Научная работа по изучению темы НАТЮРМОРТЫ к курсе школьного предмета "Изобразительное искусство"
Вложение | Размер |
---|---|
Документ | 138.5 КБ |
Обложка в документу | 21 КБ |
Оглавление
Введение………………………………………………………………3-4
Глава 1. История развития натюрморта………………………………..5-6
Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра…………..7-14
2.1. Натюрморт, как жанр живописи………………………………..7
2.2. Особенности выбранного жанра………………………………..7-8
2.3. Модель выполнения натюрморта……………………………….8-9
2.4. Объекты изображаемые в натюрморте…………………………9-10
2.5. Целостность образного восприятия в композиции…………….10-11
2.6. Композиционные особенности натюрморта……………………11-12
2.7. Цвет в живописи………………………………………………….13-14
Глава 3. Средства выполнения натюрморта…………………………….15-17
3.1. Оборудование и материалы для рисования.
Глава 4. Ход работы над натюрмортом…………………………………18-19
4.1. Выбор темы. Работа над композициями натюрморта
4.2. Подготовка и начало работы
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ
Какая это странная живопись - натюрморт: она
заставляет любоваться копией тех вещей,
оригиналами которых не любуешься.
Паскаль.
Так сказал великий Паскаль, выражая недоумение человечества перед тайной искусства, - эта мертвая природа окружает нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только внимательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
Своей живописью натюрмористы Голландии убедили мир в том, что простые вещи
несут смысл и великую красоту.
Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать, задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности переживаниями, выраженными в картине, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.
Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянутся на несколько веков назад, сопережить вместе с мастером особо любимые им мотивы.
В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое видение окружающего мира.
На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их
вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство.
Целью научной работы является:
• желание создать картину, используя акварель, гуашь, цветные карандаши;
• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике живописи графики.
Задачи научной работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:
1. Охарактеризовать историю развития натюрморта.
2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.
3. Описать средства выполнения натюрморта.
4. Описать ход работы.
Научная работа состоит из четырех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении я определила цель и задачи работы, изложила ее структуру.
Первая глава - теоретическая. В ней затронуты история развития жанра и выделены наиболее яркие художники, работавшие в жанре натюрморта.
Во второй главе исследованы особенности, пути и средства выполнения натюрморта.
В третьей главе описаны средства выполнения натюрморта: оборудование и материалы для живописи; основные правила работы красками.
В четвертой главе подробно описан ход работы над композицией и выбор темы. В своей научной работе я хотела как можно лучше выразить все то, чему я научилась в течение предыдущих лет, все свои знания о композиции и цвете. Я подробно описала последовательность своей работы, от подготовки до завершения работ.
Актуальность моего исследования состоит в том, что, несмотря на свою относительную молодость, натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои правила. И в ряду жанров изоискусства он был всегда страдающим жанром. Ему мало уделяли внимания, его почти не исследовали, о нем упоминали обычно вскользь.
Натюрморт является лучшим средством изучения закономерностей формы, освещенности и цвета.
Глава 1. История развития натюрморта
«Натюрморт» - слово французкое и в переводе означает “мертвая натура”. По голландски обозначение этого жанра звучит как “тихая жизнь”.
Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.
Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно во многих странах Западной Европы.
Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю ИЗО Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.
Другая школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”. Самым интересным видом голландского натюрморта был жанр «завтраков» возникший в Харлъме. «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.
На дальнейшее развитие жанра натюрморта имел место тип «кухонного натюрморта», как во Фландрии, так и в Голландии. Особенностью этой разновидности при изображении предметов было большое внимание к пространственной характеристике среды.
В конце XVII века в голландском натюрморте побеждают декоративные основы.
Немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. В нём соединились два направления: натуралистическое и декоративное.
Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и глубины голландского.
Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».
С конца XVII века во французском натюрморте преобладали декоративные основы придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкостью цвета.
С начала XX века натюрморт становится творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера А. Матисс и др. в основу берут цвет и фактуру вещей, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и др., стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений.
В русском искусстве натюрморт появился в XVII . Дальше развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер.
Его подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыкновенном.
Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. К лучшим образцам этого периода относится работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; П.П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька, А. В. Лентулова и других точно обыгрывающие историко-бытовой характер вещей.
В 1920-1930-х годах натюрморт становится философским. Натюрморты К. С. Петрова-Водкина отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких.
Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории живописи.
Натюрморту суждено было стать для многих художников, да и вообще для живописи начала XX века лабораторией поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в целом.
Понятие прекрасного в натюрморте стало разнообразнее; художник видит богатство форм и красок там, где раньше не находил ничего интересного.
Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра
2.1. Натюрморт как жанр живописи
Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, что в нём невозможно выразить высокие идеи. Но великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца.
Натюрморт как жанр можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным средством станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности художника, выявляются особенности его мышления.
Этот жанр используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий простыми живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему жизни человека. Живопись неодушевленных предметов это поиск не только форм и содержания, но и поиск личного взгляда художника на окружающее, его понимание жизни, выработку своего стиля.
Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.
2.2. Особенности выбранного жанра
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их особенность, неповторимые качества, красоту. Но это всегда и человеческий мир, выражающий отношение к жизни людей определенного общества.
В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать художнику изображение неодушевленных вещей?
В отличие от портрета, имеющего дело только с человеком, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.
Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит изучать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так мы понимаем содержание любой картины, ее образ.
В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.
Натюрморт отличается особыми правилами построения композиции. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи. При этом сама форма натюрморта глубоко и многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, элементы традиции и др.
В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.
Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.
Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творчества художника.
При всем разнообразии, натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.
2.3. Модель выполнения натюрморта
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается особенными правилами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.
По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается распределением предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, убрать, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы - ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размер плоскости, положение композиционного центра, находятся тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее выгодной композиции, в которой определится равновесие, пропорции.
В организации композиции используют различные виды ритмов - линейные, световые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света без определенных притягивающих внимание зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику. В противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия всей картины.
К тонкостям поиска формата относится выяснение величины свободных мест слева и справа, сверху и снизу от группы предметов. Наиболее выгодно помещать основную группу на втором плане, при этом несколько сокращается величина изображения, но сохраняется воздушная перспектива, действующая от переднего плана в глубину картинной плоскости.
При наличии значительного количества свободного места с той или иной стороны формата, центры картины оказываются сильно смешанными в противоположную сторону. В этих случаях натюрморт выглядит перегруженным в той части, где располагается основная масса, и тем самым нарушается композиционное равновесие.
Мир вещей - это человеческий мир, созданный, сформированный и обжитый человеком. Это и делает натюрморт при всей внешней скромности его мотивов, жанром глубоко содержательным.
Предмет быта, согретый теплотой повседневного общения с людьми, позволяет прикоснуться к их жизни более близко, чем это возможно в развернутой сюжетной картине. Вещи в живописи, не всегда выступают в «жестком» специально им посвященном жанре натюрморта Они оживляют и заполняют интерьеры комнаты, играют иногда не меньшую роль, чем люди в жанровых или исторических сценах. Они сопровождают нередко человека и в портрете.
Показать вещи вплотную, на близкое расстояние, заставить вглядеться в них - в этом смысл натюрморта.
2.4. Объекты, изображаемые в натюрморте
Натюрморт - это, прежде всего предметы, которые подобраны тематически, связаны содержанием и несут в себе определенную идею.
Их можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.
Особенности природных объектов натюрморта - их недолговечность. Как правило, они относятся к природному миру. Вырванные из естественной среды, они обречены на скорую гибель, цветы вянут, плоды загнивают, дичь портится. Поэтому одна из функций этого жанра - придать неизменность изменчивому, закрепить не стойкую красоту, удержать ход времени, сделать тленное вечным. Это придает натюрморту глубину, всегда привлекательную для зрителя.
Предметы, изготовленные человеком, как правило, сделаны из долговечных материалов: металла, дерева, керамики, стекла, их формы устойчивы.
Отличие изготовленных вещей от природных заключается в той содержательной стороне, которую они играют в натюрморте. Они служат характеристикой человека и его деятельности, вносят в натюрморт социальное содержание, дает в нем место теме труда и творчества.
При всем различии природных и искусственных предметов они имеют общие черты, разрешающие органично объединить эти предметы в натюрморте. И те, и другие являются частью интерьера, относительно не велики по размерам, удачно сочетаются друг с другом (вазы и цветы, блюда и фрукты). Главное же, что объединять их - воздействие на человека.
Огромное разнообразие мира вещей расширяет содержание натюрморта. Вводя в него изображения картин, гравюр, рисунков можно привносить элементы других жанров: портрета, пейзажа интерьера - создающие новые своеобразные пространственные, смысловые и декоративные отношения.
Натюрморт также часто обогащается изображением росписей (на подносах, чашках), мелкой скульптуры (бюстов, статуэток; барельефов, резьбы на вазах) и прочее.
Богатые живописные, пространственные эффекты дают изображение зеркал. Кроме бытовой у вещевой есть так называемая знаковая сущность. Эта особенность очень важна, так как без учета ее невозможно понять натюрморт и его возможности.
При раскрытии темы необходимо учитывать символическое значение предметов, растений, что влияет на характер натюрморта, который может быть лирическим, торжественным и т.д., а также создает особенность, индивидуальность той или иной работе.
2.5. Целостность образного восприятия в композиции
Существует суждение, будто композиция - это особая область свободного творчества, существующая сама по себе, но работа над ней неотделима от восприятия натуры и начинается с развития способностей видеть натуру цельно, художественно, то есть композиционно. Представление о будущем произведение во многом зависит от того, что подмечено в натуре, заинтересовало и увлекло в ней. Чтобы подчеркнуть существенное, необходим отбор впечатлений. Не изображать все, что попадает в поле зрения, не относится к природе пассивно, механически срисовывая видимое.
В работе с натуры сначала должна возникнуть мысленная картинка в сознании прежде, чем на листе проведен хоть один штрих.
Другой подход: вначале попытаться зафиксировать то, что отложил в памяти, два - три пятна, самую суть того, что затронуто, произвело впечатление при наблюдении натуры. Здесь стоит, прежде всего, добиться соответствия изображения возникшему замыслу.
Композиция должна быть не только в основе начала работы, но и в дальнейшем исправляться и совершенствоваться. Не всегда эскизы выполняются в том материале, в котором предполагается осуществления главного. Иногда первичные наметки создаются линией и штрихом. Для предварительных композиционных набросков недостаточно одного линеарного решения. Надо обладать развитым, воображением, чтобы на основе эскиза предвосхитить цветовой строй.
Самостоятельные постановки натюрмортов способствуют развитию композиционного мышления и создание композиций на основе случайно поставленных предметов. При этом, сравнивая предметы, следует стремиться наиболее рельефно искать созвучие схожих форм. И конечно постоянные упражнения в непременной связи изображения с форматом.
Как просто и вместе с тем как дорого пронести от начала до завершения эскиза первое яркое ощущение натуры. Когда при восприятии подлинных произведений искусства всегда восхищает общее впечатление.
Мы любуемся красотой художественных средств, передающих содержание, даже не пытаясь в начале познать тайну их воздействия. И лишь при дальнейшем рассматривании начинаем постигать композиционную слаженность и цельность образа.
Вот эта цельность замысла, когда говорят не убавить, ни прибавить, при всех различиях подчерков художников и является их объединяющим признаком.
Опыт художников указывает на положительное влияние кратковременных рисунков, этюдов, когда при ограниченном времени надо, не упираясь глазом в один предмет, успевать постоянно сравнивать основные формы изображения; охватив их и окружение единым взглядом. Это главное, необходимое качество - чувство целого отличает не только произведение изобразительного искусство, но и характеризует замысел, будь то музыкальное или поэтическое произведение, архитектурный ансамбль.
2.6. Композиционные особенности натюрморта
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.
Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений.
В организации композиции, используют различные виды ритмов - линейные, тоновые, цветовые. Особую роль играют контрасты. Выделяя те или иные участки изображения, они делают их то более заметными, то затухающими. Произведение, построенное на ели заметных колебаниях света и тени без определенных, акцентирующих внимания зрителя «вспышек», кажется однообразным, монотонным, лишенным живописной выразительности. Резко звучащие контрасты создают напряжение, динамику, в противоположность симметрии, динамическое изображение строится на резких сдвигах центра к композиции к оси картинной плоскости. В этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс.
Ритм создает зрительный каркас, который руководит нашим восприятием. Зрительно сопоставляя одни элементы изображения с другими, мы выделяем главные из них и сосредотачиваем на них внимание.
Вопросы формата в своей основе зависят от замысла, а он, в свою очередь выражает характер группировки предметов, ее пропорции.
К поиску формата относятся выяснения величины свободных мест слева и справа, снизу от группы предметов. Замысел в натюрморте подсказывает характер решения пространства в натюрморте. Это связано с особенностями цветного строя.
Как правило, в натюрморте, основную группу предметов располагают на втором пространственном плане, где находится сюжетно композиционный центр. Целью достижения, взаимосвязи композиции группы предметов с форматом является чередование пятен, пауз, уравновешенность картинной плоскостью с определением композиционного центра, размещение второстепенных частей, с поиском цветовых и тональных контрастов.
Так же эффекты решения композиции как в натюрморте, создаваемом на основе замысла, так и при работе специальной натурой постановки зависит от необходимости учета разных уровней зрения и особенностей перспективного построения. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.
Картинная плоскость может решаться как декоративная композиция, где необходимо сохранить впечатление плоскости, и цвет играет главную роль. В этом случае необходимо обратить внимание на характер цветового решения, на силу его эмоционального воздействия.
Важную роль в создании целостного композиции натюрморта играет приведение цветового решения в работе к цветовому единству, которое является высшим качеством живописи. Цветовое решение композиции натюрморта может быть в теплом или холодном состоянии.
2.7 Цвет в живописи
Живопись освоила свет, она пишет цвет света,
полусвета, тумана, воздуха, тени, полутени...
Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Не воспринимая цветом, мы еще не знаем, в сущности, данного произведения. Вот почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть с точки зрения средств выразительности. Цвет - это жизнь живописи.
Важнейшая функция цвета в живописи - доводить до предела, как чувственную достоверность изображения, так и смысл, и эмоциональную выразительность произведения.
Понятие цвета неразрывно связано с определением света. Цвет - это часть светового излучения, воспринятого нашим глазом непосредственно от источника или при его отражении от поверхности. Цвет поверхности зависит от того, каким светом она освещена, и от того, какая часть световой энергии от этой поверхности отразится.
Поверхность, отражающая все лучи света, рассеивая их во все стороны - белая, поверхность, поглощающая практически все лучи - черная, поверхность, отражающая часть световой энергии и поглощающая стальную - цветная.
Цвет имеет ряд характеристик, таких как тон, светлота, насыщенность. Цвет может вызывать и не цветовые ощущения, например, свежести, легкости, прохлады и даже аромата. Разделяют следующие психологические характеристики цвета:
1. Характеристика по физическим аналогиям (теплые — холодные, легкие тяжелые, близкие - отдаленные и т.д.)
2. Характеристика по воздействию на нервную систему (активные - пассивные,
бодрящие - утомляющие, успокаивающие - возбуждающие).
3. Характеристика по эмоциональному настрою (праздничные - будничные,
веселые - грустные, спокойные - беспокойные и т. д.).
Создавая живописные произведения, мы стремимся наиболее точно передать эффекты освещения, рефлексы, оттенки. Но не менее важное значение для восприятия картин накладывают краски. Одни приемы позволяют сделать звучание красок более мощным, насыщенным, другие обогащают цвет мазка множеством нюансов. Для того чтобы более полно выразить все великолепие цвета пользуются различными приемами.
Но одно только знание не ведет к успеху. Только работая практически, смешивая различные цвета, изучая их поведение во взаимодействии, мы сможем узнать все их свойства.
Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Такое цветовое единство картины называют колоритом.
Колорит решает первое впечатление, которое производит картина; в зависимости от него зритель, идущий по галерее останавливается или пройдет мимо. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением.
Впечатление величия может быть достигнуто двумя противоположными путями. Один - сводит цвет почти до одной светотени. Другой - давать краски очень ясно определенно и интенсивно, но в обоих случаях - основным принципом остается простота. Хотя можно и признать, что изысканная гармония колорита, постепенный переход одних тонов в другие означает для глаза тоже, что изысканные гармонии в музыке для слуха.
Колорит картин может быть выдержан в различных гаммах цвета. Так различают розоватый колорит, колорит, выдержанный в голубой, золотистой и других гаммах. Здесь под колоритом подразумеваются то, что все цвета произведения имеют сходные оттенки или один и тот же оттенок.
Также колорит картины может быть выражен цветами близкими друг другу или контрастами. О колорите говорят также применительно к разнообразию оттенков цвета, найденных художником. Тут мы имеем дело с терминами "колористическое богатство" и "бедный колорит".
Таким образом, понятие колорита вмещает в себя все отношения цветов картины по количеству и разнообразию оттенков, по силе и интенсивности цвета, по гармоничным сочетаниям и т.д.
Различные живописцы для решения разных задач использовали свой колорит. Колорит произведения зависит от замысла картины, от того какие чувства художник хотел выразить. Колорит, в отличие от содержания, действует не осознанно, но всегда сильно.
Знание того, как используются научно-теоретические основы цветоведения в организации живописного произведения, дает живописи возможность научно обосновать творческие приемы различных мастеров, и найти способы обучить этим приемам.
Подводя итог всему выше сказанному, я вижу, что труд живописца очень сложен и интересен. Всё, начиная от наблюдения натуры и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла в произведении живописи, требует знание многих законов, умения их применять, и постоянным стремлением выразить не только реальную жизнь, такой как мы ее видим, но и причастности переживаниям художника и восхищения окружающей действительностью.
Глава 3. Средства выполнения натюрморта.
3.1. Оборудование и материалы для рисования.
Карандаши.
Практика показала, что в школе для выполнения заданий по рисунку наиболее употребительны графитные и цветные карандаши, акварель, гуашь.
Графитный карандаш одинаково удобен в творческих работах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускает исправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисунки натюрморта линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материалов рисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит в сочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности для каждого художника.
Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами. Сначала надо научиться работать одним карандашом и постараться извлечь из него все, что он может дать. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдет для работы тоном.
Хорошо выглядят рисунки натюрморта карандашом на бумаге, пожелтевшей от времени. Вообще, если говорить о бумаге, то я попробовала для своих рисунков разнообразные ее сорта. Главное, я приобретаю бесценный опыт, который смогу использовать в своем творчестве.
Я поняла, что при работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так как при этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.
Облегчения тона рисунка можно добиться при помощи хлебного мякиша. Нужно положить рисунок горизонтально, покрошить мелко белый хлеб и протереть им рисунок.
Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.
Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов в натюрмортах, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы над натюрмортом.
Специфические особенности при работе с цветными карандашами:
1. Цветной карандаш не выдерживает очень больших размеров формата.
2. Обладает прозрачностью цвета.
3. Сложность и тонкость цвета достигается путём наложения нескольких цветов.
4. По сути своей это всё же рисующий материал и поэтому, конечно, необходим опыт рисования простым карандашом.
Цветной карандаш плохо стирается ластиком, поэтому сначала делаю предварительные зарисовки на любой «недорогой» бумаге и вношу правку, не опасаясь повредить поверхность. Первичный рисунок выполняю простым карандашом, сначала намечая основные формы, затем определяя границы светотени. Это позволяет не наносить цвет на участки, не предназначенные для покрытия.
Карандаш оставляет на бумаге тонкую линию и невозможно сразу охватить большую площадь. Иногда эти незавершённые части натюрморта оказывают огромное психологическое воздействие на художника, поэтому я разделяю работу на фрагменты и выполняю их последовательно. Такой подход оправдывает себя, так как я воспринимаю каждый кусочек рисунка просто как комбинацию светлых, средних и темных валеров. Здесь необходима определённая практика. Глаза должны научиться видеть объект не только как предмет, но и как совокупность разных цветовых пятен. Такой метод снимет массу проблем, особенно в начале работы, и трудное занятие над любым сложным натюрмортом доставит огромное удовольствие.
Я не использую белый карандаш для светлых или белых участков: он даст эффект сероватых, бледных оттенков, а мне нужен чёткий контраст светлых и темных. И я просто оставляю нетронутой белизну бумаги.
Изменяя нажим карандаша, создаю широкий диапазон валеров, избегая эффекта «полирования» поверхности, при котором краски светлых оттенков с усилием наносятся по темным так, что восковое связующее карандаша размягчается и образует глянец.
Если сочту необходимым, удаляю ластиком все случайные следы и пятна, а также ошибки.
Акварельные краски и гуашь
Акварель (лат. aqua — вода) называют водяной краской, однако вода, так же как при работе с гуашью, служит только разбавителем. От гуаши акварель по технике исполнения отличается прозрачностью красочного слоя. Акварель — краска лессировочная (прозрачная), а гуашь — сильно кроющая краска. При наложении даже небольшого слоя гуаши бумага перестает просвечивать. Такой краской можно делать различные смеси, ею легко устранять любые неточности в цвете, работая над натюрмортом. Использование в гуаши белил сильно высветляет цвет, и высыхая, изменяет свой тон. Поэтому при работе с гуашью необходим определенный навык.
Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная. Художественная, предназначена для выполнения живописных шрифтовых работ, плакатная — для выполнения реклам, плакатов, транспарантов и т. д. Для выполнения работ гуашью нужно плоские и круглые кисти. Техника акварели более сложная, чем гуашью. Работая акварелью и гуашью, можно выполнять натюрморты, наброски, композицию орнамента. Работать акварелью можно как «по-сухому», так и «по-мокрому», т.е. различными способами. Последовательность работы такая же, как при работе карандашом.
Первоначально намечают общую композицию листа тонкими линиями, осторожно касаясь листа карандашом. Ластиком пользоваться не желательно, так как он оставляет жирные пятна на бумаге и акварель, потом не сможет перекрыть эти места. Осторожно намечают в рисунке границы света и тени, держа линии построений в голове.
Первый способ — «по-сухому» — заключается в том, что все предметы легко покрывают локальным собственным цветом, а затем постепенно создают объем другими цветами, примешивая холодные и теплые. Блики на предметах в этом случае оставляют белыми.
Акварелью можно работать и «по-мокрому». Покрыв бумагу водой, не дают ей высыхать, а сразу начинают работать цветом, нанося цветовые и тоновые отношения.
Есть еще один способ работы акварельными красками — путем лессировок, т. е. наложением прозрачных цветных пятен слой за слоем, давая каждый раз краске высыхать. Здесь особенно важно знать законы смешения цветов во избежание грязи.
Акварелью и гуашью необходимо работать сразу по всему листу, не выписывая отдельных деталей, а идти по принципу от общего к частному. Смотреть нужно на всю постановку в целом, сравнивая тоновые и цветовые отношения по светлоте, насыщенности и общему колориту, стараясь достичь цветового единства. Необходимо знать, что акварель не переносит многократного наложения красок, становится «глухой», тускнеет, яркость, насыщенность Цвета пропадают. Но много воды в акварели также вредит впечатлению. Нельзя, чтобы излишек воды стекал вниз листа, превращаясь в подобие «красочного болота» (все начинающие рисовать, делают именно это).
В отличие от работы гуашью по силе и плотности тона акварельная работа не приближается к натуре, в ней обычно все выглядит более светло по тону, чем в натуре (более «свежо»). При работе, как акварелью, так и гуашью большую роль играет характер освещения, который придает постановке определенный эмоциональный настрой. При электрическом освещении цвета предметов на свету приобретают теплый оттенок, а их тени — холодный, при дневном освещении (например, из окна), наоборот, цвета на свету — холодные, а тени теплые.
Интенсивность источника света по-разному влияет на цвета самих предметов. Утром и после полудня цвета яркие, насыщенные, имеют собственный цвет; в яркий солнечный де» становятся белесыми, особенно синие, зеленые и голубые.
Глава 4. Ход работы над натюрмортом
4.1 Выбор темы. Работа над композицией натюрморта
Работа начиналась с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществлялся согласно указанной теме.
Эскизы выполненные в небольших форматах были одобрены руководителем, но им было сделано предложение вести композиционные поиски, используя натюрмортную постановку. Вот тут то и начались проблемы поиска реквизита для постановок. Возможность выбора предметов была ограниченной, поэтому в композиционных поисках так много вариативности из одних и тех же предметов. Окончательный вариант эскиза создавался на основе изучения натурного материала.
Следует отметить, что было сделано множество этюдов как различных предметов по отдельности, выполненной в различной цветовой гамме, так и вариантов небольших постановок из подобных предметов, меняя освещение и колорит.
И конечно, нужно сказать, что поиск окончательной композиции велся прямо на постановке, что-то убирали, что-то добавляли, двигали, переставляли предметы, добиваясь решения.
Важным в работе над произведением является выбор формата. Определение его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать некоторые выводы. Принято считать, что квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Но если вертикаль узкая - придает некоторую фрагментарность.
При этом необходимо найти решение соразмерное картинной плоскости, попытаться уравновесить и придать стройный ритм композиции.
4.3 Подготовка и начало работы
Сначала велась подготовительная работа, исполнение набросков, эскизов. В начале был сделан рисунок карандашом. Опираясь на натуру, я решала задачу окончательной компоновки предметов.
Затем следовала следующая стадия работы -тональная - цветовая раскладка по выбранному эскизу. За первый сеанс было важно закрыть весь лист и определить тональные и цветовые отношения, на которых и держалась вся задумка, определить все цветовые ритмы.
На следующем этапе работы красками, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему).
Теневые части изображений оставались заполненными тонким слоем краски. Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний (по законам композиции).
На протяжении работы возникали некоторые сложности: изображения текстуры материалов, цветовые решения некоторых частей композиции, выделение главного и «приглушение» второстепенного. Анализировала композицию и следовала советам руководителя по ходу работы.
В процессе работы возникли вопросы по выбору цветовых и тоновых отношений.
Самой основной и сложный из этапов работы над произведением - завершающий, подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала работы писались широкой кистью, большими отношениями, заключительные проработки выполняются маленькими кистями, более внимательно.
С самого начала работы над натюрмортом руководителем была поставлена передо мной задача: выстроить цветом яркий праздничный образ натюрморта и довести работу до как можно большей завершенности образа. Поэтому в технологическом плане я попробовала все известные мне приемы: протирки губкой; кистью и рукой; лессировки. Необходимо заметить, что первоначальные эскизы и законченные живописные работы не одинаковы. Чтобы прийти к определенному итогу, обычно перерабатывается много материала, набросков, эскизов.
Творческая работа несколько отличается от учебной. В творческой работе используются удачные решения учебных задач. При этом осуществляется попытка следования объектным законам, использования разнообразных приемов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.
Заключение.
Натюрморт - это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - это состояние, в котором он живет, и живет постоянно. Взволнованность - вот что постоянно проявляется в картине, если это сопутствовало ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться.
Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем другие картины.
Научная работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомиться с приемами и техникой ведущих художников современности.
Список используемой литературы.
1.Всеобщая история искусств - М.; 1972.
2. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
3. Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.
4. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;
5. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
6.Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.
7. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца
XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский
натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;
8.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом
-Просвещение, 1982.
9.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.
Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
Большеизюмовская средняя школа
Научная работа
по изобразительному искусству
на тему:
«Натюрморты»
Выполнила: учащаяся 7 класса
Суворкова Алёна
Научный руководитель:
Кандыба Татьяна Викторовна
2007-2008 учебный год
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Привередница
Учимся ткать миленький коврик
5 зимних аудиосказок
Как нарисовать осеннее дерево акварелью