В данном проекте представлены материалы о выявлении зависимости повреждения хвои сосны обыкновенной от экологического состояния окружающей среды. Данный материал может быть использован как дополнительный в 6-м классе по теме "Многообразие растений".
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_rabota_prezentatsiya.ppt | 2.86 МБ |
konkurs_rabota_tekst.doc | 113 КБ |
Слайд 1
Московская область Раменский муниципальный район МОУ Ганусовская средняя общеобразовательная школа ТЕМА «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной» 9 класс 2011-2012 уч.год Руководитель проекта: учитель биологии Миляева Мария Панаётовна (высшая категория) Исполнители проекта: ученицы 9 класса Ерзнкян С., Каримова З.Слайд 2
выявление зависимости повреждения хвои сосны обыкновенной от экологического состояния окружающей среды; провести необходимые исследования путём наблюдения; создать и представить мультимедийный проект. ЦЕЛЬ: ЗАДАЧИ:
Слайд 3
линейка, лупа; компьютер с доступом в Интернет, фотоаппарат, сканер, учебная и учебно-методическая литература
Слайд 4
В настоящее время установлено, что на атмосферное загрязнение воздуха более остро реагируют хвойные породы, по сравнению с лиственными. Повышенная чувствительность хвойных связана с длительным сроком жизни хвои и поглощением газов, а также со снижением массы хвои. При частых или постоянных воздействиях в тканях хвойных растений постепенно накапливаются токсичные соединения, что приводит к отмиранию хвои. Источников антропогенного характера, вызывающих загрязнение атмосферы, а также нарушение экологического равновесия в биосфере, - множество. Однако самым значительным из них является автотранспорт. Сосновые леса наиболее чувствительны к загрязнению воздуха, особенно к выхлопным газам автомобилей. Поэтому перед нами стояла задача оценить степень загрязнения воздуха на двух участках, различных по степени загруженности автотранспортом. Методика проведения исследования подразделялась на 3 этапа: 1 этап – определение участков проведения работы , 2 этап – определение состояния хвои сосны, обработка данных , 3 этап – определение продолжительности жизни хвои сосны, обработка данных .
Слайд 5
Определили участки проведения работы. Было выбрано 2 участка вблизи автодорог, которые находились в зонах, контрастных по уровню атмосферного загрязнения: 1-й участок – вдоль трассы г.Бронницы-г.Раменское, в районе дер.Бояркино, 2-й участок – пос.Рылеево в 4-х км от автомагистрали, соединяющей Каширское и Рязанское шоссе. Б А
Слайд 6
Определили состояние хвои сосны. 1.Выявили степень повреждения хвои. С ветвей 10 деревьев отобрали побеги одинаковой длины. С них собрали всю хвою и визуально проанализировали её состояние. Степень повреждения хвои определяли по изменению окраски, в том числе наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и т.д. (см рис.1, след.слайд)
Слайд 7
Класс повреждения хвои: 1 – хвоинки без пятен, 2 – хвоинки с небольшим числом пятен, 3 – хвоинки с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки. Класс усыхания хвои: 1 – нет сухих участков, 2 – усох кончик 2-5 мм, 3 – усохла треть хвоинки, 4 – вся хвоинка жёлтая или более половины её длины сухая. Рис.1. Класс повреждения и усыхания хвои
Слайд 8
2. Результаты учетов занесли в таблицу (см. таблицу). Состояние хвои Участок №1 Участок №2 Количество хвоинок % хвоинок от общего количества Количество хвоинок % хвоинок от общего количества Обследовано хвоинок 200 100% 200 100% Повреждения хвои - 1 класса 25 12,5% 105 52,5% - 2 класса 124 62% 63 31,5% - 3 класса 51 25,5% 32 16% Усыхание хвои - 1 класса 32 16% 112 56% - 2 класса 117 58,5% 57 28,5% - 3 класса 41 20,5% 31 15,5% Повреждение и усыхание хвои сосны обыкновенной в разных зонах
Слайд 9
Таким образом, исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что степень повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной на участке №2 (п.Рылеево) меньше, чем на участке №1 (трасса Бронницы-Раменское), а значит и степень загрязнения атмосферного воздуха в данной зоне ниже.
Слайд 10
Определили продолжительность жизни хвои. 1.Провели визуальную оценку побегов сосны. Количество учетных деревьев – по 10 на каждом участке. Продолжительность жизни хвои установили путём просмотра побегов с хвоей по мутовкам (мутовка - расположение ветвей (кольцом) по окружности дерева). Обследовали верхушечную часть ствола за последние годы – каждая мутовка, считая сверху, это год жизни (см рис.2). Рис.2. Определение продолжительности жизни хвои сосны
Слайд 11
2. Результаты определений оформили в виде таблиыу (см. таблицу). Продолжительность жизни хвои сосны обыкновенной в разных зонах Состояние хвои Участок №1 Участок №2 Количество деревьев % от общего числа деревьев Количество деревьев % от общего числа деревьев Обследовано деревьев, в том числе: 10 100% 10 100% - с возрастом хвои 3-4 года 4 40% 3 30% - с возрастом хвои 2-3 года 3 30% 2 20% - хвоя только текущего года 3 30% 5 50%
Слайд 12
Q = ( 3В 1 + 2В 2 + В 3 ) / В 1 + В 2 + В 3 Где В 1 , В 2 ,В 3 – количество деревьев с продолжительностью жизни хвои соответственно 1, 2 и 3 года. Расчеты: Q 1=(3*3+2*3+4)/3+3+4=19/10= 1.9 Q 2=(3*5+2*2+3/3+2+5=22/10= 2.2 2. Рассчитали индекс продолжительности жизни хвои ( Q ) по формуле Следовательно, чем выше индекс Q , тем больше продолжительность жизни хвои сосны (чище воздух), т.е. она связана с загрязнением атмосферного воздуха.
Слайд 13
ВЫВОД: в результате исследования мы выяснили, что деревья с поврежденной хвоей сосны расположены вблизи автомагистрали, а с менее поврежденной – дальше от дороги. Хвоя сосны обыкновенной обладает большой аккумулирующей способностью. При накоплении токсичных веществ наблюдаются морфологические изменения, которые являются показателями загрязненности атмосферы. Там, где воздух сильно загрязнен, на хвое сосны появляются повреждения и снижается продолжительность жизни дерева. Если количество автотранспорта увеличится, то это приведет к нежелательным последствиям – такое растение как сосна не сможет существовать в условиях загрязнения. Для сохранения лесов необходимо принимать меры по их охране, в т.ч. переходить на экологически чистое топливо.
Слайд 15
Ученицы 9 класса : - Ерзнкян Седа - Каримова Зульфия Над проектом работали: Руководитель проекта – учитель биологии Миляева Мария Панаётовна
Слайд 16
Список используемой литературы : Биология в школе. Научно-методический журнал. №№1-2, 2007. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников // М.: 5 за знание, 2007. Приступа Г.К. Анатомо-морфологические изменения хвои сосны в техногенных условиях // Лесоведение. №1, 1997. Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. Шуберт Р. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. Изд-во Мир. М., 1998. Энциклопедия для детей. Том 17. Биология. М.: Аванта+, 2000.
Московская область
Раменский муниципальный район
МОУ Ганусовская средняя общеобразовательная школа
ТЕМА
«Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной»
Руководитель проекта:
учитель биологии
Миляева Мария Панаётовна
(высшая категория)
Исполнители проекта:
ученицы 9 класса
Ерзнкян С.,
Каримова З.
2011-2012 уч.год
Учебный проект «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной»
Характеристика учебного проекта
Содержание проекта
В настоящее время установлено, что на атмосферное загрязнение воздуха более остро реагируют хвойные породы, по сравнению с лиственными. Повышенная чувствительность хвойных связана с длительным сроком жизни хвои и поглощением газов, а также со снижением массы хвои. При частых или постоянных воздействиях в тканях хвойных растений постепенно накапливаются токсичные соединения, что приводит к отмиранию хвои. В нормальных условиях хвоя сосны опадает через 3-4 года, вблизи источников атмосферного загрязнения – значительно раньше (через 1-2 года).
Источников антропогенного характера, вызывающих загрязнение атмосферы, а также нарушение экологического равновесия в биосфере, - множество. Однако самым значительным из них является автотранспорт.
Сосновые леса наиболее чувствительны к загрязнению воздуха, особенно к выхлопным газам автомобилей. Поэтому перед нами стояла задача оценить степень загрязнения воздуха на двух участках, различных по степени загруженности автотранспортом.
Методика проведения исследования подразделялась на 3 этапа:
Ход работы
1 этап
Определили участки проведения работы.
Было выбрано 2 участка вблизи автодорог, которые находились в зонах, контрастных по уровню атмосферного загрязнения:
2 этап
Определили состояние хвои сосны.
С ветвей 10 деревьев отобрали побеги одинаковой длины. С них собрали всю хвою и визуально проанализировали её состояние. Степень повреждения хвои определяли по изменению окраски, в том числе наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и т.д.
Рис.1. Класс повреждения и усыхания хвои
Класс повреждения хвои:
1 – хвоинки без пятен,
2 – хвоинки с небольшим числом пятен,
3 – хвоинки с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые из них крупные, во всю ширину хвоинки.
Класс усыхания хвои:
1 – нет сухих участков,
2 – усох кончик 2-5 мм,
3 – усохла треть хвоинки,
4 – вся хвоинка жёлтая или более половины её длины сухая.
Табл. 1.
Повреждение и усыхание хвои сосны обыкновенной в разных зонах
Состояние хвои | Участок №1 | Участок №2 | ||
Количество хвоинок | % хвоинок от общего количества | Количество хвоинок | % хвоинок от общего количества | |
Обследовано хвоинок | 200 | 100 | 200 | 100 |
Повреждения хвои | ||||
- 1 класса | 25 | 12,5% | 105 | 52,5% |
- 2 класса | 124 | 62% | 63 | 31,5% |
- 3 класса | 51 | 25,5% | 32 | 16% |
Усыхание хвои | ||||
- 1 класса | 32 | 16% | 112 | 56% |
- 2 класса | 117 | 58,5% | 57 | 28,5% |
- 3 класса | 41 | 20,5% | 31 | 15,5% |
Таким образом, исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что степень повреждения и усыхания хвои сосны обыкновенной на участке №2 (п.Рылеево) меньше, чем на участке №1 (трасса Бронницы-Раменское), а значит и степень загрязнения атмосферного воздуха в данной зоне ниже.
3 этап
Определили продолжительность жизни хвои.
Рис.2. Определения продолжительности жизни хвои сосны
Табл. 2.
Продолжительность жизни хвои сосны обыкновенной в разных зонах
Состояние хвои | Участок №1 | Участок №2 | ||
Количество деревьев | % от общего числа деревьев | Количество деревьев | % от общего числа деревьев | |
Обследовано деревьев, в том числе: | 10 | 100 | 10 | 100 |
- с возрастом хвои 3-4 года | 4 | 40% | 3 | 30% |
- с возрастом хвои 2-3 года | 3 | 30% | 2 | 20% |
- хвоя только текущего года | 3 | 30% | 5 | 50% |
Q= ;
Где В1, В2,В3 – количество деревьев с продолжительностью жизни хвои соответственно 1, 2 и 3 года.
Расчеты:
Q1=(3*3+2*3+4)/3+3+4=19/10=1.9
Q2=(3*5+2*2+3/3+2+5=22/10=2.2
Следовательно, чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои сосны (чище воздух), т.е. она связана с загрязнением атмосферного воздуха.
ВЫВОД: в результате исследования мы выяснили, что деревья с поврежденной хвоей сосны расположены вблизи автомагистрали, а с менее поврежденное – дальше от дороги. Хвоя сосны обыкновенной обладает большой аккумулирующей способностью. При накоплении токсичных веществ наблюдаются морфологические изменения, которые являются показателями загрязненности атмосферы. Там, где воздух сильно загрязнен, на хвое сосны появляются повреждения и снижается продолжительность жизни дерева. Если количество автотранспорта увеличится, то это приведет к нежелательным последствиям – такое растение как сосна не сможет существовать в условиях загрязнения. Для сохранения лесов необходимо принимать меры по их охране, в т.ч. переходить на экологически чистое топливо.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все на век объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н.Старшинов
Заключение
Осуществление данного проекта позволяет развить экологическое мышление учащихся, сформировать навыки работы с компьютером, использовать ресурсы сети Интернет. Полученные в ходе осуществления проекта знания извлекаются с конкретной целью и являются объектом заинтересованности учеников, что способствует их глубокому усвоению. Данный проект можно использовать на уроках биологии в 8 классах как наглядный и познавательный материал.
Литература
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Снег своими руками
Повезло! Стихи о счастливой семье
Ручей и камень
Ёжикина Радость