Конференция, посвященная 50-ю освоения космоса
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_konferentsiya.doc | 79.5 КБ |
Школьная конференция,
посвященная 50-летию освоения космоса.
«Земля - колыбель разума,
но нельзя же вечно жить в колыбели».
К.Э. Циолковский (слайд 2)
План конференции (слайд 3)
Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы проводим научно-практическую конференцию, посвященную 50-летию освоения космоса. Начнем мы конференцию со слов Константина Эдуардовича Циолковского: «Земля – колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели» (слайд 2).
План конференции (слайд 3).
Ведущий:(слайд 4) Мысли о полетах всегда будоражили человека. Он, ещё в звериной шкуре, сидел на холодной земле и глядел в звездные дали. Что творилось в голове доисторического человека? Казалось ли ему интересным, что твориться над ним? Или бездна космоса привлекала его своей красотой и загадочностью?
До наших дней сохранился миф об Икаре, который сделал себе крылья, склеив их воском. Икар поднялся к Солнцу, но воск растаял, и храбрец упал в море. От мифов до научных проектов прошли века.
Первые пороховые ракеты появились в давние времена сначала для фейерверков, а затем для военного применения. Идея использования ракет для полета к небесным телам упоминается в романах французских авторов: Сирано де Бержерака, Жюля Верна и Ашиля Эйро, в произведении американского писателя Э.Э. Хэйла, известного английского писателя Герберда Уэльса. Жюль Верн, современник Константина Эдуардовича Циолковского, следил за всеми техническими новинками того времени. Хотя ракеты были давно известны, писатель отправил свой корабль на Луну из пушки («Из пушки на Луну», 1867). И никто из ученых не задумывался над использованием принципа реактивного движения для полётов в космос.
Яркую страницу в историю отечественной науки вписал Николай Иванович Кибальчич (1853-1881) – ученый и революционер (слайд 5). Осужденный за участие в убийстве императора Александра II, Кибальчич из камеры смертников Петропавловской крепости за 10 дней до казни подал администрации тюрьмы описание своего изобретения в рукописи «Проект воздухоплавательного прибора». Но царские чиновники не обратили внимания на этот проект.
На пороге ХХ в. Дорогу в космос указал Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935) – ученый-мечтатель из Калуги (слайд 6).
Он первым увидел в ракете не только игрушку, забаву, фейерверк для развлечения, а аппарат, который позволит человеку стать «гражданином Вселенной».
(Заслушивается 5-минутное выступление ученика о жизни К.Э.Циолковского.)
Ведущий: Идеи Циолковского о космических полетах были настолько смелы и оригинальны, что современники считали их утопией, и никто по достоинству не смог оценить его труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903). Прошли революции и войны, и в нашей стране стал расти интерес к проблеме ракетных двигателей ( слайд 7 - видео о К.Э. Циолковском).
Ведущий: Одним из основоположников отечественного ракетного двигателестроения, одним из пионеров и творцов ракетно-космической техники, выдающийся ученый в области ракетно-космической техники является Валентин Петрович Глушко(1908-1989гг.) (Слайд 8)
(Заслушивается 5-минутное выступление ученика о жизни В.П. Глушко.)
Ученик: В.П.Глушко родился в г. Одесса 2 сентября 1908 г. В школьные годы увлекался астрономией и организовал кружок юных любителей при Одесской астрономической обсерватории. Первая публикация В.П.Глушко называлась "Завоевание Землей Луны". Результаты его наблюдений метеорного потока в январе 1924 г., зарисовки Венеры, Марса и Юпитера, сделанные по собственным наблюдениям, были опубликованы в 1924 и 1925 гг. в изданиях Российского общества любителей мироведения (РОМЛ). В это же время В.П.Глушко увлекся идеей космических полетов и с 1923 г. переписывался с К.Э.Циолковским.
В 1925 г. поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Темой дипломной работы был проект электрического ракетного двигателя (ЭРД). С 1929 г. по 1933 г. работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР, где сформировал подразделение по разработке ЭРД, ЖРД и ракет на жидком топливе. В 1931 - 1933 гг. под руководством В.П.Глушко были разработаны первые отечественные жидкостные ракетные двигатели - ОРМ (опытный реактивный мотор). В 1933 г. был организован первый в мире Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Подразделение, руководимое В.П.Глушко, продолжило работу в составе РНИИ, где наиболее значимым результатом было создание ЖРД ОРМ-65, предназначавшегося для ракетоплана РП-318 и крылатой ракеты 212 конструкции С.П.Королева.
Ведущий: В 1921 г. была создана опытно-конструкторская лаборатория для разработки ракет на бездымном порохе.
17 августа 1933 г. в Нахабине, под Москвой, осуществлен первый успешный запуск жидкостной ракеты «ГИДР -09», разработанной Ф.А. Цандером, Ю.В. Кондратюком, Н.И. Тихомировым, Сергеем Павловичем Королевым. (Слайд 9,10)
(Заслушивается 5-минутное выступление ученика о жизни С.П. Королева.)
Ведущий: 16 сентября 1953 года по заказу ОКБ Королёва в НИИ -4 была открыта первая научно – исследовательская работа по космической тематике «Исследования по вопросу создания первого искусственного спутника Земли»
4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли Спутник – 1. Кодовое обозначение – ПС-1 (Простейший Спутник -1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодромом Байконур), посредством ракеты-носителя «Спутник» (Р-7). Дата запуска считается началом космической эры человечества.
Ведущий:(Слайд 11) 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полет (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар в ближайшем военном аэропорту засёк неопознанную цель – это был спускаемый аппарат, - чуть позже, за 7 км до Земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из ближайшей части. Одна группа взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
(Заслушивается 5-минутное выступление ученика о жизни Ю.А. Гагарина.) (Слайд 12, 13)
Ведущий: Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего было двадцать человек. Они были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье. Из двадцати претендентов отобрали только шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании Государственной комиссии, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Весь мир радовался вместе с нашей страной полёту Ю.А.Гагарина, однако были и противники освоению космоса.
(заслушивается выступление ученика о холодной войне. Слайд 14-19)
Ведущий: С 4 октября 1957 года началось освоение космоса. Вот некоторые этапы освоения космического пространства.
Этап освоения космоса (слайд 20 ).
4 октября 1957 | СССР запускает первый искусственный спутник Земли. |
3 ноября 1957 | Лайка первое живое существо, облетевшее вокруг Земли. |
13 сентября 1959 | Советский спутник «Луна 2» первым достиг Луны. |
4 октября 1959 | «Луна 3» впервые снимает на пленку обратную сторону Луны. |
12 апреля 1961 | Ю. Гагарин совершает виток вокруг Земли на корабле «Восток 1». |
6 августа 1961 | Герман Титов совершает космический полет вокруг Земли продолжительностью в сутки. |
16 июня 1963 | Валентина Терешкова – первая женщина в Космосе. |
18 марта 1965 | Первый выход в открытый Космос – Алексей Леонов. |
3 февраля 1966 | «Луна 9» передает на Землю первый фотографии Луны. |
24 декабря 1968 | Экипаж «Аполлона 8» -первые люди, совершившие облет Луны. |
24 сентября 1970 | Беспилотный зонд «Луна 16» доставляет на Землю образцы лунной почвы. |
19 апреля 1971 | Запуск станции «Салют». |
17 июля 1975 | Первая совместная экспедиция СССР и США: стыковка «Союза» и «Аполлона». |
20 февраля 1986 | Запуск советской станции «Мир». |
21 декабря 1988 | Владимир Титов и Муса Манаров завершают первый космический полет продолжительностью 1 год. |
29 июня 1995 | Космический челнок «Атлантис» стыкуется на орбите с российской станцией «Мир». |
1990-1995 | Новая радиолокационная съемка поверхности Венеры (АМС «Магеллан», старт с помощью корабля «Спейс Шаттл» 4 мая 1989г.) |
6 декабря 1998 | Начинается строительство Международной космической станции. |
Ведущий: В период с 12 апреля 1961 года до наших дней в космосе побывало большое количество космонавтов. (Слайды 21-34)
Государств, которые посылали корабли в космос, всего ТРИ! Это США, Россия и КНР. (Слайд 35)
Государство | Первый космонавт | Дата | Космический корабль |
СССР | Ю.А.Гагарин | 12 апреля 1961 | Восток -1 |
США | Алан Шепард | 5 мая 1961 | Меркурий-3 |
КНР | Ян Ливэй | 15 октября 2003 | Шэньчжоу -5 |
Дорога в космос. (Слайд 36,37,38)
Ученик: Многие ракеты состоят из нескольких меньших ракет – ракетных ступеней. При запуске в космос они работают последовательно. Сначала весь «ракетный поезд» везет первая ступень. Когда в ней израсходуется все топливо, она отделяется от ракеты и падает на Землю, тут же включаются двигатели второй ступени. Затем эстафета передается последней, третьей ступени, которая несет полезный груз – автоматическую станцию или космический корабль – и достигает нужной космической скорости.
Космические корабли для полета по околоземным орбитам называются кораблями-спутниками, а для полета к другим небесным телам – межпланетными кораблями.
В корабле три отсека: орбитальный, приборно-агрегатный и спускаемый аппарат.
В орбитальном отсеке космонавты работают и отдыхают во время полета по орбите
В спускаемом аппарате космонавты находятся во время выведения на орбиту, стыковки и спуска на Землю.
В приборно-агрегатном отсеке находятся основные служебные системы корабля.
Орбитальная станция.
Ученик: (Слайд 39, 40, 41,42) Орбитальная станция – это тяжелый искусственный спутник, длительное время совершающий полёт по околоземной, окололунной или околопланетной орбите. На ней можно проводить комплекс разнообразных исследований, так как здесь имеются все необходимые условия для продолжительной работы космонавтов. В отличие от пилотируемых кораблей орбитальные станции не возвращаются на Землю. Станция имеет большие размеры, в ней создается максимум удобств для обитателей, размещено необходимое оборудование и аппаратура, экипаж имеет возможность нормально жить и работать.
Ведущий: Для экипажа важно чувствовать себя по-домашнему и ориентироваться в пространстве. Поэтому психологами разработан успокаивающий, «пастельный» декор. В станции есть «пол» и «потолок», хотя при невесомости понятия «верх» и «низ» отсутствуют. Космонавты могут прослушивать записи с родными звуками Земли: шумом моря, порывами ветра, пением птиц и шуршанием листьев.
Жизнь на МКС.
(Слайд 43-52)
Космическое снаряжение.
Ученик: (Слайд 53, 54,55,56) Космический скафандр – это герметичный костюм, в котором космонавт может жить и работать в открытом космическом пространстве, на поверхности небесных тел. Он содержит почти все блоки и системы, имеющиеся в отсеках корабля. В скафандре космонавт нормально дышит, двигается, ему не жарко и не холодно, хотя с наружи температура меняется в самых широких пределах.
Космическая еда
Ученик: (Слайд 57 -63) С самого начала разработки программ полетов в космос разрабатывались новые методы обработки и упаковки обычной пищи. Космическую пищу приготавливают главным образом методом сублимационного обезвоживания. Этот способ обработки пищи в настоящее время в ограниченных масштабах применяется в странах Европы и Америки. Большую часть натуральной пищи по весу составляет вода. Если удалить воду, то вес продуктов питания будет значительно уменьшен, а простое добавление воды в такую пищу сделает её съедобной. Этим способом можно снизить вес пищи на 70%. На борту корабля для хранения пищи отводится пространство объемом всего лишь 0,13, такой выигрыш в объеме продуктов питания кажется особенно привлекательным. Всего лишь 0,589кг такой пищи будет достаточно для одного космонавта в течение суток.
Центр управления полётом. (Слайд 64)
Ведущий: Как только космический корабль или орбитальная станция отделяются от последней ступени ракеты, выносящей их в космос, они становятся объектами работы для специалистов в Центре управления полетом.
Главный зал управления – просторное помещение, уставленное рядами пультов, тремя экранами и несколькими табло на передней стене – поражает соей тишиной. Нарушает ее только голос оператора, ведущего связь с космонавтами.
Центр управления не только руководит деятельностью экипажа, следит за функционированием систем и агрегатов космических аппаратов, но и координирует работу многочисленных наземных и корабельных станций слежения.
Благодаря станциям слежения мы не только слышим, но и видим обитателей космического дома. Космонавты регулярно проводят телерепортажи, показывают землянам их планету, Луну, россыпи ярко сияющих на черном небе звезд.
Загрязнение космоса
Ученик: (Слайд 65) С развитием технологий космоса появилось множество проблем возникновения мусора.
(Слайд 66) В 1961 г. произошел первый взрыв ступени ракеты-носителя спутника США серии "Транзит", а в 1964 г. - первый целенаправленный взрыв (по команде с Земли) советского спутника "Космос-50". Начался рост числа "рукотворных", но уже никому не нужных предметов на околоземных орбитах. На первых порах эти события не волновали ни ученых, ни проектировщиков космической техники, ни общественность.
(Слайд 67) СССР и США в рамках задач противоракетной и противокосмической обороны. В обеих странах были созданы системы контроля околоземного пространства, оснащенные радарами дальнего обнаружения и оптическими инструментами. Задачи служб контроля состоят в обнаружении, сопровождении, получении координатной информаций и изображений объектов, их идентификации, анализе и отображении космической обстановки. Всего службами контроля космоса зафиксировано и непрерывно отслеживается сейчас чуть более 10 тыс. объектов, находящихся на околоземных орбитах.
Для оценки реального риска столкновения действующих спутников с фрагментами космического мусора необходимо учитывать и некаталогизированные объекты, что подразумевает знание их пространственного распределения.
Основным источником некаталогизированных объектов являются разрушения космических аппаратов и ракет-носителей вследствие взрывов или высокоскоростных столкновений. При этом, чем меньше размер фрагмента, тем большее количество обломков такого размера образуется. Следовательно, наблюдаемые обломки составляют лишь очень небольшую часть общего числа частиц, находящихся в околоземном пространстве.
Столкновения и взрывы на орбитах
(Слайд 68) 24 июля 1996 г. на высоте примерно 660 км произошло первое столкновение французского спутника CERISE, запущенного в июле 1995 г. на солнечно-синхронную орбиту, с наблюдаемым фрагментом третьей ступени французской же ракеты "Ариан", вышедшей на орбиту в 1986 г. Относительная скорость во время столкновения была около 15 км/с, или около 50 000 км/ч.
(Слайд 69) Первыми заметили неумолимые признаки, свидетельствующие о чрезмерной эксплуатации космоса, астрономы. Не случайно в 1999 г. Международный астрономический союз и КОСПАР организовали симпозиум на тему "Сохранность астрономического неба" ("Preserving the Astronomical Sky"). Но завтра последствия чрезмерной эксплуатации космоса затронут и других его "пользователей", а затем и всех людей на Земле.
Ведущий: Закончить нашу конференцию хочется словами Ю.А. Гагарина: (слайд 70) «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».
Спасибо за внимание (Слайд 71).
Голубая лягушка
Весенние чудеса
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
"Морская болезнь" у космонавтов
Снеговик