Проблема зависимости здоровья человека от окружающей среды сейчас актуальна как никогда. Современный школьник большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве школы. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания. Для здоровья и высокой работоспособности учащихся в кабинете необходимы благоприятные условия: свет, чистый воздух, тепло. Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность. В данной работе проведено исследование основных параметров микроклимата кабинетов: температуры, относительной влажности, атмосферного давления, коэффициента аэрации. Даны рекомендации по улучшению состояния воздушной среды в кабинетах.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_mikroklimata_kabinetov_mou_novonikolaevskoy_sosh.doc | 122 КБ |
VIII районный конкурс творческих исследовательских работ
Исследование микроклимата кабинетов
МКОУ Новониколаевской СОШ
Выполнила: Пашкова Наталья,
ученица 9 класса
МКОУ Новониколаевской СОШ
Научный руководитель:
Журавлева Людмила Александровна,
учитель физики
МКОУ Новониколаевской СОШ
Новониколаевка
2012
Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………………….3
Часть1. Микроклимат помещений
§1. Значение микроклимата помещений………………………………………………...4-5
§2. Основные параметры микроклимата и их характеристики……………………….6-7
§3. Измерение параметров микроклимата............................................................... .8
Часть2. Измерение основных параметров микроклимата кабинетов школы …9-10
Заключение…………………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………………..12
Приложение 13-15
Введение.
Проблема зависимости здоровья человека от окружающей среды сейчас актуальна как никогда. Современный школьник большую часть жизни проводит в замкнутом пространстве школы. Помещение становится для нас своеобразной средой обитания. Для здоровья и высокой работоспособности учащихся в кабинете необходимы благоприятные условия: свет, чистый воздух, тепло. Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность. Например, понижение температуры и повышение скорости воздуха способствуют усилению конвективного теплообмена и процесса теплоотдачи при испарении пота, что может привести к переохлаждению организма. Температура, влажность, скорость воздушного потока, инфракрасные излучения в помещении могут существенно влиять и на организм человека. Атмосферное давление на уровне моря 760 мм ртутного столба. При данном давлении человек испытывает комфортность. Как повышение, так и понижение атмосферного давления на большинство людей оказывает негативное влияние. Данное исследование направлено на изучение микроклимата кабинетов школы и сравнение полученных данных с санитарно-гигиеническими нормами.
Цель работы: исследование основных параметров микроклимата кабинетов.
Задачи: 1. Изучить материалы по основным условиям микроклимата в помещениях.
2. Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов.
3. Изменить некоторые условия в кабинетах для улучшения микроклимата. Объект исследования – микроклимат учебных помещений.
Предмет исследования – условия улучшения микроклимата учебных помещений.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, проведение эксперимента, анализ полученных данных.
Основными источниками исследования стали электронные ресурсы: гигиеническая оценка микроклимата классной комнаты (http://www.bestreferat.ru), гигиенические требования к микроклимату производственных помещений: СанПиН 2.4.2.2821 – 10. - http//www.consultantplus.ru .
Исследование параметров микроклимата в различных помещениях описано в изученной мной литературе, но в нашей школе такое исследование проведено в первый раз и составлены рекомендации по улучшению микроклимата в исследуемых кабинетах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы, приложения.
Часть 1. Микроклимат помещений
§1. Значение микроклимата помещений
Микроклимат – это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. Параметрами микроклимата, при которых выполняет работу человек и от которых зависит теплообмен между организмом человека и окружающей средой, являются температура окружающей среды, скорость движения воздуха и влажность (относительная) воздуха.
Условия микроклимата в помещениях зависят от ряда факторов:
Человек в процессе труда постоянно находится в состоянии теплового взаимодействия с окружающей средой. Для нормального протекания физиологических процессов в организме человека требуется поддержание практически постоянной температуры (36,6 ºС). Способность человеческого организма к поддержанию постоянной температуры носит название терморегуляции. Терморегуляция достигается отводом выделяемого организмом тепла в процессе жизнедеятельности в окружающее пространство.
Теплоотдача от организма в окружающую среду происходит в результате: теплопроводности через одежду (Qт); конвекции тела (Qк); излучения на окружающие поверхности (Qи), испарения влаги с поверхности кожи (Qисп); нагрева выдыхаемого воздуха (Qв), т.е.:
Qобщ=Qт+Qк+Qи+Qисп+Qв
Это уравнение носит название уравнения теплового баланса. Вклад перечисленных выше путей передачи тепла непостоянен и зависит параметров микроклимата в производственном помещении, а также от температуры окружающих человека поверхностей (стен, потолка, оборудования). Если температура этих поверхностей ниже температуры человеческого тела, то теплообмен излучением идёт от организма человека к холодным поверхностям. В противном случае теплообмен осуществляется в обратном направлении: от нагретых поверхностей к человеку. Теплоотдача конвекцией зависит от температуры воздуха в помещении и скорости его движения испарения − от относительной влажности и скорости движения воздуха. Основную долю в процессе отвода тепла от организма человека (порядка 90% общего количества тепла) вносят излучение, конвекция и испарение.
Нормальное тепловое самочувствие человека при выполнении им работы любой категории тяжести достигается при соблюдении теплового баланса.
Влияние температуры окружающего воздуха на человеческий организм связано в первую очередь с сужением или расширением кровеносных сосудов кожи. Под действием низких температур воздуха кровеносных сосуды кожи сужаются, в результате чего замедляется поток крови к поверхности тела и снижается теплоотдача от поверхности тела за счёт конвекции и излучения. При высоких температурах окружающего воздуха наблюдается обратная картина: за счёт расширения кровеносных сосудов кожи и увеличения притока крови существенно увеличивается теплоотдача. Оптимальными микроклиматическими условиями являются такие сочетания количественных параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без напряжения механизмов терморегуляции.
Допустимые условия обеспечивают таким сочетанием количественных параметров микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека может вызвать преходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния организма, сопровождающиеся напряжением механизмов терморегуляции, не выходящим за пределы физиологических приспособленных возможностей.
§2. Основные параметры микроклимата и их характеристики
К микроклиматическим показателям относятся температура, влажность и скорость движения воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, предметов, оборудования, а также некоторые их производные: градиент температуры воздуха по вертикали и горизонтали помещения, интенсивность теплового излучения от внутренних поверхностей.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» параметрами, характеризующими микроклимат являются:
Температура и влажность воздуха не должны превышать 18–220С и 50–70% соответственно.
Температура воздуха, измеряемая в 0С, является одним из основных параметров, характеризующих тепловое состояние микроклимата. Температура поверхностей и интенсивность теплового облучения учитываются только при наличии соответствующих источников тепловыделений.
Температура (от лат. temperatura — надлежащее смешение, нормальное состояние) — скалярная физическая величина, примерно характеризующая приходящуюся на одну степень свободы среднюю кинетическую энергию частиц макроскопической системы, находящейся в состоянии термодинамического равновесия.
Влажность воздуха - содержание в воздухе водяного пара. Различают абсолютную, максимальную и относительную влажность.
Абсолютная влажность (А) - упругость водяных паров, находящихся в момент исследования в воздухе, выраженная в мм ртутного столба, или массовое количество водяных паров, находящихся в 1 м3 воздуха, выражаемое в граммах.
Максимальная влажность (F) - упругость или масса водяных паров, которые могут насытить 1 м3 воздуха при данной температуре.
Относительная влажность - это отношение массы водяного пара, содержащегося в единице объема воздуха, к массе водяного пара, содержащегося в насыщенном водяными парами воздухе (предельной массе водяного пара, которая может содержаться в воздухе при данной температуре).
φ = (абсолютная влажность)/(максимальная влажность)
Относительная влажность обычно выражается в процентах. Эти величины связаны между собой следующим отношением:
φ = (f×100)/fmax
Например, относительная влажность 70 % означает, что в воздухе воды в парообразном состоянии находится 70 % от максимально возможного количества. Относительная влажность 100 % означает, что воздух насыщен водяными парами и в такой среде испарение происходить не может.
φ = (абсолютная влажность)/(максимальная влажность)
Относительная влажность очень высока в экваториальной зоне (среднегодовая до 85 % и более), а также в полярных широтах и зимой внутри материков средних широт. Летом высокой относительной влажностью характеризуются муссонные районы. Низкие значения относительной влажности наблюдаются в субтропических и тропических пустынях и зимой в муссонных районах (до 50 % и ниже).
С высотой влажность быстро убывает. На высоте 1,5-2 км упругость пара в среднем вдвое меньше, чем у земной поверхности. На тропосферу приходится 99 % водяного пара атмосферы. В среднем над каждым квадратным метром земной поверхности в воздухе содержится около 28,5 кг водяного пара.
Скорость движения воздуха – осредненная по объему обслуживаемой зоны скорость движения воздуха. Скорость движения воздуха влияет на ощущение тепла или холода, испытываемое человеком. Измеряется в м/с.
§3. Измерение параметров микроклимата
В обычных условиях для измерения температуры воздуха используются термометры (ртутные или спиртовые), термографы (регистрирующие изменение температуры за определенное время) и сухие термометры психрометров.
Термометр (греч. θέρμη — тепло; μετρέω — измеряю) — прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. Существует несколько видов термометров:
Для определения влажности воздуха применяются переносные аспирационные психрометры (Ассмана), реже стационарные психрометры (Августа) и гигрометры. При использовании психрометров дополнительно измеряют атмосферное давление с помощью барометров – анероидов.
Скорость движения воздуха измеряется крыльчатыми и чашечными анемометрами.
Рассмотрим примеры приборов, традиционно используемых для измерения параметров микроклимата.
Аспирационный психрометр МВ-4М
Аспирационный психрометр МВ - 4М предназначен для определения относительной влажности воздуха в диапазоне от 10 до 100 % при температуре от -30 до +500 С. Цена деления шкал термометров не более 0,20 С. Принцип его работы основан на разности показаний сухого и смоченного термометров в зависимости от влажности окружающего воздуха. Он состоит из двух одинаковых ртутных термометров, резервуары которых помещены в металлические трубки защиты. Эти трубки соединены с воздухопроводными трубками, на верхнем конце которых укреплен аспирационный блок с крыльчаткой, заводимой ключом и предназначенной для прогона воздуха через трубки с целью сделать более интенсивным испарение воды со смоченного термометра.
Анемометр крыльчатый АСО-3
Крыльчатый анемометр применяется для измерения скоростей движения воздуха в диапазоне от 0,3 до 5 м/с. Ветроприемником анемометра служит крыльчатка, насаженная на ось, один конец которой закреплен на неподвижной опоре, а второй через червячную передачу передает вращение редуктору счетного механизма. Его циферблат имеет три шкалы: тысяч, сотен и единиц. Включение и выключение механизма производится арретиром. Чувствительность прибора не более 0,2 м/с.
Часть 2. Измерение основных параметров микроклимата кабинетов
Для определения основных параметров микроклимата кабинетов мной были произведены следующие измерения:
а) Определение температуры воздуха.
Температуру воздуха определяла спиртовым термометром в 3-х точках. Результаты сравнивала с гигиеническими нормами 18-20 градусов C° – температурой комфорта. Измерение производилось в 3-х точках (у наружной стены, у внутренней стены, в центре класса – зоне дыхания).
Чтобы получить среднюю температуру в помещении, измерения проводила в различных местах (около стен: наружной и внутренней, около окон, у пола). После чего показания термометров суммировала и делила на количество измерений. (Приложение1)
б) Определение относительной влажности воздуха.
Психрометром определяла относительную влажность воздуха в классной комнате в 3-х точках, а именно: в первом, втором и третьем рядах парт на расстоянии 0,5м от окна, в зоне дыхания, на высоте 1,2-1,5 м. Измерение производила в течение 4 минут. Измерение проводила до уроков, и в конце второй перемены.
Затем относительную влажность находила с помощью специальной психрометрической таблицы. (Приложение 2)
в) Определение атмосферного давления.
Атмосферное давление измеряла барометром – анероидом. Величина давления обычно выражается в мм. ртутного столба или в гектопаскалях – гПа.
г) Определение коэффициента аэрации.
Широкое распространение получило сочетание центральной вытяжной вентиляции с местным притоком неизменного атмосферного воздуха – с аэрацией. Аэрация осуществляется с помощью фрамуг, створок окон.
При правильном устройстве фрамуг наружный воздух всегда направляется к потолку. Коэффициент аэрации вычисляла как отношение площади проемов всех действующих створок окон и площади пола класса. Сначала определила ориентировочно-открывающуюся площадь створок окон, и подсчитала, сколько раз эта площадь укладывается в площади пола класса. (Приложение 3)
Для создания комфортных условий самочувствия людей рекомендуются следующие параметры физических факторов воздушной среды:
1. Средняя температура воздуха для детей 20-22°C. Перепады температуры воздуха в горизонтальном направлении не должны превышать 2°C. В течение суток колебания температуры воздуха в помещении при центральном отоплении не должны превышать 3°C
2. Величина относительной влажности воздуха при указанных температурах может колебаться в пределах 40-60% (зимой 30-50 %)
3. Обычное колебание атмосферного давления находятся в пределах 760 +/- 20 мм рт. столба или 1013+/-26,5 гПа - гектопаскалей (1 гПа равен 0,750 мм рт. ст.)
4. Для достаточной аэрации помещений отношение площади сечения фрамуг к площади пола должен быть не менее 1/50, но лучше 1/30.
Кабинет №4
1. Барометрическое давление: 738 мм рт. ст.
2. Температура помещения средняя 24°C; колебание по горизонтали 1-3°C; разница между минимальной и максимальной температурой 3°C (отопление центральное).
3. Относительная влажность – в 9 часов - 74%, в 11 часов – 30%
4. Коэффициент аэрации – 1/48
Кабинет №5
1. Барометрическое давление: 738 мм рт. ст.
2. Температура помещения средняя 23°C; колебание по горизонтали 2-3°C; разница между минимальной и максимальной температурой 3°C (отопление центральное).
3. Относительная влажность – в 9 часов - 74%, в 11 часов – 37%
4. Коэффициент аэрации – 1/48
Кабинет №8
1. Барометрическое давление: 738 мм рт. ст.
2. Температура помещения средняя 22°C; колебание по горизонтали 1°C; разница между минимальной и максимальной температурой 1°C (отопление центральное).
3. Относительная влажность – в 9 часов - 62%, в 11 часов – 22%
4. Коэффициент аэрации – 1/48
Кабинет №12
1. Барометрическое давление: 738 мм рт. ст.
2. Температура помещения средняя 23°C; колебание по горизонтали 1 - 2°C; разница между минимальной и максимальной температурой 2°C (отопление центральное).
3. Относительная влажность – в 9 часов - 62%, в 11 часов – 22%
4. Коэффициент аэрации – 1/65
Заключение:
Установленные показатели микроклимата кабинетов №4,5,8,12 не соответствуют гигиеническим нормативам по следующим показателям:
Рекомендации: Для улучшения состояния воздушной среды в данных классах рекомендуется усилить интенсивность проветривания и поставить увлажнители воздуха. Дети обычно плохо переносят пребывание в зоне пониженного атмосферного давления. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Поэтому класс необходимо проветривать. Сквозняков в классе быть не должно, а проветривание проводиться во время перемены, класс в это время должен быть пуст. Зеленые растения улучшают кислородный режим класса.
Список литературы
Приложение №1
Средняя температура воздуха в кабинетах.
№ кабинетов | Время измерения температуры | t0 |
4 кабинет | перед 1 уроком | 23С0 |
после 2 урока | 24С0 | |
5 кабинет | перед 1 уроком | 22С0 |
после 2 урока | 23С0 | |
8 кабинет | перед 1 уроком | 21С0 |
после 2 урока | 24С0 | |
12 кабинет | перед 1 уроком | 21С0 |
после 2 урока | 24С0 |
Приложение №2
Влажность воздуха в кабинетах
№ кабинетов | Время измерения | φ% |
4 кабинет | перед 1 уроком | 74% |
после 2 урока | 30% | |
5 кабинет | перед 1 уроком | 74% |
после 2 урока | 37% | |
8 кабинет | перед 1 уроком | 62% |
после 2 урока | 22% | |
12 кабинет | перед 1 уроком | 62% |
после 2 урока | 22% |
Приложение №3
Коэффициент аэрации
№ кабинетов | Коэффициент аэрации |
4 кабинет | 1/48 |
5 кабинет | 1/48 |
8 кабинет | 1/48 |
12 кабинет | 1/48 |
Попробуем на вкус солёность моря?
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Рисуем осенние листья
Дерево в снегу
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью