Родину, как известно не выбирают. Если уж привелось тебе появиться на свет в какой-то конкретной точке на карте, то очень важно понять - в какой стране-стороне живешь ты, и что за люди окружают тебя...
Мы любим свой город. Поэтому для нас он не просто точка на карте. Здесь родной дом и семья, верные друзья и первая любовь, здесь все то, что называется малой родиной.
И если мы так ценим и любим то место, где родились и живем, то в связи с этим возникает вопрос: «Знаем ли мы об истории нашего города?»
2012г объявлен годом Российской истории. Текущий год богат на юбилейные события в российской истории: 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года, в ноябре - 400-летие со дня восстания под предводительством Минина и Пожарского, помимо 1150-летия зарождения российской государственности свои 1150-летние юбилеи отметят российские города - Ростов Великий, Белозерск, Изборск, Муром; Москва отметит свое 865-летие, 675 лет исполнится монастырю Троице-Сергиева Лавра. Широко будет отмечаться 150-летие со дня рождения Петра Столыпина, 75 лет отметит Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт.
Но, как известно, знание о большом и великом начинается со знания о малом. Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы, во-первых, выяснить насколько хорошо жители нашего города владеют элементарной информацией относительно прошлого и настоящего г.Сердобска. А, во-вторых, заставить их задуматься об уровне своей информированности, и, тем самым пробудить в них интерес к истории своей малой родины.
Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1.Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
2. Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
Объектом данного исследования являются знания и мнения жителей и гостей нашего города в возрасте от 15 до 77 лет. Предметом данной работы является г.Сердобск в его историческом развитии.
Актуальность темы обусловлена, во-первых, годом российской истории, объявленным в нашей стране, а, во-вторых, как гласит знаменитая истина: «Кто не знает о своем прошлом, у того нет и будущего». Тем более, если это касается самого родного и близкого уголка, места, в котором мы родились и живем.
Практическая значимость работы заключается в том, материалы, содержащиеся в ней, могут быть использованы широким кругом читателей, от школьников, студентов и до взрослого населения, жителей и гостей нашего города в качестве пособия для полезного чтения.
Вложение | Размер |
---|---|
znaem_li_my_o_svoey_maloy_rodine.doc | 68.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБОУ СПО «СМТ»)
ДОКЛАД
для научно-практической конференции
Социологическое исследование на тему: «Знаем ли мы о своей малой родине?»
Дисциплина: «История»
Специальность 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»
Научный руководитель:
Гончарова Т.А.- преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Исполнитель:
Мишутина Я.А. – студент группы Э-11 специальности 080110
Сердобск
2012
План.
Введение.
1. Программа социального исследования на тему: «Знаем ли мы о своей малой родине?».
а). Проблема исследования.
б). Цель исследования.
в). Объект исследования.
г). Предмет исследования.
д). Задачи исследования.
е). Гипотезы.
ж). Анализ основных понятий.
з). Метод сбора информации.
и). Генеральная совокупность.
ж). Анкета.
2. Обработка результатов исследования и выводы.
Заключение.
Литература.
Введение
Родину, как известно не выбирают. Если уж привелось тебе появиться на свет в какой-то конкретной точке на карте, то очень важно понять - в какой стране-стороне живешь ты, и что за люди окружают тебя...
Мы любим свой город. Поэтому для нас он не просто точка на карте. Здесь родной дом и семья, верные друзья и первая любовь, здесь все то, что называется малой родиной.
И если мы так ценим и любим то место, где родились и живем, то в связи с этим возникает вопрос: «Знаем ли мы об истории нашего города?»
2012г объявлен годом Российской истории. Текущий год богат на юбилейные события в российской истории: 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года, в ноябре - 400-летие со дня восстания под предводительством Минина и Пожарского, помимо 1150-летия зарождения российской государственности свои 1150-летние юбилеи отметят российские города - Ростов Великий, Белозерск, Изборск, Муром; Москва отметит свое 865-летие, 675 лет исполнится монастырю Троице-Сергиева Лавра. Широко будет отмечаться 150-летие со дня рождения Петра Столыпина, 75 лет отметит Валентина Терешкова - первая в мире женщина-космонавт.
Но, как известно, знание о большом и великом начинается со знания о малом. Поэтому цель нашей работы заключается в том, чтобы, во-первых, выяснить насколько хорошо жители нашего города владеют элементарной информацией относительно прошлого и настоящего г.Сердобска. А, во-вторых, заставить их задуматься об уровне своей информированности, и, тем самым пробудить в них интерес к истории своей малой родины.
Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
1.Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
2. Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
Объектом данного исследования являются знания и мнения жителей и гостей нашего города в возрасте от 15 до 77 лет. Предметом данной работы является г.Сердобск в его историческом развитии.
Актуальность темы обусловлена, во-первых, годом российской истории, объявленным в нашей стране, а, во-вторых, как гласит знаменитая истина: «Кто не знает о своем прошлом, у того нет и будущего». Тем более, если это касается самого родного и близкого уголка, места, в котором мы родились и живем.
Практическая значимость работы заключается в том, материалы, содержащиеся в ней, могут быть использованы широким кругом читателей, от школьников, студентов и до взрослого населения, жителей и гостей нашего города в качестве пособия для полезного чтения.
Программа исследования.
Проблема исследования.
Проблема данного социологического исследования заключается в том, на сколько хорошо жители и гости нашего города владеют информацией об истории г.Сердобска.
Цель исследования.
Цель данного социологического исследования состоит в том, чтобы выявить состояние этой проблемы на данный момент.
Объект исследования.
Мнения и знания жителей и гостей нашего города в возрасте от 15 до 77 лет являются объектом данного исследования.
Предмет исследования.
Предметом исследования является настоящее и историческое прошлое г.Сердобска.
Задачи исследования.
В нашем социологическом исследовании можно выделить две основные задачи:
1. Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.
2. Выявить, насколько хорошо жители нашего города знают о пошлом и настоящем нашего города.
Гипотеза исследования.
Данным исследованием я хочу обратить внимание на то, как мы относимся к своим истокам, знаем ли о них, выяснить у коренных жителей, вызывает ли у них интерес история родного края, своя собственная история.
Анализ основных понятий.
Родной край. Историческая личность. Исторические корни. Достопримечательность.
Метод сбора информации.
Методом сбора информации является анкетный опрос.
Генеральная совокупность.
Данный анкетный опрос проводится среди людей в возрасте от 15 до 77 лет, которые являются жителями и гостями города Сердобска.
Анкета.
1.Пол.
2.Возраст.
3. Образование.
4. Сколько лет Вы живете в г.Сердобске?
5. Какое место Вы считаете своей малой родиной?
6. Годом чего объявлен президентом РФ 2012г.? В связи с какими событиями?
7. По вашему мнению, должен ли человек знать историю города, в котором он родился и живет?
8. Назовите дату возникновения г.Сердобска.
9. Нужны ли краеведческие музеи? Зачем?
10. Как давно Вы посещали краеведческий музей?
11. Как выглядит герб г.Сердобска?
12.Назовите самые знаменитые в историческом плане места в г.Сердобске.
13.Назовите выдающихся личностей г.Сердобска.
14.Выразите в процентном соотношении число жителей г.Сердобска, владеющее информацией касающейся прошлой и настоящей истории города. Относитесь ли вы к ним?
Обработка результатов и выводы
В нашем исследовании генеральной совокупностью являются жители и гости города Сердобска в возрасте от 15 до 77 лет. Выборочная совокупность равна 51 мужчине и 49 женщинам. При этом 11% оппонентов не являются коренными жителями города Сердобска и не считают его своей малой родиной, 9% -живут в городе Сердобске от 10 до 35 лет, но считают его своей малой родиной. Остальные опрошенные (80%) родились, живут в Сердобске и считают его своей малой родиной. Я проводила выборочное исследование при помощи анкетирования.
Результаты опроса показали, что элементарной информацией об истории города Сердобска владеют только 54 % опрошенных. Они ответили правильно на все поставленные в анкете вопросы. Всего в опросе приняло участие 100 человек, выбранных случайно. Из них 9% имеет высшее образование, 24% - средне специальное или среднетехническое, 39% являются студентами ГБОУ СПО «СМТ», 28% являются учащимися общеобразовательных школ.
На вопрос: должен ли человек знать историю города, в котором он родился и живет, 97% опрошенных ответили однозначно «да», только 2% засомневались (ответили «не знаю») и 1% ответил отрицательно. Почти такая же ситуация и с седьмым вопросом. 97% считают, что краеведческие музеи нужны («чтобы знать историю своего города», «чтобы иметь представление о своем крае», «интересно», «не знать историю своего края - это невежество», «нужны для сохранения ценностей прошлого», «чтобы знать свое прошлое», «чтобы сохранить историю и культуру своего родного края», «чтобы знать историю края и приучать к этому молодежь», «чтобы знать свои истоки, не терять свои корни», «музеи - наша память»). Но, не смотря на такие громкие заявления, только 27 % анкетируемых были в краеведческом музее последний раз 1-3 года назад, 62 % были очень давно и 11% вообще никогда не были в краеведческом музее.
Опрошенные предположили, что от 9 % до 75% жителей города свободно владеют информацией касающейся прошлой и настоящей истории города Сердобска. 35% причисляют себя к таковым, а 65% - нет. При этом правильно и точно ответили на все поставленные вопросы только 54% анкетируемых.
Нами в анкете было поставлено 4 конкретных вопроса, касающихся прошлого и настоящего города Сердобска, требующих не личного мнения, а точного достоверного знания:
- назовите дату возникновения г.Сердобска;
- как выглядит герб г.Сердобска;
- назовите самые знаменитые в историческом плане места в г. Сердобске;
- назовите выдающихся личностей г.Сердобска.
Сердобск как город возник 1780 году. Правильно назвали дату возникновения 51% опрошенных. Из них 28% - школьники и студенты. Они зафиксировали в своих анкетах не только 1780 год как дату возникновения г.Сердобска, но и дали комментарий, что в 1699г. появилось поселение - Сердобинская слобода. 29% назвали дату возникновения города, но не правильно. Предлагались следующие варианты: 1657 г., 1680 г., 1702 г., 1769 г., 1785 г., 1782 г., 1805 г., 1880 г. и даже 1916г. Вообще не назвали дату 20%.
Особый интерес вызывают ответы на вопрос: «Как выглядит герб г.Сердобска?» Вообще не знают и не представляют, как выглядит герб города Сердобска 26% опрошенных. 5% точно и подробно описывают старый исторический герб города Сердобска, утвержденный Екатериной II («Герб в форме щита: на верхнем голубом фоне изображены три стерляди, на нижнем золотом фоне две дыни»). А 28% (школьники и студенты) точно и подробно описали не только исторический герб, но и современный («Яблоневая ветвь, на ней яблоко с тремя лепестками, напоминающими языки пламени»). Судя по ответам на этот вопрос 29% анкетируемых имеют приблизительное представление о том, как выглядит герб города Сердобска или, может быть, когда-то видели его, но не имеют никакого понятия, что обозначает каждый из символов, изображенных на нем. Поэтому они описывают герб следующим образом: «рыбы и дыня на щите», «три рыбы и бахчевые культуры», «вверху две рыбы, внизу две дыни», «три стерляди и две дыни», «на сине-голубом фоне рыбки и дыни». Додумали и дали комичные ответы на этот вопрос 12% опрошенных («рожь и пшеница», «три рыбки сверху, внизу две тыквы», «три рыбки и два плода непонятного растения», «три осетра и две тыквы», «три рыбы и арбузы», «рыбы и крыжовник», «три рыбы два ореха», «три рыбы на синем фоне и желуди на зеленом», «стерляди и какой-то чудо-овощ»).
На вопрос: «Какие в историческом плане знаменитые места в городе Сердобске Вы знаете?» 87% опрошенных ответили: «Аллея Славы, Вечный огонь». Так можно было сказать почти о каждом городе в нашей стране. Поэтому подобный ответ, вряд ли, можно назвать удовлетворительным для нашего исследования. Он не является объективным показателем уровня знаний о родном крае. Но 14% из этих 87% подробно и точно описали знаменитые в историческом плане месте в городе Сердобске. Помимо названных, были перечислены следующие достопримечательности: собор Михаила Архангела, здания школ №1 и №2, здание сельскохозяйственного техникума, почты, музея, памятники Слепцову В.А., ЯблочковуП.Н., Ленину В.И. и т.д. Несколько анкет содержат не просто перечисление исторических мест, но и комментарии. Например, «школа №1 и №2 - эвакогоспитали в годы Великой Отечественной войны», «РДК - Земская управа» и т.д. И 13% анкетируемых вообще не знают, какие достопримечательности есть в городе Сердобске. Это в основном гости города.
Что касается исторических личностей, то 4 % опрошенных считают, что таковых в городе Сердобске нет. 28 % - не знают и назвать фамилии не могут. А 68% знают знаменитых в историческом плане личностей города Сердобска, но 49% из них называют исключительно только Слепцова В.А. и Яблочкова П.Н., а комментариев о том, кто они такие и чем знамениты, не дается. Зато 18% из 68% подробно и масштабно раскрывают этот вопрос. Были получены следующие ответы: «Залетов Н.А., Костенко М.Ф., Быков М.Н., Гусев Ф.Л. - герои Великой Отечественной войны», «Кузьмин Н.В. - художник - иллюстратор», «Степанов А. - актер», «Слепцов В.А. - писатель», «Яблочков П.Н. - изобретатель», «Филатова В.- поэтесса», «Малькова - почетный житель г .Сердобска» и т.д.
И только 1 опрошенный (1%) в графе выдающихся личностей написал: «Чернягин - местный депутат, Кудашев - местный бизнесмен, Яшин - неврапотолог, Макаров – бывший директор ЗАО «СМЗ».
Таковы представления жителей о своем же городе. Только 54% опрошенных владеют самой элементарной информацией о городе, в котором родились и живут.
Вопрос о годе истории был в анкете дополнительным. 92 % опрошенных в курсе, что 2012г. является годом российской истории, правда 20% из них не обозначили, что истории именно российской, а не истории вообще. 15% не знают с какими событиями это связано, 56% назвали юбилей Отечественной войны 1812г., 21% - события Смутного времени.
В процессе социологического исследования я сделала ряд неожиданных выводов:
Некоторые гости нашего города полнее и точнее владеют информацией о личностях и достопримечательностях Сердобска, нежели коренные жители.
Лучше и быстрее отвечают на вопросы теста оппоненты возрастной категории 14-16 лет (школьники и студенты), чем оппоненты возрастной категории 17-19 лет (студенты). Видимо, это объясняется тем, что первые недавно изучали историю родного края и еще ее хорошо помнят, а вторые уже забыли.
Данным исследованием я хотела обратить внимание на то, как важно знать о крае, в котором ты живешь. И хотя опрос показал, что из 100 человек только 54 владеют информационным минимумом, было приятно в процессе опроса наблюдать некоторое оживление, а по окончании анкетирования стремление непременно узнать правильный ответ и улыбки на лицах опрошенных, если правильный вариант совпадал с зафиксированным в листе опроса. А это значит, что нам небезразлична наша история, что мы стремимся к нашим истокам и что наш маленький Сердобск, все-таки, занимает большое место в наших сердцах. Я считаю, что требования современной жизни нацеливают каждого из нас сплачиваться общей системой ценностей, знаний, проявлять активность, любознательность, постоянно повышать свой образовательный и профессиональный уровень. Поэтому не знать о своей малой родине - это не просто проявление невежества, это значит, ничего не знать о себе, ничего из себя не представлять. И данное социологическое исследование является этому подтверждением.
Заключение
Исходя из результатов исследования, я рекомендую всем задуматься о том, что является для каждого из нас важным, приоритетным на данный момент. Безразличие к тому, что нас окружает, и ограниченность развлекательными программами по телевидению не есть признак движения вперед, развития. Скорее наоборот. Мы порой обращаем внимание на ненужные вещи и не замечаем главного. Наш город пестрит историческими вывесками и плакатами. На них изображен и герб нашего города, и дата его возникновения. Но мы этого просто не замечаем. Мы становимся не дальновидными, замыкаем круг на себе самих, забываем о своих корнях. А этого делать никак нельзя. И пусть каждый из нас задумается об этом и задаст себе вопрос: «Знаю ли я о своей малой родине, знаю ли я о себе самом?».
Литература
1.Бульин Н.П. Города Пензенской области: Сердобск. -Саратов, 1990
2. Корниенко С. Золотая летопись Пензенского края.- Минск, 2007
3. Полубояров М.С. На реке Сердобе и в иных урочищах.-Саратов, 1999
4. Тимошина О.В., Маркин С. По страницам истории Сердобского края.- Пенза, 2005
Басня "Две подруги"
Попробуем на вкус солёность моря?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
О чем поет Шотландская волынка?
Агния Барто. Сережа учит уроки