Организация Объединенных Наций включает проблему безопасности дорожного движения в число наиболее острых проблем человечества, наряду с раковыми заболеваниями, загрязнением окружающей среды, истощением энергетических ресурсов.
Только на дорогах России за год гибнет больше людей, чем потеряла наша армия во всех малых и больших военных конфликтах, в которых она участвовала в последние полвека! Пешеходы составляют 30% погибших и раненых от общего количества пострадавших в ДТП; 36% - пассажиры и 34% - сами водители.
Из-за ошибок водителей и нарушения ими Правил дорожного движения совершается до 80% ДТП.
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Мавринка Пугачевского района Саратовской области».
Р Е Ф Е Р А Т
Исследование влияния физических параметров на тормозной путь транспортного средства.
Выполнили: Монахов Алексей
Сергеевич и Кудий Кирилл
Витальевич, ученики 9-го класса.
Руководитель: Харина Татьяна
Викторовна, учитель физики.
2011 год
Содержание
Введение……………………………………………………….......................3 стр.
1. Основная часть:
1.1. Движение тела под действием силы трения; ………..…….. ……….5 стр.
1.2..Зависимость тормозного пути и времени торможения автомобиля
от скорости движения и массы автомобиля. ………………………..5 стр.
2. Исследовательская часть
2.1. Исследование влияния скорости автомобиля, его массы и температуры окружающей среды на тормозной путь и время торможения ……………7 стр.
2.2. Анализ ДТП по Пугачевскому району за период с января по
ноябрь 2011 г....................................................................................................10 стр
Заключение…………………………………………………………………...11 стр. Список используемой литературы…………………………………………..12 стр.
Введение
Организация Объединенных Наций включает проблему безопасности дорожного движения в число наиболее острых проблем человечества, наряду с раковыми заболеваниями, загрязнением окружающей среды, истощением энергетических ресурсов.
Только на дорогах России за год гибнет больше людей, чем потеряла наша армия во всех малых и больших военных конфликтах, в которых она участвовала в последние полвека! Пешеходы составляют 30% погибших и раненых от общего количества пострадавших в ДТП; 36% - пассажиры и 34% - сами водители.
Из-за ошибок водителей и нарушения ими Правил дорожного движения совершается до 80% ДТП.
Цель данной работы - исследовать влияние физических параметров на тормозной путь транспортного средства.
Основные задачи:
- изучить теоретический материал;
- провести исследования, выявляющие факторы зависимости влияния
скорости автомобиля, его массы и температуры окружающей среды на
длину тормозного пути и время торможения;
- сравнить полученные данные;
- внести предложения по решению данной проблемы.
Методы, используемые для решения поставленных задач:
-изучение научной литературы;
- сбор существующей информации по данному вопросу;
- исследовательская работа по определению влияния скорости
автомобиля, его массы и температуры окружающей среды на
длину тормозного пути и время торможения;
- анализ полученных результатов.
- проведение разъяснительной работы о профилактике ДТП.
Актуальность проблемы состоит в том, что закона зависимости массы тела от её скорости ни в природе, ни в отражающей её современной науке нет.
Работники ГАИ, которые встречаются ежедневно с ДТП, анализируя их, сделали вывод, что тормозной путь зависит от массы автомобиля.
Мы решили проверить утверждение работников ГАИ, измерили тормозной путь автомобиля на дороге: с разной массой и в разное время года.
Пришли к выводу, что зависимость тормозного пути автомобиля от его массы безусловно есть. Чем больше масса автомобиля, тем время торможения и тормозной путь больше, т.е. тем труднее изменить скорость автомобиля и, следовательно, тело более инертно. Для остановки транспорта требуется время и пространство: нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Об этом следует знать и помнить, во избежание ДТП как водителям, так и пешеходам.
У работников Пугачевского ГИБДД взяли сведения о дорожно-транспортных происшествиях по району за период с января по ноябрь 2011г., проанализировали и сделали выводы и предложения по уменьшению ДТП.
Основная часть.
Движение тела под действием силы трения.
При движении тел между ними возникают силы трения. Силу взаимодействия, соприкасающихся поверхностей двух тел, называют силой внешнего трения. Внешнее трение существует не только при движении тел, но и тогда, когда тела находятся в относительном покое. Сила трения отличается от других сил тем, что она всегда направлена в сторону противоположную направлению вектора скорости движущегося тела. Сила упругости и сила тяжести тоже могут быть направлены против движения, но сила трения всегда так направлена. Это значит, что и ускорение, которое сила трения сообщает телу направлена против его скорости. Отсюда следует, что сила трения приводит к уменьшению числового значения скорости тела и, если на тело действует только сила трения, то тело, в конце концов, останавливается.
Зависимость тормозного пути и времени торможения автомобиля от скорости движения и его массы
Представим себе, что перед движущимся автомобилем неожиданно появилось какое-то препятствие, и водитель отключил двигатель и включил тормоз. Начиная с этого момента, на автомобиль действует только постоянная сила трения, так как сила тяжести скомпенсирована силой реакции дороги; силой сопротивления воздуха можно пренебречь. Через некоторое время автомобиль, пройдя расстояние l – так называемый тормозной путь, остановится. Найдём время, нужное для остановки и тормозной путь.
Под действием силы трения автомобиль будет двигаться с ускорением
.
Направим координатную ось Х вдоль направления движения автомобиля. Сила трения и, вызванное ею ускорение, направлены в сторону, противоположную оси. Поэтому проекции этих векторов на ось Х отрицательны, а по модулю равны модулям самих векторов. Следовательно,
Но , где vx и v0х - проекции ускорения векторов и на ось Х. Обе проекции положительны, т. е. v0х = v0. Отсюда
Нас интересует время t от начала торможения (когда скорость автомобиля v = v0) до остановки, когда его скорость равна нулю. Поэтому можно написать и . Отсюда
Найдём теперь тормозной путь l. Тормозной путь – это модуль проекций на ось Х, вектора перемещения автомобиля за время торможения. Чтобы его вычислить воспользуемся формулой: .
Но проще использовать формулу:
В нашем случае , поэтому
Таким образом, пройденный до остановки путь пропорционален квадрату начальной скорости. Если увеличить скорость поезда вдвое потребуется вчетверо больший путь до остановки. Это следует знать и помнить машинистам поездов, водителям автомашин и вообще всем кто управляет транспортными средствами. Об этом нужно помнить и пешеходам, пересекающим оживленную улицу: для остановки движущихся тел нужны время и пространство.
Исследовательская работа:
Исследования проводили с помощью легкового автомобиля марки «CYEVRLET AVEO» моего отца с двумя пассажирами и грузом, от скорости 10 км/час до 80 км/час. Около столба начинали торможение и с помощью рулетки и секундомера измеряли путь до полной остановки и время торможения. Эксперимент проводили два раза при сухой и солнечной погоде в октябре и холодной и ветреной в ноябре 2011 года, используя в качестве полигона дорогу за селом (при этом соблюдали правила дорожного движения).
Результаты измерения и расчёты представлены в таблицах и графиках.
Тормозной путь и время торможения автомобиля при движении по скользкой дороге в холодную ветреную погоду
скорость | Тормозной путь, м | Время торможения, с | Коэф-т трения 0.7 | |||
Км/ч | м/с | пустой | гружёный | пустой | гружёный | |
30 | 8,33 | 4,9 | 6,3 | 1,2 | 1,5 | |
40 | 11,11 | 8,76 | 11.0 | 1,6 | 2,0 | |
50 | 13,89 | 13,6 | 17,5 | 2,0 | 2,5 | |
60 | 16,67 | 19,7 | 25,0 | 2,4 | 3,0 | |
70 | 19,44 | 30,0 | 34,0 | 2,8 | 3,5 | |
80 | 22,22 | 35,0 | 45.0 | 3,2 | 4,0 |
Тормозной путь и время торможения автомобиля при движении по сухой дороге
скорость | Тормозной путь, м | Время торможения, с | Коэф-т трения 0.7 | |||
Км/ч | м/с | пустой | гружёный | пустой | гружёный | |
30 | 8,33 | 4,7 | 6,0 | 1,0 | 1,5 | |
40 | 11,11 | 8,4 | 10,8 | 1,5 | 2,0 | |
50 | 13,89 | 13,0 | 16,8 | 1,9 | 2,4 | |
60 | 16,67 | 19,0 | 24,0 | 2,3 | 3,0 | |
70 | 19,44 | 25,7 | 33,0 | 2,6 | 3,4 | |
80 | 22,22 | 33,6 | 43,0 | 3,0 | 3,8 |
Исследования показали, что при движении автомобиля по сухой и по скользкой дороге тормозной путь и время торможения зависят от начальной скорости, причём тормозной путь прямо пропорционален квадрату начальной скорости, а время торможения её первой степени. При гололеде коэффициент трения резины по асфальту уменьшается, тормозной пусть и время торможения увеличиваются. Тормозной путь и время торможения гружёного автомобиля больше, особенно зимой.
Итоги эксперимента: (из-за неточности измерений графики могут быть незначительно искажены)
Анализ ДТП по Пугачевскому району за период с января по
ноябрь 2011 г.
Государственная автоинспекция службы общественной безопасности Пугачевского района представила сводку общего количества дорожно-транспортных происшествий с указанием числа погибших и раненых.
Смертность в Пугачевском районе от ДТП большая. Только за 10 месяцев 2011 года у нас зарегистрировано 51 ДТП. Из них погибло 12 человек, получили ранение 59 человек, из которых 4 - с участием детей и подростков. Особую тревогу вызывают ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом. В них получили ранения 5 детей. По вине детей произошло 2 дорожно-транспортных происшествия. 12% от общего количества ДТП составляют, когда пострадавшие были пешеходами, а 88% были пассажирами. Рост в % ДТП по Пугачевскому району 16,67%. Удельный вес 12,9. Эти цифры, учитывая масштаб и тяжесть травм, полученных в ДТП, соответствует всем признакам национальной катастрофы.
Заключение.
После наших исследований, анализируя данные ГИБДД, мы делаем следующие предложения:
Нужно сделать принудительное ограничение скорости, на дорожных знаках, на которых указаны предельные ограничения скорости, должны быть установлены радиопередатчики, посылающие сигнал компьютеру, проезжающей машины (уже сейчас многие машины снабжены компьютерами, а через несколько лет их будут иметь все) он автоматически снизит скорость до указанного значения.
Литература.
Слайд 1
Добрый день! Вас приветствуют ученики 9 класса ООШ с. Мавринка Монахов Алексей и Кудий Кирилл .Слайд 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА. 2012год
Слайд 3
Актуальность: Мы выбрали эту тему, потому что в последнее время происходит больше ДТП. Мы хотели бы побольше узнать о причинах нарушений правил дорожного движения и рассказать о них учащимся, чтобы было меньше жертв ДТП.
Слайд 4
Цель: Исследовать влияние физических параметров на тормозной путь транспортного средства.
Слайд 5
Гипотезы: Чем больше скорость торможения, тем больше тормозной путь машины. Чем больше масса автомобиля, тем больше ее тормозной путь. Чем холоднее на улице, тем больше тормозной путь машины.
Слайд 6
Задачи: Найти зависимость длины тормозного пути от скорости торможения машины, ее массы и температуры окружающей среды.
Слайд 7
Методы, используемые для решения поставленных задач: - изучение научной литературы; -сбор существующей информации по данному вопросу; - исследовательская работа по определению влияния скорости автомобиля, его массы и температуры окружающей среды на длину тормозного пути и время торможения; - анализ полученных результатов. - проведение разъяснительной работы о профилактике ДТП.
Слайд 8
Методологическая основа: Только на дорогах России за год гибнет больше людей, чем потеряла наша армия во всех малых и больших военных конфликтах, в которых она участвовала в последние полвека! Пешеходы составляют 30% погибших и раненых от общего количества пострадавших в ДТП; 36% - пассажиры и 34% - сами водители . Из-за ошибок водителей и нарушения ими Правил дорожного движения совершается до 80% ДТП. .
Слайд 9
Актуальность проблемы состоит в том, что закона зависимости массы тела от её скорости ни в природе, ни в отражающей её современной науке нет. Работники ГАИ, которые встречаются ежедневно с ДТП, анализируя их, сделали вывод, что тормозной путь зависит от массы автомобиля. Мы решили проверить утверждение работников ГАИ, измерили тормозной путь автомобиля на разных дорогах: с асфальтовым, грунтовым покрытием и на просёлочных дорогах в разное время года. .
Слайд 10
.
Слайд 11
Методика исследования: 1. Разогнать машину до определенной скорости. (30,40, 50, 60, 70 км/ч). 2. Резко затормозить возле определенной столба. 3. При помощи рулетки (измерительной ленты) измерить длину тормозного пути. 4. Данные внести в таблицу 1 и 2. 5. Построить график зависимости тормозного пути и времени от скорости торможения машины.
Слайд 12
Тормозной путь и время торможения автомобиля при движении по сухой дороге (Таблица 1) скорость Тормозной путь, м Время торможения, с Коэф-т трения Км/ч м/с пустой гружёный пустой гружёный 30 8,33 4,7 6,0 1,0 1,5 0,7 40 11,11 8,4 10,8 1,5 2,0 50 13,89 13,0 16,8 1,9 2,4 60 16,67 19,0 24,0 2,3 3,0 70 19,44 25,7 33,0 2,6 3,4 80 22,22 33,6 43,0 3,0 3,8
Слайд 14
Тормозной путь и время торможения автомобиля при движении по скользкой дороге в холодную ветреную погоду (Таблица 2) Скорость Тормозной путь, м Время торможения, с Коэф-т трения Км/ч м/с пустой гружёный пустой гружёный 30 8,33 4,9 6,3 1,2 1,5 0,7 40 11,11 8,76 11.0 1,6 2,0 50 13,89 13,6 17,5 2,0 2,5 60 16,67 19,7 25,0 2,4 3,0 70 19,44 30,0 34,0 2,8 3,5 80 22,22 35,0 45.0 3,2 4,0
Слайд 17
1. Если увеличить скорость автомобиля в два раза, тормозной путь увеличится в четыре раза. 2. Чем больше масса автомобиля, тем время торможения и тормозной путь больше. Для остановки транспорта требуется время и пространство. 3. Чем больше масса автомобиля, тем труднее изменить скорость автомобиля. Итоги эксперимента: (из-за неточности измерений графики могут быть незначительно искажены)
Слайд 18
Внимание Смертность в Пугачевском районе от ДТП большая. Только за 10 месяцев 2011 года у нас зарегистрировано 51 ДТП . Из них погибло 12 человек, получили ранение 59 человек, из которых 4 - с участием детей и подростков.. Особую тревогу вызывают ситуации с детским дорожно-транспортным травматизмом. В них получили ранения 5 детей. По вине детей произошло 2 дорожно-транспортных происшествия. 12% от общего количества ДТП составляют, когда пострадавшие были пешеходами, а 88% были пассажирами. Рост в % ДТП по Пугачевскому району 16,67%. Удельный вес 12,9. Эти цифры, учитывая масштаб и тяжесть травм, полученных в ДТП, соответствует всем признакам национальной катастрофы.
Слайд 19
Наши предложения Нужно сделать принудительное ограничение скорости, на дорожных знаках, на которых указаны предельные ограничения скорости, должны быть установлены радиопередатчики, посылающие сигнал компьютеру, проезжающей машины Ограничитель скорости встраивается в сам автомобильный компьютер, в памяти которого есть карта России,, где на всех участках дорог нанесены соответствующие им предельные скорости. Пешеходные дорожки снабдить электрическими лампочками, которые вмонтированы в обозначенные пешеходные полосы. На детской одежде предусмотреть светящиеся рисунки, которые далеко видны, так как ДТП чаще происходят в тёмное время . Увеличить величину штрафа за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии.
Слайд 20
Вывод: Исследования показали, что при движении автомобиля по сухой и по скользкой дороге тормозной путь и время торможения зависят от начальной скорости, причём тормозной путь прямо пропорционален квадрату начальной скорости, а время торможения её первой степени. При гололеде коэффициент трения резины по асфальту уменьшается, тормозной пусть и время торможения увеличиваются. Тормозной путь и время торможения гружёного автомобиля больше, особенно зимой .
Слайд 21
В ходе наших исследований мы: добились поставленной цели, ответив на вопрос: какую роль играет скорость автомобиля, его масса и температура на тормозной путь и время торможения; изучили рекомендации по устранению причин ДТП; сможем помочь учащимся нашей школы по предупреждению травматизма на дорогах
Слайд 22
Спасибо за внимание
Заяц-хваста
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Алые паруса
Спасибо тебе, дедушка!
Есть в осени первоначальной...