В последнее время остро встал вопрос легальности программного обеспечения в отечественных школах. Одним из выходов в сложившейся ситуации является использование свободного программного обеспечения, распространяемого по лицензии GNU GPL и схожих с нею. Поэтому считаю выбранную тему актуальной.
В скором будущем планируется перевести все школы на использование свободного программного обеспечения, т. е. установить новые операционные системы.
Цель моей работы: изучить возможности использования операционной системы Linux в школе при изучении информатики и доказать, что данная ОС является полноценной альтернативой Windows.
Новизна работы заключается в исследовании возможностей адаптации учащихся средней школы к работе в ОС Linux.
Особое внимание на ОС Windows я заострять не буду, так как практически любой, кто пользуется компьютером, наверняка использует в качестве своей настольной операционной системы Windows. А вот с ОС Linux знакомы не все, поэтому я рассмотрю эту ОС поближе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Рассмотреть ОС Linux как ОС для работы на школьных ПК;
· Выделить плюсы и минусы использования ОС Linux с точки зрения образовательного процесса в школе;
· Дать возможность учащимся поработать в ОС Linux;
· Провести анкетирование учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs1.doc | 68 КБ |
Конкурс исследовательских работ
Малой академии наук школьников
Научно – образовательного центра СГПИ
Тема исследования:
Выполнила:
Ученица 9 «В» класса
МОУ СОШ № 7
Шатько Оксана
Научный руководитель:
Юхно А. Н.
Учитель Информатики
МОУ СОШ № 7
Содержание
Введение
В последнее время остро встал вопрос легальности программного обеспечения в отечественных школах. Одним из выходов в сложившейся ситуации является использование свободного программного обеспечения, распространяемого по лицензии GNU GPL и схожих с нею. Поэтому считаю выбранную тему актуальной.
В скором будущем планируется перевести все школы на использование свободного программного обеспечения, т. е. установить новые операционные системы.
Операционная система – комплекс взаимосвязанных системных программ, назначение которых - организовывать взаимодействие пользователя с компьютером и выполнение всех других программ.
Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера и выполняемыми программами, а также пользователем.
Наибольшей популярностью в мире пользуются операционные системы фирмы Microsoft. Их доля составляет 95% среди всех операционных систем.
Наиболее устойчивые системы этой фирмы основаны на технологии NT (Windows NT/2k/XP). В последние шесть лет возрастает популярность операционной системы под названием Linux.
Все перечисленные операционные системы являются многопользовательскими многозадачными. В них широко развита поддержка
сети, защита данных и множество других одинаковых функций. В результате
этого у них совпадают области интересов относительно потребителя, что и
послужило основой конфликта разгоревшегося как между поклонниками ОС, так и между их создателями.
Цель моей работы: изучить возможности использования операционной системы Linux в школе при изучении информатики и доказать, что данная ОС является полноценной альтернативой Windows.
Новизна работы заключается в исследовании возможностей адаптации учащихся средней школы к работе в ОС Linux.
Особое внимание на ОС Windows я заострять не буду, так как практически любой, кто пользуется компьютером, наверняка использует в качестве своей настольной операционной системы Windows. А вот с ОС Linux знакомы не все, поэтому я рассмотрю эту ОС поближе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Основная часть:
ОС Linux
Свободное программное обеспечение не сводится к одной только операционной системе Linux, но именно Linux считается флагманом мира истинно свободных программ. Linux представляет собой результат совместного труда людей со всего мира, в том числе (и не в последнюю очередь) и из России. Естественно, что Linux и программы для неё распространяются бесплатно – их можно скачать через Интернет, после чего копировать без ограничений и передавать друзьям, знакомым, устанавливать на любое количество компьютеров и вообще использовать по вашему усмотрению.
Использование свободного программного обеспечения в школе – хорошая возможность сэкономить на оснащении компьютеров нужными программами. Кроме того, учащиеся будут лучше понимать тот факт, что кроме Microsoft Windows существуют и другие операционные системы.
Установив Linux на школьные компьютеры, пользователь получает не только замену Microsoft Windows, но и доступ к огромному числу свободных программ. Среди них найдутся инструменты, способные полноценно заменить и даже в чем-то превзойти офисный пакет MS Office, почтовую программу MS Outlook и веб-браузер MS Internet Explorer.
Но, не все так просто. Linux чуть более сложен, чем Windows, и не всем так просто перейти на него после использования окошек. На первый взгляд, может даже показаться, что он очень неудобен и труднонастраиваем.
Но это не так. Вся изюминка Linux’a в том, что его можно настроить под себя, настроить так, что от пользования этой ОС вы будете испытывать огромное удовлетворение. Огромное количество настроек позволяет изменить внешний (да и внутренний) вид ОС, причем ни одна Linux-система не будет похожа на вашу. В Linux у вас есть выбор в использовании графической оболочки, есть несколько офисных пакетов, программы-серверы, файерволы…
Просто целая куча разнообразных программ на любой вкус.
Проще всего начать изучение Linux c дистрибутива Knoppix или каких-нибудь других Live-дистрибутивов. Их особенность состоит в том, что для работы не требуется жесткий диск, операционная система загружается непосредственно с CD и использует только оперативную память. Такие дистрибутивы удобны, прежде всего, тем, что их можно использовать на любом компьютере, где имеется CD или DVD привод. DVD-версия Knoppix с лёгкостью покроет большинство нужд школьного учителя: с её помощью можно продемонстрировать ученикам и текстовые процессоры, и электронные таблицы, и все приёмы работы в Интернет, методы программирования, обработки графики и звука, и многое, многое другое.
Плюсы и минусы использования ОС Linux с точки зрения образовательного процесса в школе
Существуют разносторонние мнения об использовании ОС Linux в учебной деятельности школ. Выделяется ряд достоинств и недостатков операционной системы.
Мной были выделены следующие достоинства ОС Linux перед Windows:
- В Windows отсутствуют такие необходимые для обучения программы как текстовый процессор, электронные таблицы, редактор презентаций, векторный графический редактор, среда программирования и СУБД (их необходимо приобретать отдельно).
В Linux все такие программы присутствуют и часто даже в нескольких вариантах (от разных разработчиков).
- Возможность применения Linux при проведении интегрированных уроков (информатика и иностранный язык). В ОС имеется встроенный программный синтезатор речи (в котором есть возможность использования более 20 различных языков).
- Очень важным моментом в организации работы является заполнение документации, что требует участия сразу нескольких учеников, а система Linux способна обеспечить грамотную работу сразу нескольких пользователей в одном документе. В данном случае Linux – просто находка для школьников.
- Программа для работы в сети Интернет Mozilla также заслуживает внимания, она обеспечивает ускоренный поиск и загрузку необходимой информации в отличие от ее аналога ОС Windows, что также может повлиять на эффективность учебного процесса.
- Используемый в офисном пакете формат XML практически недоступен для вирусов и при этом создает файлы втрое меньшего объема, чем аналоги, поэтому использование данного пакета в работе может в большей мере защитить компьютеры от заражения компьютеров вирусами из глобальной сети Интернет.
- Встроенный проигрыватель Flash-роликов, который очень хорошо интегрируется с ускорителем загрузок Mozilla, обеспечивает просмотр проектов, подготовленных на факультативных занятиях по мультимедийным технологиям.
- Упрощение системы администрирования, сопровождения и сервисного обслуживания.
- Возможность отказаться от работы на уроках в режиме «Терминал», что обеспечило бы быстродействие компьютеров и позволило совершать различные операции за более короткий срок.
Но существует и ряд проблем, которые возникают в школах:
- Отсутствие учебной литературы.
- Заинтересованность учащихся. Большинство учащихся, привыкшие к Windows не хотят ничего менять, но не стоит забывать, что если ученик не работал ранее с другими операционными системами, то ему все равно с какой начинать, т.к. при отсутствии стереотипов он одинаково успешно может овладеть любой.
- Непривычное программное обеспечение, например, дома - одно, в школе - другое. Общаясь или путешествуя по Интернету, школьники привыкают к тем инструментам, которые предоставляет ему эта ОС – в Linux он уже не заинтересован. Т.о. можно сказать, что все решается в пользу той операционной системы, которая стоит на домашнем компьютере.
На уроке информатики ученикам 9 «В» класса было предложено выполнить практическое задание в ОС Linux:
С заданием ученики справились самостоятельно и ответили на вопросы анкеты.
Вопрос 1: Заметили ли вы различия в интерфейсе Linux по сравнению с интерфейсом Windows, если да, укажите какие?
Вопрос 2: Вызвала ли работа в Linux у вас затруднения, если да, укажите какие?
Результаты анкетирования приведены в Приложении 1.
Заключение
Несмотря на существующие проблемы, Linux продолжает внедряться в учебный процесс школ, в некоторых школах, как например в МОУ СОШ № 7, ст. Полтавской – с включением изучения этой ОС в учебный план или факультативно, - это дает основания полагать, что Linux в школе может иметь перспективы.
Если принимать во внимание современные подходы к обучению в школе, когда ученик может выбрать определенное направление своей подготовки с учетом будущего профиля, и, возможно, карьеры, то наличие Linux на школьном компьютере становится даже необходимым, по крайней мере, для свободного доступа или факультативного занятия.
По итогам проведенного среди учеников 9 «В» класса анкетирования, можно сделать вывод, что, благодаря понятному интерфейсу, ученики средней школы сравнительно легко адаптируются к работе в ОС Linux.
Апробация использования операционной системы Linux прошла успешно. Получен положительный эффект в овладении учащимися новыми средствами обучения.
В заключении хочу добавить, что наличие Linux на школьных компьютерах, это, прежде всего, широта кругозора обучаемых, которая показывает школьнику перспективу в понимании направления развития компьютерных технологий.
Список литературы
сайт некоммерческой организации, занимающейся вопросами развития и поддержки свободного программного обеспечения на территории Российской Федерации.
Приложение 1
Заметили ли вы различия в интерфейсе Linux по сравнению с интерфейсом Windows, если да, укажите какие?
Вызвала ли работа в Linux у вас затруднения, если да, укажите какие?
ст. Полтавская,
2010 г.
Кто самый сильный?
Этот древний-древний-древний мир!
Заяц-хваста
А теперь — мультфильм
Швейня