Задачей нашей работы является: определения актуальности темы «История освоения космоса» для школьников среднего и старшего звена.
Целью нашей работы стало:
1. исследовать познавательный интерес школьников в этой области.
2. установить какое место эта тема занимает в сфере интересов сегодняшних школьников.
3. установить, возможно, ли такое, что эта тема «устарела» и настоящего интереса для подрастающего поколения не представляет.
Актуальность нашей работы: представляется в том, что мы пробуем подойти к вопросу формирования у современных школьников интереса.
к расширению знаний об окружающем мире,
к истории своей страны,
к истории развития научно-технического прогресс,
к осмыслению глобальных процессов развития человеческого общества.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota._istoriya_osvoeniya_kosmosa._starostov_a._pershina_o._v.doc | 219.5 КБ |
ГОУ СОШ № 405
Номинация: Космическая деятельность человека
Тема: Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы
Работу выполнил:
Старостов Алексей Дмитриевич,
ученик 7 «Б» класса , 12 лет
Руководители:
Першина Ольга Владимировна
учитель биологии
Старостов Дмитрий Сергеевич
35 лет
МОСКВА
2009 год
Оглавление
1. Введение ------------------------------------------------------------------- 3
2. Основная часть ----------------------------------------------------------- 4
2.1 Результаты опроса по трем половозрастным группам ----- 6
2.2 Результаты опроса по первой группе -------------------------- 8
2.3 Результаты опроса по первой группе -------------------------- 13
2.4 Результаты опроса по первой группе -------------------------- 13
3. Выводы -------------------------------------------------------------------- 14
4. Практические рекомендации ------------------------------------------ 16
5. Заключение ---------------------------------------------------------------- 16
6. Приложение ---------------------------------------------------------------16
1. Введение
Мы остановили свой выбор на номинации «Космическая деятельность человека» и поставили перед собой первоначальную задачу узнать новые, малоизвестные факты о жизни и деятельности людей, причастных к истории освоения космоса.
Приступив к работе по поиску и ознакомлению с материалами по этой теме, мы столкнулись с такой тенденцией – все, что мы узнавали для себя, вызывало в нас неподдельный интерес, возникало желание узнать еще больше и с кем-нибудь поделиться, кому-нибудь рассказать о том, что волнует, рассказать о том как было, что происходило…, но окружающие встречали наши попытки поговорить об этом теме, в лучшем случае, уважительным выслушиванием, ничего не отвечая в ответ.
В этот момент для нас оказалась более актуальным узнать, а на сколько, тема «История освоения космоса» интересует сегодня школьников, что они знают и в какой мере история освоения космоса входит в область их интересов.
Задачей нашей работы является: определения актуальности темы «История освоения космоса» для школьников среднего и старшего звена.
Целью нашей работы стало:
Актуальность нашей работы: представляется в том, что мы пробуем подойти к вопросу формирования у современных школьников интереса
к расширению знаний об окружающем мире,
к истории своей страны,
к истории развития научно-технического прогресс,
к осмыслению глобальных процессов развития человеческого общества
2. Основная часть
Как метод исследования нами был выбран опрос.
Опрос проводился среди учащихся 405-ой школы
В опросе приняли участие учащиеся
6 «А», «Б», «В» классов ---- 57 человек
7 «А», «Б», «В» классов ---- 48 человек
8 «А» класса ---- 23 человека
9 «А», «Б» классов ---- 36 человек
10 «А» класса ---- 22 человека
11«А» класса ---- 20 человека
Всего в опросе приняли участие ---206 человека
Среди опрошенных классов 6 «А», 7 «А», 8 «А», 9 «А» являются гимназическими классами. Это означает, что большая часть учащихся, в этих классах обладает познавательным интересом выше, чем у остальных сверстников.
10 «А» и 11 «А» классы также можно отнести к мотивированным на получение знаний учащимся, так как они осознанно выбрали для себя продолжить обучение в старших классах, а не ушли после 9-го класса из школы.
По возрасту, мы объединили учащихся в три группы
Таблица № 1«Возрастные категории опрашиваемых»
Группа | Возраст (лет) | Классы | Количество человек |
1 | 11-13 | 6-7 | 105 |
2 | 14-15 | 8-9 | 57 |
3 | 16-18 | 10-11 | 44 |
Опрос проводился в школе.
На доске была написана тема «История освоения космоса»
Работа выполнялась без указания фамилии, по понятной причине, это снимало с учащихся напряжение – быть оцененным, стремление показать себя с лучшей стороны, и нам было интересно получить более объективные сведения.
Учащимся была предложено указать в своей работе возраст, пол и
ответить на следующие вопросы:
Опрос не ограничивался по времени проведения, учащихся не поторапливали, они имели время и возможность осмыслить свою деятельность.
По времени опрос продолжался от 7-10 мин в 6-х классов до 15-17 мин у старшеклассников.
Полученные результаты первоначально были сведены в таблицу, в которой, были выделены три возрастные группы, были разделены по полу и возрасту.
2.1 Результаты опроса по трем половозрастным группам
Таблица № 2 «Результаты оценки своего интереса в баллах разных поло-возрастных групп»
баллы | «о» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | |||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | ||
1 Группа | 11 лет | - | - | - | - | - | - | 2 | 1 | - | 4 | 4 | 1 |
12 лет | - | - | 4 | - | 1 | 3 | 3 | 4 | 6 | 8 | 11 | 7 | |
13лет | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 5 | 1 | 12 | 13 | 5 | 3 | |
1 | 5 | 1 | 3 | 5 | 10 | 6 | 18 | 25 | 20 | 11 | |||
1 | 6 | 8 | 16 | 43 | 31 | ||||||||
2 Группа | 14лет | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | 6 | 6 | 12 | 3 | |
15 лет | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | ||||
3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 8 | 6 | 7 | 15 | 4 | 1 | ||
5 | 4 | 7 | 14 | 22 | 5 | ||||||||
3 Группа | 16 лет | 1 | 6 | 4 | 6 | 5 | 1 | ||||||
17 лет | 1 | 2 | 4 | 3 | 5 | 3 | |||||||
18 лет | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
1 | 1 | 8 | 9 | 10 | 11 | 4 | |||||||
2 | 17 | 21 | 4 |
Так как количественные показатели не позволяют нам увидеть искомый результат, данные были переведены в процентное отношение
Таблица № 3 «Процентное отношение оценки своего интереса в баллах разных половозрастных групп»
«о» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | |||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | |
1 Группа | 1 | 4,7 | 1 | 2,8 | 4,7 | 9,5 | 5,7 | 17 | 24 | 19 | 10 | |
1 | 5,7 | 7,6 | 15 | 41 | 30 | |||||||
2 Группа | 5,2 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 7 | 5,2 | 14 | 10,5 | 12 | 26,5 | 7 | 1,8 |
8,7 | 7 | 12 | 24,5 | 39 | 9 | |||||||
3 Группа | 2 | 2 | 18 | 20 | 23 | 25 | 9 | |||||
4,5 | 38 | 48 | 9 |
Можно соотнести оценку в баллах к степени интереса как:
Количество баллов | Степень интереса |
0-1 балла | Слабый |
2-3 балла | Средний |
4-5 баллов | Сильный |
Можно получать следующие данные:
Таблица № 4 «Процентное отношение оценки своего интереса в баллах»
Слабый интерес (%) | Средний интерес (%) | Сильный интерес (%) | |
1 Группа | 6,7 | 22,6 | 71 |
2 Группа | 15,7 | 36,5 | 48 |
3 Группа | 43 | 47 |
Диаграмма № 1 «Процентное отношение оценки своего интереса в баллах»
Полученные данные для удобства восприятия переведены в диаграммы на которых можно увидеть следующее:
Полученные данные мы попытались объяснить для себя следующим образом. Действительно, познавательный интерес учащихся 6-7 классов еще достаточно высок. С этим хорошо знакомы учителя, работающие в 5-6-7 классах. Интерес к учебе заметно ослабевает в 8-9 классах. Оценка темы, как интересной в 10-11 классах связанна с тем, что в 10-11 класс приходят учащиеся ориентированные на получение образования, получение знаний.
2.2 Результаты опроса по первой группе
Среди ответов в 1 группе можно было отметить следующее
-- тема важна для меня --- 16 человек
-- тема важна для космонавтов – 1 человек
-- тема важна для человечества, для людей, не говоря о себе --- 34 человека
При этом объясняют, почему эта тема может быть важна:
1. интересно, что происходит в космосе, как появились галактики, звезды, метеориты. 2. потому, что узнаем новые планеты, есть ли жизнь вне Земли 3. потому, что «возможно в будущем у нас закончиться нефть, и мы сможем добывать лунный газ, или построим города на Луне, т.е. указывают на пользу от изучения космоса
4. важно и интересно узнать существуют ли НЛО, когда на Землю упадет метеорит, скоро ли будет конец света
5. важно, потому что космос загадочный и там загадочные инопланетяне
6. важно в основном, потому что имеет отношение к истории России.
Заметим что почти все опрошенные, поясняя свой интерес к теме, писали не об истории освоения космоса, а об интересе к самому космосу.
Тема интересна, потому, что
Только 6 человек напрямую высказались, что их тема не интересует, а один написал, что «для нашей жизни это не представляет никакой ценности»
Другой опрошенный написал, что «Наверно важно, но я мало об этом знаю». Можно предположить, что существует некий дефицит информации.
Одна девочка пишет, что интерес в основном к этой теме должен быть у мальчиков, а она девочка и никуда не летает.
Наши данные не подтвердили, что тема освоения космоса интереснее для мальчиков, чем для девочек.
Среди опрошенных было
105 мальчиков
101 девочкек
Таблица № 5 «Степень интереса в баллах среди мальчиков и девочек» (человек)
«о» | «1» | «2» | «3» | «4» | «5» | |||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | м | ж | |
1 Группа | 1 | 5 | 1 | 3 | 5 | 10 | 6 | 18 | 25 | 20 | 11 | |
2 Группа | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 | 8 | 6 | 7 | 15 | 4 | 1 |
3 Группа | 1 | 1 | 8 | 9 | 10 | 11 | 4 | |||||
Всего | 3 | 3 | 5 | 1 | 8 | 9 | 26 | 21 | 35 | 51 | 24 | 16 |
Диаграмма № 2 «Степень интереса в баллах среди мальчиков и девочек» (человек)
Таблица № 6 «Степень интереса среди мальчиков и девочек» (человек)
Слабый интерес | Средний интерес | Сильный интерес | ||||
м | ж | м | ж | м | ж | |
1 Группа | 5 | 2 | 13 | 11 | 38 | 36 |
2 Группа | 5 | 4 | 12 | 9 | 11 | 16 |
3 Группа | 9 | 10 | 10 | 15 | ||
10 | 6 | 34 | 30 | 59 | 67 |
Диаграмма № 3 «Степень интереса среди мальчиков и девочек» (человек)
Интерес или «неинтерес» к теме среди разных половозрастных групп разделился примерно поровну.
По второму пункту опросника из 105 опрошенных
6 человека назвали – Армстрона
2 человека назвали – Терешкову
1 человек назвал – Титова
1 человек назвал – Королева
1 человек назвал – Гречка
4 человека назвали – Леонова
2 человека назвали – Леонтьева
5 человека назвали – Коперника
2 человека назвали – Аристотеля
1 человека назвал – Галилео, и даже
1 человека назвал – Гоголя
Гагарина назвала все, за исключением троих.
При этом он оказался для двоих - Гогариным, для одного Гиоргием Гагариным. Примерно половина опрошенных не указали кто это.
Для 5-х он оказался первым космонавтом, полетевшим на Луну, для одного – космонавтом первым вышедшим в открытый космос. Интересно отметить, что почти все называют Гагарина русским, российским космонавтом, только один опрошенный назвал Гагарина советским космонавтом. Можно предположить несформированность представлений об истории СССР.
По третьему пункту опросника из 105 опрошенных заявили, что знают
Первый полет в космос – 11 человек
Первый спутник – 3 человека
Запуск животных в космос – 4 человека
Полет Белки и Стрелки - 11 человек
Полет на Луну - 7 человек
Высадка американцев на Луну – 8 человек, также
Запуск первого спутника – 3 человека, запуск коллайдера – 1 человек,
фото Земли – 2 человека, путешествие в космос - 2 человека.
При этом, 44 человека, кроме информации о Гагарине, не написали никаких известных им событий по истории освоения космоса.
Здесь мы отмечаем существенный дефицит знаний у учащихся 11-13 лет
2.3 Результаты опроса по второй группе
Во 2-ой возрастной группе о сильном интересе к теме заявили 27 человек.
При этом среди этих 27 человек
7 человек по 2-му пункту опросника могли указать только имена Гагарина, Королева. А в 3-м пункт – Белка, Стрелка и вылет в космос. Это навело нас на мысль, что познавательный интерес у них сохранился, но они находятся в условиях дефицита информации.
Один из опрошенных, назвал среди известных ему имен – Лермонтова, при этом оценив свой интерес к теме в четыре балла. И 4-ом пункте опросника достаточно грамотно обосновав свой интерес. Мы наблюдаем спутанность полученных знаний при сохранности познавательного интереса.
В отличии от 1-ой группы ответы по 2-му и 3-му пунктам расширяются. Только 3 человека не знают ничего и никого, кроме Гагарина
2.4 Результаты опроса по третьей группе
Список имен дат и событий значительно расширяется в 20 работах из 44.
В 24 работах присутствует приблизительный набор «Гагарин, Королев, Белка-Стрелка, первый полет на Луну» и т.п.
3. Выводы
Полученные выводы отчасти были ожидаемы, тем ни менее, огорчили, в некоторой степени нас. Невольно возник вопрос – в чем причины такого положения вещей? Может, следует признать, что история освоения космоса только декларируется у нас как актуальная, а на поверку оказывается не интересной для подрастающего поколения? Нам трудно дать ответ на этот вопрос. Мы задались другим вопросом – что в школьной программе учащиеся могут узнать о космосе и его освоении и опросили учителей начальной школы и предметников.
В начальной школе в курсе «Окружающий мир» изучают названия планет Солнечной системы. И проводятся классные часы посвященные Дню Космонавтики
В курсе биология тема «Вселенная» содержит – 9 часов, но включена лишь в программе Сонина.
В курсе география в 6-м классе изучают строение Земли и состав Солнечной системы, в 10-м в теме «научно-технический прогресс» говориться в основном об освоении океана.
Астрономия исключена из школьного курса.
По физике о космосе напрямую речь не ведется, этой темы касаются при изучении невесомости и законов Ньютона.
По истории теме освоения космоса отводиться несколько минут на уроке и несколько 1, 5 странички учебника.
При данном положении вещей полученные результаты информированности учащихся и интереса к теме скорее должны нас радовать, чем огорчать.
Вот что пишут учащиеся 11 классов: «История освоения космоса, на мой взгляд может послужить прекрасным дополнением для школьного курса в качестве факультатива либо познавательным занятием во время досуга, углубляющее представление в данной области. Сейчас у меня мало времени, помниться в детстве я увлекался чтением книг про всякие звезды, планеты, галактики и прочее»
«История освоения космоса – это пара глав из учебника истории и американские фильмы про полеты на Луну. …для меня восприятие этой темы не столько серьезно-научное или историческое. Сколько романтическо-возвышенное, связанное с западными фильмами про космос»
5. Заключение
Проведенная работа была большой по объему обрабатываемой информации. Тем ни менее, мы считаем ее полезной для себя.
В наши планы входит реализация задуманных мероприятий в рамках школы. Если получиться, то проведение открытых классных часов для учащихся других школ.
6. Приложение
Презентация
Новогодние гирлянды
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Л. Нечаев. Яма
Как нарисовать черёмуху
Усатый нянь