Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 298.34 КБ |
![]() | 133.71 КБ |
Слайд 1
Исследование прочности вала Научно-техническая конференция «Инновационные материалы и технологии в машиностроительном производстве» Авторы проекта студенты : Ерохин Кирилл, Кутателадзе Георгий КОЛЛЕДЖ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ СГТУ Имени Гагарика Ю.А. ГБОУ СО СПО БАЛАКОВСКИЙ ПОЛТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ г.Балаково Руководители проекта: Рязаева О. Ю., Новикова Л. И.Слайд 2
базовая отрасль экономики страны Машиностроение
Слайд 3
применение знаний и практических умений расчета и конструирования деталей машин; рассмотрение проблемы прочности на примере детали – вал; расчет диаметра промежуточного вала редуктора, подбор кольцевого сечения вала и сравнение двух вариантов; исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий и анализ полученных результатов; - рассмотрение и анализ методов упрочнения материалов; - расширение общего технического кругозора; приобретение навыков исследовательской работы с применением информационных технологий. Цели проекта
Слайд 4
Основные критерии работоспособности Прочность; Жесткость; Износостойкость Рассматриваемая проблема прочность вала
Слайд 5
Классификация валов Валы - детали, предназначенные для передачи крутящего момента вдоль своей оси и для поддержания вращающихся деталей машин Вал воспринимает силы, действующие на детали, и передает их на опоры. При работе вал испытывает изгиб и кручение. Классификация валов: По назначению По конструкции и форме По форме поперечного сечения
Слайд 6
Расчет промежуточного вала редуктора
Слайд 7
Определение диаметра вала сплошного, по условию прочности d тр.≥43.84 мм Принимаем d=45 мм, согласно стандартному ряду диаметров валов.
Слайд 8
Расчет вала кольцевого сечения d = 55 мм d вн=40 мм
Слайд 9
Расчет на кручение
Слайд 10
Расчет на изгиб, в горизонтальной и вертикальной плоскости
Слайд 11
Исследование вала принятого диаметра на прочность с использование инновационных технологий КОМПАС - 3 D (библиотека SHAFT – 2D) Прочность детали зависит не только от размеров и формы, но и от вида материала, его физико-механических свойств . В программе КОМПАС – 3 D сравниваем два вала - сплошной и пустотелый, из двух разных сталей Сталь-45 и Сталь 12ХН3А .
Слайд 12
Анализ полученный результатов работоспособности Вывод: для данного вала длиной 0,36 м. при одинаковых прочностных характеристиках расход металла в случае кольцевого сечения почти в 1,5 раза меньше.
Слайд 13
Современные методы упрочнения материала детали Задача инженеров и техников будущего совершенствование существующих технологий увеличения прочности деталей с целью экономии материалов и энергии. - Механический - Термический - Химический - Комбинированный Ибо нет предела совершенствованию!
Слайд 14
Список используемых источников Азбука КОМПАС-3 DV 12., ЗАО АСКОН; Азбука КОМПАС-3 DV 12 Машиностроительная конфигурация, ЗАО АСКОН; Барсукова , Л.Н. Бухаркин и др.; Под ред. А.М.Дальского . – 5-е изд., исправленное. – М.: Машиностроение, 2004. - с.295-441; Кидрук М.И., КОМПАС-3 DV 10 на 100%.- СПб.: Питер, 2009; Олофинская В.П. Техническая механика – М.: «ФОРУМ», 2007; Олофинская В.П. Детали машин – М.: «ФОРУМ», 2007; Технология конструкционных материалов: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / А.М.Дальский , Т.М.; Схиртладзе А.Г. Технологические процессы в машиностроении: учебник . – 2-е издание, перераб . и доп. – Старый Оскол: ТНТ, 2008. – с. 289-298; Интернет-ресурсы: http://www.mexanik.ru/1497/vved.htm http://www.studarhiv.ru/ http://engineer-1.narod.ru/ http://ascon.ru/ http://kompas.ru/
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области среднего профессионального образования
«Балаковский политехнический техникум»
«Исследование прочности вала»
Дисциплины: Инженерная графика, компьютерная графика,
техническая механика, материаловедение
Выполнили студенты 2 курса: Ерохин Кирилл,
Кутателадзе Георгий
Руководители: Новикова Л.И., Рязаева О.Ю.
Балаково
2013
Содержание
Введение | 3 | |
1 | Цели и этапы проекта | 4 |
2 | Исследование прочности вала | 6 |
2.1 | Назначение, классификация, материалы валов | 6 |
2.2 | Проектировочный расчет промежуточного вала редуктора | 7 |
2.3 | Проектировочный расчет вала кольцевого сечения, экономический эффект | 10 |
2.4 | Исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий | 10 |
2.5 | Анализ полученных результатов | 11 |
3 | Методы упрочнения материала деталей | 12 |
Заключение | 14 | |
Список использованных источников | 15 | |
Приложение А. Эпюры исследования моделируемых вариантов валов с применением ИКТ | 16 | |
Приложение Б. Сравнение результатов исследования | 18 | |
Приложение В.Презентация на бумажном носителе, слайды | 19 | |
Введение
Машиностроение – базовая отрасль экономики нашей страны.Она является основой развития промышленности и обеспечивает конкурентоспособность российского товаропроизводителя на мировом рынке. От масштабов научных исследований и создания на их основе инноваций зависит, в конечном счете, уровень и качество жизни, стабильный рост экономики нашей страны.
Технологическое оборудование, машины и аппараты – материальная база любого производства. Основными критериями их работоспособности являются прочность, жесткость и износостойкость. Машины и механизмы состоят из деталей, поэтому эти требования предъявляются, прежде всего, к ним. В данном проекте рассматривается проблема прочности вала. Валы относятся к деталям общего назначения, так как применяются в большинстве машин и механизмов. Этим объясняется актуальность данной проблемы и необходимость ее решения инновационными методами на всех этапах: проектирование детали, эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт.
Проект «Исследование прочности вала» - интегрированный, так как основан на применение знаний и умений общепрофессиональных дисциплин: инженерная графика, компьютерная графика, техническая механика и материаловедение.
В основной части работы представлен расчет промежуточного вала редуктора.Для сравнения приводится расчет сечения пустотелого вала и делается вывод о рациональности сечения. В экспериментальной части проекта представлены результаты сравнения прочностных качеств валов, выполненных из разных материалов и разного сечения.Для этого используются разнообразные прикладные библиотеки «КОМПАС».
В работе рассматриваются также современные методы упрочнения деталей, их достоинства и недостатки.
В заключительной части работы делается вывод о значимости прочности деталей, о возможных путях решения поставленной проблемы, о полученном собственном опыте при работе над проектом.
1 Цели и этапы проекта
Целью данной работы является:
- применение знаний и практических умений расчета и конструирования деталей машин;
- рассмотрение проблемы прочности на примере детали – вал;
- расчет диаметра промежуточного вала редуктора на сочетание основных деформаций с применением гипотезы максимальных касательных напряжений, подбор кольцевого сечения вала и сравнение двух вариантов;
- исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий и анализ полученных результатов;
- рассмотрение и анализ методов упрочнения материалов;
- расширение общего технического кругозора;
- приобретение навыков исследовательской работы с применением информационных технологий.
В работе над проектом были определены следующие этапы:
Подготовка:
- определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач;
-обсуждение методов исследования.
Планирование:
- определение источников информации;
- определение способов сбора и анализа информации;
- определение способа представления результатов;
- распределение задач (обязанностей) между членами команды.
Исследование:
- практические расчеты;
- сравнительный эксперимент;
- сбор информации
Результаты и выводы:
- анализ полученных данных;
- формулирование выводов.
Оценка результатов и процесса:
- оформление конечных результатов;
- подведение итогов, окончательные выводы.
2 Исследование прочности вала
«Прочность твердых тел, в широком смысле – свойство
твердых тел сопротивляться разрушению (разделению
на части), а также необратимому изменению формы
(пластическая деформация) под действием внешних
нагрузок. В узком смысле – сопротивление разрушению»
Большая советская энциклопедия
Основными критериями работоспособности машин являются прочность, жесткость и износостойкость. Прочность - это способность элементов конструкций или деталей машин выдерживать определенную нагрузку, не разрушаясь. Чтобы машина (механизм) отвечали условию прочности, т.е. были надежны в эксплуатации, ее детали должны иметь рациональную форму и размеры, для этого необходимо знать свойства материала, из которых они будут изготовлены.
Увеличение размеров детали не всегда приводит к повышению прочности, так как при этом повышается ее вес, а в случае движущихся деталей – возрастают силы инерции. При проектировании необходимо учитывать как технологические, так и экономические факторы, поскольку машины должны быть прочными и надежными в эксплуатации, и в то же время – легкими и дешевыми.
Технологическое оборудование, машины и аппараты – материальная основа любого производства. Машины состоят из деталей, поэтому эти требования предъявляются, прежде всего, к ним.
Валы - детали общего назначения, применяются в большинстве машин и механизмов; тем самым объясняется актуальность проблемы обеспечения прочности и необходимость ее решения инновационными методами. Обеспечение прочности вала это задача, которая решается при проектировании детали, в процессе эксплуатации, при техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования любой отрасли.
2.1 Назначение, классификация, материалы валов
Валы - детали, предназначенные для передачи крутящего момента вдоль своей оси и для поддержания вращающихся деталей машин (зубчатые колеса, шкивы, звездочки и т.п.). Вал воспринимает силы, действующие на детали, и передает их на опоры. При работе вал испытывает изгиб и кручение.
Классификация валов:
По назначению: валы передач, несущие детали передач: муфты, зубчатые колеса, шкивы, звездочки;коренные валы машин; другие специальные валы, несущие рабочие органы машин.
По конструкции и форме:прямые, коленчатые, гибкие.
Прямые валы делятся на: гладкие цилиндрические, ступенчатые, валы – шестерни, валы – червяки, фланцевые, карданные.
По форме поперечного сечения: гладкие сплошного сечения, пустотелые, шлицевые.
Выбор материала валов определяется критериями их работоспособности.
Для большинства валов применяют среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х. Для высоконапряженных валов ответственных машин применяют легированные стали 40ХН, 40ХНГМА, 30ХГТ, 30ХГСА и др. Валы из этих сталей обычно подвергают упрочнению. Для изготовления фасонных валов - коленчатых - наряду со сталью применяют высокопрочные чугуны (с шаровидным графитом) и модифицированные чугуны.
2.2 Проектировочный расчет промежуточного вала редуктора
Расчет вала проводят по опасным поперечным сечениям. При пространственном нагружении вала пользуются гипотезой независимости действия сил, рассматривают деформацию кручения и изгиб в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, а суммарный момент определяют геометрическим суммированием.
При определении поперечного сечения вала используют чаще всего гипотезу максимальных касательных напряжений:
,
где σэкв - эквивалентное напряжение;
Условие прочности при совместном действии изгибаи кручения:
где МЭКВ — эквивалентный момент, Н;
-допускаемое напряжение, МПа;
- осевой момент сопротивления сечения, мм3 .
Для круглого сечения диаметром d, определяется:
Эквивалентный момент по гипотезе максимальных касательных напряжений
Практическое задание:
Для промежуточного вала редуктора, передающего мощность Р=8 кВт,при угловой скорости ω=26 рад/с, определить вертикальную и горизонтальную составляющие реакций подшипников, построить эпюры крутящего момента и изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Определить диаметры вала по сечениям, приняв [σ] = 60 МПа и полагаяFr = 0,364Ft.d 1 =100 мм, d 2 =210 мм, а= 90 мм. Расчет произвести по гипотезе максимальных касательных напряжений.
Решение: 1) Определяем нагрузку, действующую на вал, и составляем расчётную схему (рисунок 1):
=
из условия равновесия вала
=
=
308
.
=
=>
=
=
=6160 H,
=0,364∙
=2242,2 H (рисунок 1)
Аналогично определяем: =
=
=2933,3 H,
=0,364∙
=1067, 7 H.
Используя принцип независимости действия, сил рассматриваем деформации кручения, изгиб в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
2) Рассмотрим деформацию кручения вала от действия моментов и
,
строим эпюру (рисунок 1)
3) Рассмотрим деформацию изгиба в вертикальной плоскости. Реакции в подшипниках: Определяем Mх и строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости (рисунок 1).
4) Рассмотрим деформацию изгиба в горизонтальной плоскости (для удобства совместим ее с вертикальной плоскостью, повернув ось Х на 900) . Реакции в подшипниках: = 739,2 H,
= 4353,1 H. Определяем
и строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости (рисунок 1).
Рисунок1 – Расчетная схема. Эпюры моментов.
5) Расчёт диаметра вала выполняется по наиболее нагруженному сечению. Определяем под 1-м и 2-м колёсами (по гипотезе максимальных касательных напряжений):
Опасное сечение под первым колесом, где Мэкв=505,6 Н∙м
Определим диаметр вала:
Принимаем d = 45 мм (согласно стандартному ряду диаметров валов)
2.3 Проектировочный расчет вала кольцевого сечения, экономический эффект
Предлагаем подобрать для предыдущего случая размеры кольцевого сечения вала, удовлетворяющего условию прочности при коэффициенте
с=0,8, который определяется: с = ,
где d – наружный диаметр, мм;
dвн– внутренний диаметр, мм.
.
Принимаем d = 55 мм
Принимаем
Сравним затраты материала на вал сплошного круглого сечения и кольцевого сечений по площади поперечных сечений в обоих случаях.
,
Вывод: для данного вала длиной 0,36 м. при одинаковых прочностных характеристиках расход металла в случае кольцевого сечения почти в 1,5 раза меньше.
2.4 Исследование вала принятого диаметра на прочность с применением инновационных технологий
Прочность вала обеспечивается не только формой и размерами сечения, но и характеристиками материала, из которого он изготовлен. Проведем экспериментальные исследования прочности вала сплошного и кольцевого сечения из материала:Сталь 45 и Сталь 12ХНЗА с использованием интегрированной системы моделирования тел вращения (вала и зубчатого колеса) КОМПАС-SHAFT 2D.
Во время процесса создания модели четко следуем рекомендациям библиотек, вводим параметры ступеней в соответствующих диалогах. Используя новое предложение Группы компаний АСКОН - Библиотека анимации для КОМПАС-3D, задаем перемещение компонентов — движение через несколько последовательных пространственных положений при помощи создания «траекторий» — 3D-ломаных.В качестве параметров перемещения выступают направление (прямое или обратное), скорость (м/с, мм/с, км/ч, узел) или время перемещения вдоль траектории (с, мин, ч).
Также задаем валу вращательное движение вокруг оси. В этом случае параметрами являются направление вращения (по или против часовой стрелки), частота вращения (Гц, об./мин) или время вращения (с, мин, ч).
Эти возможности применили для имитации движения данного механизма.
Эпюры, полученные в результате исследования моделируемых вариантов валов, приводятся в Приложении А.
2.5 Анализ полученных результатов
Анализ полученных автоматизированным способом эпюр моделируемых вариантов позволяет сделать вывод, что прочность вала выбранного сплошного и кольцевого сечения обеспечивается при изготовлении его из материалов: Сталь 45, Сталь 12ХНЗА. Результаты сравнения полученных данных представлены в таблице Приложения Б.
Для полной объективности необходимо учитывать условия эксплуатации данной детали, срок службы и др. причины.
Использование ИКТ значительно убыстряют процесс расчета и конструирования детали.
3 Методы упрочнения материала деталей
Упрочнение в технологии металлов – это повышение сопротивляемости материала заготовки или изделия разрушению или остаточной деформации.
Упрочнение материала заготовок и изделий достигается механическими, термическими, химическими и др. воздействиями, а также комбинированными способами (химико-термическими, термомеханическими и др.). Наиболее распространённый вид упрочняющей обработки – поверхностное пластическое деформирование– простой и эффективный способ повышения несущей способности и долговечности деталей машин и частей сооружений, в особенности работающих в условиях знакопеременных нагрузок (оси, валы, зубчатые колёса, подшипники, поршни, цилиндры, сварные конструкции, инструменты и т.п.
Электротермическая закалка, с нагревом изделий токами высокой частоты (ТВЧ), имеет преимущества:
- большая экономичность, нет необходимости нагревать все изделие;
- более высокие механические свойства;
- снижение брака по короблению и образованию закалочных трещин;
- возможность автоматизации процесса;
- возможность замены легированных сталейболее дешевымиуглеродистыми;
Основной недостаток метода - высокая стоимость индукционных установок и индукторов.
Газопламенная закалка применяется для закалки крупных изделий, имеющих сложную поверхность (косозубые шестерни, червяки), для закалки стальных и чугунных прокатных валков. Используется в массовом и индивидуальном производстве, а также при ремонтных работах.
Недостатки метода:
- невысокая производительность;
- сложность регулирования глубины закаленного слоя и температуры нагрева (возможность перегрева).
В машиностроении применяются и некоторые другие методы упрочнения материала деталей (старение, закалка холодом).
Силовые детали (в том числе и валы) обычно упрочняются поверхностным наклепом. Наиболее часто местному поверхностному упрочнению подвергаются зоны концентрации напряжений (отверстия, шлицы, резьбы, галтели, пазы); а также участки, недоступные при упрочнении в вибрационных, ударно-барабанных, дробеструйных и других подобных установках. Выбор метода упрочнения поверхности деталей также зависит от технологической схемы обработки. При этом необходимо проанализировать данные о химическом составе и физико-механических свойствах обрабатываемого материала, требования по точности и шероховатости, предъявляемые к детали, наличия и вида покрытия, необходимой степени поверхностного упрочнения. Поверхностное упрочнение выполняется в качестве заключительной операции.
На наш взгляд, задача инженеров и техников будущего - совершенствование существующих методов упрочнения деталей с целью оптимизации процессов, экономии материалов и энергии, повышения производительности труда, удовлетворения требований безопасности и экологичности.
Заключение
Одна из актуальных задач машиностроения – дальнейшее развитие, совершенствование и разработка новых технологических методов обработки заготовок деталей машин, применение новых конструкционных материалов и повышение качества обработки с целью обеспечения требований прочности, жесткости и износостойкости.Прогресс в расчетах и конструировании валов невозможен без применения инноваций и ИКТ.
В данной работе: был выполнен проектировочный расчет вала по условию прочности сплошного и кольцевого сечения; дана оценка рациональности сечения; произведены исследования прочности валов разного сечения и из разных материалов автоматизированным способом; рассмотрены и проанализированы методы упрочнения деталей.
Работа над проектом заставила нас рассмотреть и проанализировать большое количество различной информации, погрузиться в исследовательскую деятельность, научиться планировать и организовывать этапы своей деятельности, подводить итоги и делать выводы. При этом мы пользовались электронной библиотекойКОМПАС-SHAFT 2D, содержащей большое количество информационных таблиц со стандартизованными значениями вводимых величин, освоили программу и новое предложение Группы компаний АСКОН - Библиотека анимации для КОМПАС-3D. Практически убедились в преимуществах автоматизированного способа расчета и проектирования деталей. Полученный опыт, несомненно, будет востребован при изучении дисциплин профессиональных модулей, при курсовом и дипломном проектировании и в будущей профессиональной деятельности. Ибо нет предела совершенствованию!
Список используемых источников
1. Кудрявцев Е.М., Практикум по КОМПАС-3DV8: Машиностроительные библиотеки– М.: ДМК Пресс, 2007
2. Кидрук М.И., КОМПАС-3DV10 на 100%.- СПб.: Питер, 2009
3. Олофинская В.П. Техническая механика – М.: «ФОРУМ», 2007
4. Олофинская В.П. Детали машин – М.: «ФОРУМ», 2007
5. Схиртладзе А.Г. Технологические процессы в машиностроении: учебник . – 2-е издание, перераб. и доп. – Старый Оскол: ТНТ, 2008. – с. 289-298
6. Азбука КОМПАС-3DV12., ЗАО АСКОН
7. Азбука КОМПАС-3DV12 Машиностроительная конфигурация, ЗАО АСКОН
8. Технология конструкционных материалов: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов / А.М.Дальский, Т.М. Барсукова, Л.Н. Бухаркин и др.; Под ред. А.М.Дальского. – М.: Машиностроение, 2004
Интернет-ресурсы
Приложение А
Эпюры исследования моделируемых вариантов валов с применением ИКТ
Приложение Б
Сравнение результатов исследования
Сравнение результатов эпюр, полученных автоматизированным способом для выбранных вариантов, приводится в виде таблицы 1
Таблица 1 – Сравнение полученных данных автоматизированным способом
Вал сплошного сечения | Пустотелыйвал | |||
Сталь45 | Сталь 12ХНЗА | Сталь45 | Сталь 12ХНЗА | |
Графикрадиальныхсилввертикальнойплоскости | 0 -589,6Н | 0 -589,6Н | 0 -589,6Н | 0 -592,4Н |
Графикрадиальныхсилвгоризонтальной плоскости | +2187,3Н -2187,3Н | +1115,5Н -2187,3Н | +1231,7Н -2045,6Н | +1253,8Н -2055,4Н |
Графикизгибающихмоментовввертикальнойплоскости | +248,8Н∙м -248,8Н∙м | +126,9Н∙м -248,8Н∙м | +124,7Н∙м -248,8Н∙м | +131,9Н∙м -248,8Н∙м |
Графикизгибающих моментоввгоризонтальнойплоскости | +69,9Н∙м -224,7Н∙м | +42,7Н∙м -224,7Н∙м | +45,8Н∙м -164,9Н∙м | +40,3Н∙м -164,2Н∙м |
Графиккрутящихмоментов | +616Н∙м 0 | +616Н | +616Н∙м 0 | +616Н∙м 0 |
Приложение В
Презентация на бумажном носителе, слайды
Приложение Г
Электронный материал проекта. Диск.
Авторская работа «Видеоролик - Анимация промежуточного вала», выполнена в автоматизированной системе КОМПАС-3D используя библиотеку КОМПАС-SHAFT 2D.
Солдатская шинель
Рисуем белые грибы пастелью
Весенняя гроза
Знакомимся с плотностью жидкостей
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Комментарии
Поздравление
Поздравляю своих студентов Ерохина Кирилла и Кутателадзе Георгия с достойной победой в Областной научно-технической конференции. Желаю дальнейших творческих и научных достижений. Молодцы ребята!