Исследовательская работа "Изучение фигурных чисел" Цель работы: узнать какие числа называются фигурными, на какие виды эти числа делятся, применение и историю возникновения фигурных чисел, научиться «выкладывать» фигурные числа.
Вложение | Размер |
---|---|
figurnye_chisla.rar | 139.71 КБ |
figurnye_chisla.rar | 1.46 МБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №38
Октябрьского района городского округа
город Уфа Республики Башкортостан
Изучение фигурных чисел
Автор: Александрова Кристина Игоревна, ученица 6б класса МАОУ СОШ №38
Октябрьского района г. Уфа РБ
Научный руководитель: Епифанова Галина Григорьевна,
учитель математики, МАОУ СОШ №38
Октябрьского района г.Уфа РБ
Уфа
2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………...... 3
Заключение…………………………………………………………..……...…..12
Список используемой литературы…………………………………..……...…13
Введение
Фламандский математик Симон Стевини писал «Среди чисел существует такое совершенство и согласие, что нам надо размышлять дни и ночи над их удивительной закономерностью…».
Ещё вначале VI века до н.э. греческие математики обнаружили интересный способ рассмотрения чисел, который можно назвать как полуарифметический - полугеометрический. Способ состоял в том, что, используя камешки одинаковой величины и формы, можно выкладывать числа с помощью фигур. Я заинтересовалась этим и решила выяснить, действительно ли существуют числа, которые можно выкладывать в виде геометрических фигур?
Я решила узнать, какие числа называются фигурными, на какие виды эти числа делятся, применение и историю возникновения фигурных чисел, научиться самой «выкладывать» фигурные числа и познакомить своих одноклассников с фигурными числами. Для этого был проведен поиск литературы, как в библиотеке, так и в Интернете.
Числа древними греками, а вместе с ними Пифагором и пифагорейцами мыслились зримо, в виде камешков, разложенных на песке или на счетной доске - абаке. По этой причине греки не знали нуля, т.к. его невозможно было "увидеть". Но и единица еще не была полноправным числом, а представлялась как некий "числовой атом", из которого образовывались все числа. Пифагорейцы называли единицу "границей между числом и частями", т.е. между целыми числами и дробями, но в то же время видели в ней "семя и вечный корень". Число же определялось как множество, составленное из единиц. Особое положение единицы как "числового атома", роднило ее с точкой, считавшейся "геометрическим атомом". Вот почему Аристотель писал: "Точка есть единица, имеющая положение, единица есть точка без положения". Т.о. пифагорейские числа в современной терминологии - это натуральные числа.
Фигурные числа, по мнению пифагорейцев, играют важную роль в структуре мироздания. Поэтому их изучением занимались многие математики античности: Эратосфен, Гипсикл,Диофант Александрийский и другие. Гипсикл (II век до н. э.) дал общее определение m-угольного числа как суммы n членов арифметической прогрессии, у которой первый член есть 1, а разность равна ( . ). Диофант написал большое исследование о свойствах многоугольных чисел, фрагменты которого дошли до наших дней. О фигурных числах много говорится в пифагорейских учебниках арифметики, созданных Никомахом Геразским и Теоном Смирнским (II век), установившие ряд зависимостей между фигурными числами разных размерностей. Большой интерес к фигурным числам проявили индийские математики и первые математики средневековой Европы (Фибоначчи, Пачоли, Кардано и др.).
В Новое время многоугольными числами занимались Ферма, Валлис, Эйлер, Лагранж, Гаусс и другие. Ферма сформулировал (1637) так называемую «золотую теорему»:
Этой теоремой занимались многие выдающиеся математики, полное доказательство сумел дать Коши в 1813 году.
Много лет назад, помогая себе при счете камушками, люди обращали внимание на правильные фигуры, которые можно выложить из камушков. Можно просто класть камушки в ряд: один, два, три. Если класть их в два ряда, чтобы получались прямоугольники, мы обнаружим, что получаются все четные числа. Можно выкладывать камни в три ряда: получатся числа, делящиеся на три.
Числа-камешки раскладывались в виде правильных геометрических фигур, эти фигуры классифицировались. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными.
Линейные числа (т.е. простые числа) - числа, которые делятся только на единицу и на самих себя и, следовательно, представимы в виде последовательности точек, выстроенных в линию (1,2,3,5,7,11,13,17,19,23,...):
- линейное число 5.
Плоские числа - числа, представимые в виде произведения двух сомножителей (4,6,8,9,10,12,14,15,...):
- плоское число 6 = 2 • 3.
Телесные числа, выражаемые произведением трех сомножителей (8,12,18,20,24,27,28,...):
- телесное число 8 = 2 • 2 • 2.
Треугольное число – это число кружков, которые можно выложить в форме равностороннего треугольника.
Последовательность треугольных чисел Тп для n = 0, 1,2, … начинается так 0,1, 3, 6, 10, 15, 21, 28, 36, 45, 55, …. , n(n-1).
3 6 10
Заметим, что
1 = 1
3 = 1 + 2
6 = 1 + 2 + 3
10 = 1 + 2 + 3 + 4
15 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5
. . .
Эта закономерность сохраняется и дальше. Можно вывести формулу для получения треугольных чисел:
Тn = 1 + 2 + 3 + ... + n.
На вид она довольно проста, но для вычислений не пригодна, поэтому представим ее в следующем виде: Tn = n(n+1).
1, 3, 6, 10, 15, 21, 28, 36, 45, 55, 66, 78, 91…
1+3=4 (т.е.22), 3+6=9 (т.е. 32), 6+10=16 (т.е. 42) и т.д.
Квадратные числа — (1,4,9,16,25,36,49,64,81,100,...,n2,...) выражаются произведением двух одинаковых чисел, т.е. являются полными квадратами.
4 9 16
Пифагорейцы наглядно видели, что каждый квадрат отличается от следующего на «гномон», то есть на уголок с равными сторонами, в котором нечетное число точек – вершина плюс дважды взятое число точек на стороне гномона (по-гречески слово «гномон» исходно означало солнечные часы).
Древнегреческий ученый Диофант нашел простую связь между треугольными числами Т и квадратными К:
8Т+1=К.
Можно наглядно представить эту формулу Диофанта на примере числа 10.
На рисунке изображены 81 клеточки, размещенные в квадрате. Они образуют квадратное число К. Одна клеточка занимает центр квадрата, а остальные 80 сгруппированы в 8 треугольных чисел Т в форме восьми "прямоугольных треугольников". Получается: 8Т+1=К.
1, 5, 12 ,22, 35, 51, 70, 92, 117,…, n(3n-1)
Кроме плоских фигурных чисел, существуют еще пространственные фигурные числа.
Пирамидальные числа возникают при складывании круглых камушков горкой так, чтобы они не раскатывались. Получается пирамида. Каждый слой в такой пирамиде - треугольное число. Наверху один камушек, под ним - 3, под теми - 6 и т.д.:
1, 1+3=4, 1+3+6=10, 1+3+6+10=20, ...
Очень интересны кубические числа, возникающие при складывании кубиков: 1, 2·2·2=8, 3·3·3=27, 4·4·4=64, 5х5х5=125... и так далее.
Теперь понятно, почему про такие числа говорят: «два в кубе», «три в кубе», «девять в кубе»?
Заключение
Работая по данной теме, я пришла к следующим выводам:
Список используемой литературы.
Алые паруса
Какая бывает зима
Зимовье зверей
Снежная сказка
Философские стихи Кристины Россетти