Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа в школе и возможности её реализации в современных условиях | 78.01 КБ |
МОЛОДЁЖНЫЙ СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ И ФИНАНСИСТОВ
ТУЛЬСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОНКУРСНАЯ РАБОТА № ________
ТУЛЬСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНКУРС
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИДЕЙ
«Научно-исследовательская работа в школе и возможности её реализации в современных условиях»
Номинация № «_5.1.14_» название «Проекты и идеи, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности молодежи Тульской области»
АВТОР: Соловьев Марк Олегович
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Венёвская средняя общеобразовательная школа №2»
301321, Тульская область, город Венёв, микрорайон Южный, д. 25.
Класс: 10А
Специальность (должность): учащийся
Дата и место рождения: 17.06.1996 г.р., город Венёв Тульской области
АДРЕС АВТОРА: 301321, Тульская область, город Венёв, микрорайон Южный, дом 21, кв. 10
Телефон: 8-906-622-29-02
e-mail: solovevmark@yandex.ru
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Жукова Елена Николаевна
учитель математики, старшая вожатая, педагог- психолог, член Федерации психологов образования России.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Венёвская средняя общеобразовательная школа №2»
Контактные координаты: тел. 8-909-264-64-51, 8(48745)2-29-25
e-mail: elenzhukova888@yandex.ru
Венев
2013 год
Актуальность проекта:
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность,
главной целью которой является образовательный результат,
она направлена на обучение учащихся, развитие у них
исследовательского типа мышления.
Н.П. Харитонов
Быстро меняющаяся современная жизнь заставляет нас задуматься о значении исследовательского поведения в жизни человека и использовании в образовании исследовательской деятельности, которая базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличие от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Ключевой смысл развития исследовательской деятельности учащихся – создание условий, содействующих становлению субъектной позиции, основными составляющими которой являются осознанность, целенаправленность, произвольность, самостоятельность (внеситуативность). Современный педагог должен формировать у ребенка целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также формировать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важнейший источник формирования ключевых компетентностей – научно-исследовательская деятельность. Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.
Безусловно, основным элементом в формировании навыков научно- исследовательской работы является школа, перед которой стоит задача ориентирования учеников в этом направлении. Главной целью школы в данной ситуации является стимулирование исследований учащихся и их поэтапная подготовка к трудоемкой научной работе. Проблема развития научного сектора является весьма значимой для Тульской области, одним из основных секторов экономики которой является ОПК (оборонно-промышленный комплекс), требующий развития наукоемких производств и вовлечения молодежи в исследования.
В современном (мире) обществе стала очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно-исследовательской деятельности уже в школе, при этом необходимо начинать заниматься ею с начальной школы, чтобы к моменту обучения в старших классах сформировалась личностная значимость научно-исследовательской деятельности у учащихся. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.
Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.
Сегодняшний старшеклассник - это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, важны тем, кто будет заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто-то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.
Проект инициирует размышления, побуждает к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей действительности. Он нацелен на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Теоретическая значимость проекта состоит в обобщении, систематизации и классификации различных видов и форм работы, направленных на развитие научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательной школы в современных условиях.
Практическая значимость заключается в разработке конкретных проектов научно- исследовательской работы в школе с возможностью их реализации в современных условиях.
Цели:
Задачи:
Структура проекта:
Время проведения: ежегодно – в течение учебного года.
Место проведения: любое общеобразовательное учреждение Тульской области.
Категория участников: все учащиеся школы с 1 по 11 классы.
Кадры:
Проект рассчитан на учебный год и представляет собой целостный образовательный процесс. Учебно-исследовательская деятельность выступает как средство формирования творческой личности, реализуясь через урочную и внеурочную деятельность. В процессе обучения задействованы три категории учащихся: учащиеся 1-4 классов (подготовительный этап), учащиеся 5-9 классов (основной этап), учащиеся 10-11 классов (аналитический этап).
Принципы реализации проекта:
Принципы НИР:
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов и подразумевает использование самых разнообразных форм организации деятельности.
Важно - формирование направлений, перечня тем и планов исследований. Из практики - их целесообразно формировать в контексте научных исследований, которые выполняются научно-педагогическими работниками ОУ, с учетом уровня познавательных возможностей учащихся, а также руководствуясь уровнем материально-технического обеспечения исследований, которым обладает школа.
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода выделяют следующие типы проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, игровые, информационные проекты, практико-ориентированные. Любой проект, в т.ч. и научный, включает в себя три фазы: проектирования, технологическую и рефлексивную.
Первый этап - подготовительный.
Задачи:
Теоретическая часть:
Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | ||
Научно-исследовательская деятельность |
| Массовая деятельность | Познавательные игры: «Умники и умницы», «Хочу все знать», «Интеллектуальное лото» и другие. Конкурсы: «Самый умный», «Интеллектуальный волейбол», «Семь чудес света» и другие. |
Групповая деятельность | Школьное исследовательское общество: «Клуб юных экологов», «Цифровой мир и мы», «Цветовод», «Общество космических путешественников», живой уголок «Эти забавные животные» и другие. Кружки: «Православная культура», «Занимательная информатика», «Юные исследователи», «Экоколобок» и другие. Проекты: «От паруса до ракеты», «Путешествие на эритроците», «Тульский край- земля родная» и другие. | ||
Индивидуальная деятельность | Творческие работы: «Красная книга», «Мой рюкзак - мое здоровье», «Удивительные свойства льда», «Вода на Земле» и другие. Проекты: «Дети и компьютеры», «Мой проект», «Как защитить деревья в городе», «Жизнь и гибель динозавров на планете Земля» и другие. | ||
Учебно-исследовательская деятельность |
|
Практическая часть:
Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | ||
Научно-исследовательская деятельность |
| Массовая деятельность | Познавательные игры: «Сделай сам», «А у нас...», «Дом, в котором мы живем» и другие. Конкурсы: международный математический конкурс – игра «Кенгуру» , Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» языкознание для всех, «Школа будущего», «Праздники в России», «Великие изобретатели» и другие. |
Групповая деятельность | Школьное исследовательское общество: «Общество юных археологов», «Клуб юных туристов», «Искатель» и другие. Кружки: «Практическое природоведение», «И тут появился изобретатель…», «Очень умелые ручки» и другие. Проекты: «Своими руками», «Цветок, поставленный в шкаф, листок на окне, прикрытый на половину», «Профессии нашей мечты», «Растения нашего класса» и другие. | ||
Учебно-исследовательская деятельность |
| Индивидуальная деятельность | Творческие работы: «Семейные традиции», «Календарь семейных профессий», «Проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках», «Как сохранить здоровье?», «Как мне выбирали имя» и другие. Проекты: «Идеальный ученик». «Сувенир в подарок», «Что мы можем без взрослых?» и другие. |
Второй этап - основной.
Задачи:
Теоретическая часть:
Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | ||
Научно-исследовательская деятельность |
| Массовая деятельность | Познавательные игры, конкурсы: «Физика и мы», «Знаешь ли ты?», «Воспоминания русских путешественников», «Счастливый случай», экологическая тропа «Мой край родной», и другие Предметные недели: «Неделя географии: у карты мира», «Географический бал», «Неделя химии» и другие Конференции: «Школьники как исследователи», «Сокровищам Земли надежную охрану», «Ресурсы Мирового океана» и другие. |
Учебно-исследовательская деятельность |
| Групповая деятельность | Школьное исследовательское общество: «Открыватели знаний», «Росток», «Клуб юных физиков» и другие. Кружки: «Юный правовед», «Информатик», «Краевед» и другие. Проекты: «А что у вас? (промышленные предприятия района)», «Мой город», «Наш дом. Наш двор», «Земля у нас одна» и другие. Факультативы, элективные курсы: «Путешествие по Тульскому краю», «Агрохимия в школе», «За страницами учебника математики», «Экология животных», «Решение нестандартных задач на прогрессии» и другие. |
Индивидуальная деятельность | Творческие работы: «Самые-самые: удивительные факты», «Пищевые цепи», «Химия продуктов питания» и другие. Проекты: «Страны и люди», «Моя родословная», «Генеалогическое древо моей семьи» и другие. |
Практическая часть:
Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | ||
Научно-исследовательская деятельность |
| Массовая деятельность | Познавательные игры, конкурсы: «Своя игра», «Своими руками», «Наблюдателен ли ты?», «Путешествие в мир химии», «Звёздный час», «международный математический конкурс – игра «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Русский медвежонок: языкознание для всех» и другие. Предметные недели: «Неделя прикладной физики», «Математический бал» и другие. Конференции: «Обучение учащихся планированию своей деятельности и распределение её во времени», «Как работать с научной литературой», «Компьютерная зависимость», и другие. |
Учебно-исследовательская деятельность |
| Групповая деятельность | Школьное исследовательское общество: Организация деятельности на учебном опытном участке «Культурные растения средней полосы», «Исследователь», «Практик» и другие. Кружки: «Занимательная палеонтология», «Садовод», «Физик-испытатель» другие. Проекты: «Выращивание кристалла», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе представлений о строении атома» и другие. Факультативы, элективные курсы: элективный курс по психологии «Познай себя», «Профессиональное самоопределение подростков» и др. «Основы научно-исследовательской деятельности», «Человек и его здоровье» и другие. |
Индивидуальная деятельность | Творческие работы: «Права человека глазами ребенка», «Природа и человек, друзья или враги», «Известные люди нашего района» и другие. Проекты: «Химия бытовых веществ», «Слово, как единица языка», «Пальцы человека: специфика строения и действий» и другие. |
Третий этап - аналитический.
Задачи:
Теоретическая часть:
Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | ||
Научно-исследовательская деятельность |
| Массовая деятельность | Познавательные игры, конкурсы: «Я знаю всё!», (интеллектуальная игра для старшеклассников), «Интеллектуальный марафон», «Что? Где? Когда?», «Леса - зеленый каркас планеты», «Брейн-ринг» и другие. Предметные недели: «Ньютонова неделя», «Неделя общей биологии», «Физика для всех» и другие. Конференции: «Глобальные проблемы человечества», «Исследовательская компетенция ученика и ее значение в научно-исследовательской работе» и другие. |
Учебно-исследовательская деятельность |
| Групповая деятельность | Школьное исследовательское общество: «Молодой ученый», «Авантюрист-исследователь», «Астрофизик», «Клуб экспертов» и другие. Кружки: «Исторические вехи России», Экология животных», «Учимся логике» и другие. Проекты: «Экономика Тульского края», «Природопользование в Тульской области» и другие. Факультативы, элективные курсы: «Геометрия Лобачевского (неэвклидово пространство)», «Мировая художественная культура: направления, течения», «Духовное краеведение Тульского края» и другие. |
Индивидуальная деятельность | Творческие работы: «Проблемы молодежи глазами старшеклассников», «Проблемы рационального использования природных ресурсов Тульского края» и другие. Проекты: «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Азотсодержащие удобрения и их влияние на почву» и другие. |
Практическая часть:
Различные виды проектов, направленных на развитие научно – исследовательской деятельности в школе
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | ||
Научно-исследовательская деятельность |
| Массовая деятельность | Познавательные игры, конкурсы: «За семью печатями», «Гражданином быть обязан» (деловая игра), международный математический конкурс – игра «Кенгуру», Всероссийский конкурс «Русский медвежонок: языкознание для всех» и другие. Предметные недели: «Ломоносовская неделя», «Неделя прикладной математики», «Неделя молекулярной физики» и другие. Конференции: «Общешкольная экологическая конференция», «Научное исследование и его реализация в школе» и другие. |
Учебно-исследовательская деятельность |
| Групповая деятельность | Школьное исследовательское общество: «Этнологическое общество», «Минералогия Тульского края» и другие. Кружки: «Развиваем логику», «Инноватор», «От наблюдения к теории» и другие. Проекты: «Народы России», «Витамины вокруг нас», «На службе отечеству» и другие. Факультативы, элективные курсы: «Проектная деятельность и ее ключевые особенности», «Аналитическая химия в школе», «Логика- основа исследования» и другие. |
Индивидуальная деятельность | Творческие работы: «Выпускники нашей школы», «Теория как основа исследования», «Качественный анализ и его необходимость на этапе проектирования» и другие. Проект: «География - основа многих профессий», «Благоустройство моей школы», «Молодежное движение в моем городе» и другие. |
Средства:
Ожидаемый результат:
Формы предоставления исследования:
Список литературы:
Усатый нянь
Развешиваем детские рисунки дома
Пейзаж
Ёжикина Радость
Астрономический календарь. Май, 2019