Вложение | Размер |
---|---|
nir_kirinoy_anastasii_aleksandrovny.doc | 66.5 КБ |
«EXCELSIOR - 2012»
Секция ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕД ОБИТАНИЯ
ОЦЕНКА ПЫЛЕЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА В БУИНСКОЙ СОШ
Кирина Анастасия Александровна, Буинская СОШ, 9 класс
Научный руководитель: Николаева Лилия Андрияновна, учитель химии и биологии, Буинская СОШ.
Введение
Одним из важнейших объектов окружающей среды является атмосферный воздух. Устойчивость биосферы зависит от его чистоты. Под загрязнением воздуха понимается процесс привнесения в него или образования в нем физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказываются на получении растительной массы. Загрязнение воздуха отрицательно влияет на растения, животных, людей, строения, оборудование и различные материалы.
В городе, как и в других местах проживания и деятельности человека различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы.
Естественное загрязнение происходит при стихийных природных явлениях: пожарах, пыльных бурях и др.
Антропогенное загрязнение атмосферы – следствие работы промышленных предприятий города, транспорта, предприятий топливно-энергетического комплекса. Среди них заводы, транспорт, котельные.
Естественное и антропогенное воздействие является причиной запыленности воздуха в нашем районе, заметно возросшей в последнее время. Причин этому несколько: это и увеличение количества транспортных средств. Ухудшение экологического состояния почв, лесные пожары, вырубка и снижение зеленых насаждений и другие.
Мы знаем, что безвредной пыли не существует. Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но главное – пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см3 городского воздуха много сотен тысяч пылинок. В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км2 оседает до 1500 т пыли.
Особенно вредна производственная пыль. Еще М. В. Ломоносов писал о вредности «каменной и земляной пыли». И только спустя 100 лет было исследовано вредное влияние пыли на организм рабочего.
Там, где много пыли в воздухе, много и микробов. В жилом помещении в 1 м2 воздуха их 15-20, на улице до 5 тысяч.
Подсчитано, что количество микробов в 1 м3 воздуха школьного класса до начала занятий 2600, а к концу занятий первой смены достигает 13 500! [1]
Цель работы: определить степень загрязненности воздуха пылью в школе.
Задачи:
Объект исследования – учет пылевой нагрузки.
Предмет исследования – пылезагрязненность воздуха в школе.
Гипотеза исследования связана с предположением о том, что уровень пылезагрязнения воздуха превышает санитарные требования.
Основная часть.
Запыленность воздуха – важнейший экологический фактор, сопровождающий нас повсюду. Пыль — мелкие твёрдые тела органического или минерального происхождения. Пыль — это частички среднего диаметра 0,005 мм и максимального — 0,1 мм. Более крупные частицы переводят материал в разряд песка, который имеет размеры от 0,1 до 1 мм. Под действием влаги пыль обычно превращается в грязь.
Пыль можно подразделить на две большие группы:
1) Мелкодисперсная пыль, состоящая из легких и подвижных частиц размером от 2 до 5 мкм. Такая пыль может находиться в воздухе длительное время – «витать». Она попадает с воздухом в легкие при дыхании, проникает в глубокие отделы дыхательных путей, может накапливаться в организме. Такая пыль вызывает заболевания легких, в первую очередь пневмокониозы (от греч. pneumon - легкое, konia - пыль) в различных модификациях.
2) Крупнодисперсная пыль, состоящая из тяжелых и малоподвижных частиц. Такая пыль быстро выпадает из воздуха при отсутствии ветра, образуя пылевые отложения. Они являются источниками вторичного загрязнения воздуха. В 1 см3 воздуха в закрытом помещении может содержаться до 10 000 000 пылинок различного размера, природы и степени опасности. Пыль может содержать органические вещества (частицы биогенного происхождения – растительного, животного и антропогенного) и неорганические вещества (частицы почвы, строительных материалов, синтетических моющих средств, различных химических веществ и др.). На пылевых частицах могут поселяться вредные микроорганизмы, являющиеся сапрофитами. Несмотря на близость к человеку, сам по себе сапрофит практически безопасен — он не портит продукты и не переносит инфекционные заболевания, как это делают, например, мыши, крысы и мухи. Также клещи не разносят яйца паразитов (в отличие от тараканов и муравьёв), однако мелкие фрагменты клещей (от 10 до 40 микрон) и продукты их жизнедеятельности (особенно фекальные частицы) обладают высокой аллергенностью. Поднявшись в воздух, эти частицы подолгу не оседают, а при вдыхании попадают в дыхательные пути человека, что наиболее опасно для астматиков и аллергиков. На пылевых частицах могут адсорбироваться еще более мелкие частицы вредных веществ (например, тяжелых металлов, органических соединений). Наиболее токсичны пыли, содержащие сложные белковые молекулы и простейшие организмы (живые и отмершие), например, пыль белково-витаминного концентрата, пыль хитинового покрова отмерших бытовых насекомых – мух, тараканов, муравьев. Некоторые виды пыли могут создавать взрывоопасные смеси с воздухом (древесная, хлопковая, мучная) [3].
Очень важно уметь оценивать качество воздуха по содержанию в нем пыли и представлять ее экологическую опасность. Поэтому мы решили изучить запыленность воздуха в помещениях нашей школы.
Метод определения пылевой нагрузки.
Для выполнения работы нам потребовалась: вода, микроскоп с объективом «Х8» (восьмикратное увеличение), пипетка, покровные и предметные стекла для микроскопа.
Пронумеровали предметные стекла от одного до восьми. Нанесли на предметные стекла нанесены по 1 капле воды. Предметные стекла на 15 минут установили на высоте 1 м от пола. Затем накрыли каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом, приготовили микропрепарат. Микропрепарат поместили на предметный столик микроскопа. Добились такого увеличения, чтобы в поле зрения микроскопа была как можно большая площадь капли.
Посчитали количество пылинок в капле и описали их состав:
№ микропрепарата | ЭЭт. | Место отбора образца | Количество пылинок в поле зрения | Расположение пылинок | Форма |
1 | 1 | в классе во время перемены | 17 | По одной, небольшими скоплениями | продолговатая |
2 | в коридоре во время перемены | 65 | По одной | круглая | |
3 | в классе во время урока | 25 | По одной | сферическая | |
4 | в коридоре во время урока | 10 | По одной, небольшими скоплениями | сферическая | |
5 | 2 | в классе во время перемены | 14 | По одной | круглые, продолговатые |
6 | в коридоре во время перемены | 59 | По одной | круглая | |
7 | в классе во время урока | 23 | По одной | круглая | |
8 | в коридоре во время урока | 15 | По одной | мелкие |
Таким образом, относительная запыленность школьных помещений во время перемены значительно больше, чем во время урока. Во время перемены пыли больше в коридорах школы, а во время урока – в классе. Это объясняется местонахождением основного количества учеников[2].
Заключение.
Поставленные в начале работы задачи были полностью выполнены. Полученные нами в ходе работы результаты свидетельствуют, что степень загрязнения воздуха пылью в школе не высокая. Полученные в ходе исследования данные показали, что запыленность воздуха зависит от местонахождения основного количества учащихся.
Проведенное исследование опровергает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать вывод о том, что сильного загрязнения воздуха пылью в школе не обнаружено. Это связано с тем, что в классах и коридорах ежедневно проводят влажную уборку, ученики имеют сменную обувь вне зависимости от времени года.
Список использованной литературы
Снежная сказка
Хризантема и Луковица
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Как нарисовать небо акварелью
Две лягушки