В исследовании ученик усианавливает какими личностными и профессиональными качествами должны обладать люди работающие с атомной энергией.
В представленном исследовании решаются следующие задачи:
1) исследовать личностные и профессиональные качества людей, работающих с атомной энергией.
2) исследовать какими знаниями должен обладать специалист в области атомной энергетики
3) узнать, в каких учебных заведениях можно получить специальности, позволяющие работать с атомной энергией.
Конкурс "Атомная наука и техника -2011"
МОУ гимназия №7 г. Балтийска Калининградской обл.,
238520 г. Балтийск, Калининградской обл., ул. Ушакова, д.32
тел.: (84012)2-02-98, E-mail: gym71@yandex.ru
Тема работы: «Исследование профессиональных качеств
физика - атомщика»
Номинация: «Моя будущая профессия»
Комар Никита
Класс: 9 Г
238520, г. Балтийск, Калининградской обл.,
Гвардейский бульвар, д.11, кв74.
тел. 89520522887: E-mail: ingakomar@ya.ru
Научный руководитель:
Лопушнян Герда Анатольевна,
преподаватель физики гимназии №7.
тел. 89520519392: E-mail: qwertyuiop1969.6@mail.ru
Цель исследования: выявить личностные и профессиональные качества людей работающих с атомной энергией.
Задачи:
1) исследовать личностные и профессиональные качества людей, работающих с атомной энергией.
2) исследовать какими знаниями должен обладать специалист в области атомной энергетики
3) узнать, в каких учебных заведениях можно получить специальности, позволяющие работать с атомной энергией.
Методы и приемы: анализ научной литературы, электронных ресурсов по теме исследования, сравнительный анализ, синтез, классификация и обобщение отобранного материала.
Краткая аннотация: в данной работе ученик подошел к изучению профессии физик-атомщик, исследуя профессиональные и личностные качества людей, работающих с атомной энергией. Представил свою классификацию личностных и профессиональных качеств в зависимости от места работы специалиста.
Содержание
Введение….…………………………………………………………..…………….…..……..2
1.1. Сущность понятия качество личности…………………………………………...……..3
1.2. Личностные качества людей работающих с атомной энергией………........................3
1.3. Профессиональные качества людей работающих с атомной энергией……...……….4
1.4. Где можно получить образование, чтобы работать с атомной энергией?....................5
Заключение……………………………………………………………………........................6
Литература…………………………………………………………………………………….6
Введение
В 1986 году в СССР случилась катастрофа, взорвался четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС. В результате этой катастрофы вследствии высокого уровня радиации более 9 тыс. человек получили различные онкологические заболевания, более 30 тысяч человек были эвакуированы из близлежащих городов и посёлков, вследствие чего, они лишились своих домов, нажитого имущества, пострадали леса, водоемы, животные. Причиной аварии (официально) считается халатность работников АЭС. Данная авария является не единственной.
Изучение материалов по данной проблеме позволяет утверждать, что на территории РФ существует достаточной много территорий с повышенным уровнем радиации. Только в Москве за период 1974 по 1994 годы было обнаружено около 1.5 тыс. участков с экстремально высоким уровнем радиации. Большое количество таких участков обнаружено в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Владивосток и др. Это показывает, что количество инцидентов с ядерными материалами в бывшем СССР было весьма значительным.
Проблемы с утечкой радиации, аварии, связанные с атомными реакторами были не только в нашей стране, но и в Америке, и странах Европы. Приведем найденные нами данные [6] (см. табл.1).
Таблица 1
Статистика ядерных аварий мира
Страна | Кол-во аварий | Причины |
США | 68 | неудачная конструкция реактора, человеческий фактор (недостаточность образования работников, халатность сотрудников), сотрудники не были информированы об опасности эксперимента, землетрясение; |
Россия (СССР) | 53 | неудачная конструкция реактора, проведение рискованных экспериментов, устаревшие технологии, недостаточное тех. обслуживание реакторных залов, человеческий фактор (невнимательность персонала); |
Япония | 14 | землетрясение, человеческий фактор (невнимательность рабочего персонала к первым сигналам дестабилизации атомной реакции, безответственность сотрудников и руководства); |
Великобритания | 11 | неудачная конструкция реактора, проведение экспериментов с критическим риском, изношенность оборудования, недостаточное тех. обслуживание реакторных залов, человеческий фактор; |
Франция | 7 | применение устаревших технологий, человеческий фактор (халатность персонала и руководства). |
Канада | 5 | транспортировка атомного топлива на неисправном транспорте, человеческий фактор (некомпетентность сотрудников); |
Германия | 5 | не правильное использование атомного топлива, недостаточное тех. обслуживание реакторных залов, человеческий фактор. |
Также широко известны истории о «потерянных бомбах» атомными бомбардировщиками, авариях на атомных ледоколах, столкновениях атомных подводных лодок, авариях на боевых кораблях, которые обычно скрыты от общественности. Крупная авария произошла в 1966 году на атомном ледоколе «Ленин». Считается, что погибло около 30-ти моряков, а аварийный реактор был впоследствии затоплен в Карском море.
Однако можно привести и другие примеры. Советские моряки подводной лодки К-19 ценой своей жизни заглушили атомный реактор и затопили лодку, тем самым предотвратив атомную войну в мире.
Проведя анализ приведенных данных, можно утверждать, что проблема человеческого фактора на ядерных объектах имеет исключительное значение для обеспечения безопасности жизни и экологии. Во всех авариях связных с работой атомных реакторов, одной из причин аварийной ситуации был признан человеческий фактор.
Цена профессиональной ошибки – жизнь и здоровье сотен тысяч людей!
В настоящее время радиоактивные атомы, атомная энергия имеет достаточно широкое применение: АЭС, атомный флот, военное дело (атомные подводные лодки, атомное оружие), медицина, археология, сельское хозяйство - и это накладывает на людей большую ответственность. Исходя из сказанного выше, была определена тема исследования – какими качествами должен обладать человек, работающий с атомной энергией.
Цель исследования: выявить личностные и профессиональные качества людей работающих с атомной энергией.
Задачи:
1) исследовать личностные и профессиональные качества людей, работающих с атомной энергией.
2) исследовать какими знаниями должен обладать специалист в области атомной энергетики
3) узнать, в каких учебных заведениях можно получить специальности, позволяющие работать с атомной энергией.
Для начала определимся, что мы будем понимать в работе под понятием качество личности.
Рассмотрим смысл понятия «качество». В результате изучения понятия «качество» было установлено, что в повседневной жизни понятия «качество» и «свойство» имеют сходные значения. [11, С.99].
Было установлено, что «свойство» – это общефилософская категория, выражающая отношения данной вещи к другим вещам в процессе взаимодействия. Проявить свойства личности можно только во взаимодействии. Свойства личности проявляются только в общении, в действии. [14, С.687]. «Качество» - это характеристика свойств, сущности человека, она отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличия от других [12].
Качество личности человека определяет степень ценности, пригодности, соответствия предмета или явления, тому, где он должен быть [13].
Отметим, что качество личности формируется в процессе общения, обучения. А оценка личностных качеств сотрудников является составной частью оценки результативности их труда. При этом учитываются:
- общие свойства личности;
- специфические свойства личности, определяемые характером конкретной профессиональной деятельности [15].
Выясним какими личностными и профессиональными качествами должны обладать люди, работающие с атомом, атомной энергией.
1.2. Личностные качества людей работающих с атомной энергией
Личностные качества сотрудников - индивидуальные особенности сотрудников, включающие их деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой профессиональной деятельности [15].
Изучив сложный процесс работы атомных реакторов на АЭС, подводных лодках, ледоколах, я пришел к выводу, что люди, работающие с такой сложной и опасной техникой должны обладать такими личностными качествами (табл. 3).
Таблица 3
Личностные качества людей, работающих с атомной энергией
Профессия | Личностные качества |
Сотрудник АЭС, подводник-атомщик, врач, моряк | - сильно развито чувство ответственности, - должен быть организован, любознателен, - должен проявлять самостоятельность, - должен уметь взять на себя ответственность за принятое решение, - должен иметь склонность к научно-исследовательской деятельности; - эмоционально устойчив; - иметь склонность к анализу; - развитая интуиция (умение делать правильные выводы из недостаточных данных); - осознанность и гибкость в следовании принятым решениям; - решителен, наблюдателен. |
В ходе теоретического исследования нам удалось установить профессиональные способности физика – атомщика:
- аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать её);
- склонность к рационализму, логическому анализу;
- математические способности;
- высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени).
1.3. Профессиональные качества людей работающих с атомной энергией
Профессиональные качества работника – это качества, отличающие его от представителей других профессий, это то, что выделяет профессионала среди представителей своей же сферы деятельности [3].
Отметим, что прежде чем сформировать данный список профессиональных качеств, мы в течение долгого времени анализировали что профессионально, а что нет, для человека, работающего с атомной энергией (табл. 2).
Таблица 2
Профессиональные качества людей, работающих с атомной энергией
№ | Профессия | Профессиональные качества |
Сотрудник АЭС | ориентирован на работу с реальными проблемами в реальных ситуациях, владеет различными методами работы, отличается комплексным подходом к рассмотрению ситуации, ищет и находит простые решения в сложных ситуациях, способен создать новый метод под новую конкретную задачу, располагает большим набором хорошо работающих методов, удачных шаблонов, ищет и находит простые решения в сложных ситуациях, не уверен, что всё знает и умеет, отзывчив, доброжелателен и честен в отношении других сотрудников АЭС, тактичен, внимателен и деликатен в обращении с оборудованием, соблюдает строжайшую конфиденциальность, ответственен за жизнь и здоровье людей, обладает выдержкой и самообладанием во время работы с атомным реактором. |
Продолжение табл.2
Подводник-атомщик |
| |
Врач |
|
Также удалось установить основные научные знания, которыми должны обладать такие люди: физика (в особенности ядерная физика, электродинамика), химия, математика, психология, экология.
1.4. Где можно получить образование, чтобы работать с атомной энергией?
В изучения справочной литературы для поступающих в вузы, были выделены основные учебные заведения, в которых можно получить специальность для работы с атомной энергией:
Заключение
Во время работы над своим проектом я установил, что работа в сфере атомной энергетики это опасная работа, требующая от людей высокой концентрации внимания, выдержки, самообладания, ответственности, знаний, интуиции, способности пожертвовать своей жизнью в случае аварийной ситуации, чтобы защитить население, окружающий мир от опасной радиации.
Сейчас я формирую в себе концентрацию внимания и выдержку, а так же получаю необходимые знания, чтобы в дальнейшем работать в сфере атомной энергетики.
Литература
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС УЧЕНИЧЕСКИХ РЕФЕРАТОВ
«Кругозор»
Тема исследования:
«Проявление агрессивности и конфликтности в общении учащимися»
Работу выполнили:
учащиеся 10 «А» класса
МОУ гимназии 7 г. Балтийска
Калининградской области
238520 г. Балтийск, Калининградской обл., ул. Ушакова, д.32
тел.: (84012-45) 2-02-98, E-mail: gym71@yandex.ru
Грицюк Виктория,
Кравченко Александра,
Обуваева Анастасия.
Научный руководитель:
Лопушнян Герда Анатольевна
учитель физики МОУ гимназии №7 г. Балтийска
Калининградской области,
тел. 89520519392: E-mail: qwertyuiop1969.6@mail.ru.
2011 год
Содержание:
Введение………………………………………..…………...................................…3
1.1.Теоретический анализ понятий «агрессия», «агрессивность», «конфликтность»...…………………………………………………………………….….…....5
1.2.Причины проявления агрессивности и конфликтности подростков……...………..………………………………………………………....……......7
1.3. Социальные условия, способствующие закреплению агрессии и конфликтности подростка в семье…………………………………………….……...8
1.4. Подросток в группе сверстников…………………..….…….………….…...10
1.5. Биологический фактор провоцирования агрессии и конфликтности..........11
2.1. Эмпирическое исследование агрессивности и конфликтности подростков………………………………………………………………………………….12
Заключение……………………...…………………………...……………..….......15
Список литературы………..…….……………………………………..……….....16
Приложения…………………………………………………………..……………18
Приложение 1……….………………………………………………..………….....18
Приложение 2…………………………….………….…………………………….19
Приложение 3………………………………………..…………….………………21
Приложение 4……………………………….……………………………………..22
Цель работы: исследовать наличие агрессивности и конфликтности у учащихся гимназии как личностного образования в подростковом и раннем юношеском возрасте 14-17 лет.
Методы и приемы: анализ научной литературы по теме исследования, сравнительный анализ, синтез, классификация и обобщение отобранного материала; метод наблюдения, опросные методы: анкетирование, тестирование, методы математической обработки полученных данных (методы математической статистики).
Введение
В настоящее время проблема агрессии актуальна, с ней мы сталкиваемся каждый день, как на улице, так и в школе. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, совершенных подростками, приведем лишь некоторые примеры. В ноябре 2010 года в Санкт-Петербурге подростки ради забавы сбросили с балкона автомобильную шину на голову проходившего мимо мужчины. От полученных травм, мужчина скончался на месте. В данной ситуации поражает даже не факт убийства, который был заснят на видеокамеру, а то, с каким интересом дети рассматривали тело погибшего человека, без сострадания к погибшему.
Усилилось демонстративно вызывающее поведение детей по отношению к взрослым, что достаточно наглядно проявляется в школьном общении между учителями и учащимися и дома в общении между детьми и родителями. Так в Брянской области в 2009 году вынесен приговор ученику сельской школы, который жестоко расправился со своим учителем математики. Как признался сам осужденный, мотивом убийства пожилого инвалида стала обида на преподавателя, который постоянно ставил ему неудовлетворительные оценки [8]. В ноябре 2010 года на территории благовещенской школы толпа подростков жестоко избила своего одноклассника. Перелом носа, сотрясение мозга, множественные кровоподтеки, потеря зрения — вот последствия подростковой разборки. Этот вопиющий случай сейчас расследуют сотрудники милиции [8]. Да что там говорить о подростках, когда в последнее время от родителей уже третьеклассников можно часто слышать, что они с ними не могут «справиться».
Личный опыт общения с подростками нашего города и школы подтверждают эти данные, и можно утверждать, растет число подростков с девиантным поведением.
Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например: хулиганство, пьянство, наркомания, суицид, проституция. Чаще всего приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя [8].
Очень часто агрессивное поведение порождает такое явление как конфликт - столкновение противоположных сторон, мнений; серьезное разногласие, острый спор [6], что в свою очередь перерастает в новое качество определение человека – конфликтный - характеризующийся конфликтом. Конфликтовать – способность вступать в конфликт [2].
В настоящее время многие исследователи всего мира занимаются проблемой агрессии у детей, но к конкретному решению так и не могут прийти, настолько сложна и глубока данная проблема. В центре внимания исследователей оказались такие сферы проблемы, как биологические и социальные возбудители агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности каждого ребёнка, способы борьбы с агрессией.
В последнее время проявление жестокости, нетерпимости, агрессии в общении ученые связывают и с состоянием психического здоровья детей. Психическое здоровье определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свой собственный потенциал, справиться с жизненными стрессами. Проблемы психического и поведенческого здоровья могут взаимодействовать, усиливая тем самым свое воздействие на поведение человека и его благополучие. Состояние психического здоровья напрямую связано с тем, какое отношение по отношению к себе испытывает человек, жестокое отношение формирует в человеке проявление конфликтности, агрессивности к окружающим, доброе отношение формирует в человеке миролюбие, доброжелательность, толерантность к окружающим.
Всероссийская организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что проблема охраны психического здоровья детей включает предупреждение насилия к детям, проявления к ним агрессии [8, Д].
ВОЗ выделяет такие критерии психического здоровья:
Рассмотрим смысл основных понятий нашей работы: конфликтность и агрессивность, возможные факторы ее провоцирования, а также способы избавления от агрессивного поведения.
1.1.Теоретический анализ понятий «агрессия»,
«агрессивность», «конфликтность»
В Толковом словарь С.И.Ожегова, «агрессия» рассматривается как «открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивность» как наступательно - захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие [3]. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам виды поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий и интриг, до бандитизма, вандализма и убийств. В подростковом возрасте нередко встречается насильственное поведение, определяемое в терминах «озлобленность» или «жестокость».
К агрессивности близко подходит определение враждебности. Однако, враждебность – более простое состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В психологии же термин «агрессия» трактуется по-разному. Одни ученые агрессивности придают негативную оценку, другие же считают, что агрессия, направленная в нужное русло, может являться частью пути к успеху.
Рассмотрим основные трактовки понятия «агрессия».
Р. Бэрон и Д.Ричардсон считают, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. То есть, по их мнению, агрессия обязательно ведёт за собой причинение вреда какому-либо объекту, который не стремиться к такому отношению к себе
Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко рассматривают агрессию как форму социального поведения при выполнении двух условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия, 2) при нарушении норм поведения.
Нужно отметить, что агрессивность как свойство личности и агрессивное поведение (форма проявления агрессии) – разные вещи, хотя часто в психологической литературе их отождествляют.
Агрессивность – это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации.
Агрессия – это поведение человека в этих ситуациях. В данном разделе речь пойдет только об агрессивности как свойстве личности.
Конфликтность является сложным личностным качеством, включающим в себя обидчивость, вспыльчивость (гневливость), подозрительность.
Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У гордых, тщеславных, самолюбивых людей отмечается своего рода гиперестезия (повышенная чувствительность) осознания собственного достоинства, поэтому они расценивают самые обычные слова, сказанные в их адрес, как обидные, подозревают окружающих в том, что их намеренно обижают, хотя те даже и не думали об этом. Отдельный человек может быть особенно чувствителен в тех или иных вопросах, провоцирующих его обидчивость, с ними он обычно связывает наибольшую ущемленность собственного достоинства. Когда эти стороны оказываются задетыми, бурного ответного аффекта не избежать.
1.2. Причины проявления агрессивности и конфликтности
подростков
По мнению многих исследователей, агрессивный подросток рассматривается как обычный ребенок. Черты агрессивности он приобретает под влиянием сложностей и преград окружающей жизни.
Агрессивность подростков проявляется в основном, как желание протеста против непонимания взрослых, из-за положения в обществе, неуверенности в себе.
Из трудов З.Фрейда следует, что агрессивное поведение – врожденная и неизбежная часть жизни подростка. Но существует вероятность, что выплеск эмоций, сопровождающий агрессию, может вызвать разрядку накопившейся энергии и является способом уменьшить вероятность опасных действий. Следовательно, агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требует усмирения.
Ряд ученых отмечает, что есть люди, которые довольно часто испытывают дискомфорт, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно. Такое нарушение равновесия ученые связывают с мозговыми заболеваниями.
По мнению Э. Фромма важно исследовать социальные условия, нарушающие равновесие человека. Основная идея Э. Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости человека следует искать в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. То есть человек может решить сам: быть ему агрессивным, или же остаться в равновесии.
1.3. Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
подростка в семье
Многие современные учёные отмечают, что на агрессивность подросток влияет ситуация в семье. Родители, пережившие сложные моменты, такие как перестройка и кризис, учат своим поведением быть агрессивными и своих детей.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь подростка. Именно в подростковом возрасте происходит формирование характера и других черт личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей.
Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга. Приведем одну из них.
Уровни родительских отношений:
Ряд исследователей указывают на то, что многие родители не проявляют родительского отношения, учитывающего особенности эмоционального, личностного развития ребенка. Многие ошибки родительского отношения к детям лежат в их неадекватном представлении о своей родительской роли. Они часто переносят на своих детей те отношения, которые воспроизводят характер отношений их родителей к ним в раннем детстве или то, что они недополучили от родителей в своем детстве. И здесь школа, на наш взгляд, должна помочь таким родителям, помочь им в осознании необходимости становиться «хорошими родителями». Это значит учить родителей:
* уметь активно слушать и понимать переживания и потребности ребенка;
*стремиться разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;
* поддерживать успехи ребенка;
* исключать непоследовательные требования и пустые угрозы, выражение недовольства ребенком;
* исключать нереальные родительские ожидания по отношению к ребенку.
Для развития здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние как устойчивый характер откликов на различные события, факты. Преобладающее эмоциональное состояние (радость, чувство тревоги, грусть и т.д.) — это настроение, тот эмоциональный фон, на котором идет жизнь ребенка со всеми ее компонентами. Именно эмоциональное состояние оказывает мощное влияние на психическое здоровье и является его надежным индикатором, поэтому негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) является проявление агрессивности, конфликтности в общении.
Таким образом, тип отношений, сложившийся в семье между ребенком и взрослыми может способствовать проявлению агрессивности подростка в общении.
1.4. Подросток в группе сверстников
Агрессивные подростки, при всём их различии отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся:
У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, непонимание нравственных представлений. Им присуща эмоциональная скупость, озлобленность против окружающего мира. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), страх перед контактами с большим количеством людей, неумение находить выход из трудных ситуаций. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа перед собой или окружающими, демонстрация взрослости.
Было проведено много исследований по проявлению агрессивности в межличностных взаимодействиях. Так, в работе Н.Г. Самсоновой, показано, что для юношей агрессия – возрастная норма, которая носит демонстративный характер. У девушек совершенно иная ситуация. Для них важно не поссориться и сохранить отношения, что ведет к нарушению отношений.
Но если у подростка присутствует такая личностная черта как агрессивность, то его стратегия в поведении может выражаться в следующем:
1.5. Биологический фактор провоцирования агрессии и
конфликтности
Американские учёные Медник и Мойлер утверждают, что гены играют важнейшую роль в формировании агрессивного поведения, нежели окружающая обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степень наследуемости детьми черт своих родителей. Если приёмный ребёнок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем дело с проявлением биологических признаков. Большее же сходство между ребёнком и его приёмными родителями является свидетельством влияния окружающей среды. Изучив судебные дела отцов (приёмных и не приёмных) и их сыновей, исследователи выяснили, что мальчики, имеющие осуждённых биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона.
Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные различия в агрессивности.
В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит изменение гормонального статуса. С одной, стороны все изменения в организме подростка происходит под стимулирующим и контролирующим воздействием эндокринной железы.
С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь между уровнем гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лиц мужского пола вызывает неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статуса происходит и у девушек в предменструальный период.
Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования мы пришли к следующему выводу. К причинам проявления агрессивности подростками в общении можно отнести:
1) сложившиеся отношения в семье подростка;
2) социальное окружение подростка;
3) биологические данные
4) воспитывающая роль или ее отсутствие различных учебных заведений: общеобразовательных, музыкальных и художественных школ, спортивных секций и других кружков.
2.1. Эмпирическое исследование агрессивности подростков
Эмпирическое исследование агрессивности подростков было проведено на базе гимназии №7 г. Балтийска среди учащихся 9-10-х классов в возрасте 14-17 лет. Всего в эксперименте приняло участие 121 ученик. Практическое исследование мы разделили на две части.
В первой части эксперимента мы исследовали личностные качества учащихся на основе созданной нами анкеты (см. приложение 1), в которой испытуемые должны были указать из предложенных качеств те, которыми, по их мнению, должен обладать идеальный человек и которыми обладают они сами. Во второй части нашей работы мы применили методику Е.П. Ильина и П.А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность» [1], предназначенную для выявления склонности личности к конфликтности и агрессивности как личностных характеристик, адаптированную для учащихся.
Таким образом, в ходе исследования нами были определены объект, предмет и цели исследования.
Объект исследования – проявление агрессивности и конфликтности учащимися подросткового и раннего юношеского возраста в общении.
Предмет исследования – агрессия как личностное образование в подростковом возрасте.
Цель исследования – выявить наличие агрессивности и конфликтности у учащихся гимназии как личностного образования в подростковом и раннем юношеском возрасте 14-17 лет.
Гипотеза – у современных подростков конфликтность и агрессивность выступают как относительно устойчивые личностные образования.
Результаты эксперимента.
На основании результатов полученных в ходе проведенного анкетирования (см. приложение 2) мы можем утверждать, что учащиеся гимназии в «идеальном» человеке выделили следующие качеств: уважение других – 95,2%, умение владеть собой – 95,2%, доброта – 82,3%, уважение мнения другого человека – 84,1%, сдержанность – 87,3%, - умение идти на компромисс - 82,1%, умение сопереживать – 76,1%, деликатность – 73,2%, терпимость - 66,4%, юмор – 65,3%. Менее всего гимназистам хотелось бы видеть развитие у человека и проявление им в общении с ними таких качеств как вспыльчивость – 8%, агрессивность – 5,2%, нетерпимость – 3,2%, раздражительность – 3,2%. Модель «идеального человека представлена на рис. 1 приложения 2.
В себе, наиболее развитыми личностными качествам, гимназисты считают: юмор – 63,6%, доброта – 62,4%, уважение других – 58,3%, справедливость – 50,0%. Гимназисты в своих ответах указывают на низкое развитие у них таких качеств как терпение – 34,2%, деликатность – 26,1%, мягкость – 34,2%. Указанное подростками низкое проявление в общении ими вспыльчивости – 37,1%, конфликтности – 21,2%, агрессивности -13,2%, непримиримости 13,3% не соответствует нашим собственным наблюдениям и личному опыту общения с ними. Модель «реального человека представлена на рис. 2. приложения 2.
Таким образом, на основании полученных результатов в первой части эксперимента, можно утверждать, что участвующие в эксперименте учащиеся гимназии предъявляют достаточно высокие требования к личностным качествам, которые бы они хотели бы развить в себе и иметь в общении с людьми. Гимназисты в своих ответах также отмечают на низкое развитие у них таких значащих личностных качеств как милосердие, сострадание, деликатность. Опрошенные учащиеся не считают себя агрессивными или конфликтными.
Во второй части работы мы провели независимое исследование по методике исследования агрессивности и конфликтности Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. В данной части эксперимента учащиеся не могут просчитать результаты своих ответов или завысить показатели как в первом тесте. В соответствии с методикой расшифровки полученных результатов (чем больше набрано баллов, тем сильнее проявляется данное качество), мы разбили всех испытуемых на три группы (см. приложение 3). На основании полученных результатов в ходе тестирования имеем, что большая часть испытуемых проявляет в общении качества, которые могут характеризовать их как агрессивных и конфликтных.
Повышенную бескомпромиссность в общении проявляет 76,0% гимназистов, нетерпеливость к мнению окружающих – 80,0% гимназистов, обидчивость - 91,5%, вспыльчивость – 51,7% гимназистов, напористость – 46,5% гимназистов, неуступчивость – 49,3%, мстительность – 31,8% гимназистов, участвующих в эксперименте.
Подведем общие итоги экспериментальной части исследования. Результаты, полученные на основании независимого тестирования гимназистов и в ходе самооценки учащихся позволяют утверждать, что у более половины учащихся гимназии подросткового и раннего юношеского возраста развиты личностные качества, которые характеризуют их как агрессивных и конфликтных.
Заключение
На основании проведенного исследования и полученных результатов в ходе эксперимента, мы можем утверждать, что у более половины учащихся гимназии подросткового и раннего юношеского возраста развиты личностные качества, которые характеризуют их как агрессивных. Проявление таких качеств в общении со сверстниками, педагогами и родителями неизбежно будет приводить к периодическому возникновению конфликтов как между учащимися и взрослыми, так и между самими гимназистами.
Таким образом, наша гипотеза получила полное подтверждение.
Однако, мы считаем, что проявление агрессивности и конфликтности учащимися в общении можно связать и с неумением ими управлять своими эмоциями и чувствами в сложных для них ситуациях. Так как школа играет огромную роль в формировании характера и поведения у подростков, то предотвращением конфликтности и агрессивности у подростков нужно заняться ещё в школе. Такое качество личности как толерантность, терпение и уважение закладывается как раз в школьном общении. Поэтому, для уменьшения и предупреждения возникновения конфликтов и проявления подростками агрессивности в общении в гимназии можно проводить, например, следующую работу среди учащихся:
1) освещение результатов исследования среди подростков и учащихся раннего юношеского возраста;
2) проведение мероприятий, классных часов и т.д., которые организовывали бы не только педагоги и воспитатели, но и сами гимназисты, на которых у учащихся в ходе игр, сценок и т.д. происходило бы формирование и развитие не агрессивных личностных качеств,
3) знакомство учащихся с понятием «толерантность», с приемами толерантного взаимодействия с окружающими;
4) проведение анкетирования, тестирования среди гимназистов, сообщение им полученных результатов.
Умение учащихся справляться со своими проблемами, должно способствовать укреплению их психического здоровья.
Список литературы
1. Е.П.Ильин и П.А.Ковалев / Методика тестирования учащихся школ «Личностная агрессивность и конфликтность». Электронный ресурс URL: http://vashpsixolog.ru /psychodiag nostic -school-psychologist .
2. Л.П. Крысин. / Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов/ – М.: Эксмо, 2008.- 864 с.
3. Лопушнян Г.А. Толерантность: что это такое?: Методическое пособие для учащихся. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - 37 c.
4. Лопушнян Г.А. Технология толерантного разрешения педагогических ситуаций. – Черняховск: издательство ГОУ СПО КО СПК, 2010. - 43 с.
5. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. /Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.
6. А.Н. Тихонов и др.; под ред. д-ра филол. наук А.Н. Тихонова. – М.: Рус. Яз.- Медиа, 2005. XVI,1228, [4] с. 380./ Комплексный словарь русского языка.
7. Е.И. Холодков. Факторы, влияющие на психическое здоровье детей и подростков и их характеристика / http://www.firstjob.ru/?ScienceView&ID=186 (дата обращения 5 октября 2010 г.);
8.Электронные ресурсы.URL:
А)http://mega-zona.net/news/kriminal/print:page,1,836-shkolnik-ubil-uchitelya-iz-zadvoek.html (дата обращения 5 октября 2010 г.);
Б) http://www.portamur.ru/news/detail/92466 (дата обращения 8 октября 2010 г.) ;
Г) http://vsetesti.ru/328 (дата обращения 5 октября 2010 г.);
Д) http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/p23.php (дата обращения 5 октября 2010 г.);
Е) http://www.adolesmed.ru/teenpsyhichealth.html (дата обращения 15 октября 2010 г.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для учащихся
Уважаемые гимназисты!
Просим принять Вас участие в исследовании проблемы проявления
агрессивности и конфликтности в вашей школе.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, отметив любым знаком ответ,
соответствующий вашему мнению.
В таблице указаны личностные качества. Проранжируй эти качества от 1 до 20 баллов в колонке «Я» - как эти качества развиты в тебе, в колонке «идеал» - как эти качества импонируют тебе в человеке. Надеемся, что твои ответы будут искренними.
Большое спасибо за участие.
Таблица
Качество | Ответы | |
«Я» | «Идеал» | |
Мягкость | ||
Терпимость | ||
Доброта | ||
Деликатность | ||
Юмор | ||
Справедливость | ||
Уважительность | ||
Вспыльчивость | ||
Великодушие | ||
Сострадание | ||
Милосердие | ||
Умение владеть собой | ||
Уважение мнения других | ||
Сдержанность | ||
Конфликтность | ||
Агрессивность | ||
Крикливость | ||
Нетерпимость | ||
Непримиримость | ||
Раздражительность | ||
Умение идти на компромисс | ||
Сопереживание | ||
Смелость | ||
Уступчивость |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица
Результаты анкетирования учащихся
Качество | Ответы | |
«Я» | «Идеал» | |
Мягкость | 34,2% | 63,1% |
Терпимость | 42,3% | 66,4% |
Доброта | 62,4% | 82,3% |
Деликатность | 26,1% | 73,2% |
Юмор | 63,6% | 65,3% |
Справедливость | 50,4% | 63,1% |
Уважительность | 58,3% | 95,2% |
Вспыльчивость | 37,3% | 8,2% |
Великодушие | 34,3% | 61,2% |
Сострадание | 34,3% | 53,3% |
Милосердие | 26,7% | 63,2% |
Умение владеть собой | 47,6% | 95,2% |
Уважение мнения других | 34,3% | 84,1% |
Сдержанность | 36,1% | 87,3% |
Конфликтность | 21,2% | 8,1% |
Агрессивность | 13,3% | 5,2% |
Крикливость | 26,1% | 0% |
Нетерпимость | 24,3% | 3,2% |
Непримиримость | 13,3% | 5,1% |
Раздражительность | 21,3% | 3,2% |
Умение идти на компромисс | 44,6% | 82,1% |
Сопереживание | 50,4% | 76,1% |
Смелость | 47,2% | 97,2% |
Уступчивость | 13,3% | 50,4% |
Справедливость 63%
Рис.1 Модель идеального человека (по результатам анкетирования учащихся)
Реальный человек
Доброта 68%
Юмор 61%
Уважение 55%
Милосердие 26%
Уважение мнения других 37%
Способность сопереживать 45%
Рис.2. Модель реального человека (по результатам анкетирования учащихся)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты исследования агрессивности и конфликтности учащихся
(по методике Е.П.Ильина и П.А.Ковалева)
Качество | Меньше нормы | Норма | Больше нормы |
Вспыльчивость | 8,2% | 40,1% | 51,7% |
Напористость | 6,3% | 47,2% | 46,5% |
Обидчивость | 1,3% | 7,2% | 91,5% |
Неуступчивость | 15,1% | 35,6% | 49,3% |
Бескомпромиссность | 3,6% | 21,4% | 76,0% |
Мстительность | 4,2% | 64,2% | 31,8% |
Нетерпеливость к мнению окружающих | 2,4% | 16,6% | 80,0% |
Подозрительность | 3,5% | 87,3% | 9,2% |
Рис.3. Диаграмма. Результаты исследования агрессивности и конфликтности учащихся
(по методике Е.П.Ильина и П.А.Ковалева)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Презентации учащихся к уроку «ДЕНЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ»
Цель урока: 1) разобрать с учащимися современные трактовки понятия «толерантность»;
2) рассказать учащимся об истории возникновения понятия «толерантность»;
3) провести с учащимися игровые занятия, способствующие проявлению ими толерантности в общении.
Презентация 1
Презентация 2
Презентация 3
Практические задания
Задание 1.
Одно из первых и основных значений понятия «толерантность» - терпение. Во многих странах терпение считается одной из главных черт человека, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки.
Например, «стерпится, слюбится», «время не терпит», «не терпится сказать», «Бог терпел и нам велел» и т.Д. Продолжи предложенный список.
Задание 2.
Приведи примеры из личного опыта, когда проявлять толерантность (терпение) в возникшей ситуации было невозможно. Какие поступки (действия) ты совершил в этом случае? Сегодня ты не жалеешь об этом?
Задание 3.
Агрессивное поведение противоположно толерантному поведению. Среди предложенных примеров выбери те, которые характеризуют проявление агрессии.
Словесное оскорбление, уважение, терпение, вспыльчивость, клевета, унижение, применение сленга, распространение сплетен, любовь, избиение, стремление физически не позволять что-то делать, бойкот, раздражительность, крик, доброта, импульсивность, насмешки, безразличие, компромисс, сомнение, нетерпимость, великодушие, непримиримость, устойчивость, отсутствие протеста.
Задание 4.
Почему при формировании толерантных качеств следует сделать акцент на работе с эмоциями? Попробуй объяснить.
Задание 5.
Как приведенные ниже высказывания связаны с понятием «толерантность»?
Задание 6.
Мы сегодня живем в быстро меняющемся мире. Правильное понимание и оценка позволяют изменять его, не приводя к беспорядку, сохраняя самое лучшее, прежде всего начиная с себя. Сделанный выбор определяет поведе - ние человека. Давайте выделим внешние проявления конфликтности и неконфликтности (толерантности).
Проявление конфликтности | Проявление толерантности |
|
|
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем пшеничное поле гуашью
Рисуем зимние домики
Лавовая лампа
"Портрет". Н.В. Гоголь