служащих царской полиции.
Напомним, что возраст для активного избирательного права составляет 18 лет. Именно в этом возрасте гражданин согласно Конституции РФ может самостоятельно осуществлять полный объём прав и обязанностей. При реализации пассивного избирательного права требования к возрасту, как мы выяснили, повышаются (за исключением органов местного самоуправления), ибо для политического руководства необходим жизненный опыт.
Право на участие в выборах дают документы, удостоверяющие российское гражданство: паспорт, военный билет и пр.
Иностранные граждане не могут избирать и быть избранными в федеральные органы власти и органы субъектов Федерации. Вместе с тем иностранцы, постоянно проживающие в РФ и уплачивающие налоги, вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме.
Лишены права участия в выборах граждане, признанные судом недееспособными (т. е. те, кто по умственному, психическому состоянию не может осуществлять свои права) или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.
Равное избирательное право. Этот принцип означает, во-первых, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Во-вторых, каждый избиратель имеет равное число голосов. Упрощенно эта формула звучит так: «Один избиратель — один голос». В-третьих, голоса всех избирателей имеют одинаковый (равный) вес. Значит, избирательные округа должны быть примерно равными по числу избирателей или должны соблюдаться определенные пропорции между числом депутатов, избираемых от округа, и численностью в нём избирателей[7].
Прямое избирательное право означает, что граждане избирают представительные органы и должностных лиц непосредственно путем прямого голосования. Прямыми выборами в России избираются, например, Государственная Дума РФ; законодательные собрания субъектов РФ; представительные органы муниципальных образований; Президент РФ. При косвенных выборах избиратели голосуют не напрямую, а за лиц, которым отведена роль выборщиков. Косвенное избирательное право широко применяется и в других государствах. В частности, граждане США избирают выборщиков, а последние — президента страны.
Тайное голосование (в отличие от открытого) означает, что воля голосующего остается неизвестной другим лицам. Тем самым исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя или давления на него. Ему предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Выйдя из кабины, голосующий опускает бюллетень в ящик (урну) для голосования.
Помимо изложенных, другими принципами избирательного права являются свобода и альтернативность выборов, добровольное участие в них.
Альтернативность выборов означает реальную возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов или партийных списков кандидатов.
Добровольность выборов состоит в том, что никто не вправе воздействовать на гражданина, принуждать его к участию или неучастию в выборах. Вместе с тем участие в выборах — гражданский долг человека. «Каждый гражданин, — отмечал древнегреческий философ Аристотель, — должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Личное участие в выборах дает возможность каждому из нас взвесить все «за» и «против», прежде чем оказать доверие тому или иному претенденту на власть. И если к власти приходят не самые достойные, компетентные и ответственные люди, то в этом есть и наша вина.
Широкое распространение в последнее время получило во многих странах такое явление как абсентеизм – равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Наиболее ярко абсентеизм проявляется в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня[8]. Причины неявки на выборы могут быть различны: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах и т.д.
ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖЬ И ВЫБОРЫ
2.1. Значение участия молодежи в выборах
В определенной степени индикатором гражданской позиции, отношения молодежи к происходящим в стране общественно-политическим и социально-экономическим процессам служат выборы.
И в этом плане итоги избирательных кампаний различного уровня вызывают беспокойство. И вот почему. В Российской Федерации около 25 миллионов граждан в возрасте от 18 до 30 лет, т.е. около четверти от общего числа российских избирателей. «Однако, несмотря на свою многочисленность, молодежь, прямо скажем, слабо вовлечена в избирательный процесс», - подчеркивает В.Е. Чуров, председатель Центральной избирательной комиссии РФ[9].
Вопрос, касающийся молодых и будущих избирателей, заботит организаторов выборов. Поэтому одним из приоритетных направлений работы избирательных комиссий всех уровней является работа с молодыми и будущими избирателями.
Однако вопрос вовлечения молодежи в избирательный процесс важен не только с позиции количественных показателей. Молодежь наследует все достижения и проблемы в развитии общества и государства, одновременно формируя в себе образ будущего страны. Гражданственность, ответственность, знания и опыт, полученные в начале своего пути, молодой человек проносит через всю жизнь и, опираясь на них, воспитывает следующее поколение граждан. Устремленные в будущее государство и общество должны это учитывать.
Почему молодежь ведет себя недостаточно ответственно в отношении выборов? Иначе говоря, в чем причина того, что абсентеизм так распространен среди молодежи? Социологические исследования показали, что молодое поколение россиян плохо информировано о своих правах, политических партиях и молодежных организациях, а также о том, кто может выражать ее интересы, представлять во власти и каковы его обязанности.
Социологи отмечают, что сегодня в российской молодежной среде (18-30 лет) можно наблюдать две диаметрально противоположные тенденции: стремление участвовать в политической жизни страны и апатия ко всем политическим процессам, происходящим в России. Электоральная активность - один из важнейших показателей гражданской зрелости молодежи, а также ее отношения к происходящим в стране реформаторским процессам. Но, к сожалению, нередко выборы подтверждают тот факт, что за будущее России, за будущее молодежи повсеместно голосуют люди пенсионного возраста. Причем абсентеизм преобладает и среди впервые голосующих молодых людей, которых, казалось бы, должно привести на избирательные участки хотя бы присущее молодости любопытство. Почему молодежь в большинстве своем не идет на выборы? Этот феномен подвергается глубокому анализу организаторами выборов с учетом мнений специалистов по молодежным проблемам, экспертов и политологов.
Существует три основные причины, определяющие отсутствие у молодежи устойчивых и серьезных мотивов для участия в выборах.
1. Даже если большая часть молодежи нормативно готова к политической самореализации, то реализуется эта готовность пока еще недостаточно - в немалой степени из-за слабого развития соответствующих институтов. К тому же сформулировать свои политические предпочтения, взгляды и сделать выбор в пользу той или иной идеологии, позиции, идеи для не имеющего жизненного опыта молодого человека непросто.
Несомненно, общественно-политические организации страны, как и институты власти, нуждаются в кадровом пополнении за счет молодых профессионалов и интеллектуалов. Поэтому они нередко образуют молодежные околопартийные структуры и молодежные органы самоуправления. Однако российские партии находятся пока еще в самом начале этого пути, хотя понимание важности молодежных программ уже есть. Невелико число реально действующих общероссийских молодежных организаций. Для молодежи рядовая работа в партийных структурах недостаточно престижна и привлекательна, поскольку партии пока не могут конкурировать с иными сферами деятельности, в том числе по финансовой обеспеченности и предоставлению возможностей карьерного роста. Невелики их роль и авторитет в российской провинции, недостаточна информация об их текущей, рутинной работе.
2. Молодые люди не ощущают и не знают цены свободы и демократии: они не жили в тоталитарном обществе, не испытали на себе присущих ему запретов и ограничений, не боролись за право жить в условиях демократического общества, как это происходило с их родителями, со старшим поколением. Молодежь получила все это с рождения и не видит необходимости бороться, не имеет устойчивых интересов и целей, а в результате не понимает степени важности голосования ни за политические партии, ни за политических лидеров, которые могли бы защищать, отстаивать и представлять права, свободы и интересы граждан, в том числе молодых.
3. Формирование гражданской позиции - это проблема не только социализации молодежи, но и устойчивости традиций в семье, обществе, государстве. Голосование на свободных выборах, свободный выбор из нескольких партий, как демократическая традиция у нас только формируется. Социологи придерживаются мнения о случайных воздействиях, объясняя этим низкий уровень электоральной активности молодежи. Кроме того, неопытная молодежь нередко становится объектом манипулирования нечистоплотных политиков, что в глазах молодежи дискредитирует институты власти, подрывает веру в свободные и справедливые выборы[10].
Тем не менее, молодежь активнее начинает пользоваться своим пассивным избирательным правом.
Существенно превзошел сегодня и уровень первоначальной идеи молодежного парламентского движения: на правовой основе, со всеми характерными для избирательного процесса атрибутами и стадиями проводятся выборы, избранным составом ведутся серьезные дебаты, принимаются решения, разрабатываются молодежные программы и так далее.
Молодежный парламентаризм не развивается по единой схеме. В этом плане регионы были самостоятельны, в некоторых из них такая инициатива не получила поддержки. Что касается Республики Марий Эл, то здесь Молодежный парламент работает не первый год. Молодежный парламент – это, с одной стороны, одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, а с другой – школа обучения избирательному процессу, реализации своих конституционных прав[11].
О значимости работы избирательных комиссий различных уровней с молодежью свидетельствует проведение различных мероприятий, конкурсов, олимпиад, призванных способствовать привлечению к участию в выборах молодых избирателей, повышению их гражданской ответственности.
ГЛАВА 3. ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ ВОЛЖСКОГО РАЙОНА
3.1. Участие молодежи в выборах и работе избирательных комиссий
С целью изучения электоральной активности молодежи Волжского района мы обратились в территориальную избирательную комиссию Волжского района, где получили данные о количестве молодых избирателей, принявших участие в голосовании на выборах Президента РФ 4 марта 2012 года. Полученные данные мы представили в виде таблицы.
Таблица 1
Участие молодых избирателей Волжского района в голосовании на выборах Президента РФ 4 марта 2012 года
Число избирателей, включенных в списки избирателей | Число избирателей в возрасте 18-30 лет, включенных в списки избирателей | Число избирателей в возрасте 18-30 лет, принявших участие в голосовании | ||
Количество (чел.) | % от общего количества, включенного в списки избирателей | Количество (чел.) | % от общего количества молодых избирателей, включенных в списки избирателей | |
17404 | 4238 | 24,35 | 2950 | 69,61 |
Полученные данные позволяют сделать вывод о достаточно высокой активности участия молодежи нашего района в избирательном процессе – около 70% избирателей в возрасте от 18 до 30 лет приняли участие в последней избирательной кампании.
1 ноября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 2 октября 2012 года №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым устанавливается формирование участковых избирательных комиссий сроком на пять лет. В апреле 2013 года на территории Волжского района сформированы 22 участковые избирательные комиссии (далее – УИК), срок полномочий которых составляет пять лет (2013-2018 гг.). Мы изучили состав УИК по возрастному признаку и выделили количество членов УИК в возрасте 18-30 лет (таблица 2).
Таблица 2
Формирование участковых избирательных комиссий на территории Волжского района в 2013 году
Количество избирательных участков | в них членов УИК с правом решающего голоса | в т.ч. членов УИК с правом решающего голоса в возрасте 18-30 лет | |
Количество (чел.) | % от общего количества членов УИК с правом решающего голоса | ||
22 | 182 | 20 | 11 |
Таким образом, 11% от общего количества членов УИК составляют молодые люди в возрасте 18-30 лет, что говорит о недостаточной активности молодежи в работе избирательных комиссий (19% работников Аппарата Центральной избирательной комиссии России - молодые люди в возрасте до 30 лет[12]).
3.2. Социологический опрос молодежи
В селе Помары и близлежащих населенных пунктах (д. Шеренгуб, д. Березники, д. Полевая, с. Эмеково) нами был проведен социологический опрос 71 человека по десяти основным вопросам (приложение 1).
Цель опроса: выявление уровня электоральной активности учащейся и работающей молодежи Волжского района.
При опросе выборочная совокупность распределялась по признакам возраста в соответствии со статистическими данными: 16-18 лет – 75% из всех опрошенных; 19-25 лет – 5%; 26-30 лет – 20% опрошенной молодежи (приложение 2).
Образовательный уровень участвующих в опросе следующий: 65% - обучающиеся МОУ «Помарская средняя общеобразовательная школа» в возрасте 16-18 лет; 4% опрошенных имеют основное общее образование; 5% - среднее (полное) общее образование; 3% - начальное профессиональное образование; 6% - среднее профессиональное образование; 15 % - молодежь с высшим профессиональным образованием.
На вопрос «Согласны ли Вы с высказыванием: «Участие в выборах – это возможность влиять на власть» 62% опрошенных ответили согласием, 18% - несогласием, 20% - затруднились ответить.
Таким образом, большинство респондентов считают, что, участвуя в выборах, они имеют реальную возможность влиять на власть, тем самым подтверждая демократичность гражданского общества.
На вопрос «Согласны ли Вы с высказыванием: «Выборы – это борьба политиков за власть»? 61% опрошенных ответили согласием, 21% - несогласием, 18% - затруднились ответить. Большинство опрошенных согласились с высказыванием, что «Выборы – это борьба политиков за власть». Таким образом, респонденты выражают своё мнение о несовершенстве современной избирательной системы.
На вопрос «Пользуетесь ли Вы закрепленным в Конституции РФ правом участвовать в выборах?» 72% опрошенных, обладающих активным избирательным правом (в возрасте 18-30 лет), ответили, что делают это всегда; 22% - не всегда участвуют в выборах, 6% - никогда не участвуют в выборах. Так как 75% участников опроса не достигли совершеннолетия (т.е. не вправе голосовать согласно Конституции РФ), то они отвечали «Нет», отмечая то, что в дальнейшем обязательно будут им пользоваться.
Большинство опрошенных (56%), обладающих активным избирательным правом, планируют принять участие в выборах депутатов Государственного собрания Республики Марий Эл в сентябре 2014 года. Таким образом, они осознают и подтверждают свою активную гражданскую позицию.
Следующий вопрос касался источников информации о выборах. Данный вопрос может быть интересен избирательным комиссиям с точки зрения принятия решения о методах информирования различных категорий избирателей. Самым популярным информационным ресурсом является телевидение (69%), затем – Интернет (30%).
Также респондентам был задан вопрос о принципе формировании Государственной Думы, который позволил выявить не только наиболее приемлемый для молодежи способ ее формирования, но и проверить, насколько молодое поколение разбирается в данной области и научных понятиях.
Напомним, что до 2008 года Государственная Дума формировалась по смешанной избирательной системе, с 2008 года формируется по пропорциональной избирательной системе. В 2013 году Президент России Владимир Путин внес в нижнюю палату парламента новую редакцию закона о выборах депутатов в Государственную Думу, который предполагает возвращение смешанной избирательной системы: половина депутатов будет избираться по партийным спискам, половина – по одномандатным округам. Большинство опрошенных (51%) поддерживают предложение Президента, 18% считают наиболее приемлемым формирование Государственной Думы по пропорциональной избирательной системе, 14% - по мажоритарной.
Стоит отметить тот факт, что 17% опрошенных не ответили на данный вопрос, что говорит об их незнании современных избирательных систем.
Также участникам опроса необходимо было назвать известные им политические партии, зарегистрированные в России. Результаты их ответов показывают следующее: самой известной партией является «Единая Россия» - 90% респондентов назвали ее; «Либерально-демократическая партия России» известна 69% молодежи; «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 59%, «Яблоко» - 55%, «Справедливая Россия» - 39%, наименее известны партии «Правое дело» (3%) и «Патриоты России» (1%).
Отвечая на вопрос, хотели бы Вы быть депутатом Думы (поселения, районной, республиканской, федеральной), 64% людей, имеющие высшее профессиональное образование, ответили «Нет», 27% не задумывались по поводу этого вопроса ранее, и только 9% приняли бы участие в организации жизни государства, республики, района, поселения. Вероятно, такое отношение вызвано пониманием ответственности и важности работы депутата и неготовностью людей к этой работе. Также 52% обучающихся ответило «Нет», а 20% не задумывались об этом. И только 28% обучающихся ответило «Да», проявив заинтересованность в этом вопросе. Самыми сознательными и активными в этом вопросе являются респонденты со средним профессиональным образованием, так как 50% ответили «Да», а по 25% опрошенных ответили «Нет» и «Не задумывались».
Если брать в расчет возраст респондентов, то выявляется следующая зависимость: нежелание и неготовность молодежи участвовать в управлении делами государства с возрастом увеличивается (49% - 16-18 лет, 64% - 26-30 лет). Также с возрастом увеличивается количество «недумающих» людей (19% - 16-18 лет, 36% - 26-30 лет).
На вопрос «Что нужно сделать, чтобы молодежь более активно участвовала в выборах» 25% отвечают, что необходимо усилить информированность молодёжи. 25% респондентов желают сами активно участвовать в организации выборов. Так же важным фактором повышения активности участия молодёжи в выборах является наличие достойных кандидатов (30%).
Анализируя ответы респондентов, можно прийти к следующему выводу: в целом электоральная активность и гражданская зрелость молодежи Волжского района достаточно высокая, хотя по нескольким вопросам выявились некоторые проблемы.
Так, большинство опрошенных не желают и не готовы быть депутатами, что даёт повод для проведения различных мероприятий по привлечению к участию молодёжи в политической жизни своего села, республики, страны, развитию их заинтересованности и приобщению молодого поколения к избирательной культуре. Особое внимание при работе следует обратить на активизацию старшеклассников с недостаточно пока высоко сформированной гражданской зрелостью, ответственностью (т.е. на те 20% обучающихся, которые не задумывались еще над вопросом возможности участия в управлении государственными делами, делами выборных органов местного самоуправления).
Полученные данные свидетельствуют о недостаточной просвещенности молодежи в некоторых вопросах избирательного права. Мы думаем, что стоит усилить информированность молодежи, для чего целесообразно активнее использовать Интернет.
Следует подчеркнуть, что процесс становления правовой культуры молодежи не завершается в школе, он должен продолжаться во взрослой жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящие в российском обществе политические и социально-экономические изменения предъявляют к школе новые требования: прежде всего, здесь должны готовить молодежь к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. Поэтому большое внимание в нашей работе уделяется именно старшеклассникам.
Во-первых, эта категория – будущие избиратели, будущие кандидаты в депутаты, будущие члены политических партий. Следовательно, для построения правового государства, гражданского общества в нашей стране требуется грамотное в правовом, политическом отношении поколение.
Во-вторых, ученики организованы в стенах одного учебного заведения и, проводя среди них различные мероприятия - конкурсы, олимпиады, недели молодого избирателя, можно добиться значительного охвата будущих избирателей при незначительных затратах. Кроме того, осуществляя эту работу среди старшеклассников, предполагается, что в процесс активного изучения избирательного права в той или иной степени будут вовлечены их родители.
В ходе исследования мы изучили разнообразные источники по данной теме, выяснили значение понятий избирательного права, изучили причины абсентеизма, распространенного среди молодежи, статистические данные по участию молодежи в выборах и работе в избирательных комиссиях, провели социологический опрос молодежи, проанализировали результаты опроса.
Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о низком уровне электоральной активности молодежи Волжского района не подтвердилась.
Анализ данных об участии молодежи Волжского района в выборах и работе избирательных комиссий, результатов социологического опроса молодежи дает основание говорить о ее достаточно высоком уровне электоральной активности и гражданской зрелости, хотя по некоторым вопросам выявились проблемы:
Выявленные проблемы позволяют сделать вывод о том, что необходимо вести активную политику повышения правовой культуры и политической активности молодёжи. Необходимы подготовка и издание массовых, доступных изданий, популяризирующих избирательное законодательство и избирательную практику не только среди молодежи, но и среди школьников.
Нехватку политического опыта, политической культуры, правовых знаний молодых кандидатов может восполнить расширение сети органов молодежного самоуправления, молодежных парламентов, где молодые кандидаты могут получать, развивать и проявлять свои лидерские качества и управленческие навыки. Для будущих избирателей хорошей практикой участия в избирательном процессе могут служить выборы в школьные советы, а также выборы лидера класса.
Проблема формирования электоральной культуры молодежи и ее участия в избирательном процессе должна постоянно и всесторонне изучаться. Целесообразно активнее использовать Интернет, столь востребованный в молодежной среде, регулярно проводить социологические исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Анкета, предлагаемая молодежи Волжского района
Цель: выявление уровня электоральной активности учащейся и работающей молодежи
- обучающийся школы - начальное профессиональное
- основное общее - среднее профессиональное
- среднее (полное) общее - высшее профессиональное
Приложение 2
Результаты социологического опроса
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Диаграмма 10
Диаграмма 11
Диаграмма 12
[1] Ст. 32 Конституции РФ
[2] Ст. 3 Конституции РФ
[3] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106
[4] Право. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2011.
[5] Мостяева Л.В., Мостяев Ю.Н. Изучаем избирательное право: Методические рекомендации - Рязань, 2006.
[6] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// «Российская газета» от 15 июня 2002 г. N 106
[7] Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: учебно-практическое пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2010.
[8] Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
[9] Чуров В.Е. Электоральная активность молодежи как один из основных факторов политической стабильности государства. Нормативно-правовой аспект: Выступление на парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации» 15 ноября 2010 года// http://www.cikrf.ru
[10] Ермакова Э. Правовая культура как основа электоральной активности молодежи //Журнал о выборах. 2009, №2.
[11] Шапиев С. Молодежный парламентаризм российских регионов // Журнал о выборах. 2009, №3
[12] Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации // http://www.cikrf.ru
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Одна беседа. Лев Кассиль
Снег своими руками
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Простые новогодние шары из бумаги