"Почему загорается лампочка?" - исследовательская работа ученика 3 класса Фёдорова Артёма Дмитриевича, победителя регионального конкурса "Я - исследователь", г. Йошкар - Ола, 2009 год.
Слайд 1
Презентация «Почему загорается лампочка?» Исследовательская работа ученика 3 «Б» класса ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» Федорова Артёма Дмитриевича Научный руководитель — Очиева Раиса Александровна, учитель начальных классов ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»Слайд 2
Проблема исследования : Отчего появляется свет в доме ?
Слайд 3
Цель : Исследовать процесс , при котором загорается электрическая лампочка .
Слайд 4
Задача : Выяснить каким путем свет попадает к нам в дом
Слайд 5
Исследования : Однажды вечером , придя домой в свою комнату , я включил выключатель , и в темной комнате стало светло. Я задумался , отчего загорается лампочка в люстре ? С этим вопросом я обратился к папе . Мой папа работает главным инженером в Йошкар-Олинских электрических сетях, и эта тема ему хорошо знакома . Поэтому мы вместе с ним исследовали этот вопрос.
Слайд 6
Во-первых , я узнал , что лампочка загорается от электричества, телевизор , утюг , пылесос и другие бытовые приборы работают тоже от электричества Слово «электричество» происходит от слова «электрон» , которым древние греки называли янтарь . Греки заметили , что если потереть янтарь об овечью шкуру , то он начинает притягивать легкие предметы : перья , стружку и т.п. С тех пор ученые пытались открыть тайны этой загадочной силы , пока не обнаружили их внутри атома.
Слайд 7
Я спросил: «Что такое атом ? ». И мы провели следующий опыт: надули воздушный шарик, порвали несколько листочков легкой бумаги и подготовили шерстяную ткань.
Слайд 8
Шарик мы хорошо потерли шерстяной тканью. Поднесли шарик , не касаясь кусочков бумаги, при этом бумага поднялась и прилипла к шарику .
Слайд 9
В ходе этого эксперимента папа мне объяснил , что все тела состоят из мельчайших частиц , называемых атомами . В свою очередь, атомы состоят из еще более мелких частиц. Их называют протонами и электронами. Протоны имеют положительный заряд , обозначаемый знаком плюс(+) , электроны – отрицательный заряд обозначаемый знаком минус (-) . Заряды с противоположными знаками притягиваются , заряды с одноименными знаками отталкиваются . Атомы содержат одинаковое количество протонов и электронов , поэтому положительные заряды уравновешиваются отрицательными. Протоны вместе с нейтронами (еще одни , не заряженные частицы) находятся в неподвижном состоянии и представляют собой ядро атома . Электроны ,напротив, постоянно вращаются вокруг ядра . Когда мы трем шарик о шерстяную ткань , отдельные электроны атомов шерсти отрываются и переходят к атомам , образующим шарик . Движение или поток электронов от одного атома к другому порождает форму энергии , которая называется электричеством . Когда электроны под действием силы движутся через проводник , например провод, поток энергии , который они создают , называется электрическим током. Работу такого электричества мы видим, когда включаем свет .
Слайд 10
А какой же маршрут (путь) проделывает электрический ток , чтобы оказаться у нас дома в розетках и выключателях ? Папа рассказал мне, что для нашей республики и нашего города электричество вырабатывается на гидроэлектростанции , находящейся на реке Волга , в г. Новочебоксарске .Вода с большой высоты падает вниз , она проходит через огромные лопасти гидротурбин . Турбины приводят в действие генераторы , вырабатывающие электричество . В один из выходных мы всей семьёй поехали в гости в г. Чебоксары к прабабушке Тоне . Как раз в это время я проводил это исследование и проезжая мимо Новочебоксарской ГЭС, мы остановились рядом с ней.
Слайд 11
Папа объяснил мне следующее : электричество , выработанное на этой ГЭС , далее передается по проводам линии электропередач в наш город на подстанцию «Заречная» .
Слайд 12
С этой подстанции электричество опять по проводам воздушных линий попадает в менее крупные трансформаторные подстанции и от них к нам в дом в розетки и выключатели.
Слайд 13
И этот маршрут, назову его электрической цепью, я покажу на следующем опыте . Для этого нам потребуется батарейка (рассмотрим её как гидроэлектростанцию ) , два куска изоляционного провода ( рассмотрим их как провода воздушных линий ) , маленькая лампочка .
Слайд 14
Присоединим провода к выводам батарейки .
Слайд 15
Двумя другими концами проводов мы коснемся лампочки. Один конец должен касаться металлической резьбы, другой – «пятки» лампочки. В результате лампочка загорается . Это произошло потому , что электричество от батарейки прошло по проводам к лампочке по маршруту ( электрической цепью ), и электрический ток превратился в свет.
Слайд 16
Выводы: Я узнал , что такое электрический ток и откуда он появляется . Я понял , что лампочка загорается от электрического тока.
Слайд 17
Источники сведений: Большая энциклопедия экспериментов ( для школьников ) Энциклопедия «Я познаю мир» Естествознание Д.С. Идигель. Интернет
Осенняя паутина
Финист - Ясный сокол
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Мальчик и колокольчики ландышей
Валентин Берестов. Аист и соловей