Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.
Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.
Объект исследования: учащиеся 4 класса школы №1, у которых определяли медицинские аспекты осанки.
Цель: Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dashi.docx | 50.36 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа» № 1
Гороховецкого района Владимирской области
Исследовательская работа по теме:
«Правильная осанка – это наше здоровье»
Автор работы:
ученица 4 класса «Б»
Кривцова Дарья.
Руководитель:
учитель начальных классов
Макарова Ольга Николаевна.
г. Гороховец
2011 год
I. Введение.
Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас. А потом уже укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков и полов. На прочном стальном каркасе держится всё здание. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Его название скелет.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.
Тема: «Правильная осанка – это наше здоровье».
Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника у значительной части младших школьников. Изменения в осанке обнаруживается примерно у 30% всех обследованных.
Проблема: проблема правильной осанки у учащихся, стоит на первом месте в нашем классе. У некоторых учеников выявлены отклонения в развитии позвоночника.
Объект исследования: учащиеся 4 класса школы №1, у которых определяли медицинские аспекты осанки.
Цель: Выявить причины нарушения осанки у учеников нашего класса, найти конкретные рекомендации для сохранения и улучшения осанки.
Задачи исследования.
1.Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2.Ознакомиться с нормативами СанПин 2.4.2 1178-02 «О введении санитарно – эпидемиологических правил и нормативов».
3.Провести наблюдения и исследования на правильную осанку.
4.Найти рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для сохранения осанки.
Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то можно избежать искривлений позвоночника.
Методы исследования:
Наблюдение, сбор информации из книг, анализ, опрос, эксперимент.
II. Основная часть.
Что такое осанка? Значение осанки.
Значение осанки особенно у нас - у детей - велико, так как в этот период идет рост и формирование нашего скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.
Так, что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой?
Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос, я отправилась в библиотеку. Свое исследование я начала с медицинского словаря. В нем написано, что осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе.
Открываю толковый словарь С.И. Ожегова. Узнаю, что осанка – от корня -сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкою разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.
В Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
В словаре Ушакова, осанка - внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.
А в Современном Толковом словаре Ефремовой, осанка – манера держаться.
Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.
Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние перед болезнью. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.
Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника, нет поворотов таза и позвонков в горизонтальной плоскости и изгибов позвоночника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника?
Чтобы определить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать спиной к ровной стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если проходит кулак или не проходит ладонь – есть искривление.
Основные проблемы с осанкой.
Очень часто причиной формирования плохой осанки является систематическое неправильное ношение школьного портфеля (например, на одной лямке вместо двух). Также негативно сказывается избыточное сидение перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды.
На всё есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Вес ранца с учебниками у учеников начальной школы превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его.
С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические
требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального
образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Для учащихся 1 – 4 классов – 300 граммов.
Для того чтобы сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему нужно учитывать ежедневно тяжесть поклажи за спиной.
Одной из главных причин от чего зависит правильная осанка – это соответствие столов и стульев росту ребёнка. Государственным стандартом России, утверждены размеры ученических столов и стульев.
III. Исследования состояния осанки.
Микроисследование №1.
«Сбор данных о состоянии осанки учеников 4 класса у медицинского работника»
На первом этапе моих исследований я обратилась к результатам медицинского осмотра, чтобы получить информацию о состоянии двигательной системы, в частности, об осанке, ребят моего класса. Узнала, что 43 % учащихся имеют нарушение осанки.
Выявление причин нарушения осанки у школьников.
Микроисследование №2.
«Соответствие школьной мебели нормам СанПина»
Качество школьной мебели значительно влияет не только на работоспособность, поведение детей на уроках, но на состояние здоровья. Несоблюдение гигиенических к школьной мебели способствует развитию отклонений в растущем организме.
Физический и умственный труд человека всегда связан с определенной рабочей позой. Правильный выбор ее обеспечивает успех в работе и задерживает наступление утомления. Хронически утомляющиеся мышцы не удерживают кости в правильном положении. Они наклоняются в сторону более сильных мышц-антагонистов. Так начинает развиваться сутулость, сколиоз и другие нарушения. Вначале они легко исправимы, но со временем фиксируются и трудно поддаются исправлению с помощью гимнастики и других видов механического воздействия.
Слушая учителя на уроке, ученик может опираться на три точки (седалищные бугры, стопы, поясница), а при письме и рисовании и на четвертую – предплечья.
За нашим классом закреплен кабинет, поэтому мебель я изучала в нем.
У нас имеется норма по столам и стульям в различных возрастных группах:
Группа | Высота стола | Высота стула |
110 – 119 | 52 | 32 |
120 – 129 | 57 | 35 |
130 – 139 | 62 | 38 |
140 – 149 | 67 | 41 |
150 – 159 | 72 | 44 |
Результаты измерений столов и стульев в кабинете:
Столы – длина: 69см;
высота: 62см и 71см.
Стулья – длина: 35см и 40см;
высота: 38см и 41см.
Если мы сравним полученные результаты, то окажется, что мебель не всегда подходит.
Микроисследование №3.
«Наблюдение за посадкой учеников на первом и последнем уроках»
Найдем другие причины для нарушений. Я изучила посадку одноклассников во время уроков и заметила, что не все ребята сидят правильно. Как выглядит ученик, сидящий за партой правильно все уже забыли, но я вам напомню: нужно сидеть прямо, опираясь на спинку стула и занимая его весь, стопы ног должны полностью опираться на пол, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки лежат на столе и согнуты в локтях. Но, не все дети это правило выполняют, и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.
Первый урок | Последний урок | |
Правильно сидят | 19 | 14 |
Неправильно сидят | 7 | 12 |
Вывод : к концу дня 12 человек сидят неправильно, как им удобно. Это показатель того, что у этих детей слабо развиты мышцы спины и шеи, поэтому они быстро устают.
Микроисследование №4.
«Проверяем соответствие гигиеническим нормам вес портфеля»
Что лучше? Сумка, портфель, рюкзак или ранец.(Приложение 1)
Учёные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70мм рт. ст., а на правое – 110мм рт. ст. Это в 2 – 3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведёт ещё и к нарушениям осанки.
Посмотрим на примере нашего класса, какие сумки носят школьники.
Выяснила, в чём носят учебники ученики моего класса.
Рюкзак –1человек
Ранец – 22 человека
Сумка – 4 человека
Получается, что некоторые ученики выбирают не для здоровья, а для красоты. Выбирая сумки с неравномерным распределением массы, мы рискуем «получить» себе искривление позвоночника.
Провела рейд «Что лежит в твоём портфеле?
Все дети активно участвовали в работе, взвешивали портфели, выкладывали лишнее.
Сначала я измерила вес портфеля до урока. Самый тяжёлый портфель весит 5 кг. Это ранец и рюкзак.
Измерила вес пустого портфеля. Самый легкий (сумка) – 400 граммов. Самый тяжёлый (ранец) – 1,5 кг.
Взвесила портфель с учебниками по расписанию. Самый тяжёлый ранец – 3 кг 900г. Самый лёгкий ранец – 2 кг 200 г.
Врачи рекомендуют – средний вес пустого ранца – 700 г. Вес ранца со школьными принадлежностями должен составлять 2,5-2,7 кг.
В нашем классе 15 правильных ранцев. У 11 человек моего класса вес рюкзака, соответствует норме, но выявлены функциональные изменения позвоночника.
Вывод: в ранцах и рюкзаках лежит много лишних вещей, не предназначенных для учебной деятельности, ранцы тяжеловесы могут стать причиной заболеваний опорно – двигательной системы .
Тяжёлые ранцы – это не единичная причина нарушения осанки. Есть и другие.
Микроисследование №5.
«Проверка двигательной активности детей в школе»
По расписанию в нашем классе проводится 3 урока физкультуры и 11 учащихся нашего класса регулярно посещают спортивные секции. На уроках учитель проводит физкультминутки и упражнения, для укрепления мышц спины и шеи. Ежедневно учебный день начинается с утренней зарядки.
Микроисследование №6.
«Тестовый опрос : проверка стойких навыков правильной посадки»
Да – 26 человек
Нет – 0 человек
Да – 16 человек
Нет – 10 человек
Дома – 5 человек
В школе – 26 человек
Да – 10 человек
Нет – 16 человек
Вывод: опрос показал, что все учащиеся знают, как правильно сидеть за партой, но выполняют их не всегда. У учащихся не выработаны стойкие навыки правильной посадки.
IV. Выводы.
Мои исследования не подтвердили выдвинутую гипотезу. Для того, чтобы выработать стойкие навыки правильной осанки, надо не только правильно сидеть за партой в школе, но укреплять мышцы спины специальными упражнениями. Контролировать вес ранца. Помнить о гигиенических правилах просмотра телевизора. Обращать внимание на размеры мебели дома, где выполняешь уроки.
Способы решения проблемы.
1.Основа любой осанки — это упражнения. Именно упражнения делают осанку правильной. Простая утренняя разминка станет весомым вкладом в правильную осанку школьника.
Поэтому я с помощью учителя физкультуры и классного руководителя разработала:
2.Создала презентацию в помощь учителю и ученикам для более прочного усвоения этой сложной и нужной темы: «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ». (Приложение на диске)
3.Создала рекомендации и советы ученикам и родителям нашего класса для сохранения осанки «Красивая осанка - признак успешности». (Приложение 4)
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
№ п/п | Список учащихся | Вес | Масса пустого портфеля | Масса портфеля со школьными принадлежностями | Вид портфеля | Вывод |
1 | Балдуев С. | 38,2 | 700 г | 2,8 кг | ранец | Выше нормы! |
2 | Веретин П. | 37,4 | 800 г | 2,5 кг | ранец | норма |
3 | Гарбуз М. | 31,8 | 800 г | 2,6 кг | ранец | норма |
4 | Горбунова В. | 57,5 | 500 г | 2,3 кг | сумка | норма |
5 | Дмитриев В. | 30,6 | 700 г | 3,5 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
6 | Забалуева Л. | 38,5 | 700 г | 2,2 кг | ранец | норма |
7 | Кабанов К. | 40,6 | 900 г | 3,5 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
8 | Калашник П. | 27,5 | 400 г | 2,5 кг | ранец | норма |
9 | Климаш Р. | 36,3 | 700 г | 2,9 кг | ранец | Выше нормы! |
10 | Кляузов Г. | 36,5 | 500 г | 3 кг | рюкзак | Выше нормы! |
11 | Кривцова Д. | 29,2 | 500 г | 3 кг | ранец | Выше нормы! |
12 | Кувшинова А | 25,6 | 800 г | 3,2 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
13 | Новиков Е. | 29,4 | 900 г | 2,9 кг | ранец | Выше нормы! |
14 | Новоженина А. | 34,4 | 700 г | 3,2 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
15 | Одинцов Н. | 54,2 | 800 г | 4,7 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
16 | Подгорбун- ский М. | 55,3 | 800 г | 2,8 кг | ранец | Выше нормы! |
17 | Разова К. | 36,7 | 700 г | 4 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
18 | Сенютина В. | 37,7 | 600 г | 2,6 кг | ранец | норма |
19 | Смирнова М. | 28,2 | 1,5 кг | 3,9 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
20 | Баландин П. | 33,8 | 700 г | 3,7 кг | ранец | Слишком тяжёлый!!! |
21 | Удрис Даниил | 32,4 | 600 г | 2,2 кг | ранец | норма |
22 | Удрис Денис | 33,8 | 700 г | 2,5 кг | ранец | норма |
23 | Фёдорова А. | 28,8 | 400 г | 3,5 кг | сумка | Слишком тяжёлый!!! |
24 | Харузин Е. | 32,6 | 700 г | 2,5 кг | ранец | норма |
25 | Шмелёв Д. | 42,2 | 800 г | 2,9 кг | сумка | Выше нормы! |
26 | Эламонов Ф. | 39,1 | 700 г | 2,4 кг | ранец | норма |
27 | Эламонова М. | 39,6 | 400 г | 2,5 кг | сумка | норма |
Специальными исследованиями регламентирован вес учебников из расчета на один учебный день в комплекте с письменными принадлежностями. Для учащихся начальных классов он не должен превышать
2–2,5 кг, средних классов – не более 3,5 кг, старшеклассников – до 4,5 кг. Для того чтобы определить вес ранца с учебниками, в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.
Приложение 2.
Примерный комплекс домашних упражнений.
1 упражнение . И.п.: руки на затылке, локти отведены назад, левая нога отставлена назад на носок.
Выполнение. Выпрямить руки вверх, отводя их до предела назад (вдох). Вернуть руки в и.п. (выдох). Повторить 6-16 раз. Повторить упражнение, отставив назад правую ногу.
2 упражнение. И.п.: середину резинового шнура или бинта закрепить за ножку или у стены возле пола. Концы затянутого шнура взять в руки. Ноги на ширине плеч. Туловище наклонено вперед.
Выполнение. Растягивая шнур, выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, и отклонить верхнюю часть тела до предела назад, т.е. прогнуться (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 8-20 раз.
3 упражнение. И.п.: выпад правой ногой вперед, руки – вперед. В руках – концы слегка растянутого резинового шнура (бинта), закрепленного у стены, двери и т.п.
Выполнение. Согнуть руки, растягивая шнур (вдох), руки разогнуть в и.п. (выдох). Повторить 10-30 раз. После короткого отдыха повторить еще 10-30 раз, стоя в выпаде левой ногой вперед.
4 упражнение. И.п.: лечь на пол грудью вниз и упереться руками в пол под плечевыми суставами.
Выполнение. Выпрямить руки («отжаться» от пола), приподнимая над полом только туловище (вдох). Вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-20 раз.
5 упражнение. И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела, ладони вниз.
Выполнение. Ноги согнуть в коленях и подтянуть к груди. Затем выпрямить ноги до вертикального положения. Согнуть их и вернуть в и.п. Дыхание свободное, без задержки. Повторить 6-10 раз.
6 упражнение. И.п.: стойка ноги врозь, руки вверх, пальцы сцепить.
Выполнение. Сделать 8-16 круговых движений туловищем в одном направлении и столько же в обратном. Дыхание свободное, без задержки.
7 упражнение. И.п.: встать правой ногой на стул, руки и левая нога свободно балансируют.
Выполнение. Сделать на правой ноге 6-10 приседаний, то же повторить на левой ноге. Дыхание свободное, без задержки.
Облегчение. Во время приседания на правой ноге левой ногой становиться на пол и наоборот.
8 упражнение. И.п.: руки на поясе.
Выполнение. Сделать 20-30 подскоков на носках; ноги то вместе, то врозь. Когда ноги врозь, поднимать руки в стороны, ноги вместе – руки на пояс. Дыхание свободное, ритмичное.
Приложение 3.
Комплекс упражнений "Полет к звезде"
1 группа – фиксирование позвоночника в правильном положении
1 упражнение – «Тренировка к полету»
И.п. Встать друг к другу спиной, соприкоснуться лопатками и пятками. Раз – два, руки в стороны, вверх. Три – четыре, руки в стороны и вниз. (3-4 раза).
2 упражнение – «Вверх, к звездам»
Раз – два, встать на носочки, руки вытянуть вверх. Три – четыре, и.п.(3-4 раза)
3 упражнение – «Работа двигателя»
И.п. Встать друг к другу спиной, вытянуть руки в стороны и сомкнуть пальцы в замок. Раз – два, три – четыре, вращательные движения руками.
2 группа – формирование правильной осанки
1 упражнение – «Подготовка экрана»
И.п. Встать лицом друг к другу, соприкоснуться ладонями.
Раз – два, круговые движения вправо, три – четыре, влево.
Раз – два – три – четыре, полные круговые движения, сначала вправо, затем влево. (3-4 раза)
2 упражнение – «Напилим дрова»
Раз – два – три – четыре, движения руками вперед и назад. (3-4 раза)
3 упражнение – «Космические велосипеды»
Раз – два – три – четыре, движения руками по кругу с сопротивлением. (3-4 раза)
4 упражнение – «Игра в мяч на полянке»
И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Один ребенок подпрыгивает на носочках, приседает, другой легко подталкивает его пальцами, как мяч. Потом дети меняются ролями.
5 упражнение – «Танцы на поляне»
И.п. Встать лицом друг к другу на расстоянии одного шага. Руки поставить на плечи соседа. Раз – два, наклоны вправо, Три – четыре, влево. (3-4 раза)
Приложение 4.
«Красивая осанка - признак успешности»
Дорогие ребята! Помните!
Правила для поддержания правильной осанки.
Литература.
1. Толковый словарь Даля. В.И. Даль 1863-1866.
2. Толковый словарь Ушакова Д.Н. 1935-1940.
3. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов 1949-1992.
4.Петровский Б.В. Популярная медицинская энциклопедия М. 1991.
5.Коростелёв Б.Н., Воспитание здорового школьника, пособие для учителя. Москва: «Просвещение», 1983г
6.Правда, о школьных портфелях. (Сайт «Здоровье»)
7.Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.
Интернет ресурсы
Содержание
1.Введение. ________________________________________________ 1
2.Основная часть.
2.1. Осанка и её значение. ____________________________________ 2-3
2.2. На всё есть свои нормы. _________________________________ 3-4 3. Исследования состояния осанки.
3.1 Микроисследование №1.
«Сбор данных о состоянии осанки учеников 4 класса
у медицинского работника»_____________________________________ 5
3.2 Микроисследование №2. «Соответствие школьной мебели нормам СанПина»_________________ 5
3.3 Микроисследование №3.
«Наблюдение за посадкой учеников на первом и последнем уроках»____ 6
3.4 Микроисследование №4. «Проверяем соответствие гигиеническим нормам вес портфеля»
Что лучше? Сумка, портфель, рюкзак или ранец.____________________ 6-7
3.5 Микроисследование №5. «Проверка двигательной активности учащихся в школе»_____________ 7
3.6 Микроисследование №6. «Тестовый опрос учащихся»______________________________________ 7
4. Выводы. ___________________________________________________ 8
5.Способы решения проблемы_____________________________________ 8
6.Приложения __________________________________________________ 9-12
7.Литература. _________________________________________________ 13
http://www.cultureclub.ru/bank/2270
http://kotorov.ru/image/full/266.jPG
Золотая хохлома
Мать-и-мачеха
Юрий Алексеевич Гагарин
В поисках капитана Гранта
Машенька - ветреные косы