Актуальностью данной темы на современном историческом этапе послужили события Великой Отечественной войны. Историческое осмысление тех героических событий, уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов. За последние годы мы наблюдаем все более пристальное внимание к изучению вклада южноуральцев в годы Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_rudenko.doc | 1013 КБ |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства
имени Я.П. Осадчего»
Номинация: «Судьба семьи в судьбе страны»
Исследовательская работа по теме: «Человек тыла в годы
Великой Отечественной войны»
Выполнил:
Щербаков Кирилл Николаевич
обучающийся группы № 203
Руководитель:
Головчанская Ольга Сергеевна
мастер производственного обучении
Челябинск, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Глава 1. «Человек тыла» в промышленном и в сельскохозяйственном производстве в годы Великой Отечественной войны…………………….. | 5 |
Глава 2. Руденко Евдокия Петровна – труженица тыла………………….. | 8 |
2.1. Воспоминание …………………………………………………………….. | 8 |
2.2. Старшие братья Федор и Николай……………………………………….. | 10 |
2.3. Накормить и обогреть…………………………………………………….. | 11 |
2.4. Мирные будни ……………………………………………………………. | 12 |
Заключение….………………………………………………………………… | 14 |
Библиографическое описание документов………………………………… | 15 |
Приложения |
Введение
Для нашего поколения война – такая же вечная тема, как тема любви, жизни и смерти. Как сказано в Библии, есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни. Сейчас пришло время собирать, время возвращать народу его память. Участники и труженики тыла один за другим уходят в небытие. Они уносят память человеческую. Уносят бесследно и безвозвратно. Значит нужно успевать поведать о том, что они знают и помнят. В надежде на интерес не только близких, но и многих других людей, ветераны пишут о том, что пережито ими лично, что до сих пор стоит перед их глазами и снится по ночам, что прошло через их сердца и стало частью их самих.
Актуальностью данной темы на современном историческом этапе послужили события Великой Отечественной войны. Историческое осмысление тех героических событий, уточнение многих деталей боевых и трудовых подвигов. За последние годы мы наблюдаем все более пристальное внимание к изучению вклада южноуральцев в годы Великой Отечественной войны.
Многие города за годы войны превратились в промышленные центры за счет эвакуированных фабрик и заводов, к ним можно с легкостью отнести и наш город – Челябинск.
Ежегодно в канун празднования дня Победы в Великой Отечественной войне в нашем техникуме проходят встречи с Ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Ребята слушают интересные и «страшные» рассказы о подвигах советского народа, как на фронте, так и в тылу.
Цель исследования:
Провести конкретно – историческое исследование положения человека в тылу в годы Великой Отечественной войны, воссоздать достоверную картину производственной и внепроизводственной деятельности тружеников тыла на примере Руденко Евдокии Петровны. Определить мотивацию поведения людей в тылу. В соответствии с названной целью были поставлены следующие задачи:
В ходе работы мы познакомились с Руденко Е.П., труженицей тыла и ветераном профессионально-технического образования. При встрече с ней было отмечено, что она с неохотой вспоминает о тех страшных годах, объясняя это тем, что вспоминать об этом тяжело и больно. По ее словам и поведению, она как бы заново переживает то время, ведь Евдокия Петровна потеряла на войне брата, одноклассников, друзей и много знакомых, своих самых родных и близких людей. Вся их жизнь изменилась, перевернулась.
Самое главное мы поняли, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне через воспоминания живых свидетелей этого времени, а также через просмотр художественных фильмов о войне. Это мы и хотим показать в своей работе.
При написании работы были использованы следующие источники: воспоминания Руденко Евдокии Петровны; периодическая печать, вышедшая в годы войны. Наиболее значимую часть источников составили документы историко–краеведческого музея, которые важны при изучении деятельности сельского хозяйства в годы войны.
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе сделана попытка комплексного исследования деятельности человека в годы Великой Отечественной войны. Из бесед с тружениками тыла, изучив источники, мы отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
Глава 1. «Человек тыла» в промышленном и в сельскохозяйственном производстве в годы Великой Отечественной войны
Рубеж веков – серьезный повод переосмысления и переоценки Великой Отечественной войны. В XX веке не было событий более трагических, чем летом 1941 года, и боле счастливых, чем весной 1945 года. Эти события не только потрясли, но и изменили весь мир на несколько десятилетий вперед. Более полувека сохраняется стремление в полной мере осмыслить и понять самые различные стороны всего военного периода, но поэтому всегда мешали нехватка информации и сокрытие в архивах важнейших исторических документов [1].
Полагаем, что все в долгу перед той частью советского общества, которая сражалась в тылу. И подвиг ее должен занять в нашей памяти подобающее место. Все моральные основания для этого есть: речь идет о действительно славной странице истории Отечества.
Героический подвиг советского народа на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны бессмертен. Весомый вклад в общее дело победы внесли труженики нашего края, который в условиях военного времени стал глубоким тылом [9].
Вклад в дело разгрома врага был неоценим. «Все для фронта, все для победы!» - этим лозунгом жил наш родной город Челябинск. Уже в первые 3-4 месяца войны на выпуск военной продукции были переведены все сложившиеся крупные заводы и фабрики, предприятия машиностроения, деревообработки, легкой и пищевой промышленности. Например: на базе завода дорожно-строительных машин им. Колющенко, в условиях повышенной секретности, было освоено производство знаменитых "Катюш". Сборка боевых машин происходила практически под открытым небом в старом гараже. На фронт ежемесячно отправлялось 45 "Катюш". Так же завод освоил выпуск реактивных снарядов М-13, за годы войны их было выпущено более миллиона. Труженики города производили различные боеприпасы (патроны, бомбы, реактивные снаряды, мины, фугасы), дизельные моторы, детали для танков и боевых машин и другую различную военную продукцию [11].
Неизмеримо большие трудности заключались в приеме, размещении и пуске в действие новых заводов. И еще один из тяжелых моментов, выпавших на долю городов и деревень - это беженцы и эшелоны с оборудование эвакуированных предприятий.
Из прифронтовых регионов вывезено 2 детских дома, 3 детских сада, школьный интернат, около 400 детей. Их нужно было разместить, обеспечить питанием, начать обучение.
«В истории вряд ли можно найти пример, когда тыл был бы так тесно связан с фронтом, когда народ был бы столь близок к своей армии, как у нас….Красная Армия и весь наш народ слиты в единое целое. И как бы ни повышались требования фронта к тылу, к народу, - он их выполнит. Советский народ поставил своей цель, своей священной обязанностью – дать фронту все, чтобы обеспечить победу Красной Армии. При таком настроении народа, при такой воле к победе, кто же может сомневаться, что фашизм будет разбит», - писал государственный деятель СССР - М.И. Калинин [8].
Тыл находился далеко от тех мест, где шли ожесточенные бои, но люди внесли свой вклад в победу над врагом своим самоотверженным трудом.
Тяжелое положение складывалось в сельском хозяйстве. Исконные житницы страны оказались в руках противника. Деревня отдала фронту значительную часть своего населения. Количество трудоспособных мужчин на селе к концу 1942 годы сократилось на 60 %. Остались инвалиды, больные, не годные к военной службе, старики и подростки. Армия забирала автомобили, тракторы, лошадей, которых в деревни с каждым днем становилось все меньше и меньше. Новые поставки техники прекратились, а которая осталась – основательно нуждалась в ремонте и запасных частях. Горючее практически не выделялось. 80 % работ приходилось вести вручную. Между тем фронт требовал продовольствия, а промышленность – сырья. Вся тяжесть решения этих проблем возложена на крестьянство тыловых районов. Главное место на селе заняли женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов и многое другое, помимо семейных обязанностей, легли на плечи «хрупких» женщин. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик», - говаривали многие из них в военную пору [3].
Женщины, старики и дети ковали победу в тылу. Голодные, в холоде, днем и ночью их озябшие руки делали танки и самолеты, патроны и гранаты, выращивали хлеб, шили, вязали и многое делали другое, только для того, чтобы у каждого бойца было все, что необходимо на фронте для победы.
Глава 2. Руденко Евдокия Петровна – труженица тыла
Жива еще в потомках память |
Тех героических времен - |
Советским труженикам тыла |
Низкий наш земной поклон! |
Б.Б. Поляков |
Плохо одетые и обутые, голодные и недоспавшие люди до изнеможения работали с упрямой решимостью победить врага любой ценой. Очень трудно жилось в тылу, хоть не свистели над головой снаряды и пули, не гибли на глазах друзья, не разрывались под ногами мины. В тылу тоже шла битва за хлеб, битва за план. Работали без выходных и отпусков, от зари до зари на полях, плохо освещенных помещениях, под дождем и снегом, проявляя чудеса находчивости, решительности, трудовую волю [7].
На уроках истории нам говорят о вкладе тыла в Победу над фашизмом, ребята выступают с сообщениями. Но в нашей жизни самым ярким, незабываемым уроком истории был рассказ Евдокии Петровны Руденко, которая все это пережила.
2.1. Воспоминание
Руденко Е.П. родилась в Башкирии в 1929 году, это год великого перелома в развитии народного хозяйства нашей страны. Шло строительство дорог, заводов, городов, больниц, школ, а также в это время была принята программа борьбы с безграмотностью.
Небольшая деревушка Долоаменик, все ее жители, от мала до велика, трудились, помогая нашей армии в борьбе с врагом. В одном из деревенских домов жила семья Евдокии Петровны (Приложение 1). В семье было 6 человек, мать, отец, 3 брата и Евдокия Петровна. Жители этой деревни были в основном переселенцы конца XVIII века, начала XIX века из Украины, Полтавской и Харьковской губерний. Ее родители были крестьянами – колхозниками.
До 1941 года колхоз был сильным хозяйством, в 1937 году была построена новая десятилетняя школа, которая являлась единственной русскоязычной в радиусе 5 километров [5].
С начала войны на фронт забрали отца, и ушли два брата, дома остались Евдокия, младший брат и мать. Старшей из оставшихся детей была Евдокия, и было ей всего двенадцать лет, она окончила только четыре класса. Расцвет детства, девочка, мечтающая о счастье, о сказке, о том, что она после школы получит профессию. И вот тут неумолимо и грозно в этот светлый, еще детский мир, ворвалась война и окрасила все вокруг в серые и темные краски. Война не позволила Евдокии Петровне учиться дальше, надо было помогать фронту, так как в деревне остались старики, дети и женщины.
Евдокия Петровна вспоминает: «Дети в деревне рано приучены к физическому труду. Нам было очень тяжело из-за непосильного труда, ведь работали мы наравне со взрослыми. На сенокос ехали как на праздник: надевали новые платья и косынки, ехали на лошадях. На заливных лугах росла трава, доходившая нам по пояс. После сенокоса убирали рожь, пшеницу, ячмень, горох, овес и др. Всего - то в нашей деревне было сорок дворов. Не было у нас в совхозе ни трактора, ни комбайна. Женщины косили, мы (дети) вязали снопы, потом они сушились и только когда снопы просохнут, возили их на ток, где потом молотили. Хоть и очень тяжело было, но все старались, убирали всё, что успевали вырастить за сезон. У нас не было ни взрослых, ни детей, которые бы отлынивали от работы, даже совсем малые дети – семи – десяти лет собирали колоски, чтобы в поле не пропало ни зернышка. Особенно ждали хороших вестей с фронта и своим тяжелым трудом помогали бить фашистов. К нам в бригаду приезжали председатель, секретари из районного комитета партии, рассказывали о делах, проходивших на фронте, так как радио в деревне в то время не существовало, хоть и стояла наша деревня в шести километрах от райцентра.
Стали поступать в деревню эвакуированные семьи, у нас жило две семьи: женщина с детьми, потом подростки 10-11 лет из Ленинграда Витя и Оля. Мы их окружили заботой, вместе с нами они ходили на работу. Однажды, мы пололи в поле коксагыз, из сока которого делали каучук. Поле было рядом с железной дорогой, и вдруг появился самолет, мы стали наблюдать за ним, он летел вдоль дороги. Эвакуированные женщины и дети бросились прятаться в ров и нам кричали, чтоб мы побежали прятаться. Хорошо, что летел наш самолет, и не было бомбежки [2].
После уборки зерновых начиналась уборка картофеля, капусты, турнепса, свеклы. Занятия в школе начинались после уборки урожая. Зимой мы помогали взрослым на дому: вечерами отбирали крупные зерна пшеницы для посева, горох. Вязали перчатки и варежки для фронта. Собирали золу для удобрения».
Быть полезным и в трудное время для страны, для ребят стало правилом жизни. Отцы сражались на фронте, а в тылу рано повзрослевшие дети вели свой бой на бескрайних полях.
Двенадцатилетняя девочка работала на ферме. Летом пасла телят, а зимой варила картошку в больших котлах. Кроме телят пасла и овец, доила их, а молоко отправляла на завод в село Сатыло. Молоко перерабатывали на брынзу и отправляли на фронт. Болели руки от тяжелых ведер, от холодной воды судороги сводили маленькие детские пальцы. Не плакала, никому не жаловалась, так как всем было трудно.
К четырнадцати годам Евдокия Петровна уже доила коров. Трудилась в свинарнике, трудилась в детских яслях. Женщины оставляли ей малышей 6-8 человек от 4 до 6 лет. Зимой колола дрова, топила печь. Все работали по 14-16 часов в сутки, без выходных. Слушая рассказ Евдокии Петровны, невольно представляется худенькая девчушка, склоненная над спицами, которые мелькают в ее детских ручонках.
2.2. Старшие братья Федор и Николай
У Евдокии Петровны в семье было три брата. Федор и Николай – были старшими. В 1938 году Федор был призван в ряды Красной армии и отправлен на Дальний Восток. Из воспоминаний Федора Петровича: «Служил я на Дальнем Востоке в понтонном батальоне. Служить в то время в недействующей армии, когда полыхала война с Германией, нам здесь в тылу приходилось трудно. Нас кормили и обеспечивали очень плохо, обеспечивали по нормам действующей армии. Мы голодали, среди солдат было много дистрофиков, больных. Потом я был переведен служить в штаб 36 Армии. Наша Армия, которая еще не воевала, все время требовала пополнение своих рядов. Наконец на это обстоятельство обратили внимание верховные командующие. После оккупации японскими войсками Маньчжурии обстановка на дальневосточных границах Советского Союза чрезвычайно осложнилась. Несмотря на неоднократные решительные протесты Советского правительства, Япония не только усиленно продолжала военные приготовления, но и систематически организовывала провокации на советских границах. Постоянно проводились обстрелы пограничных нарядов и населения, пограничных сел и деревень, на советскую территорию засылались вооруженные отряды, банды, шпионы, диверсанты и контрабандисты. Только на участке Посьестского погранотряда было задержано свыше 18 тысяч нарушителей. Отечественная война застала меня в Монголии, оттуда меня вместе с товарищами отправили на фронт под Москву». Для Федора война закончилась в 1947 году, после чего он вернулся домой, израненный и больной. Хозяйство колхоза за военные годы пришло в упадок и брат Евдокии Петровны вместе с односельчанами начал его восстанавливать.
Брат Николай был призван в Красную армию в 1940 году. Служил он на Западной границе СССР. От него было получено всего 2 письма. В ноябре 1941 года он оказался под Москвой, где в это время был и его отец, но они не знали об этом. Николай погиб под Сталинградом. В 1945 году отец вернулся с фронта.
2.3. Накормить и обогреть
В годы Великой Отечественной войны было размещено более ста эвакуированных предприятий и более 280 тысяч человек из прифронтовых районов. Эвакуация производилась в два потока: летом – осенью 1941 года, весной – осенью 1942 года.
В конце июня 1941 года прибыли первые эшелоны с эвакуированными людьми. Городские, районные и сельские исполкомы должны были решать комплекс проблем, связанных с их размещением, трудоустройством, снабжением. Осенью 1941 года привезли почти 400 детей дошкольного и школьного возраста из блокадного Ленинграда. Позже интернаты стали называть детскими домами [10].
Взрослых людей селили преимущественно в дома местных жителей. Они приезжали без сезонной одежды, без имущества первой необходимости. Всех нужно было трудоустроить, накормить, снабдить вещами, обеспечить топливом, огородами, посадочным материалом, наладить медицинское обслуживание.
Приезжали люди, не привыкшие к сельскохозяйственному труду: учителя, врачи, культработники, служащие разных специальностей.
Круто изменила война жизнь деревни, в которой проживала семья Евдокии Петровны. «Доломенчанам в первый год войны пришлось не только отправлять мобилизованных, но и принимать эвакуированных, в основном из Карелии, частично из Ленинградской, Псковской, Новгородской, Саратовской областей» (Из воспоминаний Руденко Е.П.).
2.4. Мирные будни
После войны Руденко Евдокия Петровна поступила в Минске в учительский институт (Приложение 2). Вместе с ней учились 170 студентов, это были в основном участники военных действий. Они пережили ужасы войны, но не стали злыми и жестокими. В 1949 году, окончив институт, по направлению отправилась в Дорогостроительский район в село Ялоч. В селе, расположенном под Брестом, была школа, размещенная в двух хатах. Занятия проводились в 2 смены. После отработанного времени Евдокия Петровна возвращается домой, на Родину. В 1962 году приезжает ее одноклассник, с которым они не виделись более 5 лет. «Вскоре мы с ним поженились и уехали жить в Челябинск, где он работал на Трубопрокатном заводе. По приезду в город, я устраиваюсь на работу в ремесленное училище № 33 (сегодня это «Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего»), преподавателем истории и обществознания (Приложение 3). В 60-е годы в училище привезли 25 детей из Белоруссии, они учились и получали профессии. Общежития у учебного заведения не было, поэтому был освобожден один из классов, где их и разместили.» (Из воспоминаний Руденко Е.П.)
За свой труд в профтехобразовании Руденко Евдокия Петровна была награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда». Это ли не признание самоотверженного труда во имя победы над гитлеровской Германией! Среди получивших награду Родины 98 человек – женщины, матери, сестры, жены, призванные любить и продолжать Жизнь. К великому сожалению, Руденко Евдокии Петровны не стало в ноябре 2012 года. Вечная ей память.
Наше поколение, поколение XXI века, которое завтра выходит за порог техникума понимает значимость мирной жизни. Очень важно, чтобы мир был на планете, чтобы все людизнали, какой высокой ценой нашей стране досталась победа. Мы не хотим войны. Нам нужно жить. И нужно жить нашим детям. Поэтому мы голосуем за мир и уверены: мы будем достойны тех, кто его отстоял.
НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН, ТРУЖЕННИКИ ТЫЛА, ОТ ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА!
Заключение
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечивал фронт всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой Победы.
Последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям, внукам, они в их воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Во имя победы над германским фашизмом рабочий класс и крестьянство своим самоотверженным трудом обеспечили действующую армию всем необходимым и в достаточном количестве.
Четкая работа тружеников тыла сыграла решающую роль в победе.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов наших граждан. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужеств, прошедших ее людей. Бороться за мир – обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Библиографическое описание документов
1. Алещенко, Н.М. «Во имя победы». [Текст]/ Н.М. Алещенко.- М., 1985.
2. Антонян, М.О. «Труженики тыла в Великой Отечественной войне». [Текст]/ М.О. Антонян - М., 1960.
3. Анисков, В.Т. «Жертвенный подвиг деревни: Крестьянство Сибири в годы Великой Отечественной войны». [Текст]/ В.Т. Анисков - Новосибирск, 1993.
4. Беликов, A.M. «Тыл куёт победу». [Текст]/ A.M. Беликов. – М., 1965.
5. Свиридова, Н.В. «Всё для фронта». [Текст]/Под общ. ред. Н.В. Свиридова. - М., 1989. - Т.9.
6. Война, народ, победа. Статьи. Очерки. Воспоминания. - В 4 т. - М., 1984. – Т. 1,2,4.
7. Исаков, П.Ф. КПСС - организатор и вдохновитель побед советского народа в Великой Отечественной войне. «Всё для фронта, всё для победы!» [Текст]/ П.Ф. Исаков. - М., 1975.
8. Калинин, М.И. «Всё для фронта, всё для победы!» [Текст] / М.И. Калинин. - М., 1942.
9. Шишкин, Н.И. «Во имя победы». Организаторская работа партии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г./ [Текст]/Н.И. Шишкин. - Петрозаводск, 1974.
10. http://www.baroccohotel.ru/city/3286/
11. http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/30.htm
Приложение 1
Дети семьи Руденко
Приложение 2
Студенческие годы Руденко Евдокии Петровны (третья слева в первом ряду)
Приложение 3
Профессиональная деятельность Евдокии Петровны
Большое - маленькое
Никто меня не любит
Филимоновская игрушка
Новогодние гирлянды
Спасибо тебе, дедушка!