Исследовательская творческая работа. В данной работе проведено исследование мотивационных факторов, влияющих на выбор будущей профессиональной деятельности студентов первого и выпускных курсов, а также динамики профессиональной мотивации и особенности выбора будущей профессии у студентов разных курсов. В результате было установлено, что проблема выбора будущей профессиональной деятельности студентов актуальна в современном мире, Решение данной проблемы предполагает применение мотивации и мотивационных факторов, помогающих сделать студентам правильный выбор будущей профессии.
Вложение | Размер |
---|---|
trofimchuk_o._frolova_e._nou-13.doc | 541.5 КБ |
Областная конференция «НОУ-2013» среди обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)
Коркинский горно-строительный техникум
Секция «Психология. Экономика»
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ КГСТ
Исследовательская творческая работа
Авторы:
обучающиеся КГСТ г. Коркино
группа ЭКОМ - 10
Трофимчук Оксана Анатольевна
Фролова Екатерина Викторовна
Руководитель:
преподаватель экономических дисциплин
Гневашева Татьяна Викторовна
Челябинск 2013
Введение 3
1 Теоретические основы изучения профессиональной мотивации. 6
1.1 Мотивация профессиональной деятельности: понятие,
психолого-акмеологические условия и факторы 6
1.2 Социально-психологические особенности студенческого возраста 11
1.3 Специфика мотивации профессионального выбора студента 14
Выводы по первой главе 18
2 Исследование мотивационных факторов выбора профессии и
будущей профессиональной деятельности у студентов КГСТ 19
2.1.Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум 19
2.2 Результаты исследования и изучения динамики
профессиональной мотивации студентов КГСТ 20
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Приложение А. Результаты теста «Тип мышления» 37
Приложение Б. Результаты теста «Склонности к видам деятельности» 38
Приложение В. Результаты теста «Профориентация:
сфера профессиональных предпочтений студента» 39
Приложение Г. «Шкала ранжирования мотивов» и результата
ранжирования 40
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, так как профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждения и самореализации, и к ее выбору нужно отнестись очень серьезно.
Достойная работа дает человеку большие возможности: позволяет ему самореализовать себя, проявить свою индивидуальность, создает финансовую основу благополучия личности, поддерживает психическое здоровье и самое главное – дает ощущение нужности обществу, удовлетворенность жизнью. Следовательно, правильный выбор профессиональной деятельности – один из значимых факторов успешности в жизни человека.
Выбор будущей профессиональной деятельности и овладение ее начинается с профессионального самоопределения, а происходит это именно в студенческом возрасте. Но для того, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения студенты должны уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии.
Анализ практики образовательных учреждений среднего профессионального образования показывает, что студенты испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Чаще всего выбираемые студентами профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо с личностными качествами самих студентов. Разные виды профессиональной деятельности требуют от человека разных, а иногда даже противоречивых личностных качеств.
Решение данной проблемы предполагает применение мотивации и мотивационных факторов, помогающих сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Проблема формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности, что характерно для студенческого возраста. Но даже учебное заведение и никто - либо другой не могут предопределить жизненный путь человека, заставить его или научить стремиться к самосовершенствованию. Это необходимо осознать самостоятельно, определившись с мотивами. Мотивы, присущие студенческому возрасту выступают в качестве личностнообразующих и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системы общественных отношений.
Таким образом, можно сделать соответствующий вывод, что правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей личности, является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Актуальность исследования заключатся в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобретает особое значение, так как отношение к будущей профессии, правильная и эффективная мотивация, являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность ее выбора.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии. Мотивационно-потребностные компоненты учебной и учебно-профессиональной деятельности рассматривались многими отечественными и зарубежными учеными (Л.И.Божович, Р.С.Вайсман, А.Н.Леонтьев, Г.И.Щукина, Н.В.Нестерова, А.Н.Печников, Г.А.Мухина, В.Апельт, В.Я.Кикоть, В.А.Якунин, И.П.Ильин, П.М.Якобсон и др.). В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Наиболее изученной на данный момент является учебная мотивация школьников, а вопрос мотивации студентов изучен недостаточно. Особенно малоизученной оказалась структура профессиональной мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в средне профессиональных учебных заведениях. Порой неясно: имеется ли интерес у них к результату труда, или они только участвует в процессе? Почему студент учится по той или иной специальности», и будет ли он работать по своей специальности в будущем?
Цель исследования: изучить специфику мотивации выбора профессиональной деятельности студентов КГСТ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследовательской работы:
Объект исследования: студенты КГСТ первого и выпускных курсов.
Предмет исследования: мотивы выбора профессиональной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого – педагогической литературы), диагностический (анкетирование, тестирование, проведение опросов); аналитические (обработка результатов исследования, их сравнение); количественный и качественный анализ обработки результатов.
Гипотеза исследования: если определить движущие силы (мотиваторы) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, то станет возможной и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.
Исследование носит теоретико-прикладной характер.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ.
психолого-акмеологические условия и факторы
Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработка проблемы мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения.
С точки зрения психологии, мотивация – это влечение или потребность, побуждающая людей действовать с определенной целью, это внутреннее состояние, которое энергезирует, направляет и поддерживает поведение человека. [8]
Цели мотивации:
- поиск стимулов к действию, то есть поиск того, что может заставить действовать: это могут быть какие-то цели, какое-то вознаграждение;
- побуждение к действию: как внутренне (человек сам себя побуждает к действию), внешнее (кто-то другой побуждает человека к действию) или смешанная мотивация [14].
Применительно к учебной деятельности студентов в системе среднего профессионального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности [3,4].
Содержание формирования профессиональной мотивации личности студента в техникуме может быть определено по трем основным направлениям:
- формирование потребностей и мотивов профессионального развития;
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности по самовоспитанию и саморазвитию;
- оценка профессиональных способностей и возможностей, сравнение их с образом искомого результата (предметом, целью), планирование изменений в системе мотивации достижения.
Психолого-акмеологические условия и факторы способствуют формированию профессиональной мотивации и становлению специалиста с высоким уровнем профессиональных умений.
Акмеологические условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма деятельности.
Акмеологические факторы – объективные причины, обладающие характером движущих сил, важнейшие детерминанты становления профессионализма, достижение вершин профессионализма.
Акмеологические факторы и условия близки по содержанию, но не тождественны. На разных этапах развития личности они имеют разную значимость и по-разному влияют на достижение профессионализма. В акмеологических исследованиях в качестве значимых условий выделялись задатки, общие и специальные (в том числе и профессиональные) способности, условия семейного воспитания, воспитание в начальных, средних и старших классах, образование в профессиональном учебном заведении, то, что относится к так называемому предстартовому периоду профессионализма.
К наиболее значимым акмеологическим условиям относят
общественно-исторический запрос (действительно ли обществу нужны талантливые личности, выдающиеся профессионалы своего дела), высокий престиж мастерства; достойный жизненный уровень (предоставляющий возможность не разменивать свой талант в поисках пропитания);
равный для всех доступ к образованию и культурным ценностям; наличие действенной системы наград и поощрений.
Дифференцируют три вида акмеологических факторов:
- объективные, связанные с реальной системой профессиональной деятельности и иногда проявляющиеся как критерии, связанные с внешней заданностью, то есть нормами;
- субъективные, связанные с индивидуальными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество, мера их проявления – субъективные причины, содействующие росту профессионализма;
- объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления.
В системном подходе выделяют следующие акмеологические факторы:
- общие А. Ф.: высокий уровень мотивации, притязаний, потребность в достижениях, высокие личностно-профессиональные стандарты, стремление к самореализации; высокие уровни профессионального восприятия, мышления и антиципации; престиж профессионального мастерства;
- особенные А. Ф. способствуют достижению в конкретных видах профессиональной деятельности высоких показателей – точности, надежности, организованности и пр., т. е. то, что называется психологическими профессионально важными качествами (стрессоустойчивость, развитая психомоторика, высокий уровень внимания и др.). Сюда же могут входить и специальные умения;
- единичные А. Ф. отражают индивидуальные проявления способностей в деятельности и профессиональном развитии [1].
Значительный объем исследований, раскрывающих особенности учебно-профессиональной мотивации, связан с мотивацией учебной. Последняя определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, личностными особенностями обучающегося; в-четвертых, личностными особенностями педагога, прежде всего, – связанными с его отношением к обучающимся и к своей профессии в целом; в-пятых, спецификой учебного предмета
На формирование учебной мотивации студента техникума ведущую роль оказывает влияние наличие следующих психологических факторов:
- объективные возрастные особенности; характерологические, типологические особенности личности: (черты характера, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества личности, уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки); общественные воздействия на мотивы, влияющие на формирование ценностных ориентаций, отношений, профессиональной мотивации и профессионального самосознания.
- субъективные: потенциал личности, в том числе высокие профессионально-личностные стандарты, стремление к знаниям, к расширению своего кругозора; потребность в самоутверждении, достижении, потребность в признании; работа над собой: анализ и перспективное построение профессионального жизненного плана деятельности, самоанализ, самовоспитание, саморазвитие, осознание себя членом профессионального сообщества в будущем, принятие профессиональной роли.
Исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности, является одним из спорных вопросов относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов личности [5,9].
Можно выделить основные психолого-акмеологические условия и факторы микросреды студентов, оказывающие, значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента:
1) Учебная среда.
2) Поощрения.
3) Личностный рост.
Задачи образовательных учреждений заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется посредством процедур самоанализа поведения, психологических свойств личности, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности [3, 4].
В связи с этим, имеет решающее значение развитие различных взаимосвязанных умений мотивационного компонента профессионального самосознания личности, таких как:
- анализ внутренней связи системы «потребность – мотив – цель»;
- переформулировка субъектной системы потребностей и мотивов в соответствии с социальным заказом;
- осознание новой субъектной системы потребностей и мотивов как личностно значимых;
- независимость от референтной группы в субъектном плане;
- достижение в процессе самоактуализации, самотождественности и высокого уровня профессионального мастерства.
Основываясь на приведенном выше анализе, можно говорить о проблеме изучения особенностей психолого-акмеологических факторов формирования профессиональной мотивации студентов, как о психолого-педагогической проблеме в тесной связи с различными социальными, экономическими, этническими, культурно-образовательными вопросами жизнедеятельности общества.
1.2 Социально-психологические особенности студенческого возраста
Студенческий возраст (16-22 года) охватывает и юношеский период, и часть взрослого этапа в развитии и становлении человека. Студент (лат. - тот, кто учится, усердно работает, овладевает знаниями) как личность, что находится на конкретной стадии развития, может характеризоваться такими измерениями: психологическим (характер, темперамент, воля, способности); биологическим (физические данные, тип высшей нервной деятельности, безусловные рефлексы, инстинкты).
Именно в студенческом возрасте происходит пересмотр ценностно-духовных категорий, психологическая переориентация. Усиливается осознанность, объективная позитивизация мотивов поведения. Формируются и укрепляются положительные личностные качества - ответственность, чувство долга, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, умение регулировать свои чувства, желания, склонности.
Годы студенчества — своеобразный этап жизненного пути. Основа вполне объяснима — обучение в соответствии с целью, задачами, а главное – мотивацией, обусловленной получением специальности в учреждениях среднего профессионального образования.
При организации любой деятельности студента необходимо учитывать его психологию. Исследования Б.Г. Ананьева и группы ученых доказывают, что природы психофизического развития зрелости человека разнородна и противоречива, представляет собой сложную структуру различных процессов. Б.Г. Ананьев в итоге эксперимента сопоставил моменты, образующие структуру развития психофизиологических функций человека, выделил годы жизни, на которые приходятся моменты повышения, стабилизации и понижения функционального уровня (таблица 1).
Анализ данных таблицы показывает, что на возраст от 18 до 22 лет (возраст, который больше всего интересует) приходится самый большой процент функционального уровня (46,8%), т.е. самый большой всплеск познавательных способностей.
Таблица 1. Моменты развития и их соотношения в различные микропериоды зрелости.
Микропериоды, годы | Повышение функционального уровня, % | Стабилизация, % | Понижение функционального уровня,% |
18 - 22 | 46,8 | 20,6 | 32,6 |
23 - 27 | 44,0 | 19,8 | 36,2 |
28 - 32 | 46,2 | 15,8 | 38,0 |
33 - 35 | 11,2 | 33,3 | 55,5 |
Многие исследователи в области психологии и педагогики выявили тот факт, что одни студенты много и охотно работают над овладениями новыми знаниями. Возникающие при этом трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели. Другие же все делают «из-под палки», а препятствия резко снижают их активность. Педагоги и психологи объясняют это индивидуально-психологическими особенностями обучающихся. К таким особенностям относятся интеллект (способность усваивать новые знания), креативность (способность самостоятельно вырабатывать новые знания), высокая самооценка и др.
По характеру учебной деятельности и соответствующим ей моделям поведения выделяют три типа студентов. У первого типа познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин. Студенты проявляют активность во всех сферах жизни образовательного учреждения и ориентированы на широкую специализацию и разностороннюю профессиональную подготовку. Для студентов, отнесенных ко второму типу, характерна четкая ориентация на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов». Наконец, у студентов третьего типа познавательная активность строго направлена на усвоение знаний и навыков только в рамках учебной программы. Этот тип демонстрирует минимальный уровень активности и творчества.
В учреждения среднего профессионального образования приходят разные люди с разными установками и разными «стартовыми условиями». В этом отношении интересен анализ студенческой молодежи в связи с выбранной ими профессией. Совокупность студентов довольно четко разделяется на три группы.
Первая группа — это студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализовать себя в ней — самое главное. Лишь у них отмечается склонность продолжать свое образование. Все остальные факторы для них менее значимы. Вторую группу составляют бизнес-ориентированные студенты. Отношение к образованию у них совсем иное: образование выступает в качестве инструмента (или возможной стартовой ступени) для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и др. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии относятся менее заинтересовано, чем представители первой группы. Третья группа — студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», а с другой — придавленными разными проблемами личного, бытового плана. На первый план у них выходят бытовые, личные, жилищные, семейные проблемы. Можно было бы сказать, что это — группа тех, кто «плывет по течению». Они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который характеризует другие группы. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдет позже, но пока можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, выбора пути, целенаправленности нехарактерен.
Личные профессиональные планы студентов, их способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. Осознанный выбор специальности способны сделать единицы. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.
Процесс выбора профессии, обучение в учреждениях среднего профессионального образования стал сегодня для многих студентов делом прагматичным, целенаправленным и соответствующим переменам в современном мире. Первостепенная задача техникума - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Среднее профессиональное образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности.
Для студента техникума важным этапом профессионального становления становится развитие познавательной активности. Только учитывая возрастные особенности студентов, можно эффективно развить их познавательную активность.
1.3 Специфика мотивации профессионального выбора студента
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость обучающихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и студент добивается больших успехов. [5, 6, 7]
Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в техникумах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в техникумы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в техникуме. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. [8]
Применительно к учебной деятельности студентов в системе средне специального образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности.
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности. [5]
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение.
С помощью экспериментов на материале различных российских техникумов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты первого курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до четвертого (третьего) курса [5]. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться, начиная с первого курса. Формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею. [3,4]
Эти отдельные моменты, как и отношение к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы. [6]
Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности. [7]
Несмотря на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности студента, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей. [7]
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
Выводы по первой главе
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ КГСТ
2.1. Общая характеристика ГБОУ СПО Коркинский
горно-строительный техникум
Число образовательных учреждений среднего профессионального образования в РФ в 2012/13 учебном году составляет 2981, в том числе: государственных и муниципальных - 2725; негосударственных – 256.
Система УПО Челябинской области сегодня включает 77 образовательных учреждений среднего профессионального образования.
ГБОУ СПО КГСТ также входит в эту систему. Полное официальное наименование техникума – Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Коркинский горно-строительный техникум.
Сегодня КГСТ осуществляет подготовку специалистов по 6 специальностям: 40613.51 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»; 270103.51 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 230101.51 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)»; 230113.51 «Компьютерные системы и комплексы»; 100701.51 «Коммерция (по отраслям)».
Общая численность студентов техникума в настоящий момент составляет 343 человека. Распределение студентов по курсам выглядит следующим образом: первый курс – 105 чел.; второй курс – 79 чел.; третий курс – 88 чел., четвертый курс – 71 чел. 86 студентов готовится к выпуску из стен техникума.
Большое внимание в техникуме уделено организации профориентационной работы.
Во-первых, согласно приказа директора за каждым преподавателем закрепляется определенная школа, в которой он должен организовать профориентационную работу: рассказать о деятельности учебного заведения, специальностях, условиях приема, процессе обучения.
Во-вторых, ежегодно проводятся дни профориентации открытых дверей, на которых выступают администрация и ведущие специалисты техникума и рассказывают абитуриентам о будущей профессии, ее значимости в дальнейшей жизни.
В-третьих, студенты КГСТ получают не только широкое теоретическое образование по программным дисциплинам, но и конкретную, основательную практическую подготовку по избранной специальности. У них воспитывается любовь к профессии, создаются психолого-акмеологические условия для мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности.
2.2 Результаты исследования и изучения динамики профессиональной мотивации студентов КГСТ
Эмпирическое исследование, проведенное по анкетированию и тестированию в выборочной совокупности студентов первого курса и выпускников технических и экономических специальностей ГБОУ СПО (ССУЗ) «Коркинский горно-строительный техникум» имело основной целью исследования анализ мотивационных факторов выбора профессии и будущей профессиональной деятельности студентами КГСТ.
В тестировании и анкетировании приняли участие студенты первого, третьего и четвертого курсов трех специальностей: 100701.51 «Коммерция (по отраслям)» группа КОМ – 12 (первый курс – 18 чел.); 080201.51 «Менеджмент (по отраслям)» группа ЭКОМ – 10 (третий курс – 14 чел.); 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» ВКС – 09 (четвертый курс – 20 чел.).
Всего в опросе приняло участие 52 студентов в возрасте 15-20 лет. В выборку попали студенты, имеющие техническое (38,5%) и экономическое (61,5%) направление образования. Основную часть опрошенных составили девушки. Такое разделение по гендерному признаку связано с тем, что на данный момент в ГБОУ СПО «Коркинский горно-строительный техникум» по специальностям «Коммерция по отраслям» «Менеджмент по отраслям» учится больше девушек, чем юношей.
В анкетировании «Выбор профессии» приняли участие все три группы ВКС -09 (четвертый курс - 20 чел.), ЭКОМ-10 (третий курс – 14 чел.), КОМ – 12 (первый курс – 18 чел.).
Анкетирование, проведенное у студентов - выпускников четвертого курса по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», позволило сделать следующие выводы.
На вопрос «Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?» 16 чел. (80%) ответили, что выбрали специальность сознательно. На вопрос «Был ли страх при выборе профессии?» только 7 чел. (35%) ответили, что испытывали страх. Отвечая на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей специальности?» 10 чел. (50%) указали, что на выбор повлияли друзья и родственники; пять чел. (25%), указали, что на их выбор повлияли родители; пять чел. (25%) указали, что на их выбор оказала влияние профориентация КГСТ, в том числе подготовительные курсы. При ответе на вопрос «Узнали для себя что-нибудь новое и особенное за время обучения?» 15 чел. (75%) ответили, что узнали много нового о специальности, научились работать с различными программами за время обучения. На вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к выбранной специальности за время обучения?» 10 чел. (50%) ответили, что их отношение к выбранной специальности за время обучения не изменилось; шесть чел. (30%) ответили, что их отношение изменилось в лучшую сторону; четыре чел. (20%) ответили, что их отношение к выбранной специальности изменилось в худшую сторону. При этом важную роль при изменении отношения к профессии сыграли два фактора: учеба в КГСТ, этот вариант выбрали девять чел. (45%), а также девять чел. (45%) указали, что самостоятельно изменили отношение к профессии; два чел. (10%) указали, что на изменение отношений к профессии оказали другие факторы. На вопрос «Легко ли научиться данной специальности?» 10 чел. (50%) ответили, что легко и 10 чел. (50%) ответили, что данной специальности научиться трудно. Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе?» восемь чел. (40%) ответили, что готовы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе; 10 чел. (50%) ответили, что не готовы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе; два чел. (10%) ещё не определились с выбором.
Анкетирование, проведенное у студентов – выпускников третьего курса специальности «Менеджмент по отраслям», позволило сделать следующие выводы.
На вопрос «Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?» 12 чел. (85,7%) ответили, что выбрали специальность сознательно. На вопрос «Был ли страх при выборе профессии?» 11 чел. (78,6%) ответили, что испытали страх при выборе профессии. Отвечая на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей специальности?» семь чел. (50%) указали, что на выбор специальности повлияли родители; четыре чел. (28,6%) указали, что на их выбор специальности повлияли друзья и родственники; три чел. (21,4%) указали, что на их выбор повлияла профориентация КГСТ, в том числе подготовительные курсы. При ответе на вопрос «Узнали для себя что-нибудь новое и особенное за время обучения?» 10 чел. (71,4%) ответили, что узнали специфику профессии, много полезной информации, необходимой при устройстве на работу, расширили знания о профессии. На вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к выбранной специальности за время обучения?» восемь чел. (57,1%) ответили, что отношение о специальности за время обучения изменилось в лучшую сторону; четыре чел. (28,6%) ответили, что отношение к специальности не изменилось; два чел. (14,3%) ответили, что отношение к выбранной специальности за время обучения изменилось в худшую сторону. На вопрос «Кто сыграл важную роль при изменении отношения к профессии?» восемь чел. (57,1%) ответили, что самостоятельно изменили отношение к специальности; пять чел. (35,7%) ответили, что на изменение отношения к профессии повлияла учеба в КГСТ; два чел. (14,3%) ответили, что на изменение отношения к профессии повлияли другие факторы. Также 11 чел. (78,6%) ответили, что данной специальности нелегко научиться. Отвечая на вопрос «Готовы ли Вы продолжить обучение по своей специальности в ВУЗе?» девять чел. (64,3%) ответили, что готовы продолжить обучение по данной специальности в ВУЗе; три чел. (21,4%) ответили, что не готовы продолжить обучение по специальности в ВУЗе; два чел. (14,3%) еще не определились с выбором.
Анкетирование, проведенное у студентов первого курса по специальности «Коммерция по отраслям», позволило сделать следующие выводы.
На вопрос «Сознательно ли Вы выбрали специальность, по которой сейчас обучаетесь?» 15 чел. (83,3%) ответили, что сознательно выбрали специальность, по которой сейчас обучаются. 11 чел. (61,1%) ответили, что испытали страх при выборе специальности. Отвечая на вопрос «Кто повлиял на выбор Вашей специальности?» 10 чел. (55,5%) ответили, что родители; 5 чел. (27,8%) ответили, что друзья и родственники; три чел. (16,7%) ответили, что на их выбор повлияла профориентация КГСТ, в том числе подготовительные курсы. На вопрос «Узнали для себя что-нибудь новое и особенное за время обучения?» 10 чел. (55,5%) ответили, что ничего нового за время обучения не узнали; восемь чел. (44,4%) ответили, что познакомились с новыми дисциплинами, познакомились с новыми друзьями и преподавателями. На вопрос «Изменилось ли Ваше отношение к выбранной специальности за время обучения?» 11 чел.(61,1%) ответили, что отношение к профессии за время обучения изменилось в лучшую сторону; два чел. (11,1%) ответили, что отношение к профессии изменилось в худшую сторону; пять чел. (27,8%) ответили, что отношение к профессии не изменилось.
Результаты анкетирования показали, что более 80% опрошенных студентов сознательно выбрали ту специальность, по которой в настоящее время учатся. Профориентация КГСТ при этом повлияла примерно на 20% студентов при выборе профессии. Однако за годы обучения в техникуме большая часть студентов (более 70%) узнала много нового о профессии и улучшила свое отношение к ней (более 50%). Желание продолжить образование по своей специальности значительно выше у менеджеров (64,3%), чем у информатиков. Такие результаты свидетельствуют о том, что учебно-профессиональная мотивация к освоению профессии в техникуме находится на должном уровне, но на специальности «Менеджмент» - несколько выше.
В тестировании «Тип мышления» приняли участие две группы, имеющие экономическое направление образования.
Тестирование, проведённое у студентов первого курса специальности «Коммерция по отраслям» по определению типа мышления, позволило сделать следующие выводы в соответствии с рисунком А.1:
К преобладающим типам мышления в группе относятся:
- девять чел. (50%) креативный тип мышления, характерный для творческих людей, способных находить нестандартные решения задачи.
- четыре чел. (22,2%) наглядно-образное мышление, которым обладают люди с художественным складом ума.
- два чел. (11,1%) словесно-логическое мышление, отличающее людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. К этому типу мышления относятся профессии: ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист.
Типы мышления, склонности к которым практически отсутствуют:
- два чел. (11,1%) предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Это мышление характерно для спортсменов, танцоров, артистов.
- один чел. (5,6%) абстрактно-символическое мышление, которое свойственно ученым, физикам-теоретикам, математикам, программистам, аналитикам.
Тестирование, проведённое у студентов третьего курса специальности «Менеджмент по отраслям» по определению типа мышления, позволило сделать следующие выводы в соответствии с рисунком А.2:
К преобладающим типам мышления в группе относятся:
- шесть чел. (42,8%) креативный тип мышления, характерный для творческих людей, способных находить нестандартные решения задачи.
- четыре чел. (28,6%) предметно-действенное мышление, свойственное людям дела. Это мышление характерно для спортсменов, танцоров, артистов.
- два чел. (14,3%) наглядно-образное мышление, которым обладают люди с художественным складом ума.
Типы мышления, склонности к которым практически отсутствуют:
- один чел. (7,1%) словесно-логическое мышление, отличающее людей с ярко выраженным вербальным интеллектом. К этому типу мышления относятся профессии: ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист.
- один чел. (7,1%) абстрактно-символическое мышление, которое свойственно ученым, физикам-теоретикам, математикам, программистам, аналитикам.
Разнообразие типов мышлений в группе объясняется индивидуальным развитием той или иной личности. При этом типы мышления выявления в ходе тестирования у студентов в принципе соответствуют выбранным ими профессиям.
В тестировании «Склонности к видам деятельности» приняли участие две группы, имеющие экономическое направление образования.
У группы КОМ-12 (специальность «Коммерция по отраслям») в соответствии с рисунком Б.3 преобладают склонности к работе, связанной с людьми – 11человек (61,1 % соответственно). Это профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей успешных в профессиях этого направления, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
Склонности у группы практически отсутствую к таким видам деятельности как:
- склонность к практической деятельности - два человека (11,1 % соответственно). Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
- склонность к эстетическим видам деятельности – один человек (5,6 % соответственно). Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
- склонность к экстремальным видам деятельности – два человека (11,1 % соответственно). Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии.
- склонность к планово-экономическим видам деятельности –два человека (11,1% соответственно). Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф).
- склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. (Профессии, связанные с научной деятельностью.) у группы отсутствуют.
Тестирование, проведенное у студентов третьего курса специальности «Менеджмент по отраслям» по определению профессиональных склонностей, позволило сделать следующие выводыв соответствии с рисунком Б.4:
У группы преобладают склонности к таким видам деятельности как:
- шесть чел. (42,8%) работа с людьми. Это профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
- три чел. (21,4%) экстремальные виды деятельности, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
Склонности у группы практически отсутствуют к таким видам деятельности как:
- два чел. (14,3%) эстетические виды деятельности. Это профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
- один чел. (7,1%) планово-экономические виды деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразовыванием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф).
- один чел. (7,1%) исследовательская (интеллектуальная) работа. Профессии, связанные с научной деятельностью.
- один чел. (7,1%) практическая деятельность. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что профессиональные склонности опрошенных студентов в своем большинстве соответствуют выбранной специальности.
В тестировании «Профориентация: сфера профессиональных предпочтений студента» приняли участие две группы, имеющие экономическое направление образования. Тест позволил сделать соответствующие выводы.
У группы КОМ-12 (специальность «Коммерция по отраслям») в соответствии с рисунком В.5 преобладают склонности к таким сферам деятельности как: сфера эстетики и искусства шесть человек (33,3 % соответственно) (художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод) и сфера умственного труда – четыре человека (22,2 % соответственно) (ученый-исследователь, инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер).
Склонности к таким сферам деятельности как:
К сфере работы с людьми – один человек (5,6 % соответственно) (учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь) склонности у группы практически отсутствуют.
Студенты группы КОМ-12 могут работать в сфере эстетики и искусства и в сфере умственного труда, и все эти сферы деятельности предполагают тесную взаимосвязь с людьми.
У группы ЭКОМ-10 (специальность «Менеджмент по отраслям») в соответствии с рисунком В.6 преобладают склонности к таким сферам деятельности как: сфера эстетики и искусства – пять человек (35,7 % соответственно) (художник, дизайнер, писатель, поэт, режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод); сфера физического труда, подвижной деятельности – три человека (21,4 % соответственно) (спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер, бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик, почтальон, фермер, водитель-дальнобойщик, полицейский, военный) и сфера умственного труда – три человека (21,4 % соответственно) (ученый-исследователь, инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер)
Склонности к таким сферам деятельности как:
- сфера технических интересов – два человека (14,3 % соответственно) (программист, электротехник, радиотехник, Web -мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист);
- сфера материальных интересов, планово-экономических видов работ – один человек (7,1% соответственно) (экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз) у группы слабо выражены.
К сфере работы с людьми (учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель, социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь) склонности у группы отсутствуют.
Студенты группы ЭКОМ-10 могут работать в сфере эстетики и искусства; в сфере физического труда, подвижной деятельности; в сфере умственного труда, и все эти сферы деятельности предполагают тесную взаимосвязь с людьми.
Студентам первого, третьего и четвертого курсов также была предложена методика «Шкала ранжирования мотивов» в виде таблицы 2, где им предлагалось ознакомиться с 10ю предложенными мотивами и расположить их согласно собственной мотивации, при выборе профессии (Приложение Г).
В таблице 3 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов» (Приложение Г).
Таким образом, для студентов первого, третьего и четвертого курсов наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность интересная и многообразная деятельность, а второе место в рейтинге у студентов первого курса занимают такие мотивы как самостоятельность в работе и самовыражение. Для студентов третьего и четвертого курсов также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как применения личных способностей занял второе место в рейтинге. Из внешних мотивов для студентов первого и третьего курсов одним из значимых является – возможность оказывать влияние на деятельность других людей (третье место в общем рейтинге у студентов первого курса и четвертое место – третьего курса соответственно). Из внешних мотивов для студентов четвертого курса одним из значимых является – возможность продвижения по службе или возможность карьеры (второе место в общем рейтинге).
Результаты свидетельствуют о том, что мотивы студенты нацелены на профессию, они достаточно хорошо осведомлены о своей будущей профессии, значит, в своих действиях они знают, чего хотят.
Выводы по второй главе:
- образовательным учреждением;
- организацией образовательного процесса;
- личностными особенностями студента;
- личностными особенностями педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данного исследования было изучение специфики мотивации выбора профессиональной деятельности студентов КГСТ, в ходе которого были рассмотрены проблемы мотивации и мотивов профессионального самоопределения будущих специалистов, а также решены задачи, поставленные с этой целью.
В настоящее время для отечественной и зарубежной психологии, в целом, проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее психологами, социологами, философами. В результате проведенного исследования было установлено, что под профессиональным самоопределением понимается избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии, а осуществляется на всех стадиях профессионального становления и реализации личности, в том числе в процессе обучения.
Качество профессиональной подготовки будущих специалистов во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения.
Решая первую задачу - проанализировать специфику и сущность мотивации выбора профессии студентов КГСТ, было выявлено, что она имеет сложную структуру и включает мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Применение мотивации и мотивационных факторов помогают сделать студентам правильный выбор будущей профессии. Следовательно, правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем.
В ходе решения второй задачи - определить ведущие мотивы и факторы, влияющие на профессиональное сомоопределение у разных категорий студентов КГСТ было выявлено, что мотивация профессионального самосовершенствования личности определяется системой отношений личности к профессиональной деятельности, к себе как профессионалу и к профессиональному самосовершенствованию.
Для решения третей задачи - выявить динамику развития профессиональной мотивации у студентов, выявить и проанализировать особенности выбора будущей профессии у студентов разных курсов, были проведены анкетирование и тестирование. Результаты исследования показали, что у студентов-первокурсников еще не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии, основным мотивом учения является желание получить диплом и работать по специальности.
Студенты-выпускники (третий и четвертый курс) имеют более адекватные и хорошо сформированные представления о своей будущей профессии, положительно оценивают свои возможности профессионального, интеллектуального, культурного, организаторского роста.
Основным мотивом учения у студентов является получение среднего профессионального образования с целью найти достойную, желаемую, высокооплачиваемую работу с возможностью применения личных способностей, а также получить высшее образование по специальности.
Результаты подобного рода исследования могут пригодиться:
В результате исследования подтверждена гипотеза, что если определить движущие силы (мотиваторы) профессионального самосовершенствования у каждого конкретного студента, то станет возможной и выработка рекомендаций по развитию его профессиональной мотивации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Моноиздания:
Статьи из периодических изданий и сборников:
Интернет-ресурсы:
19. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
|
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Рисунок А.1 – Результаты теста «Тип мышления» по группе КОМ -12 «Коммерция (по отраслям)»
Рисунок А.2 – Результаты теста «Тип мышления» по группе ЭКОМ -10
«Менеджемент (по отраслям)»
Рисунок Б.3 – Результаты теста «Склонности к видам деятельности» по группе КОМ - 12» «Коммерция (по отраслям)»
Рисунок Б.4 – Результаты теста «Склонности к видам деятельности» по группе ЭКОМ – 10 «Менеджемент (по отраслям)»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Рисунок В.5 - Результаты теста «Профориентация: сфера профессиональных предпочтений студента» по группе КОМ - 12 (Коммерция по отраслям)»
Рисунок В.4 - Результаты теста «Профориентация: сфера профессиональных предпочтений студента» по группе ЭКОМ - 10 «Менеджемент (по отраслям)»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Таблица 1- Шкала внешних и внутренних мотивов
Мотив | Классификация |
Интересная и многообразная деятельность | Внутренний мотив |
Возможность применения личных способностей | Внутренний мотив |
Возможность работать творчески | Внутренний мотив |
Самостоятельность в работе | Внутренний мотив |
Возможность самовыражения | Внутренний мотив |
Возможность оказывать влияния на деятельность других людей | Внешний мотив |
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) | Внешний мотив |
Больший доход | Внешний мотив |
Возможность общения | Внешний мотив |
Возможность риска | Внешний мотив |
Таблица 2. Результаты по шкале ранжирования мотивов
Студенты 1 курса группы КОМ-12 (вторичный ранг при ранжировании) | Студенты 3 курса группы ЭКОМ–10 (вторичный ранг при ранжировании) | Студенты 4 курса группы ВКС–09 (вторичный ранг при ранжировании) | |
Интересная и многообразная деятельность | 1 | 1 | 1 |
Возможность применения личных способностей | 6 | 2 | 2 |
Возможность работать творчески | 7 | 3 | 4 |
Самостоятельность в работе | 2 | 5 | 3 |
Возможность самовыражения | 2 | 8 | 6 |
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей | 3 | 4 | 5 |
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры) | 4 | 6 | 2 |
Больший доход | 5 | 7 | 8 |
Возможность общения | 4 | 9 | 7 |
Возможность риска | 8 | 10 | 9 |
Рисуем "Ночь в лесу"
Свадьба в Малиновке
Притча о гвоздях
Акварельные гвоздики
Яблоко