Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на эмоциональное состояние школьников.
На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности.
В работе «Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников» изучен школьный дизайн, формы, пропорции цвет – которые вызывают определенный эмоциональный отклик у учащихся. Для этого автором были изучены теоретические источники по проблеме влияния цвета на организм человека, разработан методический комплекс для исследования эмоционального состояния, самочувствия и настроения школьника, осуществлен анализ данных полученных в ходе практического эксперимента.
Для определения эмоционального состояния использовались стандартизированные и нестандартизированные методики.
Работа имеет практическую ценность - полученные данные могут быть использованы администрацией школы, как рекомендации по оформлению дизайна учебного заведения.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 93 КБ |
pril.doc | 58.5 КБ |
Аннотация
Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на эмоциональное состояние школьников.
На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности.
В работе «Влияние цвета на эмоциональное состояние школьников» изучен школьный дизайн, формы, пропорции цвет – которые вызывают определенный эмоциональный отклик у учащихся. Для этого автором были изучены теоретические источники по проблеме влияния цвета на организм человека, разработан методический комплекс для исследования эмоционального состояния, самочувствия и настроения школьника, осуществлен анализ данных полученных в ходе практического эксперимента.
Для определения эмоционального состояния использовались стандартизированные и нестандартизированные методики.
Работа имеет практическую ценность - полученные данные могут быть использованы администрацией школы, как рекомендации по оформлению дизайна учебного заведения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА 5
Выводы по главе .10
Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ . 11
3. Выводы по главе …14
Выводы и практические рекомендации .. 16
Список литературы…………………………………………………..18
Приложения
1. Таблица «Недостаток цвета в организме людей в соответствии с их знаком Зодиака»
2. Таблица « Цвет и возраст»
3. Анкета «Эмоциональной стабильности»
4. Компакт-диск с электронным приложением к работе.
ВВЕДЕНИЕ
Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.
Несколько лет назад французские психологи задались вопросом, в какие цвета окрашивают школьные помещения, то есть каким образом действует цвет в школе на детскую психику. Ученые из Франции встревожились не зря, они подняли эту проблему. Сегодня редко встретишь мрачные тона в интерьере школы. Но и светлые не всегда и не везде уместны.
Актуальность проблемы: в ближайшее десятилетие наши дети будут определять уровень благосостояния страны, ее экономический, научный потенциал, - поэтому охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залог эмоциональной стабильности.
Человек давно заметил особое действие каждого цвета на его состояние и систематизировал виды цвета по их психофизическому воздействию, выделив наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета, так же отвергаемые, способствующие изменить его состояние. Мы попытались найти такой школьный дизайн, такие формы, пропорции цвет – которые вызывали бы определенный эмоциональный отклик у учащихся.
Цель работы исследование влияния цвета на эмоциональное состояние школьников. Исходя из выше изложенного, нами была сформулирована гипотеза исследования – цветовой дизайн школьных кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьника.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:
1. Изучение теоретических источников по проблеме влияния цвета на организм человека.
2. Разработка методического комплекса для исследования эмоционального состояния, самочувствия, настроения школьника.
3. Осуществление анализа данных полученных в ходе практического эксперимента.
При написании работы мы опирались на теоретические труды Золотарева Ю.Г., Фрименг Г.Н., Ксавер А., статьи Дядюн. Т.В, Герасименко. Н.В., и др.
Организация и методы исследования состояли из двух этапов диагностического и аналитического. Для определения эмоционального состояния использовались стандартизированные и нестандартизированные методики. Из стандартизированных методик нами была использована методика «Цветовой тест» автор Люшер. Нестандартизированные методики - разработанная нами анкета «Эмоциональной стабильности». Основными методами явились методы - беседа, наблюдение.
Практическая ценность работы - полученные данные могут быть использованы администрацией школы, как рекомендации по оформлению дизайна учебного заведения.
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия, где зрительные образы становятся ведущей частью привычного бытия, способом познания мира, Подрастающее поколение можно назвать поколением «Бегущей картинки», причем на экране телевизора или компьютера эта картинка ярко раскрашена. [2].
Человек живет в окружающем мире не замкнуто. Не только сам человек, но и каждая его клеточка постоянно связана с окружающей средой. Наши органы чувств не только анализируют окружающую нас среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, имеет определенное влияние на наш организм. Цвет обладает живительной и целительной силой. Он устраняет дисбаланс в работе органов, удлиняет жизнь.
Согласно медицинской астрологии, каждому из нас в момент рождения под влиянием совокупности космических факторов определен недостаток отдельных цветов (приложение, табл.1), который в течение жизни необходимо восполнять доступными путями: через пищу, запахи, одежду, минералы [3].
Немногие сомневаются, что каждый цвет уже несет в себе какую-либо информацию, а человеческий организм реагирует на цвет так, например:
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета - зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие цвета на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, и это с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот, белая фигура посреди черного способна пробудить надежду, желание радости. Часто люди, подчиняясь неосознанным устремлениям, интуитивно подбирают для себя
цветовую гамму в костюме, домашнем интерьере, выражая в этом черты своего характера.
Окраска помещения также влияет на восприятие, помещение с темными потолками кажется ниже, длинная комната или коридор кажутся короче при ярко окрашенной дальней стене, белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение в своем направлении. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения и на психическое состояние:
Если мы вернемся в прошлое на несколько десятилетий назад и вспомним, в какие цвета окрашивались школьные помещения, то становится очевидным, что в ходу были в основном коричневые и серые оттенки - они казались наиболее практичными, на серых и коричневых стенах не так заметны надписи, рисунки и следы от не особо чистых детских ладоней. Что же несут эти цвета в эмоциональном и психологическом плане? Коричневый - указывает на ощущение физического дискомфорта, серый - желание оставаться свободным от каких-либо обязательств, желание укрыться от внешних влияний и стимулов. Серый цвет - это не оккупированная территория, пограничный район между противоборствующими сторонами, «ничейная» земля, по каждую сторону которого свои методы, подходы, взгляды, свой мир.[2].
Цветопсихологические исследования детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста (приложение, табл. 2).
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки, главным образом розовый.
В возрасте 9-11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется интересом в начале к оранжевому, затем к желтому, желто - зеленому, а затем к зеленому.
После 12 лет любимый цвет - синий.
В своей книге « Человек - цвет - пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрименг., А. Ксавер предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок после того, как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе.
Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно-зеленый или темно- синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся [5].
В соответствии с данными рекомендациями можно предложить следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет, более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево - красными или оранжевым, для 10-ти и 11- летних детей - желто-зеленым, затем зеленым.
Оригинальный дизайн школы с учетом психологических особенностей предлагается Н. Герасименко в журнале семейный доктор.
Выводы по главе.
Изучив литературу по данной проблеме, мы можем сделать следующие выводы:
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Описание диагностического этапа
Данная работа посвящена изучению влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:
1) этап диагностический - цель данного этапа, выяснить каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.
2) этап аналитический - цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №24 п. Юрты. В исследовании приняли участие учащиеся 5-11 классов в количестве 144 человек.
На первом этапе основными методами явились: диагностика и анкетирование. Мы использовали методику «Цветовой тест» автор Люшер, а так же метод наблюдения. Для примера цветов использовался набор 7 основных цветов по Люшеру. Для этого был изготовлен цветовой экран из цветной бумаги, который помогал учащимся наглядно с выбором цвета. Цвета были максимально подобраны.
Анкетирование проводилось по разработанной нами анкете «Эмоциональной стабильности». Работая с анкетой, мы попытались выяснить, каким цветам отдают предпочтение школьники, какие кабинеты наиболее благоприятно влияют на эмоциональное состояние учащихся. Каждому школьнику предлагалась анкета, на вопросы которой он должен был ответить письменно (приложение 3).
Используя метод наблюдения, было произведено описание кабинетов в которых занимаются учащиеся, участвовавшие в исследовании. Нас интересовало, в какие цвета окрашены кабинеты, школьные доски, мебель.
Наиболее предпочитаемые цвета, предложенные школьниками это зеленый, желтый, оранжевый.
Учитывая интерпретацию цвета в соответствии с эмоциональным состоянием, мы получили следующие данные. Желтый - производит впечатление легкости, радости. Символически соответствует радужному теплу солнца, духу веселья. Это цвет - надежды и ожидания. Светлые оттенки оранжевого - стимулируют активность. Это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Зеленый - выражает деятельную волю, упорство и целеустремленность, указывает на постоянство воззрений, самосознания и высокую оценку своего «Я». Можно предположить, что дети стремятся к установлению положительного контакта со значимым взрослым (учитель), хотят проявлять самостоятельность, и ожидают адекватной оценки собственного «Я» со стороны педагога
Выводы: наиболее предпочитаемые цвета, предложенные школьниками, - это зеленый, желтый, оранжевый. Школьники стремятся к самостоятельности, к установлению положительных контактов, со значимым взрослым (педагог, родитель и т.д.), эмоциональной стабильности. Возможно, в настоящее время определенная группа детей испытывает эмоциональный дискомфорт в этом плане.
Второй этап аналитический - в ходе этого этапа нами были проанализированы анкеты и сформулированы рекомендации по цветовой гамме школьного дизайна.
2.2 Описание аналитического этапа
Анализ проведенного анкетирования показал:
1. Отвечая на вопрос, какие кабинеты вы считаете уютными, ребята перечислили многие кабинеты, по числу отдавших голосов, можно признавать уютными: 3 кабинет (русского языка), 4 кабинет (биологии), 8 кабинет (английского языка), 6 кабинет (информатики), 9 кабинет (математики), 5 кабинет (географии).
Мы предполагаем, кабинеты выбраны не случайно, в их окраске преобладают светлые тона (оттенки зеленого, светло-голубой, желтый, оттенки оранжевого). Эти цвета положительно влияют на эмоциональное состояние школьников.
2. Анализируя результаты, полученные на второй вопрос анкеты, эмоционально благополучными кабинетами в школе являются: 3 кабинет (русского языка), 4 кабинет (биологии), 6 кабинет (информатики), 8 кабинет (английского языка), 5 кабинет (географии).
Возможно, это связано с тем, что ребята отдают предпочтение и цветовой гамме кабинета, и предмету, и учителю, так как чувствуют себя спокойно и уверенно.
3. Отвечая на третий вопрос, в какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете, учащиеся выбирают цвета:
зеленый 40%,
желтый 27%,
оранжевый – 23%,
другие цвета – 10%.
4. Давая ответ на четвертый вопрос, школьники хотели бы, чтобы парты были окрашены:
под дерево - 51%,
в белый цвет - 22%,
в зеленый - 20%,
в другие цвета - 7%.
Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза.
5. Классная доска, по мнению учащихся, должна быть:
зеленой - 65%,
белой - 17%,
синей - 10%,
коричневой - 8%.
Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темно-синими, а вот называя белый цвет доски, ребята имели ввиду интерактивные доски, и такая доска в школе пока одна.
В нашей школе соответствуют стандарту классные доски во всех кабинетах.
6. Окраска коридоров. Ребятами были перечислены цвета:
Голубой - 36%,
бежевый - 20% ,
зеленый 24%.
оранжевый - 15%,
другие цвета – 5%,
Мы предполагаем, что современным школьникам не хватает нежности, тепла, умиротворения, спокойствия и серьезности. 7. Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортзал, мы пришли к выводу, что большинство ребят хотели бы, чтобы спортивный зал был укомплектован спортивным инвентарем. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал, должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый, т.е. спортивный зал не удовлетворяет физическим потребностям школьников, на фоне которых эмоциональные потребности не проявляются у большинства.
8. Нужны ли в кабинетах цветы?
98% учащихся ответили на этот вопрос положительно. Объяснив, что цветы очищают воздух, выделяют фитонциды и тем самым убивают болезнетворных бактерий, украшают и создают уют в кабинете.
9. Нравится ли вам, что в кабинетах стены оклеиваются обоями? 69% ответили - да, но со вкусом, 31% - нет. В основном предпочтение было отдано фотообоям. Мы думаем, что обои привлекают внимание учащихся, они создают уют, но они не практичны, т.к. выцветают, мараются и отстают от стен, портя общий вид.
10. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах? 92% учащихся ответили, что таблицы нужны, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами.
Выводы
Проанализировав данные анкеты, мы можем сделать следующие выводы:
1) дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную
потребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты (1; 2; 3; 6);
2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений.
Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.
Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьников.
Выводы
Настоящая работа посвящена проблеме влияния цвета на эмоциональное состояние школьников. Полученные нами результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Наиболее предпочитаемые цвета, предложенные школьниками это зеленый, желтый, оранжевый. Школьники стремятся к самостоятельности, к установлению положительных контактов, со значимым взрослым.
Данные анкеты показали, что дети интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональную потребность.
2. Проанализировав результаты диагностического этапа,
мы пришли к выводу, что во всех кабинетах преобладают светлые тона в окраске: голубой, желтый, зеленый, оттенки оранжевого.
Почти все кабинеты озеленены, не перегружены таблицами.
Во всех кабинетах классная доска соответствует стандарту – темно-зеленого цвета.
Парты во всех кабинетах стоят новые, окраска соответствует естественной структуре дерева, что благоприятно для зрения учащихся и не вызывает утомления глаз.
Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное состояние школьников.
Данные исследования, полученные в результате работы, подтвердили гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное состояние школьника.
Практические рекомендации
Исходя из выше изложенного, можно порекомендовать для цветового дизайна школы следующее:
1. Для стен в классах и библиотеке использовать оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета - он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания.
2. При оформлении стендов, классных уголков, где помещается всякого рода информация, использовать зеленый или синий текст на белом фоне.
3. Спортзал – будет выглядеть замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого; это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность - ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале (каким он выглядит в настоящее время). Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки, голоногих ребятишек.
4. Лестничные проемы лучше покрасить зеленым. Зелёный стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети бегают по лестницам вверх-вниз, зеленый будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему. ( в настоящее время лестничные проемы покрашены в голубой цвет).
5. Коридоры и вестибюли - нужно красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют релаксации и дают отдых глазам. ( Вестибюль первого этажа покрашен в голубой цвет, а второй этаж используется как актовый зал, поэтому будет приемлемо если в его дизайне будут сочетаться светло-зеленые и золотисто- желтые плоскости, а пока он только в одном зеленом цвете)
6.В основе колорита школьной столовой - должны лежать светло-желтые и бежевые оттенки, но не сочетание зеленого и голубого – теплого и холодного цвета. Теплые тона улучшат аппетит, стимулируют работу желудка. Украсить стены столовой декоративными панно или витражи в красно-оранжевой гамме.
Список литературы
1 .Герасименко Н.В. «Разноцветный класс». Домашний доктор, 1998г, № 4 2.Дядюн Т.В. «Эмоциональные сферы». Школьный психолог, 2004, № 24 З. Золоторев Ю.Г. «Целительные мудры» М:, 200г 4.Зверев А.Т., Зверева Е.Г. «Экология 7-9 кл». М:, Дом педагогики, 2002г 5. Ксавер.А., Фрименг Г.Н. «Человек цвет- пространство. Прикладная цветопсихология». Издательский дом Питер, 1999г.
Таблица 1.
Недостаток цвета в организме людей в соответствии с их знаком ЗОДИАКА
Знак зодиака | Недостающий цвет |
Овен (21.03.-20.04) | Красный, оранжевый, желтый. |
Телец (21.04.-21.05) | Белый, желтый, зеленый, фиолетовый. |
Близнецы (22.05-21.06) | Желтый, оранжевый, сиреневый. |
Рак (22.06.-22.07) | Зеленый, фиолетовый. |
Лев (23.07.-23.08) | Красный, оранжевый, желтый, черный. |
Дева (24.08.-23.09) | Белый, оранжевый, золотой, зеленый. |
Весы (24.09.-23.10) | Малиновый, оранжевый, золотой, зеленый, голу о , |
синий. | |
Скорпион (24.10.-22.11) | Красный и темно-огненный. |
Стрелец (23.11.-21.12) | Красный, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. |
Козерог (22.12-20.01) | Синий, пепельно- серый, черный. |
Водолей (21.01.-18.02) | Синий, зеленый, фиолетовый. |
Рыбы (19.02.-20.03) | Морской волны, голубой, синий, фиолетовый. |
Таблица 2
Цвет и возраст
Цвет вызывающий | Преобладающее | ||
Возраст | Предпочитаемые | отрицательное | психологическое |
цвета | отношене | состояние. | |
4-10 | Красный пурпурный, розовый, | Черный, темно- | Пребывание в мире |
бирюзовый | коричневый, серый | сказок. | |
11-12 | Зеленый, желтый, красный | Оливковый, пастель- | Преобладание чувст |
но-зеленый, | венного восприятия | ||
лиловый | мира | ||
13-16 | Ультрамарин, оранжевый, | Фиолетовый, | Рациональный под - |
зеленый | лиловый | ход к восприятию | |
мира, развитие | |||
самосознания | |||
17-19 | Красно-оранжевый | Пурпурный, | Инстинктивно- |
розовый | целенаправленное | ||
восприятие мира |
Приложение 3.
АНКЕТА. «Изучение эмоциональной стабильности»
Инструкция: прочитав вопросы, ответьте на них письменно.
Флейта и Ветер
Мальчик и колокольчики ландышей
Хитрый коврик
Сочные помидорки
Почта