Статья о разработке уроков по теме "Кодирование Графической Информации"
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_fgos_pravka_ira.doc | 480.5 КБ |
Первые шаги в ФГОС
Бахтина Ольга Робертовна - учитель информатики МОУ «СОШ №7»
Безлюдная Ирина Сергеевна - учитель информатики МОУ - «Лицей №2»
Василькова Ольга Ивановна - учитель информатики МОУ «СОШ №6»
Иванова Лариса Тимофеевна - учитель информатики МОУ «СОШ №6»
Лопаткина Татьяна Александровна - учитель информатики МАОУ «СОШ №45»
В настоящее время профессионально-педагогическая деятельность учителя отличается высокой степенью самостоятельности и требует от него развития способности творческого индивидуально-личностного потенциала, что в значительной степени связано с переходом российской системы образования в единое европейское образовательное пространство. Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный поход к обучению, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. Принцип этого подхода заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Учитель создает специальные условия, в которых, опираясь на приобретенные знания, учащиеся самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
В июне 2013 года мы в составе группы учителей информатики Октябрьского района г. Саратова обучались на курсах ФГОС при Национальном исследовательском Саратовском государственном университете им. Н.Г Чернышевского, где мы узнали для себя много нового и интересного. Руководителями курсов перед нами была поставлена задача: каждой группе учителей разработать несколько уроков и внеклассное мероприятие по теме. Мы выбрали тему «Компьютерная графика», которой по УМК Н.Д Угриновича отводится 15 часов в первой четверти 9 класса.
Как же построить урок, отвечающий требованиям ФГОС? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Свою работу мы начали с составления технологических карт уроков, в которых подробнейшим образом расписали цели, формы, универсальные учебные действия (УУД) и планируемые результаты. С большим интересом проработали этапы урока, ведь, начиная с организационного момента, и до подведения итогов урока ребята должны быть вовлечены в учебно-познавательную деятельность. Они сами подходят к формулировке темы урока и ставят основополагающие вопросы. Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и ученика, которая основана на началах сотрудничества и взаимопонимания: «Никто не знает так много, как все мы вместе». Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает совпадение целенаправленных действий учителя и ученика. Это обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности. Активная познавательная деятельность каждого школьника достигается в процессе его самостоятельной работы – работы, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведенное для этого время.
Стремясь воплотить в жизнь новые для нас идеи, формы и методы ФГОС, мы приступили к разработке уроков по выбранной теме.
В начале первого урока ребятам предлагается проблемный вопрос в игровой форме: «Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какие услуги предлагает эта реклама?»
На этот вопрос они могут дать следующие ответы: «Интернет, цифровое телевидение». При этом у обучающихся формируются следующие УУД:
Для постановки самими учащимися цели и задач урока ребятам предлагается подготовить мини-проект по теме «История развития телевидения в России», который позволяет сформировать у них систему общеучебных и специальных умений: анализ проблемы, выделение подпроблем, постановка задач и целеполагание, планирование деятельности, самоанализ и рефлексия. Итог этого задания - постановка учащимися мотивирующего вопроса: «В чем преимущество цифрового телевидения? Каким образом можно преобразовать аналоговый сигнал в дискретный?». Так можно подвести ребят к формулированию ими темы урока «Растровое кодирование графической информации».
Для проведения на уроке учебно-исследовательской практики учащиеся могут выполнить практическую работу «Изменение качества изображения в зависимости от количества цветов в палитре», в ходе которой подойти к определению таких понятий, как разрешающая способность растрового изображения и кодирования цвета и совместно с учителем решить ряд типовых задач по данной теме. Для повышения работоспособности и снятия напряжения проводится динамическая музыкальная пауза, после которой ребята делятся на группы и выполняют самостоятельную работу для оценки уровня усвоения нового материала. Развить у ребят такие УУД, как самоконтроль и самооценка, помогает настрой на творческую работу и знание правил оценивания. Важно во время выполнения самостоятельной работы создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, снять эмоциональное напряжение. В конце урока учитель вместе с учащимися подводит результаты работы, корректирует ошибки и неточности, отмечает хорошую работу детей, благодарит их за сотрудничество. Проводит рефлексию: «Что нового мы сегодня узнали?» «Что у меня получается лучше всего?» «Чему мне надо продолжить учиться?» «Что у меня пока не получается?» и формулирует домашнее задание: продумать и подобрать материал к проекту «Растровая графика: достоинства и недостатки, практическое применение», что позволяет развивать у детей личностные УУД – самоопределение и регулятивные - планирование деятельности.
Постоянная смена деятельности: проблемный диалог, ответы на вопросы учителя, работа в группах, тестирование, музыкальная разгрузка, работа над мини-проектами и самооценка своей работы держит учащихся в постоянном тонусе. Данный урок подводит ребят к познанию тем следующих уроков: «Кодирование векторного изображения» и
«Сравнение растровой и векторной графики».
Особенностью второго урока стали интерактивные формы обучения. Учитель предлагает обучающимся для проверки готовности к уроку на выбор три типа заданий разной сложности:
интерактивный кроссворд — легкий уровень;
интерактивный тест № 1 — средний уровень;
интерактивный тест № 2 — сложный уровень.
Подведение обучающихся к постановке цели и задач урока осуществляется посредством демонстрации презентации.
Определение уровня усвоения нового материала реализуется через выполнение разноуровневых практических лабораторных работ в парах с использованием программы КОМПАС-3D.
Подведение обучающихся к формулировке выводов по изученному материалу осуществляется посредством заполнения рефлексивного листа:
Оценочный лист ученика_____ класса_______________________________________
Тема урока______________________________________________________________
Определение целей учения на уроке | Отметка о выполнении | |||
Познавательные цели: | Вписать цели, которые вы ставите перед собой на уроке | |||
Узнать | ||||
Уточнить | ||||
Выяснить | ||||
Понять | ||||
Учебные цели. Научиться: | Чему вы хотите научиться на уроке? | |||
ставить вопросы составлять изображать находить объяснять анализировать обобщать | ||||
Подведение итогов работы на уроке (оценивается каждый этап урока по 5-ти бальной системе) | ||||
Выполнение проверочной работы (укажите какой вид работы вы выбрали и оцените выполнение работы в соответствии со своими способностями/укажите полученную отметку в ходе выполнения задания) | Участие в постановке целей и задач урока | Участие в проблемном диалоге при усвоении новых знаний | Выполнение практической работы | Участие в подведении итогов |
Дата проведения_________________________________________________________
Среднеарифметическая отметка ___________
Мое отношение к уроку____________________________________________________
На третьем уроке по теме «Сравнение растровой и векторной графики» класс разделили на две команды: «Растровщики» и «Векторщики». Перед каждой командой были поставлены проблемные вопросы, позволяющие выявить преимущества и недостатки, области применения каждого вида графики.
Результаты работы команд должны быть представлены в виде презентации. Итог исследовательской деятельности обучающихся оформлен таблицей:
Форма разработанного нами внеклассного мероприятия – деловая игра «Рекламное агентство». Данное мероприятие является последним, завершающим этапом при изучении темы «Компьютерная графика» и хорошо встраивается в учебную программу, развивая необходимые УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные), сформированные на предыдущих уроках.
Рекламное агентство объявляет конкурс на замещение вакантной должности. Учитель – директор агентства, ученики соискатели.
Цель игры – выбрать лучшего из соискателей, хорошо разбирающегося в видах графической информации и способах работы с ней. Для соискателей были разработаны сложные и интересные задания.
Результат участия в игре каждого соискателя – резюме, по которому выбирается наиболее компетентный участник.
В ходе деловой игры учащиеся самостоятельно выбирают графический редактор, составляют ребусы, кроссворды и рекламные буклеты, сами оценивают свою работу, обсуждают плюсы и минусы соискателей и выбирают лучшего. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться при выборе профессии и трудоустройстве.
Рассмотренные нами активные методы обучения побуждают учащихся к получению новых знаний и способствуют достижению ими необходимых результатов (личностных, предметных, метапредметных).
Высказыванию Мишеля Монтень: «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью» очень много лет. Но и сегодня оно не утратило своего значения.
В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что требования ФГОС очень своевременны и актуальны. Они дают возможность учителям лучше адаптировать детей к современным реалиям жизни, формировать творческие личности.
Все материалы по разработанным нами урокам, можно посмотреть на сайте www.school.sgu.ru в разделе Курсы повышения квалификации учителей, 2 поток, группа №6.
Сладость для сердца
Весенние чудеса
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Рисуем "Осенний дождь"