Исследовательская работа краеведческого содержания по использованию растений в шаманских ритуалах и народной медицине.
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_v_narodnoy_medicine_nivhov.doc | 73.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 г. Поронайска
РАСТЕНИЯ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ НИВХОВ
Выполнил: ученик 8 класса Проскурин Максим
Руководитель: Елисеева Вера Ивановна,
учитель биологии
Поронайск, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ I. ОПИСАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ НИВХОВ В РАБОТАХ ЭТНОГРАФОВ II. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ НИВХСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 4 5 5 5 7 8 |
ВВЕДЕНИЕ
Суровый климат Сахалина подвергал человека тяжелым испытаниям: требовал от него предельного напряжения физических и моральных сил для выживания, в то же время суровая природа формировала сильный характер и особое мировосприятие. При таком климате люди искали естественные способы защиты своего организма от холода и болезней, уделяя особое внимание народной медицине.
Коренные народы Сахалина являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более двадцати тысяч лет. Одна из составляющих культуры народа нивхов – народная медицина. Народная медицина вобрала в себя все представление народа, о лечении болезней народными средствами.
Отличительной особенностью народной медицины коренных народов Дальнего Востока является экологический и гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой. Аборигенная медицина представляет богатое знание растительного мира, которое широко использовалось в медицинских и ритуальных действиях. Тем не менее, «Народные знания – один из самых слабоизученных аспектов народной культуры"[1].
Цель работы: на основе исследовательской работы с различными источниками представить систематический очерк использования растений в народной медицине нивхов.
Задачи работы:
изучить источники, содержащие сведения о растениях, применяемых в народной медицине нивхов;
описать применение растений в магических ритуалах нивхов;
систематизировать сведения о растениях, используемых нивхами в народной медицине.
Актуальность работы состоит в следующем: во-первых, не существует изложения применения лекарственных растений в контексте одной этнической культуры; во-вторых, использование растений для медицинских целей нивхами Сахалина может значительно расширить наши знания о лекарственных свойствах и возможностях применения растений.
Ожидаемые результаты работы состоят в том, что она представляет материал для уроков краеведения в 8 классе, является свидетельством проявления интереса и уважительного отношения к культуре малочисленного коренного населения Сахалинской области с моей стороны, даёт возможность будущим летом собрать гербарий лекарственных растений, используемых нивхами.
Круг источников: фонды краеведческого музея г. Поронайска, электронные ресурсы сети Интернет.
По территориальному признаку нивхи делятся на две группы – островную (сахалинскую) и материковую. Островные нивхи проживают на острове Сахалин (Рыбновский и Александровский районы на западном берегу и Тымовский район главным образом, занимают северную его часть). В прошлом называли гиляками. Этноним «Нивх» официально утвержден в 1930-х гг. Нивхи были оседлыми и полукочевыми рыболовами с такими дополнительными занятиями как добыча дичи, морской зверобойный промысел, собаководство и собирательство. Тысячелетиями формировались знания дальневосточных народов о лекарственных свойствах местных видов растений. Навыки традиционного врачевания продолжают жить и в современное время, если и не в виде живой практики, то, по крайней мере, в памяти старшего поколения.
В 1874 г. ботаник Ф. Б. Шмидт, путешествуя по острову, назвал два растения, используемые «туземцами»: падуб морщинистый (как средство от зубной боли) и рододендрон золотистый (от обморожения).
Е, А. Крейнович отмечал характерную для аборигенов черту: использование для лечения как средств народной медицины, так и религиозно-магических приемов. В обиходе народов Сахалина использовались «лечебные» амулеты в сочетании с лекарственными травами, совмещая, таким образом, «охранные» и лечебные функции. Крейнович привел также сведения о 18 лекарственных растениях у нивхов Сахалина, из которых русские названия семи видов остались неизвестными: токе кок рамк, канилх темр, кавня, охт золер, продемр, тят зигр; идентифицированы ель, пихта, дуб, ива, рябина, осина, багульник, можжевельник, подорожник, гриб чага, камыш. О лечебных, свойствах ивы косвенно свидетельствует запись Е. А. Крейновича: если у покойника были раны — в огонь бросали прутья тальника со словами «свою рану перевяжи». Мозоли на руках подсушивали согретым ивовым наносником, выброшенным морем. Видимо нивхи, ивой – пагр накс, растущей в Чир-Унвде, лечили опухшие глаза, используя в качестве примочек стружки из прутьев.
II. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ НИВХСКОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ
В народной медицине нивхов к растениям относились двояко: с одной стороны, как к сырью, пригодному для употребления в пищу и приготовлению пищи и лекарства; с другой – придавали растению символические и магические свойства. Часто магия и медицина существовали нераздельно.
Растения использовались для приготовления амулетов магического характера, промысловых и жилищных культов, настоек, отваров, порошков, мазей. К сожалению, найти рецептов не удалось. С магическими обрядами у нивхов связывают 47 видов растений. Растения использовали для приготовления обрядовой пищи шамана (лепестки и почки черёмухи и багульника), животных, духов, известны психоактивные растения, деревья считались вместилищами душ, растения обереги (шиповник, боярышник, осоки) действовали против козней злых духов.
Тлением грибов трутовиков выкуривали злых духов из люльки младенцев, дымом ели, пихты, можжевельника – из одежды и тела больного, шаманских атрибутов, дымом термопсиса (мачик тымт), багульника «очищали» орудия промысла и лодки, удачную ловлю калуги. Курением листьев и корней багульника шаманы нивхов достигали экстаза Растения: шикша, можжевельник, плаун, водоросли изменяли погоду и защищали человека. Дымящую чагу оставляли на воткнутом шесте (ближе к небу) для прекращения пурги. Для прекращения дождя на конец воткнутой палки прикрепляли берестяную воронку. Дождь вызывали, привязывая к шесту плаун булавовидный. Дождь вызывали, подкидывая вверх веточку шикши сибирской (ыгых). Против грозы стреляли угольком чаги. Веточку можжевельника (ойре) сжигали на чердаке, защищая дом от грозы, эпидемий. Побег лианы (княженика охотская тьхон), подброшенный в одежду должен был вызывать любовные чувства. Морской капустой (путь), нитками из крапивы обвязывали ноги младенцам в знак связи с морем. Небольшое деревце ели аянской (твыск) изображало духов – жителей тайги, собак, хороших духов.
Ветки шиповника морщинистого (теви), шиповника тупоушкового (клирн накс) клали в ямы под столбы жилища против злых духов, шипы этих растений клали в ямку под могильным домиком. Осоку большеголовую (тыкнь – виль) подвешивали за корень с двух сторон входной двери, чтобы отпугивать злых духов болезни.
Таким образом, магическое применение растений в большинстве было связано с практическим применением для защиты человека не только от сил природы, но и для защиты человека от болезни. Наряду с этим шаманы нивхов владели приёмами физиотерапии (звучание бубна), грязелечения, прижигания, кровопускания, лечения пиявками.
Е. А. Крейнович отмечал, что нивхи лечат растениями, производя одновременно магические действия. Применяемые в народной медицине растения можно объединить в группы по направленности лечения.
1 группа. Для лечения пищеварительной системы использовали 67 растений: багульник, черника, брусника и др.
2 группа. Для лечения опорно-двигательной системы использовали 18 растений: хвойные ванны, рябинник обыкновенный, ива козья, зверобой большой, натирались плодовым телом мухомора красного и др.
3 группа. Для лечения дыхательной системы использовали 18 растений: багульник шиловидный (тыкр), чагу и др.
4 группа. Для лечения ран – 19 растений: ива (куйни). Раны лечили пропаренными стружками ивы, её толчёной корой и свежим соком. Для лечения ран применяли полынь Стеллера, берёзовую кору, морскую капусту, смолу хвойных деревьев и др.
5 группа. Во время эпидемий использовали 7 растений: багульник, можжевельник, трутовик и др.
6 группа. Инсектицидные растения: пижма, полынь, сок клюквы с нерпичьм жиром.
7 группа. Для остановки кровотечений – 5 растений: например, смолу хвойных деревьев.
8 группа. Для лечения психически больных людей – 5 растений: заставляли есть ягоды можжевельника, нюхать дым можжевельника, дудника (чух чолх), багульника, черёмухи и др.
9 группа. Для лечения желудочно-кишечных заболеваний применяли ягоды черники (чомги), отвар багульника шиловидного, подорожника большого (тиф темр), настой почек берёзы каменной (хивс) использовали как желчегонное, морошку (эрне) – закрепляющее.
Многие растения имели широкий спектр применения. Ожоги лечили стружками ивы. Жар сбивали брусникой (магр алс). Головную боль устраняли чаем и соком брусники, кувшинкой озёрной. Сердечные боли снимали отваром полыни, отвар кедрового стланика – средство от цинги. Рябина бузинолистная (метяк) – хорошее средство при авитаминозе, при кашле ребёнка мыли в отваре её коры. Распаренные стружки ольхи волосистой (ныкс) прикладывали к ранам, настоем листьев парили ноги, настоем почек лечили глаза. Коробочки ириса (вольми) привязывали к больным рукам, горлу. Черемша (танви) – незаменимое противоцинготное, противоглистное средство, средство против зубной боли, нарывов. Дымом чаги лечили глаза
Таким образом, в системе народного врачевания нивхов удачно сочетались лекарственные средства растительного мира с культово-ритуальными действиями шаманов. Были интуитивно, но верно разработаны некоторые санитарно-гигиенические навыки, способы укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народная медицина нивхов – это богатый опыт, который собирался многими поколениями, но во многом был растерян в XX веке. Бережное отношение к ее истокам, сохранение ценных медицинских знаний – это забота о настоящем и будущем человечества.
На данный момент абсолютно здоровых людей нет. Разных видов аллергии, хронические заболевания, заболевания внутренних органов нервные болезни и расстройства – все это уже в организме с самых малых лет. В наше время все привыкли лечиться аптечными медикаментами, а народные и натуральные средства лечения незаслуженно уходят на задний план. Само собою, что под химическими воздействиями на организм, болезнь отступит почти мгновенно. А лечением народными средствами, болезнь не так стремительно отойдет в сторону, но за то и не оставит никакого вредного следа от своего присутствия в организме. Народные рецепты и составлялись для того, что бы помочь, а не нанести ущерб нашему организму.
В ходе исследования по теме «Народная медицина нивхов» установлено, что в силу суровых природно-климатических условий аборигены надеялись на собственные силы, ум, знания, изучая природу, постигая её закономерности и оттачивая мастерство взаимодействия с ней. На развитие народных знаний нивхов большое влияние оказала экосистема моря, леса и гор.
Результатом работы стал очерк использования растений в народной медицине нивхов, в котором показаны истоки народной медицины, её связь с ритуальными действиями, предложена классификация лекарственных средств народной медицины аборигенов Сахалина
В современное время имеются все предпосылки для того, чтобы народная медицина, как отрасль знаний и составляющая национальной культуры, сформировалась в самостоятельное научное направление, лежащее на стыке таких наук, как физиология и экология, с учетом знания особенностей формирования национальных культур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Подмаскин В.В. Введение в этнографию народов Дальнего Востока России. В.: Дальнаука, 2008. С. 8.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Рисуем кактусы акварелью
Алые паруса
Воздух - музыкант
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью