Вложение | Размер |
---|---|
ktokogo_i_zachem_obmanyvaet.ppt | 1.11 МБ |
Слайд 1
Кто, кого и зачем обманывает? или оптический обман зрения и иллюзии Работу подготовила Бастрон Ирина, ученица 8 класса МБОУ СОШ №117, Г. Снежинск Челябинской областиСлайд 2
Введение Когда мы были маленькими, наши мамы сказали нам, что небо голубое. А так ли это на самом деле? Мы задаемся вопросом: "Как устроенно человеческое восприятие?" Мы знаем, что 90% информации человек получает с помощью зрения, но также нам известно расхожее выражение "Не верь глазам своим". В своей исследовательской работе я задалась целью: попытаться выяснить, когда лучше довериться зрению, а когда лучше поверить в его обман.
Слайд 3
В чём заключалась моя исследовательская работа: Объект изучения Зрительный оптический обман зрения и иллюзии человека Предмет изучения Цель работы Сформировать представление об оптических обманах зрения и иллюзиях, раскрыть причину обмана зрения и иллюзий Причины возникновения обмана зрения у человека и зависимость особенностей нашего зрительного аппарата
Слайд 4
Для этого мною были поставлены следующие задачи: 1 2 3 4 1 . Изучить всевозможную научную, теоретическую литературу 2. Определить классификацию зрительных иллюзий 3. Раскрыть причину обмана зрения и иллюзий 4. Провести занятие для учащихся своего класса 5. Помочь развивать воображение и творчество одноклассников
Слайд 6
Зрительские искажения Иллюзии зрения или псевдоскопии — так называются неправильные представления о форме, размере, цвете и положении в пространстве предметов внешнего мира, возникающие под влиянием зрительных впечатлений. По причинам, вызывающим их, иллюзии зрения могут делиться на иллюзии: 1) проистекающие от оптических особенностей зрительного аппарата человека, 2) причина которых кроется в психике человека, в предвзятых, невольных суждениях и сопоставлениях, основанных на привычке связывать известное впечатление с явлением его вызывающей. Нередко обе причины содействуют в образовании оптической иллюзии. По следствиям своим, оптические иллюзии могут либо представлять нам несуществующие предметы, либо искажать вид и положение существующих. Иллюзии зрения относятся к явлениям психофизическим и по своей субъективности и разнообразию весьма трудно поддаются научному изучению. Над их исследованием и разысканием причин трудились Плато, Дельбеф, Гельмгольц и др., но и теперь еще эта область представляет почти совершенно темное поле в психофизике.
Слайд 7
раскроем причину обмана зрения и иллюзий : Первая причина в Иррадиации глаза . При рассматривании издали белые фигуры внизу - круг и квадрат - кажутся крупнее чёрных, хотя те и другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия сильнее. Явление это называется иррадиацией. Иррадиация объясняется тем, что каждая точка предмета даёт на сетчатке нашего глаза не точку, а маленький кружок. Поэтому светлая поверхность окаймляется на сетчатке глаза светлой полоской и увеличивается. Черные поверхности дают изображение в уменьшенном виде.
Слайд 8
Астигматизм Если посмотреть на рисунок , то нам покажется, что горизонтальные линии не параллельные, но это не так, они параллельны. Явление это называется так называемым астигматизмом. То есть неодинаковой выпуклостью роговой оболочки глаза в различных направлениях. Редкий глаз вполне свободен от несовершенства. Это вторая причина обмана зрения.
Слайд 9
Оптические иллюзии Существуют более многочисленный и сложный класс - Оптические иллюзии, которые зависят от психологических причин, чаще всего еще не достаточно выясненные. Источником обмана здесь является интеллект, а не чувство. Изучая этот эффект можно изменять соотношения позитивного и негативного пространства, сделать так, что «пустое» пространство будет восприниматься как самодостаточное изображение. Позитивные элементы изображения формируют негативное пространство, а оно не только поддерживает позитивное, но и соревнуется с ним. Таким образом, глазу трудно определить, где изображение, а где фон. Это придаст картине двусмысленность, заинтересует и заволнует зрителя. Произведения некоторых художников имеют некую двусмысленность. Это достигается с помощью элементов изображения и фона, т.е. позитивного и негативного изображения.
Слайд 10
А теперь рассмотрим литографии голландского художника Маурица Эшера. Первая из них называется “Водопад” (1961). Изображенная конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за всеми ее элементами поочередно, мы не заметим ни малейшего несоответствия между ними. На самом деле это - совершенно невозможное целое, где расстояние между наблюдателем и объектом постоянно меняется, а вода течет не вниз, а вверх.
Слайд 11
Еще одна литография этого же художника –“Выпуклость и вогнутость” , 1955 г. Три домика стоят рядом, каждый под своей крестово-купольной крышей. Мы видим левый дом снаружи, правый- изнутри и не то интерьер, не то внешнюю часть дома, стоящего между ними. Здесь все построено на подобных пространственных инверсиях. Вот одна из них. Два мальчика, высунувшись из окон, играют на флейтах. Тот, что слева, повыше, смотрит из своего окошка на крышу среднего дома. Если он вылезет из окна, то окажется на этой крыше, а прыгнув вниз и вперед, он приземлится этажом ниже, на темную площадку перед домом. Мальчик в окошке справа, если захочет выпрыгнуть из окна, обнаружит, что под ногами не земля, а призрачная бездна.
Слайд 12
ВИДЫ ИЛЛЮЗИЙ Иллюзии восприятия размера Невозможные объекты Цвет и контраст Перевёртыши Кажущиеся фигуры Распознавание образов Восприятие глубины Зрительные искажения Фигура и фон Движение
Слайд 13
С одноклассниками я провела исследовательское занятие Посмотрев на картинки, ощути обман зрения на себе и попытайся понять, что такое иррадиация и астигматизм глаза, оптический обман зрения и иллюзия. Попробуй создать свою картинку
Слайд 14
Результаты моего исследования 16% моих одноклассников не видят обмана зрения У 67% одноклассников родители одни и те же вещи на картинках видят по- другому, чем их дети Все ребята с проблемами зрения ошибаются в зрительном восприятии
Слайд 15
Проверь физиологию своего зрения и психологию восприятия: сейчас я приглашаю вас в путешествие в мир обманов. Вы увидите увлекательные слайды с оптическими иллюзиями. Рассматривая картинки в этом разделе, вы сможете развить зрительную память, научиться видеть и запоминать очертания форм, объёмов и их соотношение с пространством. Попробовать выявлять формы рисуемых фигур и тел, анализировать строение форм предметов, их конструкции. Вы станете лучше воплощать свои идеи и заставлять зрителей удивляться.
Слайд 16
Посмотри внимательно на уголки между квадратами и там начнут появляться черные точки!
Слайд 17
ПРЯМЫЕ ЛИ КРАСНЫЕ ЛИНИИ? Москва, 2006 г. 8
Слайд 18
САДОВНИК ИЗ ОВОЩЕЙ Москва, 2006 г. 22
Слайд 19
КРУГИ Москва, 2006 г. 32
Слайд 20
Выводы Изучение оптических обманов зрения помогает избегать зрительских искажений предметов, внести необходимые поправки в изображение. Обманы зрения представляют собой живой интерес для художника, физиолога, врача, психолога, философа, наконец, для каждого любознательного человека. Обман зрения можно наблюдать при любых условиях, без каких-либо приспособлений. Причина обмана объяснима. Она лежит в анатомических и физиологических особенностях глаза: иррадиации, астигматизма, сохранения световых впечатлений и утомления сетчатки глаза.
Бабочка
Пейзаж
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Хитрость Дидоны
Астрономический календарь. Февраль, 2019