Городской конкурс творческих работ учащихся
«Твои первые открытия»
ТАКАЯ РАЗНАЯ ПЫЛЬ
Выполнил: Коровин Роман,
ученик 6 «А» класса
МБОУ «СОШ №45»
Руководители: Собина
Людмила Владимировна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ №45»,
Коровина Наталия Валерьевна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ №45»
Тема исследования – пыль, а это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки.
Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.
Экологи всего мира единодушны во мнении, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как полсигареты.
Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.
Гипотеза исследования: если ежедневно проводить влажную уборку, каждые два часа проветривать помещение по 15 мин., разводить комнатные растения, пользоваться пароувлажнителем или ионизатором воздуха, то атмосфера в помещении будет чище.
Объект исследования–пыль.
Предмет исследования – пыльв учебных кабинетах.
Цель исследования:выявить наиболее эффективные средства для очистки воздуха от пыли в учебных кабинетах.
Для достижения цели поставлены задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2)изучитьпыль с одежды, компьютерных мониторовс помощью электронного микроскопа;
3)изучить наличиеболезнетворных бактерий и микроорганизмов в учебных кабинетах;
4) выявить наиболее эффективные факторы борьбы с болезнетворными бактериями и микроорганизмами, которые переносятся с пылью;
5) проанализировать полученные результаты.
В результате проведения эксперимента выдвинутая гипотеза (если ежедневно проводить влажную уборку, каждые два часа проветривать помещение по 15 мин., разводить комнатные растения, пользоваться пароувлажнителем или ионезатором воздуха, то воздух в помещении будет чище) подтвердилась.
После проведения исследования, в котором нам помогали Гаврилова Елена Алексеевна, начальник отдела обеспечения качества и Старикова Ксения Леонидовна, заведующая контрольно-микробиологической лаборатории ООО «Завод Медсинтез» к нам обратились учителя начальных классов (С.Г. Большакова, О.А. Макарова и Г.Ф. Таланкина), а так же наш классный руководитель И.В. Щербакова с просьбой о проведении беседы с учащимися их классов.
В результате этого:
1) выпустил буклет с рекомендациями;
2) подготовил беседу, в которой обобщил полученные результаты ипланирую выступить во 1х, 3х, 10Б (медицинском) и 11х классах;
3) разместил свой проект на сайте школы и социальных сетях.
Вложение | Размер |
---|---|
buklet.rar | 1.03 МБ |
proekt_takaya_raznaya_pyl_.docx | 37.57 КБ |
proekt_takaya_raznaya_pyl_prilozheniya.docx | 2.6 МБ |
Городской конкурс творческих работ учащихся
«Твои первые открытия»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45»
ТАКАЯ РАЗНАЯ ПЫЛЬ
Выполнил: Коровин
Роман Дмитриевич,
ученик 6«А» класса
МБОУ «СОШ №45»
Руководитель: Собина
Людмила Владимировна,
учитель биологии
МБОУ «СОШ №45»,
Коровина
Наталия Валерьевна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ №45»
Новоуральский городской округ,
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………..…………… | 3 |
1. Основная часть …………………………………………………….. | 5 |
2. Практическая часть 2.1 Результаты анкетирования …………………………………. 2.2 Исследование 1 и его результаты…………………………. 2.3 Исследование 2 и его результаты ………………………….. | 8 9 11 12 |
Заключение ………………………………………………………………... | 14 |
Список использованных источников ……………………………………… | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
И пыль может образовать гору.
(поговорка)
Пыль - это непременный атрибут жилья человека. Она незримо обосновалась в наших домах и квартирах, ведёт параллельную с нами жизнь, незаметно устанавливает свои порядки.
Пыль обладает способностью оказывать влияние абсолютно на всё: на работу бытовой техники и всех существующих приборов, на состояние мебели и одежды, на качество воздуха в комнате, на здоровье обитателей дома.
Экологи всего мира единодушны во мнении, что пыль небезопасна для здоровья человека. Вдыхание воздуха с высокой концентрацией пыли оказывает такое же вредное воздействие на лёгкие, как полсигареты.
Но, безусловно, самым большим вредом пыли является распространение эпидемий. Пыль кочует из дома в дом, перенося с собой кучи болезнетворных микробов, бактерий, грибков и вирусов, через дыхательные пути проникает в организм человека и заражает его инфекцией.
Гипотеза исследования: если ежедневно проводить влажную уборку, каждые два часа проветривать помещение по 15 мин., разводить комнатные растения, пользоваться пароувлажнителем или ионизатором воздуха, то атмосфера в помещении будет чище.
Объект исследования – пыль.
Предмет исследования – пыль в учебных кабинетах.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства для очистки воздуха от пыли в учебных кабинетах.
Для достижения цели поставлены задачи:
1) изучить литературу по данному вопросу;
2) провести анкетирование учащихся;
3) изучить пыль с одежды, компьютерных мониторов с помощью электронного микроскопа;
4) изучить наличие болезнетворных бактерий и микроорганизмов в учебных кабинетах;
5) выявить наиболее эффективные факторы борьбы с болезнетворными бактериями и микроорганизмами, которые переносятся с пылью;
6) проанализировать полученные результаты.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Пылью называют твердые частицы размером от 0,01 до 10 микронов. Пылинки размером менее 5-10 мкм постоянно плавают в воздухе, частицы от 10 до 50 мкм оседают постепенно, а более крупные практически сразу осаждаются.
Пыль бывает самая разная. Пыль попадает в атмосферу при сжигании твердого горючего, богатого зольными веществами, при переработке минеральных веществ. Способна она образовываться и в результате естественных процессов - таких, как извержение вулканов или выветривание скал, а также в результате сельскохозяйственной деятельности человека. Во время засухи над полями бушуют пыльные бури, а над пустынями поднимается песчаная пыль.
Пыль вездесуща. Она просачивается сквозь самые мелкие щели и отверстия. Она есть всюду: в пещере, где никогда не ступала нога человека, в квартире, обитатели которой надолго уехали, в самолете, мчащемся над облаками, и даже высоко над землей, в стратосфере.
Мельчайшие кристаллики соли образуют пыль над океанами. Но ее количество ничтожно мало по сравнению с той пылевой массой, которая возникает на суше. Над океаном атмосфера загрязнена пылью в 10 раз меньше, чем над материками.
Домашняя пыль содержит шерсть и перхоть домашних животных, фрагменты перьев, частицы насекомых, волос и кожи человека, споры плесневых грибов, нейлон, стекловолокно, песок, частицы тканей и бумаги, мельчайшие фрагменты материалов, из которых сделаны стены, мебель и предметы обихода.
Пыль любит путешествовать, и ей это легко удается. Ее частицы очень маленькие и необычайно легкие. Они переносятся ветром на огромные расстояния, так что в слое пыли, осевшем на ваш стол, можно найти песчинки Сахары, крошки пирамид, пепел вулканов, споры южноамериканских растений, частицы шерсти кенгуру, мраморные пылинки античных развалин, пыльцу французских лилий и даже космическую пыль с тех самых «пыльных тропинок далеких планет», о которых пели ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми.
Пыль не так уж безвредна, как это может показаться, поэтому с ней нужно постоянно бороться.
Во-первых, основную (до 80%!) и наиболее вредоносную часть домашней пыли составляют микроскопические пылевые клещи. Они обосновались в жилищах человека давно, попали в них с пухом и пером птиц, а некоторые виды — с продуктами сельского хозяйства. Домашний клещ не кусается и сам по себе не опасен для человека. Проблему представляют отходы его жизнедеятельности - экскременты, которые нередко вызывают сильнейшую аллергию. Каждый клещ ежедневно выделяет около 20 частичек экскрементов.
Особенно любят пылевые клещи обитать в постелях, поскольку там полно биологической пыли, образующейся из слущившихся чешуек нашей кожи. В двуспальной кровати можно насчитать порядка 2 миллионов клещиков.
Во-вторых, пылинки способны поглощать своей поверхностью любые вещества, в том числе и вредные, поэтому в домашней пыли можно найти практически половину таблицы Менделеева и более 100 органических соединений, вызывающих неизлечимые болезни.
В-третьих, кроме вредных примесей, на пылинках полно бактерий (они не перемещаются в воздухе свободно, а путешествуют на пылевых частицах). Один наперсток домашней пыли содержит 5 000 000 микробов. После гибели микроорганизмов высвобождаются бактериальные эндотоксины, которые также могут вызывать аллергию. Для бактерий это нормальные продукты метаболизма, а для людей и других крупных животных они ядовиты.
За сутки житель крупного города «пропускает» через свои легкие до 6 млрд. пылинок, которые уместились бы в двух столовых ложках.
Пыль мешает производить детали для микроэлектроники и высокоточных приборов. На подобных производствах с ней борются не на жизнь, а на смерть.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Запыленность воздуха - важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пылью считаются любые твердые частицы, взвешенные в воздухе. Безвредной пыли не существует. Экологическая опасность пыли для человека определяется их природой и концентрацией в воздухе. Пыли можно подразделить на две большие группы.
1. Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время - «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, может накапливаться в организме.
2. Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения (например, на шкафу).
В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 106 пылинок различного размера, природы и степени опасности.
Размеры пылинок имеют большое гигиеническое значение, так как чем мельче пыль, тем глубже она проникает в дыхательную систему. Если относительно крупные пылинки при вдыхании в большей степени задерживаются в верхних дыхательных путях и постепенно удаляются оттуда со слизью (отхаркиваются), то мелкая пыль, как правило, проходит в легкие и оседает там на длительный срок, вызывая поражение легочной ткани. Кроме того, мелкая пыль при той же массе имеет большую поверхность соприкосновения с легочной тканью, поэтому она более активна. Мелкая пыль представляет большую опасность, чем крупная, так как она дольше находится в воздухе во взвешенном состоянии.
2.1 РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ
Нами была разработана небольшая анкета, состоящая из 5 вопросов. В анкетировании приняло участие 47 респондентов в возрасте от 12 лет.
На вопрос «Вся ли пыль одинакова (от одежды, шерсти домашних животных, книг и т.д.)?» ответы респондентов распределились следующим образом:
«Переносятся ли с пылью вредные бактерии?» мнения респондентов распределились следующим образом.
«Что поможет избавиться от пыли?» респонденты ответили.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, а также посмотреть кто из респондентов прав мы разработали и провели несколько исследований.
2.2 ИССЛЕДОВАНИЕ 1
Цель исследования: рассмотреть структуру пыли от одежды, сшитой из различных тканей (шерсть, синтетика, хлопок).
Оборудование. Ватные палочки, стекла предметные, микроскоп.
Перед началом второй смены, в соответствии с санитарными нормами, в учебных классах проводится влажная уборка и сквозное проветривание. Перед началом исследования мы провели влажную уборку учебных парт. Класс разделили на три группы (по ткани из которой сшита одежда): 1 ряд – одежда из шерстяной ткани, 2 ряд – одежда из искусственных и синтетических тканей, 3 ряд – одежда из хлопчатобумажной ткани.
Ход исследования.
1. Собрали пыль с учебных парт (1 ряд, 2 ряд, 3 ряд и монитор).
2. Собранные виды пыли разместили по предметным стёклам, пронумеровали.
3. Рассмотрели приготовленные образцы пыли под микроскопом и сфотографировали (Приложение 1).
Вывод. Рассмотрев частицы пыли под микроскопом, мы обнаружили, что они неоднородны по составу, размеру и цвету. Пыль от шерстяных вещей – крупнодисперсная, а от искусственных тканей и хлопчатобумажных - мелкодисперсная. Экран монитора «притягивает» к себе все виды пыли.
2.3 ИССЛЕДОВАНИЕ 2
Микробиологическое состояние воздушной среды закрытых помещений очень лабильно. Количество микроорганизмов в воздухе колеблется в зависимости от санитарно-гигиенического состояния помещений, количества в них людей, температуры, времени суток, влажности воздуха, уровня химического загрязнения воздушной среды. Основным источником (на 70-80%) микробного загрязнения воздуха закрытых помещений является человек. Подавляющая часть микрофлоры связана с пылевыми частицами -почвенной пылью, частичками эпидермиса, обеспечивающими длительную циркуляцию микроорганизмов в воздушной среде помещений. Санитарно-гигиеническое состояние воздуха закрытых помещений оценивается по ряду параметров, среди которых:
- общее количество микроорганизмов в 1 куб. м (относительный показатель состояния);
- наличие микроорганизмов, вегетатирующих на слизистой оболочке верхних дыхательных путей (альфа- и бета-стрептококки и стафилококки);
- наличие плесневых грибов (фактор развития аллергических и бронхолегочных заболеваний).
В проведении исследования нам помогали Гаврилова Елена Алексеевна, начальник отдела обеспечения качества и Старикова Ксения Леонидовна, заведующая контрольно-микробиологической лаборатории ООО «Завод Медсинтез», которые обеспечили нас чашками Петри с питательной средой и рассказали методику проведения исследования.
Цель исследования: изучить микробиологическое состояние воздушной среды учебных кабинетов.
Оборудование. Чашки Петри с питательной средой, пароувлажнитель, ионизатор воздуха, комнатные растения.
Нами были выбраны 4 кабинета – биология, информатика, математика, начальная школа. Выбор кабинетов обуславливался следующими факторами:
- кабинет биологии – много комнатных растений, но нет пароувлажнителя, ионизатора воздуха и кондиционера;
- кабинет информатики – имеется пароувлажнитель, ионизатор воздуха, кондиционер, 16 персональных компьютеров, влажная уборка проводится 3 раза в день, но нет комнатных растений;
- кабинет математики – имеются комнатные растения, но проветривания кабинета не всегда удается проводить каждую перемену, т.к. учащиеся во время перемены консультируются у учителя;
- кабинет начальной школы – много комнатный растений, пароувлажнитель и проветривание каждую перемену.
Ход исследования.
1. Собрали образцы воздуха, для этого чашки Петри с питательной средой были расставлены в кабинетах на 120 минут.
2. Маркированные чашки Петри закрыли крышками и поставили под батарею центрального отопления.
3. Через 2 дня рассмотрели полученные результаты.
Вывод. В воздухе учебных кабинетов содержатся микроорганизмы и бактерии, не оказывающие влияние на здоровье человека.
Количество жизнеспособных колоний в 1 м3 (Приложение 3):
- кабинет биологии – 204/м3
- кабинет 1 А класса – 508/м3
- кабинет математики – 767/м3
- кабинет информатики –1017/м3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения эксперимента выдвинутая нами гипотеза (если ежедневно проводить влажную уборку, каждые два часа проветривать помещение по 15 мин., разводить комнатные растения, пользоваться пароувлажнителем или ионезатором воздуха, то воздух в помещении будет чище) подтвердилась.
После проведения исследования, в котором нам помогали Гаврилова Елена Алексеевна, начальник отдела обеспечения качества и Старикова Ксения Леонидовна, заведующая контрольно-микробиологической лаборатории ООО «Завод Медсинтез» к нам обратились учителя начальных классов (С.Г. Большакова, О.А. Макарова и Г.Ф. Таланкина), а так же наш классный руководитель И.В. Щербакова с просьбой о проведении беседы с учащимися их классов.
В результате этого:
1) выпустил буклет с рекомендациями;
2) подготовил беседу, в которой обобщил полученные результаты и планирую выступить во 1х, 3х, 10Б (медицинском) и 11х классах;
3) разместил свой проект на сайте школы и социальных сетях.
Победить пыль — полностью изгнать её — невозможно! Но стараться сократить масштабы её «проживания» в наших силах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. – ЗАО Компания «Махаон», 2001. – 490 с.
2. Война с микробами. – Де Агостини, 2007. – выпуск №37. – (Как устроено тело человека)
3. Галенс Д., Пир Н. Книга ответов для почемучек. – Харьков, 2006
4. Дыхание. – Де Агостини, 2007. – выпуск №4. – (Как устроено тело человека)
5. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил.
6. Пословицы и поговорки. – Мн.: Харвест, 2007. – 320 с. – (Золотая коллекция)
Интернет-ресурсы
Астрономический календарь. Май, 2019
Снег своими руками
10 осенних мастер-классов для детей
Хризантема и Луковица
Пятёрки