В исследовательской работе автор изучает вопрос об интеллектуальной собственности на примере интеллектуальной собственности педагогов, предлагает варианты ее коммерциализации
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по проекту Как коммерциализовать интеллектуальную собственность учителя | 47.47 КБ |
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
ФГБОУ ВПО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности»
ОТЧЕТ
по проекту на тему
«Как коммерциализировать результаты творческой деятельности»
Автор: Малыгин Андрей Дмитриевич, ученик 10 а класса
Костромская область, г. Кострома,
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
города Костромы «Гимназия № 33»
Научный руководитель: Цветкова Оксана Николаевна,
учитель истории и обществознания,
заместитель директора гимназии по УВР
МБОУ г. Костромы «Гимназия № 33»
г. Кострома, 2013
Введение
Мой учитель истории и обществознания, Цветкова Оксана Николаевна, является очень творческим педагогом. Педагогом, который создает интересные разработки уроков, заданий для своих учеников, постоянно использует новые способы подготовки нас, учеников к экзамену, олимпиадам, конкурсам. И таких учителей в нашей гимназии немало. Но возникает вопрос, насколько коммерциализированы результаты их деятельности и имеются ли способы и подходы к тому, чтобы это осуществить? Поставленный вопрос можно рассмотреть и более широко: может ли современная школа и современный учитель поставить на рынок инновационный интеллектуальный продукт, который будет востребован и принесет как дополнительный доход его автору (авторам) так и образовательному процессу в целом?
Почему я выбрал именно эту тему проекта?
Во-первых, я сам и мои одноклассники стали участниками всероссийского проекта по созданию учебника русской литературы под редакцией А.В. Гулина и А.Н. Романовой, таким образом, я имею свой личный опыт участия в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, пусть пока не своих (приложение 1). Кроме того, на сегодняшний день несколько учителей нашей гимназии включены в проекты по созданию с помощью учеников образовательных продуктов (например рабочих тетрадей), некоторые из них сегодня коммерциализированы, другие только готовятся к этому.
Во-вторых, я считаю, что в условиях информационного общества участникам образовательного процесса важно владеть знаниями об авторском праве, уметь пользоваться своими правами и уметь их отстаивать.
Цель исследовательского проекта: изучение способов коммерциализации результатов творческой деятельности педагогов, на примере деятельности педагогического коллектива и учащихся гимназии № 33 города Костромы.
Задачи проекта:
Методы работы: изучение специальной литературы по теме исследования, интервьюирование участников проектов (учителей гимназии, авторов учебников) по созданию образовательных продуктов являющихся потенциальными объектами для коммерциализации, сравнительный анализ способов выведения их на рынок, изучение правовых договоров по коммерциализации продуктов интеллектуальной, творческой деятельности, консультации по вопросам проекта с педагогом гимназии, учителем истории и обществознания Цветковой Оксаной Николаевной.
Основная часть
Начну свою работу с рассмотрения основных понятий: интеллектуальная (творческая) деятельность, коммерциализация ее результатов.
Что понимается в юриспруденции под интеллектуальной (творческой) деятельностью? Когда она становится объектом гражданских правоотношений? Можно ли к ней отнести результаты творческой деятельности учителей? Для ответа на эти вопросы я обратился к учебнику «Право интеллектуальной собственности», автор С.А. Судариков, в котором дается определение результатов творческой деятельности это «прежде всего изобретения и произведения науки, литературы и искусства, а также промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения и т. д»1. Исходя из этого, результатом творческой деятельности являются в первую очередь идеи, нематериальные продукты, причем внешняя форма их выражения может быть различна, она зависит от характера интеллектуального творчества (ноты, картина, модель, доклад, лекция и многое другое).
Нормы гражданского права признают результатами творческой (интеллектуальной) деятельности результаты, которые имеют нематериальную природу - они могут быть лишь осмыслены, восприняты интеллектуально или эмоционально, но не осязаемы. Однако они получают и вещественное воплощение в различных материальных носителях - предстают в виде чертежа, устройства, вещества, картины, скульптуры, кинопленки, изображения товарного знака и т.д.2 Например, в случае уничтожения чертежа воплощенное в нем техническое решение продолжает существовать в идеальном мире, а при передаче чертежа в собственность другому лицу это решение остается результатом интеллектуальной деятельности его создателя.
Перечни охраняемых объектов интеллектуальной собственности представлены в нескольких международных договорах. Конвенция, учреждающая ВОИС, и Соглашение ТРИПС признают объектами интеллектуальной собственности:
фирменные наименования3
Но входят ли в этот перечень творческие результаты труда учителя? Е.Л. Болотова, д.п.н., профессор кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО считает, что относятся и аргументирует, что «согласно положениям ст. 1226 ГК РФ термин "интеллектуальная собственность" непосредственно означает результаты интеллектуальной деятельности. В силу этого к интеллектуальной собственности учителя можно отнести: научные, художественные произведения, произведения искусства, компьютерные программы, базы данных, полезные модели, селекционные достижения, изобретения и др. Эти результаты могут быть представлены в традиционных для учителя научных и методических публикациях (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, разработки, сценарии внешкольных и внеклассных мероприятий, конспекты уроков, рабочие программы по учебной дисциплине, рабочие тетради, практикумы, статьи), электронных презентациях учебных занятий и пр.»4 Таким образом учитель как лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Юристы определяют, что в связи с созданием и использованием продуктов творческой деятельности возникают гражданские правоотношения, объектом которых служат продукты творческой деятельности, нематериальные блага, результаты человеческой интеллектуальной деятельности5. Некоторые продукты творческой деятельности могут быть объектами гражданских правоотношений и не воплощаться в вещах (глава, доклад, не зафиксированные на бумаге, и т.п.), если они публично произнесены.
Таким образом, и публичные выступления учителя на семинарах, конференциях так же являются результатом интеллектуальной деятельности.
Под коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности понимается воплощение инновационной идеи, ее практическое применение в виде конкретной технологии или продукта, реализуемого в процессе экономической деятельности субъектов предпринимательства. Под коммерциализацией технологий понимается так же любая деятельность, которая создает доход от использования результатов научных исследований.6
Данный процесс охватывает две составляющие: 1) государственная регистрация изобретения; 2) собственно процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот.
Интеллектуальная собственность в виде изобретений, защищенных действующими патентами, заявок на изобретения patent pending, ноу-хау, торговых марок и т.д. по мнению экспертов во всем мире высоко оценивается и является источником дохода и предметом прибыльного инвестирования. Интеллектуальный труд и наукоемкая продукция становятся основополагающим показателем экономики современных государств. По экспертным оценкам, ежегодный оборот мирового рынка высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину, и составляет триллионы долларов США. Из этой суммы 39% приходится на долю США, 30% - Японии, 16% - Германии. Россия на рынке высоких технологий представлена более чем скромно - 0,3%, тогда как доля России в фундаментальных науках оценивается в 16%.7
Таким образом, если результаты труда учителя признаются результатами интеллектуальной (творческой) деятельности, то они имеют полное право так же быть коммерциализированы, а их автор имеет право получить вознаграждение.
Если результаты интеллектуальной деятельности составляют основу современной экономики развитых стран, то кажется вполне закономерным их активная коммерциализация. Однако, например в России, по результатам исследований этого не происходит, почему? На XVIII съезде Российского союза ректоров в июне 2010 года бывший президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примаков заявил, что «в технопарках и инкубаторах часто видим прекрасные экспериментальные образцы, но дело до их тиражирования бизнесом не доходит»8 Познакомившись с проблемой, я узнал о причинах низкой коммерциализации интеллектуальной собственности в России, которые называют специалисты. Их можно свести к следующему:
Эти причины названы в статье К.В. Мельников, Е.С. Рыбчак «Проблемы административных барьеров на пути коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации»9
Подтверждением данного положения являются результаты анкетирования, которое я провел в гимназии среди педагогов, разработанная анкета и ее результаты в приложении 2 (провести анкетирование мне помогли мои одноклассники). По результатам анкеты я выявил, что большая часть педагогов гимназии создавала собственные продукты интеллектуальной собственности (90 %). Педагоги активно размещают результаты своей деятельности в разных формах, однако только 10 % задумывались о защите своих прав, не предпринимая действенных мер и 13 % предпринимали такие меры. Только 5 % педагогов получали вознаграждение за использование результатов их интеллектуальной деятельности. Так же можно сделать вывод о низкой грамотности педагогов в области защиты прав интеллектуальной собственности.
Таким образом, причины низкой коммерциализации результатов интеллектуальной (творческой) деятельности в России известны, государство и общество в ближайшее время должны принять меры по их разрешению, иначе Россия не сможет в ближайшее время решить задачи модернизации страны.
2. Коммерциализация результатов труда педагогов: изучение положительного опыта
Для решения проблем считаю важным обращение к положительным примерам коммерциализации результатов интеллектуальной, творческой деятельности педагогов, которые имеются и в истории моего края, Костромской области и в моей гимназии.
2.1. Д.И. Тихомиров и его знаменитый Букварь
Чем объясняется мой выбор привести в качестве успешной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности творчество Дмитрия Ивановича Тихомирова? Во-первых, Д.И. Тихомиров наш земляк, уроженец Нерехтского уезда Костромской губернии, родился в 1844 году в небогатой семье сельского священника, окончил Костромское духовное училище, затем Московскую военно-учительскую семинарию, посвятил всю свою жизнь педагогике. Во-вторых, самым известным произведением Дмитрия Ивановича стал его Букварь, который впервые был издан в 1872 году. Букварь был одной из самых распространенных книг, по которой дети постигали азы грамоты и счета, учились понимать красоту и богатство родного языка. Букварь Тихомирова выдержал 160 изданий и вышел общим тиражом более 5 млн. экземпляров10. Букварь издавался и после революции, последнее издание, которое я нашел, было в 2010 году, это феноменальный успех! (приложение 3). Вознаграждения, которые Д.И. Тихомиров получал за свой Букварь, позволили ему основать издательское дело в Москве и стать успешным и педагогом и предпринимателем.
В чем секрет успеха коммерциализации педагогических идей Тихомирова? Изучив литературу, источники я пришел к выводу, успеху способствовало: актуальность педагогических идей, которые были заложены в Букваре и других трудах Тихомирова; Букварь был очень актуальным продуктом интеллектуальной собственности для России конца XIX века (период реформ Александра II, в том числе в области образования, востребованность в обучении грамотности крестьянских детей). Интересна судьба Букваря с точки зрения вознаграждения его авторов в нашей стране. Соавтором Букваря Тихомирова была его жена Елена Николаевна Тихомирова, ее муж скончался до революции в 1915 году, а Елена Николаевна умерла после революции в полной нищете. В советской России продолжать заниматься коммерциализацией результатов интеллектуальной собственности было невозможно, своих детей у Тихомировых не было, то есть не было прямых наследников результатов их творческой деятельности. Однако Букварь продолжал издаваться, издательства получали и продолжают получать вознаграждение, причем разные издательства (приложение 4).
Нарушений Гражданского Кодекса РФ здесь нет, согласно статье 1267 ГК РФ «авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно», авторство Тихомирова и его жены сохранилось, а так как авторы умерли и завещания составлено не было и нет прямых наследников, то «охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется их правопреемниками и другими заинтересованными лицами»11.
Таким образом, опыт по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности моего земляка Д.И. Тихомирова очень интересен и уникален для изучения и сегодня.
2.2. Опыт коммерциализации результатов педагогического труда учителей русского языка и литературы нашей гимназии
Не менее интересен для педагогов опыт некоторых учителей моей гимназии по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В своей работе я рассмотрю опыт учителя русского языка и литературы Потехиной Лады Львовны Результатом ее труда стала рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс. Авторы-составители А.В. Гулин, А.Н. Романова» (именно к этому учебнику создано мультимедийное приложение, участие в создании которого принимали я и мои одноклассники).
Для изучения опыта я попросил Потехину Ладу Львовну встретиться со мной и дать интервью, а так же изучил (с ее разрешения) договор издательства Русское слово с автором, лицензионный договор № 85/12 (приложение 5).
Беседа с Потехиной Ладой Львовной, учителем русского языка и литературы гимназии № 33 города Костромы, автора рабочей тетради к учебнику Русская литература 5 класс.
Вопрос: Лада Львовна, как возникла идея создания рабочей тетради для учащихся? Кто может использовать Ваш продукт интеллектуальной собственности?
Ответ: идея возникла в процессе работы по новому учебнику Русская литература, когда мои ученики стали формулировать свои вопросы и творческие задания для своих сверстников, многие из них были очень интересными. Думаю, что созданная мной рабочая тетрадь может использоваться любым педагогом, особенно кто работает по учебнику Русская литература под редакцией А.В. Гулина и А.Н. Романовой.
Вопрос: Кто был инициатором заключения договора с издательством Русское слово?
Ответ: предложение поступило от самого издательство, его представители узнали о моей работе от авторов учебника.
Вопрос: когда Вы заключали договор с издательством, насколько Вы были компетентны в вопросах защиты авторского права? Консультировались ли Вы с кем-нибудь по вопросу его защиты? Понимаете ли Вы пункт об исключительных правах издательства (п. 5.1 договора)?
Ответ: Думаю, что при заключении договора я совершенно не думала о своих авторских правах, но я надеюсь на то, что издательство Русское слово очень серьезная организация и думаю, что меня как автора не обманули. Я и сейчас до конца не понимаю многих формулировок договора, например «право издательства на сублицензию» (п 5.5).
Вопрос: в договоре с издательством в ст. 9 речь идет о Вашем вознаграждении (6 % от учетной цены тиража), как Вы считаете, будет ли востребован Ваш продукт интеллектуальной деятельности на образовательном рынке? А так же на сколько указанное в договоре вознаграждение соответствует затратам Вашего интеллектуального труда?
Ответ: судя по интересу к рабочей тетради тех учителей, которые были у меня на открытых уроках с ее использованием и семинарах думаю, что востребована она будет. По поводу оплаты моего труда я не знаю, этой мой первый опыт и соотнести его не с чем, наверно издательство лучше знает расценки на рынке образовательных услуг.
Итак, после интервью с автором рабочей тетради к учебнику Литература Потехиной Ладой Львовной я сделал выводы:
- учитель имеет реальную возможность коммерциализовать результаты своего интеллектуального труда и положительный опыт в данном направлении имеется;
- для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности необходимо найти партнеров, в данном случае это издательство Русское слово и авторы учебника, которые оказались заинтересованными лицами;
- интеллектуальный продукт педагога, который он предлагает на рынке образовательных услуг должен быть актуальным, интересным, значимым для всех участников образовательного процесса: учителей и учеников;
- еще один вывод: учитель при заключении лицензионных договоров о передаче своих авторских прав издательству должен все-таки изучить правовые основы по защите своих интеллектуальных прав.
Потехина Лада Львовна вышла на рынок интеллектуальных услуг так: сначала она получила предложение от издательства Русское слово создать рабочую тетрадь, заключила с ним лицензионный договор, а затем начала создавать в установленные по договору сроки свою рабочую тетрадь.
А может ли быть другой путь по коммерциализации результатов интеллектуального труда учителя? Изучим еще один опыт педагога нашей гимназии.
3.Разработка проекта по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности педагога гимназии
3.1. Как был создан интеллектуальный продукт и его назначение
Цветкова Оксана Николаевна мой учитель истории и обществознания неоднократно публиковала свои разработки в методических журналах, на сайтах педагогов, на сайте гимназии. Одним из продуктов интеллектуального труда учителя является Рабочая тетрадь по обществознанию для подготовки учащихся к ЕГЭ. Мы, ученики так же принимали участие в ее разработке, так как наиболее интересные наши ответы на задания учитель включил в свою тетрадь, некоторые задачи мы составляли на уроках. По мнению учащихся, тетрадь очень полезна при подготовке к экзамену, она отличается от тех, что продаются в магазинах тем, что материал собран в ней компактно, в доступной для учеников форме, сопровождается заданиями различного уровня, которые позволяют готовиться к экзамену (часть С), многие задания идут с пояснениями и примерами выполнения. Результат применения тетради в гимназии – высокие результаты ЕГЭ по обществознанию в гимназии (в 2012 году – 71,2) и у отдельных учащихся (2012 год Коренная Наталья – 93 балла, Пих Святослав – 100 баллов)12
Тетрадь у учителя находится в электронном виде, мы, ученики ее получаем бесплатно, так же ей пользуются другие учителя обществознания нашей гимназии.
В 2012 году Цветкова О.Н. встретилась с главным редактором журнала «Преподавание истории в школе» Э.Н. Абдулаевым. Он заинтересовался разработками нашего учителя и предложил опубликовать их частично в своем журнале. Публикация состоялась в журнале № 8 2012 год (приложение 6).
После публикации в журнале на электронный адрес учителю стали поступать отзывы от учителей из разных регионов России (Хабаровский край, Краснодарский край, Московская область и др) и предложения приобрести, купить рабочую тетрадь. Однако на данный момент это сделать трудно, не нарушая прав автора, так как и сам автор не имеет право совершать подобные сделки и тетрадь имеется в электронном виде и следовательно распространять ее после получения очень легко.
Итак, я формулирую проблему: у учителя имеется продукт интеллектуальной творческой деятельности (рабочая тетрадь по обществознанию), продукт, судя по отзывам педагогов будет востребован на рынке образовательных услуг, но необходимо его коммерциализировать.
3.2. Предложения по коммерциализации рабочей тетради по обществознанию учителя гимназии Цветковой О.Н.
Вместе с учителем мы разработали шаги по коммерциализации его интеллектуального продукта.
Первый шаг. Узнать о возможных способах, предусмотренных законодательством по коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Первый шаг мы сделали. Мы узнали, что в настоящее время научно-педагогические работники могут оформить свои авторские права на государственном уровне несколькими способами.
Первый способ самостоятельный через:
1) регистрация в Роспатенте (если разработка имеет вид базы данных),
2) регистрация в Информрегистре,
3) регистрация в объединенном фонде электронных ресурсов "Наука и образование" (учреждение Российской Академии Образования).
При регистрации через РАО, согласно положению об обязательном экземпляре документов, информация о зарегистрированных материалах попадает в ЦИТиС, федеральное хранилище документов. После регистрации информация о разработке публикуется в журнале и в газете, таким образом общественность информируется о разработке, в результате чего возникает вероятность коммерциализации зарегистрированной интеллектуальной собственности.
Второй способ через заключение лицензированного договора с одним из издательств, которое будет заинтересовано в продукте, при этом исключительные права перейдут издательству, при сохранении авторства.
Второй путь мы решили более предпочтительный, так как это первый опыт.
Второй шаг: изучение спроса на интеллектуальный продукт среди педагогической общественности, для того, чтобы убедить представителей издательства в ценности продукта. Частично этот этап пройден, имеются отзывы на статью в журнале.
Третий шаг: рекламные действия. Публикация в журнале «Преподавание истории в школе, проведение семинара для педагогов Костромы и Костромской области по применению рабочей тетради (семинар назначен на март 2013 года).
Четвертый шаг: обращения в издательства с предложением о заключении лицензионного договора, направлены предложения в издательство Дрофа и Русское слово.
Таким образом, пройдя данные шаги, мы получим возможность коммерциализировать результаты интеллектуального труда педагога отдельного педагога и предложим путь по коммерциализации творческого интеллектуального труда любому творчески работающему учителю.
Заключение
Наблюдая и анализируя развитие живой природы, Чарльз Дарвин сформулировал афоризм: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто быстрее реагирует на изменения жизни». Сегодня это как никогда актуально в любом виде деятельности, и особенно при продвижении на рынок образовательных продуктов и наукоемких научно-технологических разработок. Логическим завершением инновационной деятельности считается коммерциализация – доведение выполненной разработки до стадии готового продукта, способного приносить прибыль.
В начале своего проекта я задал вопрос: «Может ли учитель коммерциализовавть свои результаты творческой, интеллектуальной деятельности?» и по окончании проекта я могу сказать, что да, может. Интеллектуальный труд учителей является инновационным, так как результатом его использования и применения является образование и воспитание креативных, интеллектуально развитых молодых граждан России.
У учителей есть и возможности для коммерциализации, вывода на рынок интеллектуальных услуг своих продуктов: через сотрудничество с издательствами, методическими журналами. Главное, чтобы продукт был востребован в образовательной среде.
Список использованных источников:
http://ego.uapa.ru/issue/2012/02/09/
Юрий Алексеевич Гагарин
Рисуем пшеничное поле гуашью
Агния Барто. Сережа учит уроки
Рисуем кактусы акварелью
Как нарисовать лимон акварелью