Ученица 10 А класса Муниципального общеобразовптельного учреждения "Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма" ЯНАО участвовала в XXXIII Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку (исследование), проводившейся 21 марта 2013 года Центром дистанционного образования "Эйдос", и заняла I место в номинации "9-11 классы, взрослые".
Вложение | Размер |
---|---|
Работа содержит:1) целеполагание; 2) выполнение олимпиадных заданий; 3) рефлексию. | 70.52 КБ |
XXXIII я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку (исследования)
21 марта 2013 г.
Локальный координатор: Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
9-11 классы
Участник: Анфимова Ксения, 10 А класс, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО.
Целеполагание;
«5 ПРИЧИН». Сформулируйте пять самых главных причин, почему вы участвуете в олимпиаде.
Оптимистические перевёртыши
Война – самое противоестественное состояние человечества. Война – это вражда, агрессия, лишения, неудобства, голод, мучения, ранения, смерть. Война – это убийства, кровь, страдания, обнищание массы рядовых солдат и низших офицерских чинов. Война – это воплощение человеческой неблагодарности: забвение героев-освободителей, пострадавших ветеранов, инвалидов. И, наконец, война – это процесс обесценивания сокровищ. Перед ==========================================================
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
==========================================================
войной, во время войны и долгое время после войны возникают, бытуют и торжествуют понятия-перевертыши. Например: «жесток с врагами», «смел в бою», «не знает пощады», «ликвидировать лягушатников», «добыть языка», «выпытать признание (сведения)», «не проявлять мягкотелость», «не распускать слюни», «бить неприятеля до полного уничтожения». Это всё представляется положительным, благородным, патриотичным, примерным!
Язык чутко откликается на настроения общества. Его лексика «обогащается» огромным количеством грубых, жестких, хлестких выражений и словоформ, которые представляются меткими или остроумными. Так после Отечественной войны 1812 года появились слова «шваль», «шантрапа», «шаромыжник», заимствованные из западноевропейских языков, большей частью из французского. Особенно поражает слово-перевертыш «cher ami - шаромыга» - столько горечи в нём: «дорогой друг - дармоед»! А ведь в этом преображении заложена и крупица доброты: случалось, даром кормили жалких замерзших французиков в русских деревнях. Немало их и осталось, и прижилось на Руси…
Прошло 200 лет с тех пор, а слова эти популярны до сих пор. Память народная в своём словесном тезаурусе цепко хранит печаль прошлых потрясений. Но обобщенный образ Отечественной войны 1812 года в российской культуре предстает в идеализированном виде. Она представляется торжеством справедливости, мужества, героизма, мудрости и благородства. Она видится в ореоле эстетического совершенства. Слова: «гусар», «улан», «эскадрон», «кивер», «ментик», «ташка», «булат» - звучат, как волшебная музыка. Все красиво, качественно, прочно, надежно. А какие имена: Кутузов, Багратион, Барклай де Толли, генерал Платов, Денис Давыдов! Стихотворение Д.Давыдова «Я разлюбил войну…», не так давно положенное на музыку, хочется считать его кредо. Все-таки нам повезло: мы мирные люди. И мы, наверное, образовали бы не печальные, а веселые словечки от понятий той эпохи. Например: «гусёнок» - молоденький гусар; «улитка» - медлительный улан; «эскадриль» - эскадрон танцующих скакунов; «барклайка» - баклажка для рома; «ментура» - просторная накидка.
Спасибо спасительному русскому языку, позволяющему конструировать варианты новых понятий, полных оптимизма!
Этимология
№ понятия | Исследуемые слова | ||
Шантрапа | Шаромыжник | Шваль | |
Основные значения | |||
«пустой, никчемный, ненадежный человек; проходимец, пройдоха» (бранное)[1] | (шаромыта) «человек, любящий поживиться на чужой счет, жулик, обманщик» (просторечное, презрительное)[2] | «негодные вещи» (разговорное, фамильярно-пренебрежительное); | |
«сволочь» | (шаромыга) «мошенник» | «негодный, ничтожный человек, сброд» (бранное)[3] | |
«сброд» | «бродяга» | «портной» | |
«дрянь» | «дармоед» | «сволочь» | |
«беднота» | «сброд» | ||
«голь» | |||
«пустяк» | |||
Происхождение (предположительно) | |||
от древне-чешского santrok, santroch – «обманщик»[4] | от фр. cher ami – «дорогой друг»[5] | Ругательство происходит от имени новгородца Ивашки Шваля (нач XVII), об измене которого сохранилось народное предание | |
chantera pas - «не сможет петь»[6] | от глагола ошиваться – бродяжить | ||
от фр. cheval – «грубый человек» (арго, дословно «лошадь»)[7] |
Словарь семантических антонимов
(якобы появившихся в русском языке в 1812 году)
Стрелок | Раненок | |
Аппетит | Бурчелит | |
Кашевар | Кашеед | |
Натиск | Сжатиск | |
Переход | Переплыв | |
Лекарь | Починяемый | |
Шантрапа | Шармота | |
Шаромыжник | Шаролётчик | |
Шваль | Шиковаль | |
Березина («конец света») | Каштания («лучший из миров») | |
Бистро («перекусить на ходу») | Отдыхания («дружеская трапеза») |
2. ЛИНГВИСТ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. 11 апреля начнется Всероссийская дистанционная ученическая конференция http://eidos.ru/conf/pupil/2013-1/index.htm. На ней в секции «Филология и языкознание» могут представить свои работы исследователи русского языка. Предложите 2-3 темы творческих работ для этой секции. Напишите, какую исследовательскую тему по русскому языку вы бы представили. Сформулируйте название темы, главную проблему исследования и краткий план своей работы по информатике.
P.S. Вы можете провести такое исследование прямо во время конференции. Если вы зарегистрируетесь в конференции с этой темой, то получите скидку в 10% на оплату рег. взноса. Пароль для скидки «Лингвист-исследователь».
Секция «Филология и языкознание»
Проблема: Можно ли считать один вид сигналов доминирующим?
1. Анализ (сбор, классификация, описание) дискретных сигналов.
2. Анализ (сбор, классификация, описание) аналоговых сигналов.
3. Сравнительный анализ.
4. Вывод.
==========================================================
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
==========================================================
наиболее часто употребляемых глаголов и постарайтесь создать новые значения с ним. Результаты исследования запишите в виде журнала наблюдений.
Журнал наблюдений
01.01.2016. Новый год, новые впечатления. Мне 16 лет. Я могу взяться за исследование. Начнём с наблюдения. Объектом будет глагол «стоять» - II спряжение, несовершенный вид, значение «находиться в вертикальном положении». Есть и переносное значение: «быть». Например, «Стоит прекрасная погода». Интересно, а «стоять на своём мнении», то есть, настаивать – это выражение совсем уж устарело?
15.01.2016. Каникулы пролетели в один миг. Было много весёлого и интересного, но глагол «стоять» неотвязно вертелся в голове. Кстати, «вертеться в голове» - это что, идиома? Словом, напоминал о себе. Мало того, вопрошал: «стоять» и «настаивать» - слова однокоренные? Пришлось обратиться к куче справочников. И что выяснилось? Что всё очень спорно. Ладно, будем считать, что они из разных родственных гнёзд. Но тогда «настаивать на своём» и «настаивать лекарство» = омонимы?
29.02.2016. Уникальный день, бывает раз в четыре года! Как не отличиться новым скачком в моём тайном исследовании? Вопреки моему излюбленному глаголу «стоять» в значении «не развиваться». Будем двигаться дальше – развиваться! Будем присоединять к этому глаголу существительные с предлогом. Например, «стоять у власти» - быть высокопоставленным чиновником. Или «стоять у руля» - руководить. А если попробуем присоединять прилагательные или качественные наречия, то получим значение «быть в каком-то состоянии». Например, «стоял страшный зной», «солнце стояло уже довольно высоко».
09.03.2016. Сколько цветов нам с мамой подарили! Настроение такое радостное, что хочется ещё пообщаться с моим милым глаголом. Посочетаем-ка его просто с предлогами. «Стоять за» - быть сторонником кого-либо или чего-либо. «Стоять против» - быть оппонентом. «Стоять над» - не принимать участия. «Стоять вопреки» - противостоять.
21.03.2016. Помнится, ровно три года назад, во время 33-й эвристической олимпиады по русскому языку было предложено следующее: ==========================================================
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
==========================================================
«Возьмите за основу для исследования один из наиболее часто употребляемых глаголов и постарайтесь создать новые значения с ним». За эти годы новые значения укоренились в общеупотребительном языке – и придумывать не надо. Смотрите: «стоять слишком» - быть рекордсменом; «стоять вслух» - быть знаменитым; «стоять шагом» - ходить пешком; «стоять мимо» - пропустить важное событие; «стоять у» - влюбиться.
4. САМАЯ НЕПОНЯТНАЯ И САМАЯ ОБЫКНОВЕННАЯ ВЕЩЬ В МИРЕ. А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка: «Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха... И его мысли станут моими...». Составьте классификацию самых непонятных и самых обыкновенных слов с точки зрения разных аспектов лингвистики: фонетики, лексики, морфологии и т.д. Аргументируйте свою работу.
Кодирование и расшифровка
Общеизвестно, что язык – это знаковая система, в которой закодирована вся информация, доступная человечеству. Формулируя текст, носители языка кодируют информацию. Воспринимая текст, носители языка расшифровывают известные им коды. При этом происходит понимание не только знакомых слов, словосочетаний, фразеологизмов, но и смутно знакомых или совсем незнакомых. То есть, известный код помогает расшифровать новые понятия. Как и закодировать тому, кто их порождает: делает открытия, называет новые вещи и явления. Как правило, языком, всей его сложной системой, пользуются автоматически, как совершенным инструментом, помогающим осваивать любые области знаний. Но если посмотреть на языковые единицы «со стороны», то многое может удивить. Самыми обыкновенными кажутся слова, основанные на подражании реальным звукам окружающего мира: свист, сопение, храп, скрип, звон, треск. А самыми необыкновенными… Да сколько угодно!
Классификация в духе Козьмы Пруткова
№ | Слово | Комментарий |
Фонетика (звучание слова) | ||
Бульканье | Обыкновенное слово. Воспроизводит звуки, издаваемые пузырящейся жидкостью: импульсивно, двуударно, неоднородно, как неоднородны бывают пузырьки (в отличие от единичного «буль»). | |
Крах | Обыкновенное слово. Похожее на «кряк». То есть, кто-то что-то произнес не своим голосом и «крякнулся». | |
Стон | Обыкновенное слово. Передаёт соответствующее звуковое выражение боли (физической или душевной): печально, протяжно, со звуком, порождающим эхо на конце. | |
Корона | Непонятное слово. Созвучно с «корова». Может быть, у коровы гайморит? | |
Пух | Непонятное слово. Если оно обозначает легчайшие пушинки, парящие в воздухе, то почему начинается со взрывного согласного: обязательно вылетает из повреждённой подушки? | |
Лексика (словарный состав) | ||
Класть | Обыкновенное слово. От него образуются слова «кладь», «клад», «кладенец», обозначающие нужные, важные, ценные вещи. | |
Положить | Непонятное слово. Неужели в его корне «ложь»? Или «залог», «подлог», «полог»? | |
Пруд | Непонятное слово. Возможно, это профессионализм возницы (кучера), который похожими звуками останавливает лошадь. | |
Руль | Непонятное слово. Скорее всего, маленький рулет (из кулинарных изысков). | |
Ящик | Непонятное слово. Предположительно, корпорация коммерческих дельцов-тезок по имени Яков или Яшка. | |
Морфемика (состав слова) | ||
Надевать | Непонятное слово. Его корень «над», «надев» или «де»? А смысл - «делать кого-то одетым»? | |
Обувать | Непонятное слово. Его корень «обув», «був» или «у»? А смысл – «улетать» или «удувать»? | |
Птица | Непонятное слово. Его корень «птиц», «пти» или «пт»? А смысл – «птеродактиль» или «птолемеевидный»? | |
Отойти | Непонятное слово. Его корень «отойт», «отой» или «й»? А смысл – «йотированный», «йодированный» или «йтопультированный»? | |
Зуброид | Самое обыкновенное слово. Имеет два корня: «зуб» и «р». Обозначает «острый мыс, вдающийся далеко в рычащий океан». | |
Морфология (части речи) | ||
Благодаря | Непонятное слово. То ли говорит «спасибо», то ли что-то дарит. А какая часть речи: предлог или деепричастие? | |
Вишь | Непонятное слово. Может усеченное «видишь», а может сорт вишни? И какая часть речи: глагол, частица? | |
Давай | Непонятное слово. То ли побуждает двигаться, то ли требует подачки. А какая часть речи: глагол, частица? | |
Пусть | Непонятное слово. То ли «пусто», то ли «пустить» в смысле «пропустить», «попустить» - словом, «пусть живет». Какая часть речи? | |
Хотя | Непонятное слово. Есть женское имя Хотя – уменьшительное от «Харитинья». Есть деепричастие, выражающий желание. И есть союз. | |
Стилистика (функциональные стили) | ||
Местопребывание | Обыкновенное слово официально-делового стиля. Уточняет пространственно-временной континуум. | |
Местонахождение | Неуместное слово официально-делового стиля. Как будто обозначает такое место, где встречаются всяческие «находки» сомнительного содержания. | |
Полномочный | Непонятное слово. Пароним с «помоечный». Если «мощный», то уже не «полночный», так ведь? | |
Соискание | Непонятное слово. Может быть, искание смысла жизни и предназначения человека, но тогда зачем это «со-», как «соавторство»? | |
Уведомление | Непонятное слово. Кто-то «ведомый», а где же «ведущий»? Скорее всего, «увы, томление». И что за стиль? |
==========================================================
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
==========================================================
Рефлексия
Дерзновение
Решительно взяв в руки распечатку заданий олимпиады, я смело устремилась к вершинам лингвистического Олимпа. Коленки дрожали, сердце заходилось в ужасе. Руки решились затрястись, как только я осталась без свидетелей. Вся моя подготовка пошла насмарку. Горы перечитанных популярных книжек, километры выполненных упражнений, часы поисков в Интернете интересных заданий и решений, рекомендации и примеры «Эйдоса» - всё мгновенно забылось. Кажется, единственное, что меня удерживало на плаву – это вера в меня моего учителя и наставника. Безграничная и беспочвенная вера. Но её невозможно было не оправдать. И поэтому потихоньку стали возвращаться спокойствие, понимание, сосредоточенность, заинтересованность, радость и восторг!
И чего я поначалу боялась? Я ведь так люблю докапываться до глубинного смысла слов. Мне ведь так нравится само слово «этимология» - оно ведь от греческого «этимон» - истина. Понимаю, возможно мои рассуждения неквалифицированны и наивны, но я потрудилась от души, испытала приятную усталость и чувство удовлетворения, когда выбиралась из дебрей каждого непростого вопроса.
А когда уже почувствовала изнеможение от умственной и физической перегрузки (правда-правда, так заболела спина, как будто я мешки таскала!), то мне на выручку пришел юмор. Спасибо, вспомнился Козьма Прутков, который никогда не сомневался в собственной гениальности. Это и помогло мне дойти до финиша. И вникнуть в смысл слова «дерзновение»: смелое, решительное, дерзкое устремление к победе!
Примечание: Ксения Анфимова заняла I место в XXXIII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку (исследования), проходившей 21 марта 2013 года, в номинации «9-11 классы, взрослые» (Протокол № 20130321-1 от12.04.2013).
==========================================================
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
[1] См.: Ушаков Д. Толковый словарь русского языка: В 4 . Т. 4. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 1318.
[2] См.: Ушаков Д. Толковый словарь русского языка: В 4 . Т. 4. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 1322.
[3] См.: Ушаков Д. Толковый словарь русского языка: В 4 . Т. 4. – М.: ТЕРРА, 1996. – С. 1326.
[4] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. – СПб.: Терра – Азбука, 1996. – С. 405.
[5] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. – СПб.: Терра – Азбука, 1996. – С. 411.
[6] Отечественная война 1812 года. 1. Бородинское сражение. II. Галлицизмы и не только. http://www.tete-a-tete-magazine.fr/ru/kultura/1166-otechestvennaya-voyna-1812-goda-2-gallizismi-i-ne-tolko/
[7] См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т. 4. – СПб.: Терра – Азбука, 1996. – С. 417.
==========================================================
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 2013
Как нарисовать зайчика
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Астрономический календарь. Март, 2019
Карты планет и спутников Солнечной системы
Ёжикина Радость