Данная проектная работа была подготовлена по материалам диагностики, которая ежегодно проводится в начальной школе.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorove_mladshikh_shkolnikov.docx | 130.08 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 13
Проект «Здоровье младших школьников»
Выполнили ученики 9 класса Буланов Алексей
Филиппов Кирилл
Руководитель проекта
учитель биологии Шамазова Н.С.
Оглавление
Введение
Все законы воспитания и развития
должны быть основаны на физиологии
И.П.Павлов.
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье - это не всё, но без здоровья - всё ничто».
Непрерывное увеличение объёма и сложность учебного материала, интенсификация учебного процесса требуют мобилизации психологических возможностей школьников, поэтому педагог должен чётко представлять себе уровень этих возможностей и уметь максимально их использовать. Собственно поэтому здоровьесберегающие технологии приобретают главенствующее положение в учебном процессе для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика физиологического, психологического и функционального развития ребёнка с высоким уровнем адаптированности к среде, - основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и полностью овладеть школьной программой без чрезмерного напряжения. Снижение уровня здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма ученика.
Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненных приоритетов – является одной из насущных проблем нашего общества. Как показывают данные медиков, уже в дошкольном возрасте около 2/3детей имеют различные патологии. Переход ребёнка к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в его организме, причём у многих детей при этом страдает здоровье. За последнее десять лет отмечено сокращение числа здоровых детей 4-5 раз[1]. Официальная статистика за последние пять лет отмечает ухудшение здоровья наших школьников на 47% . За период с в 2003 уч. году в нашу школу поступили дошкольники, из которых здоровых детей было18 %, в 2004 уч. году - 25%, в 2005 году – 9%, в 2006 году – 14%, в 2007 году – 22%. Остальные учащиеся имеют различные отклонения и функциональные нарушения жизнедеятельности у многих из них эти нарушения являются наследственными.
Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразные: это и отягощённая наследственность и экологические проблемы, и социальный кризис. Однако влияние школы, где ребёнок проводит около 70% своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Ещё в XIX веке сформировалось представление о так называемых “школьных болезнях”. Один из основоположников отечественной гигиенической науки Ф.Ф.Эрисман писал о нарушениях здоровья, причиной которых является обстановка в учебных заведениях: “мы видели что у ребёнка появляется неправильное кровообращение, что его питание страдает , что он делается кривым и близоруким…”[2]
Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный детский организм отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление и рост заболеваний. Такие показатели говорят о необходимости уделять внимание вопросам здоровьесберегающих технологий. Мы решили в своём проекте рассмотреть один из актуальных вопросов, который стоит перед учителями и подчас влияет на успеваемость и образовательный процесс – это заболевание учащихся начальных классов в течение учебного года.
Цель: Выявить основные заболевания и их частоту у учащихся начальных классов в течение года.
Задачи:
Основная часть
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей не только потому, что определяет качество жизни (и в частности, обучения) ребенка, но и силу того что фундамент здоровья взрослого населения страны закладывается в детском и подростковом возрасте. Отмечаемые в последние годы неблагоприятные сдвиги в состояния здоровья детей и подростков, если не принять определённые меры, в дальнейшем могут нанести огромный социальный и экономический ущерб, отрицательно скажется на продолжительности жизни в стране (которая и сейчас уже значительно ниже, чем в развитых странах мира).
Существует более 300 определений здоровья. Определение понятия «здоровье», сформулированное в Уставе Всемирной организации здравоохранения, таково: «Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болей».[3] При этом под физическим здоровьем понимают совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов и максимальную адаптацию к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психологических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни. Деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности.
Здоровье населения – понятие статическое, характеризующееся комплекс демографических показателей, таких, как:
- рождаемость и смертность, в том числе младенческая смертность (смертность
детей 1-го года жизни);
- средняя продолжительность жизни;
- возрастно-половой состав населения;
- физическое развитие;
- заболеваемость.
Здоровье человека зависит от условия труда, обучения и быта, привычек и поведения людей, качества окружающей среды, материальной обеспеченности, уровня развития здравоохранения и многих других факторов. Степень их влияния на организм различна. Специалисты, характеризуя удельный вес для здоровья тех или иных факторов, объединили их в четыре группы.
Специально следует подчеркнуть, что здоровье в наибольшей степени определяется образом жизни человека. Привычки и поведение – культура питания, движений, труда, использование свободного времени – влияют на духовное и физическое здоровье, укрепляют или разрушают его; продлевают или укорачивают жизнь. Для растущего, развивающегося (и в силу этого чрезвычайного уязвимого) организма школьника особое значение имеют рационализация образа жизни, сведение к возможному минимуму факторов риска болезни.
Влияние систематического школьного обучения на организм детей проявляется очень резко в первом классе и связано с изменением режима жизнедеятельности. Процесс адаптации сопровождается снижением общей и иммунной сопротивляемости организма, при этом растет заболеваемость. Чаще всего страдают школьники с низкими показателями физического развития, с недостаточной или избыточной массой тела, а также плохо успевающие ученики. В. А. Сухомлинский считал, что 85% неуспевающих детей имеют плохое здоровье, какое либо недомогание, как правило, незаметное и поддающееся лечению лишь совместными усилиями учителя, врача и родителей.[4]
Различные функциональные отклонения в организме в начале систематического школьного обучения наблюдаются даже у практически здоровых детей. Эти так называемые психосоматические явления часто проявляются в форме головных болей, головокружений, приступов удушья, болей в сердце в животе, диспетчерских явлений, повышения или понижения артериального давления и прочих симптомов. У части школьников как результат истощения и поломки адаптационных механизмов возникает болезнь (или обостряется уже имеющаяся патология).
Итак, учителя вместе с медицинским работником должны определять учащихся «группы риска» по заболеваемости, знать особенности работоспособности таких учащихся и учитывать их при построении учебного процесса. В школе и дома необходимо создать максимально комфортные для работы условия, не нарушающие здоровья учащихся.
2.Оценка правильного развития школьников.
Для оценки физического развития школьников используются три группы показателей: соматометрические - морфологические показатели, определяемые при измерении тотальных размеров тела (рост, вес и окружность грудной клетки); физиометрические – функциональные показатели, характеризующие состояние дыхательной (жизненная емкость лёгких) и опорно-двигательной (сила мышц кисти, становая сила) систем; соматоскопические – морфологические показатели, определяемые визуально при наружном осмотре тела (развитие мускулатуры, осанка, форма ног, характер жироотложения, состояние кожных покровов). Подобное обследование школьников его называют антропометрическим проводят ежегодно прикомплексном медицинском осмотре. На основе специальных оценочных таблиц делается одно из следующих заключений об уровне физического развития: среднее, ниже среднего, низкое, или высокое, выше среднего. При этом максимальное внимание следует уделять учащимся с ниже среднего и низким уровнем развития, именно такие дети составляют группу риска и по медицинским и по педагогическим показателям. При комплексной оценке состояния здоровья принято выделять следующие показатели (по С.М. Громбаху): наличие или отсутствие в момент обследования в момент обследования хронических заболеваний; уровень достигнутого физического и нервно-психологического развития и степень его гармоничности; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Последний показатель оценивается количеством и длительностью перенесённых ребёнком острых заболеваний и обострений хронической патологии за предшествующий год. Отсутствие острых заболеваний в течение года или их эпизодический характер свидетельствует о хорошем иммунологическом статусе организма ребёнка, высокой способности адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни и проявлять устойчивость к воздействию неблагоприятных условий среды.
На основании приведённых критериев дети распределяются на пять групп здоровья:[5]
1 группа – здоровые. Сюда относятся дети, не имеющие хронических заболеваний, редко болеющие заболеваниями, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием.
2 группа - здоровье с морфофункциональными отклонениями. Данную группу составляют дети, у которых отсутствует хроническая патология, но имеются те или иные отклонения в строении или жизнедеятельности каких – либо органов и систем ( резкий недостаток или избыток веса, нарушения осанки, плоскостопие, миопия слабой степени и др.), а также снижена сопротивляемость организма ( частые острые заболевания).
3 группа – больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации. В эту группу входят дети, которые, несмотря на наличие хронического заболевания, сохраняют достаточно высокие функциональные возможности организма, т. е. хорошо себя чувствуют, редко болеют острыми заболеваниями, сохраняют высокою работоспособность.
4 группа – больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Детям, составляющим эту группу, хроническое заболевание не позволяет полностью адаптироваться к среде, поэтому их работоспособность снижена, они часто болеют острыми заболеваниями и нуждаются в щадящем режиме, повышенном внимании к условиям их жизни.
5 группа – больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Представители этой группы практически не встречаются в общеобразовательных учреждениях, так как по состоянию здоровья вынуждены лечиться в стационаре или находиться в специальном учебно-воспитательном учреждении.
Согласно листу здоровья, который заполняется медицинским работником совместно с классным руководителем, в начальной школе выделяют следующие группы здоровья (см. приложение таблицы 1 и 2).
Анализ таблиц по распределению учащихся по группам здоровья показывает, что в начальных классах МОУ СОШ №13 за 4 года наблюдений и сравнений статистических данных не произошло существенных изменений в распределении учащихся. Учащихся относящихся к основной физкультурной группе в среднем 74%; из них практически здоровых детей (1 группа здоровья) – 15%; здоровых с морфофункциональными отклонениями (2 группа здоровья) – 59%. Учащиеся, относящиеся к подготовительной физкультурной группе, составляют 22% и есть тенденция к небольшому увеличению на 5%. Учащиеся специальной физкультурной группы – 2,5%. Освобожденных от занятий физкультуры по состоянию здоровья учащихся 3%.
Уровень здоровья учащихся - соотношение в процентах числа здоровых детей (1 группа) и практически здоровых (2 группа) к общему числу обследованных в начальных классах, составил в 2004-2005 году – 75%, в 2005-2006 году – 71%, в 2006-2007 году – 76%, в 2007-2008 году – 73%, что свидетельствует о стабильности показателей.
К детям, относящимся к разным группам здоровья, должен осуществляться дифференцированный подход в практике учебно-воспитательной работы.
Исследование степени благополучия детского коллектива предполагает, прежде всего, анализ уровня заболеваемости. Характеризовать такой уровень можно соотношением числа болезней и средней численности данного количества за определённый интервал времени, а также его структуры, т. е. доли отдельных классов болезней, которую они составляют по отношению к количеству всех поставленных диагнозов. При этом особо следует учитывать частоту заболеваний, связанных со срывами адаптационных процессов и снижением сопротивляемости организма (острые респираторные, простудные заболевания и невротические проявления), а также распространенность школьных форм патологий и, конечно, анализировать наличие и характер хронических заболеваний. Кроме того, необходимо оценивать состояние и динамику антропометрических данных. В целом первые пять мест в структуре заболеваемости младших школьников занимают: болезни органов дыхания, инфекционные заболевания, болезни органов пищеварения, травмы, отравления, болезни нервной системы и органов чувств (см. приложение таблицу 3).
Большинство часто болеющих школьников страдают хроническими заболеваниями носа, глотки придаточных пазух. У тех из них, кто подвержен частым простудным заболеваниям, в дальнейшем нередко развивается тяжёлая бронхолёгочная патология, возникают болезни почек, сердечно - сосудистой системы. Формированию патологии органов дыхания способствуют неблагоприятные погодно – климатические условия, загрязнения воздуха, нерациональное питание, гиподинамия, плохие материально – бытовые условия.
Респираторные заболевания занимают первое место среди острых заболеваний и составляют 70% всех болезней.[6] Неблагоприятные условия существования (переутомление, переохлаждение, повышенный уровень нервно-психического напряжения, эмоциональный стресс, столь часто сопровождающие учебную деятельность) приводят к снижению иммунной сопротивляемости организма, в результате чего на слизистых оболочках воздухоносных путей начинается бурное размножение там всегда присутствующих микробов (аденофлоры), в результате образуется простуда. Таким образом, если простудные заболевания часты или протекают с осложнениями, являются отражением функционального неблагополучия организма.
Растёт число инфекционных заболеваний, которые являются следствием целого ряда причин: обострение экономических и социальных проблем населения, снижение жизненного уровня, трудности в системах здравоохранения и образования. Инфекционные заболевания - это детские инфекции (эпидемический паротит, скарлатина, ветряная оспа, корь, краснуха). Особую тревогу вызывают туберкулёз и гепатит, которые в некоторых регионах принимают характер эпидемий.
Растёт у детей число желудочно-кишечных заболеваний, как острых, так и хронических. Распространённость хронических неинфекционных заболеваний пищеварительного тракта выросла с 8 до 18%.[7] Формированию нарушений пищеварительной системы способствуют высокое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности с организацией питания в школе и дома, малая двигательная активность, глистные инвазии. Большое значение имеет наследственная предрасположенность.
Распространённой является и психоневрологическая симптоматика (плаксивость, раздражительность, нарушения сна, тики), снижение остроты зрения, нарушения осанки. Эти формы отклонений принято называть «школьными формами патологии», ведь они определяются условиями обучения. Количество детей с данными отклонениями постоянно нарастает на протяжении школьных лет жизни, поэтому в целях профилактики уже в начальной школе им следует уделять повышенное внимание. Умеренно выраженные невротические реакции в самом начале обучения выявляются у подавляющего большинства детей, но в течение 1, 2 четверти поведение детей, как правило, нормализуется.
В тоже время у части детей могут формироваться неврозы, астенические, целебростенические и неврозоподобные состояния, а также пограничные психические заболевания. Они сохраняются длительное время и отличаются достаточной тяжестью. Предпосылками для перегрузки нервной системы и возникновения нервно-психических отклонений являются высокая пластичность и ранимость психофизических функций растущего организма.
Еще раз подчеркнём, что главной причиной возникновения неврозов является школа, учебный процесс, связанный с перегрузкой, с нервно-психическими перенапряжением. Поэтому такие заболевания трактуются как «школьный дидактогенный невроз», невроз, возникающий по вине учителя.
Проявляется это в фобии школы, нежелание ее посещать, в протестном поведении, когда дети становятся плаксивыми и замкнутыми. Такое состояние может перейти аффективное поведение или депрессию. По данным специалистов, депрессивное состояние диагностируется у каждого 5-го ребенка младшего школьного возраста. Обычно у детей преобладает стёртая форма депрессии, которую учителя чаще всего не замечают. Их беспокоят агрессивные, гиперактивные дети, а тихие, молчаливые, одинокие ученики не привлекают к себе особого внимания.
Более 95% информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. Состояние органа зрения определяют самочувствие и работоспособность, поэтому значение его нормального функционирования нельзя переопределить. Близорукость занимает особое место в структуре школьной патологии не только вследствие достаточно широкой распространенности, но и в связи с тем, что является одной из главных причин инвалидности, в том числе и у лиц молодого возраста. Кроме того, это одна из ведущих причин профограничений при выборе профессии.
Количество детей с близорукостью составляет в начальной школе 4-5%. Однако за период обучения число случаев нарушения остроты зрения возрастает более чем в шесть раз, достигая в выпускных классах 30% и более, поэтому задача ранней профилактики близорукости является весьма актуальной. Наряду с наследственными факторами развития близорукости способствуют все возрастающий объём учебной информации, сопровождающийся зрительными перегрузками, гиподинамия, неблагоприятные условия зрительной работы, особенно на занятиях в школе.
Значительно распространены также разнообразные нарушения осанки и стопы, причём частота этих форм патологии также значительно возрастает за весь период обучения, достигая к окончанию школы 35-50%. Это связанно с тем, что морфологическое и функциональное развитие опорно-двигательного аппарата в школьные годы проходит на фоне резко сниженной двигательной активности, когда преобладает статические компонент. Кроме того, школьники зачастую не соблюдают правильную позу в различных видах деятельности. Способствуют нарушениям опорно-двигательного аппарата ношение школьных принадлежностей в портфеле, а не в ранце, использование неудобной или тесной обуви.
Как показывает медицинская статистика, увеличивается число детей, как имеющих аллергические реакции и заболевания, такие, как атипический дерматит, аллергические риниты, бронхиты, бронхиальная астма. Считается, что подобные заболевания выявляются у каждого пятого школьника. Причинами роста аллергических реакций и заболеваний являются наследственная предрасположенность, лекарственная, вакцинальная, пищевая, пыльцевая сенсибилизация организма. И, конечно, аллергизации способствуют загрязнение токсическими веществами атмосферы, воды, почвы, а также широкое применение в строительстве и в быту различных полимерных материалов, синтетических волокон, средств бытовой химии.
У части детей, обычно у девочек, отмечается особая предрасположенность к функциональным нарушения кровообращения. Наиболее распространённые жалобы и симптомы при этом следующие: головокружения и головные боли, боли вокруг пупка, тошнота, рвота, синева под глазами, бледность, холодные, влажные конечности. Такие дети отличаются повышенной утомляемостью, на последних уроках у них резко снижается внимание и работоспособность.
Характеризуется состояние соматического здоровья, нельзя исходить только из критерия наличия заболевания. Важным показателем уровня здоровья учащихся является физическое развитие, т.е. совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. Гармоничное, соответствующее возрасту развитие отражает благоприятный жизненный статус ребёнка. Качественно иные показатели здоровья отмечаются при нарушениях физического развития.
Анализ причин болезней привёл врачей к выводам о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам относятся:
-недостаточная освещенность классов;
-непроветривание школьных помещений;
-неправильная форма и величина школьных столов;
-перегрузка учебными занятиями;
-компьютеризация.
По сравнению с причинами неблагоприятного влияния процесса образования на здоровье, отмеченными в прошлом столетии, в современных условиях усилилась роль «внутришкольных факторов». Это и интенсификация обучения, в том числе с использованием технических средств обучения, и переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей, и учебный стресс, который испытывают до 80% учащихся, и снижение двигательной активности. Материально-техническая база школ не всегда может обеспечить сохранение и укрепление здоровья детей. Не только школа оказывает неблагоприятное влияние: за 10-11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают сотни факторов, не связанных со школой и процессом обучения.
Причины неблагополучия здоровья учащихся, по мнению ведущих отечественных специалистов в области здоровья учащихся (М.М. Безруких, Л.В. Баль, А.Г. Ильин, Л.М. Кузнецова, В.Р. Кучма и др.) следующие:
- вызывающие стресс технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
-недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
-перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у учащихся переутомление;
-неправильная организация питания в школе;
-невозможность организовать индивидуальный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы, с учётом психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.[8]
Любые отклонения в состоянии здоровья изменяют реакцию организма, обуславливая низкую работоспособность, высокую утомляемость и неблагоприятное состояние функциональных систем, что отрицательно сказывается на учебной деятельности детей. Задача учителя не в том, чтобы ставить диагноз, а в том чтобы понять состояние ребёнка, причины его возникновения, что позволяет выстроить эффективную педагогическую тактику: снизить учебную нагрузку, оказать психологическую поддержку, успокоить, переключить внимание.
Рассматривая типичные заболевания младших школьников по анализу медицинским работником справок учащихся, мы выяснили, что самое большое количество заболеваний составляют болезни органов дыхания: ОРЗ, ОРВИ, грипп (см. приложение таблицу 3). Эти заболевания встречаются у 117 учащихся нашей школы за 1 полугодие 2007-2008 учебного года. Другие виды заболеваний – у 40 учащихся. На втором месте по количеству перенесённых заболеваний травмы – у 9 человек, на третьем инфекционные и паразитарные болезни – у 7. Процент учащихся по заболеваемости данными заболеваниями небольшой, поэтому мы решили рассмотреть течение и особенности заболеваний органов дыхания.
Известно, что дети болеют в четыре раза чаще, чем взрослые. Особенно подвержены заболеванию школьники, так как находятся в постоянном контакте друг с другом.
Причиной появления простуды и гриппа является активизация вирусов в связи со снижением иммунитета, связанного с сезонными факторами. Идеальными условиями для нападения вирусов, является сырая, холодная погода. Причиной простуды может оказаться ветреная погода или попадание под сквозняк, а так резкая перемена погоды. Следует различать особенности простуды и гриппа. Вирусы данных заболеваний паразитируют в слизистой оболочке носа и рта и распространяются капельным путём во время чихания больного, кашля, разговора, контактным путём, через носовые платки, полотенце, посуду, которые использует больной.
Симптомы проявления простуды и гриппа.
Простуда | Грипп |
Наблюдается закладывание носа, насморк, боли в горле, чихание, сухой кашель, головные боли, температура. | Симптомы более выражены, чем при простуде: высокая температура, интоксикация, резкая головная боль, всё тело ломит или болит, в отдельных случаях наблюдается помутнение сознания, неровное сердцебиение, давление крови снижается. |
Существует множество риновирусов, вызывающих простудные заболевания. Что стоит за словами ОРЗ и ОРВИ? Оба заболевания вызываются вирусами, передающимися воздушно – капельным путём. Они сопровождаются повышением температуры (возможно даже до 40 градусов), головной и мышечной болью, ломотой в суставах, снижением активности, утомляемостью, насморком, кашлем и отсутствием аппетита. Вирус действует в течение 2-х недель и подчиняется семидневному биоритму размножения (это необходимо учитывать при лечении). На 3-4 сутки после заражения концентрация вирусов в организме достигает максимума, а потом идёт на спад. На седьмые сутки основная масса вирусов погибает. Организм чувствует себя лучше, но появляется новая волна вирусов, более слабая и на 10-11 день концентрация вирусов достигает максимума, но более слабая по амплитуде, чем на первой неделе. На 14 день, как правило вирусы погибают, и болезнь отступает.
Если эти симптомы не исчезают в течение нескольких недель, врачи констатируют: болезнь дала осложнения.
Первая причина неприятностей – неправильный подход к лечению заболевания. Ребёнок во время болезни не должен посещать школу, ему предписывается постельный режим. Все лечебные мероприятия ему должен назначить врач. Родителям ни в коем случае не следует давать школьнику таблетки по своему усмотрению.
Вторая причина осложнений – ослабленный иммунитет. Организм ребёнка становится уязвимым для разных групп бактерий и вирусов. Если в этот период школьник перенесёт стресс, переохладится или слишком устанет, недомогание не заставит себя ждать.
Как понять, что болезнь не ушла, а засела надолго? Прежде всего, насторожить вас должна головная боль. Если ребёнок жалуется на постоянное давление в области лба, срочно обратитесь к отоларингологу. Необходимо сделать рентген лобных и гайморовых пазух носа, чтобы исключить фронтит или гайморит.
Боль может появляться и при ярком освещении или при надавливании на глазные яблоки. Хочется зажмуриться, побыть в темноте. Температура держится на уровне 37,1 – 37,5 и не падает даже при приёме жаропонижающих. У ребёнка появились судороги, заторможенность, галлюцинации, - значит, вирус проник в центральную нервную систему, и вам срочно нужно обратиться за помощью к невропатологу.
Все помнят врачебную шутку: простуда, если её лечить, проходит за семь дней .А если не лечить, то за неделю. Но если ребёнок уже несколько недель шмыгает носом и кашляет, стоит забеспокоиться. Вирусы, вызывающие ОРЗ и ОРВИ, опасны тем, что оставляют в организме «метки», притягивающие болезнетворные микроорганизмы. Иммунитет ребёнка, ослабленный перенесённой простудой, не в состоянии отражать все новые и новые инфекционные атаки – отсюда и осложнения. Самые частые осложнения после перенесённых ОРВИ – это пневмония, бронхит, трахеит, отит, пиелонефрит, субфебрилитет( высокая температура в течение долгого времени). О каждом из этих диагнозов надо сказать несколько слов.
Бронхит – это воспаление бронхов. Возбудителем заболевания являются респираторные вирусы. Основной симптом бронхита – кашель. Сначала он бывает сухим и непродуктивным, затем появляется мокрота. Кашель возникает на фоне температуры 37,1 – 37,5.
Бронхит также может сопровождаться шейным лимфаденитом (воспалением лимфатических узлов). Маленькому пациенту показан постельный режим и ингаляции. При нормальной температуре и сильном продуктивном кашле необходим массаж грудной клетки для лучшего отхождения мокроты.
Воспаление лёгких (пневмония) может начаться внезапно. Во время ОРВИ на фоне высокой температуры у ребёнка появляются боли в области грудной клетки, кашель с мокротой ( мокрота может быть ржавого цвета с прожилками крови), одышка, боль на вдохе. При аускультации врач слышит хрипы в легких.
Боль может возникать и в области живота при постоянном кашле, когда раздражаются мышцы брюшной стенки. Школьник жалуется на слабость, потерю аппетита, иногда возникает помутнение сознания.
Необходимо сделать рентгенограмму органов грудной клетки ребёнка и обратиться к пульмонологу за назначением антибактериальной терапии. Школьнику также показаны дыхательная гимнастика и массаж грудной клетки.
Ларингит - это воспаление голосовых связок и гортани. Отёк слизистой гортани приводит к появлению лающего кашля (ложного крупа). Ребёнок шумно и трудно дышит, страдает от гипоксического состояния, когда в организм не поступает достаточно кислорода. У него кружится голова, появляется одышка.
При первых же признаках ложного крупа необходимо вызвать скорую. В домашних условиях приступ можно снять горячими щелочными ингаляциями и ножной ванной. Посоветуйте ребёнку меньше разговаривать. Педиатр назначит пациенту физиопроцедуры и сухие горячие компрессы на шею.
Первыми признаками синусита – воспаления пазух носа, кроме затруднённого дыхания, являются давящие головные боли, отёчность век, щёк, гнусавость, гнойные выделения. Возникновение этого осложнения возможно и через некоторое время после перенесённого респираторного заболевания.
Лечение можно проводить и в домашних условиях народными средствами: прикладывать к носу разогретую в мешочке соль, гречку или сваренное горячее яйцо.
Если через три дня состояние не улучшится, обратитесь к педиатру. Возможно, без антибактериальной терапии обойтись не получится. За время болезни ребёнка врач должен посетить его несколько раз, даже если у пациента только ринит. В этом случае её желательно комбинировать с физиопроцедурами.
Все вторичные инфекции сильно воздействуют на ослабленный простудой организм и могут иметь серьёзные последствия, поэтому необходимо во время обращаться к врачу, который назначит квалифицированное лечение.
Отит – воспаление среднего уха, оно развивается через несколько дней после респираторной инфекции и проявляется среляющей, пульсирующей болью. При отите у ребёнка повышается температура, пропадает аппетит, а в некоторых случаях и слух. При прободении барабанной перепонки начинается гноетечение и нужно срочно обращаться к педиатру, потому что есть опасность развития менингита. Лечение антибиотиками в данном случае необходимо.
Субфебрилитет – это состояние, при котором температура тела в течение нескольких дней или даже недель после перенесения ОРВИ держится на отметке 37,1 – 37,5. Как правило, это происходит, если к вирусной инфекции присоединятся бактериальные инфекции. Состояние ребёнка может быть удовлетворительным, но также возможна и слабость, быстрая утомляемость, снижение аппетита. Обычно температура снижается к вечеру, то есть в спокойном состоянии, и поднимается при физических нагрузках. Такое состояние очень изматывает ребёнка. Необходимо выяснить, что является причиной субфебрилитета. Для этого надо сдать анализ крови на различные виды бактерий. Если диагноз подтвердиться, то ребёнку нужен будет курс антибактериальной терапии.
Пиелонефрит – это инфекционно- воспалительное заболевание почек может быть вызвано бактериями или вирусами. Возможна смешанная флора. Основными жалобами при пиелонефрите являются боли в пояснице, иногда в животе, головная боль, температура 37 – 37.9. если при анализе в моче обнаруживается белок в цифрах больше, чем 0,140 г/л, ребёнка срочно госпитализируют в стационар. Школьнику назначают специальный режим и диету с ограничением соли, делают анализ мочи, каждые две недели в течение трёх месяцев.
Ещё одно достаточно часто встречающееся инфекционное заболевание – ангина. Наши нёбные миндалины – это что-то вроде заградительного кордона. При дыхании и глотании они постоянно вступают в борьбу с вредными микроорганизмами. При этом определённые клетки в миндалинах стимулируют образование необходимых антител – так иммунная система учится справляться с самыми разными возбудителями болезней.
При нарушении температурного равновесия организма – как в сторону переохлаждения, так и в сторону перегревания – иммунная система ослабевает. Это даёт возможность болезнетворным бактериям (чаще стафилококкам и стрептококкам) активно размножаться. Поэтому если ребёнок с ослабленным иммунитетом в жару поест мороженного, выпьет стакан сока со льдом или постоит вспотевший на сквозняке, у него может начаться ангина. При этом заболевании нёбные миндалины краснеют и набухают, иногда покрываются гнойным налётом (лакунарная ангина) или мелкими гнойничками (фолликулярная ангина). Ребёнок жалуется на боль в горле, особенно при глотании. Появляется неприятный запах изо рта. Температура достигает 39 – 40 градусов. К этому добавляются симптомы интоксикации, слабость, головные боли, отсутствие аппетита. Иногда появляются боли в ушах. Это указывает на то, что воспаление охватило также среднее ухо.“ Школьная ангина “- этот термин появился недавно, но ярко отражает суть сентябрьских проблем со здоровьем у школьников: в классе собираются не только хорошо отдохнувшие дети, но и бактерии, привезённые ими со всей страны и даже из-за границы. Носоглотка- первый барьер на пути инфекции. Горло принимает удар на себя… и заболевает. И лечить его нужно быстро и эффективно. Бороться нужно с причиной болезни- бактериальной инфекцией. Беспрепятственно процветая, она приводит к хроническим заболеваниям верхних дыхательных путей.
Ангина иногда даёт очень серьёзные осложнения, поэтому при первых симптомах обязательно вызывайте врача. Заниматься самолечением опасно.
В ожидании медицинской помощи можно начать полоскать горло отваром шалфея или ромашки и сделать тёплый компресс на шею. Кроме того, при ангине нужно больше поить ребёнка тёплыми напитками.
Скорее всего, врач назначит антибиотики, чтобы не допустить перехода инфекции на другие органы, и посоветует кормить ребёнка жидкой протёртой пищей. Помните, что лекарства нужно принимать строго по назначению специалиста.
При отсутствии осложнений ангина обычно проходит за 7 – 10 дней. Когда ребёнок поправится, необходимо сдать анализы крови и мочи, чтобы убедиться, что не пострадали почки и другие органы.
Вывод напрашивается однозначный: при любых болях в горле, сопровождающихся характерными признаками простуды, необходимо применять специально разработанные для таких случаев лекарственные препараты.
Задача школьных медицинских работников, учителей и прежде всего родителей, вовремя распознавать инфекционные заболевания. Не допускать контакта с другими детьми, оказывать детям квалифицированную помощь.
Осень – сезон респираторных инфекций. Особенно подвержены им первоклассники. Многие из них пришли в школу из замкнутых детских коллективов, а некоторые даже в детский сад не ходили. Они не адаптированы к инфекциям и формировать свою иммунную систему будут через болезни.
Иммунитет – это естественная защита организма. День и ночь он борется с бактериями и вирусами, выводит токсины и уничтожает чужеродные клетки. Но, к сожалении, даже самую сильную иммунную систему может разрушить стресс, неблагоприятные экологические условия среды, неправильный образ жизни. Поэтому ребёнка нужно приучать следить за своей физической формой.
Признаки снижения иммунитета:
Причины снижения иммунитета:
- Стресс.
- Неправильное питание.
- Самолечение.
- Генетически обусловленный слабый иммунитет.
- Сидячий образ жизни, недостаток физических упражнений.
- Нарушение пищеварения.
- Переутомление.
- Хронические заболевания.
- Пассивное курение.
Для крепкого иммунитета необходимо полноценное, разнообразное и сбалансированное питание. Особенно важны белок, витамины и минералы. На столе ребёнка должные регулярно появляться дары моря, мясо, рыба, яйца, крупы, бобовые хлеб из муки грубого помола, молочные и кисломолочные продукты, зелень, свежие фрукты, овощи и ягоды. Нельзя забывать о дополнительном приёме витаминно-минерального комплекса. Хорошее пищеварение – необходимое условие сильного иммунитета.
Ребёнку необходимы регулярные физические упражнения. Они увеличивают выработку организмом лейкоцитов, ответственных за иммунитет. Наиболее эффективны занятия спортом и прогулки на свежем воздухе.
Раз в полгода, даже если нет проблем со здоровьем надо приходить на приём к стоматологу и педиатру. Не стесняйтесь обращаться к специалистам с «мелкими проблемами». Например, если у ребёнка насморк длится 8 дней – это повод для беспокойства.
Для крепкого иммунитета нужен полноценный отдых. Нельзя экономить время за счёт сна. Для хорошего самочувствия важны положительные эмоции. Поэтому на каникулах и в выходные надо проводить время как можно разнообразнее: заниматься спортом, кататься на лыжах, купаться в море, общаться с друзьями, танцевать.
В семье у каждого должна быть своя посуда и своё полотенце. Необходимо соблюдать правила личной гигиены. Регулярно проводить в квартире и классной комнате влажную уборку, проветривать помещения. Одежда и обувь должны быть из натуральных материалов.
Не занимайтесь самолечением. Принимать иммуномодуляторы можно только после соответствующего обследования и анализов. Для каждого заболевания есть свои лекарства. Их назначает врач-иммунолог.
Если ребёнок заболел ОРЗ, скорее всего, педиатр диагностирует у него и лор – заболевания: отит, риносинусит, ринит, тонзиллит и другие. Пациенту назначает огромное количество лекарственных препаратов: антибиотики, обезболивающие, вяжущие, противокашлевые и так далее. А это дополнительная нагрузка на организм. Поэтому сейчас все силы практического здравоохранения направлены на сезонную профилактику респираторных заболеваний. Во -первых, это плановая вакцинация против гриппа, а во – вторых, специальные лекарственные препараты, которые может порекомендовать врач. В последнее время хорошо себя зарекомендовали гомеопатические средства и фитопрепараты для профилактики ОРЗ и ОРВИ. Они обладают широким спектром действия и укрепляют иммунную систему.
В прошлом году нами было проведено исследование на базе школы здоровья № 1081 ЮЗО города Москвы. Во время эпидемии гриппа половине детей в четвёртых классах давали растительные иммуномодулирующие препараты, а половине класса – нет. Все ребята учились в одну смену, все находились в равных эпидемических условиях. Так вот, выяснилось, что никто из тех школьников, которым давали лекарство, не заболел.
Чтобы и ваши дети не болели, посоветуйтесь со своим врачом, обязательно сделайте им прививку от гриппа, а в период ожидаемого подъёма заболевания начинайте принимать курс профилактических препаратов. Обычно необходимость в этом возникает в декабре – январе и марте – апреле. Осенне – зимний период сопровождается не только эпидемией гриппа, но и значительным увеличением количества простудных заболеваний. И если от гриппа поможет защититься вакцинация, то частота простудных заболеваний во многом зависит от состояния иммунной системы ребенка. Среди многообразия витаминов важная роль в укреплении иммунитета принадлежит витамину C. Положительное влияние на иммунитет оказывают и различные травы: эхинацея , шиповник, боярышник, бузина черная.
Октябрь и ноябрь – лучшее время, чтобы сделать прививку от гриппа. На выработку иммунитета организму нужно две- три недели, а эпидемия может начаться уже в конце декабря. Вакцина от гриппа должна быть:
1. Хорошо очищенной, чтобы не вызывать побочные эффекты и осложнения.
2. Эффективной, чтобы формировать устойчивый иммунитет против гриппа.
3. Актуальной. Вирус гриппа постоянно изменяется, и, чтобы обеспечить эффективный иммунитет против нового штамма вируса, нужно постоянно изменять состав вакцин, включая в них новые вирусные антигены.
Нельзя делать прививку недавно переболевшим детям и детям с хроническими заболеваниями или с аллергией. Не следует без крайней необходимости удалять аденоиды и миндалины: они нужны для нормального функционирования иммунной системы.
Для профилактики простудных заболеваний исключительно важное значение имеет закаливание, проводимое в домашних условиях. Следует помнить, что одним из основных условий закаливания является его непрерывность, т.к. при его прекращении через 3 - 5 недель состояние возвращается к исходному.
Систематические многократные воздействия холода на организм вырабатывают быструю реакцию кровеносных сосудов на влияние низкой температуры. Хаотичность проведения закаливания, длительные перерывы уменьшают сопротивляемость организма и могут привести противоположному эффекту.
Методики закаливания:
1. Методика закаливания с постепенным снижением температуры воды при воздействии на нижние конечности.
2. Воздействие на всю поверхность кожи.
3. Воздействие на область глотки и полость носа.
4. Методика закаливания с использованием комнатных температур.
Воздействие на нижние конечности:
1. Влажное обтирание ног.
Исходная температура воды - 37°
Длительность процедуры 2-4 минуты
Снижают температуру на 1° каждые 1-2 дня до 28°
Эту процедуру используют, в основном, в качестве подготовительной к дальнейшему закаливанию.
2. Обливания ног.
Исходная температура воды - 37°.
Снижают на 1° каждые 2-6 дней до 24-26°.
После обливания производят сухое растирание. Процедуру используют в качестве подготовительной к прохладным ножным ванночкам.
3. Прохладные ножные ванночки
Исходная температура воды - 37°
Продолжительность процедуры 6-8 минут
Снижают на 1° каждые 2-7 дней 14-18°
Соответственно ниже и продолжительность до 2-4 минут.
При температуре ниже 26° в воду добавляют поваренную соль из расчета 20 г. на 1 литр воды.
При температуре ниже 20° во время процедуры рекомендуется проводить массаж ног с помощью щетки.
Когда ребенок привыкает к указанным процедурам, можно рекомендовать ежедневные обливания ног водопроводной водой.
Воздействие на всю поверхность кожи:
1. Влажные обтирания
Температура воздуха в помещении не ниже 25-23°.
Исходная температура воды для обтирания 35-37°.
Снижают на 1° каждые 2-5 дней.
Продолжительность обтирания каждой части тела 1,5-2 минуты.
Конечная температура воды 18°.
После влажного проводят сухое обтирание.
2. Общие обливания
Назначаются и проводятся после курса влажных обтираний.
Исходная температура воды 30° со снижением до 18°.
Снижают на 1° каждые 3-7 дней.
3. Дождевой душ
Проводят только после курса общих обтираний и закаливающих холодных воздействий на стопы.
Исходная температура воды 35-37°.
Снижают на 1° каждые 2-7 дней до 27-23°.
Продолжительность душа 2-3 минуты.
При температуре ниже 25° используют дополнительный массаж щеткой.
Если процедура хорошо переносится, ее можно в дальнейшем использовать в качестве поддерживающей закаливание (при этом температура воды снижается до 18°).
4. Общие ванны
Проводят только после предварительного проведения курсов обтирания или обливания.
Исходная температура воды 36-38°.
Снижают на 1° каждые 2-5 дней до 30°.
Продолжительность процедуры уменьшают по мере снижения температуры от 12 минут до 6 минут.
Воздействие на область глотки и полость носа:
Это закаливание можно проводить с помощью пульверизатора или полосканий.
Температура воды для орошения (исходная) - 40°
Для полосканий (исходная) - 38°
Снижают на 1° каждые 3-6 дней до 15°
Первая процедура - 1 минута. Постепенно увеличивая до 5-6 минут. При использовании минеральной воды, в первой половине курса - без газа, затем можно использовать воду, содержащую газ.
Методика с использованием комнатных температур:
Контрастные ножные ванночки
Температура горячей воды на протяжении всего курса - 42°.
Повышение контрастности достигается понижением температуры холодной воды с 37° до 20-25°.
Снижают на 1° каждые 2-7 дней.
В холодную воду ноги погружают на 1,5-2 минуты.
В горячую - на 3 минуты - чередование.
Общая продолжительность процедуры 8-12 минут. Разница температуры более 10-15° - для пациентов с плохим тонусом сосудов носа или при длительном использовании сосудосуживающих капель в нос
Противопоказания:
1. Высокая температура тела.
2. При умственном и физическом перенапряжении (можно заменить теплым душем или ванной)
3. При состоянии психического угнетения (можно уменьшить нагрузку или заменить один методический прием другим)
Итак, для повышения иммунитета необходимо:
Важно, непросто лечить возникающие у детей заболевания, но и укреплять иммунитет, что является лучшей профилактикой болезней.
Практическая работа
«Заболеваемость учащихся начальной школы».
Цель: выявить количество дней пропущенных учащимися в течение года по месяцам.
Проследить закономерность заболеваемости учащихся в нашей школе.
Ход работы:
Выводы по практической работе:
Возможно целесообразнее организация повторения в этот период.
Необходимо выявлять классы с пониженной сопротивляемостью болезням и
проводить беседы и родительские собрания с привлечением медицинского
работника.
Тест-анкета для самооценки учащимися изменений
своего состояния и здоровья.
Цель: учащиеся должны субъективно оценить состояние своего здоровья и состояния за данный период.
Инструкция: оцени изменения твоего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11-бальной шкале: от -5 (максимально негативные для здоровья учащегося изменения) до +5 (максимально положительные для здоровья изменения); 0 баллов - отсутствие изменений.
Ход анкетирования:
Анализ анкетирования:
Учащиеся 2-4 классов по-разному оценивали своё состояние, но наибольшее количество ответов были на 5+. Учащиеся считают, что у них наблюдаются только положительные изменения здоровья. Мы считаем, что для более точных результатов необходимо провести сопоставление в течение нескольких раз в год. Есть учащиеся, которые оценивают своё состояние как негативное. К таким детям должно быть пристальное внимание со стороны учителей и родителей. Данное анкетирование можно использовать при проведении родительских собраний.
Основные выводы:
При поступлении в школу и возрастании нагрузок различные функциональные отклонения в организме в наблюдаются даже у практически здоровых детей. Эти так называемые психосоматические явления часто проявляются в форме головных болей, головокружений, приступов удушья, болей в сердце в животе, повышения или понижения артериального давления и прочих симптомов. У части школьников как результат истощения и поломки адаптационных механизмов возникает болезнь (или обостряется уже имеющаяся патология).
Учителя вместе с медицинским работником должны определять учащихся «группы риска» по заболеваемости, знать особенности работоспособности таких учащихся и учитывать их при построении учебного процесса. В школе и дома необходимо создать максимально комфортные для работы условия, не нарушающие здоровья учащихся.
Для оценки физического развития школьников используются три группы показателей: морфологические показатели, определяемые при измерении тотальных размеров тела; физиометрические – функциональные показатели, характеризующие состояние дыхательной и опорно-двигательной систем; соматоскопические – морфологические показатели, определяемые визуально при наружном осмотре тела. Это выявляется при ежегодном медосмотре.
Согласно листу здоровья учащихся относящихся к основной физкультурной группе в среднем 74%; из них практически здоровых детей (1 группа здоровья) – 15%; здоровых с морфофункциональными отклонениями (2 группа здоровья) – 59%. То есть процент здоровых детей очень низок, в основном они имеют те или иные отклонения в здоровье. Уровень здоровья учащихся: соотношение в процентах числа здоровых детей (1 группа) и практически здоровых (2 группа) к общему числу обследованных в начальных классах является стабильным на протяжении четырёх лет. К детям, относящимся к разным группам здоровья, должен осуществляться дифференцированный подход в практике учебно-воспитательной работы. Не только на уроках физкультуры, но и при изучении других предметов.
У представителей 1 группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуются без каких-либо ограничений, в соответствии с программами и возрастными возможностями. Дети, отнесённые ко 2 группе, нуждаются в особом внимании как группа риска по формированию хронической патологии. С ними необходимо проводить оздоровительные мероприятия, которые приводят к повышению сопротивляемости организма – закаливание, занятия физкультурой, оптимальный режим труда и отдыха. Дети, страдающие хроническими патологиями, должны быть под постоянным вниманием врачей, получать лечение. Это должно учитываться и учителями при работе с таким детьми.
Учёные проводят исследования и выявляют статистику по болезням характерным для данной возрастной группы. Также выясняются причины заболеваний школьников, которые связаны с окружающей школьника средой, в том числе и со школой. Задача учителя активно применять здоровьесберегающие технологии для эффективного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Мы выявили основные заболевания и их частоту у учащихся начальных классов в течение года. С помощью медицинского работника мы узнали, что самые встречающиеся заболевания – это заболевания органов дыхания. Они особенно опасны для детей возникновением осложнений, поэтому должны своевременно выявляться и лечиться.
Для уменьшения количества, заболевших нужно проводить грамотную профилактическую работу в школе и дома.
У учащихся определённых классов слабое здоровье – это просматривается из года в год, при переходе этих учащихся из класса в класс. Заболеваемость по месяцам за четыре года позволила выявить такие закономерности: заболеваемость высокая осенью, зимой или весной (октябрь, февраль, апрель).
Анализ заболеваемости учащихся должен проводиться не только медицинским работником, но и учителем.
Заключение:
Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медиков и родителей. Однако следует помнить, что условия школьной жизни являются более значимым фактором для формирования здоровья учащихся, чем, например, получаемый от родителей генофонд или усилия органов медицины, здравоохранения. Решить проблему оздоровления только выявлением и лечением детей, уже заболевших, невозможно. Только своевременное, целенаправленное, систематическое проведение комплекса профилактических и реабилитационных мероприятий, в первую очередь в сфере школьной жизни, позволит исключить негативные тенденции в динамике показателей здоровья.
Опора на здоровьесберегающие, естественно-научные принципы при организации учебно-воспитательного процесса помогают повысить качество усвоения знаний, так как оптимальное протекание функций обеспечивает высокую работоспособность и комфортное состояние школьника.
Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются следующие: перегрузка учебным материалом, медицинская и психологическая неграмотность родителей, недостаточное внимание к двигательной активности и физической культуре ребёнка. Опыт различных учебных учреждений показывает, что рациональная организация учебно-воспитательного процесса, чередование умственной и физической нагрузки, индивидуальный подход к детям позволяют не только сохранить, но и в ряде случаев повысить уровень здоровья учащихся. Здоровье – это общая забота.
Приложение
Таблица 1
Группы здоровья в начальных классах.
2004-2005уч.г. | 2005-2006 уч.год | 2006-2007 уч.год | |
Всего учеников | 171 чел. | 172 чел. | 202чел. |
Основная группа здоровья | 129-75% | (123 – 72%)1гр.-23- 13% 2гр.-111-65% | 153 -76% 1гр. – 31-15% 2гр. – 122-60% |
Подготовительная группа здоровья | 33-20% | 37-22% | 38 -19% |
Специальная группа здоровья | 5-3% | 4-2% | 4-2% |
Освобожденные | 4-2% | 8-4% | 7-3% |
Таблица 2
Физкультурные группы и группы здоровья в начальных классах
на 2007/2008 учебный год
Класс | Физкультурная группа | Группа здоровья | |||||||
Осн. | Подг. | Спец. | Осв. | I | II | III | IV | V | |
1А | 20 | 2 | 2 | 7 | 14 | 3 | 1 | ||
1Б | 19 | 5 | 1 | 3 | 20 | 1 | 2 | ||
2А | 18 | 5 | 1 | 3 | 18 | 2 | |||
2Б | 17 | 8 | 6 | 19 | 1 | ||||
3А | 19 | 5 | 1 | 5 | 13 | 2 | 2 | ||
3Б | 15 | 9 | 1 | 2 | 21 | 2 | 1 | ||
4А | 20 | 7 | 3 | 24 | 1 | 1 | 1 | ||
4Б | 19 | 7 | 5 | 17 | 3 | ||||
Итог 201 | 147 (73%) | 48 (24%) | 4 (2%) | 2 (1%) | 34 (17%) | 146 (72%) | 16 (7%) | 7 (3%) | 1 (1%) |
Таблица 3
Виды заболеваний учащихся МОУ СОШ №13
за I полугодие 2007-2008 учебного года
Болезни | Количество учащихся | Количество дней болезни | ||
Инфекционные и паразитарные: | 1-9 классы | 10-11 классы | 1-9 классы | 10-11 классы |
Энтерит | 3 | 33 | ||
Отравления | 1 | 11 | ||
Ветряная оспа | 2 | 25 | ||
Скарлатина | 1 | 10 | ||
Итого | 7 | 79 | ||
Органы слуха: Отит | 1 | 1 | 8 | 5 |
Итого | 1 | 1 | 8 | 5 |
Органы зрения: Миопия | 2 | 1 | 20 | 4 |
Прочие | 1 | 5 | ||
Итого | 3 | 1 | 25 | 4 |
Органы дыхания: ОРЗ, грипп | 108 | 30 | 811 | 205 |
Пневмония | 1 | 23 | ||
Аденоиды | 7 | 1 | 82 | 5 |
Бронхиальная астма | 1 | 1 | 10 | 14 |
Итого | 117 | 32 | 926 | 224 |
Органы пищеварения: Гастродуоденит | 3 | 1 | 27 | 4 |
Дискинезия желчевыводящих путей | 1 | 7 | ||
Панкреатит | 2 | 12 | ||
Итого | 6 | 1 | 46 | 4 |
Болезни кожи | 2 | 9 | ||
Прочие | 1 | 4 | ||
Итого | 3 | 13 | ||
Болезни мочеполовой системы: ИМВП | 1 | 13 | ||
Итого | 1 | 13 | ||
Травмы | 9 | 3 | 62 | 24 |
График 1. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2004-2005 учебный год.
Таблица 4. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2004-2005 учебный год.
Классы | С | О | Н | Д | Я | Ф | М | А | М | Итог |
1А | 24 | 37 | 14 | 31 | 35 | 93 | 42 | 10 | 13 | 299 |
1Б | 25 | 79 | 43 | 64 | 22 | 66 | 37 | 44 | 20 | 400 |
2А | 15 | 59 | 5 | 23 | 28 | 39 | 58 | 22 | 26 | 275 |
2Б | 15 | 76 | 17 | 42 | 28 | 23 | 37 | 14 | 9 | 261 |
3 | 28 | 50 | 78 | 38 | 32 | 54 | 40 | 34 | 33 | 387 |
4А | 38 | 49 | 35 | 22 | 22 | 42 | 39 | 5 | 20 | 272 |
4Б | 25 | 23 | 24 | 16 | 3 | 34 | 31 | 17 | 15 | 188 |
Итого | 170 | 373 | 216 | 236 | 170 | 351 | 284 | 146 | 136 | 2082 |
График 2. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2005-2006 учебный год.
Таблица 5. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2005-2006 учебный год
Классы | С | О | Н | Д | Я | Ф | М | А | М | Итог |
1А | 7 | 0 | 6 | 23 | 1 | 0 | 7 | 19 | 6 | 69 |
1Б | 11 | 18 | 4 | 37 | 8 | 3 | 7 | 16 | 6 | 110 |
2А | 19 | 23 | 35 | 69 | 20 | 17 | 32 | 65 | 24 | 304 |
2Б | 65 | 31 | 41 | 50 | 8 | 25 | 38 | 60 | 42 | 360 |
3А | 17 | 12 | 25 | 76 | 24 | 11 | 29 | 8 | 29 | 221 |
3Б | 19 | 25 | 12 | 15 | 18 | 21 | 13 | 42 | 8 | 173 |
4 | 38 | 38 | 12 | 76 | 37 | 47 | 39 | 39 | 7 | 333 |
Итого | 176 | 147 | 135 | 484 | 116 | 124 | 165 | 249 | 122 | 1718 |
График 3. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2006-2007 учебный год.
Таблица 6. Заболеваемость учащихся начальной школы за 2006-2007 учебный год
Классы | С | О | Н | Д | Я | Ф | М | А | М | Итог |
1 А
| 38 | 59 | 40 | 26 | 26 | 55 | 98 | 53 | 49 | 444 |
1 Б | 39 | 41 | 14 | 38 | 11 | 28 | 28 | 31 | 56 | 286 |
2 А | 9 | 20 | 14 | 10 | 10 | 30 | 40 | 7 | 9 | 149 |
2 Б | 5 | 65 | 22 | 24 | 8 | 55 | 33 | 21 | 6 | 239 |
3 А | 46 | 52 | 22 | 45 | 47 | 92 | 18 | 55 | 21 | 398 |
3 Б | 27 | 65 | 41 | 35 | 42 | 79 | 38 | 47 | 26 | 400 |
4 А | 16 | 17 | 47 | 32 | 16 | 80 | 33 | 48 | 24 | 313 |
4 Б | 27 | 37 | 30 | 33 | 20 | 35 | 53 | 10 | 19 | 254 |
Итого | 207 | 356 | 230 | 243 | 180 | 454 | 341 | 272 | 210 | 2493 |
График 4. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2007-2008 учебный год.
Таблица 7. Заболеваемость учащихся начальной школы
за 2007-2008 учебный год.
Классы | С | О | Н | Д | Я | Ф | М | А | М | Итог |
1а | 70 | 10 | 53 | 56 | 21 | 62 | 47 | 19 | 9 | 347 |
1б | 42 | 37 | 5 | 27 | 31 | 13 | 9 | 4 | 10 | 178 |
2а | 54 | 51 | 45 | 47 | 37 | 42 | 37 | 20 | 10 | 343 |
2б | 9 | 9 | 31 | 78 | 40 | 53 | 51 | 28 | 299 | |
3а | 39 | 21 | 19 | 63 | 8 | 70 | 7 | 37 | 14 | 278 |
3б | 51 | 60 | 44 | 46 | 15 | 43 | 13 | 27 | 14 | 313 |
4а | 42 | 45 | 19 | 53 | 53 | 67 | 39 | 45 | 22 | 385 |
4б | 64 | 40 | 26 | 55 | 26 | 43 | 36 | 45 | 18 | 353 |
Итого | 371 | 273 | 242 | 425 | 231 | 393 | 239 | 225 | 97 | 2496 |
Использованная литература:
[1] Кирпичёв В.И. «Физиология и гигиена младшего школьника» 1-4 классы М., «Владос», 2002 - стр.5.
[2] Эрисман Ф.Ф. Избр. произв. – м., 1959. – стр. 16.
[3] Кирпичёв В.И. «Физиология и гигиена младшего школьника» 1-4 классы М., «Владос», 2002 - стр.11
[4] Кирпичёв В.И. «Физиология и гигиена младшего школьника» 1-4 классы М., «Владос», 2002 - стр.14
[5] Кирпичёв В.И. «Физиология и гигиена младшего школьника» 1-4 классы М., «Владос», 2002 - стр.21
[6] Медико-психологическое обеспечение педагогического процесса. – М., 1997.
[7] Там же.
[8] Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы» М., «Аркти», 2003, стр. 27.
Рисуем осенние листья
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Акварель + трафарет = ?
Как Снегурочке раскатать тесто?
За чашкой чая