Презентация и защита работы ко Дню науки.
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_raboty.doc | 50.5 КБ |
nauka_zrenie.ppt | 1.54 МБ |
Защита работы.
Тема моей работы «Изучение состояния зрения учащихся школы и причин его ухудшения». Эту тему я выбрала не случайно. Проходя в этом году медосмотр, я обратила внимание на то, что в нашем классе много учеников с различными отклонениями в состоянии здоровья. Причем у двух учащихся из 20 (в том числе и у меня) близорукость. Я поинтересовалась у школьной медсестры, много ли учащихся в школе имеют плохое зрение. По материалам ежегодной отчетности оказалось, что нарушения зрения диагностируются примерно у 10% школьников. По характеру заболеваний нарушения зрения находятся на втором месте среди всех заболеваний.
Таблица. Характеристика заболеваемости.
Виды заболеваний | Годы | ||
2008 | 2009 | 2010 | |
1.Нарушение осанки | 35 | 33 | 29 |
2.Снижение зрения | 29 | 34 | 33 |
3. Болезни сердца | 13 | 9 | 11 |
4.Болезни органов дыхания | 9 | 9 | 7 |
5.Болезни органов пищеварения | 5 | 6 | 9 |
Проблема ухудшения зрения и стала основной причиной выбора моей темы. Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на важность темы, имеется небольшое количество книг по данной теме. В основном это давно изданные книги и энциклопедии. Знакомство с материалами, представленными в сети Интернет, позволило выяснить, что существует множество сайтов, в которых рассматриваются проблемы и указываются разные причины ухудшения зрения. Я решила выяснить сама, в чем же состоят причины падения зрения учащихся нашей школы, так как эта тема является актуальной для нашей школы.
Объектом моего исследования являлись учащиеся 7 – 11 классов.
Предмет исследования – это состояние зрения учащихся школы.
Цель моей работы состояла в том, чтобы изучить состояние зрения учеников школы, причины его ухудшения и рекомендовать средства профилактики.
Для достижения цели исследования необходимо было решить ряд задач:
-изучить какую роль играет зрение в жизни человека;
-выявить процент учащихся в 5-11 классах, имеющих различные заболевания глаз;
-установить основные причины ухудшения зрения;
-проверить соответствие освещенности школьных кабинетов санитарно - гигиеническим нормам;
-разработать рекомендации для профилактики ухудшения зрения, физкультминутки для глаз.
Я использовала следующие методы исследования:
- Анализ различной литературы;
- Беседа со школьной медицинской сестрой;
- Анкетирование школьников;
- Наблюдения.
Всем известно, что зрению принадлежит очень важная роль в жизни каждого человека. Оно доставляет нашему сознанию наиболее полную информацию об окружающем нас мире. Недаром народная пословица гласит: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
Поэтому возникающие проблемы со зрением ведут к нарушению адекватного восприятия. Иными словами, вместе со зрением мы теряем возможность видеть мир таким, каков он есть. Ухудшение зрения может стать серьезным препятствием в учебе и работе.
К сожалению, в большей или меньшей степени эти проблемы знакомы многим. Вместе с медицинской сестрой нашей школы по медицинским картам было выявлено следующее количество учеников 7-11 классов, имеющих дефекты зрения:
Вывод. 10 % учащихся 7 – 11 классов имеют различные дефекты зрения.
Главные причины нарушения зрения, по мнению медиков:
Выяснено, что различные отклонения в зрении часто обусловлены наследственностью. В том числе, это касается и близорукости. По данным ВОЗ, в разных частях света близорукостью страдает от 19 до 40%. Все эти люди – потенциальные родители следующего поколения близоруких.
Нередко причиной заболевания глаз являются и общие заболевания. Часто возникают и тяжело протекают болезни глаз у людей, больных туберкулезом, диабетом, рахитом, во время болезни или после гриппа, а также в связи с болезнями сердца, сосудов.
2. недостаточное естественное и искусственное освещение.
Ученые установили, что развитию близорукости способствует недостаточное и нерационально устроенное естественное и искусственное освещение.
3. несоблюдение гигиенических правил при письме, чтении, работе с компьютером.
С целью выяснения причин ухудшения зрения учащихся школы я провела исследование освещенности в школьных кабинетах и опрос школьников в форме письменного ответа на предложенную анкету.
Я решила проверить, соответствует ли уровень освещенности в классных кабинетах санитарным нормам.
Освещённость — физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности:
(Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс.)
Освещённость измеряется с помощью люксметра. Но этого прибора у нас в школе нет, поэтому для оценки естественного освещения я использовала геометрический метод определения светового коэффициента:
Также я определила коэффициент искусственного освещения, коэффициент заглубления.
Кроме того, я оценила искусственную освещенность, но очень приближенным методом определения.
При определении параметров освещенности я увидела, что коэффициенты естественного освещения и заглубления отвечают норме, а коэффициент искусственного освещения немного ниже нормы.
Рассчитанные параметры искусственной освещенности я сравнила с измерениями, полученными СанЭпидемСтанцией при проверке освещения школы с помощью люксметра. Было обнаружено, что уровень искусственного освещения в кабинетах русского языка и математики ниже нормы (140 Лк), в кабинетах физики, химии, истории выше нормы (160 – 190 Лк), в остальных кабинетах полученные результаты искусственного освещения соответствуют допустимым значениям СанПиН (150 Лк).
Кроме того, я обнаружила ряд нарушений норм освещённости: 1) подсветки доски в классах нет; 2) не во всех классах чисто вымыты окна; 3) есть затененность цветами на окнах.
Я решила выяснить, как школьники сами оценивают состояние своего зрения, что они считают основными причинами ухудшения зрения, знают ли они о мерах профилактики.
По итогам опроса увидела, что 82 человека (83%)считают, что имеют хорошее зрение, есть проблемы со зрением – 19 человек (17%).
Основные причины ухудшения зрения (по мнению учеников):
- неправильное освещение (34%);
- длительное пребывание за компьютером (45%);
- длительное пользование сотовым телефоном (24%);
- продолжительный просмотр телепередач (42%).
Опрошенные учащиеся дают следующие рекомендации по изменению освещенности в школе:
- заменить старые окна на новые;
- изменить систему зашторивания;
- заменить старые доски;
- поменять лампы накаливания на лампы дневного света;
- чаще мыть окна.
Учащиеся школы назвали следующие меры профилактики для сохранения зрения:
- употребление в пищу черники, моркови – 18 уч-ся;
- упражнения для глаз, тренажёры - 12 уч-ся;
- витамины – 13 уч-ся;
- меньше смотреть телевизор и заниматься на компьютере - 10 уч-ся;
- больше бывать на свежем воздухе - 11 уч-ся.
В ходе работы я изучила состояние зрения учеников нашей школы. При выяснении причин нарушения зрения наших школьников, я пришла к тому же выводу, что и многие ученые. Я подтверждаю, что основными причинами ухудшения зрения являются несоблюдение норм освещенности при работе, нарушение гигиенических правил, в некоторой степени наследственность и сопутствующие заболевания.
Выполняя работу, я ознакомилась с различной литературой, провела исследование освещенности классов, провела опрос учащихся и решила задачи, поставленные перед собой.
По результатам исследования можно дать следующие рекомендации:
- поставить более мощные лампы и менять вовремя перегоревшие;
- установить дополнительное освещение над доской;
- как минимум 2-3 раза в год мыть плафоны, оконные стёкла;
- для леворуких детей использовать дополнительный источник света, учителям учитывать посадку таких детей;
- учащихся ознакомить с нормами освещения и оптимальными нагрузками на глаза в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями.
Я считаю, что проделанная мной работа важна. Она может быть полезной классным руководителям (Приложение 4), медицинскому работнику школы и самим школьникам. Я считаю, что, если, начиная с первого класса, будут:
- проводиться регулярные медосмотры учащихся с отслеживанием результатов состояния зрения;
- соблюдаться санитарно-гигиенические нормы;
- проводиться в школе оздоровительная работа;
- проводиться работа с родителями по сохранению и укреплению зрения учащихся,
то всё это в целом приведёт к сохранению и укреплению здоровья учеников.
Спасибо за внимание.
Слайд 1
Изучение состояния зрения учащихся школы и причин его ухудшения Исследовательская работа МОУ Стодолищенская СОШ Автор работы: Карыкова Анастасия, ученица 10 класса Руководитель: Филимонова Е.В., учитель физикиСлайд 2
Таблица. Виды заболеваний школьников. Виды заболеваний 2008 2009 2010 1.Нарушение осанки 35 33 29 2.Снижение зрения 29 34 33 3. Болезни сердца 13 9 11 4.Болезни органов дыхания 9 9 7 5.Болезни органов пищеварения 5 6 9
Слайд 3
Объект исследования: учащиеся 7 – 11 классов. Предмет исследования : состояние зрения учащихся школы. Цель работы: изучить состояние зрения учеников школы, причины его ухудшения и рекомендовать средства профилактики.
Слайд 4
Задачи исследования: -выявить процент учащихся в 5-11 классах, имеющих различные заболевания глаз; -установить основные причины ухудшения зрения; -проверить соответствие освещенности школьных кабинетов санитарно - гигиеническим нормам; -разработать рекомендации для профилактики ухудшения зрения, физкультминутки для глаз. Методы исследования: - анализ различной литературы; - беседа со школьной медицинской сестрой; - анкетирование школьников; - наблюдения.
Слайд 5
Число учеников с дефектами зрения Класс Общее количество учеников Количество учеников с дефектами зрения Количество учеников с дефектами зрения (%) 7 А 14 1 7 7Б 14 - - 8А 17 3 18 8Б 12 1 8 9А 20 1 5 9Б 12 2 17 10 20 2 10 11 7 2 29 Всего 116 12 10
Слайд 6
Главные причины нарушения зрения, по мнению медиков: наследственные факторы и следствие заболеваний; недостаточное естественное и искусственное освещение; несоблюдение санитарно-гигиенических правил при письме, чтении, работе на компьютере.
Слайд 7
Определение светового коэффициента СК = Sокон / Sпола СК=9,03:45=0,21 Коэффициент искусственного освещения 8,13м 2 / 45 м 2 =0,18 (норма 1:4 - 1:5) (0.20<СК<0.30) Коэффициент заглубления 3,01 м:6 м = 0,5 (норма 1:2)
Слайд 8
Состояние зрения школьников
Слайд 9
Основные причины ухудшения зрения (по мнению учеников): неправильное освещение ; длительное пребывание за компьютером ; длительное пользование сотовым телефоном ; продолжительный просмотр телепередач; наследственность; курение.
Слайд 10
Рекомендации школьников по изменению освещенности в школе: заменить старые окна на новые; изменить систему зашторивания; заменить старые доски; поменять лампы накаливания на лампы дневного света; чаще мыть окна.
Слайд 11
Меры профилактики для сохранения зрения: употребление в пищу черники, моркови; упражнения для глаз, тренажёры; витамины; меньше смотреть телевизор и заниматься на компьютере; больше бывать на свежем воздухе, заниматься спортом.
Слайд 12
Вывод Основными причинами ухудшения зрения являются несоблюдение норм освещенности при работе, нарушение гигиенических правил, в некоторой степени наследственность и сопутствующие заболевания.
Слайд 13
Рекомендации - установить дополнительное освещение над доской; - как минимум 2-3 раза в год мыть плафоны, оконные стёкла; - для леворуких детей использовать дополнительный источник света, учителям учитывать посадку таких детей; - учащихся ознакомить с нормами освещения и оптимальными нагрузками на глаза в соответствии с санитарно - гигиеническими требованиями; - рекомендовать учащимся употреблять в пищу больше ягод и овощей.
Слайд 14
Спасибо за внимание
Акварель + трафарет = ?
«Течет река Волга»
Карандаши в пакете
Про пингвинов
Кто самый сильный?