Исследовательская работа на тему "Сколько лиц у слова?" предназначена для учащихся 6 класса, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.
Вложение | Размер |
---|---|
skolko_lic_u_slova.doc | 57.5 КБ |
skolko_lic_u_slova.ppt | 148.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №8
города Можги Удмуртской Республики
Исследовательская работа
по русскому языку
Сколько лиц у слова?
Выполнили:
Дрягина Ольга,
Грищенко Екатерина,
Колесова Ольга,
Харрасова Далиля
Научный руководитель:
Хорошилова С.А.
Можга 2012
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть
3. Весёлые шарады
4. Вывод
Введение:
В жизни человека важную роль играют всевозможные знаки. Сигнал светофора, рукопожатие, театральный билет – все это знаки, которые помогают нам отличать один предмет от другого. Одним из самых важных знаков является слово.
Вопрос:
В своей работе мы попытаемся узнать, сколько лиц у слова.
Основная часть:
Лексическое «лицо» слова
Каждое слово что-то называет или на что-то указывает. Слово озеро называет замкнутый естественный водоем; слово озерный указывает на связь какого-нибудь предмета с озером (озерная рыба); слово приозерный указывает на нахождение чего-либо рядом с озером (приозерные поля). Все это – лексические значения слов.
Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием:
1) однозначности-многозначности слова;
2) типа его лексического значения в данном контексте;
3) синонимов;
4) антонимов;
5) происхождения слова;
6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении;
7) фразеологических связей слова.
Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Фонетическое «лицо» слова
Каждый языковой знак по-своему звучит, имеет свою особую звуковую оболочку. Без звуковой оболочки слово не может существовать точно так же, как и без значения.
Схема фонетического разбора слова.
1. Орфографическая запись слова.
2. Деление слова на слоги и место ударения.
3. Возможность переноса.
4. Фонетическая транскрипция слова.
5. Характеристика всех звуков по порядку:
а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен;
б) гласный: ударный – безударный.
6. Количество звуков и букв.
7. Случаи несоответствия звука букве.
Фонетическое и лексическое «лицо» слова –
это то, что мы можем обнаружить, наблюдая за словом извне, снаружи. Но можно попытаться заглянуть и внутрь слова. Тогда мы обнаружим, что это слово - сложный знак языка, который состоит из простейших языковых знаков, морфем: корень, суффикс, приставка и окончание.
Словообразовательное «лицо» слова
Если слово образовано от какого-нибудь другого слова, то у него есть и словообразовательное значение, общее для всех слов, образованных таким же способом.
Так, у слова приозерный есть значение «находящийся рядом с чем-то», которое можно обнаружить и в словах пришкольный, пригородный.
Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова.
Способы словообразования:
1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.);
2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).
Пример:
Слова для словообразовательного разбора
1. Конструирование
2. Лесозаготовка
3. Наморозить
4. приморский
5. Бег
Образец словообразовательного разбора
конструированиjэ- конструировать (суффиксальный)
лесозаготовка-лес, заготовка (сложение слова из целого слова)
наморозить-морозить (приставочный)
приморский-море (приставочно-суффиксальный)
бег-бежать (бессуфиксальный)
Морфологическое «лицо» слова
У каждого слова есть значения, обязательные для всех других слов данной части речи. Так, слово озеро относится к неодушевленным существительным; как всякое существительное, оно имеет значение числа, рода и падежа. Это его грамматические значения. Свои особые грамматические значения есть и у прилагательных, и у глаголов, и у слов, относящихся к другим частям речи.
Например, морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).
Синтаксическое «лицо» слова
Каждое слово используется как строительный материал в предложении, т.е. выполняет определенную синтаксическую функцию.
Так, слово озеро в предложении
Горное озеро расположено между скалами.
выполняет функцию подлежащего, а в предложении
Мы поедем на дальнее озеро – функцию обстоятельства.
При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.
Весёлые шарады.
◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность?
(Второе.)
◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера?
(Второе.)
◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений?
(Про-за - проза.)
◘ Что такое стихийное бедствие?
(Это когда вам задали на дом выучить много стихов.)
◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?
(Свободу слова.)
◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?
(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».)
◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты?
(У Герасима - немого дворника.)
◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»?
(«Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.)
◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Анна)
Вывод:
Каждое слово имеет пять лиц. В зависимости от того, что мы хотим о слове узнать, в центре внимания находится лексическое, фонетическое, словообразовательное, морфологическое или синтаксическое «лицо» слова.
Список литературы:
Слайд 1
Сколько лиц у слова? Выполнили: Дрягина Ольга, Грищенко Екатерина, Колесова Ольга, Харрасова ДалиляСлайд 2
В жизни человека важную роль играют всевозможные знаки. Сигнал светофора, рукопожатие, театральный билет – все это знаки, которые помогают нам отличать один предмет от другого. Одним из самых важных знаков является слово .
Слайд 3
Лексическое «лицо» слова Каждое слово что-то называет или на что-то указывает. Слово озеро называет замкнутый естественный водоем; слово озерный указывает на связь какого-нибудь предмета с озером ( озерная рыба ); слово приозерный указывает на нахождение чего-либо рядом с озером ( приозерные поля ). Все это – лексические значения слов.
Слайд 4
Лексическое «лицо» слова Лексический разбор слова предполагает анализ слова как лексической единицы русского языка, с указанием: 1) однозначности-многозначности слова; 2) типа его лексического значения в данном контексте; 3) синонимов; 4) антонимов; 5) происхождения слова; 6) принадлежности слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении; 7) фразеологических связей слова. Лексический разбор слова должен проводиться при помощи лингвистических словарей: толкового словаря, словаря синонимов, антонимов, омонимов; фразеологического словаря русского языка.
Слайд 5
Фонетическое «лицо» слова Каждый языковой знак по-своему звучит, имеет свою особую звуковую оболочку. Без звуковой оболочки слово не может существовать точно так же, как и без значения.
Слайд 6
Фонетическое «лицо» слова Схема фонетического разбора слова. 1. Орфографическая запись слова. 2. Деление слова на слоги и место ударения. 3. Возможность переноса. 4. Фонетическая транскрипция слова. 5. Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 6. Количество звуков и букв. 7. Случаи несоответствия звука букве.
Слайд 7
Фонетическое и лексическое «лицо» слова – это то, что мы можем обнаружить, наблюдая за словом извне, снаружи. Но можно попытаться заглянуть и внутрь слова. Тогда мы обнаружим, что это слово - сложный знак языка, который состоит из простейших языковых знаков, морфем: корень, суффикс, приставка и окончание.
Слайд 8
Словообразовательное «лицо» слова Если слово образовано от какого-нибудь другого слова, то у него есть и словообразовательное значение, общее для всех слов, образованных таким же способом. Так, у слова приозерный есть значение «находящийся рядом с чем-то», которое можно обнаружить и в словах пришкольный, пригородный .
Слайд 9
Словообразовательное «лицо» слова Словообразовательный анализ слов предполагает подбор производящего слова, указание словообразовательного элемента, определение способа образования анализируемого слова. Способы словообразования: 1) морфологический (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение слов, сложение основ, сложение основы и слов, сложение основ с присоединением суффикса и др.); 2) неморфологический (распад многозначного слова на омонимы, переход из одной части речи в другую, сращение).
Слайд 10
пример Слова для словообразовательного разбора 1. Конструирование 2. Лесозаготовка 3. Наморозить 4. приморский 5. Бег Образец словообразовательного разбора Конструирование - конструировать (суффиксальный) Лесозаготовка -лес, заготовка (сложение слова из целого слова) Наморозить -морозить (приставочный) Приморский -море (приставочно-суффиксальный) Бег -бежать (бессуфиксальный)
Слайд 11
Морфологическое «лицо» слова У каждого слова есть значения, обязательные для всех других слов данной части речи. Так, слово озеро относится к неодушевленным существительным; как всякое существительное, оно имеет значение числа, рода и падежа . Это его грамматические значения. Свои особые грамматические значения есть и у прилагательных, и у глаголов, и у слов, относящихся к другим частям речи.
Слайд 12
Морфологическое «лицо» слова Например, морфологический разбор имени прилагательного включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению, степень сравнения для качественных прилагательных) и трёх непостоянных (род, число, падеж).
Слайд 13
Синтаксическое «лицо» слова Каждое слово используется как строительный материал в предложении, т.е. выполняет определенную синтаксическую функцию. Так, слово озеро в предложении Горное озеро расположено между скалами. выполняет функцию подлежащего, а в предложении Мы поедем на дальнее озеро – функцию обстоятельства.
Слайд 14
Синтаксическое «лицо» слова При разборе по членам предложения следует исходить из того, что член предложения - это характеристика синтаксической функции слова в предложении. Говоря образно, член предложения - это синтаксическая должность, на которой работает слово. Ту или иную синтаксическую функцию могут выполнять как отдельные слова, так и словосочетания.
Слайд 15
Весёлые шарады. ◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? ◘ Что такое стихийное бедствие? ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?
Слайд 16
◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?
Слайд 17
Ответы. ◘ Педантичность - это подражание Данте или чрезвычайная точность и аккуратность? (Второе.) ◘ Беллетристика - это описание изобретения А.Г. Белла или массовая литературная продукция развлекательного характера? (Второе.) ◘ Всего лишь два каких предлога необходимы прозаику для создания всех его произведений? (Про-за - проза.) ◘ Что такое стихийное бедствие? (Это когда вам задали на дом выучить много стихов.) ◘ Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что? (Свободу слова.)
Слайд 18
◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер? (Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».) ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты? (У Герасима - немого дворника.) ◘ Чем отличаются «Весенние воды» от «Вешних вод»? («Весенние воды» - это стихотворение Ф.И. Тютчева, а «Вешние воды» - это повесть И.С. Тургенева.) ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево? (Анна)
Слайд 19
Вывод Каждое слово имеет пять лиц. В зависимости от того, что мы хотим о слове узнать, в центре внимания находится лексическое, фонетическое, словообразовательное, морфологическое или синтаксическое «лицо» слова.
Слайд 20
Список литературы: Репкин В.В. Русский язык. Учебник для 5 класса в двух частях. Часть 2. Фонетика и письмо, - М, 2003. Интернет-источники.
Стеклянный Человечек
Калитка в сад
Груз обид
Как нарисовать ветку ели?
Яблоко