На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?
Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.
На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.
Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1.Выявить особенности субкультуры молодежи.
2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.
3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.
Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу: молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.
Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
npk_subkultura.doc | 90.5 КБ |
npk.ppt | 2.74 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(ГБОУ СПО «СМТ»)
ДОКЛАД
для научно-практической конференции
Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры
Научный руководитель:
Гончарова Т.А. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Исполнитель:
Семенова И.А. студент группы У-21 специальности 190604
Сердобск
2011
Содержание
Культура и субкультура. Асоциальные молодежные объединения
Молодежная субкультура и ее влияние на жизнь общества
На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?
Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.
На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.
Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1.Выявить особенности субкультуры молодежи.
2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.
3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.
Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу: молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.
Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Культура и субкультура. Асоциальные молодежные объединения
Субкультурой называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства общества. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой сленг - т. е. специфический словарь. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе. Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:
1. Социально-экономические причины (безработица, малоинтересная работа).
2. Недостатки системы образования.
3. Проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.
4. Особенности возрастной психологии.
5. Стремление молодежи к возможности самовыражения.
В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:
1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи.
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своей массе эти ребята мало образованы.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются «зеленые» - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.
Субкультуры, в известной мере, автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее.
Исходя из результатов нашего социологического исследования, а так же излишней в последнее время освещенности жестокости и агрессивности средствами массовой информации, основной акцент в нашей работе мы решили сделать на асоциальном направлении молодежной субкультуры.
Готическая субкультура
Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…
Эмо
На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.
В начале 2000-х годов «эмо» стало популярным культурным явлением, выражающемся в субкультуре, моде на одежду и образ жизни, находясь под влиянием инди-культуры. Возникла популярная, но противоречивая субкультура эмо.
Граффити
Принято думать, что граффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. В Россию граффити попало в конце 80-х годов, но лишь спустя более 10 лет, заполнила умы разно слоняющихся масс и, перехлеснув через край, вылилась в доселе невиданным причудливым узором на серые улицы. Прошли времена, когда практически о каждом новом рисунке можно было узнать от самих авторов задолго до его появления. Сегодня можно просто гулять по улицам и все время встречать все новые и новые работы. Надо признать: граффити в России перестало быть забавой немногих. Пришло время наглухо заспреенных кварталов, дерзких налетов - бомбингов, эрейзов, войны стен и подростковых "гангстерских" разборок... На данный момент, в России существует порядка 100 команд, хорошо занимающихся граффити (из них около 70 в Москве и Питере). Назовем несколько, на наш взгляд, самых известных команд: Moby Crew, BFG Team, Uptown Moscow Crew, Depict Crew, SPP Crew, STC, GZ Crew и кировская команда «Solid Line».
Отаку
Термин «отаку» применяется в отношении любителей аниме и манги. Но, если любой отаку - анимешник, то не всякий анимешник - отаку, так как в отаку - это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу). На основе личных наблюдений и данных собранных на просторах интернета можно выделить некоторые признаки отаку: интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда; имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр; читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете; участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях; занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура и ее влияние на жизнь общества
Программа исследования
Проблема данного социологического исследования заключается в том, чтобы выявить, как молодежная субкультура, по мнению опрошенных, влияет на культуру и жизнь общества. Цель данного социологического исследования состоит в том, чтобы выявить состояние этой проблемы на данный момент. Мнения и знания жителей г. Сердобска в возрасте от 15 до 29 лет являются объектом данного исследования.
Предметом исследования является молодежная субкультура как явление современной жизни общества. В нашем социологическом исследовании можно выделить две основные задачи:
1. Собрать как можно больше информации по данной проблеме методом анкетирования.
2. Выявить активность вовлечения молодежи г.Сердобска в неформальное движение, отношение жителей Сердобска к молодежной субкультуре, влияние неформальных молодежных организаций на культуру и жизнь общества.
Данным исследованием мы хотим показать, что молодежная субкультура имеет непосредственное влияние на жизнь общества, а общество, в свою очередь, и является тем самым катализатором, который приводит в жизнь такое количество и многоликость молодежных субкультур.
Методом сбора информации является анкетный опрос. Данный анкетный опрос проводился среди жителей г.Сердобска в возрасте от 15 до 29 лет.
Обработка результатов и выводы
В нашем исследовании генеральной совокупностью являются жители г.Сердобска в возрасте от 15 до 29 лет. Выборочная совокупность равна 35 мужчинам и 20 женщинам. Результаты опроса показали, что 4% опрошенных ничего не знают о молодежной субкультуре и не могут назвать ни одной неформальной молодежной организации. 96% в один голос называют такие неформальные молодежные организации как эмо, панки, скинхеды, хиппи, готы, зацепперы, рэперы и т.д. Основная масса опрошенных, а именно 97% не принадлежит ни к одному из неформальных молодежных направлений, из них 2% хотели бы стать представителями такой неформальной молодежной организации как рэпперы. Остальные 95% на вопрос: хотели бы они стать представителем какой- либо молодежной организации ответили «нет» по следующим причинам: «лень», «нет никакого желания», «мне этого не надо», «хочу быть самой собой», «мне нравится свое личное мнение», «Хочу быть единственной и неповторимой». Особенно порадовали 5% опрошенных, которые заявили, что «хотят сохранить индивидуальность».Всего 3% анкетируемых признали свою принадлежность в молодежной субкультуре. Выбранное ими направление соответствует их образу жизни и очень нравится. Печально, что только 1 из них положительно относится к традиционной культуре общества, чтит традиции и обычаи. А остальные к традиционной культуре своего общества равнодушны.
На главный вопрос анкеты: как молодежная субкультура влияет на традиционную культуру общества были получены следующие ответы:
«забываются культурные ценности, утрачиваются традиции» - 3%;«Зависит исключительно от человека» - 7%;«Одни неформальные объединения – положительно, другие - отрицательно»- 5%;«вносит разнообразие» - 8%;
«все равно» - 2%;«плохо» - 30 %;«хорошо», «нормально» - 24%;«ни как не влияет», «каждая сама по себе» - 9%;«не знаю», «затрудняюсь ответить» - 10%;«разрушают нравственный облик человека» - 2% .
В процессе социологического исследования мы сделали ряд выводов:
1. Среди молодежи г.Сердобска неформальные молодежные организации мало распространены.
2. Судя по односложным ответам на вопросы анкеты, а так же ответам «все равно», «не знаю», опрошенные пассивны и к окружающему, и к самим себе.
3.При ответе на главный вопрос анкеты о влиянии молодежной субкультуры на традиционную культуру и жизнь общества опрошенные склоняются скорее к негативному влиянию, чем к позитивному.
Заключение
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социальные и культурные предпочтения подростков. И рассчитывать на эффективную самореализацию молодого поколения в обществе, где культурный уровень других возрастных и групп населения России постоянно снижается, не приходится. Вследствие политических и экономических процессов современной России, основные традиционные агенты социализации оказались в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций. Российская система образование на сегодняшний день находится на стадии коренных преобразований.
На почве подобных противоречий и произрастает современная молодёжная субкультура - «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем».
АНКЕТА
__________________________________________________________________
Если Ваш ответ на 5 вопрос «нет»:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если Ваш ответ на 5 вопрос «да»:
6. Почему Вы выбрали именно такое направление?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как Вы относитесь к традиционной культуре нашего общества?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Слайд 1
«Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры»Слайд 2
Цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. З адачи : 1.Выявить особенности субкультуры молодежи. 2.Рассмотреть историческую постановку проблемы. 3. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме. 4. Проанализировать особенности формирования субкультуры молодежи г.Сердобска.
Слайд 3
Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. Термин «Goth» был придуман журналистами для характеристики нового стиля, и означал – «варварский» из-за грубости и жесткости звучания новой музыки.
Слайд 5
Эмо (англ. emo, сокращение от «эмоциональный») — термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.
Слайд 7
Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.
Слайд 9
Отаку В последние годы в развитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры во многих странах.
Слайд 11
Граффити Г раффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену.
Слайд 13
Социологическое исследование
Заповеди детства и юности
Без сердца что поймём?
Весенние чудеса
На берегу Байкала
Рыжие листья