Данная работа использовалась на районной экологической конференции
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_ekologicheskogo_sostoyaniya_pochvy_yulya.docx | 541.09 КБ |
Нижегородская область
Починковский район
МБ ОУ Пеля – Хованская СОШ
Научно – исследовательская работа
«ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ»
Работу выполнила ученица 10 класса
Гладилина Юлия (15 лет)
Руководитель: учитель химии
Мокроусова Н.В.
2012 год
с. Пеля – Хованская
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Предисловие………………………………………………………….…...1
1.2 Этапы исследования……………………………………………………...1
1.3 Обзор литературы………………………….……………………………..2
1.4 Цель и задачи ………………………………… ……………………3
2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
2.1 Характеристика района исследования ……………………………….4
2.2 Методика исследований……………………………………………… ...5
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
3.1 Свойства почвы ……………………………………………… ………..11
3.2 Состав почвы……………………………………………………...……12
3.3 Содержание в почве нитратов ...……………..………………………..13
4. ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….…14
5.ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………….15
Аннотация.
Поисково-исследовательская работа «Исследование экологического состояния почвы» составлена и проведена учителем химии Мокроусовой Натальей Викторовной и ученицей 9 класса Гладилиной Юлией. Работа проведена с целью способствования развитию познавательного интереса учащихся к предмету, исследования состава и свойств почв в районе села Пеля – Хованская, актуализации проблемы загрязнения почв в исследуемом районе, что является целенаправленной многоуровневой деятельностью, способом познания мира через логические умозаключения. А также сама работа на природе способствует укреплению здоровья и нацелена на улучшение среды в исследуемом районе и тем самым влияет также на укрепления здоровья местного населения.
Продолжительность 5 дней.
1.Введение
1.1 Предисловие.
Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм практико-ориентированной деятельности учащихся. Особое место занимают лабораторный экологический практикум и опыты, проводимые в школьных курсах биологии, химии, экологии.
Программы школьных курсов предусматривают проведение практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом.
Эта программа предназначена для дополнительных занятий со старшими школьниками для их развития с помощью предлагаемой информации и активных методов обучения. Большой объём интересной информации, активные методы обучения призваны способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Поисково-исследовательская деятельность – это целенаправленная многоуровневая деятельность, способ познания мира через логические умозаключения. Эта работа требует несравненно большей затраты сил и времени нежели обычные занятия по программе с использованием наглядностей, литературы и рабочих тетрадей.
1.2 Этапы исследования
1. выбор темы и направления исследования
1.3 Обзор литературы
Чтобы работа имела значимость, знание литературы необходимо.
Это позволяет
В первую очередь мы в своей работе использовали популярную и научную литературу для ориентировки в проблемах исследования почв, которая имелась в школьной библиотеке, кабинете биологии, географии и химии, Центральной районной библиотеке, а также интернет. Это:
Данная литература прорабатывалась.
В последующем использовали литературу по способам оформления результатов работ.
1.4 Цель и задачи
Цель:
Задачи
а также:
2. Материал и методика исследований
отобрали образцы почв в разных местах села
1) школьные клумбы
2) школьный сад
3) школьный огород
4) лесная посадка
Почва – сложный биологический компонент. В её образовании и жизни основную роль играют не только высшие сосудистые растения, но и огромное количество микроорганизмов, мелких животных (черви, клещи), а также грибов и водорослей. Все они перерабатывают растительный опад, превращая его в гумус.
Жизнь любого биогеоценоза определяется круговоротом веществ: углекислый газ + вода + солнечная энергия (фотосинтез) – зелёное растение – опад – подстилка – гумус – зелёное растение – животные – углекислый газ + вода (в дыхании).
Если какая-то часть круговорота нарушается (изымается продукция, нарушается природный режим, затормаживается скорость), то нарушается и весь режим развития, структура, состав биогеоценоза.
Судить о степени сохранности биологического круговорота можно по состоянию отдельных его компонентов: по переходу зелёной массы в подстилку и далее в гумус. Именно в этой части круговорота сильно влияние человека (изъятие частично или полностью зелёной массы, отравление почвы, гибель его населения, а как следствие - заторможенность разложения подстилки, перехода её в гумус)
Подзолистые почвы.
Они формируются в условиях умеренного влажного климата под хвойными лесами. В формировании почвы преобладающее значение имеет подзолообразовательный процесс.
Хорошо выражены все три горизонт в почвенном профиле, что является следствием значительного увлажнения и равномерного промывного режима под пологом леса. Непосредственно под лесной подстилкой выделяется маломощный светло-серый перегнойный горизонт А1 (содержание гумуса менее 4%), ниже идёт элювиальный (А2) – белёсой окраски из-за наличия в нём большого количества кремнезёма, и затем иллювиальный (В) – плотного сложения, ржаво-бурого цвета.
Лабораторная работа №1
«Состав и свойства почвы».
Цель работы: исследование состава и свойств почвы.
Материал и оборудование: монолит разреза почвы; пробы почвы; пробирки; химические стаканы; спиртовки; микроскоп; предметные стёкла; таблицы с изображением микроорганизмов и животных, обитающих в почве.
Ход работы:
Различают следующие показатели влажности почвы:
Норма: свежая почва
2. определили наличие воздуха в почве. Небольшую пробу почвы опустили в стакан с водой, пронаблюдав выделение пузырьков воздуха.
Норма: выделение пузырьков воздуха.
3. определили, какие частицы (органического и неорганического происхождения) входят в состав почвы. Пробу почвы опустили в стакан с водой и перемешали. Дали время отстояться. Наблюдали, все ли частицы почвы осели на дно (в процентах)?
Норма: не ниже 30% в агроценозах, 60% в естественных сообществах, чем выше показатель органики, тем выше продуктивность сообщества.
4. определили наличие в почве микроорганизмов. Пробу почвы поместили в пробирку, добавили воды и взболтали. Поместили каплю воды из пробирки на предметное стекло, накрыв его другим предметным стеклом. И рассмотрели при малом увеличении микроскопа.
5. Определение рН почвы имеет большое значение для сельскохозяйственного производства. Лишь немногие растения могут расти на сильно кислых почвах (рН 3 - 4). Исследования проводились при помощи лакмусового индикатора.
Норма: Для возделывания большинства культурных растений необходимы слабокислые, слабощелочные и нейтральные почвы (рН = 5 - 7,5).
Лабораторная работа №2.
«Определение нитратов в почве».
Определение нитрат-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих нитрат-ионы в водной вытяжке из почвенных образцов.
Материалы и оборудование: водные вытяжки из почвенных растворов; концентрированный раствор NaOH; цинковая пыль или алюминиевый порошок; пробирки.
Ход работы:
Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора, долили к нему 1мл концентрированного раствора NaOH и добавили немного цинковой пыли. Для ускорения реакции смесь подогрели. Имеющиеся нитраты в растворах восстанавливаются до аммиака. Аммиак определяется по покраснению бесцветной фенофталеиновой бумаги или по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде и внесённых в пары.
3. Результаты исследований.
3.1 Свойства почвы
Район | Влажность |
Школьные клумбы | Влажная |
Школьный сад | Средняя влажность |
Школьный огород | Средняя влажность |
Лесная посадка | Влажная |
Взятие пробы со школьной клумбы.
3.2 Состав почвы
Район | Неорганические остатки | Детрин |
Школьные клумбы | Соли, вода, песок, глина. | Корни цветковых растений, опавшие листья. |
Школьный сад | Соли, вода, песка мало. | Корни растений , опавшие листья. |
Школьный огород | Соли, вода, песка и глины мало. | Корни растений , опавшие листья. |
Лесная посадка | Соли, вода, песок, глина. | Корни растений , опавшие листья. |
3.3 Содержание в образцах почвы нитратов
«Наличие нитратов в почве».
районы | знак | |
1) школьные клумбы | - | |
2) школьный сад | - | |
3) школьный огород | - | |
4) лесная посадка | - | |
Наиболее пригодной является почва школьного сада и школьного огорода.
На территории с. Пеля-Хованская преобладают влажные, бедные кислородом, тяжелые глинистые, кислые почвы. Требуется внесение известняка.
Деградация почв.
В связи с увеличивающимся загрязнением атмосферы наблюдается истощение почвы, накопление токсических веществ в ней. Это не может не повлиять на продуктивность почв и содержания в урожае и молоке крупного и мелкого рогатого скота вредных для здоровья людей веществ.
5. Литература:
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Ребята и утята
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Сказка про Серого Зайку
Рисуем зимние домики
Комментарии
Наталья Викторовна!Отличная
Наталья Викторовна!Отличная аналитика!Голосую!Загляните и ко мне в гости!Буду рада Вашему мнению!http://nsportal.ru/node/499316
Наталья Викторовна и Юлия!
Наталья Викторовна и Юлия! Очень добротная работа! Молодцы!