Материал представленный в первой части работы достаточно научный, грамотно подобранный и изложен в соответствии с выбранной темой.
Вторая часть работы – выяснение влияния лунных фаз на процессы регенерации растений и проведение исследования. Для подтверждения литературных данных автором самостоятельно проведено исследование, для осуществления цели которого использовался метод наблюдения . На основании проведенного исследования, проанализированы результаты, объяснение которых дается с научной точки зрения , сформулированы выводы и практические рекомендации.
Работа актуальна с научной точки зрения и имеет практическое значение, так как экспериментально подтверждает влияние Луны на процессы регенерации растений.
Работа может быть использована на уроках астрономии, на уроках биологии при изучении свойств живых организмов, экологии .
В связи с тем, что в последнее время возрос интерес к комнатному цветоводству, работа будет интересна всем, кто так или иначе занимается вегетативным размножением комнатных растений, т.к экспериментально доказывает зависимость процессов регенерации от состояния лунных фаз.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_lunie_na_regeniraziyu_rastenei.doc | 113.5 КБ |
План.
Часть 1 Процессы регенерации растений
1Страницы истории…………………………………………………... 3
Часть 2. Влияние Луны на процессы регенерации растений
1. Влияние Луны на растения …………………………………………11
регенерации растений………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………….. 17
Введение.
Растениям принадлежит особая роль на Земле. Они, синтезируя органические вещества из неорганических, участвуют в гигантском круговороте веществ и энергии, служат не только пищей, но и убежищем для укрытий от врагов и местом размножения разнообразных животных. Растения произрастают в разных условиях, иногда их проросткам приходится пробиваться через твердый слой почвы, сквозь расщелины скал; они подвергаются механическим ударам, стволы порой разламываются при сильных ветрах и морозах. Невообразимые испытания падают и на долю корней, которые, казалось бы, укрыты под землей, однако миллионы существ, тем не менее повреждают их. Основную часть продукции растений отторгает человек путем вырубок, съема плодов, обрывания соцветий и т.д.
В силу этих и других причин у любого растения в природе оказываются множество видимых и невидимых повреждений. Будучи не в состоянии активно уходить от повреждений, как это делают многие животные, растения страдают стоя и молча. Их стойкость воспета поэтами и вошла в легенды. Л. Н. Толстой в повести «Хаджи-Мурат» так описывает живучесть репея («татарника»), куст которого переехали колесом при вспашке поля: «Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаза. Но он все-таки стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. Экая энергия!..» В таких сложных условиях ни один организм не мог бы существовать, а тем более оставить потомство, если бы не обладал достаточной живучестью.
Живучесть растений определяется прежде всего их способностью к регенерации, т.е. возможностями заживления ран, восстановления утраченных органов или целого организма из изолированной части.
Страницы истории.
Часто случалось так, что люди столетиями занимались определенными операциями и пожинали их плоды, не находя достаточно емкого термина для обозначения конкретного явления. Так было и с интересующими нас особенностями растений. Лишь после того, как зоологи в 18 веке (А. Трамбле, Реомеро), обратив внимание на восстановление утраченных органов у животных, употребили для обозначения указанных процессов латинское слово «регенерация» (возрождение), ботаники начали описывать давно известные примеры из жизни растений этим термином.
Оказалось, что человек с глубокой древности использовал потенции к регенерации у растений при проведении прививок и черенкований. Срастание привитых компонентов, а также образование корней на посаженном черенке происходят благодаря присущей растениям способности к регенерации. В дошедших до нас письменных памятниках содержатся подобные сведения о технике проведения прививок и черенкований растений. Например, в работе, написанной до нашей эры, среди способов возобновления растений названо и размножение с помощью «посаженных отводков». Ученик Аристотеля Феофраст, подробно обсуждая вопрос о том, каким путем лучше всего размножать те или иные культурные растения, так подытоживает имеющиеся сведения: «Вот так возникают деревья или вообще растения: или самопроизвольно из семян, от корня, от черенка, от молодого побега; или еще от мелко нарубленных кусков дерева». Заметим, что в Древней Италии садовники размножали растения изолированными сучьями длиной до 1 метра.
К мысли об использовании изолированных органов для размножения растений человек, по-видимому, пришел, наблюдая естественные способы вегетативного размножения, например, укоренение побегов в природе при соприкосновении с почвой.
Раньше всего человек овладел искусством размножения растений стеблевыми и корневыми черенками. Сведения о размножении растений изолированными листьями начали появляться с 16 века (таким путем размножали бегонию, бриофиллиум).
С процессами регенерации человек сталкивался тысячелетиями, однако долгое время он интересовался ими только в целях практики. В теоретическом плане явления регенерации привлекли внимание позже, лишь в 18 веке. Тогда были начаты исследования, направленные на познание механизма образования корней и почек у изолированных побегов, корней и листьев.
Повреждения растений.
Человек восхищается красотой окружающей природы, его глаза радуют переливающиеся краски цветков, разнообразие форм листьев и самих растений, сезонное изменение их окраски; он наслаждается чарующим ароматом растений. В то же время не каждый из нас знает, что все это достигается растениями через множество страданий в борьбе со стихийными силами природы. Повреждения растений принято делить на естественные (возникающие без участия человека) и искусственные (наносимые человеком). Среди них обычно выделяют механические травмы (от ударов камней, разломы при сильных ветрах, градобитные и т.п.), отделение частей (при опадении или изъятии листьев и плодов, естественном отделении мертвых частей, отторжении клубней и других зачатков для целей вегетативного размножения) и сращения–самопрививки и прививки.
В природе нередко можно заметить сросшиеся побеги, плоды и даже листья. Иногда растения охватывают в процессе роста предметы-препятствия – ограду, камни, стволы, как бы обрастая их живой тканью, заключают в свое тело. Особенно сращения характерны для корней, обеспечивая успех в борьбе за существование, ибо растения в этом случае лучше снабжаются питательными веществами. Естественное сращение растений называют самопрививкой в отличие от разнообразных прививок, производимых человеком.
Во всех перечисленных случаях возникают повреждения тканей и органов, которые растениям приходится залечивать. Еще чаще растения повреждаются от укусов животных, проникновения личинок насекомых или присосок паразитических червей, в случае роста придаточных почек и корней, остающихся долгое время в спящем состоянии, и т.д. Не будет большим преувеличением, если сказать, что вся жизнь растений состоит из повреждений. По этой причине у них возникают защитные ткани на легкоповреждаемых структурах (на точках роста побега и корня, бутонах, семенах и т.п. Этого, однако, далеко не достаточно для завершения онтогенеза в столь не постоянных и полных неожиданностей условиях, в каких в природе существуют все растения.
У растений вырабатываются различные механизмы, позволяющие преодолеть отрицательные последствия травм для онтогенеза, например, способность к заживлению ран и восстановлению утраченных органов путем новообразования или пробуждения к росту ранее заложившихся структур.
Человек в своей практической деятельности давно пытался облегчить страдания растений после травм. Кору садовых деревьев, поврежденную морозами, механически или грызунами, он залечивал, защищая от грязи и покрывая специальными замазками. В тех случаях, когда рана оказывалась очень большой (разлом дерева или сильные ожоги), человек закупоривал ее глиной или цементом. Все это, несомненно, увеличивало долговечность растения, и такие меры вполне оправдывают себя. Другое дело в природе, когда растение предоставлено власти стихийных сил. Как же здесь они выходят из трудного положения.
Формы реализации потенции к регенерации у растений.
Наиболее часто процессы регенерации включаются после травм, многочисленных повреждений. Однако было бы неверно ограничивать проявления потенций к регенерации у растений только в связи с травмами. Процессы регенерации протекают и в нормальных условиях, они лежат в основе «ремонта» организма, постоянного обновления клеток и тканей, изнашиваемых регулярно в онтогенезе. В связи с этим напрашивается вывод, что способность к регенерации – это общее свойство всех растений. В то же время организмы, относящиеся к разным видам, различаются между собой по степени и формам проявления регенерации.
Процессы регенерации можно разделить на регулярные и нерегулярные типы, в пределах которых можно выделить несколько способов их существования. К регулярному типу, совершающемуся даже в нормальных условиях, относится физиологическая регенерация и заживление ран после травм. Нерегулярный тип регенерации (реституция – репарация, репродуктивная регенерация и соматический эмбриогенез) включается только при глубоких травмах или изолировании части от растения.
Процессы регенерации, протекающие в виде обновления изношенных структур, обозначают термином физиологическая регенерация. Они широко распространены, хотя часто о них незаслуженно забывают, говоря о регенерации растений. У многих растений регулярно сбрасывается старая и образуется новая кора, идет отторжение ветвей, листьев плодов и т.д. Сюда же относится образование новых органелл после гибели первичных в неблагоприятных условиях. При затухании физиологической регенерации, со старением организма, начинают преобладать процессы необратимого разрушения организма, ведущие к его отмиранию.
Нередко при ранениях или отторжениях частей у растений происходит возмещение функций недостающего органа путем роста другой метамерной (одноименной) структуры или увеличения размеров оставшегося метамера. Например, если удалить часть побега с листьями (верхушку), то растения восстанавливают нарушенную целостность путем пробуждения к росту скрытых пазушных почек. Описанный процесс можно выделить как компенсаторную регенерацию. В этом случае речь идет о компенсации функции одной структуры другой.
При глубоких повреждениях растений, а также в изолированной части регенерация осуществляется в более сложных формах, хотя и при этом сохраняют значение процессы физиологической регенерации и компенсации. У высших растений в отличие от животных редки случаи восстановления утраченного органа на прежнем месте или достраивания его исходного состояния после повреждения, так называемая репаративная регенерация, или реституция. Однако такие примеры все же описаны у папоротников, грибов и некоторых цветковых (бриофиллиум, глоксиния, стрептокарпус и цикламен). Так, при удалении на начальных этапах роста верхушки (у папоротников) или основания (у цветковых) пластинки листа замечено частичное их восстановление.
Репродуктивной регенерацией называют восстановление целого организма из изолированной части путем образования придаточных корней выше раневой поверхности или путем роста спящих меристем. Она широко распространена у растений и используется при размножении разными черенками. У стеблевых и корневых черенков многих растений развитие корней часто связано с пробуждением к росту ранее существовавших зачатков. В этом легко убедится , если изолированные побеги (например, традесканции) погрузить в воду. Обычно через 4-6 дней можно наблюдать образование вздутий на поверхности черенка, из которых потом выходят корни. У трудно черенкующихся растений (например, гибискус, фикус) на раневой поверхности посаженного изолированного побега через 20 – 30 дней появляются белые наплывы шероховатой Фомы, которые разрастаясь закрывают всю рану. При рассмотрении наплывов под микроскопом видно, что они состоят из однородных паренхимных клеток.
Эта шероховатая масса, называемая каллусом, формируется в результате деления клеток камбия и других тканей, прилегающих к раневой поверхности. До появления корней каллус выполняет защитную и проводящую роль, поглощая воду и минеральные вещества; он на время заменяет функцию покровных тканей и корней. Благодаря этому черенки трудноукореняемых растений месяцами остаются живыми без корней. Обычно чем дольше черенки не укореняются, тем мощнее у них развивается каллус. Для ускорения закладки корней нередко удаляют часть каллуса.
Именно в каллусе часто закладываются корни и почки. Так, у черенков гибискуса и фикуса корни выходят наружу из каллуса. У листовых черенков стрептокарпуса в каллусе закладываются почки. Когда из клеток каллуса формируются корни, а побеги из пазушных почек, новый организм возникает как бы путем обновления фундамента. У одного и того же растения корнеобразование черенков может происходить по-разному. Например, у черенков из одревесневших побегов корни формируются из имеющихся корневых зачатков. Эти зачатки как бы выжидают благоприятных условий для пробуждения, которые создаются после изоляции побега. Зеленые побеги того же растения, не имеющие таких зачатков, корни образуют заново в каллусе или в перецикле – образовательной ткани вблизи проводящих пучков.
Интересно отметить, что корни, возникающие на черенках, морфологически сходны с корнями обычных растений.
Растениям в большей мере, чем животным, присуща тенденция к образованию целого организма из изолированной части или даже группы соматических клеток. Известно, что из клеток эпидермиса листовой пластинки у бегонии, а особенно при посадке небольших кусочков стебля и листовой пластинки на питательную среду, нередко возникает целое растение. Подобные случаи выделяют как особую форму регенерации – соматический эмбриогенез.
Причины различий в способности к регенерации у растений.
Люди знакомые с жизнью растений, знают, что некоторые виды легко размножаются отрезками изолированных побегов – черенками (традесканция, колеус, сеткреазия), тогда как фикус, гибискус, диффенбахия, молочай – слабее, а третьих трудно размножить таким путем; у некоторых замечена способность к размножению изолированными листьями и их отрезками.
Понятие о степени легкости и трудности размножения растений черенками пришлось пересмотреть в отношении отдельных видов, когда было изучено влияние
регуляторов роста на процесс укоренения. Значительный вклад в изучение этих вопросов был внесен отечественными учеными Н.А. Максимов, Д.А. Комиссаров, Н.И. Дубровицкая. Ими было доказано, например, что изолированные побеги однолетних сеянцев дуба при обработке ИУК хорошо укореняются.
Пока нет единого мнения о причинах неодинаковой активности к регенерации разных видов. У некоторых растений легкая укореняемость стеблевых черенков связана с наличием в коре корневых зачатков (обитатели влажных мест, песков), слабым развитием механических тканей, большим содержанием в тканях ауксинов, питательных веществ и т.д. Один из факторов, определяющий активность к регенерации, - усиление паринхиматизации тела организма. Это означает, что травы в целом должны проявлять большие потенции к регенерации, чем деревья и кустарники. Об этом свидетельствуют данные по укоренению стеблевых и листовых черенков более 100 видов растений. И у древесныхв период усиления паренхиматизации организма (например, в однолетнем возрасте, зеленые побеги) отмечена склонность к регенерации. Чем моложе растение, тем раньше появляются корни на изолированных побегах и выше процент укореняемости черенков.
Способность к регенерации – свойство чрезвычайно лабильное и регулируемое уровнем метаболизма тканей. Широкое распространение потенций к регенерации в мире растений становится понятным, если исходить из свойства тотипотентности их клеток; способности образовывать каллус и корни на изолированных цветках, чашелистиках, лепестках, усах и даже тычинках при культивировании на питательных средах. Словом, все высшие растения и их структуры обладают большими или меньшими потенциями к регенерации. Наблюдаемые между видами различия – результат последующего приспособления растений к разнообразным условиям обитания.
Процессы регенерации в онтогенезе находятся под контролем гормональных факторов.
Механизм включения процессов регенерации.
Вопрос об изменениях изолированных структур, предшествующих процессам образования каллуса, корней и почек, - один из интересных в проблеме регенерации растений.
Первые исследования в этой области были направлены на изучение структурных преобразований тканей, позже обратили внимание на сложную и функциональную основу. Наиболее ранней реакцией на ранение и отторжение органа считают повышение активности окислительных ферментов и дыхания, накопление аскорбиновой кислоты в клетках поврежденных тканей. Эти изменения обусловлены облегчением газообмена через раневую поверхность и направлены на образование защитной пленки путем окисления жидкости, излившейся на рану из поврежденных клеток. Защитная пленка. Затягивая рану, предохраняет ткани от проникновения инфекции. Отмечено, что у черенков легко укореняющихся растений окислительно-восстановительные процессы в большинстве случаев протекают более интенсивно, чем у трудно укореняемых. Вскоре после травмы усиливаются процессы деления клеток под поверхностью раны.
Роль процессов регенерации в онтогенезе
Наличие способности к регенерации у растений, для которых велика вероятность повреждения разными биотическими и абиотическими факторами, так или иначе необходимо в целях подстраховки индивидуального развития и процессов воспроизведения. Для большинства растений характерно сохранение широких потенций к регенерации и усиление над ними контроля со стороны целостности организма.
Все виды и органы растений не проявляют одинаковых тенденций к регенерации, но в тоже время допустима и доказана возможность их интенсификации в силу различных причин. Особенно хорошо развита эта возможность в начальном периоде развития растений (например, у проростков)
Процессы регенерации – часть регуляторных механизмов онтогенеза. Они участвуют в поддержании гомеостаза организма, т.е. уравновешенности внутренней среды. Не случайно поэтому при задержки процессов регенерации деструктивные процессы в тканях изолированных органов носят более затяжной и необратимый характер, что приводит к их отмиранию из-за развития старческих симптомов.
Механизмы поддержания гомеостаза и морфогенетической целостности организма путем включения сложных восстановительных процессов требует больших энергетических затрат.
Поддержание индивидуальной жизни растения зависит не только от способности к регенерации и ее проявления в онтогенезе. Скорее всего, сама эта способность должна быть объяснена, исходя из других более общих свойств растительного организма. К ним прежде всего относится обилие в организме у растений меристем (образовательных тканей) и сохранение возможностей даже у специализированных клеток к повторению эмбрионального пути развития, т.е. потенции к делениям («тотипотентность»). Эти особенности наряду с автотрофным питанием, закрепленные всей историей развития растений, и определяют облик растительного организма и его живучесть. Одним из подтверждений сказанного служат описанные выше факты о падении активности к регенерации у растений со старением, когда деятельность меристем иссякает тотипотентность клеток резко ограничивается. Именно из-за незначительной повреждаемости индивидуума у растений исторически фиксируется возможность повторной закладки одних и тех же органов или их новообразований.
Потенции к регенерации у растений и его органов, несомненно, повышают надежность протекания онтогенеза. Реализация же этих потенций в онтогенезе зависит от многогранной функциональной деятельности организма, требует наличия энергетической основы и условий для проявления тотипотентности растительных клеток. Способность к регенерации прежде всего реализуется при необходимости устранения последствий травм, в чем проявляется одно из замечательных свойств живого к саморегуляции; подобные процессы обеспечивают стабильность онтогенеза растений при ее нарушениях.
На потенции к регенерации у растений основано вегетативное размножение.
Я решила выяснить, влияет ли на процессы регенерации Луна.
В связи с этим определилась проблема:
ПРОБЛЕМА: доказать, что Луна оказывают влияние на процессы регенерации растений.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: определить влияние Луны на процессы регенерации растений
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: влияние Луны на процессы регенерации растений
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: характер влияния Луны на процессы регенерации растений
ЗАДАЧИ:
Влияние Луны на растения
Влияние Луны на жизнь живых организмов замечено давно: «Луна, как небесное тело, ближайшее к Земле, обильно оказывает свое влияние на обыденные вещи, ибо большинство их, как одушевленные, так и неодушевленные, связаны с ней и меняются вместе с ней: в реках то прибывает, то убывает вода, в морях с ее восходом и заходом меняются приливы и отливы, растения и животные тают и разрастаются вместе с ней ». (Птолемей)
Власть этого спутника над земной жизнью была отмечена еще Цицероном. Он указывал, что «каждый месяц Луна проходит траекторию, совершаемую Солнцем за год… Она в значительной степени способствует созреванию растений и росту жизни».
Когда же лучше сажать растения? Оказывается это зависит от того, что мы хотим вырастить – вершки или корешки, потому что Луна влияет на их рост по-разному. При растущей луне (1 и 2 фазы) все соки растения устремляются вверх и интенсивно развивается надземная часть растения. Это время благоприятно для посадки листовых овощей (петрушки, укропа, сельдерея, салата, шпината и других зеленых и пряных растений, всех видов лука, которые сажают на «перо») Плодовые овощи( томаты, перец, баклажаны, капусту, кабачки, тыкву) лучше сажать во второй фазе Луны.
Когда Луна убывает, соки растений устремляются вниз – к корням. Поэтому 3 и 4 фазы луны больше подходят для посадки корнеплодов.
Лучше не сажать растения в дни новолуния – они плохо приживаются и могут погибнуть.
Изрядно могут испортить урожай – вредители, бороться лучше с ними при убывающей Луне.
Все огородники знают, как много сил отнимает борьба с сорняками. Чтобы сорняки росли меньше, их лучше удалять когда Луна убывает, т.е. проходит 3 и 4 фазу. А вот при молодой Луне, прополкой заниматься не следует. В это время любое семя сорняка, попав на землю легко прорастает.
Растению для хорошего самочувствия и правильного развития нужны минеральные вещества. Азот, например, улучшает рост растений, калий способствует созданию мощной корневой системы, фосфор регулирует закладку бутонов и цветение, железо необходимо листьям. Чтобы растения получали их в достаточном количестве, нужно проводить подкормку, внося в почву удобрения.
Лучший период для внесения удобрений – убывающая Луна. В это время земля готова воспринять все, что в нее добавляют, с наибольшей пользой для себя, а значит, и для всего, что на ней растет.
Проанализировав литературу, выяснили следующее:
Убывающая Луна | Растущая Луна |
Соки растений устремляются вниз – к корням. | Все соки растения устремляются вверх и интенсивно развивается надземная часть растения |
Посадка корнеплодов. | Время благоприятно для посадки листовых (петрушки, укропа, сельдерея, салата, шпината и других зеленых и пряных растений, всех видов лука, которые сажают на «перо») и плодовые овощей( томатов, перцев, баклажан, капусты, кабачков, тыквы)
|
Борьба с вредителями | |
Прополка сорняков | |
Внесение удобрений |
Результаты исследования влияния Луны на процессы регенерации растений.
Проанализировав состояние проблемы в литературе, я не обнаружила фактов, говорящих о том, что Луна влияет на процессы регенерации растений. Поэтому я решила провести исследование, цель которого стало: Выяснить влияние Луны на процессы регенерации растений.
В течение 4 лунных месяцев я наблюдала за изменением Луны на небе, одновременно производила наблюдение за процессами регенерации растений.
Для осуществления цели использовала метод наблюдения за образованием корней у черенков комнатных растений, срезанных на растущую и убывающую Луну.
Проведя наблюдение получила следующие данные:
Результаты наблюдения.
Названия растения | Появление корней | |
Убывающая Луна | Растущая Луна | |
(стеблевые черенки) | 60- 70 дней | За 36 - 40 дней |
(стеблевые черенки) | 70-75 | 45-50 |
(стеблевые черенки) | 60-65 | 30-35 |
Анализ полученных данных.
Анализируя данные, полученные за время исследования, я выяснила, что у черенков срезанных на растущую Луну процессы регенерации происходят намного быстрее, чем у черенков срезанных на убывающую Луну. Используя литературные данные, полученные результаты могу объяснить следующим образом: если на растущую Луну соки растения устремляются вверх, то в листьях черенков интенсивно идут процессы обмена веществ.
Из-за нарушения целостности повышается активность гидролитических ферментов, что усиливают процессы гидролиза, сопровождающиеся распадом нуклеиновых кислот, белков, крахмала, липидов и пигментов пластид. Гидролизом бывают охвачены все ткани и части черенка. В этот период по направленности метаболизма черенки напоминают прорастающие семена, что далеко не случайно. Смысл усиления гидролитических процессов состоит в повышении подвижности веществ, что делает их наиболее транспортабельными. Это ведет к перемещению веществ к зоне раневой поверхности, где идет деление клеток и новообразование структур. Наличие такого транспорта было доказано разными методами, в том числе и использованием меченых атомов. С другой стороны, при усилении гидролиза высвобождаются связанные ранее растительные гормоны, которые, переходя в свободное активное состояние, в дальнейшем играют индукторную роль при подготовке деления клеток. Опытами установлено перемещение к раневой поверхности черенков таких важнейших метаболитов, как аминокислоты, глюкоза, соединения фосфора, эндогенные регуляторы роста и т.д.
Деление клеток раньше всего начинается в пучках, т.е. делятся клетки камбия. Затем зона вовлечения в деление, расширяется, делением охватываются клетки коры, сердцевины и древесной паренхимы. В стебле в результате деления клеток камбия между соседними сосудистыми пучками образуется скопление мелких клеток, из которых в дальнейшем формируется корневой зачаток. Растущие корневые зачатки разрывают кору и выходят наружу. Деление клеток камбия и закладка корней сопровождаются резким увеличением площади проводящих пучков.
С момента возникновения корней восстанавливается физиологическая целостность изолированных побегов и листьев, в них усиливаются процессы синтеза, идет накопление нуклеиновых кислот, белка, крахмала и т.д. Этот период – переломный в жизни изолированных структур. Для активации процессов синтеза имеет не столько общее число корней на черенке, сколько само формирование единичных корней. По мере роста числа корней вначале повышается накопление веществ в черенках из-за активации фотосинтеза. Потом наступает некоторая стабилизация процессов, что нарушается при еще большем развитии корней, и затем идет убыль веществ из черенка в корни.
У черенков, срезанных на убывающую Луну , соки устремляются вниз, процессы обмена веществ протекают медленно.
Активность гидролитических ферментов возможно понижается, что замедляет процессы гидролиза , сопровождающиеся распадом нуклеиновых кислот, белков, крахмала, липидов и пигментов пластид, подвижности веществ, понижается что делает их менее транспортабельными. Это ведет к тому, что деление клеток и новообразование структур замедляется. При замедлении процессов гидролиза высвобождается меньшее количество гормонов, играющих индукторную роль при подготовке деления клеток .
Деление клеток отодвигается на более поздние сроки, поэтому и появление корней отодвигается по срокам, нежели чем у черенков срезанных на растущую Луну.
Физиологическая целостность изолированных побегов и листьев срезанных на убывающую Луну восстанавливается тоже (по срокам ) гораздо позже, чем у черенков срезанных на растущую Луну, т.к. в них замедлены процессы синтеза, следовательно накопление нуклеиновых кислот, белка, крахмала и т.д, необходимых для роста клеток, происходит тоже медленнее.
Вывод:
По результатам исследования можно сформулировать вывод:
1. На процессы регенерации растений влияет Луна. У черенков срезанных на растущую Луну процессы регенерации происходят более интенсивно, чем у черенков , срезанных на убывающую Луну.
Практические рекомендации.
Исходя из вышеизложенного, мною разработаны следующие рекомендации:
1.При вегетативном размножении комнатных растений необходимо учитывать состояние Луны.
2. Эффективнее вегетативное размножение растений производить при растущей Луне.
Список литературы.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 р.п. Юрты
Тема: «Влияние Луны на процессы регенерации растений»
Работу выполнила
Гуревская Ксения
ученица 7 класса
МКОУ СОШ №24
п. Юрты
Руководитель
учитель биологии
МКОУ СОШ №24
п. Юрты
Астахова Л.Н.
Сказка про Серого Зайку
Заяц-хваста
Хрюк на ёлке
Две лягушки
Рисуем пшеничное поле гуашью