Мы... никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы.
Платон
Актуальность. Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла.
Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
Мы хотим остановиться на способах умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий, в частности – умножение на 11, двузначные числа.
Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
На уроках математики приходится, много делать устных вычислений и когда учитель показал нам приём быстрого умножения на числа 11 и 111, у меня возникла идея, а существуют ли ещё приёмы быстрого вычисления. Я поставила перед собой задачу, найти и опробовать другие приёмы быстрого вычисления.
Предмет исследования: роль мгновенного умножения на уроках математики, экзаменах, жизни.
Цель: изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша и бумаги, помочь себе и товарищам овладеть в совершенстве вычислительными навыками, при этом, развивая память и внимание.
Гипотеза исследования: арифметика зачастую не в силах собственными средствами строго доказать правильность некоторых из ее утверждений. Ей приходится прибегать к приемам алгебры. Рассмотрению этих приемов и посвящается моя исследовательская работа.
Задачи:
1. Изучить приемы вычислительной работы вычислителей-виртуозов.
- возведение в квадрат;
- умножение трехзначных чисел;
- возведение в квадрат смешанных чисел.
2. Алгебраически доказывать данные приемы сокращенного умножения.
Метод исследования: вычисления, анализ литературы, консультации учителя, эксперимент, виртуальная экскурсия.
Практические результаты:
- освоено 4 метода мгновенного умножения,
- написана исследовательская работа с примерами приемов умножения,
- создана презентация методов умножения и продемонстрирована в классе на уроке математики.
Вложение | Размер |
---|---|
nsputiotkr2012.doc | 293.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 101
Дзержинского р-на г. Волгограда
Исследовательская работа на тему:
«В мире чисел. Мгновенное умножение»
Выполнила
Селюкова Алена Вячеславовна
ученица 6 б класс,
Педагог:
Литвинова Ирина Николаевна
учитель математики и информатики
Волгоград 2013
Введение
Мы... никогда не стали бы разумными, если бы исключили число из человеческой природы.
Платон
Актуальность. Устный счет – гимнастика для ума. Счет в уме является самым древним способом вычисления. Освоение вычислительных навыков развивает память и помогает усваивать предметы математического цикла.
Существует много приемов упрощения арифметических действий. Знание упрощенных приемов вычисления особенно важно в тех случаях, когда вычисляющий не имеет в своем распоряжении таблиц и калькулятора.
Мы хотим остановиться на способах умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша, ручки и бумаги.
Мотивацией для выбора темы послужило желание продолжения формирования вычислительных навыков, умения быстро и чётко находить результат математических действий, в частности – умножение на 11, двузначные числа.
Правила и приёмы вычислений не зависят от того, выполняются они письменно или устно. Однако, владение навыками устных вычислений представляет большую ценность не потому, что в быту ими пользуются чаще, чем письменными выкладками. Это важно ещё и потому, что они ускоряют письменные вычисления, приобретают опыт рациональных вычислений, дают выигрыш в вычислительной работе.
На уроках математики приходится, много делать устных вычислений и когда учитель показал нам приём быстрого умножения на числа 11 и 111, у меня возникла идея, а существуют ли ещё приёмы быстрого вычисления. Я поставила перед собой задачу, найти и опробовать другие приёмы быстрого вычисления.
Предмет исследования: роль мгновенного умножения на уроках математики, экзаменах, жизни.
Цель: изучить способы умножения, для производства которых достаточно устного счета или применения карандаша и бумаги, помочь себе и товарищам овладеть в совершенстве вычислительными навыками, при этом, развивая память и внимание.
Гипотеза исследования: арифметика зачастую не в силах собственными средствами строго доказать правильность некоторых из ее утверждений. Ей приходится прибегать к приемам алгебры. Рассмотрению этих приемов и посвящается моя исследовательская работа.
Задачи:
- возведение в квадрат;
- умножение трехзначных чисел;
- возведение в квадрат смешанных чисел.
2. Алгебраически доказывать данные приемы сокращенного умножения.
Метод исследования: вычисления, анализ литературы, консультации учителя, эксперимент, виртуальная экскурсия.
Практические результаты:
- освоено 4 метода мгновенного умножения,
- написана исследовательская работа с примерами приемов умножения,
- создана презентация методов умножения и продемонстрирована в классе на уроке математики.
Известная, наверное каждому, картина "Устный счет" - это не просто картина, а еще и повествование художника Николая Петровича Богданова-Бельского о своем педагоге, сельском учителе татемской школы (сейчас Оленинский район Тверской области) С.А. Рачинском.
Вернувшись в свое родовое имение в Татеве в 1872 году, Сергей Александрович скрашивал свой досуг чтением и цветоводством, но все изменилось, когда он случайно заглянул на урок арифметики в местную школу.
Урок показался скучным... и Сергей Александрович попробовал сам провести урок. И вот уже он сельский учитель, этому он посвятил всю свою жизнь. В 1875 году им строится здание школы, куда он и переселяется…
Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счет, основанный на виртуозном использовании свойств чисел.
Вы уже, наверно, поняли, что здесь изображены учащиеся и учитель. Конечно, костюмы учащихся необычные: некоторые ребята в лаптях, а у одного из героев картины (того, который изображен на переднем плане) и рубаха порвана. Ясно, что эта картина не из нашей школьной жизни. Вот и надпись на картине: 1895 год – время старой дореволюционной школы. Крестьяне жили тогда бедно, сами они и их дети ходили в лаптях. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Посмотрите-ка на картину: ведь только трое из учащихся в лаптях, а остальные – в сапогах. Очевидно, ребята из богатых семей. Ну, а почему на картине не изображены девочки, это тоже нетрудно понять: в то время девочек, как правило, в школу не принимали.
Учение было «не их делом», да и мальчики-то учились далеко не все.
Посмотрите, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане. Видно, нелегкую задачу дал учитель. Но этот ученик, наверно, и скоро закончит работу, ошибки не должно быть: уж очень серьезно относится он к устному счету. А тот, который что–то шепчет на ухо учителю, кажется, уже решил задачу, только его ответ не совсем правильный. Смотрите: учитель слушает ученика внимательно, но на лице нет одобрения, значит, ученик сделал что–то не так. А может, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают, и потому не спешит одобрить ответ?
А какую же задачу дал им учитель? Не сможем решить ее и мы?
Число 365 замечательно, прежде всего тем, что определяет число дней в году. Далее, при делении на 7 оно дает в остатке 1; эта несущественная, казалось бы, особенность числа 365 имеет большое значение для нашего семидневного календаря.
Другая особенность числа 365 не связана с календарем:
365 = 10*10+ 11*11 + 12*12,
т.е. 365 равно сумме квадратов трех последовательных чисел, начиная с 10: 102+112+122 = 100+121+144 = 365,
Но и это еще не все, этому же числу равна сумма квадратов двух следующих чисел 132+142 = 169+196 = 365.
- Вот так пример, и совсем нехитрый. Получается-то всего лишь два! Только для его решения надо хорошо знать, что сумму можно делить не сразу всю, а каждое слагаемое в отдельности или же по группам в два - три слагаемых, а потом уж сложить получившиеся результаты.
Богданов – Бельский очень хорошо знал своих маленьких героев: вырос в их среде, был когда-то пастушком. « Я незаконнорожденный сын бедной бобылки, оттого Богданов, а Бельским стал по имени уезда » , - рассказывал художник о себе. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С. А. Рачинского, который заметил художественное образование.
Н. П. Богданов – Бельский окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учился у таких известных художников, как В. Д. Поленов, В. Е. Маковский.
Немало портретов и пейзажей написано Богдановым – Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично в памяти людей поведать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям.
Художник изобразил на этой картине невыдуманных учеников и учителя. Учитель – Сергей Александрович Рачинский, известный русский педагог, замечательный преподаватель русских образованных людей позапрошлого века. Он был доктором естественных наук и профессором ботаником Московского университета. В 1868 г. С. А. Рачинский решает «уйти в народ». Он держит экзамен на звание учителя начальных классов. На свои средства открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской губернии становится в ней учителем. Его ученики так хорошо считали устно, что этому удивлялись все посетители школы. Не случайно, художник изобразил С. А. Рачинского вместе с его учениками именно на уроке устного решения задач.
Эта картина - гимн учителю и ученику.
2. КАК ВЫЧИСЛЯЛИ НАШИ ПРЕДКИ.
На Руси, начиная с глубокой древности и почти до восемнадцатого
века, русские люди в своих вычислениях обходились без умножения и
деления. Они применяли лишь два арифметических действия – сложение и
вычитание. Да еще так называемое «удвоение» и «раздвоение». Но
потребности торговой и иной деятельности требовали производить
умножение достаточно больших чисел, как двузначных так и трехзначных.
Для этого существовал свой особый способ умножения таких чисел.
Сущность старинного русского способа умножения состоит в том, что
умножение любых двух чисел сводилось к ряду последовательных делений
одного числа пополам (последовательное раздвоение) при одновременном
удвоении другого числа.
Например, если в произведении 24 ∙ 5 множимое 24 уменьшить в два
раза (раздвоить), а множимое увеличить в два раза (удвоить), т.е. взять
произведение 12 ∙ 10, то произведение остается равным числу 120. Это
свойство произведения заметили наши далекие предки и научились
применять его при умножении чисел своим особым старинным русским
способом умножения.
Умножим этим способом 32 ∙ 17..
32 ∙ 17
16 ∙ 34
8 ∙ 68
4 ∙ 136
2 ∙ 272
1 ∙544 Ответ: 32 ∙ 17 = 544.
2.2 В разобранном примере деление на два – «раздвоение» происходит
без остатка. А как быть, если множитель не делится на два без остатка? И
это оказалось по плечу древним вычислителям. В этом случае поступали так:
21 ∙ 17
10 ∙ 34
5 ∙ 68
2 ∙ 136
1 ∙ 272
357 Ответ: 357.
Из примера видно, что если множимое не делится на два, то от него
сначала отнимали единицу, потом полученный результат «раздваивали» и так
5до конца. Затем все строчки с четными множимыми вычеркивали (2-ая, 4-ая,
6-ая и т.д.), а все правые части оставшихся строчек складывали и получали
искомое произведение.
2.3. Как же рассуждали древние вычислители, обосновывая свой способ
вычисления? А вот как:
21 ∙ 17 = 20 ∙ 17 + 17.
Число 17 запоминается, а произведение 20 ∙ 17 = 10∙ 34 (раздваиваем –
удваиваем) и записываем. Произведение 10 ∙ 34 = 5 ∙ 68 (раздваиваем –
удваиваем), а как бы лишнее произведение 10∙34 вычеркиваем. Так как 5 ∙ 34
= 4 ∙ 68 + 68, то число 68 запоминается, т.е. третья строка не вычеркивается, а
4 ∙ 68 = 2 ∙ 136 = 1 ∙ 272 (раздваиваем – удваиваем), при этом четвертая
строка, содержащая как бы лишнее произведение 2 ∙ 136, вычеркивается, а
число 272 запоминается. Вот и получается, что, чтобы умножить 21 на 17,
надо сложить числа 17, 68 и 272 – это как раз и есть правые части строк
именно с нечетными множимыми.
Вычислители-виртуозы во многих случаях облегчают себе вычислительную работу, прибегая к несложным алгоритмическим преобразованиям. Например, вычисление
Выполняется так:
Легко сообразить, что вычислитель в этом случаи пользуется следующим алгоритмическим преобразованием:
На практике мы можем с успехом пользоваться этой формулой для устных выкладок.
Например:
Далее, умножение выполняется так:
На чём основан этот приём? Представим множители в виде
И перемножим эти двучлены по правилам алгебры:
Делаем преобразование:
Последняя строка и изображает приём вычислителя.
Интересен способ перемножения двух трёхзначных чисел, у которых число десятков одинаково, а цифры единиц составляют в сумме 10. Например, умножение
Выполняется так:
Результат:
Обоснование способа ясно из следующих преобразований:
Другой приём для выполнения подобных умножений ещё проще:
В этом примере нам приходилось возводить в квадрат число .
Для быстрого возведения в квадрат чисел, оканчивающихся на , очень удобен следующий способ:
Правило состоит в том, что умножают число десятков на число, на единицу большее, и к произведению приписывают .
Приём основан на следующем если число десятков то всё число можно изобразить так:
Квадрат этого числа как квадрат двучлена равен
Выражение есть произведение числа десятков на ближайшее высшие число. Умножить число и прибавить – всё равно, что приписать к числу 25.
Из того же приёма вытекает простой способ возводить в квадрат числа, состоящие из целого и . Например:
По справедливому мнению психологов, «есть такое общее психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся: ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, не пассивно воспринимать в готовом виде разъяснение учителем новых знаний, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе»1.
Моя исследовательская работа имеет большую ценность для современного школьника:
- обеспечивает сознательное и прочное овладение учащимися новыми знаниями и новыми способами действий поскольку процесс овладения происходит в ходе активной, самостоятельной поисковой деятельности учащихся;
- содействует умственному развитию учащихся и, что особенно важно, формированию умственной самостоятельности и творческих способностей учащихся, учит школьников учиться, овладевать опытом творческой деятельности, содействует развитию мышления. Учение для детей становится более интересным, увлекательным, открываются большие возможности для формирования у учащихся внутренней мотивации.
«Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять»
1Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. Под ред. Богоявленского Д.Н. и Менчинской ПЛ., М, 1962, с.13.
Заключение
Основываясь на анализе изученной литературы, ресурсов Интернета можно сделать вывод, что изучение способов мгновенного умножения занимает важное место в образовательном процессе при изучении естественных наук. Поиск новых способов, изучение истории математики способствует развитию исследовательских качеств личности в процессе теоретических и практических основ математики.
«Сквозь призму времен»
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Лиса-охотница
Весенняя сказка
Сочини стихи, Машина
Рисуем весеннюю вербу гуашью