Проценты - одно из математических понятий, которое часто встечается в нашей жизни. Автор проекта проанализировал большое количество литературы по данной теме, составил интересное и нужное пособие - практикум для школьников 5-11 классов, учителей математики и для тех, кому интересна данная тема.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sozdanie_sbornika_zadachi_na_protsenty_v_nashey_zhizni.doc | 2.29 МБ |
sbornik_zadachi_na_protsenty_v_nashey_zhizni.doc | 695 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Мегион
2013
Автор – составитель Галимуллин Амир, ученик
10 ф/м класса МБОУ «СОШ № 1», г. Мегион,
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Учитель – консультант Хайржанова Ольга Николаевна, учитель математики МБОУ «СОШ № 1», г. Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
Пособие предназначено для школьников 5-х – 11-х классов, учителей математики и для тех, кому интересна данная тема. Пособие поможет выпускникам основной и средней школы при подготовке к экзаменам.
Данное пособие содержит основные способы решения задач на проценты, задачи на проценты, часто встречающиеся в различных жизненных ситуациях, и их решение, небольшую историческую справку, интересные факты. В каждом разделе предлагаются задачи для самостоятельного решения, в конце пособия имеются ответы.
Содержание
Введение…………………………………………............ | 4 |
История возникновения процентов…………………… | 5 |
Основные способы решения задач на проценты…………………………………...……….. | 9 |
Задачи на проценты в нашей жизни…………………... | 21 |
| 21 |
| 25 |
в теории вероятности………………………….. | 29 |
науке…………………………………………..... | 33 |
на различные виды услуг………………………. | 37 |
| 40 |
| 44 |
| 47 |
компонентов в различных веществах……….. | 50 |
вычислениями в литературных произведениях... | 53 |
Интересные факты……………………………………... | 58 |
Ответы…………………………………………………... | 61 |
Литература……………………………………………… | 63 |
Введение
Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, промышленное производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции составил 8% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д.
В настоящее время понимание процентов и умение производить процентные расчеты, необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, экономическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе. Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки невозможны без умения производить несложные процентные вычисления. Любой человек должен уметь свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитать различные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбрать наиболее выгодные.
История возникновения процентов
Слово «процент» происходит от латинского слова
pro centum, что буквально переводится «за сотню», или «со ста». Обозначается знаком «%».
Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми. Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян, которые пользовались шестидесятеричными дробями. Уже в клинописных таблицах вавилонян содержатся задачи на расчет процентов. До нас дошли составленные вавилонянами таблицы процентов, которые позволяли быстро определить сумму процентных денег. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, то есть, пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов. Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.
В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, то есть сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.
Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Симон Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий.
Симон Стевин
Таблицы для расчета
процентов С.Стевина.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.
Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
Употребление термина «процент» в качестве нормы русского языка начинается с конца XVIII века. Об этом свидетельствует сравнительный анализ текстов двух фундаментальных учебников по математике Ефима Войтеховского (первое издание 1795 года) и Т.Ф. Осиповского (первое издание 1802 года). В обоих учебниках имеется по несколько задач «на проценты по вкладу», но Е. Войтеховский оперирует исключительно сотыми долями, тогда как Т.Ф. Осиповский уже употребляет термин «процент».
В некоторых вопросах иногда применяют и более мелкие, тысячные доли, так называемые «промилле» (от латинского
pro mille – «с тысячи»), обозначаемые по аналогии с процентами. Изобретение математических знаков и символов значительно облегчило изучение математики и способствовало дальнейшему ее развитию.
Если говорить о предметах, о некоторой заданной совокупности – деньгах, зарабатываемых в семье, материалах, продуктах питания, то процент – это 100 сотых частей самого себя. Поэтому обычно говорят, что величина «принимается за 100%».
Если речь идет о проценте от данного числа, то это число принимается за 100%. Например, 1% зарплаты – это сотая часть зарплаты; 100% зарплаты – это 100 сотых частей зарплаты, то есть вся зарплата. Подоходный налог с зарплаты берется в размере 13%, то есть 13 сотых от зарплаты. Надпись «60% хлопка» на этикетке обозначает, что материал содержит 60 сотых хлопка, то есть более чем на половину состоит их чистого хлопка. 3,2% жира в молоке означает, что 3,2 сотых массы продукта составляет жир (или, другими словами, в каждых 100 граммах этого продукта содержится 3,2 грамма жира).
Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения. Например, уровень подростковой преступности повысился на 3%, в этом ничего страшного нет – быть может, эта цифра отражает только естественные колебания уровня. Но, если он повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и необходимости изучения причин такого явления и принятия соответствующих мер.
Основные способы
решения задач на проценты
1). Нахождение части от целого.
Правило: Чтобы найти часть (%) от целого, надо число умножить на часть (проценты, переведенные в десятичную дробь).
Пример. В классе 32 ученика. Во время контрольной работы отсутствовало 12,5% учащихся. Сколько учеников отсутствовало?
Решение: 1 способ. Целое в этой задаче – общее количество учащихся (32).
1) 12,5% : 100% = 0,125
2) 32 · 0,125 = 4 (уч.) - отсутствовало
2 способ. Пусть х учеников отсутствовало, что составляет 12,5%. Если 32 ученика – общее количество учеников (100%), то
32 ученика – 100%
х учеников – 12,5%
х = 32·12,5:100 = 4 (уч.) – отсутствовало.
Ответ: в классе отсутствовало 4 ученика.
2). Нахождение целого по его части.
Правило: Чтобы найти целое по его части (%-ам), надо число разделить на часть (проценты, переведенные в десятичную дробь).
Пример. Коля истратил в парке аттракционов 120 рублей, что составило 75% всех его карманных денег. Сколько было карманных денег у Коли до прихода в парк аттракционов?
Решение: 1 способ. В этой задаче надо найти целое, если известна данная часть и значение этой части.
1)75%:100% = 0,75
2)120 : 0,75 = 160(руб.) – было у Коли
2 способ. Пусть х рублей было у Коли, что составляет целое, то есть 100%. Если он потратил 120 рублей, что составило 75%, то
120 рублей – 75 %
х рублей – 100 %
х = 120·100 :75 = 160(руб.)
Ответ: у Коли было 160 рублей.
3). Выражение в процентах отношения двух чисел.
Типовой вопрос: Сколько процентов составляет одна величина от другой?
Пример 1. Ширина дачного участка прямоугольной формы 20 м, а длина 32 м. Сколько % составляет ширина от длины? (Длина является основой для сравнения)
Решение: В этой задаче длина участка 32 м составляет 100%, тогда ширина 20 м составляет х%. Составим и решим пропорцию: 20 м – х %
32 м – 100 %
х = 20 ·100 : 32 = 62,5%
Ответ: ширина составляет от длины 62,5%.
Пример 2. Ширина дачного участка прямоугольной формы 20 м, а длина 32 м. Сколько процентов составляет длина от ширины? (Ширина является основой для сравнения)
Решение: В этой задаче ширина участка 20 м составляет 100%, тогда длина 32 м составляет х%. Составим и решим пропорцию:
20 м – 100 %
32 м – х %
х = 32·100 : 20 = 160%
Ответ: длина составляет от ширины 160%.
! Обратите внимание на то, как меняется решение в зависимости от изменения вопроса.
4). Выражение в процентах изменения величины.
Типовой вопрос: На сколько процентов изменилась (увеличилась или уменьшилась) первоначальная величина?
Правило: Чтобы найти изменение величины в % надо:
1) найти, на сколько изменилась величина (без %);
2) разделить полученную величину из пункта 1) на величину, являющуюся основой для сравнения;
3) перевести результат в % (выполнив умножение на 100%).
Пример 1. Цена платья снизилась с 1250 рублей до 1000 рублей. На сколько процентов снизилась цена платья?
Решение: 1 способ. Основа для сравнения здесь 1250 рублей (т.е. то, что было изначально)
1) 1250 –1000 = 250 (руб.) - на столько изменилась цена платья.
2) 250:1250 ·100% = 20%
2 способ.
1250 –1000 = 250 (руб.) - на столько изменилась цена платья.
В этой задаче первоначальная цена 1250 рублей - это 100%, тогда изменение цены 250 рублей составляет х%. Составим и решим пропорцию: 1250 руб. – 100%
250 руб. – х%
х = 250 ·100 : 1250 = 20%
Ответ: цена платья уменьшилась на 20%.
Пример 2. Цена платья повысилась с 1000 рублей до 1250 рублей. На сколько процентов повысилась цена платья?
Решение: 1 способ. Основа для сравнения здесь 1000 рублей (т.е. то, что было изначально)
1) 1250 –1000 = 250 (руб.) - на столько изменилась цена платья.
2) 250:1000 ·100% = 25%
2 способ.
1250 –1000 = 250 (руб.) - на столько изменилась цена платья.
В этой задаче первоначальная цена 1000 рублей 100%, тогда изменение цены 250 рублей составляет х%. Составим и решим пропорцию:
1000 руб. – 100 %
250 руб. – х %
х = 250 ·100:1000 = 25%
Ответ: цена платья увеличилась на 25%.
! Обратите внимание на то, как меняется решение в зависимости от изменения вопроса.
5). Последовательное изменение величины (числа).
Пример. В магазине «Эльдорадо» цену на утюг уменьшили на 15%, а затем увеличили на 20%. На сколько процентов изменилась цена на утюг?
Самая распространенная ошибка: цена увеличилась на 5 %.
Решение: 1 способ.
1) Хотя исходная цена не дана, для простоты решения можно принять её за 100 (т.е. одно целое или 1)
2) Если цена уменьшилась на 15%, то полученная цена составит 85% или от 100 это было бы 85.
3) Теперь полученный результат надо увеличить на 20%, т.е.
85 – 100%
х – 120% (т.к. цена увеличилась на 20%)
х = 85 ·120:100 = 102
4) Таким образом, в результате изменений цена 100 (первоначальное значение) изменилась и стала 102, а это означает, что первоначальная цена увеличилась на 2%.
2 способ.
1) Пусть исходная цена х рублей.
2) Если цена уменьшилась на 15%, то полученная цена составит 85% от х, т.е. 0,85х.
3) Теперь полученное число надо увеличить на 20%, т.е.
0,85х – 100%
у – 120% (т.к. цена увеличилась на 20%)
у = 0,85х ·120:100 = 1,02х
4) Таким образом в результате изменений цена х (первоначальное значение), является основой для сравнения, а цена 1,02х (полученное значение), тогда
х – 100%
1,02х – к%
к =(1,02х ·100):х = 102%
102% - 100% = 2%
Ответ: цена на утюг увеличилась на 2%.
6). Решение задач с использованием понятия коэффициента увеличения.
Правило: Чтобы увеличить положительное число а на р процентов, следует умножить число а на коэффициент увеличения к=(1+0,01р).
Чтобы уменьшить положительное число а на р процентов, следует умножить число а на коэффициент уменьшения к= (1-0,01р).
Пример. Вклад, вложенный в сбербанк два года назад, достиг суммы, равной 13125 рублей. Каков был первоначальный вклад при 25% годовых?
Решение: Пусть х (руб.) – размер первоначального вклада, то в конце первого года вклад составит 1,25х, а в конце второго года размер вклада составит 1,25 ·1,25х.
Решаем уравнение 1,25 · 1,25х=13125
1,5625х=13125
х=13125:1,5625
х=8400.
Ответ: 8400 рублей.
7). Решение задач на проценты по формулам.
Формула простых процентов: Sn = S0(1+), где Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами), S0 – исходная сумма, р% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период, n – число периодов начисления.
Формула сложных процентов: Sn = S0﴾1+﴿n, где Sn – наращенная сумма (исходная сумма вместе с начисленными процентами), S0 – исходная сумма, р% - процентная ставка от суммы, выраженная в долях за период, n – число периодов начисления.
Пример. Клиент открыл в банке счет и положил на срочный вклад 500 тысяч рублей. Определите сумму вклада через 2 года, если банк начисляет сложные проценты по ставке 30% годовых и дополнительных вложений не было.
Решение: По формуле сложных процентов S2 = 500 · ﴾1+﴿2 = 500 ·= 845 тысяч рублей.
Ответ: 845 тысяч рублей.
8). Старинный способ решения задач на проценты (был описан в «Арифметике» Л.Ф.Магницкого).
Пример 1. При смешивании 5%-ого раствора кислоты с 40% -ым раствором кислоты получили 140 г 30%-ого раствора. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?
Решение: Друг под другом пишутся содержания кислот имеющихся растворов, слева от них и примерно посередине – содержание кислоты в растворе, который должен получиться после смешивания. Соединив написанные числа чёрточками, получим такую схему:
Рассмотрим пары 30 и 5, 30 и 40. В каждой паре из большего числа вычтем меньшее и результат запишем в конце соответствующей чёрточки. Получится такая схема:
Из неё делается заключение, что 5%-ого раствора следует взять 10 частей, а 40%-ого 25 частей, т.е. для получения 140 г 30%-ого раствора нужно взять 5%-ого раствора 40 г, а 40%-ого - 100 г
(10+25 = 35 частей всего,
140:35 = 4 г-вес одной части,
4·10 = 40 г,
4·25 = 100 г)
Ответ: 5%-ого раствора 40 г, а 40%-ого - 100 г.
Пример 2. Имеется серебро 12-й, 11-й и 5-й пробы. Сколько и какого серебра надо взять для получения 1 кг серебра 9-й пробы?
Решение: Применим метод, рассмотренный в примере 1 дважды: первый раз, взяв серебро с наименьшей и наибольшей пробой, а во второй раз – с наименьшей и средней пробой. Получим следующую схему:
При этом найдены доли, в которых нужно сплавлять серебро наибольшей и средней пробы (4 и 4). Сложив затем доли серебра наименьшей пробы, найденные в первый и
во второй раз (3+2 = 5), получим долю серебра наименьшей пробы в общем сплаве.
Таким образом, надо взять кг серебра 5-й пробы, кг серебра 12-й пробы, кг серебра 11-й пробы.
Данная задача имеет не единственное решение. 9-й пробы серебро можно получить, сплавляя серебро 5-й и 12-й пробы в отношении 3:4(1 сплав) или серебро 5-й и 11-й пробы в отношении 2:4(2 сплав). Соединяя 1 и 2 сплавы в любой пропорции, мы будем получать различные сплавы серебра 9-й пробы.
Ответ: надо взять кг серебра 5-й пробы,
кг серебра 12-й пробы, кг серебра 11-й пробы.
Пример 3. Имеется 240 г 70%-ого раствора уксусной кислоты. Нужно получить 6%-ный раствор кислоты. Сколько граммов воды (0%-ный раствор) нужно прибавить к имеющемуся раствору?
Решение: Составим схему:
Итак, 240:6 = 40 г - составляет одна часть, а воды следует взять 64 части, т.е. 64·40 = 2560 г
Ответ: нужно прибавить к имеющемуся
раствору 2560 г воды.
9). Решение задач на проценты с помощью «Квадрата Пирсона».
Этот способ предложил английский математик и статистик Карл Пирсон.
Пример 1. Как приготовить 25%-ый раствор сульфата цинка из 76%-ого и 15%-ого растворов? Сколько граммов каждого раствора потребуется?
Решение: Чертим квадрат 3×3. В левом верхнем и нижнем углу записываем проценты растворов, которые взяли (76% и 15%). В центре квадрата записываем проценты раствора, которые надо получить (25%). По диагонали вычитаем и результаты записываем в правом нижнем и верхнем углу (если в результате вычитания получается отрицательное число, то знак « - » убираем). Получаем количество частей вещества, которое нужно взять.
76% |
| 10 | 10 г 76% |
| 25% |
|
|
15% |
| 51 | 51 г 15% |
Ответ: 10 г 76%-ого и 51 г 15%-ого растворов.
Недостатком этого метода является то, что его можно применять только при смешивании двух растворов. То есть если нужно смешать три или более веществ, «квадрат Пирсона» здесь не поможет.
Пример 2. В лаборатории имеется 72%-ый раствор серной кислоты. Как из этого и 9%-ого растворов приготовить 630 г 36%-ого раствора?
Решение:
72% |
| 27 | 3 | 90·3 = 270 г (72%) |
630 г | 36% |
| Всего 7 частей, 630 г :7 = 90 г- одна часть |
|
9% |
| 36 | 4 | 90·4 = 360 г (9%) |
Ответ: надо 270 г 72%-ого и 360 г 9%-ого растворов.
Пример 3. Уксусная эссенция содержит 80% уксусной кислоты. Как приготовить 160 г 5%-ого раствора уксусной кислоты для приправы?
Решение:
80% |
| 5 | 1 | 10 г (80% раствора) |
160 г | 5% |
| 16 частей. 160:16 = 10 г |
|
0% |
| 75 | 15 | 150 г воды |
Ответ: нужно смешать 10 г 80%-ого раствора и 150 г воды.
Пример 4. Для получения 4 тонн нержавеющей стали, содержащей 20% хрома, на ОАО «Мечел» сплавили два сорта стали, содержащие соответственно 30% и 10% хрома. Определить массы каждой марки стали, взятой для сплавления.
Решение:
30% |
| 10 | 1 | 2 т (30%) |
4 т | 20% |
| 2 части; 4 т:2=2 т |
|
10% |
| 10 | 1 | 2 т (10%) |
Ответ: 2 т 30% и 2 т 10% хромированной стали.
Пример 5. В лаборатории для определения качества молока и молочной продукции имеются два сосуда с молочным продуктом с массовой долей молочного жира соответственно 5% и 25 %. Какаю массу каждого продукта необходимо взять для приготовления 500 г молока 10 %-ной жирности?
Решение: «Квадрат Пирсона» ещё называют вычислением по правилу «креста». Вводим обозначения:
При вычитании по диагонали из большого числа вычитаем меньшее. Записываем друг под другом массовые доли исходных растворов, а правее между ними – массовую долю раствора, который необходимо приготовить. Из большого значения массовой доли (0,25) вычитаем заданное значение (0,1) и записываем результат справа вверху. Далее из заданного значения массовой доли (0,1) вычитаем меньшее значение (0,05) и записываем результат справа внизу. Числа 0,15 и 0,05 показывают, в каком массовом отношении надо взять молочного продукта с
Ответ: для приготовления 500 г молока
10 %-ной жирности требуется 375 г 5 %-го и 125 г 25 %-го молочного продукта соответственно.
Выводы:
1. В задачах на проценты – переходим от процентов к конкретным величинам. Или, если надо – от конкретных величин к процентам. Внимательно читаем задачу!
2. Очень тщательно изучаем, от чего нужно считать проценты. Если об этом не сказано прямым текстом, то обязательно подразумевается. При последовательном изменении величины, проценты подразумеваются от последнего значения. Внимательно читаем задачу!
3. Закончив решать задачу, читаем её ещё раз. Вполне возможно, вы нашли промежуточный ответ, а не окончательный. Внимательно читаем задачу!
Задачи на проценты в нашей жизни
1). Задачи на проценты в торговле.
Задача № 1. Цена 1 кг яблок в магазине «Подсолнух» первоначально составляла 56 рублей. C декабря месяца цена сначала поднялась на 15%, а потом понизилась на 6%, затем снова поднялась на 10%. Какова конечная цена 1 кг яблок?
Решение:
I действие: 56 руб. - 100%
х - 15%
x= (56·15):100 = 8,4 (руб.)
56 + 8,4 = 64,4 (руб.) – цена 1 кг яблок после повышения цены.
II действие: 64,4 – 100%
х - 6%
x= (64,4·6):100 ≈ 3,86 (руб.)
64,4 – 3,86 = 60,54 (руб.) - цена 1 кг яблок после понижения цены.
III действие: 60,54 – 100%
х - 10%
x = (60,54·10):100 ≈ 6,05 (руб.)
60,54+6,05 = 66,59 (руб.) - цена 1 кг яблок после повышения цены.
Ответ: цена 1 кг яблок стала 66,59 рубля.
Задача № 2. Зонт стоил 360 рублей. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Решение:
1) Стоимость зонта в ноябре составляла 85 % от 360 руб., т. е. 360·0,85 = 306(руб.).
2) Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта; теперь следует искать 90 % от 306 руб., т. е.
306·0,9 = 275,4 (руб.)
Ответ: 275 рублей 40 копеек.
Задача № 3. Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%?
Решение: Находим 10% от 40
10:100 ·40 = 0,1·40 = 4 руб.
40+4 = 44 (руб.)
Новая цена ручки составит 44 рубля. 900 : 44≈20,45, т.е. 20 ручек.
Ответ: на 900 рублей можно купить 20 ручек.
Задача № 4. Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?
Решение: Запомним важное правило: за 100% принимается та величина, с которой мы сравниваем.
Цена была повышена на 16% по сравнению с чем? — с прежней ценой. Значит, прежняя цена — это 100%, новая цена — 100%+16% = 116%. Составляем пропорцию:
100% - х руб.
116% - 3480 руб.
Составляем и решаем уравнение 100 ·3480 = 116 · х
х = 100 ·3480:116
х = 3000.
Ответ: 3000 рублей стоил чайник до повышения цены.
Задача № 5. При покупке ребенку новых лыж с ботинками родителям пришлось заплатить на 35 % больше, чем два года назад, причем лыжи подорожали с тех пор на 20 %, а ботинки — на 70 %. Сколько процентов от стоимости лыж с ботинками составляла два года назад стоимость лыж?
| Стоимость лыж (руб.) | Стоимость ботинок (руб.) | Стоимость лыж и ботинок вместе (руб.) |
Два года назад | х | у | х + у |
Сейчас | х + 0,2х = 1,2х | у + 0,7у = 1,7у | (х + у) + 0,35(х + у) |
Уравнение:
1,2х + 1,7у = (х + у) + 0,35(х + у)
1,2х + 1,7у = х + у + 0,35х + 0,35у
1,2х + 1,7у = 1,35х + 1,35у
1,7у – 1,35у = 1,35х – 1,2х
0,35у = 0,15х
х = 0,35у : 0,15
х = у
х = у
х = у
· 100% = у : (у + у) ·100% = у : у · 100% =
= · 100% = 70%
Ответ: 70% от стоимости лыж с ботинками
составляла два года назад стоимость лыж.
Задачи для самостоятельного решения.
2). Задачи на проценты в банковском деле.
В банковском деле различают простые и сложные виды процентов. При использовании простых процентов процент начисляется на первоначальную сумму вклада (кредита) на протяжении всего периода начисления. В случае же со сложными процентами процент в конце каждого интервала начисляется на сумму первоначального вклада (кредита) и начисленных за предшествующие интервалы процентов.
Рассмотрим пример применения простых и сложных видов процентов. Банк «А» и банк «Б» предлагают вкладчикам срочный вклад на 3 года под 10 % годовых с выплатой процентов в конце срока. Банк «А» при начислении процентов использует схему простых процентов, а банк «Б» – схему сложных процентов. Какой банк Вы выберите для того, чтобы положить на срочный вклад 20 тысяч рублей? По формуле простых процентов рассчитаем будущую стоимость капитала, помещенного в банк «А»: Sn = S0(1+),
S3 = 20000·(1+) = 20000 ·= 26000 рублей.
По формуле сложных процентов рассчитаем будущую стоимость капитала, помещенного в банк «Б»: Sn = S0﴾1+﴿n
S3 = 20000 · ﴾1+﴿3 = 20000·1,13 = 20000·1,331 = 26620 рублей.
Таким образом, выгоднее выбрать банк «Б».
Задача № 1. На банковский счет было положено 10 тысяч рублей. После того, как деньги пролежали один год, со счета сняли 1 тысячу рублей. Еще через год на счету стало 11 тысяч рублей. Какой процент годовых начисляет банк?
Решение:
Пусть банк начисляет р% годовых.
1) Сумма в 10000 рублей, положенная на банковский счет под р% годовых, через год возрастет до величины
10000 + 0,01p ·10000 = 10000 + 100р руб.
Когда со счета снимут 1000 руб., там останется 9000 + 100р руб.
2) Еще через год последняя величина за счет начисления процентов возрастет до величины 9000 + 100р + 0,01p(9000 + +100р) = р2 + 190р + 9000 руб.
По условию эта величина равна 11000 руб., поэтому имеем квадратное уравнение.
р 2 + 190р + 9000 = 11000;
р 2 + 190р - 2000 = 0
Решим это квадратное уравнение, используя теорему Виета, p1 = 10, p2 = -200.
Отрицательный корень не подходит.
Ответ: начислялось 10% годовых.
Задача № 2. Каким должен быть начальный вклад, чтобы при ставке 4% в месяц увеличился за 8 месяцев до 33000 рублей?
Решение:
S0 · (1+8 ·) = 33000,
S0 = 33 000 · = 25000 рублей
Ответ: начальный вклад должен быть 25000 рублей.
Задача № 3. Банк обещал своим клиентам годовой рост вклада 30%. Какую сумму денег может получить человек, вложивший в этот банк 450 тысяч рублей?
Решение:
1) 450 · 0,3 = 135( тыс. руб.) – «прирост» за год.
2) 450 + 135 = 585( тыс. руб.)
Ответ: в конце года на счете будет
находиться 585 тысяч рублей.
Задачу можно было бы решить и иначе: сначала найти сколько процентов составит сумма на счете в конце года от первоначальной – 100% + 30% = 130%, а затем вычислить 130% от 450 тысяч рублей.
Задача № 4. Какую сумму следует положить в банк, выплачивающий 25% годовых, чтобы по истечении года получить 1000 рублей?
Решение:
1)100% + 25% = 125% - составляет 1000 руб. от первоначального вклада.
2)100 ·1000:125 = 800 (руб.) – сумма вклада.
Ответ: сумма вклада 800 рублей.
Задача № 5. Банк выплачивает вкладчикам каждый месяц 2% от внесённой суммы. Клиент сделал вклад в размере 500 рублей. Какая сумма будет на его счёте через полгода?
Решение: Для решения задачи достаточно подставить в формулу величину процентной ставки p = 2, число месяцев n = 6 и первоначального вклада S0 = 500:
S = 500 ·(1 + ) = 500 ·1,12= 560 (руб.)
Ответ: через полгода на вкладе будет 560 рублей.
Задачи для самостоятельного решения.
3). Задачи на проценты в статистике и
в теории вероятности.
Задача № 1. На экзамене 60 билетов. Олег не выучил 12 из них. Найдите вероятность того, что ему попадется выученный билет. Ответ дайте в процентах.
Решение:
1) 60-12 = 48 (б.)- выучил Олег
2) 48:60 ·100% = 80%
Ответ: 80%
Задача № 2. Определите, сколько курящих детей в школе, в которой обучается 500 мальчиков и 600 девочек, если по статистике курящих мальчиков – 60%, курящих девочек – 40%.
Решение: 1) 500 – 100%
х - 60%
х =(500·60):100= 300 (м.)
2) 600 – 100%
х – 40%
х = (600·40):100= 240 (д.)
3) 300 м. + 240 д. = 540 (дет.).
Ответ: 540 курящих детей в школе.
Задача № 3. Перед началом первого тура чемпионата по бадминтону участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 26 бадминтонистов, среди которых 10 участников из России, в том числе Руслан Орлов. Найдите вероятность того, что в первом туре Руслан Орлов будет играть с каким-либо бадминтонистом из России?
Решение: «Зафиксируем» Руслана Орлова. Теперь осталось найти вероятность того, что в паре с ним окажется бадминтонист из России. Если мы исключили Руслана Орлова из списка спортсменов (мы его «зафиксировали»), то нам осталось выбрать ему пару из 25 спортсменов, из которых 9 участников из России.
То есть число всех возможных исходов равно 25, а число благоприятных исходов равно 9.
Следовательно, p =·100% = 36%
Ответ: 36%
Задача № 4. Биатлонист пять раз стреляет по мишеням. Вероятность попадания в мишень при одном выстреле равна 0,8. Найдите вероятность того, что биатлонист первые три раза попал в мишени, а последние два раза промахнулся. Результат округлите до сотых и дайте в процентах.
Решение: Результат каждого следующего выстрела не зависит от предыдущих. Поэтому события «попал при первом выстреле», «попал при втором выстреле» и т.д. независимы.
Вероятность каждого попадания равна 0,8. Значит, вероятность промаха равна 1 – 0,8 = 0,2.
1 выстрел: 0,8
2 выстрел: 0,8
3 выстрел: 0,8
4 выстрел: 0,2
5 выстрел: 0,2
По формуле умножения вероятностей независимых событий, получаем, что искомая вероятность равна:
0,8 ∙ 0,8 ∙ 0,8 ∙ 0,2 ∙ 0,2 = 0,02048 ≈ 0,02.
0,02·100% = 2%
Ответ: 2%.
Задача № 5. Два завода выпускают одинаковые детали. Первый завод выпускает 40 % деталей, а второй – 60%. По статистике первый завод выпускает 4% бракованных деталей, а второй – 3%. Найдите процент вероятности того, что случайно выбранная в магазине деталь окажется бракованной.
Решение:
1) 0,4·0,04+0,6·0,03 = 0,034 – вероятность выбора бракованной детали
2) 0,034·100% = 3,4%
Ответ: 3,4%
Задачи для самостоятельного решения.
4). Задачи на проценты в демографической науке.
Объектами изучения в демографической науке являются население, его состав и численность (по полу, возрасту, национальностям, занятиям, образованию и т.д.), перемены в нем, так называемое движение населения (рождаемость, брачность, смертность, болезни, эмиграция), деятельность населения (сельское хозяйство, промышленность, торговля, кредит, движение на путях сообщения, страхование, преступность и т.д.).
Задача № 1. Средняя продолжительность жизни россиян составляет 66 лет, причём 10% из этих лет мы проживаем за счёт медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?
Решение:
Ответ: на 6 лет.
Задача № 2. Величина прожиточного минимума на одного человека в России в среднем в 2012 году составила 6643 рубля, а в Ханты –Мансийском автономном округе – Югре – 9228 рублей. На сколько процентов величина прожиточного минимума в Ханты –Мансийском автономном округе – Югре выше, чем по России?
Решение:
1) 9228 ·100:6643≈139%
2) 139-100 = 39%
Ответ: на 39%.
Задача № 3. В 2012 году средняя продолжительность жизни россиян 70 лет, что составляет 25% от возможной продолжительности жизни человека. Сколько лет может прожить человек?
Решение: х л – 100%
70 л – 25%
х = 70·100:25=280
Ответ: человек может прожить 280 лет.
Задача № 4. В 2011 году в городе Мегионе количество родившихся детей составило 893, число умерших – 361. На сколько процентов увеличилось население города, если на начало года было 56380 человек?
Решение:
Ответ: на 1%.
Задача № 5. Размер месячных доходов на одного жителя города Мегиона в 2009 году составлял 29 986 рублей, а в 2011 году - 33 009 рублей. На сколько процентов увеличился доход на одного жителя за 2 года?
Решение:
1) 33009·100: 29986 = 110%
2) 110-100 = 10%
Ответ: на 10%.
Задачи для самостоятельного решения.
5). Задачи на проценты в ЖКХ и на различные виды услуг.
Задача № 1. В газете сообщается, что с 1 октября согласно новым тарифам стоимость 1 кубического метра газа составит 3 рубля вместо 2 рублей 81 копейки. На сколько процентов выросла цена на газ?
Решение: Разность тарифов составляет 0,19 руб., а ее отношение к старому тарифу примерно равно 0,068. Выразив это отношение в процентах, получим примерно 6,8 %.
Ответ: на 6,8%.
Задача № 2. В газете сообщается, что с 10 июня согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3 рубля 15 копеек вместо 2 рублей 27 копеек. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5%?
Решение: Разность тарифов составляет 0,4 рубля, а ее отношение к старому тарифу примерно равно 0,145. Выразив это отношение в процентах, получим примерно 14,5%.
Дополнительный вопрос. Сколько будет стоить отправка заказного письма, если эта услуга сейчас оценивается в 5 рублей 50 копеек?
Решение: Цена услуги увеличивается на 14,5%, т.е. станет 5,5·1,145 ≈ 6,3 рубля.
Ответ: да, соответствует; 6,3 рубля.
Задача № 3. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежемесячно 250 рублей. Оплата должна производиться до 15 числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
Решение: Так как 4% от 250 рублей составляют 10 рублей, то за каждый просроченный день сумма оплаты на день им придется заплатить 250+10 = 260 рублей, на неделю
250+ 10 ·7 = 320 рублей.
Ответ: 320 рублей.
Задача № 4. Стоимость проезда в городском автобусе составляла 1 рубль 60 копеек. В связи с инфляцией она возросла на 150%. Во сколько раз возросла стоимость проезда в автобусе?
Решение: 1) 1,60+1,60 ·1,5= 4(руб.) – стоимость проезда после повышения на 150%;
2) 4 : 1,6 = 2,5.
Ответ: в 2,5 раза.
Задача № 5. У Миши на счете сотового телефона было 10 рублей. Он заплатил за пользование телефоном 120 рублей. Оплачивал он в банкомате, комиссия в котором составляет 5%. Сколько денег оказалось на телефоне у Миши?
Решение: Примем 120 руб. за 100%. Определим комиссию 5% от 120 руб.
120 руб. – 100%
х руб. – 5%
х= 120·5:100 = 6(руб.)
На счет телефона поступит 120 – 6 = 114 руб.
Так как у Миши было 10 руб., то всего на счете будет
114+10 = 124 руб.
Ответ: на счете будет 124 рубля.
Задачи для самостоятельного решения.
6). Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
Задача № 1. Сколько килограммов соли в 10
килограммах соленой воды, если процентное
содержание соли составляет 15%?
Решение:
10 · 0,15 = 1,5 (кг) соли.
Ответ: 1,5 кг.
Процентное содержание вещества в растворе
(например, 15%), иногда называют
процентным раствором, например, 15%-й
раствор соли.
Задача № 2. Сплав содержит 10 кг олова и 15 кг цинка. Каково процентное содержание олова и цинка в сплаве?
Решение: Процентное содержание вещества в сплаве – это часть, которую составляет вес данного вещества от веса всего сплава.
1) 10 + 15 = 25 (кг) – сплав;
2) 10:25 · 100% = 40% – процентное содержание олова в сплаве;
3) 15:25 · 100% = 60% – процентное содержание цинка в сплаве;
Ответ: 40%, 60%.
Задача № 3. К 15 л 10%-ого раствора соли добавили 5%-ый раствор соли и получили 8%-ый раствор. Какое количество литров 5%-ого раствора добавили?
Решение. Пусть добавили х л 5%-ого раствора соли. Тогда нового раствора стало
(15 + х) л, в котором содержится 0,8 . (15 + х) л соли. В 15 л 10%-ого раствора содержится 15 . 0,1 = 1,5 (л) соли, в х л 5%-ого раствора содержится 0,05х (л) соли.
Составим уравнение.
1,5 + 0,05х = 0,08 . (15 + х)
1,5+0,05х=1,2+0,08х
- 0,03х= - 0,3
х = 10.
Ответ: добавили 10 л 5%-ого раствора.
Задача № 4. 5 литров сливок с содержанием жира 35% смешали с 4 литрами 20%-ых сливок и к смеси добавили 1 литр чистой воды. Какой жирности получилась смесь?
Решение. 0,35·5+0,2·4=р·(5+4+1), откуда р=0,255, что составляет 25,5%
Ответ: 25,5%
Задача № 5. Имеются два слитка сплава золота с медью. Первый слиток содержит 230 г золота и 20 г меди, а второй слиток – 240 г золота и 60 г меди. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и получили 300 г сплава, в котором оказалось 84 % золота. Определить массу (в граммах) куска, взятого от первого слитка.
Решение. Определим процентное содержание золота в обоих слитках.
1) 230+20=250(г) - масса 1 слитка,
2) 230:250=0,92 (92%) - процентное содержание золота в 1 слитке.
3) 240+60=300(г) - масса 2 слитка,
4) 240:300=0,8 (80%)- процентное содержание золота во 2 слитке.
Пусть х масса куска, взятого от 1 слитка, (300-х)- масса куска, взятого от 2 слитка, получим уравнение:
0,92х+0,8(300-х)=0,84·300
0,92х+240-0,8х=252
0,12х=12
х=100
Ответ: 100 г.
Задачи для самостоятельного решения.
7). Задачи на проценты в экологии.
Задача № 1. В 1 м2 городского воздуха содержится около 5000 микробов. А в 1 м2 лесного массива - около 500 микробов. Какой процент микробы 1м2 лесного массива составляют от микробов 1м2 городского воздуха?
Решение:
500:5000 = 0,1 = 10%.
Ответ: 10%
Задача № 2. В 2007 году было посажено саженцев 250 га, а в 2008 году и в 2009 году площадь саженцев составила 72% от площади, засаженной в 2007 году. Сколько гектаров саженцев было посажено в 2008 и 2009 году?
Решение:
га | % | |
2007 г. | 250 | 100 |
2008-09 г. | х | 72 |
(га)
Ответ: по 180 га.
Задача № 3. В городе через канализационную очистительную систему (КОС) в 2009 году поступало 2840 тонн загрязняющих веществ. Из них 23% проходят недостаточную очистку, а 7% остаются без очистки. Какое количество загрязняющих веществ возвращается в природные водоемы практически без очистки?
Решение:
1) 23% +7% = 30 %
2) (т)
Ответ: 852 тонны.
Задача № 4. Сколько тонн отходов от автотранспорта было выброшено в 2005 году в атмосферу города, если угарный газ составил 10300 тонн, оксид азота составил 13% от величины угарного газа, оксиды серы составили 3,5% от величины угарного газа?
Решение:
1)10300:100·13 =1339 (т)
2)10300:100·3,5 =360,5 (т)
3)10300+1339+360,5= 11999,5 (т)
Ответ: 11999,5 тонн.
Задача № 5. В 2007 году от пожаров погибло 10 га леса, в 2008 — в два раза больше, в 2009 году — в 7 раз больше, чем в 2008 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, погибшего от пожаров?
Решение:
Ответ: на 1300%.
Задачи для самостоятельного решения.
8). Задачи на проценты в промышленности
и в сельском хозяйстве.
Задача № 1. После уплаты всех налогов, которые в сумме составили 30% от дохода, предприниматель оставил себе на законном основании 35000 рублей. Какова была величина чистого дохода предпринимателя?
Решение: Пусть х - это чистый доход предпринимателя, тогда
х-0,3х=35000
0,7х=35000
х=50000
Ответ: 50000 рублей.
Задача № 2. После реконструкции завод увеличил выпуск продукции на 30%. Спустя некоторое время выпуск продукции увеличился на 10%, а после замены оборудования еще на 15%. На сколько процентов увеличился первоначальный выпуск продукции?
Решение: Пусть х- это первоначальный выпуск продукции, тогда х+0,3х=1,3х – выпуск продукции после увеличения на 30%;
1,3х+1,3х ·0,1=1,43х – выпуск продукции после увеличения еще на 10%;
1,43х+1,43х ·0,15=1,6445х – выпуск продукции после увеличения еще на 15%;
1,6445х – х = 0,6445х или 64,45%.
Ответ: на 64,45%.
Задача № 3. Токарь вытачивал за час 40 деталей. Применив резец из более прочной стали, он стал вытачивать на 10 деталей в час больше. На сколько процентов повысилась производительность труда токаря?
Решение: Чтобы решить эту задачу, надо узнать, сколько процентов составляют 10 деталей от 40. Для этого найдем сначала, какую часть составляет число 10 от числа 40. Мы знаем, что нужно разделить 10 на 40. Получится 0,25. А теперь запишем в процентах – 25%.
Ответ: 25%.
Задача № 4. В феврале цена на нефть увеличилась на 12% по сравнению с январской. В марте цена нефти упала на 25%. На сколько процентов мартовская цена изменилась по сравнению с январской?
Решение. Если х – январская цена нефти, то февральская цена нефти равна (1 +0,01·12)х = 1,12х. Чтобы вычислить мартовскую цену у на нефть, следует умножить февральскую цену 1,12х на (1-0,01·25)=0,75, т.е. у =0,75 ·1,12х=0,84х, мартовская цена отличается от январской на ·100 –100 = =84-100 = -16(%), т.е. цена упала на 16 %
Ответ: цена упала на 16%.
Задача № 5. Завод произвёл за год 40000 автомобилей, а в следующем году – только 36000 автомобилей. Сколько процентов это составило по отношению к выпуску предыдущего года?
Решение: 36000 : 40000 · 100 = 90% .
Ответ: 90%.
Задачи для самостоятельного решения.
9). Задачи на процентное содержание компонентов в различных веществах.
Задача № 1. Виноград содержит 90% влаги, а изюм — 5%.
Сколько килограммов винограда требуется для получения 20 килограммов изюма?
Задача № 2. Свежие грибы содержали по массе 90% воды, а сухие 12%. Сколько получится сухих грибов из 22 кг свежих?
Решение: 1) 22 · 0,1 = 2,2 (кг) - грибов по массе в свежих грибах;
2) 2,2 : 0,88 = 2,5 (кг) - сухих грибов, получаемых из свежих.
Ответ: 2,5 кг.
Задача № 3. Свежие груши содержали 72% воды, а сухие - 20%. Сколько сухих фруктов получится из 20 кг свежих груш?
Решение: В свежих грушах сухой остаток составляет 100% - 72% = 28%. В 20 кг свежих груш сухой остаток составляет 20·0,28 = 5,6 (кг). В сухих грушах сухой остаток составляет 100% - 20% = 80%. 5,6 кг сухого остатка будет в 5,6:0,8 = 7 кг сухих фруктов.
Ответ: 7 кг.
Задача № 4. Хранили 20 кг крыжовника, ягоды которого содержат 99% воды. Содержание воды в ягодах уменьшилось до 98%. Сколько крыжовника получилось в результате?
Решение: На первый взгляд, кажется, что вес ягод мало изменился, но это только на первый взгляд! Вес сухого «вещества» в ягодах составлял 100-99=1(%), или 20·0,01=0,2(кг). После сушки его вес составляет 100-98=2(%) от нового веса ягод. Найдём новый вес ягод: 0,2:0,02=10(кг).
Ответ: после сушки вес ягод уменьшился в два раза.
Задача № 5. Сколько килограммов белых грибов надо собрать для получения 1 килограмма сушеных, если при обработке свежих грибов остается 50% их массы, а при сушке остается 10% массы обработанных грибов?
Решение: 1 кг сушеных грибов – это 10% или 0, 01 часть обработанных, т.е. 1 кг : 0,1=10 кг обработанных грибов, что составляет 50% или 0,5 собранных грибов, т.е.
10 кг : 0,05 = 20 кг.
Ответ: 20 кг.
Задачи для самостоятельного решения.
сушёных. На сколько процентов уменьшилась масса яблок при сушке?
10). Задачи,
связанные с процентными вычислениями
в литературных произведениях.
Задача № 1. В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Петя, сын Порфирия Владимировича, проиграл в карты казенные 3000 рублей и попросил у бабушки эти деньги взаймы. Он говорил: «Я бы хороший процент дал. Пять процентов в месяц». Подсчитайте, сколько денег готов вернуть Петя через год, согласись бабушка на его условия.
Решение: Расчет делаем по формуле сложных процентов
S=S0· (1+r/100)n
S0 =3000 рублей, r = 5% в месяц, n = 12 месяцев.
S=3000·(1+5/100)12 = 3000·(21/20)12 = 3000·(1,05)12 = 5387,57 ≈ ≈5400 (руб.)
Ответ: ≈ 5400 рублей.
Задача № 2. В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» читаем: «Порфирий Владимирович… сидит у себя в кабинете. На этот раз его занимает вопрос: сколько было бы у него теперь денег, если б маменька Арина Петровна подаренные ему при рождении дедушкой Петром Иванычем, на зубок, сто рублей ассигнациями не присвоила себе, а положила бы вкладом в ломбард на имя малолетнего Порфирия? Выходит, однако, немного: всего восемьсот рублей ассигнациями». Под какой процент годовых надо было маменьке положить сторублевый вклад, чтобы через, например, 50 лет он увеличился в восемь раз?
Решение: На вклады с длительными сроками хранения банки начисляют сложные проценты.
Процент годовых найдем из уравнения 100·(1+0,01p)50 = 800
(1+0,01p)50 = 8
1+0,01p = 1,0425
0,01р = 0,0425
p = 4,25%.
Прямо скажем, не так уж и много, даже по нынешним меркам!
Ответ: 4,25%
Задача № 3. В романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» даётся следующий материал для математического расчёта:
«Посреди поля возвышался стальной шест, врытый глубоко в землю. С верхушки шеста к краю поля тянулся трос, прикреплённый к трактору. Механики нажали рычаг – и мотор заработал.
Машина сама двинулась вперёд, описывая окружность вокруг шеста, служившего его центром.
– Чтобы окончательно усовершенствовать машину, – Грэхем, – вам остаётся превратить окружность, которую она описывает, в квадрат.
– Да, на квадратном поле пропадает при такой системе очень много земли.
Грэхем произвёл некоторые вычисления, затем заметил:
– Теряем примерно три акра из каждых десяти.
– Не меньше».
Решение:
Расчёт неверен: теряется меньше, чем 0,3 всей земли.
Пусть, а – сторона квадрата. Площадь такого квадрата S□ = а2. Диаметр вписанного круга
равен также а, его площадь S0=
Пропадающая часть квадратного участка составляет:
Видно, что необработанная часть квадратного поля составляет не 30%, как полагали герои американского романиста, а только 22%.
Ответ: необработанная часть
квадратного поля составит 22%.
Задача № 4. В рассказе А.П.Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки N» студентка Наденька решает такую задачу: «Три купца взнесли для одного торгового предприятия капитал, на который, через год, было получено 8000 рублей прибыли. Спрашивается: сколько получил каждый из них, если первый взнес 35000 рублей, второй 50000 рублей, а третий 70000 рублей?»
Решение Наденьки: «Чтобы решить эту задачу, нужно сперва узнать, кто из них больше всех взнес, а для этого нужно все три числа повычитать одно из другого, и получим, следовательно, что третий купец взнес больше всех, потому что он взнес не 35000 и не 50000, а 70000. Хорошо. Теперь узнаем, сколько из них каждый получил, а для этого разделим 8000 на три части так, чтоб самая большая часть пришлась третьему. Делим: 3 в восьми содержится 2 раза. 3·2=6. Хорошо. Вычтем 6 из восьми и получим 2. Сносим нолик. Вычтем 18 из 20 и получим еще раз 2. Сносим нолик и так далее до самого конца. Выйдет то, что мы получим 2666, которая и есть то, что требуется доказать, то есть каждый купец получил 2666руб., а третий, должно быть, немножко больше».
А на самом деле решение следующее:
1) 35000 + 50000 + 70000 = 155000 руб. – 100%
2) 155000 : 100 = 1550 руб. – 1%
3) 8000 : 1550 ≈ 5,16 %
4) 35000 : 100 · 5,16 ≈ 1806,45 (руб.) – получит прибыли 1 купец
5) 50000 : 100 · 5,16≈ 2580,65 (руб.) – получит прибыли 2 купец
6) 70000 :100 · 5,16≈ 3612,90 (руб.) – получит прибыли 3 купец.
Ответ: 1806,45 рублей, 2580,65 рублей и 3612,90 рублей.
Задача № 5. В повести Оноре де Бальзака «Гобсек» дается такое содержание: «Господин Дервиль взял у ростовщика Гобсека сумму в 150000 франков сроком на 10 лет под 15% годовых». Найдите разницу при расчете по формулам простых и сложных процентов?
Решение: Если бы расчеты велись по формуле сложных процентов, то:
S10 = 150000· (1 + 0,01·15)10 ≈ 606834 франка.
Если бы расчёты велись по формуле простых процентов: S10 = 150000·(1 + 0,01·15·10) = 375000 франков.
Разница - 231834 франка.
Ответ: разница составит 231834 франка.
Интересные факты
Израиль — 45% и Япония — 44%.
Ответы
1). Задачи на проценты в торговле.
1) 19%; 2) 2000 рублей; 3) 16 тетрадей; 4) 7 штук;
5) 7 штук; 6) снизилась на 9%; 7) 33,1%;
8) 8,4 тысячи рублей;
9) во втором; 10) ≈ 6000 рублей.
2). Задачи на проценты в банковском деле.
1) 15%, 25%; 2) 2 года; 3) 6697 рублей;
4) 142805 рублей; 5) 4 года; 6) 7600 рублей;
7) 8 лет; 8) 4360 рублей;
9) 3947,65 рубля; 10) одинаково.
3). Задачи на проценты в статистике и в теории
вероятности.
1) 10%; 2) 25%; 3) 99,5%; 4) 16%;
5) 50%; 6) 20%; 7) ≈ 13%
8) 80%; 9) 159 см; 10) 50%.
4). Задачи на проценты в демографии.
1) 46750 человек; 2) 5100 млн. человек;
3) 54089 человек; 4) 29%;
5) 280000 человек; 6) 19%;
7) 80 тысяч человек; 8) 87480 человек;
9) 47088 человек; 10) 57,6 кг.
5). Задачи на проценты в ЖКХ и на различные виды услуг.
1) 90 копеек; 2) в 2 раза;
3) нет, т.к. за 100% берется разная величина;
4) 360 рублей; 5) 5300 рублей; 6) 1056 рублей;
7) 312 рублей; 8) на 84 рубля;
9) 92,61 рубля; 10) на 40%.
6). Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
1) 150 гр., 450 гр.; 2) 21%; 3) 60 кг;
4) 9 кг; 5) на 100 кг; 6) 18 кг;
7) 4,5 л; 8) 13,5 кг;
9) 60 г кислоты, 640 г воды; 10) 70 кг.
7). Задачи на проценты в экологии.
1) 92,4%, снизилась на 7,6%; 2) ≈ 86%;
3) 5 кг; 4) через 50 лет;
5) 320 млн. м3; 6) 340 птиц; 7) 25 лет;
8) 200 млн. га и 136 млн. га; 9) 0,41%;
10) 525 деревьев.
8). Задачи на проценты в промышленности
и в сельском хозяйстве.
1) на 32%; 2) на 25%; 3) 1680 тонн;
4) 13%; 5) 6,7%; 6) первый рабочий на 20%;
7) 20 га; 8) 100%; 9) 2800 рублей;
10) 1,45%.
9). Задачи на процентное содержание компонентов в
различных веществах.
1) 84%; 2) 3,45 кг белка, 8,25 кг крахмала, 0,27 кг жира;
3) уменьшился в 2 раза; 4) 4 кг;
5) 10 кг; 6) 6,25 кг; 7) 10 кг;
8) 3000 кг; 9) 12500 кг; 10) 160 кг.
Литература
Интернет – ресурсы.
Спасибо тебе, дедушка!
За еду птицы готовы собирать мусор
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Лягушка-путешественница
Просто так