Игра- отражение жизни, человеческих действий и отношений культуры быта страны в которой она произведена.
Данная работа знакомит нас с игрушками произведенными в Германи. Откуда и как они появились.
Вложение | Размер |
---|---|
игрушки как отражение культуры быта Германии | 370.5 КБ |
игрушки как отражение культуры быта Германии | 2.39 МБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции: страноведение
Исследовательская работа
Тема: «Игры и игрушки как отражение культуры быта Германии»
Автор работы: Беркун Олег
Николаевич
9б класс
МБОУ Весёловская СОШ №1
Руководитель: Волкова Наталья
Фёдоровна
учитель немецкого языка
г. Ростов-на-Дону
2013 г.
Оглавление:
Вступление………………………………………….………3
1. Традиционные немецкие игрушки…………….……….5
1.1.Медвежонок Тедди……………….…………………....5
1.2.Немецкие куклы конца XIX начала XX век…………8
1.3.Кукольный дом…………………………………….…..9
1.4.Тетраэдр Мефферта………………………………....11
1.5.Оловянные солдатики……………………………...…11
1.6.Железная дорога……………………………….……..12
2.Игрушки-символы немецких праздников……………12
3.Нюрнбергский музей игрушек…………………………15
4.Игры немецкого стиля…………………………………..15
4.1.Подвижние детские игры……………………………..15
4.2.Настольные игры……………………………………..18
4.3.Особенности игр немецкого типа…………………......18
5.Заключение…………………………………………….…20
6.Список литературы и других источников………….…..22
7.Приложение 1 ………………………………………..…23
8.Приложение 2…………………………………………….24
9.Приложение3…………………………………………….25
Вступление
Все мы растем, входим во взрослую жизнь, но навсегда в нашей памяти останется наша горячо любимая игрушка. Бывает, что даже став взрослыми, эта игрушка оказывается за стеклом стенки, как талисман. Любимая детская игрушка очень важна в жизни ребенка. Любимой может стать совершенно любая игрушка, будь то плюшевый мишка, кукла, железная дорога.
Гипотеза: Игра – отражение жизни, человеческих действий и отношений, культуры быта страны , в которой она произведена.
Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-популярную литературу по теме исследования.
2.Теоретически классифицировать виды традиционных игрушек и игр из Германии.
3. Проанализировать влияние игровой среды на детей.
4. Провести констатирующий опрос по выявлению приоритета в выборе игрушек
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме;
- опрос взрослых и детей о выборе игрушек;
- соотнесение видов игр и типов игрушек с традиционно немецкими;
- количественный и качественный анализ результатов исследования
Судя по данным опроса, две трети взрослых (67%) помнят, какая игрушка была у них в детстве самой любимой. Женщины постарше вспоминают пупсиков, ходячих кукол или мечту любой советской девчонки – немецкую куклу («кукла ГДР-овская, которой ни у кого больше не было» «детская немецкая кукла-пупс», «германская кукла»). Мужские воспоминания о любимых игрушках детства также имеют приметы прошлого: «конь деревянный на палке», «броневик», «железный танк», «оловянные солдатики», «набор кубиков ».
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи, накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр. Игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности общества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы.
В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.
В своей исследовательской работе я провёл социологический опрос, в ходе которого было опрошено более 50 детей и взрослых, им был задан только один вопрос: «Какая игрушка была у вас в детстве самой любимой?», я систематизировал данные с помощью таблицы (см. приложение 1). Из результатов этого опроса можно сделать вывод, что первой игрушкой большинства людей была или мягкая игрушка, или кукла, или железная дорога, машина и т.д.
Судя по данным опроса, две трети взрослых (67%) помнят, какая игрушка была у них в детстве самой любимой. Таковых значительно больше среди молодых респондентов (75%), опрошенных с высшим образованием (80%),, а также среди женщин (72%). Показателен перечень любимых игрушек – это не просто куклы Кати, Тани и Маши, мягкие игрушки, машинки, военная техника и солдатики. Некоторые воспоминания несут на себе особенно четкий отпечаток времени. Женщины постарше вспоминают пупсиков, ходячих кукол или мечту любой советской девчонки – немецкую куклу («кукла ГДР-овская, которой ни у кого больше не было» «детская немецкая кукла-пупс», «германская кукла»), а вот молодые участницы опроса уже говорят о Барби. Мужские воспоминания о любимых игрушках детства также имеют приметы прошлого («конь деревянный на палке», «броневик», «железный танчик», «оловянные солдатики», «набор кубиков из Риги», «чижики – сами делали»; «игры – лапта»; «машинка “Победа”», «крокодил Гена», «луноход»).
История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом.
Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода.
Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки.
Первый шаг к крупному производству был настоящей революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства
1.Традиционные немецкие игрушки
1.1.Медвежонок Тедди
В 1879 году женский журнал «Die Mod Ewe Itt», издаваемый в Германии, предложил своим читательницам в рубрике досуг сшить из мягкого фетра по приложенной к описанию выкройке игрушку – слоненка.
В маленьком Швабском городке Гинген (Giengen) жила девушка Маргарет Штайфф. С детства она была прикована к инвалидной коляске после перенесенного полиомиелита. У Маргарет был твердый характер, светлый ум и золотые руки. Она любила учиться и многому научилась. Она играла на нескольких музыкальных инструментах и очень хорошо шила. А еще у нее была необыкновенная любовь к игрушкам. Маргарет понравилась идея, предложенная журналом. Она сшила несколько забавных слоников и подарила их своим маленьким племянникам на Рождество, чем привела их в неописуемый восторг. Игрушки понравились не только детям, но и взрослым. С тех пор Маргарет стала придумывать и шить самые разные игрушки из ткани. Ее поделки приобретали все большую популярность и моментально расходились среди знакомых. У Маргарет был несомненный талант к изготовлению игрушек, поэтому по окончании гимназии 1880 году родители помогли ей открыть небольшую мастерскую, где она начала вместе с сестрами шить и продавать многочисленные поделки из фетра и плюша. Постепенно мастерская разрослась и превратилась в фабрику мягкой игрушки «Steiff», где стали работать сыновья ее старшего брата. Фабрика выпускала различных игрушечных животных, в том числе и медведей. Первый игрушечный медведь, стоящий на четырех лапах был запатентован в 1901году в Германии, но это еще не был тот самый знаменитый во всем мире медвежонок Тедди.
Осенью 1902 года Рихард Штайфф, племянник владелицы фирмы «Steiff» Маргарет, в то время уже художник, окончивший специальную школу в Штутгарте, и работник компании искал прототип новой мягкой игрушки для очередного проекта. В творческих поисках он посетил представление заезжего американского цирка, чтобы посмотреть на зверей и их повадки. В цирке он увидел дрессированных медведей, которые ходили и танцевали на двух лапах. Его осенила мысль о создании игрушечного мишки, который по строению был бы подобен кукле, стоял на задних лапах, причем голова и лапы могли бы двигаться. Он принялся за эскиз. Воплотив на бумаге свой замысел, Рихард отдал готовый эскиз своей тетушке Маргарет, большой мастерице по изготовлению мягкой игрушки. Маргарет, в ту пору уже пожилая женщина, немедленно претворила в жизнь идею племянника. Она изготовила медведя по эскизу Рихарда, а он научил его двигать лапами,
Впервые разработав крепление лап к туловищу при помощи системы шнуров. Медведь получился с горбом очень натурально, стоящий на мощных, задних лапах. До этого фирма изготавливала игрушечных мишек, стоящих на четырёх лапах, для которых мебелью служили их живые сородичи - гризли, белые, бурые, альпийские и другие медведи с их анатомическими особенностями. Новая модель называлась «Тип 55 ПП», что можно расшифровать как, «55- сантиметровая игрушка плюшевая подвижная». Весной 1903 года на ярмарке кустарной промышленности в Лейпциге новый медвежонок компании «Steiff» «Тип 55 ПП», получил главный приз. Присутствовавший на ярмарке агент американского игрушечного фабриканта Джорджа Боргфельдта заказал в компании «Steiff» 3000 таких мишек. Его фирма стала поставлять игрушку через океан. Когда президент США Теодор Рузвельт увидел немецких мишек, то проникся к ним симпатией. Мишки понравились ему настолько, что своим симпатичным обликом пробудили самые добрые чувства к природе. Именно поэтому президент выступил в защиту живой природы, делая это одним из направлений своей политики. Медведей перестали истреблять. Это сказалось на поголовье. Если в 80-х гг. XX ст. в США насчитывалось около 160 000 экземпляров черного красавца (Ursus americanus), то теперь их около 750 000. Есть старая открытка, в центре которой силуэт президента Рузвельта, по бокам — умильные рожицы мишек и надпись: «Спасибо, Тедди». Говорят, с тех пор плюшевых мишек стали повсеместно называть именем Тедди. Так звучит немецкая версия обретения плюшевым мишкой сокращенного имени 26 президента США. Тогда же появилось высказывание: "Плюшевые мишки спасли своих живых сородичей". Рассказывают, что для оригинальности в декоре зала Белого дома, где должен был проходить прием по поводу свадьбы Алисы, дочери президента Рузвельта, устроители приема, зная страсть президента к охоте, заказали в Германии больших плюшевых медведей. А еще рассказывают, что именно эти медведи так понравились президенту Рузвельту, что возымели на него магическое влияние и окончательно покорили. Многие считают эту историю выдумкой. Но, тем не менее, в 1904 году компания «Steiff» отправила новые образцы плюшевых мишек в Сент-Луис (США) на всемирную выставку игрушек – и получила заказ уже на 12 тысяч Тедди. В 1905 году Рихард Штайфф запатентовал собственную фабричную марку - металлическую пуговицу в ухе плюшевого медведя, а через два года и его название. До первой Мировой войны компания «Steiff» изготовила миллионы teddy bears. У всех у них была фирменная клипса в ухе – и именно эти медведи являются сегодня главными объектами коллекционирования. На фирме «Steiff» родилось великое множество разных мишек и сюжетов из их жизни. Это влюбленные Он и Она, их большие семьи с детьми-медвежатами, мишки с кольцом в носу и на цепи из бродячего цирка, огромные на колесиках, на которых можно покататься верхом и детям, и взрослым. Мишки Маргарет Штайфф участвовали и в общественной жизни. Когда случилась трагедия с «Титаником», фирма выпустила мишек черного, траурного цвета. Все это разнообразие тиражировалось в Германии в рисованных открытках. Особенно ценились открытки с автографом Маргарет, которая пользовалась у сограждан огромным авторитетом. Деньги от их продажи шли на благотворительные нужды. Маргарет Штайфф умерла в 62 года. Благодарные немцы чтут ее память. Питомцы Маргарет стали не только культовыми на родине, но и разлетелись по всему свету.
1.2.Немецкие куклы конца XIX начала XX века
Уже полтора века назад в Германии производились куклы, рассчитанные на довольно широкий круг покупателей. Немецкие фабриканты точно знали, на чем сэкономить, чтобы сделать их производство как можно более дешевым. При приобретении кукол покупатели обращали внимание, прежде всего на цену, голову и одежду. Большинство кукольных фабрик располагалось в лесистой Тюрингии, богатой сырьём, необходимым для производства фарфора, и дешевой рабочей силой. Тысячи людей находили здесь работу, а правительство заботилось о создании профессиональных школ и обеспечении благоприятных условий для экспорта игрушек.
Уже в 1850 году там начали производить кукольные головы из фарфора. Сначала их покрывали глазурью, позже стали делать из матового (бисквитного) фарфора. Туловище изготовлялось из дерева или кожи, а у голов на грудных пластинах были "моделированные" волосы.
Трудно с начала до конца проследить историю кукол с фарфоровыми головами, так как разные типы кукол производились параллельно. В общих чертах можно сказать, что куклы, одетые "под взрослых", самые старые. В 1880 г. начали выпускать кукол-девочек - аккуратных и послушных, соответствующих тогдашним общественным идеалам. С 1910 г. появились "характерные" куклы: смеющиеся, озорные и шаловливые девочки и мальчики. С 1920 года выпускались "младенцы", которые пользовались особым успехом. В каждый из этих периодов выпускались новые модели, но при этом сохранялись старые, время от времени изменявшиеся или совершенствовавшиеся.
Немецкие производители привнесли много новых интересных идей в развитие кукольной промышленности, ибо конкуренция побуждала их к созданию новых моделей и образцов.
В Германии существовали тысячи фирм, изготовлявших кукол.
Немецкие куклы экспортировались в основном в Англию, Америку, Россию и Японию.
1.3.Кукольный дом
Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки.
Кукольный дом – не только мечта каждого ребенка, но и возможность взрослого вернуться в детство.
Создание кукольных домов, замков, дворцов и городов, наполненных миниатюрными копиями предметов, становится традицией в Европе с конца XVII — начала XVIII века.
Кукольный дом – это миниатюрная копия дома с обстановкой, предметами быта. У кукольного дома есть своя история.
Самый старинный кукольный дом датируется 1558 г. (по другим данным - 1611 г.) Он был выполнен по заказу баварского герцога Альберта V для его маленькой дочери. Этот дом не сохранился, но известно, что в нем был зал для танцев, швейная и ванная комнаты.
Уникальным по своим масштабам является кукольный город княгини Августы Доротеи фон Шварцбург (1666—1751), получивший название «Монплезир». Он находится в Арнштадте, в Тюрингии. В нем были воспроизведены около двадцати домов, восьмидесяти комнат и четырехсот кукол. Среди кукол были принцесса и принц, ремесленники, продавцы, придворные и нищие.
Искусство изготовления кукольных домов зародилось в Германии. В Германии миниатюрные или кукольные дома служили и украшением жилища, и практическим руководством. Например, в начале ХVII в. при помощи миниатюрных домов, нюрнбергских барышень обучали искусству ведения домашнего хозяйства. Позволялось аккуратно переставлять медные горшки величиной с наперсток. Кукольный дом, выполненный в 1631 года, принадлежавший жене нюрнбергского бюргера Анне Роферлин, приносил ей выгоду – за просмотр домика она брала небольшую плату.
С ХVII века кукольные дома становятся все более популярными. Мебель и предметы быта для маленьких домов изготавливаются ремесленниками. Предметы интерьера воспроизводятся с точностью и отличаются от реальных только масштабом.
Дома с подлинной обстановкой того времени, драгоценной посудой и домашней утварью, сделанные по заказу богатых горожан для своих дочерей, обходились в целое состояние. Искусство мастеров восхищало своим изяществом. Для кукольных домов эмалью расписывали стулья и кресла, расшивали подушечки, изготавливали серебряные подсвечники, делали резную мебель и множество других предметов. Все это создавало дорогое убранство.
В Европе ХVIII века дома – кабинеты или, как их еще называли, кабинеты – шкафы, стали популярны, и являлись обязательным элементом богатого интерьера.
Кукольные дома отражали вкусы и увлечения своей эпохи. Интерьеры повторяли изысканные художественные решения. Благодаря сохранившимся домикам можно увидеть не только красивые залы для пышных приемов и дорогое убранство комнат, но и как выглядели специальные помещения для слуг, комнаты, где няни занимались с детьми.
Созданное «застывшее мгновение» каждой комнаты кукольного домика разных стран и эпох, впоследствии станет наглядным предметным пособием, рассматривая которое, потомки смогут лучше понять и почувствовать прошлое.
Кукольные домики, сохранившиеся до наших дней, находятся в различных музеях мира, и так как они отражают время, в которое были созданы, то и сами являются миниатюрными музеями.
Уже более трех столетий создание и коллекционирование кукольных домиков, особняков и замков разных эпох является одним из самых изысканных увлечений в мире.
Ко второй половине ХIХ века предметы обихода и обстановки для кукольных домиков стали выполняться фабричным способом. Эта продукция восхищает и радует своим разнообразием, начиная с деревянной мебели с резными ножками и заканчивая маленькой посудой.
Фабричное производство миниатюры продолжало развиваться, благодаря чему, увлечение кукольными домиками стало доступным и популярным для людей во всем мире.
1.4.Тетраэдр Мефферта
В 1972 году Уве Мефферт, немец по национальности, придумал и собрал близкую к кубику Рубику игрушку — тетраэдр Мефферт изготовил несколько образцов головоломки. Играя, он установил, что головоломка успокаивает, способствует снятию нервного напряжения. Когда интерес Мефферта к игрушке иссяк, он забыл о своём изобретении, и лишь феноменальный успех появившегося через несколько лет кубика Рубика заставил Мефферта вспомнить о пирамидке, срочно вылететь в Гонконг в 1980г и запустить игрушку в массовое производство!
Как и с кубиком Рубика, проводятся чемпионаты по сборке пирамидки на время. В настоящий момент мировой рекорд сборки на время составляет 1.61 секунды. Достижение принадлежит венгру Brúnó Bereczki. Лучшее среднее время сборки — 3,39 секунды показал Yohei Oka в 2011 году. Рекорды России по пирамидке в единичной попытке 3.18, а по среднему времени 3.82 и они принадлежат Крюзбан Дмитрию, который установил их в июне 2011 года на соревнованиях в Москве.
1.5.Оловянные солдатики
Оловянный солдатик в современном виде появился около 1730 г. в Германии. В 1819 году берлинский гравёр Густав Зальке открывает фабрику и изготавливает для короля плоские фигурки солдат всех родов войск прусской армии. B начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Франкфурте на майне, Дрездене и других германских городах стали возникать "фабрики оловянных фигур". Эрнст Хайнрихссен, предложивший выпускать оловянные фигурки одинакового размера (для пеших 32 мм и 44 для конных, не учитывая головного убора) - так появился стандарт размеров. Франция является родиной объемных фигурок (что позволяет им внести свою лепту), и так как, делая фигурки такого размера, можно с точностью воспроизводить мелкие детали одежды. "Золотым веком" исторической оловянной миниатюры стала вторая половина XIX столетия. В 1893 г. Вильям Бритейн революционизировал производство солдатиков использованием полых форм, в результате чего солдатики стали более легкими и дешевыми.
1.6.Железная дорога
История железной дороги началась очень давно, в 30-х годах XIX века предприимчивые кустари-игрушечники из Лейпцига наводнили всю Европу деревянными паровозиками и вагончиками. Несмотря на отсутствие рельсов, словосочетание "деревянная железная дорога" до конца века было не менее популярно, чем сейчас "кукла Барби".
В конце 50-х годов XIX века игрушки попытались оснастить часовым заводным механизмом (до этого использовалась исключительно "ручная тяга"), однако успеха такие модели не имели. И лишь в 1891 году в мире игрушечных железных дорог произошла революция: на Лейпцигской ярмарке свою продукцию выставила фирма Marklin. Ее паровозы передвигались по рельсам самостоятельно благодаря встроенной миниатюрной паровой машине, работающей на спирте. К концу века характерный жестяной стиль немецких игрушек 70-х годов уступил место точному копированию всех атрибутов железной дороги. Сегодня миниатюрные железные дороги – это и хобби, и профессия, и просто детская игрушка. В среде профессиональных коллекционеров существуют три течения. Первое – это страсть к приобретению новых комплектующих этого волшебного мира. Зачастую такие модели не ставят на рельсы, а хранят в специальных обшитых бархатом коробках. За коллекционный паровоз (который, кстати, может гудеть, освещать перед собой рельсы, самостоятельно прицеплять и отцеплять вагоны) такие собиратели готовы отдать неограниченные суммы.
2.Игрушки-символы немецких праздников
День святого Мартина. Фонарики.
В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником сбора урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе - «Шествие с фонариками»). Все начинается еще за несколько дней, с подготовки к событию - дети в детских садах и младших классах школы своими руками изготавливают фонарики из бумаги, куда вставляются свечи. В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в некую заранее определенную финальную точку похода. Обычно расстояние невелико: 30-40 минут пути, но весь смысл в том, как это происходит. Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов. По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту.
Ёлочные игрушки
Все мы с нетерпением ждём нового года, готовимся к его приходу. Покупаем подарки и наряжаем ёлку. А ведь раньше мы не знали, что такое стеклянные ёлочные игрушки. По некоторым сведениям, первые ёлочные игрушки (стеклянные шары) появились в Саксонии в XVI века. По другим источникам, первые стеклянные ёлочные шары были сделаны в 1848 году в местечке Лауша в Тюрингии - по той причине, что в этот год был неурожай яблок . Именно ими в основном украшали праздничное дерево, но стеклодувы пришли на выручку традиции и сделали стеклянные шары вместо яблок, затем их начали изготавливать для продажи в Саксонии в середине XIX века. Позже появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья.
На сегодняшний день создаются миллионы елочных украшений: шарики различных форм и цветов, разные стеклянные зверьки и многое другое.
Рождественская пирамида
Рождественская пирамида (нем. Weihnachtspyramide) — традиционное рождественское украшение в немецких домах. Родом из региона Рудных гор, представляющее собой украшенную фигурками деревянную конструкцию со свечами в форме карусели. В предрождественское время увеличенные копии рождественских пирамид устанавливаются на центральных площадях и рождественских базарах. Самые крупные из них устанавливаются в Дрездене и Ганновере.
Часто на рождественских пирамидах изображаются ангелы или сцена Рождества, но также встречаются пирамиды с фигурками горняков, сценками из жизни леса или повседневной жизни жителей Рудных гор. Рождественская пирамида вращается благодаря поднимающемуся к лопастям тёплому воздуху от свечей, расставленных в пирамиде по кругу.
Так умелые жители Рудных гор создали свой рождественский символ, распространившийся по Германии к середине XIX века. высокой в Германии и в мире. Кассельская пирамида - местный вариант традиционной рождественской пирамиды (Weihnachtspyramide). Эти деревянные карусели, украшенные фигурками ангелов или других рождественских персонажей, - частый атрибут рождественского убранства немецких домов. Карусель приводится в движение с помощью теплого воздуха от горящих свечей, который поднимается вверх к лопастям. Большие копии рождественских пирамид можно увидеть и на других рынках. В Дрездене и Ганновере, например, уверяют, что самые большие пирамиды установлены именно в этих городах. Многометровая рождественская пирамида в Касселе украшена фигурами персонажей немецких сказок.
«Дрезденские» игрушки
Особой популярностью пользовались украшения с использованием хромолитографических изображений, которые наклеивали на бумагу, проволоку, фольгу или вату. Технология эта появилась в середине девятнадцатого века. Немецкое происхождение также имеют и картонные игрушки, появившиеся на рубеже веков и получившие название «дрезденские». Изготовленные из двух склеенных частей картона, на которых зеркально расположен рисунок, картонные украшения получались слегка рельефными. Выполненная таким способом игрушка выглядела двусторонней. Ее украшали цветной или серебристой фольгой, а мерцающая поверхность отражала сказочное сияние новогодних елочных свечей.
Шультюте
Шу́льтюте (нем. Schultüte — «школьный фунтик)», также встречается цу́ккертюте (нем. Zuckertüte — «сладкий (дословно: сахарный) фунтик») — традиционная в Германии форма подарка родителей ребёнку-первокласснику в виде бумажного конуса с мягким верхом на завязке, который наполняется сладостями и небольшими подарками. Длина шультюте составляет 70-85 см. Традиция отправлять детей первый раз в первый класс с достаточно крупногабаритным подарком в руках появилась в Германии в XIX веке и практически не встречается в других странах.
История шультюте начинается в Саксонии и Тюрингии около 1810 года. Шультюте упоминаются в 1817 году в Йене, в 1820 году — в Дрездене и в 1836 году — в Лейпциге. Детям рассказывали, что шультюте растут на дереве в доме учителя, и если они выросли, значит, пора идти в школу.
3.Нюрнбергский музей игрушек
Игрушки, начиная со средних веков и до наших дней, занимают более 1200 квадратных метров музея. Нюрнберг известен как город игрушек уже более 600 лет. Еще в XIV веке здесь производители кукол делали свои первые поделки из обожженной глины. Именно в Нюрнберге в XVII и XVIII веках появились первые кукольные домики, а также кукольные кухни. Именно здесь русская царская семья заказывала оловянных солдатиков.
На самом верхнем этаже музея размещается огромная игровая площадка, где дети, а также и их родители, могут поиграть в самые разные игры и игрушки.
Там же, по выходным, часто устраиваются презентации фильмов и шоу с новыми игрушками, что особенно привлекательно для всей семьи.
Музей был создан в 70-х годах XX века на основе коллекции семьи Байеров, уделявших большое внимание роли игрушек в культуре и развитии личности человека.
4.Игры немецкого стиля
4.1.Подвижние детские игры
В Германии существуют огромное количество игр, в которых присутствует свой, единственный в своём роде стиль.
В них не только играют маленькие дети, но также и взрослые, ведь игры это не только весёлые забавы, но и приятное времяпровождение со своей семьёй.
Hering (Сельдь)
Эту игру проводят на улице или в помещении мальчики и девочки от б до 13 лет. Количество играющих обычно от 4 до 15 человек, но может быть и больше.
Описание: По жребию выбирают водящего - «сельдь».На площадке на расстоянии 8-20 м(в зависимости от возраста и количества играющих) чертят два кона (две линии). На одном кону спиной к играющим становится «сельдь», на другом - остальные игроки. «Сельдь» громко считает до трех. Во время счета играющие, прыгая, стараются как можно ближе подойти к «сельди». По окончании счета «сельдь» оглядывается, в этот момент все прыгающие должны стоять неподвижно. Кому не удалось замереть, должен идти на первоначальное место. Теперь «сельдь» считает снова, все опять прыгают, «сельдь» оглядывается и т.д. Кто первым окажется на линии, где стоит «сельдь», тот становится новой «сельдью». Игра повторяется с новым водящим.
Markt (Ярмарка)
В этой игре участвуют обычно младшие школьники, реже подростки и юноши, 10-З0 человек Для игры нужны стулья по числу участников.
Описание : Выбирается водящий - «Bauer» (крестьянин). Играющие садятся по кругу на стулья, крестьянин в центре круга. Каждому участнику он присваивает название предмета, нужного для поездки на ярмарку (например, der Leiterwagen - телега, das Rad - колесо, der Bogen - дуга, der Sack - мешок, die Peitsche - кнут, плеть, das Pferd - лошадь). «Крестьянин» должен искусно, быстро, в шутливой форме вести разговор о поездке на ярмарку, используя присвоенные играющим названия предметов. Каждый игрок, предмет которого назван, должен быстро - быстро встать и повернуться на одной ноге (на каблуке) кругом. При неполном повороте он отдает фант, как и тот, кто опоздает повернуться. Время от времени «крестьянин» кричит: «Der Markt ist zu Ende» -«Ярмарка закрывается!» Тогда все играющие должны бегом поменяться местами. «Крестьянин» старается занять пустой стул. Кто остался без стула становится «крестьянином». Кто не успел пересесть со своего стула на другой, должен отдать фант. В конце игры все кто отдал фант, должны выполнить какое-нибудь задание.
Вlumеn (Цветы)
Это своеобразный вариант «Салок», который распространен в Германии среди мальчиков и девочек младшего школьного и подросткового возраста. Играют в теплое время года на воздухе или в просторном помещении. Количество участников - б- 12 человек. Ограничивают площадку, ее размеры в длину и ширину - около 6- 10 м.
Описание: По считалке или иным способом выбирают водящего. Каждый игрок выбирает себе название цветка и говорит его вслух. Водящий бежит за кем-либо из разбегающихся игроков, чтобы осалить. Игрок, которого он вот-вот догонит, может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, поднимает вверх руку или по-другому привлекает к себе внимание. Тогда водящий сразу бежит за тем игроком. Игрок, не успевший назвать новый цветок прежде, чем его осалит (коснется) водящий, сменяет водящего.
Zicklein (Козленок)
Это старинная немецкая игра. В ней участвуют дошкольники и младшие школьники, 3- 10 человек. Для игры нужна шапка.
Описание: Один играющий - «козленок». У него на голове шапка. Он становится на четвереньки, не касаясь коленками земли или пола, а остальные окружают его. Игроки стараются снять с «козленка» шапку. Но это не всегда просто: «козленок» брыкается. И если он дотронется рукой или ногой до игрока. последний становится «козленком», а бывший «козленок» присоединяется к другим игрокам. Если с «козленка» сняли шапку, то в
наказание ему дают задание: прокричать по-козлиному спеть, сплясать и т.п. Роль козленка трудная, особенно если играющих больше трех: надо заметить подходящих с разных сторон игроков и вовремя «брыкнуть» ногой. Да и передвигаться на четвереньках нелегко. Лишь некоторым играющим удается, находясь в роли козленка, сохранить шапку.
Weberin (Ткачиха)
Играют на улице или в просторном помещении 20-40 человек - школьники или молодежь.
Описание: Выбирают по считалке или просто по желанию двух водящих - два «челнока». Остальные игроки становятся в две шеренги друг против друга на расстоянии около 3 м, сцепившись руками в локтях. Это - «движущиеся части ткацкого станка». Оба ряда медленно приближаются друг к другу, а потом отступают назад под любую народную песню.
Когда участников сравнительно немного (около 20), направление движения рядов меняют с началом каждой строчки или через две. Если участников много, то через каждый куплет.
Между рядами на короткое время образуется «коридор». По нему с противоположных сторон пробегают «челноки». Повторяя песню, ряды - начинают двигаться быстрее. «Челнокам» становится все труднее пробегать между рядами. Если «челноки» не успевают обменяться местами и оказываются между сблизившимися вплотную рядами, игра прекращается, «челноками» выбираются другие участники, и игру начинают сначала.
4.2.Настольные игры
Настольные игры немецкого стиля (немецкие игры, европейские игры) — широкий класс настольных игр, сформировавшийся в Германии к концу XX века. Игры немецкого стиля характеризуются относительно простыми
правилами, небольшой или средней продолжительностью партии, довольно высоким уровнем абстракции, большим взаимодействием игроков. Значительная доля семейных игр является играми немецкого стиля.
История настольных игр «немецкого типа» начинается в шестидесятых годах прошлого столетия. В этот момент немецкие гейм-дизайнеры издавали такое количество игр, которое, наверное, сейчас не встретишь ни в одной стране. Так продолжалось вплоть до конца восьмидесятых (видимо сказалось появление компьютеров).
Последнее десятилетие настольные игры «немецкого типа» приобрели нешуточную популярность во всем мире. Гейм-дизайнеры многих стран начали перенимать опыт своих немецких коллег. Наша страна не является исключением, и в ней за последнее время было издано немало хороших игр. Надеюсь, ситуация будет развиваться в лучшую сторону и у нас с вами будет возможность играть в хорошие игры не только западного производства, но и
в наши родные.
4.3.Особенности игр немецкого типа
Игры чаще всего рассчитаны на среднее количество игроков (от 2 до 6)
В основном это простые в освоении (на изучение правил уходит не более 10–20 минут), а правила занимают всего несколько страниц.
Простота освоения достигается простой, но, в то же время, продуманной и многогранной механикой. Набор игровых элементов обычно «спартанский» и не терпит излишеств. Элементом случайности чаще выступает либо само поле («Королевские врата», «Каркассон», «Kingdoms », «Through the Desert»), либо колода карт (Lost Cities). Кубик используется крайне редко
Игровая партия занимает от 30 минут до часу, что существенно отличает игры «немецкого типа» от тех же варгеймов, где партия нередко длится часами (по 5–6 часов)
Чаще всего игры абстрактные (что роднит их с классическими играми типа шахмат, шашек, го или домино), но при этом привязаны к какой-нибудь тематике антуражным исполнением (средневековье, фантастика и т. п.). Наилучшим примером может выступить Каркассон, где явно выделяется средневековая тематика при полной абстрактности игры.
В связи с особенностью игрового контингента Германии - семья, игры «немецкого типа» межвозрастные (т. е. будут интересны и детям, и их родителям), а так же межсоциальные (рассчитаны на различные слои общества)
В большинстве своем такие игры межнациональные, так как содержат минимум текста на игровом материале. А основные моменты обозначаются либо цифрами, либо символами, либо картинками. Очень удобно с точки зрения маркетинга и локализации в других странах
Отличное исполнение и прекрасный геймарт – визитная карточка настольных игр «немецкого типа». Еще очень любят использовать различные деревянные фишки – этого тоже не отнять.
5.Заключение
Итак, рассмотрев традиционные игрушки и символы Германии, мы приходим к выводу, что игрушка отражает быт и традиции той страны, в которой она была изобретена. Конечно, игрушка занимает определённое место в жизни каждого человека. При помощи игрушки дети воссоздают те сферы жизни и производства, в которые они еще не включены, но к которым стремятся. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких -либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни в обществе Но в наше время, время – электронных машин, дети всё чаще предпочитают игрушкам – виртуальные игры на компьютерах, приставках, телефонах и многом другом. Но игрушка, как бы, ни вытесняли её виртуальные игры, всегда была, есть и будет присутствовать в жизни современных детей. Чуть более половины респондентов считают, что нынешние игрушки лучше, нежели игрушки времен их детства . Они утверждают, что сегодня выбор шире («каких только нет»; «игрушек много, на любой вкус и цвет» ), игрушки ярче и красочнее («более интересный дизайн»; «внешний вид лучше»; «всем – и красивее, и наряднее» ), они более технологичны («более продвинутые»; «больше выдумки: двигаются, разговаривают, управляются дистанционно» ), больше ориентированы на развитие детей («поучительней»; «развивают больше память»; «сейчас игры рассчитаны на интеллектуальное развитие детей» – ). Однако почти каждый четвертый респондент убежден в том, что современные игрушки хуже прежних, поскольку сделаны из плохих материалов («в них много разной химии» ), не отличаются высоким качеством («раньше намного качественнее делали», «страдает качество при большом разнообразии»), развивают жестокость у детей («агрессивные»; «бездушные», «страшные игрушки, не добрые, злые, монстры» ). Конечно же в жизни каждого ребенка была и будет любимая игрушка. Но она должна быть выбрана самим ребенком и быть безопасной и хранить колорит страны- производителя .
И по мнениям мировых экспертов лучшими странами-производителями являются: Германия, Россия, Франция и Англия.
6.Список литературы и других источников:
1.Васильева О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003
2. Мальцева Д.Г.Германия: страна и язык. Landeskunde durch die Sprache
3.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982
4.Ядешко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986
5. Claus Leichsenring: Weihnachtspyramiden des Erzgebirges. Entwicklung, Herstellung und Gestaltung, Reihe Weiß-Grün, Bd. 39, Verlag der Kunst Dresden, Husum 2009 ISBN 978-3-86530-124-6
6. Fachschule für Tourismus des Instituts für Soziale und Kulturelle Bildung e. V. (Hrsg.): Weihnachtspyramiden im Sächsischen Erzgebirge — Teil 2 Osterzgebirge, Husum Verlag, Husum 1997 ISBN 978-3-88042-797-6
7. Robin Hermann: Ortspyramiden — Geschichte, Modelle, Fakten. Robin Hermann Verlag, Chemnitz 2009 ISBN 3940860034
8. Studienrat Gerhard Butzmann, Studienrat Dr. päd. Jonny Gottschalg, Annelies Meuller-Hegemann. Meyers Jugendlexikon. Mit Einem Ergeanzumgsteil, Leipzig 1971
9. http://kazinosalon.ucoz.ru/publ/nemeckie_igry/1-1-0-8
8.http://ru.wikipedia.org/wiki/%d0%a8%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%8e%d1%82%d0%b5
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EB%E4%E0%F2%E8%EA
11. http://playlab.ru/toys/recenttoys/mefferts-pyraminx
12. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F0%E0%EC%E8%E4%EA%E0
13.http://muzei-mira.com/muzei_germanii/798-muzey-igrushek-v-germanii.html
14.http://bd.fom.ru/report/map/d082824
7.Приложение 1
Какая игрушка была у вас в детстве самой любимой?
Тип игрушек | Первые игрушки | % |
Мягкие игрушки | Белый медведь, львенок», плюшевый тигренок, жираф, желтый утенок, белый заяц, белая и пушистая собака, плюшевый ослик и собачка. | 43% |
Игрушки для девочек | Резиновая кукла, огромный пупс из Германии, набор посуды для кукольного домика, кукла из ГДР, коляска с куклой, кукольный дом. | 34% |
Технические игрушки | Машинка желтая на пульте управления, автомобиль, паровоз, трактор игрушечный, катер на батарейках, железная дорога, вертолет, самолет. | 20% |
Прочее | Солдатики, автомат, балалайка музыкальная, лошадка-качалка, мячи | 3% |
8.Приложение 2
Оловянные солдатики Рождественская пирамида
Шультюте Музей игрушек
Тетраэдр Мефферт Настольные игры
Медвежонок Тедди Немецкая кукла
9.Приложение 3
Маргарет Штайфф Железная дорога
Ёлочные игрушки Подвижные игры
Рисуем пшеничное поле гуашью
Что общего у травы и собаки?
Горячо - холодно
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"