Исследовательская работа, занявшая призовое место в российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР» в 2012\13 учебном году.
Вложение | Размер |
---|---|
rebus_-_zaryadka_dlya_uma.docx | 330.3 КБ |
Российское соревнование юных исследователей «Шаг в будущее, ЮНИОР»
Ребус – зарядка для ума
Секция: «Математика»
Авторы:
Дагдавурян Юрий Сергеевич
учащийся 5 класса, МБОУ СОШ № 10
им. Т.П.Северова г. Туапсе
МО Туапсинский район
Краснодарского края
Научный руководитель:
Андреева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 10
им. Т.П.Северова г. Туапсе
МО Туапсинский район
Краснодарского края
Туапсе
2012
Оглавление
1. Введение ……………………………………………………………………….3
2. Факты из истории ребусов…………………………………………………….4
3. Виды ребусов ………………………………………………………………….6
4. Ребусы, связанные с математическими понятиями………………………...12
5. Заключение ……………………………………………………………………13
6.Использованные материалы………………………………………………….14
I. Введение
Для развития мышления человеку необходимо разгадывать всевозможные головоломки, которых огромное множество, но существует такой вид головоломок, который знаком и взрослым и детям – это ребусы.
Что такое ребус? Это некое тайное письмо, шифр, который может написать, а потом прочитать лишь тот, кто знает специальные секретные правила. Разгадывать ребус несложно – что нарисовано, то и нужно читать. Приобщаться к этому развивающему и увлекательному занятию можно в любом возрасте.
Для многих взрослых людей разгадывание различных ребусов и кроссвордов является одним из самых любимых развлечений в свободное время. Столь приятное времяпровождение, как утверждают ученые, является еще и чрезвычайно полезным. Ведь кроссворды, ребусы и головоломки можно назвать тренажерами для человеческого мозга. Подобный досуг развивает логику, интеллект, память, внимание и даже кругозор. И я хочу узнать, как именно действуют ребусы на мышление человека, а также узнать историю их возникновения.
Цель работы: Изучить роль ребусов в развитии мышления человека.
Задачи:
II. Факты из истории ребусов
«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков» – С.И. Ожегов
Слово «ребус» латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» – «Не словами, а при помощи вещей».). Само по себе слово Ребус означает «вещь», «явление». Это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Ребус – одна из самых популярных и распространённых игр. В ребусе можно зашифровать пословицы, поговорки, отрывки из стихотворений, отдельные фразы и слова.
Самыми первыми составителями ребусов можно считать древних людей, которые на камне и кости выцарапывали рисунки и иероглифы с целью передать в них какую-либо информацию. Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековой геральдике, а также в качестве способствующих восприятию символов в религиозных искусстве и архитектуре.
Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Но тогда это было не загадка в картинках, а балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся» («de rebus quae geruntur»).
Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.
В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году.
В России ребусы появились позднее – в середине XIX века. В 1881 году в России стал издаваться журнал «Ребус», в котором, кроме этих увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию. Этот журнал был очень популярным и просуществовал 20 лет.
Чтобы разгадывать ребусы не требуется энциклопедических знаний или каких-либо специальных умений. Все, что нужно знать, это несколько интуитивно понятных правил, а также умение правильно «идентифицировать» картинки, в чем, в первую очередь, и состоит главная сложность разгадывания ребусов.
III. Виды ребусов
Кроссворд — игра, состоящая в разгадывании слов по определениям.
К каждому слову даётся текстовое определение, в описательной или вопросительной форме указывающее некое слово, являющееся ответом. Ответ вписывается в сетку кроссворда и, благодаря пересечениям с другими словами, облегчает нахождение ответов на другие определения.
Загаданные слова представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку. В классическом кроссворде ячейки имеют вид квадратных клеток, собранных в прямую линию.
Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Любое слово должно быть пересечено как минимум дважды. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки.
Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям).
Слова-ответы должны быть существительными в именительном падеже и единственном числе. Множественное число допускается только тогда, когда оно обозначает единственный предмет (то, что в лингвистике называется pluralia tantum) или единственное число редко употребляется («родители», а не «родитель»).
Во многих языках это правило не имеет смысла (так как одно слово может выполнять роль и существительного, и прилагательного, и даже глагола) и не соблюдается.
Сетка классического кроссворда (соблюдена поворотная симметрия):
Сканворд– один из самых популярных видов кроссворда. Определения слов даются в ячейках прямо внутри сетки, а слова-ответы вписывают по направлениям, указанным стрелками. Определения в сканвордах могут носить ассоциативный характер (например, верным ответом на определение "Клоун" может быть Цирковой шут, Олег Попов и т.д.). В сканвордах, как и в кроссвордах Й = И, а Ё = Е.
Судоку — популярная головоломка с числами. В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно».
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз.
Сложность судоку зависит не от количества изначально заполненных клеток, а от методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы.
Математический ребус – задание на восстановление записей вычислений.
Математические ребусы обычно используются для развития логического мышления у школьников, поскольку их решение построено на логических рассуждениях.
Математические ребусы бывают нескольких видов, например:
Некоторые математические ребусы имеют несколько вариантов решения. При разгадывании математических ребусов обычно условием ставится проверка всех возможных вариантов.
Есть несколько общих правил:
1) если в математическом ребусе используются несколько букв, и найдено соответствие между какой-то буквой и цифрой, то другие буквы эту же цифру обозначать не могут;
2) ноль не может быть крайней левой цифрой в числе.
Детские ребусы - это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас ребёнка. А правила разгадывания ребусов достаточно просты.
Апостроф обозначает, что нужно убрать букву. Если апострофа два, три и больше - в этом случае буквы нужно отнимать по количеству апострофов: с + (кор) ова = сова.
Если из слова нужно выбросить букву или слог, их пишут сверху над словом (или под словом) и перечеркивают: де (ре) во + чка = де во чка.
Если необходимо заменить в слове один слог (или букву) на другой, сверху над словом также будет указано, что один слог равен другому: сос (к) а = сос (н) а.
Может быть так, что буквы, находящиеся в слове стоят не по порядку. Тогда сверху над картинкой указывается нужный порядок букв: слон + це = солн це
В ребусах часто используют ноты: фа + соль = фасоль.
Если картинки размещены друг под другом, то это расшифровывается как "НА", "НАД", "ПОД": под А рок = подарок.
Буква, составленная из других букв, расшифровывается как "ИЗ". Если маленькими буквами "Б" изобразим большую "А", то получится "ИЗ Б А":
В букве "О" находится слог "ЛЯ", получаем В-О-ЛЯ, т.е. "ВОЛЯ":
Если одна буква изображена за другой буквой, то это расшифровывается как "ЗА" или "ПЕРЕД":
IV. Ребусы, связанные с математическими понятиями
В этих ребусах я зашифровал математические понятия.
1. Разность: РАЗ ТЬ
2. Делимое: ДЕ Е
3. Делитель: Д ИТ
4. Литр: ТР
5. Уравнение: У ЕНИЕ
V. Заключение
Изучив виды ребусов и способы их решения, я убедился в том, что разгадывание ребусов способствуют развитию мышления человека.
Узнал много интересного из истории ребусов. Научился решать различные ребусы.
Составил ребусы, связанные с математическими понятиями.
Разгадывание ребусов, а особенно их придумывание – это увлекательный способ развития мышления.
Хороший ребус — это отличная зарядка для ума и эффективная тренировка внимания, восприятия, воображения, памяти, целеустремленности, собранности и многих других личностных качеств.
VI. Список литературы.
Самый богатый воробей на свете
Хитрость Дидоны
Сочные помидорки
На горке
Рисуем акварельное мороженое